что значит товары на комиссии в 1с
Товар на комиссии, как это?
Вопрос
Здравствуйте! Я новичок в бухгалтерии. Мне непонятно выражение «товар на комиссии». Объясните механизм принятия товара на комиссию и что он предполагает. Спасибо.
Ответ
Комитент передает имущество комиссионеру для последующей реализации. Право собственности на это имущество остается у комитента до тех пор, пока комиссионер не продаст его. Таким образом, товар или основное средство остаются на балансе комитента (счета 45 «Товары отгруженные», 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности»), а комиссионер учитывает его на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» по стоимости, указанной в акте приемки-передачи (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). После того как комиссионер передает товар покупателю, он списывает его стоимость со счета 004 (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 158 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). При отгрузке товара покупателю, а также при получении от него оплаты и перечислении этой суммы комитенту у комиссионера не возникает ни доходов, ни расходов (п. 3 ПБУ 9/99, п. 3 ПБУ 10/99).
Это отражается следующими проводками:
Дебет 004
– получен товар на комиссию;
При реализации товара оптом
Дебет 62 Кредит 76
– отражена реализация товара комитента покупателю;
Дебет 51 Кредит 62
– получена оплата от покупателя;
Кредит 004
– списана стоимость товара, отгруженного покупателю;
При реализации товара в розницу
Дебет 50 Кредит 76
– отражена задолженность перед комитентом за проданный товар;
Кредит 004
– списана стоимость проданного товара;
Дебет 76 Кредит 51
– перечислена оплата покупателей(я) комитенту.
Что касается налогового учета, стоимость товара на комиссии не увеличивает налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль у комиссионера, так как имущество остается в собственности комитента. Налог на прибыль увеличит только комиссионное вознаграждение (п. 1 ст. 996 ГК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156, подп. 9 ст. 251 НК РФ). Счета-фактуры комиссионер оформляет в порядке, предусмотренном пунктами 3, 11, 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Комиссионная торговля в Рознице 2. С чем ее едят?
Всякие новинки, как обычно, приходят тихо. Несколько строк в разделе «Что нового?» и все. Где, кто, как? Со временем появятся правильные книги, где как следует пережуют тему. Но когда они будут? И потом, еще нужно найти в себе силы, чтобы не заснуть и прочесть их. А пока пионеры засучивают рукава и ведут собственное расследование.
Потыкавшись в несколько сайтов, в поисках комиссионной торговли в рознице, и каждый раз попадая на копию официального релиза, понял, что в этот раз придется ковыряться самостоятельно.
Комиссионная торговля в рознице появилась, начиная с релиза 2.2.10. Если хотите ее использовать, а не пилить свое решение, обновитесь до актуального релиза. В первоначальном виде комиссионная торговля представляла недоделанный огрызок, но нужно признать, что постепенно, с новыми обновлениями она стала все более похожа на что-то более цельное. Поэтому не забудьте совет об актуальном релизе.
Чтобы комиссионная торговля стала доступной, нужно включить режим «Комиссионная торговля»
Только не ищите эту галку в настройках Продажа, Маркетинг или Закупки. Нет ее там. Разработчик припрятал ее в раздел Номенклатура. Кажется это странное решение. Но спорить не будем, может архитекторы в это время были на конференции в Таиланде.
Там же находится и вторая настройка, уже по управлению порядком реализации одинакового товара.
Вариантов два: Сначала собственные, а потом Комиссионные или наоборот. Выбирать его нужно в зависимости от мнения руководства или, на крайний случай, состояния вашей любви к комитентам.
Прием комиссионного товара
Правильная торговля всегда начинается с приема товара. Работа с комиссионным товаром имеет особенности. Как отделить комиссионный товар от обычного?
Создаем Заказ поставщику. На закладке Дополнительно как раз и находится поле, управляющее режимом прихода комиссионного товара.
В обычном состоянии Операция – это Поступление товаров. Но если ее раскрыть, то обнаружится еще и Прием на комиссию.
Сюда нужно вставить договор. В рознице он скорее договорчик, лишь отдаленно смахивающий на взрослые договоры из больших конфигураций, но для простых операций сойдет.
Лицо его меняется в зависимости от признака агента:
— для комиссий можно задать способ расчета вознаграждения
— для агентов указать их реквизиты для печати чека.
Проведенный документ Заказ поставщику заботится о нас, формируя движения по заказам, чтобы не забыть у кого что заказано.
Его можно создавать на основании заказа поставщику, если в организации все налажено по серьезному, или без заказа. При оформлении поступления без заказа, нужно правильно указать операцию – по умолчанию она норовит быть просто Поступление товаров. Для комиссионной торговли должно быть Прием на комиссию.
Это важно для дальнейшего разделения товара по принадлежности: чье белогвардейцев, а чье большевиков.
В чеке при продаже комиссионного товара отражается поставщик и, в зависимости от условий договора комиссии, выделяется или нет ндс.
Источником поступления товара может быть и документ Оприходование. Для комиссионного товара нужно выбирать Аналитику хоз. операции «Оприходование комиссионных товаров». Тогда становится доступна закладка Комиссионная торговля, где нужно указать Комитента и договор с ним.
Продажа комиссионного товара
Комитент, конечно, беспокоится: А как там его товар? Не прокис, не лежит ли в пыльном чулане, вместо того чтобы сверкать на торговой полке? И требует все время отчетности. В программе есть типичный для этого Отчет комитенту, который находится в разделе Закупки.
Для учета комиссионного товара служит регистр Товары организаций. Это не ново, такой способ и раньше использовался в других конфигурациях.
Важно: Товар, записанный в регистр Товар организации с незаполненными этими полями, считается своим.
Комиссионная торговля в рознице заявлена, но к ней есть вопросы:
Они касаются перемещений.
Если розница работает в связке с Бухгалтерий, выгружая туда товародвижение, то приход комиссионного товара возможен в рознице.
Тут наверное два пути: простой – комиссионый товар учитывать на отдельных карточках учета номенклатуры. Способ так себе. Или доработать правила обмена и уже в них распределять продажи в зависимости от полей поставщик, договор (описано выше).
Статьи и решения для платформы 8.х
Комиссионная торговля через маркетплейсы: особенности, преимущества и учет в «1С»
Все больше компаний и ИП от традиционных и интернет-магазинов переходят к дистанционным продажам товаров через маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Lamoda, Goods.ru и др.) по договору комиссии. О том, что собой представляет этот вид торговли, зачем компаниям работать с маркетплейсами и как учитывать такие продажи в «1С:Бухгалтерии 8», эксперты фирмы «1С» рассказали порталу Buh.ru.
Фото: ImageFoto/shutterstock
Что такое маркетплейс?
Маркетплейс представляет собой интернет-ресурс для удаленного совершения сделок купли-продажи товаров и услуг. Действующее законодательство не расшифровывает данного понятия. Но в общих словах маркетплейс – это электронная торговая площадка, при помощи которой продавцы могут искать конечных покупателей, а покупатели – выбирать и приобретать понравившийся товар.
Вопреки распространенному мнению, маркетплейс – это не интернет-магазин, а посредник между магазином и конечным покупателем. Продаваемые на маркетплейсе товары ему не принадлежат. Они принадлежат конкретным магазинам, которые пользуются интернет-площадкой и сервисами маркетплейса для размещения информации о своих предлагаемых к продаже товарах, их продвижения и реализации. В отличии от тех же торговых агрегаторов, которые представляют собой онлайн-каталоги/электронные витрины товаров, маркетплейс позволяет не только выставить на витрину конкретный товар, предлагаемый к продаже, но и совершить сделку по продаже этого товара. Функционал маркетплейса поддерживает возможность дистанционной продажи и покупки любого представленного на нем товара, имеющегося в наличии у продавца.
Пример агрегатора – Price.ru. Пример маркетплейса – Ozon. Первый сервис самостоятельно не продает товары. На нем размещается информация о том или ином товаре, предлагаемом к продаже магазинами. При выборе товара сервис торгового агрегатора переводит покупателя на сайт самого магазина, где уже и совершается сделка купли-продажи. Маркетплейс же – это не просто дистанционная витрина для привлечения внимания покупателей к товарам, а полноценный торговый онлайн-сервис. Здесь можно не только разместить информацию о продукции, ее характеристиках и ценах, но и продать эту продукцию сразу покупателю.
Что такое комиссионная торговля?
Комиссионная торговля – это совершение сделок купли-продажи через посредника – так называемого комиссионера, с которым у продавца заключен договор комиссии. Легальное определение понятия «договор комиссии» приводится в ст. 990 ГК РФ. Здесь под ним понимается договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Применительно к комиссионной торговле через маркетплейс на стороне комиссионера, то есть посредника, выступает маркетплейс, а на стороне комитента (продавца) – конкретный магазин, предлагающий к продаже свои товары и услуги.
В сфере такой торговли права и обязанности по совершенным сделкам купли-продажи приобретает маркетплейс, причем даже тогда, когда магазин напрямую указан в сделке и вступает с покупателем в непосредственные отношения по исполнению этой сделки (на основании п. 1 ст. 990 ГК РФ).
