что значит таксировка в путевом листе
Путевой лист на предприятиях: руководство по оформлению и использованию
В работе с путевыми листами встречается много сложностей: диспетчерам приходится работать сразу с несколькими программами для заполнения путевого листа; водители не могут приступить к работе без правильно составленного путевого листа; руководители страдают из-за низкой эффективности рабочих процессов, согласований и оформлений. |
Путевой лист на предприятиях и организациях
Организации, которые предоставляют водителям рабочие автомобили, обязаны заполнять путевые листы. Они необходимы, чтобы верно начислять зарплату водителю, осуществлять контроль за использованием транспорта, вести учет затраченных бюджетных средств.
Также путевой лист — это один из основных документов, подтверждающих затраты организации на топливо. Если в путевом листе нет сведений о маршруте, то у налоговой может возникнуть вопрос об обоснованности затрат на ГСМ.
Кто занимается путевыми листами на предприятии
Так как путевые листы являются важным документом для учета средств в транспортном отделе, доступ к путевым листам есть у кадровика, бухгалтера, начальника транспортного отдела, оператора-таксировщика и других ответственных лиц, которые так или иначе взаимодействуют с транспортным отделом.
Кто заполняет путевой лист в организации
Заполнением путевых листов на предприятии могут заниматься разные люди. В транспортных организациях этим занимаются диспетчеры. В других фирмах данную обязанность возлагают на бухгалтера или менеджера, или оператора-таксировщика. Вообще, заполнять путевые листы может любой сотрудник в фирме, если это прописано в рабочей инструкции.
Для того чтобы назначить сотрудника ответственным за путевые листы, необходимо выпустить приказ. В документе должны содержаться следующие сведения:
Кто выдает путевые листы водителям в организациях
После того, как диспетчер или другое ответственное лицо вносит данные о водителе, автомобиле, организации и др., путевой лист распечатывают и выдают водителю. В некоторых организациях путевой лист заполняет специальный терминал. Задача водителя ― подойти к терминалу и вписать свой идентификационный номер.
Такие терминалы обычно стоят при входе на работу
Кто может подписывать путевые листы в организации
Всего на путевом листе должно стоять три подписи. В первую очередь, расписывается работник, который его заполняет. Как уже было сказано выше, это может быть любой сотрудник, в чьей должностной инструкции есть такая обязанность.
Второй обязательной подписью на листе является подпись механика. Перед тем, как водитель выходит на линию, он должен обязательно пройти техническую проверку автомобиля. Если транспорт исправен, механик подтверждает готовность к эксплуатации своей подписью в путевом листе.
Третья подпись — подпись медика. Компания может принять на работу штатного врача или заключить договор с медицинским учреждением с лицензией на проведение медицинского осмотра.
Подпись водителя, который пользовался автомобилем, не обязательна
Кто проверяет путевые листы у организации
Проверку путевых листов могут осуществлять многие государственные организации. Работники ФНС с помощью них выявляют ошибки при учете ГСМ и уменьшении налога на прибыль. Трудовая инспекция проверяет соблюдение прав работника предприятия, например, на отдых. Путевые листы также помогают сотрудникам ГИБДД понять, насколько правомерно управление водителя автомобилем. Возможность просматривать путевые листы есть и у налоговых инспекторов при проведении выездных или камеральных проверок.
Если представители других служб запрашивают путевые листы, то организация вправе отказать
Электронный учет путевых листов на предприятии
Организации обязаны не только создавать путевые листы на каждую поездку сотрудника, но и хранить их на протяжении нескольких лет. Также необходимо вести учет всех выданных бланков. Для этого используют специальный журнал формы №8.
Давайте посмотрим, как работают с путевыми листами организации без специальных программ. Водитель приходит на работу и идет к диспетчеру, тот вручную вносит данные в путевой лист, параллельно заполняя журнал учета. Дальше водитель идет к механику и медику, оба ставят свои подписи. Только после этого можно начинать смену. В течение дня водитель вносит данные о поездках в путевой лист, а в конце смены записывает показания с одометра. Дальше путевой лист снова попадает к диспетчеру. Он сверяет показатели, вносит данные о поездках и передает путевой лист бухгалтеру, который переносит сведения в программу бухгалтерского учета.
Цепочка довольно длинная и неудобная. В итоге диспетчерам приходится работать сразу с несколькими программами, водители долго не могут приступить к работе, а организации страдают из-за низкой эффективности рабочих процессов.
Программа для путевых листов: что умеет и как работает
Чтобы упростить процесс работы с путевыми листами, организации закупают специальные программы. И хотя это экономит время, многие процессы остаются не автоматизированными. Например, диспетчер обрабатывает информацию по маршруту, а механик составляет график водителей. Если водитель поменяется, механик переделывает график в программе и заново отправляет диспетчеру. Путевой лист тем временем заполняется в другой программе. В спешке вводятся данные другого водителя и автомобиля, обновляется и печатается новый путевой лист. Диспетчер проверяет информацию, и, если находит ошибку, механик повторяет все заново.
Как «ТМ: Корпоративные поездки» работает с путевыми листами
Все процессы синхронизированы. Программа «ТМ: Корпоративные поездки» позволяет в одном месте планировать график работы водителей, заполнять путевой лист, собирать данные о заявках и поездках, а после переносить пул необходимой информации в бухгалтерские системы учета.
В системе есть бланки путевых листов утвержденных форм для всех видов транспорта: грузовых и легковых автомобилей, автобусов и спецтехники. «ТМ: Корпоративные поездки» формирует путевой лист по нажатию кнопки, как только водитель появляется в системе, то есть начинает смену в водительском приложении. Таким образом, не нужно вводить данные вручную, передавать их между отделами. Больше не будет ошибок при заполнении.
Готовый распечатанный бланк
Чтобы получить готовый лист, водитель:
Бессрочное хранение данных. Еще один плюс программного комплекса «ТМ: Корпоративные поездки», что он бессрочно хранит данные, необходимые для путевых листов. Даже если в бухгалтерской системе учета произойдет сбой, данные можно будет восстановить.
Например, потребовались данные машины, на которой водитель выходил в рейс. Для этого нужно детализировать поездки водителя за необходимый период и достать информацию из сохраненного листа. Например, ООО «Пилот» разрешает Ивану Иванову 1 января 2020 выйти на автомобиле Опель с государственным номером Н111ЕТ и работать с 9 утра до 17 вечера по всем заявкам в пределах территории города Москва.
Вся информация, которая возникает в процессе работы автопарка, записывается в базу данных. Можно также восстановить:
Интегрируется с другими программами. У «ТМ: Корпоративные поездки» открытый API, который позволяет настроить обмен данными между двумя разными программными системами. Мы интегрируем программный комплекс так, чтобы вся информация по автопарку была собрана в одном месте. Пользователю не приходится работать в разных программах и вручную переносить данные между ними.
Можно настроить интеграцию с программами:
«1С:Предприятие» — благодаря интеграции, в эту программу будут поступать данные о заявках, фактическом графике работы водителей, километраже и др.;
«АвтоГРАФ» или Wialon — интеграция позволит контролировать передвижение водителей, рассчитывать оптимальные маршруты поездок, принимать более взвешенные транспортно-логистические решения.
ГЛОНАСС или GPS — взаимодействие со спутниковыми системами дает возможность видеть отклонения от маршрута и оперативно реагировать на них.
Журнал учета путевых листов в электронном виде
Чтобы отслеживать движение путевых листов, существует журнал учета. Раньше его можно было заполнять только по форме №8, но с января 2013 года правила стали мягче. Теперь компании вправе разработать собственную форму журнала учета, при условии, что в ней будут отражены следующие данные: номер путевого листа, дата выдачи, ФИО водителя, табельный номер, гаражный номер автомобиля, подпись диспетчера, бухгалтера. Также не запрещается вести журнал в электронном виде, но только если его можно будет в любой момент распечатать.
Пример, как данные из «ТМ: Корпоративные поездки» попадают в журнал учета системы 1С
Регламент оформления путевых листов на предприятии
Хотя форма заполнения путевого листа стала более вольной, в ней есть обязательные сведения, без которых путевой лист будет считаться недействительным.
Данные, которые необходимы в путевом листе в 2021 году
Порядок выдачи путевого листа в организации
В каждой фирме определен свой порядок выдачи путевого листа, в зависимости от внутренних норм работы. В основном, все начинается с заполнения документа диспетчером, после проставляются отметки медика и механика, дальше водитель выходит на смену, а в конце дня снимает показатели с одометра, ДУТа, вносит в путевой лист и ставит свою подпись. Вновь ставятся подписи механика и медика, затем путевой лист сдается диспетчеру.
Нужна ли печать (штамп) организации на путевом листе в 2021
Печать или штамп организации не является обязательным элементом в путевом листе. Достаточно основных реквизитов организации. Также нет никаких распоряжений, которые бы обязывали медика или механика ставить свою печать на путевом листе.
Срок хранения путевых листов в организации
Минимальный срок хранения путевых листов установлен приказом Росархива от 20.12.2019 № 236 и составляет 5 лет. Срок может быть увеличен, если в течение этого времени не происходила проверка ГИТ. Обратите внимание, что документы на хранение в архиве уходят только со следующего календарного года. Представьте, что вы создали два путевых листа: один 1 января 2020 года, второй — 31 декабря 2020 года, оба документа уйдут на хранение 1 января 2021.
Если в организации путевой лист ― это единственный документ, который подтверждает опасные условия труда, то срок хранения возрастает от 50 до 75 лет.
Сколько хранятся путевые листы в организации и как происходит процедура их уничтожения
Как уже было сказано, путевые листы должны хранится не меньше пяти лет, но только если состоялась проверка ГИТ или ревизия. Так как законы довольно неоднозначны, мы советуем хранить документы не менее 7 лет, и только после этого назначать процедуру уничтожения документов. Чтобы уничтожить старые путевые листы, необходимо собрать комиссию и оформить акт. Уничтожить путевые листы можно двумя способами: сжигать или разрезать шредером на мелкие кусочки.
Штраф без путевого листа на организацию
Если у водителя нет путевого листа, то организация может получить штраф. Инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф в размере 500 руб. и отправить автомобиль на штраф стоянку. Более крупные штрафы могут назначить, если нет отметки о прохождении медосмотра водителю — 3000 рублей, руководителю — 5000 рублей. Организацию могут оштрафовать на 30 000 рублей и более, если медосмотры вообще не проводятся. Так в 2017 году в Саратове суд поддержал назначенный Трудинспекцией штраф в размере 115 000 за отсутствие предрейсового осмотра.
Изменения в путевых листах с 2021 году
С 1 января 2021 года в силу вступил приказ Минтранса № 368, в результате чего добавилось несколько обязательных для заполнения пунктов:
Электронный путевой лист — проект Минтранса
В октябре 2020 года стартовал пилотный проект по работе с электронными путевыми листами на территории Москвы, Татарстана, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края. Участники проекта будут оформлять путевые листы в электронном виде и передавать их в Минтранс через систему «Суперсервис 22».
Как электронные путевые листы выглядят в программе «Суперсервис 22»
Электронные путевые листы: как это работает
Сейчас участники пилотного проекта заполняют путевые листы в печатном и электронном виде, если к 2024 году проект покажет высокие результаты, начнется переход на электронные путевые листы в других регионах.
Таксировка путевых листов в программе 1С-Рарус
В программе 1С-Рарус: Комплексный учет продуктов питания, ГСМ и автотранспорта в государственных учреждениях для ввода данных об эксплуатации транспортного средства реализован специальный документ – Таксировка путевых листов. Он позволяет рассчитать нормативный и фактический расход ГСМ и сформировать бухгалтерские записи по списанию ГСМ.
Таксировку можно выполнить либо по конкретному путевому листу либо выполнить сводный расчет по таксировкам за выбранный период.
В первом случае можно выбрать путевой лист из журнала, в соответствии с которым автоматически заполняются сведения о транспортном средстве:
Во втором случае указывается необходимый период и заполняются проведенные таксировки в этом периоде:
На закладке «Исходные данные» заполняются данные о маршрутах транспортного средства из путевого листа, в том числе по пробегу и виду ГСМ, а также параметры расчета для выбранного маршрута (нормы расхода топлива для данного автомобиля):
На закладке «Расчет расхода ГСМ» отражается информация о расходе топлива, а также полученном результате (перерасходе или экономии топлива в сравнении с нормативом):
На закладке «Списание ГСМ» представлены итоговые данные по расходу ГСМ:
На основании созданной таксировки в программе также возможно формирование печатных форм:
Другие продукты для госучреждений:
Порядок таксировки бухгалтерских документов
Первичные документы – это основной элемент бухгалтерского учета. Именно они являются основанием для осуществления операций и считаются их подтверждением. Рассмотрим примеры первички: акты, накладные, учетные карточки, выписки, расходно-приходные кассовые ордера. Все эти документы должны храниться в компании. Они проверяются в ходе налогового контроля.
Для чего нужна таксировка
Таксировка документов представляет собой установление стоимости хозяйственных операций из бухгалтерских бумаг. Это оценка ценностей, которые зафиксированы в документах. Для чего это нужно? Таксировка является составляющей проверки бухгалтерских бумаг. Ошибки в последних могут поставить под вопрос проведение той или иной операции.
Проверка выполняется в обязательном порядке при поступлении документов в бухгалтерский отдел. Если обнаружено, что бумага составлена неверно, она не принимается к учету. В ходе проверки документы рассматриваются с точки зрения всех аспектов. К бумагам предъявляются эти требования:
Бухгалтер должен проверить, соответствует ли информация, изложенная в первичке, локальным и законодательным актам. К примеру, во внутреннем акте фирмы прописан определенный размер суточных. Их размер в первичных документах должен соответствовать локальным положениям.
Сама таксировка нужна для достижения этих целей:
Если бухгалтер обнаружит ошибку, документ не принимается к учету. Он отправляется на переоформление. Специалист также может обнаружить поддельный документ. В этом случае нужно оставить бумагу в бухгалтерии. Требуется выяснить все обстоятельства подделки, а затем привлечь виновных к ответственности.
Особенности таксировки
Таксировка бухгалтерских бумаг представляет собой определение стоимости операций в бумагах, в которых содержатся только натуральные значения. Специалисту нужно установить стоимость операции, когда прописано количественное значение. Говоря простым языком, бухгалтеру нужно умножить число продукции, работ и услуг на их стоимость.
Таксировка обычно актуальна в том случае, если бухгалтерские документы заполняются комплексным методом: от руки и через компьютер. Под таксировкой понимается также автоматическое установление стоимости продукции. Происходит это следующим образом:
ВАЖНО! Как правило, в бухгалтерских документах прописываются натуральные значения. Их необходимо перевести в денежный показатель.
К СВЕДЕНИЮ! Рассматриваемый метод актуален для различных документов. К примеру, это может быть путевый лист. В нем есть раздел с соответствующим наименованием. Заполняется он бухгалтером по информации из предыдущих разделов. На основании исчисленных данных начисляется зарплата водителю, а также списывается бензин, который был израсходован в ходе поездки. Также определяется стоимость транспортных услуг. В завершении проверки нужно поставить отметку о проведении таксировки, а также проставить подписи.
Кто должен проводить таксировку
Таксировка может осуществляться любым сотрудником фирмы. К примеру, это может быть бухгалтер, оператор. Если нужно обрабатывать большие объемы документов, в компанию принимается отдельный специалист – таксировщик. Рассмотрим его обязанности:
Таксировщик должен обладать рядом знаний и навыков. В частности, он должен знать сопутствующие инструкции и положения, нормативные акты, формы первички, порядок заполнения документов. Специалист должен уметь вести расчеты, знать основы закона о труде.
В работе специалист должен руководствоваться этими нормами:
Подчиняться работник может или главному бухгалтеру, или директору фирмы, или начальнику отдела.
Рассмотрим права специалиста:
Таксировщик будет нести ответственность при этих обстоятельствах:
К СВЕДЕНИЮ! Инструкция специалиста может составляться в соответствии со стандартной инструкцией. Документ может дополняться в соответствии с пожеланиями работодателя. Однако дополнения не должны противоречить трудовому законодательству.
Таксировка на примере
Понятие таксировки раскрывается в конкретных направлениях деятельности. К примеру, это перевозки. Тариф за данную услугу устанавливается на основании протаксированной платы. Она представляет собой установление платы за перевозку пассажира.
Таксировка проводится на основании установленных тарифов за 1 километр или 1 тонну. Подразделяется она на эти виды:
При таксировке нужно оформить квитанцию дорожной ведомости. Последняя отправляется владельцу груза.
Рассмотрим еще один пример. Фирма занимается реализацией автомобиля. За месяц получилось продать 5 машин одной марки. Стоимость одной из них, согласно документам, составила 1 200 000 рублей. То есть совокупная прибыль от продажи равна 6 миллионам.
Таксировка путевых листов (инструкция пользователя)
Содержание
Оформление рейсов
Общие правила
Отражение невыполненных рейсов
Учет срывов по работникам
Для учета невыполненных рейсов с точки зрения работника достаточно отмечать в ПЛ регулярные невыполненные рейсы видом качества с типом «Не выполнено». В справочнике видов качества заводят один специальный вид, например, 002 «Срывы, вина водителя». Таксировать регулярные рейсы как невыполненные нужно, например, в целях учесть сорванные рейсы как «рейсы план» для премии за регулярность водителю, или в целях учесть план по выручке на сорванных рейсах для премии за выручку. Соответствующие настройки «в накопитель» должны быть в виде работы «на линии». Расчет плана по выручке для сорванных рейсов предоставляется по требованию.
Учет срывов по предприятию
Применяется при наличии на предприятии специального учета невыполнения рейсов с точки зрения предприятия, то есть рейсов не сделанных НИКЕМ. Обычно такой учет ежедневно ведут диспетчеры в журналах. Следует проделать подготовительную работу и таксировать путевые листы дополнительными рейсами. Необходимо подготовить:
При таксировке ПЛ каждый случай невыполненных рейсов оформляется дополнительным рейсом из спецвыхода с видом качества, который отражает причину невыполнения рейса, при этом указывается количество невыполненных рейсов и их продолжительность.
Таксировка работы вне перевозок (резервы, ремонты, простои)
Вопрос, как разносить резервы, ремонты, простои по видам перевозок и маршрутам в отчетах, в частности в RwDst: Распределение заработной платы по ПЛ и в T2100: Отчет по ТЭП. Следует выбрать один из вариантов:
Все варианты, кроме последнего, рекомендуем таксировать с помощью специальной типовой операции «Оформить рейс о работе вне перевозок» (см. ниже).
Сход с линии в ремонт
Возврат в парк оформить нулевым пробегом по маршруту, на котором работал водитель, обычно для этого используют специальные фиктивные выходы, предназначенные для работы вне расписания. Далее таксировать ремонт. Обычно различают ремонт с участием водителя и ремонт без участия водителя с разной оплатой рабочего времени для водителя. Продолжительность ремонта определяется временем, которое «подписано» водителю в качестве времени ремонта. Если далее водитель находится в резерве без ТС, или работает на другом ТС, то это должно быть отражено в другом ПЛ.
Типовые операции
Локальное меню в рейсах ПЛ
Локальное меню в ‘шапке’ ПЛ
Особенности ПЛ
Особые случаи
Акт разрыва цепочки
Применяется при автоматизированной выписке ПЛ в случаях, когда на выезде спидометр и/или бак не соответствуют показаниям на возврате предыдущего ПЛ и надо указать другие значения. Например, при замене (ремонте) спидометра возможны новые показания общего пробега.
Корректировка цепочки
На ПЛ «F9-Корректировка цепочки».
Применяется при автоматизированной выписке ПЛ, когда необходимо исправить информацию в «шапке» путевого листа (например, диспетчер выдал ПЛ, не исправив водителя или ТС, или ошибся в показаниях спидометра на возврате): дату, водителя, автомобиль, остатки на возврате по баку и спидометру. При корректировке остатков в баке, остатки в «шапке» должны соответствовать структуре бака. В результате корректировки будут удалены все рейсы в ПЛ (если были) и ПЛ следует таксировать заново.
Изменение расписания задним числом
Если необходимо ввести новую версию выхода с даты, после которой в путевых листах старая версия уже применяется, следует проделать следующее.
План по выручке равный фактической выручке
Таксировка ПЛ с проблемами по топливу
Ненулевой расход топлива при нулевой норме
Ситуация может возникнуть по разным причинам:
Ненулевая норма топлива при нулевом расходе
Ситуация может возникнуть по разным причинам:
Резерв (простой) кондуктора без водителя
Нахождение кондукторов в резерве (простое) без водителя, например, в ожидании пока ТС отремонтируют, таксируются специальным путевым листом, в котором: фиктивный водитель, фиктивное ТС (оформляется в списке ТС с гаражным 0000), специальный выход «Резерв кондукторов» («Простой кондуктора») (занаряжаемый, со специальным классом выхода «Резерв кондукторов» с назначением «Резерв кондукторов»). Путевой лист оформляется один на день (если есть случаи резерва / простоя) и в нем таксируются в дополнительном персонале все кондукторы с резервами (простоями) (время начала и окончания у каждого кондуктора по реальным данным, то есть могут перекрываться у нескольких кондукторов).
ПЛ выдан до окончания диспетчерских суток, но после полуночи
Работа с выходного
Применяется, если нужна доплата за работу в выходной. Отражается во всех ПЛ работника за эту дату (обратите внимание, во всех ПЛ за дату, а не в каком-то одном отметили, и достаточно). Иначе при обработке ПЛ будет сообщение о неудачной модификации табеля.
ПЛ для отражения начальных остатков по топливу
Сдача топлива при выбытии ТС
Время начала путевого листа нарушает цепочку
Не работает устройство АСКП
Применяется в отдельных ПЛ, когда устройство автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) должно работать, но временно не работает (сломано, выключено и т. п.). Отметка устанавливается на рейсы ПЛ, поскольку иногда требуется только на часть ПЛ, это специальный показатель ПЛ «Не работает АСКП» со значением 1. Если надо установить на весь путевой лист, то оформить для любого из рейсов, подлежащих отметке, и выполнить «Копировать показатель на все рейсы». Для снятия отметки необходимо удалить показатель, или указать нулевое значение.
На ТС прогревали двигатель
При прогреве двигателей ТС в морозы должна составляться ведомость прогрева, в которой указывается по каждому ТС, сколько часов оно прогревалось. Каждую запись из этой ведомости следует таксировать рейсом с прогревом перед нулевым пробегом в ПЛ данного ТС, либо в отдельном ПЛ на это ТС и фиктивного водителя.
Без выезда
ПЛ без выезда (водитель не явился, не допущен к работе и т. п.) следует таксировать специально оформленным для этого рейсом (выходом) «Без выезда». Рейс должен быть оформлен с таким видом работы: характер «—«, пробег «нет», доходы «нет», коэффициенты расхода топлива все нулевые, методы оплаты пустые, в табель ничего. Обычно такой вид работы применяют для перерывов в работе (отстоев, обедов). В отчетность по ТЭП и прочие отчеты такие часы не входят. При этом никакую информацию в «шапке» путевого листа, то есть информацию из наряда, не следует менять ни в коем случае. Только таксировать рейс «без выезда». Можно снять табель и оплату персоналу. Дополнительный персонал (если он есть) можно удалить, но не обязательно. Следует убедиться, что нет ни начислений, ни времени в табель.
Ремонт, техобслуживание в сторонней организации
Особенность заключается в том, что в табеле парка должен отражаться «ремонт». Рейс следует таксировать специальным видом работы: характер «ремонты», пробег «нулевой, доходы «нет».