что значит стантить на мотоцикле
Советы начинающим стантрайдерам: мотоцикл, экипировка и первые выступления
Степан Маслов, профессиональный стантрайдер и друг бренда Wolf, дал несколько советов новичкам, которые только пришли в этот спорт.
Тебе это точно нужно?
Чтобы понять, нужен тебе стантрайдинг или нет, нужно хотя бы раз попробовать. Когда я тренировался в мотошколе, то наблюдал такую картину: в сезон приходит учиться стантрайдингу сто человек, а остается в этом спорте в лучшем случае один. Первые пять тренировок у тебя не будет получаться ничего, буквально ни один трюк. А в джимхане, например, первые результаты видны почти сразу. Стантрайдинг — это занятие для максимально упертых людей, и на этом моменте из той сотни уйдут 90%.
Еще пара процентов уйдут, когда поймут, что стантрайдинг — это технический вид спорта, здесь нужно обслуживать мотоцикл, самому работать руками. А еще — возить мотоцикл на площадку. Доехать на нем же до места тренировки не получится: чтобы кататься по городу, нужно ставить мотоцикл на учет, а значит — устанавливать фары, поворотники, номера. В итоге получится совсем не профессиональный шоу-мотоцикл, а просто городской.
Отпугивают и травмы. В дрифте, например, травмы минимальные. Сидишь в каркасе, дрифтишь вокруг столба, все более-менее под контролем. А в стантрайдинге ты выполняешь трюки, когда земля, асфальт близко — травм действительно очень много. Вот уходят еще 5% от первого набора в сто человек. Остается тот один, самый целеустремленный.
Какой мотоцикл выбрать?
Мотоцикл для начала должен быть легким, чтобы при падении его можно было отбросить в сторону. Это может быть даже мопед. Тяжелый мотоцикл, если что-то пойдет не так, «прихлопнет» начинающего спортсмена и что-нибудь ему сломает.
Второй стантовый мотоцикл Степана — Husqvarna 610 SM. Первым был Yamaha Tricker 250 (фото не сохранилось)
На мотоцикл необходимо установить дополнительную защиту. Как она выглядит: по бокам крепятся дуги, а подножки меняются на более жесткие — они спасут рычаги, бак и другие пластиковые элементы при падении. Руль тоже надо поставить более прочный, чтобы он при необходимости становился точкой опоры. На руль мотоцикла обычно ставится дублер заднего тормоза, который позволяет стантрайдеру выполнять больше разных трюков. Теперь трюки на заднем колесе можно исполнять не только в сидячей позиции, используя стандартный задний тормоз под правой ногой, а вставать на мотоцикл, бегать по нему и прыгать, тормозя всего лишь одним пальцем при помощи отдельного рычага на левой части руля.
Сейчас у Степана Husqvarna 630 SMR
Но самое главное — объяснить начинающему спортсмену, что все должно быть в первую очередь безопасно, а потом уже красиво. Обязательна полная экипировка: черепаха, наколенники и налокотники, шлем.
Стантрайдинг — это дорого?
Стантовый мотоцикл в принципе обслуживается чаще, потому что на нем выше нагрузки и цена ошибки.
Когда отрабатываешь такой трюк, как Burnout (заднее колесо срывается в букс за счет затормаживания переднего колеса), то одной покрышки хватает на одну тренировку максимум. Это расходный материал и большая статья бюджета для каждого мотоспортсмена. Примерно та же картина и с выполнением дрифта (букс заднего колеса без контроля передним тормозом). При этом новая покрышка стоит примерно 7–8 тысяч рублей.
Что делать? Начинающие стантрайдеры ездят на свалку и ищут там подходящие покрышки. Я так уже не делаю, но не потому, что денег больше стало. Когда ставишь другую покрышку, нужно потратить две-три тренировки, чтобы понять, как она скользит, буксует, дымит. Ты тратишь время, чтобы вкатиться в покрышку, которая износится в два раза быстрее. Когда ты только начинаешь, это еще можно делать, а дальше — время дороже.
