что значит тонкий юмор это
4 типа чувства юмора и что они о тебе говорят
Если ты спросишь у человека, хорошее ли у него чувство юмора, то, скорее всего, услышишь положительный ответ, который будет не так-то просто оспорить. Дело в том, что умение шутить и воспринимать шутки индивидуально, по этой же причине отличная шутка для одного будет казаться убогой и непристойной для другого, и оба будут по-своему правы. Конечно же, есть невыносимые зануды, которых может рассмешить лишь чужая неудача. К счастью, их меньшинство, так что не будем на них заострять внимание.
Зигмунд Фрейд однажды сказал: «Порой сигара – это просто сигара, но шутка не всегда просто шутка». Он подразумевал, что существует несколько разных типов чувства юмора и что они связаны с нашей личностью.
В 2003 году исследователь психологии Род Мартин провел анкетирование, в результате которого выявил четыре типа чувства юмора:
1. Аффилиативное чувство юмора
Свойственно для людей, которые любят рассказывать анекдоты и смешные истории, не оскорбляют других людей. Назовем это юмором ради юмора. Как правило, люди с аффилиативным чувством юмора используют его для укрепления социальных связей, и все их попытки шутить идут от желания наладить общение с другими людьми.
2. Самодеструктивное чувство юмора
Этот тип юмора встречается, когда люди высмеивают свои недостатки для того, чтобы заставить других смеяться. Как правило, шутить подобным образом мы можем лишь в окружении друзей, или же выступая перед большой аудиторией, где целью является увеселение масс. Обычно это стендап.
Кто так шутит:
Те, кто избирают своим фирменным стилем такое чувство юмора, как правило, являются людьми доверчивыми. Они способны образовывать тесные социальные связи. В тот же момент эти личности склонны впадать в депрессию по любому поводу. К тому же у них наблюдаются признаки невротического поведения, отсутствие самоуверенности – это и является причиной того, что они пытаются шутить над собой, получая за счет этого одобрение других.
3. Оптимистичное чувство юмора
Этот тип юмора свойственен для тех людей, которые всегда находятся в хорошем расположении духа. Даже если Ким Чен Ын нажмет на красную кнопку, и в мире воцарится хаос, то эти парни найдут положительную сторону и в этом. Они всегда стремятся видеть во всем хорошее, и их шутки нацелены на всеобщее поднятие настроения.
4. Агрессивное чувство юмора
Агрессивное чувство юмора, иначе говоря черный юморок, характеризуется высмеиванием недостатков других людей, обличая их слабые стороны, ему характерен сарказм. Люди, которые предпочитают манипулировать и управлять другими, часто используют именно черный юмор.
Кто так шутит:
Обычно данным чувством юмора наделены мужчины, в редких случаях – женщины. Люди, предпочитающие шутить именно таким образом, любят критиковать, прикрываясь при этом шутками, зачастую это довольно-таки нервозные личности, которые испытывают некоторые проблемы в общении с людьми. Это является определенным способом ограничения своего круга общения, но важно отметить, что несмотря на весь присущий им цинизм, эти люди трепетно относятся к своим друзьям, которых обычно бывает не так много.
Психолог Ричард Уайзман в своих исследованиях утверждает, что чувство юмора у мужчин и женщин различается. Женщины в два раза больше смеются над мужскими шутками, нежели мужчины – над женскими, но кто бы сомневался. Мужчины больше любят шутить и спокойно относятся к тому, что над ними смеются, в тот же момент женщины зачастую воспринимают шутки в свой адрес очень болезненно.
Возможно, идеальным чувством юмора можно назвать гармоничное сочетание всех четырех типов. Ты должен всегда уметь посмеяться над собой, но в тот же момент чувствовать ту грань, где шутка перерастает в унижение. Хороший анекдот может задать тон общению или снизить градус напряжения. В любом случае жить в современном мире без чувств юмора будет очень непросто – слишком уж он противоречив.
Что значит тонкий юмор это
Тонкий английский юмор: что это?
Тонкий английский юмор – одно из самых распространенных клише, связанных с Великобританией, наряду с чопорными джентльменами и пятичасовым чаепитием. У нас в стране он сам становится предметом шуток и анекдотов. А между тем, мы не всегда понимаем, в чем этот юмор, собственно, заключается. Давайте попробуем разобраться на примере английских книг, сериалов и даже политических деятелей.
