что значит только безналичная оплата водитель едет издалека
Яндекс Go
Не поняла, что за нововведение?? Почему при заказе такси появляется уведомление, что оплата только по карте? Два раза за день пыталась заказать такси, и два раза оплата была возможна только безналом! Раньше моя карта была привязана к приложению, но когда таксисты начали отменять заказы или ещё лучше «выполняли заказ» без моего участия, тем самым.
Не поняла, что за нововведение?? Почему при заказе такси появляется уведомление, что оплата только по карте? Два раза за день пыталась заказать такси, и два раза оплата была возможна только безналом! Раньше моя карта была привязана к приложению, но когда таксисты начали отменять заказы или ещё лучше «выполняли заказ» без моего участия, тем самым получая мои деньги без предоставленной услуги, принципиально перестала оплачивать картой, теперь только наличными! Для чего мне тратить свои нервы и время для возвращения моих же денег??
Когда я жду вашего водителя 15-20 минут, хотя на карте видно, что ему ехать 5 минут, но он 10 минут стоит, а потом начинает двигаться в мою сторону, это норма!
Когда я стою на улице, наблюдаю, как приходит оповещение, что водитель якобы подъехал и началось бесплатное ожидание, а он приезжает только через эти бесплатные 5 минут, и пытается получить деньги за ожидание, это тоже норма!
А когда я в час ночи хочу вызвать такси за наличку, допустим, у меня нет денег на карте, что предлагаете делать??
В итоге два раза пользовалась услугами такси Максим!
Кажется, пришло время удалить приложение и больше не пользоваться вашими услугами!
Тарифы и качество. Что изменится при переходе на безналичную оплату проезда
Тарифы и качество. Что изменится при переходе на безналичную оплату проезда
Мэр Воронежа Вадим Кстенин анонсировал введение безналичной системы оплаты в общественном транспорте Воронежа к июлю 2018 года. Градоначальник отметил, что тариф будет дифференцированным – при оплате банковской картой для пассажиров будет действовать скидка. Для тех, кто платит наличными, проезд может стоить 25 рублей, для расплачивающихся картой – 21 рубль. Корреспондент РИА «Воронеж» выяснила, как будет работать новая система и почему ее введение потребует повышения стоимости проезда.
Как будет осуществляться оплата проезда?
«Уникальный проект». Зачем в воронежских троллейбусах ввели систему безналичной оплаты
– Если карта бесконтактная, то ее можно будет просто приложить к терминалу, если старого образца, то вставить и вынуть, пин-код вводить не нужно. Банк, который устанавливает систему, предусматривает программу лояльности для пассажиров. На эту систему перейдет весь подвижной состав муниципального перевозчика «Воронежпассажиртранс», а следом за ним и частные перевозчики. Возможность оплатить проезд наличными останется, – рассказали в пресс-службе мэрии.
В чем плюсы и минусы безналичной оплаты?
Для пассажиров плюс очевиден – можно перестать беспокоиться о том, есть ли в кошельке мелочь, а если нет – найдется ли сдача с крупных купюр.
Для транспортных компаний плюс в том, по мнению общественников, что выручка станет «белой», а значит, появится упорядоченный денежный поток, с которого будут платить налоги и зарплаты.
В Москве и Санкт-Петербурге безналичной оплатой пользуются 100% пассажиров по одной простой причине: там наличными расплачиваться запрещено. Это правильная практика, и мы вскоре тоже должны прийти к этому
Юрий Новиков
сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт»
– Согласно закону, администрация города имеет право передавать маршруты на обслуживание только предприятию, которое выиграло конкурс. Передача третьим лицам невозможна. Исходя из этого, при безналичной оплате проезда компания, у которой есть наемный транспорт, обязана рассчитываться с физлицами, которые осуществляют перевозку в Воронеже. Здесь возникает интересная ситуация. Если будет происходить перечисление денег – для физлица это незаконная предпринимательская деятельность, которая грозит уголовным наказанием, и одновременно мы нарушаем федеральное законодательство, – отметил Дмитрий Крутских.
Активист Виталий Иванищев видит выход в том, чтобы водители сдавали свой транспорт в аренду компании, а после нанимались на работу на это предприятие.
По словам общественников, в других регионах таким перевозчикам – субподрядчикам – платят по факту, за километраж. Деньги собираются в городскую казну, а водитель получает определенную сумму в зависимости от того, какое расстояние проехал.
Что говорят в компаниях-перевозчиках?
Как утверждает председатель совета директоров ЗАО ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских, введение безналичной оплаты никак не отразится на перевозчике: компании и раньше платили все налоги.
– Повышение тарифа до 25 рублей – это возможность зарабатывать на услуге безналичной оплаты банкам, которые будут снимать комиссию. Перевозчику от этого ни тепло, ни холодно. Для него – я уверен, каждый это подтвердит – это просто очередной рэкет со стороны банков. Раньше предлагали использовать кассовые аппараты, а до этого хотели ввести оплату проезда в центральной диспетчерской через какую-то организацию. Это просто, на мой взгляд, очередное взыскание денег, – отметил Дмитрий Крутских.
Общественники отметили, что необходимо ввести новую оплату труда водителям – платить зарплату и премиальную часть или оплачивать работу за километраж.
– Как компания-перевозчик будет рассчитываться с водителями, пока никто сказать не может. Я недавно беседовал с водителями, которые работают на своих автобусах. Они говорят, что знают, как деньги будут распределяться, – сказал Юрий Новиков.
По словам директора МУП «ПТП №4» Антонины Кривушиной (маршруты 68а, 113, 113кт, 113кш), банк, который установит терминалы на их автобусах, уже выбран, ему будут отчислять 2,3% с каждого проезда. Какой процент назначил общий оператор, пока неизвестно.
– Мы понимаем, что нужно двигаться вперед, поэтому будем выполнять то, что требуется. Конечно, на автобусе ездят не очень богатые люди, но повышение цены необходимо. В противном случае мы не сможем обновить транспорт и выполнить требования, которые нам предъявляют. С суммами, которые были озвучены, мы сможем решить свои вопросы и начать обновлять транспорт, – отметила Антонина Кривушина.
По словам директора МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Михаила Трофимова, система учета пассажиропотока предприятию понятна и без безналичной оплаты, однако ее введение будет удобным для горожан.
– Это позволит перевозчикам выйти из тени и показать свой доход – хотя бы на тот процент пассажиров, который будет пользоваться картами. Терминалы в троллейбусах мы установили в 2017 году. Сначала картами пользовались 20-30% пассажиров ежедневно, затем количество упало до 11%, а сейчас мы дошли до 21%, – говорит Михаил Трофимов. – Чтобы эта система работала, необходимо введение карт оплаты, ведь не у 100% пассажиров есть банковская карта. Еще один этап – введение дифференцированного тарифа. Нужно не просто поставить терминалы, а четко выстроить систему и принимать определенные шаги, чтобы она заработала. Тариф будет расти, но вырастет и качество услуг.
Почему придется повысить тариф?
Активисты говорят, что провести реформы с действующим в Воронеже тарифом невозможно. Как отмечает Юрий Новиков, город не сможет перейти на новые образцы подвижного транспорта.
– Введение безналичной системы оплаты проезда означает, что всем перевозчикам придется работать «в белую». Если оплата по карте достигнет более 50%, то они протянут ноги. Работа «в белую» с нынешним тарифом невозможна, – считает Юрий Новиков.
Представители транспортных компаний отмечают, что зависимости между введением безналичной оплаты и повышением тарифа нет. По мнению Дмитрия Крутских, если организация работает «в белую», не скрывая свои налоги, то ей все равно, платят пассажиры за проезд наличными или картой. Стоимость проезда складывается из стоимости топлива – 40% от доходов предприятия, около 20% от денег, которые идут на амортизацию и ремонт транспорта; 30-35% на зарплату сотрудников. Еще около 5-7% – инвестиционная составляющая.
