что значит святая святым на литургии
ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗГЛАС СВЯЩЕННИКА «СВЯТАЯ — СВЯТЫМ»?
После того как диакон громко и торжественно возглашает: «Вонмем» (т.е. «Будем внимательны»), священник, взяв Святой Агнец, слегка воздвигает Его над дискосом. При этом во всеуслышание произносятся слова: «Святая святым». К кому они обращены? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?
Таинство Евхаристии или Причащения занимает особое место среди церковных таинств. Оно совершается на самой главной церковной службе — за Божественной литургией. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
Слова «Святая – святым» направляют мысли верующих осознать себя недостойными перед святостью Святых Даров.
Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.
Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.
Православная Жизнь
Объясняет Сергей Фудель, православный богослов, философ.
«Святая – святым», – возглашает священник. И народ отвечает: «Един свят, един Господь Иисус Христос». Святой Кирилл Иерусалимский так пишет об этом месте литургии: «Святая – это предлежащие Дары, принявшие наитие Святого Духа. Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Итак, «Святая – святым» приличествует. На сие вы говорите: «Един свят, един Господь Иисус Христос». Ибо поистине свят един, Кто по естеству свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве». В подвиге жизни и молитвы мы устремляемся к Господу, к причастию Его благодати, к общению с Ним в Его Святости. Ну, а если мы все же никак не принимаем идеи святости или по невежеству, или по несмирению?
«Святая, – пишет преп. Симеон Новый Богослов, – преподаются святым, как говорят и проповедуют это каждодневно всем иереи, взывая велиим гласом (о, когда бы они говорили это и себе самим!). Итак, что же? Кто не свят, то уже и недостоин? Нет, не так. Но кто не исповедует сокровенностей своего сердца, кто не показывает достойного покаяния в этом и в том, в чем согрешал в неведении, кто не бывает всегда в слезах и печали и не подъемлет. подвигов. вот кто недостоин».
Недостоин причастия только тот, кто не хочет идти за Христом узким путем покаяния и любви. Только в покаянии и любви можно во внезапной тишине сердца шептать за священником, вынесшим Чашу, эти слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
«Записки о Литургии и Церкви»
Твоя от Твоих Тебе приносяще
Итак, разбирая чинопоследование Божественной литургии (смотрите публикации в предыдущих номерах газеты и на сайте Саратовской епархии), мы подошли к ее вершине — Евхаристическому канону. Рассказывает нам о нем и объясняет отдельные его моменты наш постоянный собеседник, доцент Саратовской православной семинарии Алексей Кашкин.
— Греческое слово «канон» означает правило. Канонами назывались правила Вселенских Соборов. И в данном случае канон утверждает правило священнодействия, совершаемого в алтаре, его последовательность. Ведь это священнодействие — важнейшее из совершаемых в храме, здесь нет ничего второстепенного и мелкого. Канон регламентирует каждое движение и каждое слово.
— Для нас, мирян, Евхаристический канон начинается с возгласа «ГорЕ имеим сердца». Как его понимать?
— «ГорЕ» значит вверх, глагол «имеим» можно перевести как «давайте будем иметь» — это призыв обратить сердца от дольнего («нижнего»), от наших земных забот и проблем к горнему. Но обратить сердца — значит не просто не думать, не вспоминать обо всем этом во время совершения Евхаристии. Церковь в эту минуту призывает нас к большему, к тому, чтобы жить горним, пребывать сердцем в Боге. На самом деле, мы всегда должны жить так, чтобы сердца наши были обращены горЕ. Но мы по немощи нашей не справляемся с этим и должны хотя бы сейчас, перед великим чудом преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь, сделать сугубое усилие.
— С возгласа «Благодарим Господа» начинается анафора — главная часть Божественной литургии. Почему она предваряется именно этим возгласом и что она такое?
— Слово «Евхаристия» означает благодарение; Сам Господь перед тем, как установить Евхаристию, возблагодарил Отца (см.: Лк. 22, 19). И мы, приступая к Божественной трапезе, благодарим Господа за дело нашего спасения, осуществленное Им. И в тайных молитвах, читаемых священником в алтаре, главное место занимает именно благодарение Бога.
Слово «анафора» греческое, оно означает возношение. В ветхозаветном понятии жертва именно возносится — в виде дыма, к небесам. Слово «анафора» говорит о том, что мы приступаем к жертвоприношению, к бескровной жертве.
— Хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу», диакон в алтаре снимает с дискоса с предложением (Агнцем) прикрывающую его звездицу. Далее мы слышим возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще…» и далее — торжественное и страшное песнопениеСвят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь (полны) небо и земля славы Твоея (Ис. 6, 2).
— Здесь надо отметить, что Евхаристический канон целостен и состоит как из тайных молитв, читаемых священником в алтаре, так и из тех возгласов и песнопений, которые слышит церковный народ. Возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» есть продолжение его тайной молитвы, точнее говоря, продолжение заключительных слов той части, которая читается священником, пока хор поет «Достойно и праведно…»: «предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими шестокрилатии, многоочитии…». А песнопение «Свят, Свят, Свят» имеет в литургической науке специальное название sanctus (лат. святой) и разделено на две части: первая возвращает нас к книге пророка Исаии, который видел Господа, сидящего на престоле высоком, и Серафимов, славивших Его именно этими словами. А вторая взята из псалма 117‑го: Благословен грядый во имя Господне (26).
— И вот наконец — Приимите, ядите…
— Это установительные слова Святой Евхаристии. В Литургии святителя Василия Великого они предваряются еще фразой «Даде (давая) святым Своим учеником и апостолом рек». Установительные слова, произнесенные Господом на Тайной вечере, при установлении Евхаристии, в Литургии имеют следующий вид:Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Интересно, что ни в Евангелиях, ни в Первом послании к Коринфянам (11, 24–25) эти слова именно в таком виде не встречаются. Можно сказать, что Церковь соединила текст установительных слов из Евангелий от Матфея и от Луки, и получился нынешний синтетический вариант. Впервые он встречается в Литургии апостола Иакова, затем перешел в наши обе Литургии. Эти слова заставляют нас еще раз осознать и почувствовать: Евхаристия, совершаемая сегодня в наших храмах, восходит к Тайной вечере.
После установительных слов мы слышим «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»; в алтаре происходит возношение Даров, диакон поднимает сосуды (дискос и Чашу) над престолом, затем вновь ставит на место.
— Все, что есть на этом свете, создано Богом и принадлежит Ему. И что мы можем принести Ему в дар? Только то, что и так Его. И мы — Его, потому и возносим то, что от Него получили — не только за себя, но и за всех. Хор поет «Тебе поем, Тебе благодарим», а священник в алтаре читает краткую молитву, которая по-гречески называется эпиклезис — призывание: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Это призывание присутствует во всех древних Литургиях. Нашествием Святого Духа происходит освящение Святых Даров. Следует, однако, отметить: православные богословы воздерживаются от указания точного момента преложения земного вещества в Плоть и Кровь Господа. Мы не можем вот так, механически фиксировать действие благодати Божией в земном времени: вот, секунду назад это было вино и хлеб, а сейчас уже иное. Тем не менее, после эпиклезиса начинается центральная часть Евхаристического канона.
Молитва эпиклезиса прерывается добавлением, вошедшим в канон в XVII веке вследствие полемики с католиками — читается тропарь третьего великопостного часа о призывании Святого Духа: «Господи, иже Святаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый…». После тропаря молитва эпиклезиса (в которую еще вставлены слова диакона, так что получается искусственно созданный диалог) завершается: диакон, указывая орарем на дискос, говорит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет предложение со словами «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего». Диакон, указывая орарем на Чашу: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник: «А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего». Затем, благословив Святые Дары вместе, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым». Священник и диакон совершают земные поклоны, и многие в храме следуют их примеру. Священник тайно (про себя) читает молитвы «Яко же быти причащающимся» и «Еще приносим Ти словесную сию службу». И начинается завершающая часть Евхаристического канона.
— Именно здесь звучит обращение к Божией Матери…
— Да, мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» — продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами. ».
— Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Почему?
— Это одна из древнейших особенностей Литургии, восходящая к III веку. А поем мы ее все вместе перед Причащением — не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии — Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений.
После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» — мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»).
— Многие спрашивают: почему перед Причащением духовенства в алтаре мы слышим возглас «Святая святым», разве мы святые?
— Возглас действительно означает, что Святые Дары предназначены святым; но слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости. После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» — только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов — и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»), который следовало бы петь медленно все то время, пока причащается духовенство. В Средние века действительно пели этот стих (или два стиха, если положено по Уставу) на протяжении пяти-семи минут, пока причащались клирики.
Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.
— Диакон, войдя в алтарь, обращается к священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части по крестообразному надрезу, сделанному на проскомидии. Затем, взяв частицу, именуемую Иисус (на ней сокращенно написано имя Божие — IC), он творит ею крестное знамение над Чашей и опускает ее в Чашу с Кровью Христовой. Диакон вливает в Чашу теплоту — горячую воду — со словами «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Священник берет вторую из четырех частей Агнца, «Христос» (печать «ХС»), и раздробляет ее на частицы по числу причащающихся в алтаре священнослужителей. Наступает минута их Причащения. Они молятся, поклоняются Святым Дарам, испрашивают прощения друг у друга и у народа. Диакон произносит слова «Се, прихожду к бессмертному Царю и Богу моему», затем — «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело…» и принимает от священника частицу Тела Христова в ладонь правой руки. Священник повторяет те же слова «Се, прихожду…», целует антиминс и произносит: «Честное и Пресвятое Тело… преподается мне (имя) священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную». Прочитав молитвы «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея Тайныя…» и «Да не в суд или во осуждение…» (мы услышим эти молитвы чуть позже, перед Причащением мирян) священнослужители причащаются сначала Телом Христовым, а затем Кровью, испивая по три глотка из Чаши — Потира. Священник предваряет Причащение Кровью словами «Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник… (имя)», а затем — «Причащается раб Божий диакон (имя) Честныя и Святыя Крове…». Вскоре и мы, миряне, слышим долгожданное «Со страхом Божиим и верою приступите…».
Газета «Православная вера» № 6 (530)
Беседовала Марина Бирюкова
Православная Жизнь
О Литургии, или Как вырваться из замкнутого круга – руководство к действию от архимандрита Спиридона (Ходанича).
– В чем основной смысл Литургии? Из каких частей она состоит?
– В переводе с греческого слово λειτουργία означает служение и общее дело. Литургия является главным богослужением нашей Церкви, на котором совершается величайшее Таинство благодарения и благодарности Богу (греч. εὐ-χᾰριστία ) – Евхаристия.
Таинство Евхаристии, или Причащения, теснейшим образом соединяет нас, людей – творений Божьих, с Создателем и дает нам возможность становится наследниками Царствия Божия.
К сожалению, этот мир, по словам апостола Иоанна Богослова, «весь лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и мы очень часто забываем или не хотим думать о том, что состоим не только из тела, но и из души. Мы всецело заботимся о теле: греем, кормим, обеспечиваем ему комфорт, но не помним о райской птице, которая живет внутри нас, – о душе. А ведь слова Спасителя обращены ко всем нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если человек заботиться только лишь о телесном благополучии, то его душа умирает без пищи духовной, он становится, как говорится, живым трупом. К сожалению, мне приходилось видеть таких людей, которые многого достигли в материальном плане, но в их глазах пустота и нет подлинной радости и успокоения, свободы. Как только растут их возможности, сразу же увеличиваются их потребности, и вместо свободы они обретают очередное рабство. Этот круг бесконечен и суетен… суетен, пока человек не обрящет Христа и Его заповеди, исполнение которых дает нам подлинную радость и свободу. Живущие только для плоти обречены. По словам апостола: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19–21).
В храме Божьем, который есть отображением Царствия Небесного на земле, человек отходит от суеты земной, встречается с Богом и, соединяясь с Ним теснейшим образом в Таинстве Причащения, получает бесценную помощь, не только телесную, но и, самое главное, душевную. Ведь в умении любить, прощать, терпеть – сила души человека. Получив эту силу от Бога, мы исполняем заповедь Христа и любовью друг к другу свидетельствуем, что являемся Его учениками: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Литургия предоставляет нам подлинную жизнь во Христе, а не суетное существование. Литургия воистину, как сказал митрополит Вениамин (Федченков): «…Божия Лампада, зажженная Христом Спасителем, это бриллиант, купленный Его Кровью».
Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
– Когда была отслужена первая Литургия?
– Первая Литургия была отслужена в Матери всех христианских Церквей – Сионской Горнице Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он собрал Своих апостолов на Тайной Вечери и совершил Таинство Евхаристии. Христос преломил хлеб со словами: «…Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).
– Какая самая главная часть Литургии?
– Самая главная часть Литургии – это Литургия верных, на которой во время евхаристического канона Святые Дары: хлеб и вино, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, после чего подаются верующим для причащения.
– Что означают слова из Литургии «Святая – святым»? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?
– Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
Святой Николай Кавасила также пишет: «Священник возглашает “Святая – святым”, как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым”. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его».
Существует также практика земного поклона при словах «Святая – святым», и об этом нам говорит архиепископ Аверкий (Таушев): «Есть еще обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале Евхаристического Канона – тотчас по возгласе “Благодарим Господа” и при возгласе “Святая Святым”».
Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.
– При совершении каждения в храме как вести себя: повернуться лицом к диакону или к алтарю?
– Отвечая на этот вопрос, уместно будет привести слова из «Толкового Типикона» Михаила Николаевича Скабалановича, православного богослова, экзегета и литургиста, профессора: «Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться».
Вопрос неоднозначный, ведь многие могут спросить: а как же тогда священник поворачивается спиной к Престолу, говоря: «Мир всем»? Скорее всего, Христос ждет от нас благоговейного наполнения всех поступков, совершающихся с чистым сердцем.
– Можно ли уходить из храма сразу после Причащения?
– Только в случае крайней нужды! Если есть возможность, нужно обязательно дождаться окончания Литургии. Представьте себе, как оскорбится хозяин дома, гости которого уйдут раньше окончания праздника? А в храм мы пришли к Богу! Приобщившись Святых Христовых Таин, нужно выслушать благодарственные молитвы и приложиться к Кресту, благодаря Бога за Его милость и любовь.
– Когда диакон призывает на Литургии: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» – всем ли христианам надо преклонять головы?
– Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается в творениях Климента Александрийского (ок. 150 г.), а первое подробное описание оглашения (катехумената) в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому (ок.170 г.).
Что же касается самих оглашенных, то это люди, не принявшие еще Крещение, но уже наставляемые в основах веры, учащиеся христианским догматам и желающие принять Святое Крещение. Следовательно, таковым и следует преклонять голову во время призывов диакона.
– Что такое проскомидия?
– Как упоминалось выше, проскомидия (от греч. προσκομιδή – принесение, подношение) – это первая часть Божественной литургии. Проскомидия совершается епископом или священником на Святом Жертвеннике, и через особые священнодействия из принесенных хлеба (просфоры) и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом поминаются все члены Церкви, как живые, так и усопшие.
– Каково минимальное количество участников Литургии?
– Два человека: священник и хорист-чтец. Господь в Евангелии говорит нам: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18: 19–20).
Нужно ли делать земной поклон на «Святая Святым»?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Постоянно наблюдаю такую картину в храме на литургии, при возгласе священника «Святая Святым» чуть ли не все прихожане бахаются на колени и бьют заменой поклон. Я раньше тоже так делал, пока не озадачился и все не выяснил! Это же призыв христиан к причастию и земной поклон тут неуместен, он уместен совершенно в другом месте Божественной литургии! Однако, батюшки никогда это пастве не объясняют, а хорошо бы!
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Уважаемый Александр, возможно это прозвучит необычно, но в православной церкви нет единого правила о поклонах. В различных книгах и брошюрах часто печатают рекомендации, на которые можно ориентироваться, но не нужно возводить их в ранг непререкаемого авторитета.
Самые авторитетные источники по данной теме — Вселенские соборы и правила святых отец: 20 правило Первого Вселенского Собора, 91 правило Василия Великого, 90 правило Шестого Вселенского Собора, 15 правило Петра Александрийского, 1 правило Феофила Александрийского. Все эти каноны говорят о том, что на Пасху, или шире, в любой воскресный день, верующие не преклоняют колена. Объясняя причину такого поведения святитель Василий Великий пишет: «При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что через грех низпали на землю, и то, что через человеколюбие создавшаго нас, мы снова воззваны на небо» (К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого [священноисповедник Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. «Отчий дом». Москва, 2001 г.])
Вторая группа источников — это типиконы, книги в которых содержаться правила совершения богослужения и монастырского обихода. Указания о совершении поклонов в этих книгах отражают практику древних храмов и монастырей, а особенно монастыря святого Саввы Освященного в Иерусалиме. Кроме типикона о совершении поклонов говорится в служебнике и в других богослужебных книгах. Разные редакции этих книг, а тем более богослужебные книги разных поместных православных церквей содержат разные указания о том, когда и какие поклоны нужно совершать. Кроме того, есть поклоны, не прописанные нигде, но неукоснительно соблюдаемые. К последней категории можно отнести и поклон на «Святая святым». Целесообразность его совершения может быть оправдана тем, что в это время священник возносит Святые Дары, и именно им кланяются люди. По аналогии мы преклоняем главу, когда священник осеняет нас Святым Евангелием или осеняет нас крестным знамением.
Такое разнообразие сведений говорит о том, что поклоны — это дело благочестия и церковной дисциплины. Кроме того, устав поклонов в каждом храме определяет священник, поэтому я бы советовал вам ориентироваться именно на вашего настоятеля.