что значит сура ан нас
СУРА 114: АН-НАС (ЛЮДИ)
Сура Ан-Нас (Люди) — это заключительная сура Корана, она была ниспослана в Мекке, состоит из 6 аятов, 20 слов и 79 букв. Хронология ниспослания: 21
О Суре «Ан-Нас» (Люди)
В суре «Люди» Всевышний Аллах приказывает Своему пророку ( мир ему и благословение Аллаха) прибегать к Нему, прося у Него защиты от большого зла, которое многие люди не замечают, поскольку оно проистекает из их страстей и нечестивых прихотей и толкает их к совершению того, что Аллах запретил им. Это зло шайтана, из людей или джиннов, который искушает человека, исчезая при упоминании имени Аллаха, будь он скрыт от глаз или видим для них, и который прикрывает своё искушение хитростью и обманом.
Читать суру Ан-Нас на арабском языке
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Читать суру Ан-Нас на русском языке
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Транскрипция суры Ан-Нас
Видео
Смотрите видео с чтением суры «Люди», слушайте для правильного произношения. Повтор аятов поможет быстрее выучить суру.
Также, на сайте MoyNamaz.ru вы сможете узнать время намаза в своем городе. Начните вводить название своего города в поиске по сайту, расположенному в правом верхнем углу шапки сайта.
Пожалуйста, дорогие братья и сестры, будьте добры, поделитесь ссылкой у себя на странице.
Толкование суры «ан-Нас»
Ниспослана в Мекке. Состоит из 6 аятов.
Это – последняя сура священного Корана, и она названа «ан-Нас» от слова первого аята. Арабское слово наас означает «люди».
Эта сура отображает борьбу между добром и злом. Вместе с тем она призывает держаться подальше от зла и просить помощи у Аллаха, дабы одержать над ним победу.
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
«Куль а’уузу би раббин-наас. Мааликин-наас. Иляяхин-наас. Мин шарриль-васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-наас. Миналь-джиннати ван-наас».
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
1. Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей,
2. Царя людей,
3. Бога людей,
4. От зла искусителя, исчезающего,
5. Который наущает в груди людей,
6. [Который] из джиннов и людей!»
Чтобы был понятен смысл переводов аятов суры «ан-Нас», мы изложили суру целиком и, прося помощи у Аллаха, приступаем к толкованию их по отдельности.
«Прибегаю к защите Господа людей».
То есть прошу убежища, защиты у Господа людей. Слово «Господь» является переводом арабского слова Рабб. Слово «Рабб» определяет качества Господа – сифаты Аллаха. Оно во-брало в себя множество значений, в том числе такие, как Создатель, Воспитатель и Распорядитель… Он – Создатель, сотворивший человека, ранее не существовавшего. Он – Воспитатель, взрастивший человека и одаривший его различными благами. Он – Распорядитель, руководящий всеми делами во всех мирах. Хотя Аллах является Господом всех миров и всех существ, но в этом аяте называется Господом людей для того, чтобы возвеличить человека и выказать ему почет. Всевышний Аллах создал все сущее для людей. Он дал им разум, знания, Книгу и шариат. Он повелел ангелам совершить саджду человеку. Следовательно, человек – лучший, достойнейший среди других существ.
«Царя людей».
То есть ищу убежища, защиты у Царя людей.
Аллах – Царь и Владыка всех людей. Владычество Аллаха – полноценно, всеобъемлюще и совершенно. Именно поэтому Всевышний Аллах сполна руководит жизнью людей, делает действенным Свое волеизъявление. Следовательно, искать убежища и защиты, просить о помощи можно и нужно только у Него Самого.
«Бога людей».
То есть ищу защиты у Единственного, Единого Божества, достойного поклонения людей.
Да, лишь Сам Всевышний Аллах – Единый и Единственный Бог, достойный поклонения людей. Следовательно, люди должны просить помощи, искать защиты и убежища только у Него Самого.
Выдающийся ученый Исмаил ибн Касир пишет об этих трех аятах следующее: «Эти три аята – отражение трех сифатов Господа: Господства, Царства, Божественности. Он – Господь, Владыка (Царь) и Бог всего сущего в мире. Все на свете – Его создание, и все это при-надлежит Ему. А посему велено просить защиты и спасения у Того, Кто является обладателем этих черт (сифатов)».
А дальше, в последующих трех аятах, указывается, от чего плохого следует искать защиты и убежища у наделенного указанными качествами Всевышнего Аллаха.
«…от зла искусителя, исчезающего».
Слово «искуситель» в данном аяте обозначает шайтана (дьявола). Потому что когда человек вспоминает Господа, шайтан убегает и прячется, поэтому здесь говорится «искусителя, исчезающего». Вместе с тем, как только человек забывает о своем Господе, шайтан тут же появляется и начинает подвергать человека васвасе – искушать, наущать.
В хадисе, переданном Ал-Хафизом ал-Мусили, сказано:
«Поистине, шайтан приставляет свой нос к сердцу человека. Как только человек вспоминает своего Господа, шайтан скрывается. Как только человек забывает своего Господа, шайтан завораживает его сердце и начинает искушать».
«…который наущает в груди людей».
В аяте говорится, что шайтан подвергает искушению сердца людей. Что такое искушение шайтана, известно каждому. Он сбивает человека с пути истины, завлекает его – представляет сердцу человека красивым совершение греховных деяний, последование за собой, ослушание Всевышнему Аллаху.
«…[который] из джиннов и людей».
Этот аят является доказательством того, что шайтан может быть как из людей, так и из джиннов. Праведный, мусульманин должен всегда просить у Аллаха защиты от искушения (васваса), зла, как шайтана-джинна, так и шайтана-человека.
Джинн-искуситель не так страшен, как искуситель-человек. Если тебя искушает джинн, то его можно отвратить, попросив помощи и защиты у Аллаха, прочитав молитвы, в частности, эту и предыдущую суры. Но когда искушает человек, это очень опасно.
Имам Бухари передает от матери правоверных Аиши радияллаху анха:
«Каждый раз, укладываясь спать, Пророк саллялляху алайхи васаллям читал суры «аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас», дул себе в ладони и проводил ими по телу, затем ложился».
Суры «аль-Фаляк» и «ан-Нас» неразрывно связаны друг с другом. Они были и ниспосланы одновременно, часто упоминаются и читаются вместе. Эти две суры вместе называются «Муаввизатайн» – «Две просящие о защите», так как обе суры начинаются с одного и того же слова «аъуузу» – с воззвания о защите.
«Муаввизатайн» упоминаются вместе и в хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
В хадисе, переданном имамом Бухари, имамом Муслимом и имамом Абу Давудом, мать правоверных Аиша радияллаху анха сказала так:
«Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) болел, он всегда читал «Муаввизатайн» и дул на себя. Когда его болезнь усиливалась, эти суры читала я и гладила его тело его же руками, в надежде на их благодать».
Имам Муслим и имам Тирмизи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Знаешь ли ты, какие аяты были ниспосланы мне в эту ночь? Они бесподобны. Это – «Кул аъуузу бироббил аль-Фаляки», «Кул аъуузу бироббиннааси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху:
«В пути я вел верблюда Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он сказал: «О Укба, научить тебя двум лучшим сурам?» – и научил меня сурам «Кул аъуузу бироббил аль-Фаляки» и «Кул аъуузу бироббиннаси».
Имам Абу Давуд и имам Насаи передают от Укбы ибн Амира радияллаху анху другой хадис:
«Я шел вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (по дороге) между ал-Джухфа и ал-Абваъ. Нас внезапно настиг дождь и наступивший темный мрак. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал молиться о помощи Аллаху посредством «Муаввизатайни» и сказал: «О Укба, проси спасения ими (у Аллаха), ни один проситель не просил ничем лучшим, чем они». Затем я слышал, как он, будучи нам имамом, читал их в намазе».
Толкование суры Ан-Нас (1)
Это мединская сура, состоит из шести аятов.
سْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ
مَلِكِ النَّاسِ
إِلَهِ النَّاسِ
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ
Смысл:
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Скажи: «Я обращаюсь за защитой к Господу людей [к Аллаху],
2. Правителю [Владыке] людей,
3. Богу людей
4. от зла (сатаны) внушающего (злое), (и при упоминании имени Аллаха) отступающего,
5. который внушает злое в грудях [душах] людей,
6. (И сатана бывает) из (числа) джиннов и людей.
Вступительные примечания
Эта сура, вторая из сур муаввазатейн (начинающихся со слов «Аузу…» — «прибегаю (к защите Аллаха»)), представляет собой продолжение и расширение смысла предшествующей суры и, в некотором смысле, дополнение к ней. В суре Аль-Фаляк верующих призывают искать защиты у Аллаха от трудностей и лишений жизни, тогда как в данной суре верующих призывают искать защиты от испытаний и несчастий будущей жизни. В толковании к суре Аль-Фаляк было сказано, что слово «шарр» можно понимать как «зло», «вред» и даже «причины, которые могут причинить вред, боль и несчастья». В данной суре мы ищем защиты от зла и причины всех зол, которые называются наущениями и внушениями от шайтана. Поскольку трудности и несчастья будущей жизни более серьезны, в последней суре Корана настоятельно подчеркивается важность призывать защиту Аллаха против этого зла (будущей жизни).
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ
«Скажи: «Я обращаюсь за защитой к Господу людей».
Имя Аллаха «Рабб» обозначает «Тот, Кто дает пропитание» и подразумевает Всевышнего, Дающего пропитание, который проявляет заботу обо всех созданиях при всех обстоятельствах. В данном аяте Он (Аллах) называется «Господь людей», тогда как в предыдущей суре Он называется «Господом рассвета», поскольку в предшествующей суре целью был поиск защиты от внешних, физических трудностей и лишений жизни. Однако, этим человеческое существование не ограничивается – животные также испытывают физические трудности и лишения, однако наущениям шайтана и воздействиям джиннов подвергаются только люди (Мазхари из Байдави).
مَلِكِ النَّاسِ
إِلَهِ النَّاسِ
«Правителю [Владыке] людей, Господу людей»
Причина, по которой к слову «Рабб» был добавлен атрибут «Владыка людей» («Малики н-нас»), состоит в том, что слово «Рабб» можно использовать и в отношении человека в каких-то частных вопросах: к примеру, в словосочетании «рабб ад-дар» (хозяин дома, поместья), «рабб аль-маль» (хозяин собственности, богатства). Однако ни один собственник или хозяин не является «владыкой», «господином». Поэтому к слову «Рабб» было добавлено слово «малик» (правитель, владыка), чтобы показать, что лишь Он (Аллах) один является не только «Господином людей», но и «Владыкой», «Царем людей».
Более того, не всякий царь достоин поклонения. Поэтому еще одно качество «Иляхи н-нас» — «Господь» было добавлено к слову «нас», «люди». Божественная мудрость, которая заключается в сочетании всех этих качеств («Господь людей», «Владыка людей»), состоит в том, что каждое из этих качеств предполагает обращение за защитой. Каждый хозяин имеет слуг и защищает их. Подобно этому, каждый царь имеет подданных и заботится о них. Поэтому обращение за защитой к правителю и владыке становится еще более очевидным (из этих их качеств). Но лишь Аллах, и никто более, не описывается всеми этими качествами одновременно. Таким образом, обращение к Нему за защитой через произнесение (данных) Его качеств есть самая большая защита и такое обращение (с использованием данных Его качеств) скорее всего будет принято.
Поскольку первое предложение содержит слово «нас» (люди), второй и третий аяты следует относить к ним (к этому же), произношением слов «маликихим» (их владыка) а не просто произношением слово «нас» (люди). Такое повторение (слова «нас» в суре) было использовано целенаправленно, чтобы прибавить тексту силу и ясность, создавая рифму и мелодическую последовательность (суры).
Ученые объясняли причину многократного повторения слова «нас» (оно повторяется в этой суре пять раз) по-разному. Вот одно из этих толкований:
*В первый раз оно относится к детям. Слово «Рабб», которое относится к заботе и покровительству Аллаха намекает на это, потому что дети больше всего нуждаются в питании и заботе.
• Второе появление (этого слова) относится к юности, намек на это в контексте слова «Малик» (царь, владыка), которое относится к Владычеству Аллаха..
• Третье его употребление относится к зрелому возрасту – пожилые люди уже не так заняты этим миром и думают о вечности, об Аллахе, предаются Ему одному, безусловно подчиняются Ему и посвящают Ему одному свою любовь. Контекстом этому служит слово «Илях» (Господь), которое указывает на поклонение Всевышнему.
• Четвертое употребление этого слова относится к праведным рабам Аллаха. Намеком на это служит слово «васваса» (злые нашептывания), поскольку шайтан есть враг праведных рабов Аллаха. Его задача состоит в внушении злых мыслей в сердца таких людей.
• Пятое появление (употребление слова) относится к творящим зло, поскольку мы ищем защиту от их злых дел.
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
«От зла (сатаны) внушающего (злое), (и при упоминании имени Аллаха) отступающего (при произнесении имени Аллаха)».
После упоминания трех качеств Аллаха, настоящий аят описывает того, от кого мы ищем защиты. Он является «наущателем, кто внушает нам зло». Слово «васвас» в оригинале есть инфинитив со смыслом «васваса» (нашептывать – сообщать нечто, используя дыхание вместо голоса, еле слышным образом). Однако здесь используется преувеличение (гипербола), относящееся к шайтану в смысле что он является воплощенным нашептывателем (внушающим злое). Нашептывание шайтана означает, что он старается заставить людей слушаться его, внушая им всякие страхи и ложные мысли, которые он вбрасывает в сердце человека, не произнося ни слова (Куртуби).
Слово «ханннас» происходит от слова «ханаса» что обозначает «подкрадываться, или подходить украдкой». Шайтан получил такое имя, поскольку он притаивается в сердце человека: когда человек впадает в рассеянность, он начинает нашептывания, но когда человек поминает Аллаха, он убегает. Когда человек опять забывает об Аллахе, шайтан возвращается, но когда он опять поминает Аллаха, он опять убегает. Такое повторяется постоянно. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Аллах устроил два дома в сердце человека, в одном живет ангел, а в другом шайтан. Ангел побуждает его к добрым делам, а шайтан направляет его на злые дела. Когда человек поминает Аллаха, шайтан отступает, когда же он перестает поминать Аллаха, шайтан устраивается в сердце человека и внушает ему злые мысли» (Передано Абу Яла со ссылкой на авторитет Анаса, цитируется у Мазхари).
Аят 114:6
مِنَ الْجِنَّةِ وَ النَّاسِ
«(И сатана бывает) из (числа) джиннов и людей».
Здесь поясняется выражение «васвас», упоминаемое в аяте 4, со смыслом, что шайтаны могут быть среди людей и джиннов, которые внушают злое в сердца людей. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) находил удовольствие в постоянном поиске защиты против злых и мерзких шайтанов из числа людей и джиннов.
Здесь может возникнуть вопрос. Очевидно, что шайтан может внушать людям злые мысли и поступки в сердце, но как шайтаны из числа людей могут совершать злое внушение? Они подходят прямо и открытым голосом сообщают нечто, что не является васвасом. Ответ состоит в том, что шайтаны из людей также могут внушать сомнения в умы людей, без открытого, ясного их произнесения.
Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям пишет в своей работе «Аль-Фаваид фи Мушкилят иль-Куран», что нашептывание от людей относится к нашептыванию нашего собственного нафса (который находится внутри у человека). Так же, как шайтан подбрасывает человеку дурные мысли, так и нафс человека побуждает его ко злу. Поэтому Посланник Аллаха (мир его и благословение) учил нас искать защиты у Аллаха от зла нашего собственного «я» в следующей мольбе:
«О Аллах! Я ищу убежища у Тебя от моего собственного зла, от зла шайтана и зла идолопоклонства».
Сура 114: «Ан-Нас» («Люди»)
О СУРЕ «Ан-Нас»
Заключительная, сто четырнадцатая по счёту сура «Ан-Нас» («Люди») Священного Корана считается особой у мусульман. Она представляет собой шесть удивительных по звучанию аятов, ниспосланных в мекканский период пророчества Мухаммада (с.г.в.).
«Ан-Нас» является своего рода продолжением предыдущей суры – «Аль-Фаляк», в которой Творец призывает свои создания прибегать к Его защите от зла, имеющегося в мире.
Подстрекателями зла, как об этом говорится в последних аятах Корана, могут быть как сами люди, так и шайтан с джинами. Однако, каким бы ни был источник зла, полагаться следует исключительно на Господа миров, который является лучшим из помощников.
В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Поистине, Всевышний простил моим последователям то, что им внушает шайтан, и что им внушают их души, если только они не станут совершать это» (Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
Сура «Люди», наряду со 113-й сурой – «Рассвет», является лучшим средством защиты от зла. Об этом сказано в одном из достоверных хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Хочешь ли ты узнать о самых лучших словах, которые следует вспоминать, когда ищешь защиты Создателя? Это две последние суры Священного Корана» (приводится от Насаи).
На практике принято читать суру «Нас» не только в ходе выполнения ракаатов ежедневного пятикратного намаза, но и в иное время. А про достоинство её чтения упоминается в следующем хадисе: «В эту ночь Аллах ниспослал мне аяты, что не имеют никакого подобия. Это суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас» (Муслим, Насаи, ат-Тирмизи).
ВИДЕО С ЧТЕНИЕМ СУРЫ «Ан-Нас»
Сура 114 «ан-Нас» (Люди)
(перевод смыслов 114 суры Священного Корана и комментарии)
Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого вечна и безгранична.
114:1-6
Скажи: «Прибегаю я к Господу людей, Властителю их [и] Богу их, удаляясь от зла [Сатаны] нашептывающего и отступающего [при упоминании Творца]. Он (Cатана) нашептывает [вносит смуту, смятение, страхи, сомнения] в сердца [души, умы] людей. [И прося помощи у Господа, удаляюсь от всего сатанинского, исходящего] от джиннов и людей».
Близость дьявола к людям
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Движение Сатаны по отношению к людям подобно движению крови по венам [естественно и незаметно]».
Другой возможный вариант перевода: «Дьявол [козни его и нашептывания] движется по путям тока крови сына человеческого [подобно крови повсюду проникая, со временем распространяется по телу, пронизывая, пропитывая и отравляя человека грехом до мозга костей]»[1]. Один из комментариев: «Пока бьется сердце человека, Сатана неравнодушен к нему, не оставит его в покое».
Внутренние переживания, волнения, страхи — чувства удивительно сложной природы.
Вроде бы все движется своим чередом, но вот проносится какой-то слух, сплетня, возникает кризисная ситуация и… шепот, еле слышный шепот. Что-то, находящееся внутри тебя, начинает нагнетать ситуацию. Твой выбор: или ты не обращаешь на это внимания, а находишь профессиональные либо духовные рекомендации, затем применяешь их, или соглашаешься с этим коварным наущением и начинаешь уже сам нагнетать внутреннюю бурю эмоций. Сатана через какое-то время удаляется, а человек теряет тонны жизненного позитива, живительной энергии, начинает на кого-то кричать, что-то ломать, уходить в запой или выкуривать сигареты пачку за пачкой. Самые слабые — сводят счеты с жизнью. А ведь это был всего лишь шепот, сатанинский навет, который следовало оставить без малейшего внимания, не тратя на него времени и не теряя из виду своих жизненных целей и задач.
Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует), говорил: «Есть три качества. Если они будут даны кому-либо из людей, тогда приобретенное этим человеком будет подобно богатствам рода Дауда (Давида)[2]: (1) справедливость [трезвый, справедливый подход при любых обстоятельствах] как в гневе, так и в благодатном [радостном, воодушевленном] состоянии; (2) сохранение цели [и поставленных перед собою задач как мирского, так и вечного характера] (экономия)[3] [экономный подход к затратам] как в нищете, так и в достатке [когда человек вдруг оказывается без прожиточного минимума, он разом может растерять многие духовные ценности, перестать соблюдать нормы приличия, да и жизненные задачи оставить, ведь по нашептываемому Сатаной сценарию это (потеря достатка) разрушает перед ним все перспективы; когда же у него неожиданно появляется значительный достаток, Сатана шепчет: «Ты всего достиг, ты заслужил, можешь отдохнуть, расслабиться», «Трать, как тебе вздумается», и вся намеченная человеком созидательная перспектива лопается, подобно мыльному пузырю]; (3) набожность пред Всевышним, проявленная как открыто [на виду у людей], так и скрыто [когда о благородном поступке твоем знаешь только ты и Создатель]»[4].
Вопрос. Подскажите какое-нибудь ду‘а для изгнания из тела джинна.
Ответ. Вам нужно очистить свое сознание, отбросить все сомнения и глупые мысли о том, что «вселился джинн». Есть очень авторитетные в богословской среде мнения: вселение джинна в человека невозможно — мир людей и мир джиннов являются разными, параллельными друг другу, не пересекающимися между собой мирами.
Из-за избытка ненужной информации ваше восприятие жизни, понимание ее, подобно тому, как это бывает с компьютером, постоянно «зависает». И этот ваш «компьютер» может совсем испортиться. При сбоях он не дает вам возможности полноценно работать и получать удовольствие от работы и жизни вообще. Выбросьте весь мусор и перезагрузите свой «компьютер». Наилучшая форма борьбы с нашептываниями Сатаны — игнорирование этого, в противном случае проблема будет только нарастать.
Рекомендую вам читать по три раза последние три суры Корана на арабском языке после каждой обязательной молитвы-намаза и перед сном. Читая их, дуйте в ладони и обтирайте ими (слегка) голову и тело[5].
«Пророк Мухаммад прибегал к Богу с молитвами-ду‘а о защите от [вреда] джиннов-дьяволов и человеческого сглаза. Продолжалось это до ниспослания двух последних сур Корана. После их ниспослания он ограничился ими в качестве защиты [от всех форм зла]»[6].
Смысл хадиса в том, что эти две суры являются центральными в вопросе обращения с мольбой о защите от того или иного зла, хотя это не исключает возможности читать и другие аяты, суры Корана или молитвы-ду‘а.
Милостью Всевышнего тафсир 114 суры Священного Корана подошел к концу.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда; а также от Сафийи; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 605, хадис № 2039; там же. Т. 4. С. 1955, хадис № 6219; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 125, хадис № 2036, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 1. С. 139, хадис № 68; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 8. С. 428, хадис № 3671, «сахих», а также т. 10. С. 348, хадис № 4497, «сахих».
* Это один из богатейших родов человечества по материальному достатку, духовным ценностям и уровню предоставленной им Богом власти.
* Это второй, альтернативный вариант перевода использованного в хадисе слова.
* Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 206, хадис № 3431; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 483; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 453; аль-Муттакы А. (умер в 975 г. по хиджре). Кянз аль-‘уммаль [Кладовая тружеников]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 15. С. 811, хадис № 43224.
* Подробнее об этом см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 692.
* Св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 15, хадис № 7/1015; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 2058, «сахих».