За сезон я меняю четыре-пять комплектов задних тормозных колодок и парочку передних. Ну и конечно, бензин — тоже важная часть расходов для любого спортсмена. Одна плотная тренировка длиной в три часа — полный бак топлива (8–12 литров). Одно выступление как на Tsunami Picnic — 7 литров бензина, поэтому у меня всегда с собой канистра топлива.
Как начать выступать?
Когда выступаешь, ты получаешь огромный опыт, потому что стараешься делать все наверняка. Мое первое выступление было на Royal Auto Show на стадионе «Петровский» в 2011 году, там была площадка для стантрайдинга. Я сам позвонил организатору и спросил, можно ли прийти и попробовать выступить. Приехал, посмотрел на других спортсменов — все ребята были серьезные. И вот я встаю на заднее колесо, начинаю ехать, а впереди ограждение с сеткой два с половиной метра в высоту. И я в эту сетку въезжаю. Несмотря на то что это был полный провал, на том выступлении я много чему научился.
Первое выступление Степана на Royal Auto Show (2011)
На другом выступлении у меня вырвало мотоцикл, когда я делал трюк Power circle (большой круг на второй передаче). Я упал, приземлился, а мотоцикл поехал дальше на накрученных оборотах прямо в зрителей. Они, наверно, тогда думали, что это часть шоу, все под контролем, поэтому не расходились. А потом мы встретились с ними в скорой помощи.
Одно из первых выступлений в начале карьеры, г. Таганрог
Сразу видно райдеров, у которых все под контролем, и райдеров опасных. Контроль мотоцикла — это важно. Тебе нужно точно знать, как начать, как закончить, эта уверенность приходит с опытом. Даже сейчас на выступлениях я не делаю трюки, которые только учу, это небезопасно.
Трюки на мотоциклах. Стантрайдинг.
В течение многих лет на разных мотоциклетных мероприятиях вижу стантрайдеров, которые показывают какие-то трюки на публику. Пришел к выводу, что интересно не только разобраться в вопросе, какие трюки на мотоциклах вообще бывают в стантрайдинге, но и понять, как технически они выполняются.
Стоит сразу оговориться, что эта статья ни в коем случае не обучающая и написана она не для тех, кто хочет заняться стантрайдингом самостоятельно. Трюки, о которых мы будем говорить, очень опасны, а зачастую и вообще невыполнимы на стоковом мотоцикле без модификаций. Пишу эту статью для тех, кому нравится смотреть на стантрайдинг со стороны, как на шоу, но при этом понимать, что вообще происходит.
О модификациях мотоцикла говорить не будем, вкратце, надо просто устранить масляное голодание при езде на мотоцикле в вертикальном положении, установить защиту, немного модифицировать тормоза, рулевую, подрамник, вывести дублирующий рычаг заднего тормоза на руль. Всего делов-то — и можно начинать делать трюки! 🙂
1. Вилли (Wheelie).
Один из базовых трюков стантрайдинга, который пытались сделать все, кто когда-либо сидел на мотоцикле. Даже если мотоцикл этот — Карпаты, а трюк «Вилли» все окружающие называют гораздо более понятным для русского уха термином «Закозлить». Вилли — это трюк, заключающийся в езде на мотоцикле на одном заднем колесе.
При выполнении этого трюка мотор мотоцикла испытывает масляное голодание (кроме вариантов с сухим картером), поэтому профессиональные стантрайдеры перед выполнением трюков сначала модифицируют систему смазки своих мотоциклов. Изредка, со светофора, можно покозлить и без переделок. Любой мотоцикл позволяет сделать Вилли, либо с газа, когда передаче на второй газ резко закрывается, мотоцикл клюет носом, вилка сжимается и потом, одновременно с разжатием вилки резко открывается газ. Практически любой мотоцикл с объемом двигателя выше 400 кубов без проблем выдергивается в Вили с газа, так что подобный трюк доступен для большинства обычных мотоциклистов. На слабой технике, или для отдельных случаев Вилли, используется поднятие со сцепления. В этом случае мотоцикл работает на высоких оборотах, а крутящий момент регулируется рычагом сцепления. Сцепление при этом гораздо быстрее изнашивается, но зато хозяин сразу получает респект пацанов и любовь прекрасных дам. Стантеры же обычно просто ставят огромные ведомые звезды, выдергивающие мотоцикл в Вилли с газа в любом случае.
Впрочем, для мотокроссменов и эндуристов базовое Вилли — это никакой не трюк, а обыденный элемент повседневной езды на мотоцикле. Стантрайдеры же во много раз усложняют его, выполняя сидя на баке с ногами в стороны, на руле, стоя на одной ноге и т.д. К тому же, одно дело, козлить на скорости или проскакивать какие-то препятствия на заднем колесе ходом, и совсем другое — балансировать в Вилли практически на околонулевой скорости.
На Вилли базируются уже гораздо более сложные трюки. Рассмотрим некоторые из них.
1.1. Хайчеар (Highchair), 50/50, Кан Кан (Can Can), Кроссовер (Cross over), Фламинго (Flamingo wheelie), Чемпион (Chempion), Фрог вилли и Воч тауер (Frog wheelie и Watch tower).
Различные стантрайдерские трюки, во время которых мотоцикл едет на одном заднем колесе, а райдер осуществляет в какие-то манипуляции ногами и руками.
Хайчеар — стантрайдерский трюк, когда во время Вилли ездок сидит на бензобаке мотоцикла ногами вперед. Как на высоком детском стульчике 🙂
50/50 или Спешал кей (Special k wheelie) — трюк, во время которого райдер перекидывает одну ногу через траверсу мотоцикла.
Кан Кан (Can Can), Кроссовер (Cross over), Фламинго (Flamingo wheelie) — трюки, во время которых райдер, стоя на одной подножке, выбрасывает одну ногу вперед и назад, либо стоит на подножках, скрестив ноги, либо отводит одну ногу назад, соответственно.
Чемпион (Chempion), Фрог вилли и Воч тауер (Frog wheelie и Watch tower). Чемпион — райдер делает Вилли с одной рукой, вторую вытягивая вверх. Фрог вилли — райдер сидит на корточках на бензобаке или траверсе мотоцикла во время Вилли. Воч тауер — райдер стоит на траверсе.
1.2. Foot drag (Фут драг), Hand drag (Хенд драг), Scrape (Скрейп).
Совокупность стантерских трюков, при которых во время Вилли производится касание земли ногой, рукой или задней частью подрамника мотоцикла. В последнем случае мотоцикл выходит далеко за точку баланса, то есть, заваливается назад на угол больше 90 градусов.
1.3. Стол (Stall), Стойка, Вилли парк (Wheelie park).
Трюки, во время выполнения которых райдер останавливается до нулевой скорости, при этом оставаясь в Вилли.
1.4. Свичбек вилли (switchback wheelie), Superman (Супермен стол).
Трюки, которые не подпадают под градацию, указанную в прошлых подпунктах. В первом случае райдер выполняет вилли, сидя или стоя на мотоцикле задом наперед.
При исполнении второго трюка райдер отталкивается ногами от земли и на миг зависает над мотоциклом параллельно земле, напоминая супермена.
2. Стоппи (Stoppie).
Стоппи — также один из базовых трюков, часто исполняемых на мотоцикле как профессионалами стантрайдинга, так и любителями. Трюк заключается в езде на мотоцикле на переднем колесе (Роллинг Стоппи — Rolling Stoppie), либо в зависании на мотоцикле в «свече», стоя на том же переднем колесе (Обычное Стоппи).
Вилка мотоцикла резко нагружается, поджимается передний тормоз… И все! Все зависит исключительно от навыка езды на мотоцикле и чувства сцепления переднего колеса с покрытием.
Более сложные виды Стоппи подразумевают выполнение этого трюка с одной рукой, без ног, стоя на баке или на седле, Стоппи в повороте и на спуске. Отдельным сложным вариантом Стоппи является достаточно популярный у профессионалов и очень зрелищный Поцелуй Стоппи (Stoppie Kiss) и его вариации, рассчитанные на ювелирную точность остановки мотоцикла.
2.1. 180/270/360 Stoppie, Kangaroo (Кенгуру).
Данный вид трюков подразумевает поворот на мотоцикле на переднем колесе. Причем, если при 180/270/360 Stoppie райдер идет по дуге, разворачиваясь на соответствующий угол, то при исполнении Кенгуру он еще и подпрыгивает, доворачиваясь в пряжке, в момент начала разжатия вилки и дополнительно своим весом отталкиваясь от земли.
2.2. Хайчеар стоппи (High chear stoppie), Ноу хенд стоппи (No hand stoppie), Ноу фут стоппи (No foot stoppie), Сайд седдл стоппи (Side saddle stoppie).
Стантерские трюки в стоппи, выполняемые сидя на бензобаке, без рук (руки отводятся от руля уже после того, как мотоцикл встал стоппи, и чем раньше, тем выше класс райдера), стоппи без ног и стоппи с ногами, перекинутыми на одну сторону мотоцикла, соответственно.
Хотя на видео мы можем увидеть и еще одно интересное исполнение Ноу хенд стоппи.
2.3. Стоппи парк (Stoppie park).
Просто один из вариантов припарковать мотоцикл 🙂
3. Бёрнаут (Burnaut).
Бёрнаут — это по-нашему, отжиг. И правду говорят, что кто не жОг, тот не ездил на мотоцикле! Трюк этот в базовом исполнении достаточно прост, поэтому часто выполняется простыми любителями.
Базовый бернаут очень прост в исполнении и зачастую даже не требует того, чтобы загрузить вилку мотоцикла. Надо разгрузить зад, набрать достаточное количество оборотов, потом бросить сцепление. Более сложные варианты бернаута — в движении и поворотах (Rolling Burnout) — уже являются элементами стантрайдинга, эффектно смотрятся, хотя и приканчивают резину за считанные минуты.
3.1. Суисайд бернаут (Suicide bernout), Бензопила (Chainsaw), Карусель (Hyperspin), Крейзи Ларри (Crazy Larry).
Бензопила — когда мотоцикл вращается вокруг райдера в Бернауте.
Карусель — когда мотоцикл лежит на защите и вращается вокруг слайдера, к примеру, с райдером на нем. Крейзи Ларри — Бернаут вокруг ноги.
3.2. Трек стенд (Track stand), Дрифт (Drift), Свичбэк дрифт (Switchback drift).
Бернауты, которые выполняются не касаясь ногами асфальта. При исполении Трек стенда райдер исполняет Бернаут, стоя на подножках, Дрифт — он и в Африке дрифт. Исполнение трюка Свичбек дрифт подразумевает дрифт, сидя на мотоцикле задом наперед.
4. Акробатика.
В принципе, практически любой трюк, кроме базовых Вилли, Стоппи и Бернаута, в Стантрайдинге подразумевает элементы акробатики. Но есть и просто чисто акробатические элементы, выполняемые без отжига резины и на обоих колесах.
Наверное, самым известным из таких трюков является Крест (Cross), хотя мне больше нравится название Иисус Христос (Jesus Christ). На деревне это один из трюков, который выполняется вместе с Вилли и Бернаутом, по причине его относительной доступности в базовом исполнении храбрым будущим стантерам. Надо просто разогнать мотоцикл, а потом встать на седло или бензобак в полный рост, оторвав руки от руля. В каноничном исполнении, разведя к тому же их в стороны.
Остальные трюки, представленные в этом разделе, уже требуют долгой подготовки и тренировок, а часть из них вообще по силам только профессионалам стантрайдинга. Ну и физическая форма должна уже быть на очень высоком уровне.
4.1. Хедстенд (Headstand), Хендстенд (Hendstand), Свичбек кофин зеро (Switchback coffin zero).
Различные варианты стоек на мотоцикле. При выполнении трюка Хедстенд райдер стоит на голове, при Хендстенде — на руках. А Свичбек кофин не зря имеет в своем названии слово «гроб», поскольку выполняется при езде задом наперед, держась руками за хвост мотоцикла и подруливая одной ногой.
4.2. Эсид дроп (Acid drop), Элеватор (Elevator) и Деактиватор (Deactivator).
Различные варианты спрыжек и запрыжек на мотоцикл при исполнении трюков. Эсид дроп выглядит как быстрое спрыгивание после выполнения какого-то другого трюка, типа Крест, на бак, седло или траверсу, зачастую, переходит в другой трюк.
Элеватор — это подскок в Крест или другой трюк, который подразумевает стойку на мотоцикле в полный рост.
Деактиватор — райдер просто спрыгивает с мотоцикла, мотоцикл едет дальше без него, пока он, к примеру, завлекает толпу зрителей, потом райдер его догоняет и продолжает выступление.
По сути своей, эту категорию можно не называть самостоятельными трюками, это просто красивые и техничные переходы от одного трюка к другому.
Заключение.
В этой статье мы познакомились далеко не со всеми, но, по крайней мере, с основными трюками, выполняемыми стантрайдерами на мотоциклах, поэтому, по крайней мере, при просмотре очередного стант-шоу, сможем понять, что происходит. В ближайшее время рассмотрим основные трюки мотофристайла — там тоже много всего интересного и безбашенного.
Поделиться «Трюки на мотоциклах. Стантрайдинг.»
Стантрайдинг. История и трюки.
Motorcycle stunt riding или stunting – это трюковая езда на мотоцикле на ровной площадке. Русско-язычная Википедия вообще не разместила о нем статьи, а различные публикации не дают целостной картины и совсем немного сообщают об истории этого популярного любительского вида спорта.
Свое начало стантрайдинг берет от различных полу-цирковых шоу, которые в середине 20 века гастролировали по миру. В этих программах присутствовали номера с мотоциклами. Так что можно считать, что прыжок на мотоцикле через пылающие кольца, исполненный Cytrix display team в 50-х годах в Великобритании стал началом формирования спортивной дисциплины «мотофристайл», а сопровождавшие его трюки на мотоциклах на ровной поверхности – началом формирования дисциплины «стантрайдинг».
Конечно, на ранней стадии развития трюковой езды, участники шоу использовали, в основном, легкие малолитражные мотоциклы. Но действительный расцвет станта наступил после того, как широким массам любителей стали доступны мощные спортивные мотоциклы. В 1970-м году производители спортивных мотоциклов добились того, что на их технике сразу после покупки в магазине стало возможным делать вилли. Именно тогда энтузиастами начала активно пополняться копилка исполняемых трюков. Вскоре начали устраиваться первые соревнования среди любителей и тех, кто профессионально участвовал в различных мотошоу. Однако, стантрайдинг до сих пор не вошел ни в одну спортивную федерацию в мире и поэтому не стал официальным видом спорта.
В России стантрайдинг появился в Санкт-Петербурге, но первые соревнования StuntBattl прошли в 2008 году под Москвой под эгидой MotulM1. В 2014 и 2015 году главные российские соревнования были приурочены к проходящим в Петербурге выставкам IMIS www.stuntoffice.ru/. Ну а самое ожидаемое событие этого года Interio StuntCup 2016 пройдет 3 сентября 2016
ТРЮКИ
Wheelie – 12 o’clock (Вилли-твэлв-о-клок) – поставить мотоцикл под прямым углом к земле
Wheelie – 508 (Вилли-файф-о-эйт) – из позы лягушки опустить одну ногу на землю
Wheelie – Blindside (Вилли-слабое-место) – из позы Special K перекинуть ноги на другую сторону мотоцикла
Wheelie – Boston Strangler (Вилли-Бостонский-душитель) – сидя на баке с ногами с одной стороны и согнутой в колене задранной вверх одной ногой
Wheelie – Can can (Вилли-кан-кан) – стоя одной ногой на подножке другую выбрасывать то вперед, то назад
Wheelie – Cliff hanger (Вилли-вешалка) – зацепившись ногами за подножки свисать назад до земли
Wheelie – Hand drag (Вилли-драга) – касаясь земли рукой
Wheelie – Heel clicker (Вилли-пятками-в-ладоши) – сидя на баке и закинув ноги за руль похлопать в ладоши пятками
Wheelie – HighChair (Вилли-на-высоком-стуле) – сидя на баке и закинув ноги за руль
Wheelie – One hander (Вилли с одной рукой) /No thrlotte hand (Вилли без контроля) –первый вариант – с оторванной левой рукой, второй с оторванной правой, которая обычно управляет газом и тормозом
Wheelie – Hitchhicker (Вилли-хитчикер) – став правой ногой на левую подножку и держа правой рукой левую ручку руля откинуть в сторону левую руку и ногу
Wheelie – No hander (Вилли без рук) – может быть исполнено стоя и сидя
Wheelie – Sitdown (Вилли-сидя) – сидя на сидении
Wheelie – Special K/50-50 (Вилли-особое-К или 50-на-50) – сидя на баке и закинув одну ногу через руль, а другую под руль
Wheelie – Spreader (Вилли-в раздвижку) – сидя на баке и с разведенными над рулем ногами
Wheelie – Superman/Jorian jump (Вилли-супермэн или Вилли-прыжок-Джорана) – остановить мотоцикл, стоя на сиденье, подпрыгнуть ногами вверх, не отпуская руками руля
Wheelie – Stand-up (Вилли-стоя) – просто стоя на подножках
Wheelie – Stall (Вилли-стояк) – мотоцикл стоит на месте
Wheelie – Stranger (Вилли-незнакомец) – наклонив мотоцикл налево, стоя на правой подножке и держась справа за руль
Akrobatyka/Inne – Acid drop (Леденец) – из позы Крест упасть сгруппировавшись вниз на бак, закинув ноги за руль
Akrobatyka/Inne – Bunny hop (Банна хоп) – прыжок мотоцикла
Akrobatyka/Inne – Coffin (Гроб) – задом-наперед, ноги на руль, руки на заднее сидение мотоцикла
Akrobatyka/Inne – Christ (Крест) – стоя на баке и разведя руки в стороны, как статуя Иисуса в Бразилии
Akrobatyka/Inne – Churro (Чурро) – сочетание элементов Христос и Заро. Стоя на баке, делаем круги, управляя рулем ногой
Akrobatyka/Inne – Deactivator (Деактиватор) – прыжок из положения стоя в седло мотоцикла
Akrobatyka/Inne – Elevator (Лифт) – из позиции Христос падаем вниз и садимся на бак
Akrobatyka/Inne – Handstand (Стойка на руках) – стоя на руках
Akrobatyka/Inne – Gorilla roll (Гарила-ролл) – кувыркнуться из позиции стоя на сидении и стать ногами на землю
Akrobatyka/Inne – Headstand (Стойка на голове) – стоя на голове
Akrobatyka/Inne – Switchback coffin zero’s (Гроб-зеро) – нарезать круги в позиции Гроб
Akrobatyka/Inne – Switchback (Задом-наперед) – спиной вперед
Akrobatyka/Inne – Watchtower (Сторожевая башня) – двигаться на мотоцикле стоя на руле с поднятыми вверх руками
Akrobatyka/Inne – Zero’s (Зеро) – отпустив руль и регулируя угол наклона мотоцикла и радиус задним тормозом
Akrobatyka/Inne – Callicoat whip (Щелчок кнутом) – быстрый разворот на 180 градусов движущегося мотоцикла www.youtube.com/watch?v=I4oWsbYcmg4
Drift/Burnout – Chainsaw (Дрифт-цепочка) – стоя рядом с мотоциклом и управляя правой ручкой газа и тормоза рисовать цепь кругов
Drift/Burnout – Hand drag (Дрифт-ручная-драга) – сидя и касаясь рукой земли
Drift/Burnout – HighChair (Высокий-стул) – дрифт с перекинутыми через руль ногами
Drift/Burnout – No footed (Дрифт-без-ног) – расставив ноги
Drift/Burnout – Rolling burnout (Отжиг в движении)
Drift/Burnout – Special K (Отжиг-особое-К) – с одной ногой, перекинутой через руль, а другой откинутой в сторону
Drift/Burnout – Spreader (Отжиг-в-раскоряку) – сидя на баке с расставленными ногами