что значит специализированный дом ребенка
Дом ребенка
Дом ребенка — это государственное лечебно-воспитательное учреждение для детей от рождения до 3 лет. В специализированных домах ребенка содержатся дети с дефектами физического или психического развития, с тяжелыми нарушениями слуха и речи до 4-летнего возраста. В дом ребенка принимаются: сироты, дети одиноких матерей, покинутые дети, а также дети, родители которых по суду лишены родительских прав или отбывают наказание.
Дома ребенка находятся в ведении органов здравоохранения, и дети принимаются туда только по путевкам местных органов здравоохранения. В доме ребенка дети содержатся за счет государства.
Кроме путевки должны быть представлены свидетельство о рождении ребенка, сведения о состоянии его здоровья, справка о месте работы и месте жительства родителей или родственников (если таковые имеются), документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания своих детей, и др. Детям неизвестных родителей при приеме дают фамилию, имя, отчество, после чего в 3-дневный срок регистрируют в загсе на основании акта о приеме.
Сведения о детях, поступивших в дом ребенка или выписанных из него, направляются в адресный стол.
Возглавляет работу дома ребенка главный врач (педиатр). На каждые 40 детей в штате дома ребенка предусмотрена ставка врача-ординатора. В группах помимо педагогического персонала работают средние и младшие медицинские работники.
Дома ребенка обычно организуются на 30-100 мест, размещаются в специальных помещениях, где для каждой группы должны быть предусмотрены следующие помещения: раздевалка, столовая, спальня, веранда и туалетно-ванная комната.
При домах ребенка организуется попечительский совет, задачей которого является оказание помощи администрации в наиболее целесообразном использовании средств, отпускаемых на содержание дома ребенка, а также наблюдение за правильной организацией жизни детей.
Дети, поступающие в дома ребенка из родильных домов и карантинов-распределителей, направляются непосредственно в группы, а дети, поступающие из семей и стационаров, должны пройти карантин сроком в 21 день. Для этого в доме ребенка организуется приемно-карантинная группа, число коек в которой составляет 10—12% от общего числа мест в доме ребенка, но не превышает 13 коек.
При одновременном заполнении карантинной группы срок карантина заканчивается у всех детей одновременно, при постепенном поступлении — со дня приема последнего ребенка. Если карантинная группа боксирована, карантин устанавливается для каждого ребенка индивидуально на 21 день.
Принимает детей дежурный врач. Он осматривает каждого ребенка, собирает по возможности полный анамнез, заносит данные в «Журнал приема детей в дом ребенка» и «Историю развития ребенка».
Нервно-психическое развитие детей и особенности поведения ориентировочно определяет старший воспитатель. Врач и старший воспитатель назначают ребенку режим дня, необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия.
Врач ежедневно осматривает детей карантинной группы, записывает данные об их состоянии в «Историю развития ребенка». Дважды (в течение недели со дня поступления и в конце периода адаптации) производится совместный осмотр главного врача, невропатолога, педолога, логопеда.
В течение первых 3 дней после поступления дети должны быть обследованы на бациллоносительство. На каждого ребенка заводится индивидуальный температурный лист, а на детей до 1 года — индивидуальный лист питания. Врач делает записи в листе назначений. Медицинская сестра отмечает температуру ребенка, массу тела, частоту и характер стула, состояние и поведение каждого ребенка, количество съеденной пищи и выполнение назначений врача.
После окончания срока карантина ребенка переводят в группу, соответствующую его возрасту или уровню психомоторного развития. Выделяют группы 1-го, 2-го, 3-го годов жизни и смешанные группы.
После поступления детей в группы медицинские работники и воспитатели осуществляют текущее медицинское наблюдение за детьми. Целью текущего контроля является ранняя профилактика заболеваний в группе, переутомления детей в коллективе, а также выявление индивидуальных особенностей в поведении детей.
Текущий контроль осуществляется в каждой возрастной группе многократно в течение дня по показателям здоровья и поведения.
К показателям поведения относятся: преобладающее эмоциональное состояние и настроение, характер и длительность засыпания и сна, аппетит, характер бодрствования, взаимоотношения со взрослыми и детьми, наличие или отсутствие отрицательных привычек, проявление индивидуальных особенностей, таких как раздражительность, утомляемость, вялость, навязчивость и т. п.
Контроль за динамикой состояния здоровья и развития детей осуществляется при углубленных педиатрических осмотрах в установленные сроки. В эти же сроки старший воспитатель дома ребенка осуществляет контроль за нервно-психическим развитием детей.
Ежегодно в доме ребенка проводится диспансеризация детей специалистами детских поликлиник.
Если ребенок заболел, врач указывает в «Истории развития ребенка» время (час) осмотра и перевода в изолятор, диагноз. После этого назначает режим, диету, медикаментозную терапию, ЛФК, физиолечение, указывает при необходимости отмену препаратов, получаемых ранее, назначает анализы, гигиеническую ванну. Одновременно делается запись в «Амбулаторном журнале» (ф. 074/у).
Для изоляции и лечения заболевших детей при каждом доме ребенка организуется изолятор из расчета не менее 10% от общего количества коек.
Изолятор может быть использован для лечения заболевших только при наличии соответствующих условий: надлежащего оборудования, консультации необходимых специалистов.
Помещение изолятора должно быть обособлено от групп, иметь отдельный выход на улицу и сообщаться с главным зданием.
Дежурный врач ежедневно осматривает детей в изоляторе и заносит данные осмотра в «Историю развития ребенка». Также может быть рекомендовано ведение ребенка в изоляторе непосредственно врачом его группы.
Непосредственный уход и выполнение назначений врача осуществляет медицинская сестра изолятора.
Старший воспитатель руководит воспитательной работой с больными в изоляторе, ведет наблюдение за детьми.
При выздоровлении врач пишет эпикриз, делает заключение и назначения по режиму, питанию, закаливанию, ЛФК и отмечает дифференцированный срок отвода от прививок. Окончательный диагноз вносят в лист уточненных диагнозов «Амбулаторного журнала».
При возникновении у ребенка заболеваний, подлежащих диспансерному учету, на него заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф. 030/у) и проводятся все лечебно-оздоровительные мероприятия, как и с любым другим больным с хронической патологией.
При необходимости производится соответствующая работа по реабилитации, которая позволяет сократить инвалидизацию детей по отдельным нозологическим формам в 2-3 раза, добиться коррекции нарушений по ведущим линиям развития (речевая, сенсорная, двигательная). В комплексной реабилитации детей применяются методы
восстановительной терапии, а также совершенные технологии педагогической коррекции и сигнализации.
Прививочная работа в доме ребенка осуществляется в соответствий с графиком. В день планируемой прививки делается запись о возможности ее проведения (отмечаются температура, вид прививки) или указывается отвод (причина, время, на которое откладывается проведение прививки).
Дети с инфекционными заболеваниями и тяжелыми формами неинфекционных заболеваний, требующими стационарного обследования и лечения, госпитализируются в больницы соответствующего профиля.
Важными разделами работы врача дома ребенка являются назначение и контроль за режимом, соответствующим возрасту и гигиеническим требованиям. Кроме того, врач дома ребенка осуществляет контроль за питанием детей. Рацион питания составляется на каждого ребенка индивидуально в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.
Из дома ребенка дети выбывают к родителям, на патронат, на усыновление или же по достижении 3-4 лет переводятся в дошкольные детские дома или дома-интернаты социального обеспечения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Приложение. Типовое положение о доме ребенка
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 12 апреля 2012 г. N 344н
Типовое положение о доме ребенка
1. Настоящее Типовое положение регламентирует деятельность домов ребенка, являющихся медицинскими организациями.
4. Дом ребенка осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, настоящим Типовым положением и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, международными актами в области защиты прав детей.
5. Задачами дома ребенка являются:
содержание детей на основе полного государственного обеспечения;
обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;
создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико-социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;
поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями), родственниками детей и иными гражданами.
6. Дом ребенка осуществляет следующие функции:
прием детей, динамическое медицинское наблюдение за состоянием их здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;
уход за детьми и их воспитание, в том числе физическое воспитание, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие детей;
организация и проведение мероприятий по охране здоровья детей, в том числе по комплексной оценке состояния здоровья детей, осуществление профилактических, диагностических, лечебных и оздоровительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и рецидивов детских болезней, инвалидизации;
проведение мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, анемии и рахита;
организация и проведение профилактических осмотров воспитанников с привлечением специалистов в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г. N 20144);
оказание медицинской помощи детям, включая диагностику и лечение заболеваний, не требующих стационарной помощи;
диспансерное наблюдение детей, страдающих хроническими заболеваниями;
проведение восстановительного лечения, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации (абилитации) детей, их социальной адаптации;
реализация индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
проведение иммунопрофилактики детей;
при наличии медицинских показаний направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи, восстановительного лечения, медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения с информированием родителей (усыновителей) детей;
направление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на медико-социальную экспертизу для оформления инвалидности;
направление детей с нарушениями слуха, выявленными в акушерских стационарах, детских поликлиниках на первом этапе аудиологического скрининга, в центры реабилитации слуха для углубленной диагностики (второй этап аудиологического скрининга);
направление детей с перинатальным контактом ВИЧ-инфекции, детей с ВИЧ-инфекцией на обследование и лечение в центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями в период диспансерного наблюдения;
осуществление мероприятий по компенсации и (или) коррекции недостатков физического и (или) психического развития детей, отклонений в их поведении;
разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинской помощи, оказываемой детям, и воспитательного процесса;
организация, обеспечение и оптимизация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, режима дня, рационального питания и двигательного режима детей;
ведение медицинской документации в установленном порядке;
взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей;
установление и осуществление опеки в целях защиты прав и интересов детей в отношениях с любыми лицами;
взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам соблюдения прав и законных интересов детей, в том числе семейного устройства детей;
взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и иными гражданами в целях восстановления и (или) сохранения родственных связей детей, временной передачи детей в семьи граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации;
оказание консультативной и методической помощи законным представителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
защита личных и имущественных прав и законных интересов детей;
повышение профессиональной квалификации медицинских, педагогических и иных работников дома ребенка.
