что значит точка над нотой
Знаки, увеличивающие длительность нот и пауз
В более ранних выпусках мы рассматривали основные длительности нот и пауз. Но в музыке такое многообразие ритмов, что порой этих основных средств передачи не достаточно. Сегодня мы разберем несколько способов, которые помогают записать звуки и паузы нестандартной величины.
Для начала повторим все главные длительности: существуют ноты и паузы целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые и другие, более мелкие. На расположенной ниже картинке можно увидеть, как они выглядят.
Далее, для нашего с вами удобства давайте также договоримся на условные обозначения длительностей в секундах. Вы уже знаете, что реальная длительность ноты или паузы – это всегда относительная величина, непостоянная. Она зависит от того, в каком темпе бьется пульс в музыкальном произведении. Но чисто в учебных целях предлагаем вам все-таки условиться, что четвертная нота – это 1 секунда, половинная – 2 секунды, целая – 4 секунды, а то, что меньше четверти – восьмые и шестнадцатые будут, соответственно, представляться нам как половина (0,5) и 1/4 часть секунды (0,25).
Как точки могут увеличить длительность ноты?
ТОЧКА – точка, которая стоит рядом с нотой, с правой стороны увеличивает длительность ровно наполовину, то есть в полтора раза.
Обратимся к примерам. Четвертная нота с точкой – это сумма времени самой четверти и еще ноты, которая в два раза короче, чем четверть, то есть восьмой. И что же получается? Если четверть у нас, как мы договорились, длится 1 секунду, а восьмая – полсекунды, то четверть с точкой: 1 с + 0,5 с = 1,5 с – полторы секунды. Нетрудно сосчитать, что половинная с точкой – это сама половинная плюс четвертная длительность («половина от половинной»): 2 с + 1 с = 3 с. С остальными длительностями поэкспериментируйте самостоятельно.
Как видите, увеличение длительности здесь реальное, поэтому точка – это очень эффективное и очень важное средство и знак.
ДВЕ ТОЧКИ – если мы видим рядом с нотой не одну, а целых две точки, то действие их будет следующее. Одна точка удлиняет наполовину, а вторая точка – еще на четверть («на половину половины»). Итого: нота с двумя точками увеличивается в своей длительности сразу на 75%, то есть на три четверти.
Пример. Целая нота с двумя точками: сама целая нота (4 с), одна точка к ней изображает присоединение половинной (2 с) и вторая точка говорит о присоединении еще и четвертной длительности (1 с). Всего получилось 7 секунд звучания, то есть целых 7 четвертей в эту длительность поместились. Или другой пример: половинная тоже с двумя точками: сама половинная плюс четвертная, плюс восьмая (2+1+0,5) вместе длятся 3,5 секунд, то есть почти как целая нота.
Конечно, логично предположить, что на равных условиях в музыке можно применять и три, и четыре точки. Это действительно так, пропорции каждой новой прибавляемой части при этом будут выдержаны в геометрической прогрессии (вдвое меньше по сравнению с предыдущей частью). Но на практике тройные точки встретить почти нереально, поэтому если хотите, с их математикой можете потренироваться, но забивать голову ими совсем необязательно.
Что такое фермата?
ФЕРМАТА – это особый знак, который ставится над или под нотой (можно и над паузой). Он представляет собой выгнутую в полукруг дугу (концы как у подковы смотрят вниз), внутри этого полукруга – жирная точка.
Значение ферматы может быть различным. Возможны два варианта:
Возможно, вас после прочитанного мучает вопрос: зачем нужна фермата, если есть точка и в чем между ними разница? Дело в том, что точки всегда расходуют основное время в такте (то есть занимают время, которое мы просчитываем на РАЗ-И, ДВА-И и т.д.), а вот ферматы – нет. Ферматы всегда выдерживаются за счет дополнительного, «бонусного времени». Поэтому, например, в четырехдольном такте (счет ударов пульса до четырех) фермата на целой ноте будет просчитываться до шести: 1и, 2и, 3и, 4и, 5и,6и.
Плюсующая лига
Предвижу ваши вопросы такого плана: зачем нужны лиги, если можно просто написать сразу укрупненную длительность? Например, две четвертных соединены лигой, почему бы не написать вместо них одну половинную ноту?
Отвечаю. Лига применяется в тех случаях, когда «общую» ноту написать как раз таки не получается. Когда это бывает? Допустим, что длинная нота появляется на границе двух тактов, и целиком она никак в первый такт не помещается. Что делать? В таких случаях ноту просто дробят (делят на две части): одна часть остается в одном такте, а вторая часть, продолжение ноты помещается в начало следующего такта. А потом то, что разделили, сшивают с помощью лиги, и ритмический рисунок тогда не нарушается. Так что без лиги порой никак нельзя обойтись.
Давайте подытожим. Итак, мы рассмотрели четыре знака, увеличивающих длительности нот. Это точки, двойные точки, ферматы и лиги. Сведем информацию об их действии в общую таблицу:
ЗНАК | ДЕЙСТВИЕ ЗНАКА |
ТОЧКА | удлиняет ноту или паузу наполовину |
ДВЕ ТОЧКИ | увеличивают длительность на 75% |
ФЕРМАТА | произвольное увеличение длительности |
ЛИГА | соединяет длительности, заменяет знак «плюс» |
В следующих выпусках мы продолжим говорить о музыкальном ритме, узнаем о триолях, квартолях и других необычных длительностях, а также основательно разберем понятия такта, метра и размера. До новых встреч!
Дорогие друзья, свои вопросы вы можете оставлять в комментариях к данной статье. Если представленный материал вам понравился, расскажите о нем в социальных сетях, в этом вам помогут специальные кнопки, которые вы увидите ниже. Спасибо за внимание!
Нюансы в музыке: штрихи (Урок 13)
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция?
Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев.
В нотах штрих legato обозначается лигой.
Нонлегато (итал. nonlegato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило в начале обучения ученики играют именно nonlegato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.
На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») – способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобно nonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чем legato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо – сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
Стаккато акценто – еще более акцентированные, короткие, отрывистые ноты. Обозначается точками над нотами, и над точкой знак акцента.
Это, пожалуй, все, что я хотела рассказать о штрихах в музыке. И напоследок пара произведений для практики, где встречаются изученные нами штрихи:
Один из таких приёмов носит название «стаккато». Пальчики аккомпаниатора мелькают, а мы, неискушённые слушатели, воспринимаем музыкальное произведение целостно, как череду образов, влияющих на наши эмоции и наше настроение, и часто даже не подозреваем, что в каких-то местах пальцы музыканта стучат резко и отрывисто, не успев дотронуться до клавиш, моментально отскакивают от них. Это стаккато. Оно обозначается в виде точки рядом с ноткой.
Кроме этих мест, точка может занимать положение по отношению к ноте справа. В таком случае это указывает на удлинение звучания ноты в два раза. Кстати, бывает необходимость ещё увеличить длительность ноты. Тогда пишут и две, и три точки рядом с нотой. Вот так:
Итак, точка над нотой = точка под нотой = стаккато и означает отрывистое звучание ноты. Вот пример:
Если рядом с нотой стоит две точки, то ее длительность увеличивается на половинку и еще плюс на четверть. Вот пример:
Стаккато используется во всех видах музыкальных произведений. Однако неподготовленному слушателю может быть сложно распознать стаккато на слух. Для лучшего понимания советую прослушать Этюд, соч. 23 №2 Антона Рубинштейна.
Теперь рассмотрим вариант, когда точка расположена рядом с нотой:
Эта точка, есть не что иное, как так называемое стоккато, которое сигнализирует нам о том, что данный музыкальный звук, должен играться отрывисто по исполнению. То есть само нажатие пальца по клавиши инструмента, должно быть легким и быстрым и сама нота, от этого так же получается что звучит легко и отрывисто.
Роль практически бессмертного болтливого наемника Дэдпула в предстоящей одноименной премьере исполняет канадский актер Райан Рейнольдс. Он уже играл этого персонажа в фильме «Люди Икс: Начало. Росомаха» и в итоге снова вернулся к этой роли, пообещав поклонникам, что в этот раз образ персонажа и атмосфера будут соответствовать оригиналу. И учитывая, что сам Рейнольдс, похоже, является давним фанатом своего героя, можно надеяться, что фильм получится действительно стоящим.
Читая Библию понимаешь как жили верные Богу люди, его служители. В отличае от них, сегодня большинству немыслимо вести такой оброс жизни, хотя читая Бытие с 37-50 главы видишь, что ничего сложного в исполнении воли Бога нет и всё там с сегодняшними днями почти современно. Очень понравилась эта отдельная книга Библии, а именно приключения Иосифа, сына Иакова (Израиля) с указанных выше глав, рекомендую прочесть.
Первый раз этот роман я прочла в девяностом году.Хотя мне кто то сказал,что роман тяжело читать.Но я решила его прочесть и не пожалела,с первых страниц меня этот роман просто захватил и покорил.Это переплетение исторических фактов,любви и мистики, всё просто взаимосвязано так.Эта книга стала моей любимой книгой с того раза.Я часто перечитываю этот роман,и каждый раз для себя открываю и нахожу что то новое. он невольно заставляет меня задуматься о многом.От фильма конечно ожидала большего,он не может передать той глубины и сути романа.Хотя смотреть можно. если не читал книгу,а вот после прочитанного не то.
Ну а дальше подключаются технологии заработков.
Мне очень нравится актер Дмитрий Дюжев и самые разные фильмы и сериалы с его участием. Как талантливый и разносторонний актер, он наделяет своих персонажей необычным нравом, они чем-то похожи на него характером: такие же непримиримые, открытые душой, с умением любить и сострадать. Дмитрий Дюжев играет очень красиво и увлекательно, образы его актеров получаются очень живыми, интересно наблюдать за ними и проживать вместе с их жизнью на экране, не отрываясь от фильма. И картины, в которых у него роли, также всегда интересные и необычные, они психологичные и оставляют много впечатлений и разных чувств в душе.
Меня удивляет, какие необычные характеры раскрывает актер на экране. Он не просто играет, он оживляет образы тех, кого представляет. Это самые необычные персонажи.
У актера большой список призов и наград. Их упоминать не буду, а понравившиеся и запомнившиеся фильмы.
Особенно произвели впечатление «Дело было на Кубани», «Истребители», «Истребители. Последний бой», так как вообще мне нравятся военные сериалы. В фильме «Истребители. Последний бой» играет летчика, командира полка истребителей. Мне эта его роль запомнилась больше всего. В фильме 12 серий и там есть обо всем понемногу. Фильм пронизан патриотичностью и любовью к родине, умению выполнить долг и отдать последнее, что есть служению родине, а также свойство любить, быть верным другом и товарищем. Пожалуй, для меня это один из лучших фильмов. Также нравится «Дело было на Кубани».
Актер невероятно обаятельный и харизматичный, умеет нравиться зрителю и вызывать симпатию, невозможно не удивляться и не восхищаться творчеством Дмитрия Дюжева.