что значит техничка в гонках
Машины «Дакара 2015»: от боевых до техничек
Сегодня в Буэнос-Айресе состоится финиш самого престижного ралли-рейда планеты — «Дакара-2015». Гонка с африканским названием в седьмой раз проходит на южноамериканском континенте. Внимание зрителей со всего мира к гонке неизменно привлекает невероятное разнообразие машин, которые участвуют в марафоне. Причем это касается как боевых машин, так и автомобилей сопровождения. Спортивная редакция «БИЗНЕС O nline » представляет вашему вниманию фото самой нтересной гоночной техники «Дакара-2015».
Главные конкуренты пилотов Mini — обладатели пикапов-прототипов южноафриканской постройки, которые внешне почти неотличимы от Toyota Hilux
Большую популярность в ралли-рейдах имеют большие двухместные багги. Для «Дакара 2015» свою версию построила Peugeot
А это прототип Робби Гордона, отдаленно напоминающий все большие американские джипы вместе взятые
Но бывают и одноместные багги. Например, на таких выступают знаменитые братья Коронель из Нидерландов.
В Латинской Америке до сих пор большой популярностью пользуются багги, на базе древнего «Фольксваген Жук»
А эта неведомая зверушка во время одного из этапов сделала несколько эффектных переворотов через нос и крышу, и в итоге оказалась полностью списанной
Большинство багги не отличаются внешней красотой. Зато они относительно недороги и очень хороши в песках
Звание «Самая страшная багги гонки» не разыгрывается, потому-что победитель и так ясен. Эта зеброподобная антилопа француза Гирлена Шишери
Внутреннее строение «боевых КАМАЗов» всегда интересно зрителям, наблюдать за этим таинством лучше всего во время техобслуживаний
Но и на трассе можно кое-что увидеть, если удачно встать, например при прыжке через дюны видно как устроена нижняя часть машины
На таком Iveco в прошлом году первым пересек линию финиша «Дакара 2014» голландец Ханс Стейси. Но судьи вернули потерянные минуты «КАМАЗу» Андрея Каргинова и челнинец стал победителем гонки (он долго переворачивал джип китайцев, перегородивший трассу всему пелетону)
Голландские DAF сейчас не часто попадают в кадр, результатами они особо не блещут. Но этот снимок — один из самых эффектных за всю гонку
А это редкий гоночный зверь — новый «боевой» грузовик Renault
Неплохо показывают себя на «Дакаре 2015» белорусские «МАЗы»
А это японские Hino. В отличие от легкового автоспорта, в грузовом — японцам нечего противопоставить, ни европейцам, ни тем более россиянам
Еще один редчайший кадр: трехосная грузовая «техничка» MAN в полете
А вот как эффектно выглядит автомобиль технической помощи Freightliner американца Робби Гордона
Но европейцам есть, чем ответить. Посмотрите на эту грозную «техничку» MAN польской команды Рафала Соника
А вот так выглядит техничка мотоциклетной команды
Вот на чем ездят чилийские карабинеры
На бивуаках становится понятно, какие недюжинные способности имеют современный автомобили техпомощи. Он являются передвижными складами, мастерскими, кухнями, мотелями и много еще чем.
Финишную черту последнего спецучастка Антон Шибалов пересек самым первым. Он преодолел ее в рекордно короткое время. Но по иронии высшая ступень пьедестала досталась другому. Антон отставал от лидера гонки, своего товарища по команде Дмитрия Сотникова на три минуты. Отыграть удалось лишь две. Почти сразу за ним на финише появился грузовик чемпиона.
Дмитрий Сотников, победитель ралли-марафона «Шелковый путь 2013» «Пока не совсем понимаю, осознаю. Потому что очень такое волнительное состояние было перед стартом. Было очень не просто. Последний день был такой очень рабочий. Сейчас чувство такое, расслабился, все наконец-то закончилось. Почти три тысячи километров тяжелой, жесткой работы».
Владимир Чагин, директор команды «КАМАЗ-Мастер» «Мы пересмотрели количество запасных частей нашей быстрой технички. Сейчас их стало гораздо меньше, чем когда эту роль выполнял Ильгизар Мардеев. Неожиданностью стало для всех, не только для меня. Очень рад, что Дмитрий, именно его экипаж доехали до финиша».
Эдуард Николаев, пилот команды «КАМАЗ-Мастер» «Мотор выдержал все эти перегрузки. Т.е. только в первые дни он немного покапризничал. Но в оставшуюся часть он отработал на часы. Мы просто очень довольны, лучшей тренировки перед Дакаром не придумать. Даже на какие-то проценты она гораздо сложнее, чем Дакар. Потому что такого бездорожья на Дакаре мы уже несколько лет не видели».
Наталья Подкина, корреспондент «Репетиция Дакара закончилась победой наших пилотов. Сейчас гонщики держат путь домой. Здесь их ждет разбор полетов и работа над ошибками. Сейчас в команде будет проведен глубокий анализ этой гонки. И, уже исходя из этого, будет формироваться состав команды на участие в Дакаре 2014 года».
Africa Eco Race 2017: как я был штурманом «боевой» технички «КАМАЗ-мастер»
Мечты сбываются. Теперь я это знаю точно. Когда-то в детстве на меня произвел неизгладимое впечатление репортаж одного из журналистов известного автомобильного издания, освещавшего легендарный ралли-рейд «Париж — Дакар» с места событий. Под конец гонки автору тех строк выпала честь проехать торжественный финиш по берегу Розового озера на крыше непобедимого «боевого» КАМАЗа. Спустя около 15 лет мне трудно поверить в то, что произошло. Я в штурманском кресле КАМАЗа технического сопровождения, в руках стенограмма, впереди 6000 км через пустыню Сахара.
Попасть в ряды ралли-рейдовой команды простому смертному, конечно, почти невозможно — ты должен либо сам быть профессиональным пилотом или штурманом, либо иметь солидное состояние, чтобы выступить спонсором какой-либо из команд или создать свою, в которой и пробовать собственные силы. Как ни странно, второй способ — один из наиболее распространенных в мире ралли-рейдов: пилоты незаводских команд чаще всего являются успешными бизнесменами, выступающими на собственные средства. Еще можно стать спортивным механиком или дослужиться до соответствующей должности в администрации соревнования, какой-либо из команд или официальных спонсоров.
К категории участников, которые имеют право не просто смотреть на соревнование «из-за забора», а находиться, что называется, внутри гонки, получать информацию из гущи событий, конечно, относятся и журналисты — именно они переносят на экран телевизора, компьютера или страницы печатного СМИ не только информацию о ходе соревнования, но и эмоции участников гонки.
Обычно по гонке журналисты перемещаются на внедорожных пресс-карах, предоставляемых организаторами, но бывает и так, что пресса путешествует непосредственно вместе с той или иной гоночной командой, становясь ее частью. Сразу оговорюсь, что с точки зрения журналистской работы это имеет определенные минусы, главный из которых — жизнь на гонке по командному расписанию, которое часто не совпадает с твоими профессиональными задачами.
Если честно, где и с кем я окажусь, меня не особенно волновало: сам факт пересечения пустыни Сахара по маршруту легендарного ралли-рейда «Париж — Дакар» уже был каким-то фантастическим и не до конца осознанным событием в моей жизни.
«Ты едешь с КАМАЗом, твоя машина номер 528», — обыденно прозвучало из уст одного из администраторов. Мои переживания удвоились: с КАМАЗом — то есть с самой легендарной и титулованной командой по ралли-рейдам, то есть с чемпионами, с теми, кто на протяжении двух десятков лет борется за честь России и почти никогда не проигрывает. И я еду с ними. «Да, конечно, как скажете», — скрывая восторг, еще более обыденно ответил я, как будто езда с чемпионами планеты входит в мое еженедельное профессиональное расписание.
Напомню, что «КАМАЗ-мастер» — команда заводская. А это означает профессиональную техническую, материальную и кадровую поддержку со стороны завода-производителя, который вместе со спонсорами тратит на все это безумные деньги. Спрос соответствующий — руководители команды не рассматривают никаких других результатов, кроме победы, иначе почти исчезает смысл всей этой затеи — как спортивной, так и финансово-маркетинговой.
Обеспечение у «КАМАЗ-мастер» соответствующее амбициозным целям: на Africa Eco Race 2017 было заявлено два «боевых» экипажа, три грузовика поддержки («боевые» технички), прицеп с запчастями, четыре джипа сопровождения и около тридцати человек в команде. Позволить себе такой состав участников мало кто может. На каждом бивуаке (лагере гонки) КАМАЗы поддержки, выстроившись буквой П, в прямом смысле слова трансформируются в мобильную мастерскую, вместе с жилым шатром напоминающую маленькую крепость.
«Пятьсот двадцать восьмой» техничкой оказался кемпер или, как его называют сами камазовцы, гостиница — КАМАЗ со сдвоенной кабиной, который везет на себе жилой модуль с кухней и душем.
Пользоваться этим модулем разрешено только двум «боевым» экипажам. Вся остальная команда ночует рядом в раскладном шатре, в спальниках, а моется в общественной душевой, наскоро сбитой из фанеры местными волонтерами прямо посреди пустыни. Условия жизни на африканском ралли-рейде, за исключением организации питания, максимально спартанские.
Несмотря на свою бытовую сущность, кемпер КАМАЗ 635050 построен на агрегатах «боевых» машин, правда, предыдущих поколений: рядный шестицилиндровый турбодизель Cummins объемом 15 литров (мощность 720 л. с., чудовищный крутящий момент — 2750 Нм), 16-ступенчатая «механика», максимальная скорость — до 170 км/ч, снаряженная масса — 15,5 тонн, два бака по 400 литров, реальный средний расход — около 65 л/100 км.
20 дней через Сахару: мы прошли ралли-рейд Africa Eco Race 2017 с победителями — командой G-Energy
Не без труда забравшись в кабину «боевой» технички, внутри обнаруживаешь, наверное, самую странную смесь автомобильных интерьеров: убранство КАМАЗов конца 70-х годов, гоночный антураж ралли-рейдовых болидов с мощнейшим каркасом и профессиональными ковшами-креслами с четырехточечными ремнями, а главное — огромный четырехсекционный багажный отсек с холодильником посреди салона. У пилота перед глазами из изменений только специальный спидометр и несколько приборов для показания уровней топлива и воды в баках. У штурмана — три навигационных прибора и стенограмма в руках. Два задних кресла — для механиков или пассажиров вроде меня.
Несмотря на аскетичность ретроспортивного интерьера, в удобнейшие гоночные ковши проваливаешься, как в люльку: зафиксированы они в таком положении, что в них удобно и сидеть, и даже спать, что для 500–700-километровых перегонов после ночных дежурств немаловажно. Ну а главное — моими напарниками стали опытнейшие участники команды «КАМАЗ-мастер», стоявшие у ее истоков еще во времена легендарного основателя Семена Якубова. В роли пилота — титулованный Фоат Камилович Бигашев, штурмана — Иван Ильич Евстигнеев, которые за две недели гонки рассказали мне столько историй, что хватило бы для написания целой повести из жизни команды.
Фоат Бигашев — участник, призер и победитель в составе команды «КАМАЗ-мастер» этапов чемпионата России, розыгрыша Кубка мира, ралли-рейдов «Дакар» и «Шелковый путь», механик экипажа Фирдауса Кабирова, а ныне пилот «боевой» технички.
Понятие «боевая техничка» появилось неспроста — грузовики техподдержки раньше шли по гоночному маршруту на зачетное время вслед за основными экипажами. Пилот «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников однажды даже умудрился выиграть на техничке ралли-рейд «Шелковый путь». Однако сейчас грузовики поддержки идут параллельным «гражданским» маршрутом, имея право выезжать на внедорожную «трассу» для помощи только в отведенных точках. На Africa Eco Race 2017 такая была всего одна, на самом сложном отрезке пустыни.
«Ты стенограмму читать умеешь? — совершенно неожиданно задал мне вопрос Фоат Камилович. — Иван Ильич после ночного дежурства, надо бы ему отдохнуть. Сможешь подменить на этап?» Не то чтобы я делал это каждый день, но несколько раз мне приходилось участвовать в любительских ралли, где ориентирование как раз и было основной задачей, поэтому со стенограммой, или, иначе, легендой трассы, у меня проблем не возникло.
Вопрос в другом: «боевые» технички, хотя и идут вне зачета, должны двигаться со строгим соблюдением времени, скорости и маршрута. За первым следит руководство команды: заблудившаяся или не выдерживающая время техничка — это не вовремя обслуженный «боевой» экипаж. Остальное контролируют организаторы гонки через GPS-датчики: ушедший с трассы и не соблюдающий скоростные зоны грузовик поддержки — это штраф всей команде. Именно поэтому у штурмана технички задача не столько сложная, сколько очень ответственная: ошибка заставит понервничать пилота и ожидающую в бивуаке команду.
Но, черт побери, такой шанс бывает раз в жизни! Сесть в штурманское кресло «боевой» технички «КАМАЗ-мастер» на трансконтинентальном ралли-марафоне по маршруту легендарного «Париж — Дакар» — для автожурналиста выше только звезды! «Конечно, Фоат Камилович, умею. Только не все иностранные обозначения знаю», — с волнением и предвкушением одновременно ответил я.
Никогда еще я не застегивал четырехточечные ремни с таким удовольствием. Итак, четвертый этап Africa Eco Race 2017: предстояло преодолеть чуть более 400 км из города Асса в Ремз-эль-Кебир по марокканской пустыне. Несмотря на то, что это тоже часть Сахары, выглядят местные ландшафты не совсем так, как ты их себе представляешь. Марокканская Сахара — это отличная локация для съемок фильмов о Марсе. Красный грунт, камни, невысокие горы и плато чередуются с желтыми песчаными низинами — редкими оазисами подобия цивилизации и очень бедной провинциальной жизнью.
Перед глазами штурмана целая россыпь приборов, показания которых непосвященному человеку мало что скажут. Главный из них — курсовой навигатор ERTF, который совмещает в себе функции указателя направления и GPS-трекера. Вся информация о маршруте ралли-рейда заливается в него перед гонкой, и каждый день экипажу выдается новый код, который активирует маршрут конкретного этапа.
Крупные цифры сверху от стрелки направления — курс: справа (синие цифры) — необходимый, слева (черные цифры) — текущий. Чтобы приехать точно к цели, они в итоге должны совпасть либо быть хотя бы близки один к другому. В левом нижнем углу — показатель скорости. За ним тоже нужно внимательно следить, поскольку нарушение техничкой скоростного режима на этапах наказывается (ограничение скорости прописывается красным вверху экрана и меняется между чек-поинтами). Каждый этап состоит из множества отрезков, расстояние до конца/начала которых отображается в правом нижнем углу: общий пробег — снизу, расстояние до следующей контрольной точки — сверху.
По большому счету, именно с цифрами пробега штурман и работает, сопоставляя их с ориентирами и направлениями, обозначенными в бумажной легенде. Для удобства (а если нет прибора ERTF, то и по необходимости) штурман пользуется еще и дополнительным прибором, так называемым «Трипом» — это тот же считчик километража, с той разницей, что обнулять расстояния между чек-поинтами нужно вручную.
Особых сложностей в том, чтобы вести «боевую» техничку КАМАЗ по африканскому маршруту, нет. Дорог в пустыне, мягко говоря, немного: два города соединяет, по сути, одна трасса, которая, если нет гор, просматривается до горизонта, так что уйти с курса нереально. Кроме того, на 400–800-километровых однообразных перегонах расстояния между чек-поинтами порой достигают 100–150 км, так что штурману приходится бороться еще и с накатывающим сном.
Основная работа начинается при проезде населенных пунктов, где контрольные точки находятся порой в ста метрах друг от друга. Промах мимо нужной — и сбиваются абсолютно все засечки расстояний, не говоря о том, что выезд обратно на нужное направление приходится искать уже по интуиции. Кроме того, маневрировать на огромном КАМАЗе в черте африканского города непросто, а о том, чтобы развернуться, и говорить не приходится. В общем, концентрация и внимательность — на максимальном уровне.
Самое сложное — вести КАМАЗ через большие города с огромным количеством перекрестков и раздваивающихся дорог, особенно когда ориентиры в легенде указаны не совсем точно, а засечка расстояний по GPS отстает от реальных чек-поинтов метров на пятьдесят по точности. В пустыне такие погрешности значения не имеет, а вот в городе можно вместо одного съезда уехать на другой. В общем, каждый заезд в город для штурмана-новичка — стресс.
К собственному облегчению, вашему покорному слуге с первого раза удалось проехать весь четвертый этап Africa Eco Race 2017, сделав лишь одну незначительную помарку, как раз при проезде очередного марокканского поселения. Услышать в итоге «Молодец!» от пилота Фоата Камиловича было, признаюсь, приятно.
Комфорт в кабине КАМАЗа обеспечивается исключительно за счет гоночных ковшей. «Боевая» подвеска у грузовика очень жесткая: проезды колдобин отдаются жесткими ударами и сильнейшей тряской. Что творится в кабине «боевого» экипажа, даже представить трудно. Шумоизоляции в машине нет, зато есть навесной кондиционер, который в Африке, на удивление, так ни разу и не пригодился: сильные ветра в зимнее время достаточно остужают кабину при открытой форточке.
«Поведешь снова?» — уже зная мой ответ, улыбнулся Фоат Камилович. «Не вопрос!» — ответил я не без удовлетворения. Значит, в прошлый раз задачу выполнил хорошо, раз пригласили снова.
На этот раз начиналась уже полноценная Сахара, занесенная песками, кажется, всех возможных цветов, с верблюдами и, увы, полнейшей нищетой и антисанитарией всех мест, где каким-то образом обитали люди. Жизнью уведенное порой назвать было сложно.
Еще одна трудность для штурмана-новичка — идти не по дорогам, а по курсу. Это когда необходимо съезжать с дороги и вести КАМАЗ прямо через пустыню, как правило, по направлению к бивуаку. Ориентиров почти нет, пилот сосредоточен на том, чтобы не застрять в песках, а значит, постоянно маневрирует на местности. Так что для штурмана главное — вовремя увидеть на горизонте точку прибытия, второе — помогать пилоту объезжать препятствия, не теряя при этом направления.
Справившись с поставленной задачей и во второй раз, я был посвящен в штурманы до конца гонки, меняясь с Иваном Ильичом. В общей сложности мы пересекли две границы, проехали столицу Мавритании — Нуакшот — и пересекли западную часть пустыни Сахара.
Каков итог?
Из двенадцати этапов Africa Eco Race 2017 я исполнял обязанности штурмана без малого на пяти. Ну а финалом одного из самых впечатляющих событий в моей жизни стала возможность вывести «боевую» техничку «КАМАЗ-мастер» на берег Розового озера Дакара. Это, конечно, не въезд на подиум на крыше «боевого» КАМАЗа, но по впечатлениям мало с чем может сравниться. Так что никогда не переставайте мечтать!
Что такое «андеркат», «гранулирование» или «зеленый трек»? Гид по жаргону «Формулы-1»
Главные гоночные термины.
Начало нового сезона «Формулы-1» все означает появление новичков в рядах зрителей и болельщиков. Но автоспорт — довольно техничное и сложное развлечение: в нем много специфичного жаргона, часто путающего свежую публику до состояния «о чем вообще говорят все эти пилоты, боссы и комментаторы?!». Именно для помощи новым фанатам официальный сайт «Ф-1» составил понятный путеводитель по наиболее распространенным словечкам из гоночного сленга и объяснил, что же они означают.
«Андеркат»
(Возможны варианты «подрезка в боксах», «более ранний пит-стоп»)
Что это такое: Когда у гонщика не получается обогнать следующую впереди машину, он раньше заезжает в боксы в попытке получить необходимое преимущество за счет более свежих шин, выиграть время и опередить соперника, когда тот совершит свой пит-стоп.
Как это используется в предложении: «Он пытается использовать «подрезку», чтобы выйти вперед».
«Червячки»
(Возможны варианты «пузырьки», «крошка»)
Что это такое: Маленькие кусочки резины, отрывающиеся от шин во время прохождения поворотов и скапливающиеся за пределами гоночных траекторий. Наезд на них в середине гонки часто опасен, потому как они мешают покрышке полностью соприкасаться с дорожным полотном, тем самым снижая сцепление. С другой стороны, гонщики часто едут по ним на круге почета после финиша ради «сбора» их на покрышки, чтобы добавить машине немного веса, точно уложиться в лимиты и пройти все необходимые проверки в закрытом парке.
Как это используется в предложении: «Я завернул слишком широко, и попал на «червяки» в шикане».
«Грязный воздух»/«Чистый воздух»
(Возможен вариант «турбулентный воздух»)
Что это такое: «Грязный воздух» создается небольшими завихрениями воздушных потоков, срывающихся с корпуса и антикрыльев едущей впереди машины. Он серьезно уменьшает эффективность работы антикрыльев следующей машины.
«Чистым воздухом», в свою очередь, называют обычные потоки, не возмущенные каким-либо взаимодействием — он лучше обтекает аэродинамические элементы, генерирует больше прижимной силы и позволяет лучше контролировать болид.
Как это используется в предложении: «Я пытался обогнать, но застрял в «грязном воздухе» Но как только соперник поехал на пит-стоп, я попал в «чистый воздух» и проехал несколько шикарных кругов».
«Высекание искр»
Что это такое: Все довольно просто — это когда днище машины задевает асфальт трека, высекая искры. Чаще всего это связано с неровностями покрытия или кочками, а также с резким перепадом высот в стиле поворота «О Руж» из трассы «Спа-Франкоршам». Процесс стал намного зрелищнее после 2015 года, когда на машины по регламенту начали добавлять противоскользящие титановые блоки — именно из них высекается столько искр при контакте машины и асфальта.
Как это используется в предложении: «Машина хорошо сбалансирована, но на квалификационном круге я высек немного искр об асфальт и потерял на этом немного времени».
«Пузырение»/«Гранулирование»
(Для второго возможен вариант «зернение»)
Что это такое: Шины пузырятся, когда температурный дисбаланс между горячим каркасом (внутренняя часть) и холодной поверхность (внешняя часть) вызывает «микроразрывы» резины на поверхности покрышки — после такого и остаются небольшие дырки в виде пузырьков.
Гранулирование происходит в обратной ситуации — когда каркас еще холодный, а поверхность шины чрезмерно разогрета. Тогда горячие части резины изгибаются и скатываются, формируя прилипшую к поверхности покрышке гранулу.
Оба вида проблем с резиной сокращают площадь контакта шины и асфальта и тем самым уменьшают сцепление.
Как это используется в предложении: «У нас были большие проблемы с пузырением шин, чем у «Феррари». / «У меня началось гранулирование шин, потому что мы выехали на мягком составе в холодных условиях, и покрышка быстро остыла».
«Выдавать результат выше уровня машины»
Что это такое: Когда талант пилота позволяет преодолевать ограничения болида, не соответствующего уровню его конкурентов. Главным примером подобного в последнее десятилетие был Фернандо Алонсо, но широко известны и другие перфомансы: например, пилотаж Айртона Сенны за рулем «Тоулмена» на Гран-при Монако 1984 года или победа Себастьяна Феттеля за рулем «Торо Россо» на Гран-при Италии 2008 года.
Как это используется в предложении: «Фернандо Алонсо выжал из машины все и квалифицировался третьим».
«Круговой»
(Возможен вариант «аутсайдер»)
Что это такое: Те пилоты, кто чаще всего застревает в хвосте пелотона и чаще всего обгоняется лидерами на круг.
Как это используется в предложении: «Тот круговой заблокировал меня и полностью уничтожил мою гонку».
«Обладатель поула»
Что это такое: Пилот, победивший в квалификации и вышедший на гонку с первой стартовой позицией.
Как это используется в предложении: «Обладатель поула Льюис Хэмилтон чисто стартовал и удержал лидерство в первом повороте».
«Проплешина»
Что это такое: Когда пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться, скользит в продольном направлении по асфальту и начисто стирает поверхность шины до плоскости. Вот это и называют проплешиной.
Как это используется в предложении: «К сожалению, мне пришлось останавливаться в боксах из-за проплешины, что уничтожило шансы на подиум».
«Круизный режим»
Что это такое: Когда на командном мостике видят, что пилот сжег слишком много топлива и может не доехать до конца заезда, гоночный инженер передает приказ переключиться в «круизный режим». Тогда гонщик раньше поднимает ногу с педали газа в зонах торможения и преодолевает несколько последних метров перед поворотом накатом — так тратится меньше топлива, но и темп тоже снижается.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось перейти в «круизный режим», если я хотел все-таки дотянуть до конца».
«Тормозной баланс»
Что это такое: Когда гонщик давит на педаль тормоза, все четыре диска на разных колесах замедляют машину — но пилот может менять степень эффективности передних тормозов по отношению к задним. Это и называют «тормозным балансом».
Например, в дождевых условиях пилоты обычно переключают баланс в сторону задних тормозов, чтобы передние не блокировались в каждом повороте. Но вообще этот параметр постоянно меняется в процессе гонки вместе со сменой баланса машины, вызванной уменьшением топливной загрузки и разным уровнем сцепления шин.
Как это используется в предложении: «Мне пришлось изменить тормозной баланс, чтоб справиться со сложными условиями».
ДРС
Что это такое: Частично из-за проблем, создающихся «грязным воздухом», «Формула-1» в 2011 году придумала систему снижения лобового сопротивления. По сути, это просто металлическая пластина в заднем антикрыле, которую поднимают в определенных зонах трека, когда гонщик подбирается к сопернику на дистанцию меньше секунды. Работает она по принципу закрылка: когда пластина поднята, сопротивление снижается, и болид ускоряется, что теоретически способствует обгонам.
Как это используется в предложении: «Льюис был довольно близко, так что он получил возможность открыть ДРС к концу прямой».
«Силовая установка»
Что это такое: Когда-то в болидах «Формулы-1» стояли просто моторы. Но те времена давно ушли! Теперь машины двигаются с помощью силовых установок, состоящих из шести компонентов: двигателя внутреннего сгорания, турбонаддува, рекуператора тепловой энергии (MGU-H), рекуператора кинетической энергии (MGU-K – бывший KERS), батареи и контролирующей электроники. Вся система вместе выдает мощность в районе 1000 л.с.
Как это используется в предложении: «Гран-при Мексики проводят на большой высоте, и разреженность воздуха сильно нагружает силовую установку».
«Боксы»
Что это такое: Когда гоночный инженер лает это по радио в адрес пилота, он всего лишь зовет его на пит-стоп. Если говорить о боксах как о существительном, то это зона обслуживания машин на пит-лейн. Слово «боксы» произошло от немецкого Boxenstopp, как раз и означающего «пит-стоп».
Как это используется в предложении: «Ладно, Льюис, езжай в боксы, боксы, боксы».
«Зеленый трек»
Что это такое: Именно на такой автодром пилоты впервые выезжают в пятницу в рамках первой практики гоночного уик-энда. Понятие означает отсутствие накатанного слоя резины на асфальте, улучшающего сцепление в сухих условиях.
Как это используется в предложении: «Утром трек был довольно «зеленым», но в течение дня он немного прорезинился».
«Занос»
Что это такое: Момент, когда пилот теряет контроль над задней частью машины, и ее «ведет» перпендикулярно направлению трека.
Как это используется в предложении: «Меня слегка занесло, но я сумел выровнять болид».
Избыточная/недостаточная поворачиваемость
Что это такое: Избыточная поворачиваемость возникает в поворотах — так называется потеря сцепления задних колес с последующим разворотом. Недостаточная поворачиваемость, с другой стороны, заключается в потере сцепления на передних колесах, вызывая движение в поворот с меньшим углом, чем выбрал гонщик с помощью руля.
Или, перефразируя великого раллиста Вальтера Рерля, «если ты увидел барьер, в который въехал — это недостаточная поворачиваемость, а если ты только услышал грохот удара о барьер — это избыточная поворачиваемость».
Как это используется в предложении: «Я сражался с избыточной/недостаточной поворачиваемостью в поворотах, но к следующей сессии мы с этим разберемся».
«Слипстрим»
(Возможен вариант «воздушный мешок»)
Что это такое: Зона разреженного турбулентного «грязного» воздуха, движущегося сразу вслед за машиной. Преследующие болиды в нем преодолевают меньшее аэродинамическое сопротивление, а потому достигают большей максимальной скорости (либо экономят больше топлива), но теряют прижимную силу. Эффективное охлаждение всех узлов авто в «слипстриме» невозможно.
Как это используется в предложении: «Феттель воспользовался слимстримом от болида Райкконена и выиграл квалификацию».
«Апекс»
Что это такое: Точка траектории, ближайшая к внутреннему краю дороги в повороте. Ее называют «вершиной поворота», поскольку именно в этом моменте гонщикам обычно рекомендуют начинать разгон. Прохождение через эту точку теоретически позволяет достигнуть максимальной скорости на выходе из поворота.
Как это используется в предложении: «Я промахнулся мимо апекса в пятом повороте и потерял две десятые секунды».
«Поребрик»
Что это такое: Бетонный бордюр особой формы, который кладут на входе в поворот, апексе и выходе за пределами трассы — тех самых мест, где гонщики чаще всего покидают пределы асфальта. Служат для сохранения покрытия за пределами асфальта и для помощи соблюдения границ автодромов: ощущения проезда по ним отличаются от обычного асфальта, а высокий, рифленый или наклоненный поребрик может сильно замедлить или даже повредить болид.
Как это используется в предложении: «Я подпрыгнул на высоком поребрике и сломал подвеску».
«Шпилька»
Что это такое: Крутой поворот свыше 135 градусов, характеризуется жестким торможением и медленным вхождением — потому считается реальной возможностью для обгонов.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон на более позднем торможении в шпильке прошел Феттеля».
«Шикана» и «Эска»
Что это такое: Пара последовательных медленных поворотов влево-вправо, расположенных очень близко, из-за чего у них одна и та же точка торможения (чаще всего очень резкого, со снижением скорости ниже 100 км/ч) и разгона. «Эска» же — такая же связка поворотов с раздельными торможениями и разгонами.
Как это используется в предложении: «Первая прямая на трассе в Монце заканчивается шиканой».
«Паддок»
Что это такое: Зона автодрома, где развертываются моторхоумы команд. Там же пребывают официальные лица заезда.
Как это используется в предложении: «В паддоке ходят слухи об отмене пятничных практик».
«Пейс-кар»
(Возможные названия – «сэйфти-кар», «автомобиль безопасности»)
Что это такое: Специальный автомобиль, выезжающий на трек в случае опасных ситуаций для контроля темпа пелотона. Обгоны за машиной безопасности запрещены. В последнее время в «Формуле-1» введен режим виртуального пейс-кара, обладающий теми же функциями — но без фактического выезда авто на трек.
Как это используется в предложении: «Феттель поехал на пит-стоп в режиме автомобиля безопасности и выиграл десять секунд».
«Пелотон»
Что это такое: Все машины, участвующие в гонке.
Как это используется в предложении: «Хэмилтон прошил пелотон и вышел в лидеры после старта с последнего места».
«Закрытый парк» (Parc ferme)
Что это такое: Особое место на автодроме, где запрещены работы над болидами (и ремонт, и любое обслуживание) — за исключением оговоренного регламентом. Со временем понятие перестало обозначать зону трека и превратилось в правило, распространяющееся на болиды, стоящие в гаражах. Режим «закрытого парка» включается сразу после квалификаций и гонок для технических инспекций для контроля за нарушением регламента.
Как это используется в предложении: «Ред Булл» нарушил правило «закрытого парка» для замены мотора «Хонда» и получил штраф».
«Фиолетить»
Что это такое: Проезжать быстрейший круг или сектор. Произошло из-за цветового изображения процессе на лайвтайминге и графике — лучшие результаты в «Формуле-1» традиционно отмечаются фиолетовым.
Как это используется в предложении: «Леклер «фиолетил» круг за кругом».
«Оквадратить шины»
Что это такое: Все происходит прямо как в пункте про «проплешину» – пилот блокирует передние тормоза, одно из колес прекращает вращаться и скользит в продольном направлении по асфальту. В таком случае часть шины не только стирается об асфальт: при торможении с очень больших скоростей на резину продолжает действовать сила вращения, так что хорошо разогретая покрышка как бы «расплющивается», немного меняя форму на чуть более «квадратную». Такая шина уже не может эффективно обрабатывать скорость машины, и потому ее обычно сразу же меняют на пит-стопе.
Как это используется в предложении: «Боттас оквадратил шины и лишний раз заехал в боксы».
«Самовоз»
(возможен вариант «космовоз»)
Что это такое: Сверхбыстрый болид, на котором теоретически чемпионом может стать кто угодно.
Как это используется в предложении: «У Сенны с Простом в 1988-м был эпичный самовоз — пилоты «Макларена» выиграли 15 гонок на двоих из 16-ти».
«Ведро»
(возможен вариант «корыто» или любой другой эпитет, применяемый владельцами различных «Жигулей» к своему имуществу)
Что это такое: Очень медленная или неповоротливая машина.
Как это используется в предложении: «Но внезапно «Уильямс» оказался невероятным ведром».
«Вторикелла»
Что это такое: Второй пилот любой команды «Формулы-1», уступающий дорогу напарнику по первому требованию руководства. Иногда такие гонщики даже уступают победы и места на подиумах, а в совсем запущенных случаях их используют для оттормаживания машин соперника или даже для аварий в нужный момент заезда для получения тактического преимущества. Термин произошел от прозвища Рубенса Баррикелло — самого известного второго пилота всех времен и народов, помогавшего Михаэлю Шумахеру и «Феррари» клепать титулы с 2000 по 2004 годы.
Как это используется в предложении: «Риккардо не пожелал быть вторикеллой у Ферстаппена и сбежал в «Рено».
«Рентач»
(возможен вариант «рента»)
Что это такое: Гонщик, перешедший в команду «Формулы-1» только благодаря поддержке спонсоров, финансовой помощи семьи или личному капиталу. По сути на современной стартовой решетке так можно назвать половину пилотов.
Как это используется в предложении: «Уильямс» в последние сезоны любит подписывать рентачей».
«Завал»
Что это такое: Очень масштабная авария с участием более трех машин. Выглядит примерно вот так.
It’s probably one of the most infamous race starts in #F1 history 💥
But how many cars were involved in the 1998 #BelgianGP pile-up? 🤔 pic.twitter.com/0KxmgI5186
Как это используется в предложении: «Грожан вновь ошибся с выбором точки торможения, ударил в бок соперника и спровоцировал натуральный завал».