7. На должность главного врача дома ребенка назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальности «педиатрия», «лечебное дело» или «организация здравоохранения», имеющий сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и прошедший специальную подготовку по менеджменту в здравоохранении, а также имеющий стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
8. На должность врача дома ребенка назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879), по специальностям «педиатрия», «лечебное дело», имеющий сертификат специалиста по специальности без предъявления требований к стажу работы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
9. Структура, штатная численность дома ребенка определяются в соответствии с объемом проводимой медицинской, воспитательной и социальной работы, числа детей, пребывающих в домах ребенка, и утверждается приказом главного врача ребенка.
10. В доме ребенка предусматривается:
изолятор для поступающих детей (карантинная группа) (не менее 10% от количества мест в доме ребенка);
изолятор для заболевших детей (10% от количества мест в доме ребенка);
физиотерапевтическое отделение или кабинет;
массажный кабинет (зал);
кабинет для физиотерапевтического лечения;
кабинет для проведения тепловых процедур;
отделение (кабинет) реабилитации (абилитации);
кабинет (помещение) для психологической разгрузки и социальной адаптации детей;
комната для сенсорных занятий;
зал для занятий физической культурой;
зал для занятий лечебной физкультурой;
зал для групповой кондуктивной терапии;
зал для музыкальных занятий;
кабинет главного врача;
ординаторская (в специализированных домах ребенка);
кабинеты для врачей;
кабинет старшей медицинской сестры;
кабинет сестры диетической;
кабинеты для педагогов (логопедов, психологов);
кабинет для старшего воспитателя;
помещение для архива;
групповое помещение (группа), включающее игровую комнату, столовую, спальное помещение, санитарную комнату (туалет, ванную);
административно-хозяйственное подразделение со вспомогательными службами.
11. При доме ребенка может быть организован попечительский совет.
Что значит специализированный дом ребенка
К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: дом ребёнка, приют, Детский дом, ДДИ. Виды учреждений различаются в зависимости от назначения (образовательные, воспитательные, смешанные и т. д.), возраста ребенка и состояния его здоровья. Они могут быть государственными (их подавляющее большинство) и негосударственными.
Справка:
В 2015 году в России насчитывалось 720 детских домов. Бывший детский омбудсмен Павел Астахов считает, что их количество можно сократить вдвое к 2018 году.
Данные на 2014 год:
144 детских дома для инвалидов, 176 домов ребёнка, 615 приютов.
Больница
Иногда детей-сирот, особенно в регионах, по социальным причинам помещают в больницу. Например, в регионе, где мало ВИЧ-положительных, вдруг выявляется ребёнок с ВИЧ и социальные работники боятся поместить его в детское учреждение. Хотя в других регионах, где много детей с подобным диагнозом, они живут в общих детских домах и это никого не пугает. В больнице может оказаться ребёнок со множественными редкими заболеваниями, когда в детском доме не знают, как за ним ухаживать. Или просто в там нет мест. В подобной ситуации ребёнок-сирота может жить в больнице месяцами и даже годами.
Социальный приют
Место оперативного временного размещения детей. Ребенок, находящийся в приюте, официально может не быть сиротой. Пока ребёнок находится в приюте, социальные службы должны активно работать с кровной семьёй, чтобы его, если есть такая возможность, вернуть в семью без изменения юридического статуса. Иногда одни и те же дети в один и тот же приют попадают несколько раз. Например, сотрудникам опеки известно, что у мамы происходят сезонные обострения шизофрении, или родителю нужно лечь в больницу, тогда органы опеки и попечительства могут на это время забрать ребенка и поместить в приют.
Социально-реабилитационный центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей — выполняет функции координатора по направлению детей в соответствующие учреждения на постоянное пребывание.
Дом ребенка
Учреждение для воспитания и оказания помощи детям до трех лет (например, в результате отказа родителей взять ребенка из роддома), детям матерей-одиночек, а также детям-инвалидам. Различают дома ребенка общего типа и специализированные — для детей с поражением центральной нервной системы, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и другими. Это медицинские учреждения, принадлежащие к системе здравоохранения. В возрасте между тремя и четырьмя годами ребенка должны перевести в Детский дом.
Детский дом
Учреждение для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов. Совмещает функции собственно «дома» и дошкольного образовательного учреждения (детского сада) или начальной школы. Из дома ребенка в Детский дом детей переводят по решению суда на основании лишения родителей родительских прав. Иногда в школьном возрасте детей передают в школу-интернат, и они там находятся до 18 лет.
Санаторный Детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.
Специальный (коррекционный) Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Для помещения в нее ребенка необходимо заключение медико-психологической экспертизы.
Детский дом-интернат
Медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации.
В ДДИ — на основе заключения врачей медико-педагогической комиссии — попадают дети, которые по состоянию здоровья не могут учиться и жить в неспециализированном детском доме.
Экспертное мнение:
Алена Синкевич
« На практике ситуация очень зависит от наличия мест. Я знаю много примеров, когда дети, которые должны были быть в ДДИ, оказываются в детском доме, и наоборот. То есть, решение медико-педагогической комиссии подстраивается под наличие мест. В составе этой комиссии дипломированные врачи и педагоги, но, по моему опыту, они довольно мало понимают в приёмных детях и возрастной детской психологии. Потому что такой фактор, как испуг, и то, что ребёнок не может себя не в лучшем виде проявить на комиссии, по-моему, не учитывается никогда. В конечном счете социальные причины на помещение ребенка влияют очень сильно — где есть свободные места, туда и помещают. »
Сейчас большинство вышеперечисленных госучреждений переименовывают в Центры содействия семейному воспитанию, потому что они должны устраивать детей в семью. Тем не менее, темпы развития форм устройства детей-сирот в семьи россиян не слишком впечатляют: в сиротских учреждениях страны находятся более 260 тыс. детей.
Результатом проживания детей в учреждении часто является психическая депривация (невозможность удовлетворения основных психических потребностей); им ставится диагноз «психосоциальная карликовость» — отставание в развитии практически по всем параметрам. Мировая практика показывает, что для минимизации социально-психологических последствий воспитания в учреждении необходимо, чтобы вместе проживали не более 12 детей. Поэтому надо создавать в детских домах и школах-интернатах условия, приближенные к семейным. При этом госучреждения нельзя ругать огульно: в первый момент, когда ребёнок оказался сиротой, они не дают ему умереть. Очень важно, что есть место, куда ребёнка можно привести — он будет сыт, согрет и в безопасности. Тут и должна начаться работа по его семейному устройству.
« Для ребенка пребывание в госучреждении – плохо в любом случае, потому что жизнь в структуре групп не отвечает тому, как устроена основная часть общества за пределами сиротского учреждения. Ребёнок, который длительно живёт в этой структуре, не понимает, что общество устроено иным образом, общество разделено на семьи. Что в обществе надо принимать самостоятельные решения, что у людей формируются желания и они к ним стремятся, их достигают.
Среда любого детского учреждения по структуре больше всего напоминает тюрьму.
В детском учреждении у ребенка развивается несколько видов депривации: эмоциональная — поскольку у него нет значимого и близкого взрослого, а ребёнок не может расти без взрослого, всё, что делает ребёнок, должно делаться с поддержкой взрослого или для взрослого. У него нет взрослого, а значит, нет ни стимула, ни поддержки, ни мотивации
Ребёнок, которого мало трогают, обнимают, целуют, испытывает совершенно объективные сенсорные дефициты —
тактильные, а кроме того зрительные, слуховые и все остальные, потому что он живёт в обеднённой среде. У обычных детей на фоне большого количества самой разной сенсорной информации, мозг тренируется её сортировать: ребенок умеет, находясь в помещении, где разговаривают сразу много людей, слышать только своего собеседника, или он может прийти в комнату, где слишком яркое освещение, и отфокусировать своё зрение так, чтобы выставить естественный фильтр, стать менее восприимчивым. И так по каждому параметру — человек учится приспосабливаться к среде. Сироты, живя в обеднённой среде, выходят в мир неприспособленными. Кроме всего прочего, они физически отстают в развитии: когда ребёнок живёт в детском учреждении, у него очень высокий уровень стресса, который тормозит работу гормона роста. Поэтому дети отстают в физическом развитии, а также в эмоциональном, речевом и в развитии мелкой моторики, которая на влияет развитие речи. Все это происходит от недостатка персонального внимания.
В самом ли деле любая кровная семья лучше любого госучреждения? Не совсем.
Травма насилия гораздо тяжелее других травм.