что значит суббота в библии

Суббота

Суббота

I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

1) евр. глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на → День очищения ( Лев 16:31 ; Лев 23:32 ; ср. также Лев 23:24 ). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.;

2) в Вавилоне существовало понятие ша пату — «(день) середины», обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как «день успокоения сердца (богов)», т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах.

II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ

1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ.

С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первоначально была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны ( Исх 16:5.22–30 ), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе ( Исх 20:8–11 ; Исх 31:12–17 ). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе ( Быт 7:4 ; Быт 8:10.12 ); свадебное торжество также длилось семь дней ( Быт 29:27.28 );

Каждый 7-й день ( Исх 23:12 ), С., был днем святого покоя ( Исх 16:23 ; Исх 31:15 ; Исх 35:2 ), когда запрещалось работать ( Исх 20:10 ; Исх 31:14 ); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь ( Исх 35:3 ); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» ( Мк 15:42 ; Исх 16:23 ). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны ( Исх 16:27–29 ) и дров являлись нарушением предписаний о С. Ам упоминает перерыв в деловой жизни ( Ам 8:5 ), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» ( Иер 17:21 ). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью ( Исх 31:14.15 ; Исх 35:2 ; Чис 15:35 ). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады ( Ис 58:13 ), в который израильтяне собирались вместе ( Лев 23:3 ; ср. 4Цар 4:23 ) для вознесения хвалы Господу и богослужения ( Пс 91 ). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась ( Чис 28:9.10 ), а в святилище возлагали новые хлебы предложения ( Лев 24:8 ).

III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

Субботний отдых означал для израильтян причастность к Божьему → покою. Поскольку на седьмой день после сотворения мира Бог отдыхал от дел, Он освятил и благословил каждый седьмой день ( Быт 2:2 ) и заповедал Израилю соблюдать его святость ( Исх 20:11 ; Исх 31:17 ), т.е. выделять его в череде прочих дней как особый день, посвящ. Господу. Для израильтян, которых Бог избавил от беспрерывной подневольной работы ( Исх 5:4–9 ) в егип. рабстве ( Втор 3:20 ; Нав 1:13–15 ), С. стала знамением того, что Господь освятил их ( Исх 31:13 ; Иез 20:12 ), выделив среди других народов, и что народ завета Божьего жив только благословением Господа. Это становится особенно ясно из того, что субботняя заповедь (см. Исх 23:10–13 ) была распространена на → субботний год (год отпущения). Соблюдение или нарушение С. приравнивается к соблюдению или нарушению завета с Богом ( Ис 56:2–7 ).

IV. СУББОТА В ПОЗДНЕМ ИУДАИЗМЕ

На соблюдение заповедей о С. и субботнем годе обращалось особое внимание при возобновлении завета с Богом во времена Неемии ( Неем 10:32 ); этот наместник особо способствовал соблюдению С. ( Неем 13:15–22 ). Раввины знали, что С. «дана для наслаждения, а не для боли», но поскольку, по их убеждению, заповедь о С. значит столько же, сколько все остальные заповеди вместе, они сопроводили ее исполнение особенно скрупулезными предписаниями. На основании 39 видов работ, упоминаемых в связи с сооружением скинии (ср. Исх 26 ), раввины составили перечень тех видов деятельности, которые запрещены в С. Перечень включал всякую ремесленнич. работу, создание нового предмета путем соединения (напр., склеивание) или путем разъединения (напр., срывание плодов), перенос поклажи (см. Ин 5:9 ), ходьбу, верховую езду и езду на расстояние, превышающее субботний путь (прим. 1 км; → Меры длины, площади, объема и веса, I,2). Вместе с тем книжники изыскивали спекулятивные возможности обойти отдельные запреты. Напр., можно было купить ч.-л., но при этом не оплачивать покупку в тот день и не упоминать об оплате; на седло осла можно было положить мехи с водой, чтобы таким образомпредпринять поездку «на воде», что не подлежало запрету. В результате такого, чисто внешнего, соблюдения С., как средство общения с Богом и знак зависимости от Него, была полностью обесценена.

V. СУББОТЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

У Иисуса было собств. понимание С., отличное от раввинского, и это не могло не вызывать конфликтов ( Мф 12:1–14 ; Мк 2 — Мк 3:6 ; Лк 13:10–17 ; Ин 5:1–18 ). Если священники в храме при принесении субботней жертвы ( Чис 28:9 ), не оскверняя себя, совершали определ. виды деятельности, которые остальным были запрещены ( Мф 12:5 ), если никто не возражал против того, чтобы в С. сделать человеку обрезание ( Ин 7:22 ), то что можно сказать об Иисусе, вся жизнь Которого была исполнением Божьей воли ( Ин 4:34 ) и Который был «больше храма» ( Мф 12:6 ), а вместе с тем и «господином субботы» ( Мф 12:8 ; Мк 2:28 ). Он знал, что С. была создана для человека ( Мк 2:27 ), поэтому и в С. творил добро ( Мф 12:12 ; Мк 3:4 ) и действовал так же, как Его Отец ( Ин 5:17 ), освобождая людей от порабощения сатаной ( Лк 13:16 ) и исцеляя их ( Ин 7:23 ; Ин 9:14 ). Тем самым Иисус показал, что Он есть Тот, Кто приносит людям истинный покой Божий ( Мф 11:29 );

2) ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВЬ ПЕРВЫХ СТОЛЕТИЙ:

а) подобно своему Господу, христиане в НЗ сознавали себя свободными от исполнения внешних заповедей С., поскольку подчиняли исполнению Божьей воли не только один день в неделю, но и всю свою жизнь. Это позволяло одним верующим придавать особое значение определ. дням, а другим считать все дни равноценными ( Рим 14:5–9 ). Однако ап. Павел рассматривал требование соблюдать С. как возвращение к Закону и, следовательно, отпадение от благодати ( Гал 4:9–11 ; Гал 5:1–4 ). Такие же взгляды выказывали и христ. писатели первых веков (Игнатий, Иустин, Тертуллиан); б) днем христ. богослужения вместо С. стал первый день недели, день воскресения и явления воскресшего Господа ( Ин 20:1.19.26 ). Он упоминается в НЗ как день преломления хлеба, проповеди ( Деян 20:7.11 ) и откладывания пожертвований ( 1Кор 16:2 ).

Возможно, первый день недели подразумевается под «днем Господним» в Откр 1 (см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), хотя, вероятно, в этом названии присутствует также и значение Судного дня (→ День Господень). В первые столетия существовало обозначение первого дня недели как «дня Господня», впоследствии появилось другое его обозначение — «день солнца», восходящее к названию соотв. языч. праздничного дня; в) но не только перенесением с последнего дня недели на первый отличается день Господень у христиан от С. у иудеев. Очень важно, что у христ. праздника отсутствует самый заметный признак иуд. праздничного дня — отдых от работы, соблюдая который иудеи во всем античном мире заслужили репутацию бездельников. За искл. времени для богослужения, которое предоставлялось и рабам, христиане, как и их языч. окружение, в день Господень занимались повседневным трудом. Во времена зарождения монашества это относилось даже к самым строгим монастырям. Только в 321 г. имп. Константин объявил гос. праздником день, который у христиан считался Господним, а у язычников — священным днем солнца. В этот день, как и в другие гос. праздничные дни, от работы освобождались ведомства и учреждения. Впоследствии императоры Феодосий и Юстиниан значит. ограничили в воскресный день и частные виды деятельности.

Источник

Православная Жизнь

Как правильно провести седьмой день недели? Чтут ли православные субботу? Какой жертвы ждёт от нас Господь?

«Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой — суббота — есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему»

Не забывать о первой части заповеди

У четвёртой заповеди две части. В первой Господь Бог велит нам трудиться шесть дней — делать то, к чему мы призваны в зависимости от наших талантов. Нарушают четвёртую заповедь не только те, кто работает и не ходит в храм в воскресенье, но и те, кто ленится работать в будние дни и уклоняется от своих обязанностей. Заповедь говорит: «Шесть дней работай», — а мы, выйдя на работу в понедельник, с нетерпением ждем пятницу. В воскресенье же вместо того, чтобы благодарить Бога за то, что мы живы, здоровы и можем трудиться, плачем, что скоро снова выходить на работу. Нарушают заповедь и те, кто не работает в воскресенье, но и не посвящает этого дня Богу, а проводит его в житейских заботах, развлечениях, разгуле и всяческих излишествах.

Вторая часть заповеди призывает оставить седьмой день для Бога и богоугодных дел. Какие же это дела? Забота о спасении души, молитва в храме и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными знаниями, благочестивые беседы, помощь бедным, посещение больных и заключённых, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

Суббота или воскресенье?

Может возникнуть вопрос: почему православные чтут воскресный день, а не субботний, как, собственно, и было заповедано? Давайте разбираться. В Ветхом Завете суббота была днём воспоминания о творении Богом мира: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).

Суббота была днём, когда евреи оставляли все дела и посвящали время Богу, благодарили Его за благодеяния, за то, что они — свободный и любимый Им народ, который Он вывел из египетского рабства. Однако ещё в ветхозаветные времена пророк Иеремия писал: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:31-33).

Для христиан более важным днём стало воскресенье — день памяти о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Из Деяний и посланий апостолов мы узнаём, что в этот день они причащались («В первый же день недели, …ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7)), творили милостыню. Иоанн Богослов называет это день не «первый», а «воскресный»: «Я был в духе в день воскресный» (Откр. 1:10). С тех пор христиане тоже проводят этот день благочестиво и радуются ему, потому что это память о Воскресении Христовом и об обещанном спасении.

Чтут ли православные субботу?

Православные христиане придерживаются Священного Писания и Предания, стараются исполнить данные Богом законы. У нас есть заповедь чтить субботу — и мы чтим её. Например, в Великий пост не совершают полную литургию в течение всей недели — кроме субботы и воскресенья. Как и в воскресенья, в субботы Четыредесятницы нет строгого поста. Литургия в субботу такая же торжественная, как и в воскресенье. Наконец, воскресный день начинается с вечернего богослужения в субботу. Ни в коем случае православие ничего не урезает и не добавляет, но соблюдает всё то, что сказано в Священном Писании и Священном Предании. Это очень тяжело делать в современном мире, потому что вокруг немало радикальных сил, которые стараются расколоть нашу веру, но мы держимся и верим: Господь с нами — так кого убоимся?

Как провести день седьмой?

Заповеди сами по себе не спасают, спасает Господь. Они — как флажки, за которые нам не стоит заходить. Это духовные рамки, которые нас сдерживают, это подсказки, которые помогают пройти жизненный путь достойно и получить спасение.

Конечно, не всегда нам удаётся не работать в седьмой день. Если человек ради кого-то другого работает — в этом нет ничего дурного. Например, если в воскресенье вы пойдёте и уберёте в доме больного человека, потрудитесь ради него хорошенько — это не будет нарушением заповеди. Если же вы посвящаете этот день тому, чтобы дров нарубить — и в храм не идёте, и не молитесь, то есть сознательно относитесь к этому дню с пренебрежением, то это, конечно, грех.

Богу и ближнему

Воскресный день нужно посвятить Богу и ближнему. Можно, помолившись и причастившись, провести время с семьёй, позвонить родителям или друзьям. Можно сесть с семьёй и обсудить вопросы, которые не успевали решить в будние дни. Разобраться с ними вместе, прийти к общему знаменателю — и дальше идти по жизни будет легче.

Может возникнуть вопрос, почему нужно воскресный день посвящать не себе, а ближним. Дело в том, что для православного человека это очень важно. Мы ведь для того и молимся, и причащаемся, чтобы возлюбить ближнего. Четвёртая заповедь призывает нас седьмой день посвятить Богу, однако святитель Иоанн Златоуст пишет: кто Бога любит, а ближнего ненавидит, тот лжец. Потому мы должны деятельно проявить свою любовь. Если мы любим Бога, то должны служить людям. У нас ведь на Страшном Суде не спросят ничего по основам богословия, там очень простые материи будут значимы: накормил ли ты голодного, одел ли бедного, позвонил ли одинокому — ведь порой даже обычный звонок может очень поддержать человека. Мы все сидели в изоляции во время карантина и знаем, как тяжело переживать ограничения в одиночестве. Вместе намного проще преодолевать проблемы и беды.

Христос не отменял никаких заповедей, Он исполнил ветхозаветный закон в полной мере, но помимо этого принёс нам главную заповедь — заповедь любви. Именно потому Он в субботний день исцелял и кормил, чтобы показать людям: главное — это наши ближние, потому и сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:30). Чтобы исполнить четвёртую заповедь, не обязательно искать нуждающегося где-то далеко, им может быть каждый человек, которого Бог привёл к нам в этот момент.

Время как жертва

Помнить день субботний — это значит, помимо перечисленного, ценить время, которым мы обладаем. Мы можем дарить его Богу и людям. Временем мы все богаты, но даже при этом Бог не требует от нас больших жертв, предлагая посвятить Ему только один день. Но странный человек готов в холод и дождь идти или ехать куда угодно для удовлетворения своих нужд — и не может преодолеть себя, чтобы позаботиться о своей душе. Богу не нужны наши деньги, Он ждёт нашей благодарности. А мы не находим и двух часов, чтобы прийти в храм, поблагодарить Его за всё, очистить душу от ран, которые мы за шесть дней сами себе нанесли. В заботах о теле нужно помнить, что тело наше надето на душу, именно она — главное, что у нас есть. А душа обновляется в церкви. Поэтому — будем соблюдать четвёртую заповедь, она очень важна для каждого, кто хочет оставаться человеком.

Протоиерей Александр Франтовский

Источник

Почему в Библии седьмой день — суббота, как это объяснить?

что значит суббота в библии. Смотреть фото что значит суббота в библии. Смотреть картинку что значит суббота в библии. Картинка про что значит суббота в библии. Фото что значит суббота в библии

Мой вопрос о четвертой заповеди – о субботе. Если согласно Библии седьмой день — суббота, то почему христиане поклоняются Богу по воскресеньям, а не по субботам? Если мы называем наши воскресенья субботами, тогда идем ли мы против заповеди Бога о субботе?

Помните, что день субботний — особый день. Шесть дней работайте, седьмой же день — день отдыха в честь Господа, Бога вашего, и потому в этот день никто не должен работать: ни ты, ни твои сыновья и дочери, ни твои рабы и рабыни. Даже скот твой и чужестранцы, живущие в ваших городах, не должны работать! Ибо Господь трудился шесть дней и сотворил небеса, землю, море и всё, что на них, на седьмой же день Бог отдыхал, благословив тем день субботний, день отдохновения, и сделал его особым днём. (Исход 20:8-11)

Почему в Библии седьмой день — суббота?

Да, вы правы, что седьмой день это суббота. На самом деле, суббота от заката пятницы до заката субботы. Так было в Ветхом Завете и в Израиле сегодня! Но христианам никогда не было заповедано соблюдать субботу, даже как раз наоборот – Колоссянам 2:16-18.

Так пусть никто не диктует, что вам есть и пить, а также насчёт еврейских обычаев: как вам справлять праздники, новолуние или день субботний, — ведь это всё только тень грядущего, а настоящее принадлежит Христу. Так пусть же не осуждает вас никто из тех, кто сам находит удовольствие в самоуничижении и поклонении ангелам, на основе того, что привиделось ему во время посвящения. Такой человек раздувается от гордости безо всякой причины, руководимый умом своей плоти, (К Колоссянам 2:16-18)

Я могу вам посоветовать отличную книгу на эту тему — Anthony A. Hoekema, «Seventh Day Adventism» (На английском языке). В древние времена воскресенье был рабочий день (по крайней мере, в начале второго века), так что христиане встречались на рассвете и затем вечером после работы.

Почему христиане собираются по воскресеньям?

Я заметил, что Он благословил этот день. Почему? Мы проводим христианские собрания по воскресеньям, я так понимаю, что эта традиция пришла к нам из католицизма? Можете помочь разобраться в этом вопросе? И почему адвентисты седьмого дня соблюдают день субботний?

Позвольте мне сделать сначала несколько комментариев, до того, как дать ответ. Католическая церковь не была первооткрывателем воскресных богослужений. Все мы знаем из истории церкви, что с самого начала церковь собиралась по воскресеньям. Он был известен, как восьмой день. Это поклонение упоминается в книге Откровение 1:10, где Иоанн называет воскресенье «день Господний».

Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; (Откровение 1:10)

В день Господний Дух овладел мною, и я услышал позади себя громкий голос, подобный звуку трубы. (Откровение 1:10)

Христианская литература едина в том, что она считает именно воскресенье «днем Господним». Деяния 20:7 дает больше библейских доказательств. Павел поклонялся с церковью в первый день недели. Это не дает нам доказательств того, что это был главный день поклонения, но, безусловно, это предполагает.

Бог освятил седьмой день. Он также заповедовал приносить жертвы. Иисус не нарушал Закона Моисея, но выполнял его – Матфея 5:17. Мы больше не обязаны соблюдать субботу, включая воскресенье, если на то пошло – Колоссянам 2:16-19.