Договор комиссии может быть заключен с маркетплейсом как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Такой договор может оговаривать ассортимент товаров, являющихся предметом комиссии, а может и умалчивать о данном условии.
Существенное условие договора комиссии – величина платы, которую маркетплейс взимает с магазина за продажу и сопровождение его товаров через свой сервис. Магазин обязан уплачивать маркетплейсу как непосредственно комиссионное вознаграждение, так и дополнительное вознаграждение за то, что маркетплейс берет на себя обязательство (ручательство) за исполнение сделки покупателем (на основании ст. 991 ГК РФ). Как правило, величина комиссионной платы, взимаемой с магазина на разных маркетплейсах, может составлять от 5 до 35% от цены совершаемой сделки купли-продажи. Конкретная сумма комиссии зависит от категории продаваемых товаров. Так, самая маленькая комиссия (от 5 до 10%) взимается в отношении бытовой техники и другой популярной продукции, а самая значительная (25% и выше) – по сделкам купли-продажи разного рода ювелирных изделий, брендовой одежды и предметов роскоши.
Также маркетплейс может взимать с магазина отдельную плату за хранение товаров на своем складе и за их доставку покупателям. Такая плата зависит от объемов и сроков поставок, габаритности грузов и региона доставки.
По общему правилу маркетплейс не отвечает перед магазином за неисполнение покупателем сделки, заключенной с ним за счет магазина. Исключение составляют ситуации, когда маркетплейс не проявил необходимой осмотрительности в выборе покупателя либо письменно поручился за исполнение сделки (ст. 993 ГК РФ). При неисполнении покупателем сделки маркетплейс немедленно сообщает об этом магазину.
Плюсы торговли через маркетплейсы
Продажа товаров через тот или иной маркетплейс имеет ряд бесспорных плюсов и преимуществ не только по сравнению с традиционной офлайн-торговлей, но и с продажами товаров через интернет-магазин. К числу плюсов можно отнести следующие:
1. Охват широкой аудитории потенциальных покупателей
Обычный магазин не может похвастаться и тысячной долей популярности современных разрекламированных маркетплейсов, о которых не понаслышке знают без преувеличения все, кто пользуется интернетом или хотя бы смотрит ТВ-рекламу. Продавая через маркетплейс, магазин может быть уверен, что на его товар без проблем найдется покупатель.
2. Экономия на рекламе и продвижении товаров
Заключая договор с маркетплейсом, магазин оплачивает комиссионное вознаграждение за уже совершенные сделки купли-продажи, но при этом не тратится на рекламу своих товаров, за нее отвечает маркетплейс.
3. Удобство позиционирования и поиска нужного товара
Современные маркетплейсы предоставляют широчайший набор инструментов и сервисов как для наглядного размещения информации о товарах, так и для их поиска конечными потребителями. При помощи разного рода фильтров и дополнительных опций поиска потребитель быстро может найти нужный товар, устраивающий его как по техническим характеристикам (по стране-производителю, сопутствующим товарам, бренду и даже по цветовому оформлению), так и по цене.
4. Экономия на помещениях магазинов, складах, логистике и службе доставки
Торговля через маркетплейс может обходиться даже без наличия у продавца физического магазина и склада для хранения товаров. Товары продаются сервисами маркетплейса удаленным способом без задействования технических ресурсов продавца. То же самое касается и доставки товаров. Единственное, что требуется от продавца, – это доставить товар до склада маркетплейса, но по договоренности с последним (и за отдельную плату) товар может быть получен у самого продавца на его территории и доставлен покупателю маркетплейсом.
5. Юридическая и налоговая чистота сделок
Продажа товаров через маркетплейс по договору комиссии – абсолютно легальная и прозрачная схема продажи продукции, которая не вызовет никаких претензий ни со стороны покупателей, ни со стороны контролирующих органов, в том числе налоговой инспекции. Если маркетплейс продает конечному покупателю, то отсутствует и необходимость в перевыставлении счетов-фактур. Если товар приобретает организация/ИП, им предоставляется возможность получить сопутствующий налоговый вычет по НДС. Никаких налоговых оптимизаций и серых схем.
Как начать продавать на маркетплейсах?
К числу документов, которые маркетплейсы запрашивают у продавцов, в частности, относятся:
Проверив предоставленные документы, маркетплейс предоставит продавцу для подписи договор комиссии, в котором будут оговорены конкретные условия продажи, оплаты и доставки товаров покупателям, а также величина комиссионного вознаграждения, выплачиваемого комиссионеру (маркетплейсу).
Подписав оферту и получив доступ к личному кабинету, продавец подготавливает и оформляет файлы с описанием, характеристиками, фотографиями товаров и их ценами. Эти файлы через личный кабинет продавца размещаются на страницах маркетплейса в соответствующих категориях товаров. После прохождения модерации (маркетплейс проверяет, не являются ли предложенные товары запрещенными или ограниченными в обороте, в том числе путем дистанционной продажи) файлы с товарами публикуются на маркетплейсе в свободном доступе и начинают участвовать в поиске, выдаче и продажах.
Конкретная схема продажи товаров и, соответственно, порядок работы бухгалтерии по таким сделкам зависят от содержания комиссионного договора с маркетплейсом и могут меняться в зависимости от ряда факторов, таких, например, как порядок доставки и способ оплаты товара. Но в целом она выглядит следующим образом.
Продавец формирует в своем личном кабинете на сайте маркетплейса транспортные накладные на поставку партии товаров на склад последнего, после чего товар силами продавца, третьих лиц или самого маркетплейса доставляется и отгружается на склад. Получив товар и проверив его, маркетплейс направляет продавцу акт приемки товара. С этого момента товар готов к продаже. Далее покупатель находит на маркетплейсе необходимый ему товар и делает заказ. Затем товар силами маркетплейса или третьей стороной (транспортной компанией или почтовой службой) отправляется непосредственно к покупателю или на указанный им при совершении покупки пункт выдачи. Получив товар, покупатель производит его оплату (оплата товара может быть совершена и в момент покупки – по выбору покупателя) на счет маркетплейса, получая от последнего кассовый чек. Далее из полученной за товар и его доставку денежной суммы маркетплейс как комиссионер вычитает полагающееся ему комиссионное вознаграждение и переводит оставшиеся после вычета комиссии деньги на счет продавца. После этого сделка считается совершенной.
Разумеется, деньги за проданные товары переводятся на счет продавца не по каждой отдельно взятой сделке купли-продажи, а по итогам отчетного периода, продолжительность которого составляет обычно 7–14 дней. По итогам отчетного периода маркетплейс формирует продавцу отчет о проданных товарах, полученных доходах и размере комиссионного вознаграждения.
Как в «1С:Бухгалтерии 8» учитывать продажи через маркетплейс?
Учет операций по продаже и покупке товаров (услуг) через посредников в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 давно поддержан.
На практике комиссионная торговля осложняется требованием перевыставления комитентом счетов-фактур в адрес комиссионера (п. п. 1−2 (1) Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Но если комиссионер продает товары конечным покупателям, то порядок учета таких товаров значительно упрощается, причем как для продавца (комитента), так и для комиссионера. При реализации товаров физическим лицам комиссионеры не выставляют счета-фактуры и не ведут журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 7 ст. 168 НК РФ письма Минфина России от 06.04.2016 № 03-07-09/19563). Соответственно, у комитента отсутствует обязанность по перевыставлению счетов-фактур в адрес комиссионера.
Таким образом, учитывать продажу товаров в розницу через маркетплейс в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 совсем не сложно.
Настройки программы «1С:Бухгалтерии 8»
Чтобы начать вести учет продажи товаров через посредников, в программе необходимо включить соответствующую функциональность (раздел меню Главное − Настройки − Функциональность). На закладке «Комиссионная торговля» следует установить флаг «Продажа товаров или услуг через комиссионеров (агентов)», рис. 1.
Рис. 1. Настройки функциональности для торговли через маркетплейс. Фото: «1С»
После выполненных настроек в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 станут доступны документы и операции, с помощью которых достаточно просто учитывать продажу товаров через комиссионера (в том числе через маркетплейс).
Чтобы в документах расчетов с маркетплейсом автоматически проставлялись требуемые счета, рекомендуется выполнить настройку счетов расчетов с контрагентом (раздел Справочники − Контрагенты − гиперссылка Счета расчетов с контрагентами). Например, в качестве счета расчетов с покупателями для маркетплейса можно указать счет расчетов 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», чтобы учитывать такие расчеты обособленно от расчетов с обычными покупателями.
Отправка товаров на склад маркетплейса
Отправка товаров на склад маркетплейса отражается документом «Реализация» с видом операции »Товары, услуги, комиссия» (раздел Продажи − Реализация (акты, накладные, УПД)), рис. 2.
Рис. 2. Передача товаров на реализацию в маркетплейс. Фото: «1С»
В шапке документа следует указать дату передачи товаров в маркетплейс, договор с маркетплейсом, а также склад, откуда отпускаются товары.
Договор с маркетплейсом должен иметь вид «С комиссионером (агентом) на продажу». Если договором установлен фиксированный процент комиссионного вознаграждения, то его можно указать прямо в карточке договора (рис. 3). В этом случае комиссионное вознаграждение будет рассчитываться автоматически.
Рис. 3. Карточка договора с маркетплейсом. Фото: «1С»
В табличной части документа на закладке «Товары» следует ввести информацию о товарах, переданных на реализацию (наименование, количество, цену, ставку НДС). Счета учета для товаров на складе (41.01) и для отгруженных товаров (45.01) устанавливаются автоматически.
Передача товара комитентом комиссионеру НДС не облагается, поскольку право собственности на товар к комиссионеру не переходит (п. 1 ст. 996 ГК РФ, п. 1 ст. 39 НК РФ). Счет-фактура при передаче товаров комитентом комиссионеру не составляется, поэтому в строке «Счет-фактура» отражается информация «Не требуется».
При проведении документа «Реализация» с видом операции «Товары, услуги, комиссия» формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 45.01 Кредит 41.01
— на себестоимость товаров, переданных на реализацию.
Отчет маркетплейса по проданным товарам
Отчет по проданным товарам, полученный от маркетплейса, в программе регистрируется документом «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (раздел Продажи).
На закладке «Главное» отражаются основные показатели. Перед тем как заполнять разделы «Реализация» и «Возвраты», пользователь должен проверить заполнение способа расчета и размера вознаграждения, указать порядок учета расходов на вознаграждение, а также зарегистрировать счет-фактуру на комиссионное вознаграждение, полученную от маркетплейса (рис. 4).
Рис. 4. Отчет комиссионера, закладка «Главное». Фото: «1С».
На закладке «Реализация» отражается информация о проданных через маркетплейс товарах (рис. 5).
В верхней таблице в качестве покупателя можно указать комиссионера (маркетплейс). Поля «Всего» и «НДС» заполняются автоматически по сведениям из нижней таблицы. Поскольку при реализации товаров физическим лицам маркетплейс счета-фактуры не составляет (соответственно, продавец товаров маркетплейсу счета-фактуры не перевыставляет), то поля «Счет-фактура», «Полученный от комиссионера» и «Выставленный комиссионеру» заполнять не нужно.
В нижней таблице «Товары» следует ввести сведения о реализованных товарах согласно отчету маркетплейса.
Рис. 5. Отчет комиссионера, закладка «Реализация». Фото: «1С»
На закладке «Возвраты» отражается информация о товарах, возвращенных покупателями.
Закладки «Денежные средства» и «Дополнительно» при торговле через маркетплейс, как правило, заполнять не требуется.
При проведении документа «Отчет комиссионера (агента) о продажах» формируются бухгалтерские проводки:
Дебет 90.02.1 Кредит 45.01
— на себестоимость реализованных товаров;
Дебет 60.01 Кредит 76.09
— на общую сумму удержанного комиссионного вознаграждения;
Дебет 76.09 Кредит 90.01.1
— на сумму выручки от реализованных товаров с НДС;
Дебет 44.01 Кредит 60.01
— на стоимость услуг маркетплейса без НДС;
Дебет 90.03 Кредит 68.02
— на сумму НДС по реализованным товарам;
Дебет 19.04 Кредит 60.01
— на сумму НДС по комиссионному вознаграждению, предъявленную маркетплейсом.
Особенности формирования книги продаж
При реализации товаров физическим лицам (неплательщикам НДС) в книге продаж регистрируются первичные учетные документы или документы, содержащие суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) (п. п. 1, 13 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Для формирования сводной суммарной справки по результатам розничных продаж товаров, в том числе через маркетплейс, необходимо сформировать документ «Сводная справка по розничным продажам» (раздел меню Продажи − Счета-фактуры выданные), рис. 5.
Рис. 6. Сводная справка по розничным продажам. Фото: «1С».
При формировании сводной справки по розничным продажам необходимо по гиперссылке «Выбор», расположенной в строке «Документы-основания», перейти в форму списка документов-оснований и выбрать соответствующий документ «Отчет комиссионера (агента) о продажах» (можно выбрать несколько документов). Гиперссылка видоизменяется и принимает значение выбранного отчета (отчетов) комиссионера.
В справке автоматически проставляется код вида операции «26», который соответствует составлению продавцом документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала) при реализации товаров лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС (приложение к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@).
По кнопке «Сводная справка» можно перейти в печатную форму документа «Сводная справка по розничным продажам» (рис. 6).
Рис. 7. Печать сводной справки. Фото: «1С»
Сводная суммарная справка по розничным продажам будет автоматически зарегистрирована в книге продаж за соответствующий квартал (раздел Отчеты − НДС).