что значит средний класс в россии
Что значит в России «средний класс»
Российский средний класс был излюбленной темой исследований социологов, экономистов и даже политологов всего каких-то десять лет назад. Однако сегодня интерес к этой научной проблеме сошел на нет — в общественном сознании укрепилось представление, что в результате кризиса средний класс если не исчез полностью, то сократился до микроскопических масштабов.
В 2015 году швейцарский банк Credit Suisse выпустил обзор состояния среднего класса в мире. Банковские аналитики заявили, что в России к среднему классу можно отнести лишь 4,1 процента граждан.
Российское Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) оптимистичнее — по его оценкам, этот показатель достигает 19 процентов. Но некоторые эксперты уверены, что на самом деле средний класс в России гораздо представительнее и охватывает практически три четверти населения.
Деньги — вперед
Главная причина столь широкого разброса оценок проста: общепризнанного научного определения, что же такое средний класс, не существует. И в каждом аналитическом исследовании речь идет о разных категориях граждан, а критерии определяются маркетинговыми целями его авторов.
Например, Credit Suisse говорит о тех, кто располагает недвижимостью, ценными бумагами и другим имущество на сумму 50-500 тысяч долларов и доходом от десяти тысяч до ста тысяч долларов в год (в зависимости от страны).
Так, в Швейцарии средний класс — это граждане с годовым доходом в 72 900 долларов, в США — 50 тысяч, в Китае — 28 тысяч, на Украине — 11 258 долларов. Для России порог определен в 18 тысяч долларов в год (порядка 93 тысяч рублей в месяц по сегодняшнему курсу). Неудивительно, что в эту категорию вошло меньше пяти процентов населения.
Под средним классом тут, очевидно, подразумевают тех, у кого есть возможность приобрести весь набор банковских продуктов — от банального депозита и кредитных карточек до инвестиционных и персонализированных финансовых услуг. То есть установлены критерии, интересные банку с точки зрения бизнеса.
В результате получается, что в Австралии к среднему классу относится 66% населения, в Италии, Британии и Японии — свыше 55%, в США — 38%, в Китае — 11%, в Африке и Индии — три процента, на Украине — менее одного процента. Легко догадаться, рынки каких стран привлекают банк больше всего.
Аналитики НАФИ, в свою очередь, объявили средним классом россиян, которые могут позволить себе купить бытовую технику и мебель, однако на более дорогие покупки им требуются дополнительные средства. Здесь средний класс — самые перспективные клиенты российских банков с неплохими доходами, но нуждающиеся в кредитах на крупные приобретения.
До среднего не дотянули
НАФИ выделяет еще одну категорию — «предсредний класс». Это те, кому зарплаты хватает на продукты и одежду, но покупка таких товаров, как телевизор и мебель, для них затруднительна. Как показал опрос, именно к этой категории себя причисляет каждый второй россиянин.
Многие эксперты считают выделение «предсреднего класса» необоснованным, хотя такая авторитетная организация, как Всемирный банк (ВБ), фактически делает то же самое. ВБ говорит о «среднем классе мирового уровня» — это все лица, чьи доходы больше средней зарплаты в Бразилии (около тысячи долларов в месяц), но ниже доходов среднестатистического итальянца (2833 доллара в месяц).
Причем ВБ выделяет «российский средний класс» с потреблением, в полтора раза превышающим официальный прожиточный минимум, однако не дотягивающим до «среднего класса мирового уровня». К «российскому среднему классу», по версии ВБ, относятся граждане с доходом 15-63 тысячи рублей в месяц.
Поскольку аналитикам не удается договориться по уровню доходов, многие специалисты считают более корректным оценивать общее благосостояния человека. Помимо собственно зарплаты, учитываются дорогостоящее имущество (автомобиль, собственное жилье), возможность приобретать платные социальные услуги (образовательные, медицинские и другие), а также поездки на отдых за границу.
Если применить эти критерии к российским реалиям, получится следующая картина. Сегодня автомобиль есть в каждой второй российской семье (в каждой шестой — два автомобиля). По платным социальным услугам надежной статистики нет, зато имеется достоверная информация по зарубежным поездкам.
Согласно данным Ассоциации туроператоров, в прошлом году за границей отдохнули почти 42 миллиона россиян (28,5% населения). Обеспеченность квартирами оценивается в 44,2% (65 миллионов квартир на 147 миллионов человек).
Таким образом, по материальному положению к среднему классу можно причислить от 28,5 (по критерию зарубежных поездок) до 50% (по критерию владения автомобилем) населения.
Между богатством и бедностью
Некоторые специалисты уверены, что определять принадлежность человека к среднему классу по финансовым возможностям неправильно в принципе. Основное внимание следует уделить самоидентификации — к какой категории относит себя сам гражданин.
Такой идентификационно-психологический подход существенно расширяет границы среднего класса в России. В частности, Исследовательский центр рекрутингового портала Supеrjob в апреле провел опрос о том, кого россияне считают бедными и богатыми. Выяснилось, что бедным считается тот, кто зарабатывает менее 18 тысяч рублей в месяц, богатым — человек с ежемесячным доходом от 447 тысяч рублей.
По данным Росстата, средние зарплаты ниже 18 тысяч рублей встречаются сейчас только в сфере образования (минимум — 13 521 рубль в месяц), социальных услуг (14 731 рубль) и в «почтовой связи и курьерской деятельности» (17 844 рубля). Зарплату более 18 тысяч рублей получают около 72% работающих россиян.
Отметим, что по результатам опроса, проведенного Росстатом во второй половине 2017 года, совокупная доля россиян, оценивающих свое текущее материальное положение как «хорошее» и «очень хорошее», впервые за два года превысила восемь процентов, а доля оценок «среднее» выросла до рекордных 66,5%. Сумма «хороших» и «средних» оценок (74,5%) практически совпадает с долей россиян, получающих больше 18 тысяч рублей в месяц и не считающих себя бедными.
Какой класс? Буржуазия!
Именно классификация по самоощущению наиболее продуктивна, если речь идет не о прослойке населения с определенным уровнем дохода и материальной обеспеченности, а именно о социальном классе — «совокупности людей, занимающих в сходных условиях сходную позицию, что приводит к выработке сходных практик».
Cредний класс интересен социологам и политологам именно из-за своей особой роли в социальных процессах. Прежде всего, его представители оптимистично настроены по поводу будущего: у них хорошее образование и высокая квалификация, поэтому они уверены, что не потеряют свою работу.
Отметим, что, по результатам опроса Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, в марте лишиться работы опасались лишь 21,5% трудоустроенных граждан. Всего два года назад этот показатель был на уровне 40%.
Уменьшилось и беспокойство в связи с возможным снижением зарплаты. По этому поводу не испытывают тревоги 69,3% респондентов (в 2016-м — 53,2%).
Средний класс считается социально-политическим «стабилизатором» общества. Ведь ему есть что терять в случае революций и потрясений — работу, имущество, уверенность в завтрашнем дне.
Поэтому средний класс в основном не участвует в уличных беспорядках и других насильственных политических действиях. По оценкам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сегодня в России 71% населения не поддерживает протесты (типа майской акции против избрания Владимира Путина на новый срок).
Наконец, одна из важнейших социальных характеристик среднего класса — «модернизационная направленность»: его представители видят и ценят перспективы роста, отрицая застой. По опросу ВЦИОМ, накануне президентских выборов почти 90% россиян говорили, что России сейчас нужны преобразования, при этом 59% выступили за «перемены в большинстве сфер».
Легко заметить, что примерно семь из десяти российских граждан по многим критериям психологической самоидентификации занимают одинаковую позицию: 71% населения высказывается против политических протестных акций, более 70% не опасаются лишиться работы, 69% не боятся снижения зарплаты, 74,5% считают свое материальное положение хорошим или средним.
Это гораздо больше, чем любые оценки, основанные на размере личного дохода. И с точки зрения влияния на судьбу страны именно эти 70% населения следует считать средним классом.
Средний класс в России
Сколько надо зарабатывать, чтобы в него попасть
Этот материал обновлен 26.02.2021
Мы уже рассказывали, как в глазах статистики выглядит типичный малоимущий россиянин.
В этой статье мы хотели нарисовать портрет типичного представителя среднего класса в России. Но до сих пор идет дискуссия, кто относится к этой прослойке населения. Мы проанализировали классификации экономистов, результаты опросов и данные Росстата и выяснили, сколько надо зарабатывать и как жить, чтобы причислять себя к среднему слою — или классу.
Что такое средний класс
Однозначного определения этого термина нет: словари и энциклопедии предлагают около десятка толкований понятия «средний класс». Большинство из них подразумевают прослойку населения между малоимущими и богатыми. Поэтому самый популярный критерий, по которому человека относят к среднему классу, — его доходы. Но сколько именно надо зарабатывать, чтобы считаться и не бедным, и не богатым, — сложный вопрос.
Ученые оперируют абстрактными фразами вроде «устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей». Чтобы понять, насколько должен быть широк этот круг, мы применили к обтекаемым формулировкам социологов и экономистов финансовую статистику.
Среднедушевые доходы россиян в 2019 году
До 7000 Р | 4,10% |
От 7000,10 до 10 000 Р | 6,10% |
От 10 000,10 до 14 000 Р | 10,10% |
От 14 000,10 до 19 000 Р | 13,10% |
От 19 000,10 до 27 000 Р | 17,90% |
От 45 000,10 до 60 000 Р | 10,10% |
От 60 000,10 до 75 000 Р | 5,50% |
От 75 000,10 до 100 000 Р | 4,50% |
Свыше 100 000 Р | 4,00% |
По версии Всемирного банка
Глобальные экономические перспективы. Отчет Всемирного банка на английском языкеPDF, 3.9 МБ
Потребление. Доходы — не единственный критерий. Экономисты банка говорят, что представители среднего класса должны иметь высокий уровень потребления и ориентироваться на мировой рынок: покупать иностранные товары высокого качества, импортные автомобили, путешествовать и иметь доступ к образованию, включая высшее.
Если говорить об автомобилях, то, согласно данным аналитического агентства «Автостат», иномарки составляют 55% российского легкового автопарка — 24 млн машин. Можно сопоставить эту информацию с официальной статистикой: Росстат уверяет, что автомобили есть в 59 из 100 российских семей. Значит, иномарка имеется в каждой третьей семье. Самые популярные — японские и корейские автомобили.
Предметы роскоши в российских семьях, РосстатXLS, 137 КБ
Получается, что из всех критериев — доходов, иномарки в семье, импортных товаров — критическим являются поездки за рубеж. Этот фактор позволяет отнести к среднему классу не больше трети жителей страны.
Представитель среднего класса России по классификации Всемирного банка:
По версии швейцарского банка «Кредит-Суисс»
Швейцарский банк «Кредит-Суисс» ежегодно публикует доклад о благосостоянии населения разных стран. В числе прочего экономисты банка выделяют и такую прослойку населения, как средний класс, ориентируясь на доходы граждан.
населения страны зарабатывает более 100 000 Р в месяц, по данным Росстата
Другим критерием принадлежности к среднему классу, по мнению экспертов швейцарского банка, являются сбережения, превышающие доходы за два года. Чтобы понять, сколько должны составлять сбережения, посчитаем типичный доход. Среднее арифметическое для этого подходит плохо, потому что это результат деления суммы всех доходов на количество людей.
Если один человек зарабатывает миллион, а сто его сограждан — по десять тысяч, то средний доход будет: 2 000 000 / 101 = 19 802, хотя в реальности это в два раза больше доходов большинства.
Поэтому используем медианный доход. Если взять все доходы от самого маленького к самому большому, то медианный будет посередине.
В нашем примере медианный доход тоже будет 10 000 — это лучше описывает реальность, чем среднее 19 802.
Представитель среднего класса глазами банка «Кредит-Суисс» зарабатывает не меньше 150 000 Р в месяц или имеет не менее 633 000 Р накоплений.
По версии Альфа-банка
Для расчетов эксперт банка взяла исследования Росстата. По ответам на вопросы о доходах, расходах и наличии товаров длительного пользования специалист Альфа-банка пришла к выводу, что доходы представителей среднего класса в России составляют от 39 до 99 тысяч рублей на человека в месяц.
Получилось, что в 2019 году около 30% жителей России относились к среднему классу.
По версии Сбера
Сбербанк относит к среднему классу 47% населения России. Критерии — уровень дохода и самоидентификация, когда человек сам относит себя к среднему классу. Чаще всего такие люди могут позволить себе откладывать деньги, путешествовать и ходить в рестораны. По версии Сбера, нижняя граница среднего класса составляет 37 тысяч рублей в месяц.
По версии Высшей школы экономики
В Высшей школе экономике сразу два института исследуют средний класс: Центр анализа доходов и уровня жизни населения Института социальной политики (ЦАДУЖ) и Центр стратификационных исследований Института социальной политики.
ЦАДУЖ использует три критерия отнесения к среднему классу: благосостояние, социально-профессиональный статус и самоидентификация. Под благосостоянием понимаются не только доходы, но и сбережения, жилье и его характеристики.
Это в среднем по стране, но для жителей каждого субъекта федерации будет свой показатель. Самая высокая граница среднего класса в Москве — 69 000 Р на человека, самая низкая — в Ингушетии, где на человека приходится 17 300 Р в месяц.
Признаками среднего класса по социально-профессиональному статусу являются высшее или незаконченное высшее образование и интеллектуальный характер труда или предпринимательство. Под интеллектуальным трудом здесь понимается любой нефизический труд, а не только умственная деятельность.
Признак самоидентификации — это отнесение человеком самого себя к той или иной группе. В данном исследовании признаком среднего класса считалась оценка своего положения от 4 до 6 по девятибалльной шкале.
По данным исследования 2017 года, перечисленным выше критериям удовлетворяет около 28% населения России.
Центр стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ относит к среднему классу три группы населения:
Научно-
образовательный
портал IQ
Средний класс
Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.
Между богатыми и бедными
Вопрос, кого включать в средний класс, неоднозначен. Общепризнанных методик нет, соответственно, численность «середняков», подсчитанная по-разному, может значительно отличаться.
Исследователи ВШЭ применили подход на основе трех критериев:
1. Благосостояние
Средний класс идентифицируется с учетом следующих компонент: доходы, сбережения, имущество (товары длительного пользования), недвижимость, активы, типичные для села (земельные участки, выручка от личных подсобных хозяйств).
В 2017 году по параметру благосостояния к среднему классу относился 21% российских домохозяйств. С 2000-го показатель практически не изменился.
2. Социально-профессиональный статус
Признаками среднего класса считаются высшее образование при регулярной занятости, не связанной с физическим трудом, или малое предпринимательство.
В 2017 году — 29,4% домашних хозяйств (в 2000 — 19,3%).
3. Самоидентификация
Учитываются субъективные оценки доходов, личного уважения и властной позиции, которые фиксируются в RLMS-HSE на основе шкал с девятью градациями. Средним классом признаются домохозяйства, для которых значения по двум или всем шкалам — выше среднего.
В 2017 году — почти 50,8% семей (в 2000 – 41,8%).
Три в одном
Средний класс неоднороден. В нем выделили несколько групп:
Ядро. Включает тех, кто «проходит» по всем критериям (благосостояние, социально-профессиональный статус, самоидентификация).
Полуядро. Соответствуют двум из трех критериев.
Периферия. Соответствуют одному из трех.
По сумме домохозяйств ядра и полуядра определяется обобщенный средний класс, а добавление к ним периферии очерчивает границы совокупного среднего класса.
В России 2017 года на обобщенный средний класс приходилось 28,4% населения. Доля совокупного составляла 67,6%, в том числе:
5,5% — ядро;
около 23% — полуядро;
чуть больше 39% — периферия.
Численность ядра в последние годы несколько уменьшилась — сказался экономический спад в стране. Теряя тот или иной статус, представители первой группы перемещались во вторую. Благодаря этому полуядро с 2013 к 2017 году не только не сократилось, но немного увеличилось.
Доля периферии ни в кризис, ни по итогам 2017-го существенно не трансформировалась. «Отчасти потому, что группа в основном состоит из семей, относящихся к среднему классу лишь по признаку самоидентификации», — поясняется в исследовании.
Совокупный средний класс постоянно рос в 2000-2015 годах, при переходе к 2017-му тенденция была прервана. В сегменте обобщенного приращение фиксировалось вплоть до 2017 года.
Востребованное потребление
Отличительная особенность среднего класса — активность в сфере платных услуг. Его представители более других инвестируют в человеческий капитал (обучение — собственное и своих детей, медобслуживание), в страхование, банковские продукты, отдых и досуг.
Изменилось ли что-то вслед за проблемами в экономике? По выводам социологов, да, но лидерские позиции не утрачены, показатели обращения к платным услугам в 2017 году либо восстановились, либо пошли вверх:
Образование для детей
Среди «середняков» потребителей этих услуг вдвое больше, чем среди населения в целом. В 2015 году о расходах на занятия в детских дошкольных учреждениях, школах, секциях, кружках и т.д. заявляла четверть семей ядра и полуядра (обобщенный средний класс) и 18,5% — периферии. В 2017-м зафиксирован значительный рост таких трат.
Образование для взрослых
Востребовано меньше, чем обучение детей: в 2017 году — от 4,7% до 9,3% в зависимости от групп. Однако динамика существенно выше: с 2000-го доля пользующихся услугами прибавила 66% (обобщенный средний класс) и 81% (периферия).
Медицина
Ядро и полуядро активнее остального населения, а вот периферия ближе к тем, кто в средний класс не попадает. Самое значительное расхождение наблюдалось в 2015 году по доле пациентов стационаров. В кризис стоимость лечения, очевидно, ударила по карману большинства граждан. Впрочем, в 2017 году число клиентов всех видов платной медицины снова увеличилось.
Страхование
Высокие темпы прироста потребителей. С 2000 года в 2,7 раза (обобщенный средний класс), в 2 раза (периферия).
Досуг и отдых
Обобщенный средний класс — в лидерах, но реагирует на экономические трудности острее: в 2013–2015 годы расходующих деньги на отдых и развлечения стало меньше. Однако уже в 2017-м отмечен рост не только по отношению к 2015, но и к докризисному 2013 году.
IQ
В последние три десятилетия развитие среднего класса воспринималось как важный драйвер экономического роста в мире и, в частности, в России. Численность и финансовое благополучие этой категории потребителей определяли привлекательность потребительских рынков той или иной страны и служили важным ориентиром для глобальных инвесторов. С точки зрения перспектив экономики средний класс не утратил своей определяющей роли и сейчас. Но российская экономическая среда во многом выступает против среднего класса.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Накопить на машину или квартиру! Удобно, надежно — и никаких переплат банку!
По нашей оценке, средний класс в России составляет порядка 30% населения…
Хотя понятие «средний класс» используется крайне широко, оно в каждом конкретном случае носит очень субъективный характер. Основной подход к определению среднего класса, опирающийся на уровень базового дохода населения, как правило, сочетается с поведенческими характеристиками, такими как владение автомобилями или уровень сбережений. Если, по мнению международных организаций в России, к категории среднего класса можно отнести примерно 70% россиян, то подходы, учитывающие уровень сбережений, показывают, что он составляет только 4% населения. По нашей оценке, к среднему классу можно отнести 30% россиян, которые по уровню своего дохода относятся к 7-9 децильным группам.
…снизившись с 37% в 2014 году
Российский средний класс, % населения и % доходов
Источники: Росстат, Альфа-Банк
Рост доли трат на продукты питания среди представителей среднего класса – явный знак снижения его уровня жизни
Одним из косвенных сигналов того, что доля среднего класса в России находится под давлением, является тот факт, что доля продовольствия в структуре потребления всех домохозяйств составляет 27%. Показательно, что с 2013 г все три децильные группы населения, относящиеся к среднему классу, были вынуждены нарастить долю доходов, направляемых на покупку продуктов питания на 3 п. п.; аналогичное изменение наблюдалось только в самой низкой доходной группе, что подтверждает снижение уровня жизни среднего класса.
Российский средний класс сейчас меньше вовлечен в кредитный бум, чем в 2009-2012…
За последнее десятилетие изменилось и финансовое поведение российского среднего класса. Во время предыдущего кредитного бума 2009-2012 гг. объем финансового рычага, используемого средним классом, вырос на 90% в реальном выражении, что практически соответствовало темпу роста в 100% у наиболее состоятельной 10% группы населения. Однако с 2015 г. средний класс стал более осторожно относится к кредитному плечу. Только 9-ая децильная группа, которую мы считаем верхушкой среднего класса, наращивала финансовый рычаг своего потребления, тогда как ядро среднего класса отказалось брать на себя такой риск.
…тогда как население со среднемесячным доходом 17 тыс. руб. находится в зоне риска
Другое интересное наблюдение в отношении использования финансового рычага населением заключается в том, что с 2016 г. рост долговой нагрузки происходил не столько за счет двух наиболее состоятельных децильных доходных групп, но также объяснялся и большей активностью 5-ой децильной группы (со среднемесячным доходом 17 тыс. руб.). Эта группа может оказаться в центре внимания в период следующего кредитного кризиса.
Накопленный рост реальных доходов в 2008-2018 гг., %
Источники: Росстат, Альфа-Банк
Финансовый рычаг к доходам, %
Источники: Росстат, Альфа-Банк
В 2017 году 15% среднего класса было занято на госслужбе, тогда как в 2003 году – около 10%
Занятость среднего класса по видам экономической деятельности, %
Источники: Росстат, Альфа-Банк
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.