что значит строгий пост в православии
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что такое строгий пост в православии?
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Строгий пост в православии – это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. Он несет радость причастия и освобождение души от грехов, скопившихся за год. Это важная часть жизни любого христианина.
Правила строгого поста
Согласно православному календарю, существует несколько видов поста: перед Пасхой, Рождественский, Апостольский, Успенский. Кроме того, предусмотрены также однодневные дни воздержания. Перед причастием необходимо поститься трое суток. Из перечисленных, какой пост самый строгий — перед светлым праздником Пасха.
Для человека, который осознанно пришел к вере и решил поститься, необходимо знать важные вещи:
Когда начинается строгий пост
Самый строгий из постов начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается 48 дней. В эти дни следует отказаться от просмотра телепередач и посещение увеселительных мероприятий. Время, которое освобождается, тратиться на духовное развитие, помощь ближним, прочтение книг, посещение храма, общение с близкими людьми.
Главное – это думать только позитивно, не позволять злости туманить разум, совершать плохие поступки. Строгость следует соблюдать к телесному и нравственному облику. Ограничивая себя в физических и духовных желаний, человек воспитывает силу воли и готовность к любым трудностям. Если это становится для него тяжелым испытанием, в результате которого он получает стресс, то нет смысла продолжать мучить себя.
Что значит строгий пост? Духовные отцы трактуют значение таких дней, что время воздержания от пищи помогает достичь гармонии между духовным и физическим телом. В результате человек начинает чувствовать прилив сил и бодрость, вырабатывается воля и появляется уверенность.
Что кушать в строгий пост
Существует легкие и сложные дни. Например, на Масленицу можно кушать все, кроме мяса. Сложнее обстоят дела, когда предусмотрен только сухой рацион и вода. В другие дни разрешается горячая пища с постным маслом и без него.
Во время строгого поста следует забыть о продуктах животного происхождения. Мясо, молоко, яйца исключаются полностью. Можно употреблять свежие фрукты, овощи в варенном и запеченном виде. Крупы и пчелиный мед необходимы для поддержания энергетического баланса при отсутствии животных жиров. Постное масло добавляют только в выходные и праздничные дни. Необходимо употреблять больше воды, а мысли о еде заменить молитвами и посещением храма.
Начало поста – это самое трудное время. В первый день и последнюю пятницу необходимо воздержатся от любой пищи. В особые недели разрешаются:
В течение всего времени можно кушать:
В Вербное воскресение можно употреблять рыбные продукты, в выходные дни добавлять постное масло.
После строгого воздержания нарушать режим питания большим количеством мясных продуктов не следует. Употребление пищи животного происхождения может вызвать сильное расстройство желудочно-кишечной системы. Необходимо начинать питаться с легко усвояемой пищи.
Блюда во время поста
Существует масса вариантов блюд для строго поста. Например, сытный паштет из фасоли, картофельные зразы, морковные котлеты. Для любителей сладенького можно запечь яблоки с сахаром в фольге или приготовить козинаки из семян подсолнечника с сахаром.
В качестве первого блюда из чечевицы варят суп с оливками и зеленью. К жареному картофелю с грибами для разнообразия добавляют болгарский перец. Картошка, запеченная в фольге с чесноком – еще один ароматный рецепт. При желании мяса можно приготовить постные фрикадельки из нута. Если манку соединить с сахаром и запечь в яблоке, получится на вкус подобие творога.
Можно быстро приготовить вермишель с овощами. Залить ее кипятком и проварить пару минут, дать постоять. Нарезать соломкой овощи и обжарить на постном масле с долькой чеснока. Все добавить в лапшу, приправить соевым соусом, посыпать семенами кунжута.
Молитвы — пища души
Кроме ограничений в еде следует уделять особое внимание духовной пище. Наиболее важные молитвы строгого поста:
Отче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хле́б на́ш насу́щный да́ждь на́м дне́сь; и оста́ви на́м до́лги на́ша, я́коже и мы́ оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ на́с во искуше́ние, но изба́ви на́с от лука́ваго.
О́чи все́х на Тя́, Го́споди, упова́ют, и Ты́ дае́ши и́м пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты́ ще́друю ру́ку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тно благоволе́ния (строки из Пс. 144). На благословение пищи и пития мирянам Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)
Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.
Правила питания и примерное меню в строгий пост
Все церковные посты делятся на три вида: строгие, менее строгие и нестрогие. Тем, кто придерживается строгого поста, можно есть растительные продукты, крупы, зелень, фрукты и овощи. Их можно запекать, тушить или варить. В этой статье Вы узнаете больше о правилах и ограничениях православных постов, а именно: строгий пост.
Посты различаются по степени важности:
Важно понимать, что в пост перед Пасхой нельзя есть продукты животного происхождения. Самым строгим является Великий пост, во время которого нет никаких послаблений.
Основные правила питания в период поста
Давайте рассмотрим, какие продукты можно употреблять в пищу во время поста, а какие следует исключить из своего рациона. В период поста следует исключить:
Эти продукты нельзя употреблять, если Вы придерживаетесь поста. Принято считать, что если человек не ест мясо, яйца, не пьет молоко, то он теряет белок, столь необходимый для организма. Но при правильном подходе к постной диете это совсем не так.
Существует огромное количество продуктов питания, которые содержат необходимый людям белок. Если Вы разнообразите диету грибами, баклажанами, бобовыми культурами и соей, то сможете получить необходимое количество белка.
В конце концов, даже диетологи утверждают, что соя может полностью заменить рыбу и мясо. И все же, прежде чем поститься, Вы должны выяснить, станет ли это опасным для Вашего организма, поскольку любое воздержание от некоторых продуктов может быть вредным именно для Вас.
Подробные правила питания
Великий пост длится 40 дней. После поста люди празднуют рождение Сына Божьего и постепенно возвращаются к обычной диете. Но до этого времени Вы должны действительно понимать и представлять, что же все-таки можно есть и в какие дни.
Первые семь дней поста должны соответствовать следующим правилам:
Для большинства христиан Великий пост — это время, когда человек готовит свое тело и душу к Пасхе.
Вторая неделя поста будет намного проще, потому что в этот период не бывает «голодных» дней:
Когда наступит третья неделя Великого поста 2019 года, с точки зрения питания ничего не изменится. Рацион, расписанный по дням, уже будет Вам знаком:
Четвертая неделя более сытная, по сравнению с предыдущими. Кроме того, к этому времени организм уже адаптируется к новой диете и не будет так мучиться без привычного регулярного питания:
Ранее, еще в древней Руси все дни до Пасхи были точно спланированы. И это совершенно понятно. Ведь приходилось и дом убирать, и выпекать.
Пятая неделя приближает верующих к Пасхе. В это время следует познавать себя, не совершать грехов и следовать правилам питания:
В предпоследние семь дней Великого поста 2019 года отмечают большие праздники. Поэтому в списке появляются новые блюда:
В последнюю неделю поста правила питания коренным образом не меняются.
После такого длительного поста следует соблюдать крайнюю осторожность, в особенности избегать переедания и чрезмерного потребление жирного мяса.
Великий пост — это фундаментальный период в жизни каждого христианина. Каждый год священнослужители напоминают верующим, что можно есть и в какие дни недели. И в 2019 году эти правила остались прежними, поэтому запомнить их будет несложно.
Но если есть проблемы со здоровьем или мы говорим о детях в возрасте до 12 лет, беременных или кормящих, то стоит понимать, что пост этим людям не подходит, особенно без предварительной консультации со специалистом.
Допустимые продукты в пост
Существует основной список постных продуктов, которые Вы можете съесть:
Во время поста есть можно и нужно, потому что это своеобразное испытание для верующего, а не попытка выжить. Чтобы организм полноценно работал, ему нужно достаточно белка. А где взять, если мясо постится под серьезным запретом? Ответ: следует заменить мясные продукты на те, которые содержат растительный белок в своем составе. В частности, бобовые (фасоль, соя, нут, горох) обогащены таким белком.
Попробуйте приготовить постный суп из любых видов бобовых, овощей и злаков. Приправьте по вкусу специями — и Вы поймете, что пост может быть «вкусным». Но не переедайте, ведь избыток пищи является нарушением поста. Вы должны есть в умеренных количествах, только пытаясь избавиться от голода, а не наедаться до отвала.
Какие напитки можно пить в пост
В течение всего периода поста нельзя употреблять молочные продукты, алкоголь и газированные напитки. Разрешается пить компоты из сухофруктов, кисель, цикорий, ягодный сок, травяной чай, воду. Полезно пить овощные, фруктовые и ягодные соки. Лучше не покупать соки, а готовить их дома.
Вишневый кисель: рецепт
Кисель — это не только вкусный, но и полезный напиток. Крахмал, содержащийся в напитке, благотворно влияет на пищеварительный тракт и печень. Что касается вишни, то в ее состав входит огромное количество витаминов и минералов, которые укрепляют иммунную систему и борются с инфекциями.
Как приготовить кисель:
300 г вишни (замороженной) залить 2 литрами воды, кипятить и варить 7-10 минут. Процедить отвар, предварительно вытащив ягоды. Добавить сахар по вкусу. Развести картофельный крахмал (1,5 столовые ложки) в стакане холодной воды и влить в вишневый отвар. Довести до кипения и снять с плиты.
При гастрите с повышенной кислотностью и язве желудка ягодные напитки из кислых ягод не рекомендуются. Кисель лучше сварить из овсянки, тыквы, черники.
Витаминный фруктовый напиток: рецепт
Морс — это безалкогольный напиток русской кухни. Готовится из свежих или замороженных ягод. По вкусу можно добавить в напиток мед, зелень, корицу.
Как сварить фруктовый напиток:
Взять 1 ст. ложку свежих или замороженных ягод облепихи, темной смородины, калины и черноплодной рябины. Аккуратно размять ягоды и залить 2 л кипятка. Добавить ломтик лимона, меда или сахара по вкусу. Настаивать два часа, затем процедить.
Этот напиток обладает антиоксидантными свойствами, дает жизненные силы, энергию, укрепляет иммунитет. Содержит больше аскорбиновой кислоты, а также витамины группы В.
Кому не рекомендуется поститься
Описанные выше правила поста разрешены не всем. Резкое падение белка может ослабить иммунную систему и вызвать заболевание у некоторых людей.
В эту категорию входят: люди со слабым здоровьем, беременные женщины и кормящие матери, маленькие дети, дети, пожилые люди и люди, выполняющие тяжелую физическую работу.
Этим категориям людей можно задуматься о менее строгом посте, поговорить с духовным наставником и получить благословение на послабление правил.
Меню на первую неделю поста
Самые строгие правила — первые семь дней. Такого рациона придерживаются в монастырях и церквях. Для обычного верующего правила не так строги, как для монахов.
Примерное меню:
В понедельник, среду и пятницу — строгий пост. Для тех, кто не может придерживаться таких строгих ограничений по состоянию здоровья, рекомендуют:
Во вторник и четверг:
Можно перекусить сухофруктами, орехами, семечками. Они очень калорийны, быстро избавляют от голода. Церковный устав позволяет пить много жидкости, обязательно обычную воду. Кроме того, можно пить соки, травяные отвары, кисель.
По субботам и воскресеньям меню более разнообразное. Еду можно подавать с маслом и соусами. На выходные выпекают постные пироги, пряники, блины и подают их с джемом.
Диета при дискинезии — правила питания, меню на неделю
Диета Кима Протасова — правила питания, рецепты блюд на каждый день
Средиземноморская диета- суть диеты, правила, рекомендованное меню
Бесслизистая диета — список продуктов, что запрещено, советы диетологов и примерное меню
Сыроедение — правила, примерное меню и рецепты для начинающих вегетарианцев
Православный пост
|
Православный пост / Сост. Д. Дементьев. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды») |
Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге.
Приводим отрывок из книги.
Милости хочу, а не жертвы.
Мф 9, 13
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов).
Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».
Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».
Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить».
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».
Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей?» — отвечал: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь. А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает (см.: Ин 13, 20) — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься (см.: Мк 2, 19–20) ».
Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известно, что святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.
О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим 1, 15) ».
Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.
Поучителен рассказ преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид (Кавелин) каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу?» Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного?» И слышу Ее ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь».
Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».
Говоря о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным.
«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».
Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь при этом смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.