Почему английский юмор называют «тонким» и непонятным? Есть такое шутливое объяснение:
— Что такое «английский юмор»?
— Это когда один очень интеллигентный джентльмен говорит другому весьма уважаемому джентльмену нечто такое, чего не понимают окружающие. Именно это обоих и забавляет.
В каждой шутке, как известно, есть доля правды, и эта – не исключение. Одна из особенностей английского юмора – он очень серьезен. Точнее, иронические и сатирические замечания высказываются с невозмутимым лицом, так что окружающие не всегда способны понять, это джентльмен всерьез или шутить изволит. Такая манера сильно отличается от американского юмора, где все шутки произносятся с широкой улыбкой, как бы готовя слушателя – сейчас будет юмор. Другая причина непонятности английского юмора для иностранцев в том, что значительная часть шуток строится на каламбурах и непереводимой игре слов.
Ирония, сатира и подтекст – отличительные черты английского юмора. Разговоры часто превращаются в остроумные пикировки. Но никто не обижается. Ведь не менее чем в иронии британцы преуспели в самоиронии. Над собой они тоже прекрасно умеют посмеяться. Могут шутить над собственной чопорностью, невозмутимостью, пятичасовым чаем и даже королевской семьей.
Ироничные и самоироничные высказывания можно услышать даже от английских политиков. Яркий тому пример – великий Уинстон Черчилль. Как-то он заявил: «Мне очень приятно, что на мое выступление собирается много народу. Но каждый раз, когда я вижу полный зал, я не могу не думать о том, что, если бы я не произносил речь, а поднимался на эшафот, зрителей бы собралось вдвое больше». Или можно вспомнить его такое, отчасти комичное, отчасти философское высказывание: «Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». О сути политики: «Политик должен уметь предсказывать, что произойдет через неделю, месяц, год. И потом суметь объяснить, почему предсказанное не случилось». А эта фраза Черчилля стала хрестоматийной: «Демократия – самый худший вид правления, не считая всех прочих, что человечество испробовало за свою историю».
Но все-таки главное пристанище английского юмора – литература. 173 года назад, 17 июля 1841 года в Лондоне вышел первый номер юмористического журнала «Панч». Свое имя он получил от комического кукольного персонажа народного театра, Панч – это английский аналог нашего Петрушки. С этим журналом сотрудничал, в частности, знаменитый писатель-юморист Джером К. Джером. Самая знаменитая его повесть – «Трое в лодке, не считая собаки». После выхода эту книгу называли чуть ли не самой смешной в мире. А ведь автор и не собирался писать юмористическое произведение. После путешествия на лодке по Темзе писатель решил создать что-то вроде путеводителя по тем местам с описанием природных достопримечательностей и историческими справками. Но вместо этого серьезного труда у Джерома один за другим выстраивались в ряд комичные ситуации. Сегодня эту книгу называют образцом английского юмора. И в ней отчетливо проявляется его стиль – ироничные замечания под маской абсолютной серьезности. Предлагаю вспомнить некоторые цитаты из книги.
«Нехорошо все время плыть по течению. Гораздо больше удовольствия, напрягая спину, бороться с ним, идти вперед наперекор ему, – по крайней мере, мне так кажется, когда Гаррис с Джорджем гребут, а я правлю рулем».
«Чистая совесть дает ощущение удовлетворенности и счастья, но полный желудок позволяет достичь той же цели с большей легкостью и меньшими издержками».
«. и все шло превесело, словно во время похоронной процессии. «
«В этом – весь Гаррис: он охотно берет самое тяжелое бремя и безропотно взваливает его на чужие плечи».
Еще один яркий пример английского юмора в литературе – серия рассказов Вудхауза «Дживс и Вустер», которые впоследствии превратились в знаменитый юмористический сериал со Стивеном Фраем и Хью Лори в главных ролях. Сюжет вертится вокруг недалекого аристократа-шалопая Вустера и его находчивого камердинера Дживса. Первый все время попадает в нелепые ситуации, а второй по традиции помогает ему из них выбраться.
Вообще, Хью Лори до того, как превратился в американского доктора Хауса, был для англичан ярким представителем их национального юмора. Вместе с другом и партнером Фраем он создал комедийный телесериал «Шоу Фрая и Лори», они оба участвовали в проекте Роуэна Аткинсона «Черная Гадюка». Это исторический ситком, в котором обыгрывались разные периоды истории Великобритании начиная со Средневековья, заканчивая Первой мировой войной. Сериал вошел в сотню величайших британских телевизионных программ под номером 16. Кроме того, по результатам опроса телезрители дали ему второе место в номинации «Лучшая британская комедия положений».
Говоря об английском юморе, нельзя не вспомнить самого Аткинсона. Самый знаменитый его проект – комедийный сериал «Мистер Бин» о маленьком нелепом человечке, который постоянно попадает в сложные ситуации и находит неожиданные решения. Диалогов в сериале почти нет, так что этот ситком чем-то напоминает немое кино начала века. Мне кажется, сами англичане считают подвижную физиономию мистера Бина лицом английского юмора. Иначе вряд ли бы они доверили ему представлять Англию на открытии Олимпиады 2012 года.
Но пока речь шла об условно «нормальном» юморе. В то время как один из самых ярких примеров английского юмора – абсурдные сюрреалистичные проекты чрезвычайно популярной в свое время комик-группы «Монти Пайтон». Их скетчи разрывали шаблоны и привычные логические цепочки в голове телезрителей, заставляя взглянуть на юмор по-новому. Когда шестеро юмористов решили собраться в одну команду, их главная идея заключалась в том, чтобы сломать все стереотипы и условности, существующие в жанре. В основу своего шоу они положили тексты и сценарии, которые до этого отвергали на телевидении. Им дали практически полную творческую свободу, попросив только обойтись без темы секса и насилия. «Окей», – ответили комики и назвали свою вторую программу «Sex and Violence».
Скетчи и сюжеты «Монти Пайтона» – это чистое сумасшествие. Кролик-убийца, шестнадцатитонная гиря, которая падает на героев, когда юмористам приходит в голову закончить сценку, внезапное появление инквизиции, курсы самообороны по защите от фруктов – сложно понять, как юмористы выдумывали свои абсурдные сюжеты. При этом не забывали посмеяться и над собой. Например, когда нелепость ситуации зашкаливала, в сценке неожиданно мог появиться суровый полковник с криком: «Прекратите! Это глупо!»
Говорят, одна из особенностей английского юмора в том, что он помогает людям переживать трудные времена и даже настоящие несчастья. До безумия преданные смеху «пайтоны» попытались доказать это на собственном примере. В 1989 году от рака умер один из участников группы Грэм Чэпмен. В прощальной речи его друзья шутили, цитировали сценку о мертвом попугае, пели песни и смеялись, так что похороны больше походили на цирк.
А что такое английский юмор для вас?
20 признаков того, что у тебя сухое чувство юмора
Нет ничего лучше, чем хорошее чувство юмора, верно? Оно может помочь тебе наладить контакт с незнакомыми людьми, подружиться с боссом, склонить на свою сторону девушку. Хорошим чувством юмора выделяются наиболее яркие люди, с которыми можно легко договориться, работать, жить. Это аксиома, которая не работает в твоем случае, ведь когда ты начинаешь шутить, то люди в ужасе округляют глаза, встречают твой юмор мертвым взглядом и тихонько отмалчиваются. Возможно, что в свой компании ты бог юмора, но среди чужих ты сосредоточие отсутствия всего смешного. Это не говорит о том, что ты плохо шутишь. Просто твои шутки не для всех — у тебя слишком сухое чувство юмора, и этим надо гордиться.
Сухое чувство юмора
Англичанам дико повезло, ведь они поголовно признают только такой юмор — тонкий, эгоистичный, черноватый, циничный, но умный. А вот в России другая ситуация: люди с сухим чувством юмора возведены в ранг маргиналов, которые просто не умеют шутить. Их шутки слишком тонки, аморальны, жестки для людей, воспитанных на КВН и Comedy Club. Их шутки таковы, что их сложно воспринимать не всерьез, сложно воспринимать как шутки. Поэтому жить с таким чувством юмора тоже сложно — приходится шифроваться, отмалчиваться, шутить только в кругу преданных друзей, иначе сойдешь за дегенерата.
Знаешь, мы всё равно убеждены, что в этом нескончаемом потоке радости и веселья, которым одаривают нас «традиционные шутники», изредка должна прорезаться черная молния, которая покажет абсурдность этого мира. Пусть люди думают, что ты параноик, пессимист, сумасшедший, но знай, что твой юмор не бесполезен. Он, честно говоря, выполняет важную социальную и психологическую функцию — как для тебя, так и для других.
Но действительно ли ты обладаешь сухим чувством юмора? Давай посмотрим.
Люди часто говорят тебе, что ты самый саркастический человек, которого они знают. Да и ты сам понимаешь, что оставляешь при первом знакомстве очень странные впечатления, — люди не понимают твоих причуд. Но как только они узнают тебя получше, то сразу вникают в твой стиль — они принимают твой сарказм и не считают его оскорбительным.
Обычно это зовется «плохим юмором», но не в твоем случае. Иногда ты смеешься над тем, что только ты считаешь смешным. Нет, ты не аутист — ты просто мир видишь иначе.
Ты часто находишь болезненные, извращенные, отвратительные вещи смешными. Это не значит, что ты смеешься над изнасилованиями и убийствами. Это значит, что ты можешь уникально интерпретировать любой ужас, чтобы выделить из него юмор. Тебе сложно провести четкую линию между веселым юмором и неуважительной дичью.
В качестве основного материала ты используешь стремные ситуации из жизни, которые обычно у людей рождают чувство неловкости. Ты можешь легко посмеяться над раком своего друга либо увольнением подруги. А если уж ситуации еще и абсурдные, то тебе будет сложно отказаться от соблазна превратить их в шутку.
За долгие годы практики «сухого юмора» ты научился главному навыку всех троллей — навыку умных и тонких подколов. Если над тобой смеются, то ты легко можешь развернуть смех людей против своего «обидчика».
Когда ты рассказываешь анекдот, то напоминаешь робота. Доходит до того, что люди думают, что ты не шутишь. Ты считаешь, что это твоя фишка, в которую многие не врубаются.
Ты не смеешься над шутками Задорнова и Петросяна, хотя последнего сложно назвать традиционным юмористом — Петросян, как нам кажется, угорает по трэшу и авангардной комедии. Шутки большинства людей тебя не смешат, поэтому тебе приходится выходить за рамки обыденной комедии.
Тебе не нравится оскорблять кого-то либо наносить моральный вред тем, над кем ты смеешься. Но ты часто выбираешься за рамки дозволенного, чтобы испытать свою «жертву». Многие люди, конечно же, этого не ценят из-за неумения смеяться над собой.
Не в том смысле, что ты патологический лгун, а в том, что твои шутки часто сливаются с реальностью. При этом люди часто воспринимают тебя неправильно, думая, что ты совсем поехавший, когда шутишь над мрачными и неудобными темами. Но дело в том, что своим юмором ты помогаешь защититься от ужаса, ведь гораздо лучше смеяться над плохими вещами, чем рыдать над ними.
Некоторые могут думать, что у тебя тупейший юмор в мире, который не требует долгого осмысления. Но все эти выводы — чушь полнейшая, ведь ты долго и скрупулезно продумываешь каждую свою шутку. Просто некоторые не видят в шутке двойного, а то и тройного дна — предпочитают считывать только ту информацию, которая находится на поверхности.
Ты настоящая циничная скотина, но ты счастлив быть ею. Свой цинизм ты используешь не только в юморе, но и в жизни. Он здорово помогает тебе не вляпываться в неприятности, в которые вляпывается добросердечное и совсем не циничное большинство.
Твой смелый и малость отшибленный юмор заставляет многих окружающих людей чувствовать себя неловко. Они не понимают, смеешься ли ты над ними или вместе с ними. Разница, согласись, существенная. Ты заставляешь людей выходить из зоны комфорта.
Тебя сложно сбить с ног. Просто твой ум работает иначе, чем у большинства. Это не значит, что ты умнее, но у тебя получается схватывать на лету, приспособляться к стрессовым ситуациям и смеяться в лицо опасностям и страхам. Если происходит что-то плохое, то ты смеешься над этим. Если тебе тяжело, то ты и над этим смеешься.
Над смешной шуткой могут и не смеяться — это и есть немалая доля английского юмора. Ты шутишь медленно, тебе нравится наслаивать один слой за другим, чтобы шутка не завладела слушателем сразу, а была понята чуть позже — тогда, когда придет время. Со стороны тебе может казаться, что ты просто не умеешь шутить.
Скажем так, если ты постоянно шутишь, как упоротый, то среди твоих друзей не окажется людей, которые эти шутки будут воспринимать враждебно. Подобное притягивается к подобному, поэтому в своей компании ты всегда лучший комик, шутник, весельчак. А вот в посторонних компаниях всё может быть совсем по-другому.
Людям сложно понять серьезность твоих слов. На этой почве могут возникать многочисленные скандалы. И всё из-за манеры преподносить шутки слишком сухо и бессовестно правдоподобно.
Ты очень бодро подмечаешь всякие мелочи. Разумеется, все эти детали, которые ты видишь своим явно вооруженным глазом, ты впоследствии используешь в своих многочисленных шутках. Сходу ты никогда не шутишь, ведь тебе нужно привязать юмор к чему-то личному, к чему-то, что ты выяснил о человеке с помощью метода дедукции.
Людям трудно понимать твои мысли, но тебе это делать легко — они для тебя как открытая книга. Твой цинизм помогает отбрасывать маски окружающих, чтобы обнажить их истинные цели, амбиции, страхи, мотивы, желания.
Когда дело доходит до того, что о тебе подумают, то тебе становится плевать. Ты знаешь себе цену — и это единственное, что для тебя имеет значение. Пусть цивилы будут думать, что ты маргинал, псих, быдло, придурок. Их мнение тебя не волнует. Оно тебя даже забавляет.
От чего зависит чувство юмора? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные и неожиданные вопросы современности
Некоторые люди легко и смешно шутят, а значит, сразу становятся своими в любой компании. Другие — с трудом проявляют себя и редко когда выдают остроумные реплики. Считается, что остроумие — качество врождённое, однако периодически в Москве открываются школы, которые берутся научить даже самых несмешных людей шутить. The Village с помощью экспертов решил разобраться, от чего зависит наше чувство юмора и зачем оно нам нужно.
Сергей Коровкин
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Ярославского государственного университета
На самом деле всё начинается с простого вопроса: «Зачем нам юмор?» У него есть разные функции — например, гендерная. Скажем, когда мужчина шутит в обществе женщины, он хочет понравиться.
Мы с коллегами исследовали чувство юмора с точки зрения интеллекта. Сразу оговорюсь, что связь между образованностью и юмором не такая жёсткая. Очень умные люди могут не уметь шутить. Но мы провели сравнение: как люди после просмотра смешных видеороликов решают математические задачи — с очевидным алгоритмом и так называемые творческие, где нет определённой схемы решения. В итоге всем испытуемым удавалось решить быстрее именно творческие задачи с нестандартным подходом. Принцип создания шутки и принцип поиска решения похожи. В любой сложной математической задаче выход кроется в виде неожиданного сочетания ходов, а в шутке — в виде неожиданной комбинации слов. Выходит, в каком-то смысле люди с развитым творческим мышлением — более удачливые шутники.
Есть ещё одна версия. По сути человеческая улыбка, которая сопровождает шутку, — это смещённая нереализованная агрессия, даже внешне напоминающая оскал. Если мы улыбнёмся бездомной собаке на улице, едва ли она расценит это как проявление дружелюбия. Слово «юмор» возникло только в конце XVIII века, а до этого времени даже в английском языке использовали слово «ridicule». Во французском оно означает «смешной, нелепый», а в английском — «насмешка». Соответственно, юмор считался внезапным проявлением чувства собственного превосходства, агрессивного доминирования. Отсюда и шутки о банановой кожуре: он, глупец, поскользнулся и упал, а я — молодец, стою над этим всем и наблюдаю.
Юмор — это общечеловеческое приобретение, но у каждой нации он устроен по-своему. Существует такое обособленное явление, как британский юмор: он построен на тонком сочетании слов, на лингвистической игре. Так устроена почти любая шутка с вербальной точки зрения — человек произносит вслух предложение с неожиданным смыслом, формирующимся часто за счёт двусмысленности. Вот пример: «На чемпионате мира по биатлону сборная Германии завоевала Польшу». Здесь два смысла: согласно первому, сборная Германии завоевала медали, а согласно второму — немцы с винтовками на лыжах завоевали Польшу. Подобный переход из одного смысла в другой часто вызывает улыбку.
Недавние исследования в области МРТ показали, что за восприятие юмора отвечают те же самые зоны, которые отвечают за проявление боли. Это зоны лобных долей, реагирующие, когда что-то идёт не так. Любая шутка — продукт реакции нашей нервной системы на парадоксы. Если в схему мировосприятия что-то не вписывается, ты смеёшься, неосознанно защищаясь от сложности и непонятности.
Не думаю, что это доказано, но считается, что склонные к переживаниям и депрессиям люди — лучшие юмористы. Нередко люди, известные своим хорошим чувством юмора, могут взять и неожиданно покончить с собой — например, как актёр Робин Уильямс. Под маской юмора и клоунады легко скрыться человеку с тяжёлой депрессией. Но в случае, скажем, интроверта трудно сказать, что причина его замкнутости, а что — следствие. Может, он закрывается от общества как раз потому, что ему сложно коммуницировать и шутить, равно как и проявлять эмоции. Но это не порок и не болезнь — человек и без чувства юмора вполне может прожить.
Владимир Дашевский
Лично мне нравится теория о том, что юмор — это человеческий способ адаптироваться к реальности. К примеру, чтобы быстро привыкнуть к новой компании, человек стремится разрядить обстановку удачной шуткой.
Юмор — свойство прежде всего интеллектуально развитых людей. Люди не очень умные чаще всего шутить не умеют и не понимают шуток. Чтобы удачно пошутить, человек должен уметь дистанцироваться и от ситуации, и от самого себя: это некая противоположность эгоизму. Здесь важно обладать самоиронией и способностью посмеяться над собой. Всё это связано с полученным опытом и воспитанием. Мне бывшая жена постоянно твердит, что не может понять: то ли наш сын говорит с ней серьёзно, то ли иронизирует, как папа. Но эта на первый взгляд замечательная способность может обернуться всем во вред, когда шутка и ирония превращаются в злорадство. Тогда человек становится похож, по словам Ницше, на злую собаку, которая, кусаясь, научилась смеяться.
Если взять примитивные формы юмора (торт в лицо, издёвки над именем и фамилией или цветом кожи), то именно такая шутка превращается в способ подавления. Поэтому так убого шутят в армии, тюрьмах и прочих закрытых сообществах с примитивной иерархией. Мой сын сейчас в армии, и он рассказывал, что его несчастный сослуживец, которому не повезло разбить крышку унитаза — уж не знаю как, — мгновенно стал объектом всех армейских шуток.
Важно вспомнить о фрейдовском исследовании остроумия как некой сублимации. Иными словами, юмор — способ перенаправить неприемлемые для субъекта импульсы. Когда человек сталкивается с табуированной темой, он шутит, чтобы начать с ней взаимодействовать. К таким темам может относиться что угодно, но чаще всего это вещи, о которых не принято говорить в так называемом приличном обществе или упоминать в разговоре мужчины и женщины. В подобной ситуации удачная шутка как бы снимает негласный запрет.
Кроме того, шутка — это быстрый способ обратить на себя внимание и выбрать партнёра. Чувство юмора бывает разных уровней, и высокоинтеллектуальная шутка — прекрасный способ выделиться из массы и без длительных ухаживаний заслужить внимание понравившегося субъекта. Женщины, как правило, выбирают мужчин, которые умеют шутить. Такие часто выделяются своей способностью быстро адаптироваться и, что важно, быстро снять общее напряжение, вернуть окружающим ощущение безопасности и комфорта.
Важно разделять понятия «остроумие» и «чувство юмора». Остроумие — это способность проявлять чувство юмора, «производить» шутки. Чаще всего даже самые меланхоличные и замкнутые люди прекрасно понимают шутки — просто они не привыкли обнаруживать своё чувство юмора.