– Исходя из сложившейся ситуации на рынке сегодня – стоимости топлива, запасных частей, амортизационных расходов, заработной платы, – обоснованная стоимость проезда пассажиров равна 27 рублям. Когда управление по тарифам устанавливает цену, предприятия просто приспосабливаются к ней. Кто-то не обновляет подвижной состав, кто-то покупает некачественные топливо или запчасти, кто-то сокращает фонд заработной платы, из-за чего возникают трудности на рынке труда в транспортных предприятиях. Сейчас недобор водительского состава – порядка 30%. Для сравнения посмотрите на Москву и Санкт-Петербург, Самару – новые автобусы, современные и большие, но только стоимость проезда 40 рублей, – говорит Дмитрий Крутских.
Как может измениться качество перевозок?
Юрий Новиков отмечает, что после введения безналичной оплаты у водителей появится зарплата, а не доход от предпринимательской деятельности. Они будут получать деньги за транспортные работы, а не за то, сколько людей перевезли. Это может изменить поведение водителей – они будут стараться минимизировать количество жалоб.
– Водителям станет абсолютно все равно, сколько пассажиров везти. Когда они будут получать зарплаты, состоящие из оклада и премиальной части, то за нарушения можно будет лишать премии, – говорит Юрий Новиков.
Как отмечает общественник, компаниям также потребуется составить график и расписание движения, возможно, ввести двухсменный режим работы для водителей.
Сейчас у водителей одна категория оценки работы – сколько денег он привез. Отсюда гонки, отсюда невыход в непиковое время. Если мы будем оценивать водителей по другим критериям: соблюдение правил дорожного движения, отсутствие жалоб от пассажиров, введение графиков, то психология водителей будет другой, у них не будет смысла гоняться
Виталий Иванищев
Он, однако, отметил, что безналичная оплата – «не волшебная таблетка от всего». Чтобы улучшить систему городского транспорта, нужен комплексный подход.
Если ли альтернатива оплаты картой?
Общественники отмечают, что скидки, которые обещают при оплате банковской картой, стимулируют пассажиров отказаться от наличных. При этом введения оплаты по банковской карте недостаточно. По мнению общественника Виталия Иванищева, чтобы сделать транспорт удобнее и комфортнее, нужно ввести возможность бесплатной пересадки.
– Это позволит качественно изменить всю нашу систему. Повышения тарифа бояться не стоит, хотя для коротких поездок он вырастет существенно. Если сейчас мы можем проехать одну остановку за 17 рублей, то в перспективе будем платить более 20 рублей. Но транспортные карты позволят создать пересадочную систему и выгодные тарифы. Мы сможем платить один раз в полтора часа и не ждать нужный транспорт, чтобы сэкономить, а поехать несколькими автобусами с пересадкой. Это облегчит жизнь людям из отдаленных районов, – говорит Виталий Иванищев.
Общественник добавил, что транспортная карта и оплата банковской картой – разные вещи. При этом, если вводить транспортные карты, нужно запретить платить наличными.
Водителям, проехавшим по ЦКАД, начали поступать странные звонки. Что они означают? 11:50, 17 августа 2021 Версия для печати
Проезжающим без оплаты по ЦКАД водителям начали поступать звонки от «Автодора». Телефонный робот требует погасить долги в кратчайшие сроки. Что не так в работе системы?
Автомобилисты рассказали о странных звонках от телефонных роботов после проезда по платным трассам «Автодора». Оказалось, что так должников теперь убеждают оплатить оказанную услугу. Дело в том, что с прошлого года на Центральной кольцевой автодороге в Московской области работает система free flow, то есть проезжать там можно без остановки перед шлагбаумом. Некоторые водители ошибочно восприняли это как льготу.
Ситуацию усложнило отсутствие фактических штрафов. Хотя норма об ответственности за неоплату проезда по платным трассам появилась еще в начале 2021 года, из-за бюрократических проволочек постановления нарушителям не приходили несколько месяцев. У многих автомобилистов накопились долги, узнать о которых они могли только на сайте «Автодора», вбив номер машины в специальную форму. К концу весны систему штрафов наладили и водителям напомнили о долгах.
За что штрафуют водителей на платных трассах
На ЦКАД работает первая в России система взимания платы «Свободный поток». На участке нет шлагбаумов, водители проезжают через «умные рамки», не снижая скорость. Система автоматически списывает денежные средства с транспондера, если он есть. Или же фиксирует автомобильный номер, начисляя сумму долга.
В январе 2021 года были приняты поправки в КоАП, которые обязывают каждого оплачивать услуги проезда по платной трассе и предусматривают штрафы за неоплату. При этом штраф не снимает с пользователя обязанность оплатить проезд по ЦКАД или любой другой платной трассе. Узнать о долге, который числится за машиной можно на сайте или в мобильном приложении «Автодора».
Как пояснили в «Автодоре», в настоящее время должникам уже выносят протоколы об административных нарушениях. За неоплаченный проезд по ЦКАД водитель легкового автомобиля получит штраф 1500 рублей, грузовика — 5000 рублей. Штраф выносят, если проезд не был оплачен в течение 5 суток после его совершения. Но есть возможность отменить наказание, оплатив проезд в течение 20 суток после вынесения штрафа. В противном случае придется оплачивать и проезд, и штраф.
«Срок исковой давности по данному правонарушению составляет три года и по всем фактам нарушения правил оплаты проезда задолженность будет взыскиваться в установленном законом порядке с использованием механизма взыскания службы приставов. Необходимо отметить, что подавляющее большинство пользователей — законопослушные граждане и при отсутствии транспондера оплачивают проезд в течение 5 дней», — пояснили в пресс-службе «Автодора».
Что означают звонки должникам от робота
В госкомпании сейчас ведут работу по уведомлению автомобилистов, чей долг достиг 1,5 тысяч рублей и выше. Автоматическое оповещение началось с апреля 2021 года. На текущий момент о долгах проинформировано уже боле 300 тысяч пользователей. Помимо того, что на электронную почту водителям приходит письмо с уведомлением о задолженности, должникам звонит робот. Женский голос оповещает о сумме, которую нужно оплатить, и настойчиво просит погасить долг.
Однако на деле робот звонит водителям и при задолженности менее 100 рублей. Например, к нам в редакцию обратился автомобилист, которого несколько раз таким образом оповещали о задолженности в 42 рубля. При этом водитель уверяет, что оплатил проезд с телефона еще в феврале. А машина, на которой он передвигался, принадлежит юридическому лицу и после него на автомобиле наверняка ездили другие люди.
Как пояснили Autonews.ru в «Автодоре», система взимания платы «Свободный поток» формирует задолженность по оплате проезда по регистрационному знаку, независимо от количества пользователей автомобиля.
«Обязанность оплаты задолженности лежит на собственнике. Для возможности оплаты только «за себя» пользователю необходимо заранее купить разовый билет, что не только предотвратит возникновение долга за оплату проезда, а также позволит эффективно планировать предстоящие поездки по ЦКАД», — сообщили в пресс-службу. При этом, в госкомпании заверили, что робот не будет обзванивать водителей без задолженности.
Что не так с персональными данными
Использование роботизированного обзвона должников законом не запрещено. Однако при использовании такой опции необходимо учесть несколько важных юридических нюансов.
Неоплата проезда по ЦКАД фиксируются камерами. В таком случае штраф выписывают собственнику автомобиля. Закон предусматривает возможность отправки постановления в электронной форме, но все тому же лицу, в отношении которого вынесен штраф. Об этом Autonews.ru рассказал ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.
«Использовать робота допустимо лишь с тем, кто будет назван в постановлении нарушителем. В противном случае, если подобная информация о наличии задолженности за проезд на определенном участке ЦКАД в определенную дату будет распространена третьим лицам, которые когда-то управляли этим автомобилем и платили за проезд», — объяснил юрист.
По словам эксперта, в таком случае выходит, что получатели информации могли даже не управлять автомобилем в конкретном случае. Тогда такое оповещение можно рассматривать как незаконное распространение персональных данных.
Согласно федеральному законодательству, «операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Сама информация об административной ответственности общедоступна, но если вместе с этим распространяются сведения о дате, времени и месте нахождения автомобиля, то можно пробовать обратиться в Роскомнадзор и прокуратуру. «Судебную практику по ответственности Ространснадзора за подобные действия я не вижу, но обратиться с соответствующей жалобой в другой надзорный орган, контролирующий отношения в области распространения персональных данных, было бы не лишним», — считает Мацала.
Кроме того, правозащитник назвал незаконным и недопустимым выписывание штрафов задним числом, если с момента нарушения прошло два месяца и более.
«Если в этот срок постановление не выписано, то наказать нарушителя уже невозможно. В ст.24.5 КоАП РФ прямо указано, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для того, чтобы прекратить возбужденное дело и отказать в возбуждении еще не начатого дела», — объяснил юрист.
Напомним, что в середине декабря 2020 года Кодекс об административных правонарушениях пополнила статья «Неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог». Закон начал действовать с 10 января 2021 года. Эти правила должны помогать внедрению системы «Свободный поток» на платных трассах по всей России.
За что таксисты так люто ненавидят безнал (оплату картой)?
Ну что, казалось бы, удобно: и сдачу не надо искать, и таксисту какие то гарантии (спишут с карты). Но..
1) Задержки при выводе безнала.. Кроме того, что сами агрегаторы переводят деньги с задержками, порою в неделю.. Так потом ещё и прокладки не сразу отправляют деньги. В итоге водителю нечем платить аренду и не на что покупать топливо.
2) Дополнительные поборы, комиссии и ограничения на вывод безнала. Чаще всего прокладки за вывод безнала берут комиссию или дают выводить только крупные суммы. В итоге приходится либо ждать копить крупную сумму для вывода без доп поборов, либо доплачивать.. Бывает что выводят только в определённые дни, а то и пару раз в месяц.
3) Возможность потерять бабло, ибо многие прокладки (а напрямую агрегаторы работать не хотят, но не все и не всегда) просто сваливают с баблом водителей.. Или банкротятся..
4) Махинации и жульничества.. тут могут жульничать аж 3 лица: пассажир, прокладка и агрегатор. Не редки случаи, когда пассажиры хитрят и оплата не приходит или отменяется.. Прокладка может начудить или обмануть.. Ну и сам агрегатор бывает забывает перевести деньги за заказ или ещё чего..
Причин на самом деле тьма, но вот на мой взгляд я перечислил основные.
Кроме того агрегаторы зачастую не дают права выбора типа оплаты для водителя, в том же яндексе функция выбора типа оплаты заказа работает только на первые несколько, а дальше суют все подряд.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Получить билет и багажную квитанцию
Как это работает. При поездках в автобусе водитель обязан выдать билет. Он подтверждает факт поездки и ее оплату. Требовать билет нужно не ради торжества бюрократии, а чтобы защитить свои права. Например, если вы оплатили проезд, а билета нет, вас могут оштрафовать. А иногда нужно подтвердить факт оплаты из средств работодателя.
Багажная квитанция подтверждает провоз багажа в автобусе. Это актуально в основном для междугородных поездок. Квитанция подтвердит, что вы сдали багаж, и поможет получить его обратно.
Билет и багажная квитанция пригодятся при подаче жалобы на перевозчика, оформлении компенсации за вред, причиненный во время поездки, и для подтверждения расходов во время командировки. Если водитель не выдал билет, хотя должен, не стесняйтесь его об этом попросить.
Использовать льготы на проезд
Как это работает. Есть федеральные, региональные и муниципальные льготы. Для разных категорий пассажиров установлен бесплатный проезд или скидка на его оплату.
На федеральном уровне право на бесплатный проезд установлено для детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, которые учатся в федеральных вузах на бюджете. Они имеют право бесплатно ездить:
Другие федеральные льготы — это часть набора социальных услуг. Набор включает бесплатные лекарства, санатории и проезд в некоторых видах транспорта. Его имеют право получать участники Великой Отечественной войны и инвалиды. Полный перечень — в ст. 6.1 закона о социальной помощи. Льготники имеют право на бесплатный проезд:
Поездки в городском автобусе в набор социальных услуг не входят. Но для инвалидов, пенсионеров и других категорий такую льготу могут устанавливать субъекты РФ. Обычно льготы есть у пенсионеров и предпенсионеров, школьников и студентов, ветеранов труда. Узнать полный перечень можно в соцзащите.
Льготник должен подтвердить свое право на бесплатный проезд. По требованию кондуктора или контролера он обязан предъявить:
Не совсем понятно, чем в данном случае поможет свидетельство о рождении: оно подтверждает личность детей младше 14 лет, но фотографии ребенка там нет. Хотя ребенка в любом случае из автобуса за безбилетный проезд не высадят. Даже если свидетельства у него с собой не будет.
Как победить выгорание
Не выходить до своей остановки, если нет 16 лет и проезд не оплачен
Штрафовать за безбилетный проезд детей до 16 лет тоже нельзя. Даже если такой штраф в регионе в принципе установлен. Административная ответственность возможна только с 16 лет.
Если контролер обнаружит, что проезд не оплатил взрослый или ребенок старше 16 лет, он вправе потребовать:
Кто имеет право проверять факт оплаты проезда, нужно уточнять в региональных актах.
Бесплатно возить маленьких детей на коленях
Как это работает. Закон разрешает возить с собой в автобусе маленьких детей и не платить за их проезд. Или платить меньше, чем за взрослых:
Согласно п. 5.1 ПДД пассажиры должны быть пристегнутыми, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Обычно междугородные автобусы ими оборудованы. То есть ребенка без отдельного билета могут не пустить на рейс.
Однако согласно п. 22.9 ПДД детей младше 7 лет нужно перевозить в автокреслах. Детей младше 12 лет это тоже касается, если ремни безопасности не подходят им по росту. Кто должен выдавать детям кресла на автобусных рейсах, в правилах не уточнено. Но так как перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажиров, автокресла тоже должен предоставить он.
Бесплатно провозить ручную кладь, лыжи, санки, коляску
Как это работает. На федеральном уровне перечислены вещи, которые можно бесплатно возить с собой в автобусе. Это гарантированный минимум, который действует в каждом регионе и для каждого перевозчика:
Перевозчик может расширить этот перечень. Например, разрешить провозить велосипед или ручную кладь большего размера.
Ручная кладь не должна загораживать двери автобуса, плохо пахнуть или пачкать других пассажиров, представлять для них опасность. Иначе кондуктор или водитель вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади — независимо от ее размера.
Возить с собой животных и птиц в клетках с глухим дном
Как это работает. Возить в автобусе можно не только детей и их коляски, но и небольших домашних питомцев:
Других собак федеральные правила разрешают возить только в такси — в намордниках, с поводком и подстилкой. Но у перевозчиков могут быть свои, более лояльные требования.
Уехать на автобусе, если есть свободные места
Как это работает. Водитель автобуса обязан пустить пассажира и довезти его до нужной остановки. Единственное основание для отказа — это отсутствие свободных мест. Неважно, нравится пассажир водителю или нет. Поездка — это публичный договор, пассажира обязаны обслужить.
Свободные места в автобусе могут быть сидячими и стоячими. Определяется это техническими характеристиками автобуса. Сколько мест указано в техпаспорте, столько пассажиров и может ехать в автобусе.
Если у водителя нет сдачи с крупной купюры, отказать пассажиру в поездке он тоже не может. Обеспечить водителя разменными деньгами — задача перевозчика. Не пускать пассажира в автобус или высаживать его раньше при оплаченном проезде водитель и кондуктор не вправе.
Выйти на своей остановке без дополнительной просьбы
Как это работает. Водителя не нужно просить с задних рядов маршрутки об остановке в нужном месте. Он обязан останавливаться на каждой остановке. Неважно, сказал об этом кто-то из пассажиров или нет. Исключение — остановки по требованию, которые так и указаны в маршруте. О них стоит предупредить водителя или кондуктора заранее. Но если на такой остановке стоят люди, водитель все равно должен остановиться. Независимо от того, помахали ему рукой или нет.
Любое отклонение от маршрута — основания для выплаты компенсации пассажиру и штрафа для водителя.
Если пассажир проедет свою остановку из-за того, что водитель не остановился на ней или не выпустил пассажира, это нарушение прав. Можно требовать компенсацию. Даже если пассажир требовал выпустить его через дверь для входа.
Бесплатно пользоваться залами ожидания и туалетами на автовокзалах
Как это работает. Если у вас есть билет на автобус, вы можете бесплатно пользоваться туалетом и залом ожидания на автовокзалах и автостанциях. Это правило в основном для тех, кто ездит междугородными или межрайонными рейсами.
Чтобы воспользоваться правом, предъявите оригинал бумажного билета, распечатку электронного или сам электронный билет на телефоне.
Люди, которые знают об этом праве, получают компенсации:
Сдать билет и вернуть 95% стоимости
Как это работает. Можно сдать автобусный билет в кассу и вернуть часть стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади:
Полную стоимость проезда можно вернуть только в следующих случаях:
Если предлагают место, билет на которое стоит меньше, чем заплатил пассажир, он не обязан отказываться от поездки и возвращать билет. Это его право. Можно согласиться и забрать разницу в стоимости. Если же билет на новое место дороже, чем изначальный, можно спокойно ехать и ничего не доплачивать.
При опоздании взять билет на другой рейс с доплатой 25%
Как это работает. Если опоздать на свой рейс, билет не сгорает автоматически. Его еще можно использовать: обменять с доплатой или частично вернуть деньги.
Такая возможность возникает в двух случаях:
В этих случаях пассажир имеет право:
Вернуть часть цены билета при форс-мажоре
Как это работает. Если автобус не может довезти пассажира до нужного тому пункта, стоимость билета можно уменьшить. По общему правилу перевозчик в этом случае должен предоставить новый автобус. Но этому могут помешать природные катаклизмы или другие события, которые не зависят от перевозчика. Например, если дороги занесло снегом или город закрыли на карантин, автобус не сможет завершить рейс.
В этом случае возвращается только часть денег — пропорционально расстоянию, которое осталось проехать. Полную стоимость билета вернуть не получится, так как перевозчик нарушил договор не по своей вине. Поломка автобуса сюда не относится: перевозчик отвечает за его техническое состояние и безопасность. При поломке или аварии можно вернуть все деньги за билет, если перевозчик не сможет доставить в нужное место.
Бесплатно пересесть в другой автобус, если первый сломался
Как это работает. Если автобус сломался или попал в аварию, пассажир может дождаться следующего и поехать на нем, не оплачивая проезд заново. Для этого на руках должен быть билет и багажная квитанция, если есть багаж. Предоставление нового транспортного средства должен обеспечить перевозчик. Пересадку организуют водитель и кондуктор.
Это правило действует для всего городского наземного транспорта — в том числе для небольших автобусов и маршруток. Что делать, если автобус сломался, а в следующих за ним по маршруту нет мест, правила, к сожалению, не говорят. Но перевозчик должен как-то разрешить и эту ситуацию.
Если перевозчик не может предоставить место в новом автобусе в разумный срок или не собирается этого делать, стоимость поездки можно вернуть целиком. Если это причинило убытки, например человек опоздал на самолет или ему пришлось потратить деньги на такси, компенсацию тоже можно потребовать у перевозчика. Какой срок считать разумным, определяется по обстоятельствам. Окончательное решение примет суд.
Получить компенсацию за утерю багажа и опоздание автобуса
Как это работает. На междугородных рейсах перевозчик должен обеспечить, чтобы автобусы уходили и приходили вовремя, а багаж не терялся. Иначе перевозчик компенсирует убытки и платит штраф.
Потеря багажа. Багаж обычно перевозят в том же автобусе, что и пассажира. Хотя могут загрузить и в другой. Если багаж везли на другом автобусе, он должен быть доставлен в пункт назначения и выдан пассажиру в тот же день, когда туда прибыл пассажир.
Если багаж не приехал в течение 10 дней, он считается утраченным. Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного багажа полностью и вернуть за него провозную плату.
За просрочку при выдаче багажа перевозчик платит штраф — 3% провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимум — полный размер провозной платы. Чтобы взыскать с перевозчика штраф, нужно потребовать от него составить акт о просрочке. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня составления акта.
Опоздание автобуса. Если автобус не уехал вовремя или опоздал, перевозчик тоже платит штраф. Учитывается только задержка или опоздание больше чем на час. Штраф — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки. Максимум — полная стоимость проезда. Штраф должен быть выплачен в течение 10 дней со дня, когда пассажир потребует его уплатить.
Если опоздание автобуса стало причиной дополнительных расходов, например пришлось потратиться на жилье, их тоже можно возместить за счет перевозчика.
Получить компенсацию в случае ДТП
Как это работает. Перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и сохранность их вещей. В случае ДТП пассажиры имеют право на компенсацию причиненного ущерба. Чтобы это право не зависело от добросовестности перевозчика, ввели обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. Как ОСАГО, только ОСГОП.
Все перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами. Это обеспечивает безусловную выплату компенсаций в случае аварий. Даже если у перевозчика плохо с финансами и нет денег на счетах.
При ДТП на общественном транспорте вред возмещает:
Подать претензию перевозчику или обратиться в суд при нарушении прав
Как это работает. Если при перевозке права пассажира были нарушены, он может отправить перевозчику претензию или сразу обратиться в суд.
Может показаться, что этап с претензией лишний: если его пропустить, не придется тратить время и деньги на составление претензии, ждать ответа. Если перевозчик претензию не удовлетворит, все равно придется идти в суд.
Но если претензию все-таки подать, в суде получится увеличить возможные выплаты от перевозчика на 50% — за счет штрафа, который выплачивается по закону о защите прав потребителей: эта сумма компенсирует дискомфорт из-за того, что требования не удовлетворены добровольно. К тому же перевозчик может сразу все удовлетворить, чтобы не платить потом этот штраф и не возмещать судебные пошлины. Выбор за пассажиром.
Претензию перевозчику нужно составлять в двух экземплярах и подавать в письменном виде. Можно написать ее своими словами, какой-то строгой формы нет. Нужно описать обстоятельства, из-за которых она подается, указать сумму требований, приложить подтверждающие документы — как минимум билет.
Ответить на претензию перевозчик должен в течение 30 дней. Если ответа нет или он не устраивает, можно идти в суд.
Исковое заявление нужно подавать в районный суд, можно выбрать тот, что удобнее:
Подать претензию или иск можно в течение года с момента, когда были нарушены права пассажира.
Взыскать штраф с перевозчика, если он не ответил на претензию
Как это работает. Перевозчик заплатит штраф, если не ответит на претензию или не удовлетворит требования пассажира, а суд посчитает, что стоило это сделать. Штраф перевозчик заплатит не в бюджет, а пассажиру.
Размер штрафа — 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Сумма рассчитывается с учетом имущественного и морального ущерба. Чем больше сумма претензии, тем существеннее штраф.
Если пассажир не напишет про штраф в исковом заявлении, суд назначит его сам — в пользу истца.
Суд обязал перевозчика выплатить 300 Р госпошлины, 3000 Р в счет компенсации морального вреда и 1500 Р как штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Забрать свои забытые вещи в конечном пункте маршрута
Как это работает. Забытые в автобусе, троллейбусе или трамвае вещи можно получить обратно. Искать их нужно в первую очередь на автостанции, где находится конечная точка маршрута, или в депо. Пассажиры передают найденные вещи водителю или кондуктору, а те — в комнату хранения, когда завершат маршрут. Хранением потерянных вещей могут заниматься уполномоченные должностные лица автостанции или автовокзала, а также самого перевозчика.
Если забыли вещи в междугородном автобусе, обратитесь к дежурному любого автовокзала или автостанции, в которых осуществляется остановка этого транспортного средства. Нужно не просто задать вопрос, а подать письменное заявление. Опишите в нем забытые вещи, место в автобусе, где они лежали, и попросите переслать их в удобное вам место. Дежурный передаст информацию на ближайший автовокзал или автостанцию, куда приедет автобус. Пересылку придется оплачивать вам, но так больше шансов вернуть свои вещи.
Пожаловаться на водителя при нарушении правил перевозки
Как это работает. Если водитель хамит, громко включает радио, не выдает билеты, ведет автобус неаккуратно, а вам это не нравится — на него можно пожаловаться. Денег вы не получите, но поможете восстановить справедливость.
Получив сообщение о нарушении, уполномоченное ведомство сможет провести проверку и привлечь водителя к ответственности. Возможно, в следующий раз он не захочет платить штраф — и нарушений станет меньше.
Название и контакты органа по контролю за автобусными перевозками должны быть указаны на каждой автобусной остановке. Если не хочется заниматься поисками нужного органа, можно отправить жалобу на госуслугах. Там можно описать проблему, на этом основании подберут нужное ведомство.