что значит специальность управление персоналом
Как стать HR-ом, или Где учат управлению персоналом?
Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Вам нравится взаимодействовать с людьми? Возможно, у вас получится стать хорошим HR-ом. Рассказываем, что это за профессия и в каких вузах можно научиться управлению персоналом.
Чем занимается HR-специалист?
HR расшифровывается как «human resources», что буквально переводится с английского как «человеческие ресурсы». И в широком смысле эйчар реализует стратегию развития компании.
А на деле всё примерно так:
Допустим, есть компания, которая занимается генетическими исследованиями. В ближайшие 5 лет она планирует разработать лекарства для лечения генетических заболеваний. Как здесь пригодится HR-менеджер? Именно он найдет ведущих специалистов по генетике с нужным опытом, знаниями и интересами. Из этих людей HR сформирует эффективную команду, которая приступит к работе и добьется результатов. Он будет вдохновлять их на работу, следить за их успехом и разрешать споры между ними.
Управление персоналом: в какой вуз идти?
Эйчар постоянно работает с людьми: подбирает обучение, определяет лучшие сферы деятельности, прививает ценности компании. Иными словами, основная цель его работы – грамотное управление человеческими ресурсами.
Поэтому в любой компании у HR-а 3 основные задачи:
Иногда в обязанности HR-а входит еще и работа с документами: оформление трудового договора и трудовой книжки, ведение личных дел сотрудников. Но в крупных компаниях этим будет заниматься сотрудник кадровой службы.
По каким направлениям может работать HR?
В крупных компаниях обычно есть целые HR-отделы, в которых эйчары работают по самым разным направлениям. Вот 5 самых интересных и перспективных:
Сколько зарабатывает эйчар?
На начальных позициях HR будет зарабатывать в среднем 40-50 тысяч рублей в месяц. На середине карьерного пути можно рассчитывать на куда более высокие зарплаты — от 90 до 200 тысяч рублей:
Доход эйчара также зависит от сферы, в которой он работает. Например, в IT сейчас можно получать не меньше 100 тысяч в месяц.
Кому подойдет профессия HR-a, а кому — нет?
В управлении персоналом невозможно избежать общения с людьми. Поэтому любому HR-у необходимы как минимум эти пять качеств:
Очень сложно в этой сфере будет интровертам и людям, предпочитающим работать в одиночку.
Если же говорить о навыках, которые пригодятся HR-у, то можно выделить эти три:
На каких направлениях надо учиться, чтобы стать HR-ом?
Согласно перечню Министерства образования, в России есть одно направление подготовки, напрямую связанное со сферой HR:
Однако эксперты не уверены, что профильное образование всегда необходимо. Поэтому часто HR-ми становятся выпускники смежных направлений подготовки:
Важно: если вы планируете работать эйчаром, например, в IT или юриспруденции, хорошо иметь знания и/или опыт в этих сферах. А иногда в управление персоналом можно прийти оттуда напрямую, пройдя дополнительные курсы.
Топ-7 вузов, в которых учат управлению персоналом
Научиться управлять персоналом и стать HR-ом можно во многих университетах и институтах России. Мы подобрали для вас лучшие из них:
Подсказка: полный список вузов и программ с направлением подготовки «38.03.03 — Управление персоналом» смотрите здесь.
Какие экзамены надо сдавать, чтобы стать HR-ом
Для того, чтобы получить профильное образование в сфере управления персоналом, обычно требуется три ЕГЭ;
Иногда может пригодиться еще и английский язык.
Совет: уточняйте список экзаменов, а также минимальные баллы напрямую на сайте вуза.
Профессия HR-менеджер: чем занимается и сколько зарабатывает специалист по управлению персоналом
Человеческий ресурс ― один из самых важных в развитии бизнеса, а управление им отведено менеджерам особой квалификации. Современный специалист по управлению персоналом — далеко не привычный «кадровик» из прошлого. Его задачи — куда шире, а ценность для компании высока, независимо от масштабов бизнеса.
Чем же занимается этот специалист в компании? Как им стать? Каковы плюсы и минусы профессии? И сколько зарабатывает HR-специалист сегодня? Об этом читайте в обзоре ФАН.
Особенности профессии HR-специалист
Главная задача менеджера по HR ― обеспечить бизнес персоналом, который создаст возможности для развития и роста компании, повышения ее конкурентоспособности на рынке. Для этого специалист выполняет:
В своей повседневной деятельности он добивается создания таких условий для сотрудников, которые позволяли бы им в полной мере проявлять свой талант, достигать целей, что в конечном счете позитивно сказывается на развитии бизнеса. Но в стремлении сделать жизнь коллектива лучше, специалисту по управлению персоналом важно соблюдать баланс.
Факт. Если перестараться в попытках угодить всем и каждому, работоспособность персонала снизится и бизнес пострадает. Если же оставаться только на стороне работодателя, добиваясь от персонала выполнения задач любой ценой, это приведет к формированию негативной атмосферы в компании и постоянной текучке кадров.
Плюсы и минусы профессии HR-менеджера
У этой специальности много достоинств. HR-менеджеры всегда находятся в центре внимания. Они много общаются: проводят собеседования с кандидатами на вакантные должности, тренинги и индивидуальные консультации с сотрудниками, организуют мероприятия, что вносит разнообразие в трудовые будни. Наконец, HR-менеджер, как правило, входит в руководящее звено компании или выступает советчиком руководителя: к нему прислушиваются директора и топ-менеджеры.
Среди минусов профессии HR-специалиста можно отметить следующие.
Различия между специалистом по кадрам и HR-ом
«Кадровики» ведут трудовую документацию сотрудников. Они оформляют приказы о приеме на работу и увольнении, вносят записи в трудовые книжки, формируют карточки сотрудников, в которых фиксируют изменения в должностях. По большей части специалист по кадрам работает с бумагами.
Профессия HR-специалиста требует работы с людьми, поэтому специалист нуждается в следующем:
Менеджер по управлению персоналом должен любить людей, стремиться к общению с ними и получать от этого удовольствие. От него требуется уважение к каждому сотруднику, независимо от того, какую роль тот играет в компании: работает ли на руководящем посту или трудится уборщиком. HR-специалист должен создавать комфортные и продуктивные условия труда для каждого сотрудника, на всех уровнях организации.
От него также требуются:
Одна из важных черт специалиста — наличие двух уровней мышления. Он должен мыслить глобально, «сканируя» ситуацию в компании и определяя направления работы с персоналом, которые помогут достичь заданных целей: реализовать проект, развить новое направление или избежать напряженности в коллективе. В то же время он должен мыслить детально, быть внимательным к нюансам поведения сотрудников, улавливать изменения в настроении отдельных из них, оценивая риски возможных конфликтов.
Где учиться HR-менеджменту
Чтобы освоить специальность, можно получить среднее специальное или высшее образование. Внимание обращают на учебные заведения, в которых осуществляется обучение специальности «Менеджмент». Эта специальность представлена в каталогах профессий как крупнейших вузов страны, например Московского государственного гуманитарно-экономического университета или Национального исследовательского университета «МИЭТ», так и в крупных региональных учебных центрах:
Некоторые учебные заведения предлагают обучение этой специальности дистанционно, без необходимости уезжать в другой город для получения навыков профессии. Также освоить ее можно в колледже, получив среднее специальное образование. Специальность представлена в учебных программах колледжей экономического направления.
Наличие высшего образования желательно для специалиста по HR. Как правило, выпускники вузов обладают большим запасом знаний и навыков, чем выпускники колледжей. Однако необязательно образование должно быть строго по специальности. Отличные управленцы персоналом получаются из психологов, экономистов, даже юристов и журналистов, которые обладают хорошими организаторскими способностями, стремятся к получению новых знаний, посещают профессиональные семинары и конференции и всегда открыты к общению с людьми.
Факт. При наличии высшего образования решить вопрос, где учиться управлению персоналом, помогут курсы. Такие проводят школы профессий, образовательные порталы и институты дополнительного профессионального образования. Обучение может быть очным или дистанционным. А по окончании курсов слушатель получит сертификат, подтверждающий новую квалификацию.
Возможности трудоустройства и заработка HR-специалиста
У менеджера по управлению персоналом не возникнет трудностей с трудоустройством в крупном городе. Бизнес становится все более ориентированным на людей, так как квалифицированные и сплоченные общей идеей сотрудники являются основой его успеха. Эти тенденции российский бизнес перенимает от бизнеса западного, но в регионах они еще не столь сильны. Поэтому перспективы трудоустройства выше в столице и крупных региональных центрах. Найти работу можно попробовать как в большой компании, так и в маленькой ― активно развивающемся стартапе или бизнесе сферы инноваций, IT.
В регионах шанс трудоустройства выше на крупных предприятиях. В компаниях, где трудятся более 100 человек, как правило, существует должность специалиста по управлению персоналом. Если численность сотрудников выше, на предприятии может быть создан целый HR-отдел из 2–10 сотрудников.
Уровень заработной платы различается в зависимости от региона. По данным онлайн-сервиса по трудоустройству, в столице специалист может претендовать на оплату от 50 тысяч на начальном этапе карьеры до 120 тысяч рублей при наличии опыта и в уверенно развивающейся компании. В регионах зарплаты начинаются от 25 тысяч и достигают 80 тысяч рублей.
Кем работать по специальности управление персоналом?
Тяжело представить работу какого-либо крупного предприятия или организации без кадровой службы, ведь трудовой путь каждого человека начинается именно с общения с сотрудниками отдела кадров.
На сегодняшний день продолжают происходить положительные изменения в области управления персоналом, и кадровики становятся людьми, которые не просто следят за надлежащим оформлением личных дел работников предприятия, но и имеют возможность влиять на трудовой коллектив путем применения различных методик повышения эффективности труда и достижения высокого уровня отдачи персонала на благо организации.
Определение и сущность управления персоналом
Управление персоналом, или менеджмент эйчар, – это область деятельности, которая направлена на формирование в организации качественного персонала. На работников управления персоналом возложены следующие основные обязанности:
Образование в области управления персоналом
Профессия управление персоналом требует наличия специального образования и определенных внутренних качеств, от которых зависит, будет ли успешной для человека его трудовая деятельность в этой области.
Сегодня множество высших учебных заведений с экономическим уклоном предоставляют возможность получить должное образование по данному направлению.
Во время обучения можно изучить такие направления, как психология, экономика различных уровней, делопроизводство, социология, политология, менеджмент, а также правовое обеспечение управления персоналом и множество других дисциплин, которые помогут будущему специалисту овладеть необходимыми знаниями и умениями для работы с людьми.
Стоит отметить, что получить образование в этой области можно как на дневной, так и на заочной форме обучения. Более востребованными сотрудниками в этой области считаются те люди, которые окончили магистратуру по данной специальности.
Что входит в обязанности специалиста по управлению персоналом
В основные обязанности HR-менеджера (специалиста по кадровым вопросам) входит:
Типы специалистов в работе по управлению персоналом
Исходя из того, что в сфере управления человеческими ресурсами за последние годы происходило много изменений и данная область получила широкую востребованность, специалистам стало тяжелее развиваться и работать во всех направлениях управления персоналом. Этот фактор повлек за собой их разделение на условные типы.
Менеджеров по управлению персоналом можно разделить на следующие типы:
Особенность каждого из этих типов в вариантах реализации профессиональных устремлений человека в области управления человеческими ресурсами от предприятия или организации, где задействован специалист по персоналу.
Диагносты
Как правило, в диагностах нуждаются кадровые агентства либо крупные предприятия, имеющие потребность в новых кадрах. Задача диагноста эйчар – это в первую очередь оценка персонала, а другими словами, комплексная диагностика сотрудника и его личного дела.
В случае с кадровыми агентствами, деятельность которых направлена на подбор сотрудников для различных организаций, диагносты особое внимание уделяют изучению личных дел, резюме, анкет и биографий кандидатов на должности. Их основная цель — обезопасить компанию-заказчика от непрофессиональных кадров.
Очень часто в кадровых агентствах работают head-hunter (охотники за головами) – специалисты, которые ориентируются исключительно на опытные и профессиональные кадры.
Часто случается, что для того, чтобы удовлетворить потребность определенной организации в сотрудниках, «охотник за головами» переманивает уже трудоустроенных профессионалов компаний и фирм. Специалисты head-hunter отличаются высокими навыками в области психологии и обладают обширными связями со многими фирмами.
Тренер-менеджеры
Тренер-менеджеры задействованы в различных компаниях, проводящих тренинги для организаций по разнообразным программам. Специалисты в области управления персоналом проводят семинары и тренинги по продажам, адаптации персонала в организации, командообразованию и лидерству, созданию кадрового резерва, управлению временем.
Важно, что тренинг-менеджеры должны уметь не только правильно преподносить информацию на тренингах, но и разрабатывать обучающие программы.
Консультанты
Основная задача консультанта – правильно преподнести человеку знания и передать свой опыт в области управления персоналом другому человеку. Одна из особенностей, которой должен обладать HR-консультант – многогранность мышления.
Консультанты, являясь психологами, также должны быть хорошими экономистами. Требуется это для того, чтобы осуществить правильные расчеты экономических рисков, различных затрат, выгод, а также владеть спецификой маркетинга.
Карьера консультанта многоступенчата, такие специалисты должны обладать навыками и умениями профессии управления персоналом.
Администраторы
Административный тип в профессии управление персоналом – самый многогранный, так как в нем объединены все предыдущие. Достичь так называемого высшего административного уровня крайне тяжело, и для этого требуется много времени, теоретического и практического опыта.
К данному типу относятся руководители службы управления персоналом.
Руководители службы или отдела в области HR взаимодействуют со всеми структурными подразделениями организации и их непосредственными руководителями и несут персональную ответственность не только за деятельность своего отдела, но и за подбор, найм и организацию трудовой деятельности в рамках организации.
Помимо вышеперечисленного, администраторы обязаны организовывать и кадровое обеспечение управления персоналом в рамках целостной системы предприятия. С такой крайне ответственной задачей могут справиться специалисты, имеющие соответствующее образование и собственный опыт в управлении человеческими ресурсами.
Стоит отметить, что в высших учебных заведениях с правовым и экономическим уклоном можно получить образование по специальности «управление персоналом», что уже подразумевает под собой возможность достижения успехов в администрировании.
Управление персоналом кем работать
Управление персоналом – это одно из наиболее перспективных направлений на сегодняшний день. В нем появляются всё новые и новые профессии. У каждой из них свои особенности, о которых нужно узнать заранее.
Важно знать, что в течение последних пяти-семи лет это направление стало особенно популярным. Поэтому многие думают о том, кем работать в области управления персоналом. Это вполне логично, ведь эти специальности обладают внушительным карьерным потенциалом и являются высокооплачиваемыми.
Специфика профессии
Многие интересуются, кем можно работать при управлении персоналом. Эта деятельность подойдёт не для каждого. Она требует вести постоянное общение, часто думать и производить анализ поступающих сведений.
Если всё сказанное вас устраивает, тогда данная работа для вас. Существуют разные направления менеджмента, в которых можно работать при управлении персоналом. Всё многообразие сотрудников в области кадров можно классифицировать на 4 вида:
Любая деятельность, которая относится к работе с сотрудниками, зависит непосредственно от компании и её работников отдела кадров, которые участвуют в трудовом процессе. Особенную популярность в этой области имеют внешние специалисты: консалтинговые и кадровые агентства. Они помогут подобрать наилучших кандидатов на требуемую должность.
Если вы ищите, кем работать в управлении персоналом, необходимо нацелиться на высокую квалификацию и компетенцию. Производственная работа связана как с наличием ряда специальностей, так и с освоением специализированного производственного направления. Величина компании влияет численность специалистов, которые работают по специальности управление персоналом.
Работа диагностом
Данный вид управления используется как в кадровых агентствах, так и в организациях, которым нужны новые сотрудники. Данная профессия направлена на общую оценку работников, в том числе применение разных методик. После прохождения первичной проверки следует проводить проверку личного дела.
Давайте подробнее разберем, что это за профессия. Диагносты могут работать с сотрудниками, используя при разные информационные источники, целевые выставки, web-площадки, конференции и тому подобное.
Кадровое агентство рассчитывает необходимость организации в конкретном специалисте и на основе полученной информации вести его поиск. Здесь могут потребоваться специалисты самого высокого уровня, ведь нужно не просто найти нужного человека, но и провести глубокий анализ его резюме и биографии.
В кадровом агентстве можно построить успешную карьеру, ведь для работы здесь вовсе не обязательно иметь образование. Помимо этого, данная профессия поможет успешно развить психологические и лидерские качества. При работе непосредственно с персоналом многочисленные менеджеры акцентируют внимание на профессионализме, а не на эмоциональную стойкость.
Чтобы оценить перспективы, необходимо разбираться в технологических процессах, а также обладать соответствующим опытом. Ключевая роль в компании принадлежит head-hunter.
Так называются специалисты, которые рекрутируют профессионалов из других организаций. На территории России эта профессия только-только начинает набирать популярность, но является очень востребованной.
Тренер-менеджеры
Специалисты данного направления не сильно касаются вопросов управления, а обычно изучают и готовят разные обучающие программы. На данный момент подобные специалисты необычайно популярные.
Это в свою очередь стало причиной повышению требований к возможным кандидатам. Тренер сможет стать успешным лишь в том случае, если будет продолжительное время обучаться. Также нужно обладать высоким профессионализмом, благодаря чему можно будет успешно передавать свой опыт.
Тренер-менеджер в сравнении с диагностом должен обладать:
Консультанты
Эта профессия требует наличие навыка преподносить новые знания с учётом обладаемого опыта. Развитое мышление и отсутствие стереотипов – это ключевые качества, которые должны быть у консультанта. К тому же специалист должен обладать маркетинговой спецификой, основами управления и экономическими процессами.
Развитие навыков консультанта – это сравнительно непростой процесс. Карьера специалиста многоэтапная и изобилует разными трудностями. Чтобы получить работу, необходимо обладать навыками общения с людьми, а также уметь их оценивать.
Администраторы
Эта профессия обычно объединяет качества, составляющие описанные выше типы профессий. Чтобы обучиться управлению, потребуется пройти все этапы от стажёра до руководителя.
Кадровый директор должен контактировать со всеми направлениями деятельности компании, поэтому он влияет на многочисленные процессы. Хорошо развитые навыки управления помогут в будущем занять должность замглавы компании.
Ещё одна возможность – начать готовиться к управленческой работе ещё на этапе обучения в ВУЗе. На разных факультетах имеются направления подготовки, которые позволяют работать на руководящих должностях.
Чтобы эффективно работать с персоналом, потребуется обучиться правильно говорить. Другими словами, итоги работ следует отобразить на языке, который понимает руководитель. Чаще всего кадровики не сильны в психологии, они отдают предпочтение сухим фактам. При сотрудничестве с персоналом, необходимо проявлять к людям неподдельный интерес.
Итак, мы рассмотрели, где работать при управлении персоналом. Присмотритесь к различным направлениям работы, это поможет выбрать наиболее подходящее.
Управление персоналом – кем работать и каковы перспективы для специалиста в профессии
Одним из особо востребованных направлений сегодня является управление персоналом. Не осталось ни одной профессии, которая была бы не связана с кадровой деятельностью. Слаженная работа HR-отдела гарантирует эффективное функционирование предприятия. Повышенный интерес к управлению персоналом порождает вопрос, кем можно работать в такой сфере деятельности.
Сущность направления
Изучение направления «управление персоналом» связано с вопросом, что это такое. Для понимания момента, что это за специальность, рекомендуется дать ее определение.
Специальность встречается под названием HR-менеджмент. Обратите внимание, что кадровая деятельность — это такое направление, которое связано с подбором и формированием высокоэффективного штата сотрудников. Более детальное описание HR-менеджмента раскрывается через следующие должностные обязанности кадровика:
Данная специальность в рамках предприятия обусловила появление отделов, среди наименований которых встречается:
За должностными лицами, специализирующимися в HR-менеджменте, закрепились такие названия:
Управление персоналом и его описание определяют особенности деятельности HR-менеджера. Среди функциональных задач специалиста по этим вопросам присутствует:
К числу целей HR-специалиста принято относить:
Для достижения таких целей менеджер по кадрам обеспечивает:
Обучение
Трудоустройство по данной специальности предполагает получение соответствующего образования. Обучение по выбранному направлению позволяет развить внутренние качества будущего специалиста. Среди сильных сторон HR-менеджера должны быть:
Зачисление студента на управление персоналом гарантирует получение необходимых знаний и навыков. Обучение специалиста включает изучение основ таких дисциплин, как:
Оптимальным вариантом получить образование в этой сфере является зачисление в специализированные вузы. Специалисты, получившие диплом о высшем образовании, имеют приоритет при поступлении на работу. Работодатели особо заинтересованы в сотрудниках, окончивших магистратуру. Среди способов получения образования присутствует как дневная, так и заочная форма обучения.
Обратите внимание! Специалистом по HR может стать менеджер общей специализации. В таком случае требуется пройти перепрофилирование на специальных курсах. Также рассматривается вариант получения второй профессии. Это возможно за счет знания фундаментальных основ менеджмента.
Прохождение основ управления персоналом предлагается многими вузами, в том числе следующими:
Квалификация
Развитие сферы менеджмента обусловило появление новых направлений. Востребованность специальности управление персоналом привело к возникновению следующих квалификаций:
Внедрение новых подходов к решению вопросов организации работы с персоналом стимулирует специалистов к регулярному посещению курсов и семинаров.
За счет освоения передовых методик повышается профессиональная квалификация. Для углубления осведомленности рекомендуется изучение специализированной литературы и посещение конференций.