что значит список иконы казанской божьей матери

Казанская икона Божией Матери

Наиболее чтимыми образами Богоматери в России являются Владимирская и Казанская икона Божией Матери. Их история полна чудес, продолжают они творить чудеса и в наше время.

Дни празднования: 21 июля и 4 ноября

что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть фото что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть картинку что значит список иконы казанской божьей матери. Картинка про что значит список иконы казанской божьей матери. Фото что значит список иконы казанской божьей матери

История иконы

В 1579 году в Казани произошел ужасный пожар, уничтоживший около половины города. Вскоре погорельцы начали строить себе жилье. Был среди них и стрелец Даниил Онучин со своей семьей. Однажды его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела откопать Свою икону на определенном месте пожарища.

Матрона рассказала об этом родителям, но ей не поверили.

Когда же явление Богородицы повторилось трижды, родители с другими селянами отправились на место, указанное во сне, и действительно обнаружили там икону Казанской Богоматери, причем ничуть не пострадавшую от пожара, с такими яркими красками, будто она была только недавно написана.

Так была обретена икона Казанской Божьей Матери в Казани. И сразу же она проявила свою чудотворную силу: вернула зрение двум старым слепцам, Иосифу и Никите, всего лишь притронувшимся к ней. Это произвело огромное впечатление не только на православных, но и на многих мусульман, живших в Казани. Икону перенесли в Успенский собор Казани. Впоследствии на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери построили женский монастырь.

Удивительная история обретения иконы и явленные ею чудеса были подробно изложены и вместе со списком (копией) с иконы в том же году отправлены в Москву. По повелению царя Иоанна Грозного на этом месте была возведена церковь Казанской иконы Божией Матери, куда к иконе постоянно стекалось множество паломников.

К сожалению, оригинал был похищен еще в 1904 году – святотатцы польстились на ее драгоценный оклад.

Однако в первые же годы после обретения и в последующие десятилетия с иконы начали делать списки, первый из который датируется 1606 годом. Удивительно, но они обладают такой же чудотворной силой, что и оригинал.

Значение иконы Казанской Божьей Матери

В истории России значение иконы Богородица Казанская трудно переоценить. В 1611 году князь Дмитрий Пожарский, руководивший народным ополчением, попросил прислать ему икону перед предстоящим решающим сражением с польско-литовскими захватчиками, и одержал победу, хотя вражеское войско было гораздо многочисленнее. В благодарность за помощь по инициативе Дмитрия Пожарского в день победы – 22 октября (4 ноября по новому стилю) в Москве установили иконе местное празднование. Перед Казанской иконой молился царь Петр Первый перед Полтавской битвой и Михаил Илларионович Кутузов – перед сражением с Наполеоном.

что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть фото что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть картинку что значит список иконы казанской божьей матери. Картинка про что значит список иконы казанской божьей матери. Фото что значит список иконы казанской божьей матери

Видимо, поэтому в России икону Казанской Божьей Матери издавна именуют Заступницей, ведь и сама Богородица считается покровительницей России и помогает как в делах государственных, так и в нуждах отдельных людей.

О том, насколько велико почитание этой иконы во всем мире, свидетельствует тот факт, что Ватиканский список иконы Казанской Божьей Матери долгое время находился в личных покоях папы римского Иоанна Павла II, а в 2004 году был преподнесен Патриарху Алексию II, который на следующий год передал его Казанской епархии.

На вопрос, где находится икона Казанской Божьей Матери в Казани, можно дать точный ответ: Крестовоздвиженский храм при Казанском Богородицком монастыре. Ежегодно 21 июля, в день явления иконы, в Казани проходят многотысячные крестные ходы.

Описание иконы

По иконографическому типу Казанская икона относится к Одигитрии (Путеводительнице), правда, в сокращенном варианте – изображение не поясное, а оплечное, в характерных для богородичных икон одеждах. Глава Богородицы слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих Ее Сына, а лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены прямо к молящемуся, от чего возникает ощущение, будто Они заглядывают прямо в душу.

что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть фото что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть картинку что значит список иконы казанской божьей матери. Картинка про что значит список иконы казанской божьей матери. Фото что значит список иконы казанской божьей матери

В чем помогает Казанская икона Богородицы

Молитва перед иконой помогает укрепить веру, обрести внутреннее равновесие, уберечься от совершения ошибок в трудных жизненных ситуациях – недаром ее называют Путеводительницей. Икона прославилась чудесными исцелениями, поэтому ей молятся о здоровье физическом и душевном, особенно детей, о семейном мире и благополучии. Казанская Богоматерь является покровительницей воинов, поэтому ей молятся об их защите. Молитва, идущая от чистого сердца, всегда дойдет до нашей Заступницы.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Перевод: Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Перевод: Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол благочестивых и богобоязненных рабов Своих.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.

Молитва первая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Что значит список иконы казанской божьей матери

что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть фото что значит список иконы казанской божьей матери. Смотреть картинку что значит список иконы казанской божьей матери. Картинка про что значит список иконы казанской божьей матери. Фото что значит список иконы казанской божьей матери

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

История Казанской иконы Божией Матери

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

— Казанская икона в Шлиссельбурге. Икона эта чтилась ещё в царствование царя Иоанна Васильевича Грозного и находится ныне в крепостной часовне.

В 1611 году крепость Орешек (нынешний Шлиссельбург) была взята шведами, а Казанская икона замурована в стене русской церкви, превращённой потом шведами в кирху. Здесь икона хранилась около ста лет.

В 1702 году Орешек был отбит русскими и назван Шлиссельбургом. Было замечено, что одно место в алтарной стене постоянно остаётся влажным. Сколько не возобновляли окраску и штукатурку, ничего не помогало. Однажды ночью стоявший тут на часах солдат увидел необыкновенный свет, исходивший из этой стены, а потом образовалась трещина, в которой показалась икона. Её вынули, и она прославилась чудесами.

— Казанская икона в Московском Высокопетровском монастыре. Икона эта в 1849 году принадлежала купеческой дочери, девице Татьяне Степановне Крашенинниковой, жившей в своём доме в приходе Благовещенской церкви, что на Бережках. В начале упомянутого года трижды во сне слышалось ей повеление оказывать помощь одержимым припадочными болезнями. Она стала собирать к себе таких больных, и они исцелялись от её домашней Казанской иконы. Число собиравшихся к Крашенинниковой людей до того стало велико, что они не помещались в доме и в сенях и ждали своей очереди на улице. Во избежание всяких нареканий на Крашенинникову митрополит Филарет предписал взять икону в Высокопетровский монастырь, где она продолжала подавать исцеления припадочным и расслабленным. Икона и поныне находится в этом монастыре: зимой в тёплой Сергиевской церкви, а летом в Боголюбской.

— Казанская икона в Вязниках, Владимирской губернии. В городе Вязниках, Владимирской губернии, в соборном храме есть древняя чудотворная икона, известная около 3 веков. Следствие о ней производилось в 1624 году. По указу государя Михаила Фёдоровича и по благословению патриарха Филарета в Вязниковскую слободу были присланы из Москвы следователи. Они были свидетелями чудес. 13 октября во время литургии был исцелён дьячок Иродион, который многие годы был «умом повреждён и внутренним недугом болезновал». Тогда же исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семёнова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела. Икона была признана чудотворною.

— Казанская икона в Нижнем-Ломове, Пензенской губернии. В 1643 году в двух верстах от лежащего в нынешней Пензенской губернии города Нижнего Ломова эта икона явилась на источнике казаку Андрею Набокову. Жители устроили на месте явления деревянную часовню, а через пять лет царь Михаил Феодорович разрешил выстроить церковь и приказал быть монастырю. Для церкви им были посланы ризы, книги и утварь. Икона просияла многими чудесами. В грамоте Петра Великого её называют чудотворною и «многоцелебною». Размерами она на 1/4 аршина менее подлинной Казанской иконы.

— Казанская икона в селе Кузминках. Церковь села Кузминки расположена на красивом возвышенном холме близ Царского Села, под Петербургом. В апреле 1826 года местному священнику крестьянка села Александровки Мария Екимова рассказала, что ей три ночи подряд являлась прекрасная Женщина в белом одеянии и, будя её, приказывала идти на реку под гору, чтобы взять Её икону. Всякий раз ворота избы оказывались растворёнными, хотя никто не проходил. В третью ночь Екимова вышла в растворённые ворота, у которых деревянный запор оказался переломленным, и увидела, что в лучах необыкновенного света спустилась икона и остановилась на берегу реки Кузьминки, на лугу за их огородом. По освидетельствовании причтом кузьминской церкви с благочинным царскосельской Знаменской церкви донесено было митрополиту Серафиму, и по его благословению чудесно явившаяся икона была поставлена в кузьминскую церковь, в приходе которой лежит Александровка. Перенесённая в церковь икона прославилась многими чудесами.

— Казанская икона в селе Павловском. В версте от села Павловского, Звенигородского уезда, Московской губернии, был источник под названием «Святой колодец».

Один павловский крестьянин от невоздержанной жизни безнадёжно заболел. Тогда Богоматерь во сне сказала одному благочестивому павловскому крестьянину: «Объяви больному, чтобы он молил о своём исцелении Богоматерь, сходил бы умыться на «Святой колодец» и перестал бы жить невоздержанно: иначе умрёт без покаяния». Больной приполз к источнику и, умывшись, стал здоров. Икона, явившаяся у колодца на дереве этому крестьянину, перенесена в приходскую Павловскую церковь. Усердием павловских крестьян над колодцем была построена часовня.

— Казанская-Табынская икона. Село Табынское лежит в Стерлитамакском уезде, Уфимской губернии. Икона прославилась многими чудесами. Явилась она во второй половине XVI века иеродиакону монастыря, лежавшего близ указанного села, на большом камне у подошвы горы, над источником, называвшимся «Святые ключи». Икону носили в Уфу и Казань и поставили затем в монастыре. С 1676 года сведений об иконе нет. В первую половину XVIII века её нашли башкиры и надругались над ней. В наказание они ослепли и долго блуждали по лесу, пока один, раскаявшись, не прозрел.

В 9-ю пятницу по Пасхе, когда была обретена икона, многие тысячи народа собираются в село Табынское, а в следующее воскресенье икону носят на «Святые ключи».

— Казанская-Каташинская икона. Она пребывает в Каташинском Николаевском мужском монастыре, Черниговской губернии, куда принесена из Стародуба в XVIII веке по грамоте архиепископа черниговского Иоанна Максимовича. Явилась она в лесу у села Белого-Колодезя священнику и стояла затем в Белоколодезской церкви. Во время шведского нашествия перенесена в Стародуб, а после Полтавской битвы в Каташинский монастырь.

— Казанская икона в Суздале. Икона эта стоит в Суздале, в храме на базарной площади, у Красных ворот. Она писана в XII веке благоговейным иноком Шартомского Николаевского монастыря Иоакимом. Написав икону, Иоаким отнёс её в город Суздаль и остался жить в этом городе, в особой хижине при церкви, куда поставил икону.

В 1728 году, копая фундамент для новой церкви во имя Казанской иконы, нашли гроб инока Иоакима целым. Епископ суздальский Иоаким, знавший об этом иноке, велел не трогать гроба. Благоговейный иконописец покоится под западной стеной храма, посвящённого иконе, которую он по воле Богоматери начертал.

— Казанская икона в Каргополе. Эта икона прославилась в 1714 году. Раньше она принадлежала каргопольской вдове Марфе Васильевне Пономарёвой. 14 февраля 1724 года из правого ока иконы потекли слёзы. Священник, призванный Пономарёвой, перенёс икону в церковь, где истечение слёз повторилось опять из правого глаза – в тот же день, а 26 числа – из обоих глаз и на виду многих граждан. От иконы истекли чудеса.

— Казанская икона в Вологде. До 1812 года эта икона стояла в часовне епархиальной богадельни. В декабре 1811 года одна благочестивая старушка видела этот образ висящим под облаками близ Всехсвятской церкви, что на Глинках, и слышала от неё голос, предсказывавший великое бедствие (нашествие французов) за грехи народа. Это видение повторилось ей ещё 20 июня и 1 августа следующего года. Образ перенесён был в Глинковскую церковь. В холерные годы жители прибегали к этой иконе. Она имеет 1 аршин вышины и 1 ширины.

— Казанская икона в Витебске. Эта чтимая в Витебске икона находится в Марковом Свято-Троицком монастыре. Когда в 1654 году русские заняли Белоруссию, то была образована Полоцкая епархия; первого полоцкого епископа Каллиста патриарх Никон и благословил этой иконой.

Списки с чудотворной Казанской иконы. Чудотворные и особо чтимые копии с Казанской иконы Богоматери известны в следующих местах:

— Древний и местночтимый список Казанской иконы в слоб. Мурафе, Харьковской губернии, Богодуховского уезда. Во время войны с Карлом XII, когда шведы вступили в Малороссию и приближались к мосту через реку Мерчик, близ слободы Мурафы, жители её подняли эту икону и вышли к мосту. Шведами неожиданно овладел страх, и они покинули мост, предавшись неожиданному бегству и не причинив никакого вреда жителям Мурафы.

— В с. Черепахово, той же губернии, Лебединского уезда, в Казанском храме. Предание о ней говорит следующее: когда она была принесена в Москву для украшения, то в том доме, где она находилась, а также и в соседних домах не было моровой язвы, тогда как во всём городе она свирепствовала и уносила с собою в могилу тысячи жертв.

— В с. Ворожбе, той же губернии и уезда, в Покровском храме. Это самая древняя икона этого храма; риза её сделана в XIX веке. Как имя жертвователя, так равным образом и время поступления этой Казанской иконы Божией Матери в Покровский храм неизвестны.

— В слободе Гинеевке, Харьковской губернии, в Богородице-Рождественском храме. Время поступления её в храм также неизвестно, но в этой церкви она была уже в 1748 году.

— В Богородице-Рождественском храме слободы Константиновки, Харьковской губернии.

— В слободе Песках, Харьковской губернии, Изюмского уезда. Находится она в местной вознесенской церкви и особенно прославилась многочисленными чудесами в холерные годы – 1831, 1848 и 1854.

-В селе Каплуновке, в 20 верстах от Ахтырки, Харьковской губернии.

— В Ельце, Орловской губернии. Эта икона находится в соборном храме. На ней сделана следующая надпись: «Сей образ Божией Матери изволением Божиим спасён от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 году и принесён из острога Талина в г. Елец». Неизвестно, почему она названа Казанской: может быть потому, что она – список с явившейся в 1579 году Казанской иконы, но может быть вследствие сходства изображений этих двух икон. Каждый год с этой иконой совершается крестный ход в бывший острог или крепость Талины, которая ныне превратилась в село Талицы.

— В Киеве, недалеко от Софийского собора, в Троицкой церкви. Икона называется «Златовратскою». В сделанной на ней надписи говорится: «Образ Пресвятыя Богородицы от Златых врат, перенесён лета от Адама 7202, от Рождества Христова 1699 октября 20 дня». В Киеве же есть и другая местночтимая Казанская икона; она находится в известных Ближних пещерах, в Воздвиженской церкви.

— В Рязанской губернии, в городе Зарайске, в местном соборном храме. Эта Казанская икона Богоматери принадлежит к числу местночтимых. Устроена она в 1673 году зарайским воеводой М.Ф. Карандеевым в память избавления города от нашествия крымских татар и была первоначально поставлена на городских воротах, а потом в XVIII веке перенесена в местный собор.

— В Казанском соборе города Нерехты, Костромской губернии. Эта местночтимая икона считается чудотворною и, по преданию, сохранилась невредимою во время пожара 1702 года, уничтожившего деревянную церковь. Ещё известны иконы Казанской Божией Матери в Костромской губернии в следующих местах: в Воскресенской церкви села Игодова, Галичского уезда, в с. Бушневе, Чухломского уезда, ив соборном храме г. Солигалича (вклад царствующего дома).

— В Дерманском монастыре, Волынской епархии. По словам монастырской описи 1776 года эта икона «от незапамятных времён слывёт благодатию чудес». От неё же получил прозрение 1 июля 1636 года иеромонах Авраамий. Ещё известны иконы в Волынской губернии в следующих местах: в Никольской церкви с. Малые Садочки и в Казанском храме с. Малые Дедеркалы, Кременецкого уезда; в селе Лопавши, Дубенского уезда, в Казанской церкви.

— В Курском Знаменском мужском монастыре. Сюда она перенесена в 1725 году из Карповской пустыни, почему и именуется ещё «Карповскою». В той же губернии есть Казанская икона Богоматери и в Знаменском Хотмыжском монастыре.

— В Смиловицкой приходской Успенской церкви, Минской губернии, Игуменского уезда; по преданию она найдена на дороге; от неё получили исцеление две женщины.

— В Казанской церкви города Тулы есть две древние иконы Казанской Божией Матери. Одна из них – дар царицы Наталии Кирилловны, а другая – дар митрополита казанского Маркела, по обещанию в 1698 году.

— В Троице-Сергиевой Лавре; в надписи на этой иконе говорится, что ею благословил Государя Императора Петра Великого во время шествия в низовый поход в Казань Тихон, митрополит казанский, в 1722 году.

— В Предтеченской церкви Алексеевского монастыря, в Угличе; пожертвована А.Ф. Микшиной и украшена жемчужной ризой.

— В Казанском-Головниковском женском монастыре, Московской губернии.

— В городе Воронеже, в Богородицко-Рождественской церкви. В Воронежской губернии известны списки в следующих местах: в с. Ключе, в г. Павловске; в с. Коротояке и с. Кучугурах.

— В Черниговской губернии: в м. Городище, Сосницкого уезда; в с. Покошичах, Королевского уезда и в с. Жуковке, Ичне и Марчихиной Буде.

— В Богоявленской церкви слободы Мстеры, Владимирской губернии.

— В Дорогобужском Болдине монастыре, Смоленской губернии.

— В Троицком соборе г. Тетюши, Казанской губернии, и в селе Красном Яре, той же губернии, Чистопольского уезда.

— В д. Зимино, Нолинского уезда, Вятской губернии.

— В Жадовской пустыни, Симбирской губернии, и в г. Алатыре, в Алатырском Свято-Троицком мужском монастыре.

— В селе Курба, Ярославского уезда, и с. Исаевском, Ярославской губернии, Ростовского уезда.

— В д. Темникове, Тамбовской губернии, в Преображенском соборе.

— В Чернеевском монастыре, той же губернии.

— В Московской Введенской церкви, в бывшем Ровенском монастыре.

— В Московской Христо-Рождественской церкви, в Кудрине.

— В Тамбовском кафедральном соборе.

— В с. Шамордине, Козельского уезда, Калужской губернии.

— В г. Иркутске, в соборной кафедральной Богоявленской церкви. с Нею ежегодно в первый летний месяц после посева ярового хлеба совершается крестный ход в селение Куда, в 19 верстах от Иркутска, для освящения полей. а оттуда и в соседние слободы.

— В Ситхинском соборном храме, на Аляске. Она сделана в России по заказу ситхинских креолов в начале 50 годов XIX столетия и отличается художественной работою.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *