что значит стационарное рабочее место
Рабочее место как обособленное подразделение
«Российский налоговый курьер», 2005, N 11
Определение обособленного подразделения, установленное Налоговым кодексом, существенно отличается от того, которое приведено в Гражданском кодексе. Какие признаки характерны для обособленного подразделения в соответствии с налоговым законодательством? Всегда ли по местонахождению рабочих мест возникает обособленное подразделение? В каком порядке осуществляется постановка на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения? Ответы на эти вопросы даны в статье.
Нередко организации, расширяя территорию деятельности, создают обособленные подразделения. В результате у подобных организаций появляются дополнительные обязанности: встать на налоговый учет, сдавать отчетность и уплачивать налоги по месту нахождения обособленных подразделений (ст. ст. 19 и 83 НК РФ). Несоблюдение этих требований грозит штрафными санкциями.
Признаки обособленного подразделения
Определение обособленного подразделения дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение признается таковым независимо от того, отражено его создание или нет в учредительных либо иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми оно наделено. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно ст. 55 Гражданского кодекса обособленным подразделением является только представительство или филиал.
Рассмотрим каждый из этих признаков отдельно.
Территориальная обособленность
По мнению Минфина России, территориальная обособленность подразделения от места нахождения головного офиса может определяться территорией города, улицы или района в городе (Письмо от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87). В Письме от 22.09.2004 N 03-03-01-04/1/155 Минфин России вновь подтверждает свою позицию. В документе говорится, что территориально обособленным следует считать подразделение, расположенное на отдельной земельной территории, отличающейся от территории, на которой находится производственное здание самой организации, то есть по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика.
Таким образом, любое местонахождение подразделения организации, отличающееся от места ее государственной регистрации, которое указано в учредительных документах, означает территориальную обособленность этого подразделения от головного отделения.
Стационарные рабочие места
Право использовать терминологию других отраслей законодательства закреплено в п. 1 ст. 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если Кодексом не предусмотрено иное.
Аналогичное понятие содержится в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Работником признается физическое лицо, вступившее с работодателем в трудовые отношения, которые возникают между ними на основании трудового договора, заключенного в соответствии с Трудовым кодексом (ст. ст. 16 и 20 ТК РФ). Лица, работающие по гражданско-правовому договору, не подчиняются трудовому законодательству и работниками не являются. Поэтому по месту работы физических лиц, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор, не возникает рабочих мест и соответственно обособленного подразделения.
В ст. 11 НК РФ указано, что рабочие места должны быть оборудованы. То есть необорудованное место не может быть признано рабочим. Это подтверждается и требованиями трудового законодательства. Статьей 22 ТК РФ на работодателей возложена обязанность обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Сколько рабочих мест должно быть оборудовано, чтобы возникло обособленное подразделение? В ст. 11 НК РФ стационарные рабочие места упоминаются во множественном числе. В то же время в Кодексе нет конкретного указания, что в обособленном подразделении должно быть более одного рабочего места.
Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой. По мнению судебных органов, обособленным считается подразделение, которое обладает хотя бы одним рабочим стационарным местом (см., в частности, Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.10.2002 N КА-А40/6733-02 и от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02).
Если помещение сдано в аренду
Предположим, у организации есть помещение, расположенное вне места нахождения головного отделения. Это помещение сдается в аренду. Возникает ли у организации-арендодателя обособленное подразделение по месту нахождения этого помещения? Нет, поскольку в случае сдачи помещения в аренду работники организации-арендодателя не трудятся на площади, сданной в аренду. А поскольку арендодатель не создает там рабочих мест, у него не возникает и обособленного подразделения.
Рабочие места по месту нахождения помещения, сданного в аренду, могут быть созданы организацией-арендатором для работы своих сотрудников вне места нахождения головного отделения. Создание арендатором рабочих мест на срок более одного месяца рассматривается как осуществление деятельности через обособленное подразделение. Следовательно, данная организация обязана встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного помещения.
С какого момента у арендатора возникает обособленное подразделение? Бытует мнение, что с момента заключения договора аренды помещения. Однако это не всегда так. Сам по себе факт аренды помещения не означает создания обособленного подразделения. О его возникновении можно говорить, только когда будут оборудованы рабочие места.
Работа на «чужой» территории
Данный документ применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Как видим, при нахождении работника в командировке не соблюдается ряд обязательных условий, характеризующих возникновение стационарного рабочего места. Следовательно, нет оснований говорить о создании обособленного подразделения по месту временной работы командированного сотрудника.
Аналогичные ситуации возникают достаточно часто: например, в организациях, занимающихся ремонтом и строительством объектов недвижимости, благоустройством территорий, в аудиторских фирмах. Решать вопрос о возникновении обособленных подразделений в таких ситуациях следует исходя из изложенных выше позиций.
Кроме строителей в г. Ступино было направлено несколько сотрудников из обслуживающего и административно-управленческого персонала. Для них ООО «Стройремсервис» на время проведения ремонтно-строительных работ арендовало в г. Ступино офисное помещение.
В арендованном офисе в г. Ступино у ООО «Стройремсервис» созданы стационарные (на срок более месяца) оборудованные рабочие места, которые полностью находятся под контролем организации. Следовательно, по месту нахождения этого офиса у нее также возникло обособленное подразделение.
ООО «Стройремсервис» обязано в течение месяца письменно сообщить в свою налоговую инспекцию (по месту постановки на учет организации) о создании обособленных подразделений, а также подать заявление о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию г. Ступино по месту их нахождения.
Надомная работа
Некоторые организации заключают с физическими лицами договоры о выполнении работы на дому. Возникают ли у таких организаций обособленные подразделения по месту осуществления надомной работы?
Взаимоотношения организации и надомников регулируются Трудовым кодексом. В соответствии со ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, которые заключили трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, предоставляемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. В последнем случае надомникам выплачивается компенсация за износ инструментов и механизмов. На надомников распространяется действие трудового законодательства.
По мнению налоговых органов, данные признаки свидетельствуют о том, что у организации, заключившей трудовые договоры с надомниками, по месту их жительства возникают обособленные подразделения. Поэтому она обязана встать на налоговый учет по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Постановка на налоговый учет
Сколько бы обособленных подразделений ни возникло у организации, она обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них. Эта обязанность закреплена в пп. 2 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 83 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ организация в течение одного месяца после создания обособленного подразделения должна письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Сообщение составляется по форме N С-09-3, утвержденной Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@.
Вместе с заявлением о постановке на учет в налоговые органы по месту нахождения обособленного подразделения подаются:
Для филиалов и представительств такими документами являются копии учредительных документов и положения о филиале (представительстве). Создание остальных обособленных подразделений, не зарегистрированных в учредительных документах, можно подтвердить приказами и распоряжениями руководителя организации о создании таких подразделений, доверенностями на право ведения дел, договорами аренды, иными документами, свидетельствующими об осуществлении в данном подразделении финансово-хозяйственной деятельности.
Если у организации нет документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, налоговый орган поставит его на учет только на основании заявления по форме N 09-1-1 и копии свидетельства о постановке организации на налоговый учет.
Поставить организацию на учет по месту нахождения обособленного подразделения налоговый орган обязан в течение пяти дней после получения всех необходимых документов (п. 2 ст. 84 НК РФ). В подтверждение постановки на учет налогоплательщику выдается уведомление по форме N 09-1-3 (Приказ N БГ-3-09/178) с указанием КПП, присвоенного организации по месту нахождения обособленного подразделения.
Нужно ли повторно вставать на учет в одной налоговой инспекции
Статья 83 НК РФ предусматривает, что организация обязана встать на налоговый учет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения. Возникает вопрос: должна ли организация вставать на налоговый учет, если обособленное подразделение расположено на территории налогового органа, в котором организация уже состоит на учете по месту своего нахождения?
Пленум ВАС РФ рассматривал данный вопрос в 2001 г. и изложил свою позицию в Постановлении от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ». Она сводится к следующему. На налогоплательщика, который встал на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному основанию, упомянутому в ст. 83 Кодекса.
При постановке на учет в одной и той же налоговой инспекции, но по разным основаниям организации и обособленному подразделению присваиваются разные КПП.
Кроме того, на территории одной налоговой инспекции обычно находятся несколько муниципальных образований, которым присвоены разные коды по ОКАТО. Головное отделение и обособленное подразделение, которые находятся в разных муниципальных районах, но состоят на учете в одной налоговой инспекции, будут уплачивать налоги по разным кодам ОКАТО.
Таким образом, налогоплательщики должны соблюдать требования, установленные налоговым законодательством в отношении постановки на налоговый учет. Это позволит повысить эффективность налогового контроля со стороны налоговых органов и правильно распределить налоговые поступления по кодам ОКАТО.
Ответственность за нарушение обязанности по постановке на налоговый учет
За невыполнение требований налогового законодательства о постановке организации на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений организация несет налоговую и административную ответственность.
На организацию, которая не сообщит в налоговую инспекцию по месту постановки на учет о возникновении у нее обособленного подразделения, налагаются санкции по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа составляет 1000 руб. Если в течение календарного года повторно совершено такое же нарушение (например, организация не сообщила о создании еще одного обособленного подразделения), сумма штрафа увеличивается до 5000 руб.
Организации, которая нарушит требования ст. 83 НК РФ и несвоевременно (позже одного месяца со дня создания обособленного подразделения) подаст заявление о постановке на налоговый учет, грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). Размер штрафа увеличится вдвое, если такое заявление будет подано по истечении 90 дней с момента создания обособленного подразделения.
Нередко при налоговой проверке выявляется, что организация осуществляет деятельность вне места нахождения головного отделения. Если при этом у нее возникло обособленное подразделение и оно не поставлено на налоговый учет, то к нарушителю могут быть применены санкции по ст. 117 Налогового кодекса. Штраф за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе составляет 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. Если деятельность без надлежащей постановки на налоговый учет осуществляется свыше трех месяцев, сумма штрафа увеличивается до 20% от полученных за это время доходов.
Стационарное рабочее место
Рабочее место
Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Термин «Рабочее место» определен статьей 209 ТК РФ: Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Обязательными для включения в трудовой договор являются: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (Статья 57. «Содержание трудового договора» ТК РФ).
Понятие «Рабочее место» используется в налогообложении. Так, Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Соответственно, если вне места нахождения организации оборудованы стационарные рабочик места, то налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязанности по месту расположения подразделений.
На практике по этому вопросу могут быть спорные ситуации — например, когда работники осуществляют работы на временных строительных площадках, осуществляют ремонт на территории заказчика и т.д.
В таких ситуациях, требуется определять степень контроля работодателя за рабочими местами и иные факторы.
Определение термину «Рабочее место» имеется и в ряде других документов:
Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (п. 3.2. «СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 N 21)).
Стационарное рабочее место — это рабочее место, расположение, а также техническое оснащение которого имеют стационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным цехом или участком работ;
Нестационарное рабочее место — это рабочее место, месторасположение которого, а также его техническое оснащение имеют нестационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным строительным объектом или эксплуатируемым сооружением, а техническое оснащение является мобильным или переносным (Приложение Б «СП 12-133-2000. Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве» (принят и введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 31.03.2000 N 26)).
Пример из судебной практики
Субподрядчик направил на строительный объект к подрядчику своих работников, которые жили на территории объекта и осуществляли там работы. Налоговый орган считал, что по месту проведения работ у субподрядчика были стационарные рабочие места и, соответственно, возникло обособленное подразделение для целей уплаты налогов.
Суд пришел к выводу, что в этой ситуации обособленное подразделение не возникло:
По условиям договора субподряда работы выполнялись на территории заказчика и под контролем подрядчика в соответствии с проектной документацией, выданной и утвержденной подрядчиком. При этом само по себе заключение договора субподряда и направление сотрудников в командировку сроком более месяца не свидетельствует о создании Обществом обособленного подразделения, поскольку направление работников в командировку без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения.
Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 16 сентября 2015 года № А05-9557/2014.
Предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны соответствовать требованиям, установленным к стационарным торговым объектам (под которыми понимаются и заведения питания), в частности к их площади, срокам действия договоров (если они арендуются). На примерах из арбитражной практики рассмотрим, какие претензии лицензирующего органа к объектам лицензирования являются основанием для отказа в выдаче лицензии, что поможет предприятиям избежать их и, соответственно, не платить пошлину дважды.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей:
Согласно абз. 2 п. 6 ст. 16 данного закона организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей:
В силу абз. 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. На организаций и индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху в розницу при оказании ими услуг общественного питания, данное условие не распространяется.
Такие требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росалкогольрегулированием.
При этом, как известно, несоответствие заявителя требованиям, установленным в том числе ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (пп. 6 п. 9 ст. 19 данного закона).
На вопрос, что считать стационарным торговым объектом, Росалкогольрегулирование в п. 6 Письма от 30.04.2013 № 8977/03-04 дает следующие разъяснения. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
Исходя из данного определения, а также учитывая позицию, содержащуюся в Определении ВС РФ от 09.06.2010 № 8-Г10-7, Росалкогольрегирование указывает, что стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.
Требование к площади и сроку действия договора аренды стационарного торгового объекта
Площадь стационарного торгового объекта. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции лицензирующий орган уделяет пристальное внимание площади объекта. Так, в споре, рассмотренном судьями в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 № 09АП-32052/2013 № А40-61292/13, одним из оснований отказа в выдаче лицензии предприятию общественного питания, осуществляющему деятельность в г. Москве, послужило отсутствие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м (иначе говоря, заявитель не соответствовал лицензионным требованиям).
Арбитры встали на сторону лицензирующего органа. При этом было установлено, что общество обратилось с заявлением о получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки, указав в качестве места нахождения помещений и вида назначения объекта «кафе».
Суд отметил, что требование п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.
Приведя определение «стационарный торговый объект» из п. 5 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ, суд напомнил, что согласно п. 25 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 30.11.2010 № 576-ст, кафе – это предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия.
В силу п. 15 названного ГОСТа зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) – это специально оборудованное помещение предприятия общепита, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для подготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т. п., недоступных для потребителей.
Общество, ссылаясь на договор аренды помещения общей площадью 61,7 кв. м, считало, что имело право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Однако лицензирующий орган, проводивший проверку объекта лицензирования, установил, что у общества отсутствуют торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, поскольку площадь торгового зала составляет 36,8 кв. м, а в остальных помещениях располагаются кухня, туалет и другие помещения. Суд решил, что результаты проверки лицензирующего органа доказаны, и сделал вывод о несоответствии лицензиата также требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 № 09АП-26569/2013-АК обществу также было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе на основании несоответствия объекта требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Не согласившись с решением лицензирующего органа и обратившись в суд с иском, в качестве доказательства оснований для получения лицензии общество указало на наличие двух изолированных помещений, находящихся по одному адресу, и на свидетельство о государственной регистрации права, из которых усматривается, что два раздельных помещения имеют общую площадь 82,8 кв. м.
Заметим, что первая инстанция встала на сторону общества, однако апелляционная признала его позицию ошибочной на том основании, что в п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ говорится об одном помещении, а не об отдельных помещениях, находящихся по одному адресу. По мнению арбитров, лицо, претендующее на получение лицензии, не может иметь несколько помещений общей совокупной площадью 50 кв. м. Такое толкование приведет к тому, что в подтверждение размера площади может указываться любое количество помещений, имеющих в совокупности площадь 50 кв. м.
При этом из представленного в материалы дела поэтажного плана БТИ по спорному сооружению следует, что помещения магазина и подвала, указанные обществом в качестве основания для получения лицензии, представляют собой обособленные и не связанные между собой помещения, каждое из которых имеет свой отдельный вход. Таким образом, расположение данных помещений не позволяет обществу использовать их в совокупности по определенному законодателем назначению.
Поскольку лицензирующий орган в предусмотренном законом порядке провел проверку объекта лицензирования и установил наличие утвержденных п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ оснований для отказа обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, незаконных действий данного органа суд не выявил.
Вывод о том, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции суммирование площади каждого объекта, находящегося в пользовании организации, не основано на законе, был сделан и в Постановлении ФАС МО от 28.10.2013 № А40-161158/12-153-1663. В данном случае согласно условиям договоров аренды и субаренды, представленных обществом с целью получения лицензии, ему были переданы в пользование нежилые помещения, площадь которых составляла соответственно 42,4 и 8,7 кв. м.
В пункте 10 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04 также отмечается, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.
Срок действия и регистрация договора аренды стационарного торгового объекта. Если срок действия договора аренды стационарных торговых объектов не определен, соискателю откажут в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. 12 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04).
Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).
В арбитражной практике также встречаются примеры, когда предприятию общественного питания отказывали в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за отсутствие регистрации договора аренды стационарного торгового объекта. Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 № А63-14534/2012: общество представило лицензирующему органу договор аренды и расписку из Россреестра о подаче договора на регистрацию. Однако лицензирующий орган отказал в продлении лицензии на том основании, что информирование о проведении процедуры оформления регистрации договора аренды нежилого помещения и предъявление расписки управления Росреестра не являются доказательствами, что на момент проведения выездной проверки лицензиат соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. По мнению лицензирующего органа, расписка не свидетельствует о том, что данный договор регистрирующие органы зарегистрируют. Кроме того, ее наличие подтверждает, что договор аренды на дату проведения проверки отсутствует, поскольку договор аренды нежилого помещения действителен с момента его государственной регистрации. Суд с аргументами лицензирующего органа согласился.
Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС ЦО от 19.09.2013 № А68-9369/2012: общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. После внеплановой проверки общества лицензирующий орган в продлении лицензии отказал на том основании, что у общества отсутствуют в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м (договоры аренды на указанную дату не прошли государственную регистрацию, следовательно, в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ считаются незаключенными). Суд эту позицию поддержал.
Стационарный или нестационарный торговый объект?
Проблемы с получением лицензии могут возникнуть и в том случае, если лицензирующий орган придет к выводу о «нестационарности» объекта лицензирования. Связано это с тем, что согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в этих местахне распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и предпринимателями услуг общественного питания.
Соответственно, лицензирующий орган при проверке объекта лицензирования будет устанавливать не только его соответствие требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, но и то, является такой объект стационарным или нет. И если, например, здание кафе будет соответствовать п. 6, но при этом окажется не стационарным, организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.
Подтверждение тому – Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 № А70-5319/2012. В данном деле общество осуществляло деятельность по предоставлению услуг общественного питания в кафе. В связи с истечением срока действия лицензии оно обратилось в лицензирующий орган с заявлением о ее продлении. Лицензирующий орган лицензию продлил, но при этом разрешил обществу реализовывать по месту осуществления деятельности спиртные напитки и вино с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции. Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Однако тот в поддержке обществу отказал. Основание: имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что помещение является временным сооружением, следовательно, возможна только продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5%. При этом суд руководствовался вышеприведенным определением стационарного торгового объекта из Федерального закона № 381-ФЗ и определением нестационарного торгового объекта (п. 6 ст. 2 данного закона), которым является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно решению лицензирующего органа причиной установления обществу ограничения по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% послужил вывод о том, что здание кафе, в котором заявитель реализует алкогольную продукцию, не является стационарным объектом, а представляет собой временное сооружение, у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него права собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления или в установленном порядке зарегистрированного права аренды на стационарный объект, в котором он осуществляет лицензируемый вид деятельности.
Суд, разбираясь с этим вопросом, исследовал следующие документы:
Как отметили арбитры, во всех представленных документах речь идет о временном сооружении, которое вне зависимости от его реальных технических характеристик является нестационарным объектом.
При этом судьи указали, что наличие договоров с ресурсоснабжающими организациями также не свидетельствует о том, что спорный объект является стационарным. По мнению арбитров, представленные обществом договор аренды торговых площадей, акт приема-передачи нежилых помещений не являются документами, свидетельствующими о наличии у него стационарных торговых объектов, поскольку не относятся к правоустанавливающим документам и не содержат характеристик объекта как стационарного. Исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, арбитры пришли к выводу о законности решения лицензирующего органа.
Итак, предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны выполнять требования, установленные п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ для стационарных торговых объектов: в отношении площади, состава необходимых помещений, срока действия договора аренды и его регистрации. Анализ арбитражной практики показывает, что проблема с получением (продлением) лицензии у организации может возникнуть, если:
Также проблемы могут возникнуть в том случае, если у организации не все в порядке с документами на объект лицензирования: есть риск, что он будет признан нестационарным, и тогда организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции. Согласно позиции чиновников, при подаче в лицензирующий орган нового заявления о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, если ранее было отказано в ее выдаче, заявитель должен повторно уплатить государственную пошлину (Письмо Минфина РФ от 27.03.2013 № 03-05-06-03/9655). Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».