С христианской точки зрения это простой вопрос. Благодаря Своей праведной жизни, через жертву за нас, Иисус выполнил все требования Закона – Матфея 5:17-18. Так что мы свободны от Закона. Мы не обязаны выполнять Закон Моисея. Мы не попадаем под его действие. В том числе и указаниям о субботе. Это ясное учение всего Нового Завета. Например, смотрите Марка 7:14-19, где Иисус Христос сказал, что мы свободны от того, что входит в нас, но больше отвечаем за то, что выходит.

Деяния 15:19-21 сообщает нам, что язычники свободны от обрезания. Вся книга Галатам доказывает, что последователи Христа свободны от Закона Моисея. На самом деле, те, кто ищет оправдания по Закону, уже отпали от Бога (2:21 Галатам, 3:21-29, 4:21-31, 5:1-12 и т.д.)

Христиане не обязаны соблюдать ветхозаветную Субботу

В послании к Колоссянам 2:13-19 апостол Павел говорит, что христиане не обязаны соблюдать субботу или любой из Ветхо-Заветных законов. Павел говорит, что никто не обязан соблюдать субботу, но также говорит, что если кто-то хочет соблюдать этот день по своим причинам, то в этом нет ничего плохого. Человек, который утверждает, что поклонение в воскресенье неверно, в отличие от субботы не очень хорошо разбирается в Новом Завете.

Воскресное богослужение не является Ветхозаветной субботой. Нигде в Новом Завете об этом не говорится. Мы знаем из ранней христианской истории, что ранняя церковь поклонялась в воскресенье. Вы можете читать это у всех писателей первых веков (Климент, Поликарп, Ириней Лионский, Иустин Мученик, и десятки других). Это был первый день, иногда называемый «восьмой день» или «день Господень» (Откровение 1:10).

День субботний — это воскресенье по Библии?

Нет никакого христианского «субботнего дня». Нигде в Библии нет даже намека на то, что воскресенье – это «день субботний».

На самом деле мы даже не имеем заповеди в Библии о том, в какой день должны встречаться христиане. Мы встречаемся в определенные дни скорее из-за примера, нежели из-за заповеди. В христианстве есть подобие «Дня субботнего» — это Небеса. До этого момента у нас не будет отдыха. Это именно то, о чем говорит послание Евреям 4:1-11. Технически, «День субботний» не закончился и никуда не переместился. Иисус исполнил требования Закона, так что нам не надо соблюдать требования Ветхозаветного Закона:

«Не думайте, что Я пришёл с тем, чтобы уничтожить закон или писания пророков. Я пришёл не для того, чтобы их уничтожить, а чтобы исполнить их учения». (Матфея 5:17)

Те, кто говорят, что суббота это и есть Ветхозаветная суббота, то не знают ни церковной истории, ни учения Нового Завета. Следует помнить также, что это не вопрос спасения. Если христиане ошибочно полагают, что должны служить и поклоняться Богу в субботу, то они должны понимать, что их спасение не зависит от того, в какой день они поклоняются. Так что, не будьте напуганы этим ложным учением.

Так почему же адвентисты седьмого дня соблюдают субботу? Главная причина – их пророчица Елена Уайт сказала им делать это еще в 1800-х годах. Они ссылаются на книгу Исход 31:17, где сказано, что это будет «навечно». Проблема в том, что они игнорируют тот факт, что Иисус выполнил требования Закона, а все христиане освобождены от требований Закона Моисея. Смотрите послания Галатам и Колоссянам.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?

Воскресенье начинается в субботу

Приблизительное время чтения: 7 мин.

В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.

В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, действительно есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Это четвертая, одна из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай. Полностью она звучит так: «Помни день субботний, чтобы святите его. Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его» (Исход, 20:8-11).

В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение — более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.

Православная Церковь, во-первых, не приняла все эти запреты, а во-вторых, у христиан появилось воскресенье. Причем воскресный день по своей значимости выше субботнего.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу «не» и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…» (Левит, 23:32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?» (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Суббота в Евангелии

В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.

Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он — Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он — Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом — устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: «суббота для человека, а не человек для субботы». То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.

Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже — воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все «субботние» ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?

Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.

Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность — лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу — значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное — не праздность, а молитва и добрые дела. В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые. Господь ждет от человека единственной жертвы — любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу — это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *