что значит святая святым на литургии

ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗГЛАС СВЯЩЕННИКА «СВЯТАЯ — СВЯТЫМ»?

После того как диакон громко и торжественно возглашает: «Вонмем» (т.е. «Будем внимательны»), священник, взяв Святой Агнец, слегка воздвигает Его над дискосом. При этом во всеуслышание произносятся слова: «Святая святым». К кому они обращены? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

Таинство Евхаристии или Причащения занимает особое место среди церковных таинств. Оно совершается на самой главной церковной службе — за Божественной литургией. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

Слова «Святая – святым» направляют мысли верующих осознать себя недостойными перед святостью Святых Даров.

Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.

Источник

Православная Жизнь

Объясняет Сергей Фудель, православный богослов, философ.

«Святая – святым», – возглашает священник. И народ отвечает: «Един свят, един Господь Иисус Христос». Святой Кирилл Иерусалимский так пишет об этом месте литургии: «Святая – это предлежащие Дары, принявшие наитие Святого Духа. Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Итак, «Святая – святым» приличествует. На сие вы говорите: «Един свят, един Господь Иисус Христос». Ибо поистине свят един, Кто по естеству свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве». В подвиге жизни и молитвы мы устремляемся к Господу, к причастию Его благодати, к общению с Ним в Его Святости. Ну, а если мы все же никак не принимаем идеи святости или по невежеству, или по несмирению?

«Святая, – пишет преп. Симеон Новый Богослов, – преподаются святым, как говорят и проповедуют это каждодневно всем иереи, взывая велиим гласом (о, когда бы они говорили это и себе самим!). Итак, что же? Кто не свят, то уже и недостоин? Нет, не так. Но кто не исповедует сокровенностей своего сердца, кто не показывает достойного покаяния в этом и в том, в чем согрешал в неведении, кто не бывает всегда в слезах и печали и не подъемлет. подвигов. вот кто недостоин».

Недостоин причастия только тот, кто не хочет идти за Христом узким путем покаяния и любви. Только в покаянии и любви можно во внезапной тишине сердца шептать за священником, вынесшим Чашу, эти слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

«Записки о Литургии и Церкви»

Источник

Твоя от Твоих Тебе приносяще

Итак, разбирая чинопоследование Божественной литургии (смотрите публикации в предыдущих номерах газеты и на сайте Саратовской епархии), мы подошли к ее вершине — Евхаристическому канону. Рассказывает нам о нем и объясняет отдельные его моменты наш постоянный собеседник, доцент Саратовской православной семинарии Алексей Кашкин.

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

— Греческое слово «канон» означает правило. Канонами назывались правила Вселенских Соборов. И в данном случае канон утверждает правило священнодействия, совершаемого в алтаре, его последовательность. Ведь это священнодействие — важнейшее из совершаемых в храме, здесь нет ничего второстепенного и мелкого. Канон регламентирует каждое движение и каждое слово.

— Для нас, мирян, Евхаристический канон начинается с возгласа «ГорЕ имеим сердца». Как его понимать?

— «ГорЕ» значит вверх, глагол «имеим» можно перевести как «давайте будем иметь» — это призыв обратить сердца от дольнего («нижнего»), от наших земных забот и проблем к горнему. Но обратить сердца — значит не просто не думать, не вспоминать обо всем этом во время совершения Евхаристии. Церковь в эту минуту призывает нас к большему, к тому, чтобы жить горним, пребывать сердцем в Боге. На самом деле, мы всегда должны жить так, чтобы сердца наши были обращены горЕ. Но мы по немощи нашей не справляемся с этим и должны хотя бы сейчас, перед великим чудом преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь, сделать сугубое усилие.

— С возгласа «Благодарим Господа» начинается анафора — главная часть Божественной литургии. Почему она предваряется именно этим возгласом и что она такое?

— Слово «Евхаристия» означает благодарение; Сам Господь перед тем, как установить Евхаристию, возблагодарил Отца (см.: Лк. 22, 19). И мы, приступая к Божественной трапезе, благодарим Господа за дело нашего спасения, осуществленное Им. И в тайных молитвах, читаемых священником в алтаре, главное место занимает именно благодарение Бога.

Слово «анафора» греческое, оно означает возношение. В ветхозаветном понятии жертва именно возносится — в виде дыма, к небесам. Слово «анафора» говорит о том, что мы приступаем к жертвоприношению, к бескровной жертве.

— Хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу», диакон в алтаре снимает с дискоса с предложением (Агнцем) прикрывающую его звездицу. Далее мы слышим возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще…» и далее — торжественное и страшное песнопениеСвят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь (полны) небо и земля славы Твоея (Ис. 6, 2).

— Здесь надо отметить, что Евхаристический канон целостен и состоит как из тайных молитв, читаемых священником в алтаре, так и из тех возгласов и песнопений, которые слышит церковный народ. Возглас священника «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» есть продолжение его тайной молитвы, точнее говоря, продолжение заключительных слов той части, которая читается священником, пока хор поет «Достойно и праведно…»: «предстоят Тебе тысящи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими шестокрилатии, многоочитии…». А песнопение «Свят, Свят, Свят» имеет в литургической науке специальное название sanctus (лат. святой) и разделено на две части: первая возвращает нас к книге пророка Исаии, который видел Господа, сидящего на престоле высоком, и Серафимов, славивших Его именно этими словами. А вторая взята из псалма 117‑го: Благословен грядый во имя Господне (26).

— И вот наконец — Приимите, ядите…

— Это установительные слова Святой Евхаристии. В Литургии святителя Василия Великого они предваряются еще фразой «Даде (давая) святым Своим учеником и апостолом рек». Установительные слова, произнесенные Господом на Тайной вечере, при установлении Евхаристии, в Литургии имеют следующий вид:Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов. Интересно, что ни в Евангелиях, ни в Первом послании к Коринфянам (11, 24–25) эти слова именно в таком виде не встречаются. Можно сказать, что Церковь соединила текст установительных слов из Евангелий от Матфея и от Луки, и получился нынешний синтетический вариант. Впервые он встречается в Литургии апостола Иакова, затем перешел в наши обе Литургии. Эти слова заставляют нас еще раз осознать и почувствовать: Евхаристия, совершаемая сегодня в наших храмах, восходит к Тайной вечере.

После установительных слов мы слышим «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»; в алтаре происходит возношение Даров, диакон поднимает сосуды (дискос и Чашу) над престолом, затем вновь ставит на место.

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

— Все, что есть на этом свете, создано Богом и принадлежит Ему. И что мы можем принести Ему в дар? Только то, что и так Его. И мы — Его, потому и возносим то, что от Него получили — не только за себя, но и за всех. Хор поет «Тебе поем, Тебе благодарим», а священник в алтаре читает краткую молитву, которая по-гречески называется эпиклезис — призывание: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия». Это призывание присутствует во всех древних Литургиях. Нашествием Святого Духа происходит освящение Святых Даров. Следует, однако, отметить: православные бого­словы воздерживаются от указания точного момента преложения земного вещества в Плоть и Кровь Господа. Мы не можем вот так, механически фиксировать действие благодати Божией в земном времени: вот, секунду назад это было вино и хлеб, а сейчас уже иное. Тем не менее, после эпиклезиса начинается центральная часть Евхаристического канона.

Молитва эпиклезиса прерывается добавлением, вошедшим в канон в XVII веке вследствие полемики с католиками — читается тропарь третьего великопостного часа о призывании Святого Духа: «Господи, иже Святаго Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый…». После тропаря молитва эпиклезиса (в которую еще вставлены слова диакона, так что получается искусственно созданный диалог) завершается: диакон, указывая орарем на дискос, говорит: «Благослови, владыко, Святый Хлеб». Священник благословляет предложение со словами «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего». Диакон, указывая орарем на Чашу: «Аминь. Благослови, владыко, Святую Чашу». Священник: «А еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего». Затем, благословив Святые Дары вместе, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым». Священник и диакон совершают земные поклоны, и многие в храме следуют их примеру. Священник тайно (про себя) читает молитвы «Яко же быти причащающимся» и «Еще приносим Ти словесную сию службу». И начинается завершающая часть Евхаристического канона.

— Именно здесь звучит обращение к Божией Матери…

— Да, мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» — продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами. ».

— Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Почему?

— Это одна из древнейших особенностей Литургии, восходящая к III веку. А поем мы ее все вместе перед Причащением — не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии — Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений.

После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» — мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»).

— Многие спрашивают: почему перед Причащением духовенства в алтаре мы слышим возглас «Святая святым», разве мы святые?

— Возглас действительно означает, что Святые Дары предназначены святым; но слово «святые» здесь используется в значении выделенные для Христа, избранные для Него и освященные Его благодатью. Сам факт нашего крещения уже выделил нас из общего числа людей: Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). Эти слова первоверховного апостола говорят еще и о том, что каждый из нас призван к святости. После «Святая святым» хор поет «Един Свят, един Господь» — только Он, Единый Безгрешный, может очистить нас от наших грехов — и затем причастны, или, по-гречески, киноники. Причастен, как правило, стих псалма (хотя есть и исключения, то есть причастны, взятые не из псалмов, например, пасхальный «Тело Христово приимите…»), который следовало бы петь медленно все то время, пока причащается духовенство. В Средние века действительно пели этот стих (или два стиха, если положено по Уставу) на протяжении пяти-семи минут, пока причащались клирики.

Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

— Диакон, войдя в алтарь, обращается к священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разделяет Агнец на четыре части по крестообразному надрезу, сделанному на проскомидии. Затем, взяв частицу, именуемую Иисус (на ней сокращенно написано имя Божие — IC), он творит ею крестное знамение над Чашей и опускает ее в Чашу с Кровью Христовой. Диакон вливает в Чашу теплоту — горячую воду — со словами «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Священник берет вторую из четырех частей Агнца, «Христос» (печать «ХС»), и раздробляет ее на частицы по числу причащающихся в алтаре священно­служителей. Наступает минута их Причащения. Они молятся, поклоняются Святым Дарам, испрашивают прощения друг у друга и у народа. Диакон произносит слова «Се, прихожду к бессмертному Царю и Богу моему», затем — «Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело…» и принимает от священника частицу Тела Христова в ладонь правой руки. Священник повторяет те же слова «Се, прихожду…», целует антиминс и произносит: «Честное и Пресвятое Тело… преподается мне (имя) священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную». Прочитав молитвы «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея Тайныя…» и «Да не в суд или во осуждение…» (мы услышим эти молитвы чуть позже, перед Причащением мирян) священнослужители причащаются сначала Телом Христовым, а затем Кровью, испивая по три глотка из Чаши — Потира. Священник предваряет Причащение Кровью словами «Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник… (имя)», а затем — «Причащается раб Божий диакон (имя) Честныя и Святыя Крове…». Вскоре и мы, миряне, слышим долгожданное «Со страхом Божиим и верою приступите…».

Газета «Православная вера» № 6 (530)

Беседовала Марина Бирюкова

Источник

Православная Жизнь

О Литургии, или Как вырваться из замкнутого круга – руководство к действию от архимандрита Спиридона (Ходанича).

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

– В чем основной смысл Литургии? Из каких частей она состоит?

– В переводе с греческого слово λειτουργία означает служение и общее дело. Литургия является главным богослужением нашей Церкви, на котором совершается величайшее Таинство благодарения и благодарности Богу (греч. εὐ-χᾰριστία ) – Евхаристия.

Таинство Евхаристии, или Причащения, теснейшим образом соединяет нас, людей – творений Божьих, с Создателем и дает нам возможность становится наследниками Царствия Божия.

К сожалению, этот мир, по словам апостола Иоанна Богослова, «весь лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и мы очень часто забываем или не хотим думать о том, что состоим не только из тела, но и из души. Мы всецело заботимся о теле: греем, кормим, обеспечиваем ему комфорт, но не помним о райской птице, которая живет внутри нас, – о душе. А ведь слова Спасителя обращены ко всем нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Если человек заботиться только лишь о телесном благополучии, то его душа умирает без пищи духовной, он становится, как говорится, живым трупом. К сожалению, мне приходилось видеть таких людей, которые многого достигли в материальном плане, но в их глазах пустота и нет подлинной радости и успокоения, свободы. Как только растут их возможности, сразу же увеличиваются их потребности, и вместо свободы они обретают очередное рабство. Этот круг бесконечен и суетен… суетен, пока человек не обрящет Христа и Его заповеди, исполнение которых дает нам подлинную радость и свободу. Живущие только для плоти обречены. По словам апостола: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19–21).

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

В храме Божьем, который есть отображением Царствия Небесного на земле, человек отходит от суеты земной, встречается с Богом и, соединяясь с Ним теснейшим образом в Таинстве Причащения, получает бесценную помощь, не только телесную, но и, самое главное, душевную. Ведь в умении любить, прощать, терпеть – сила души человека. Получив эту силу от Бога, мы исполняем заповедь Христа и любовью друг к другу свидетельствуем, что являемся Его учениками: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Литургия предоставляет нам подлинную жизнь во Христе, а не суетное существование. Литургия воистину, как сказал митрополит Вениамин (Федченков): «…Божия Лампада, зажженная Христом Спасителем, это бриллиант, купленный Его Кровью».

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

– Когда была отслужена первая Литургия?

– Первая Литургия была отслужена в Матери всех христианских Церквей – Сионской Горнице Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он собрал Своих апостолов на Тайной Вечери и совершил Таинство Евхаристии. Христос преломил хлеб со словами: «…Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26–28).

– Какая самая главная часть Литургии?

– Самая главная часть Литургии – это Литургия верных, на которой во время евхаристического канона Святые Дары: хлеб и вино, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, после чего подаются верующим для причащения.

– Что означают слова из Литургии «Святая – святым»? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?

– Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

Святой Николай Кавасила также пишет: «Священник возглашает “Святая – святым”, как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым”. Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его».

Существует также практика земного поклона при словах «Святая – святым», и об этом нам говорит архиепископ Аверкий (Таушев): «Есть еще обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале Евхаристического Канона – тотчас по возгласе “Благодарим Господа” и при возгласе “Святая Святым”».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

– При совершении каждения в храме как вести себя: повернуться лицом к диакону или к алтарю?

– Отвечая на этот вопрос, уместно будет привести слова из «Толкового Типикона» Михаила Николаевича Скабалановича, православного богослова, экзегета и литургиста, профессора: «Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться».

Вопрос неоднозначный, ведь многие могут спросить: а как же тогда священник поворачивается спиной к Престолу, говоря: «Мир всем»? Скорее всего, Христос ждет от нас благоговейного наполнения всех поступков, совершающихся с чистым сердцем.

– Можно ли уходить из храма сразу после Причащения?

– Только в случае крайней нужды! Если есть возможность, нужно обязательно дождаться окончания Литургии. Представьте себе, как оскорбится хозяин дома, гости которого уйдут раньше окончания праздника? А в храм мы пришли к Богу! Приобщившись Святых Христовых Таин, нужно выслушать благодарственные молитвы и приложиться к Кресту, благодаря Бога за Его милость и любовь.

– Когда диакон призывает на Литургии: «Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните» – всем ли христианам надо преклонять головы?

– Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается в творениях Климента Александрийского (ок. 150 г.), а первое подробное описание оглашения (катехумената) в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому (ок.170 г.).

Что же касается самих оглашенных, то это люди, не принявшие еще Крещение, но уже наставляемые в основах веры, учащиеся христианским догматам и желающие принять Святое Крещение. Следовательно, таковым и следует преклонять голову во время призывов диакона.

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

– Что такое проскомидия?

– Как упоминалось выше, проскомидия (от греч. προσκομιδή – принесение, подношение) – это первая часть Божественной литургии. Проскомидия совершается епископом или священником на Святом Жертвеннике, и через особые священнодействия из принесенных хлеба (просфоры) и вина приготовляется вещество для Евхаристии, при этом поминаются все члены Церкви, как живые, так и усопшие.

– Каково минимальное количество участников Литургии?

– Два человека: священник и хорист-чтец. Господь в Евангелии говорит нам: «…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18: 19–20).

Источник

Нужно ли делать земной поклон на «Святая Святым»?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день! Постоянно наблюдаю такую картину в храме на литургии, при возгласе священника «Святая Святым» чуть ли не все прихожане бахаются на колени и бьют заменой поклон. Я раньше тоже так делал, пока не озадачился и все не выяснил! Это же призыв христиан к причастию и земной поклон тут неуместен, он уместен совершенно в другом месте Божественной литургии! Однако, батюшки никогда это пастве не объясняют, а хорошо бы!

Отвечает иерей Сергий Савенков:

что значит святая святым на литургии. Смотреть фото что значит святая святым на литургии. Смотреть картинку что значит святая святым на литургии. Картинка про что значит святая святым на литургии. Фото что значит святая святым на литургии

Уважаемый Александр, возможно это прозвучит необычно, но в православной церкви нет единого правила о поклонах. В различных книгах и брошюрах часто печатают рекомендации, на которые можно ориентироваться, но не нужно возводить их в ранг непререкаемого авторитета.

Самые авторитетные источники по данной теме — Вселенские соборы и правила святых отец: 20 правило Первого Вселенского Собора, 91 правило Василия Великого, 90 правило Шестого Вселенского Собора, 15 правило Петра Александрийского, 1 правило Феофила Александрийского. Все эти каноны говорят о том, что на Пасху, или шире, в любой воскресный день, верующие не преклоняют колена. Объясняя причину такого поведения святитель Василий Великий пишет: «При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что через грех низпали на землю, и то, что через человеколюбие создавшаго нас, мы снова воззваны на небо» (К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого [священноисповедник Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. «Отчий дом». Москва, 2001 г.])

Вторая группа источников — это типиконы, книги в которых содержаться правила совершения богослужения и монастырского обихода. Указания о совершении поклонов в этих книгах отражают практику древних храмов и монастырей, а особенно монастыря святого Саввы Освященного в Иерусалиме. Кроме типикона о совершении поклонов говорится в служебнике и в других богослужебных книгах. Разные редакции этих книг, а тем более богослужебные книги разных поместных православных церквей содержат разные указания о том, когда и какие поклоны нужно совершать. Кроме того, есть поклоны, не прописанные нигде, но неукоснительно соблюдаемые. К последней категории можно отнести и поклон на «Святая святым». Целесообразность его совершения может быть оправдана тем, что в это время священник возносит Святые Дары, и именно им кланяются люди. По аналогии мы преклоняем главу, когда священник осеняет нас Святым Евангелием или осеняет нас крестным знамением.

Такое разнообразие сведений говорит о том, что поклоны — это дело благочестия и церковной дисциплины. Кроме того, устав поклонов в каждом храме определяет священник, поэтому я бы советовал вам ориентироваться именно на вашего настоятеля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *