что значит целомудрие в браке

Целомудрие и брак

По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси АЛЕКСИЯ

Дан­ный сбор­ник пред­на­зна­чен в первую оче­редь тем моло­дым людям, кото­рые соби­ра­ют­ся всту­пить в семей­ную жизнь, так­же он может быть поле­зен тем, кто уже живет в бра­ке. Что нуж­но делать и как жить, что­бы брак был счаст­ли­вым? На этот вопрос мож­но най­ти ответ в этой книге.

Предисловие

«Запо­ведь новую даю вам, да люби­те друг друга;
как Я воз­лю­бил вас, так и вы
да люби­те друг дру­га». Ин. 13:34

Что такое любовь? Вряд ли най­дет­ся чело­век, кото­рый нико­гда не заду­мы­вал­ся над этим вопро­сом. Любовь – самое вели­кое и мно­го­гран­ное чув­ство, даро­ван­ное нам Твор­цом это­го мира. «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ству­ет, любовь не зави­ду­ет, любовь не пре­воз­но­сит­ся, не гор­дит­ся, не бес­чин­ству­ет, не ищет сво­е­го, не раз­дра­жа­ет­ся, не мыс­лит зла, не раду­ет­ся неправ­де, а сора­ду­ет­ся истине; все покры­ва­ет, все­му верит, все­го наде­ет­ся, все пере­но­сит. Любовь нико­гда не пере­ста­ет, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся» ( 1Кор. 13:8 ).

«Любовь тес­но свя­за­на с дев­ствен­но­стью, – гово­рит мит­ро­по­лит Анто­ний (Хра­по­виц­кий). – Ничто так не вытал­ки­ва­ет из чело­ве­че­ской души неж­ную любовь, как плот­ская страсть.

Проч­но сохра­нить в сво­ем серд­це бес­ко­рыст­ную любовь к людям невоз­мож­но без борь­бы, без поста и молит­вы. Тот же, кто пре­одо­ле­ет эту борь­бу, навсе­гда при­об­ре­тет для себя дра­го­цен­ный дар – неж­ную любовь, ограж­ден­ную чисто­тою сво­их помыс­лов; а с доб­ро­де­те­лью люб­ви соеди­ня­ет­ся муже­ство серд­ца или бесстрашие».

Цело­муд­рие, любовь, брак – эти поня­тия нераз­рыв­но свя­за­ны друг с дру­гом. Дарить окру­жа­ю­щим доб­ро, про­яв­лять мило­сер­дие и любовь, хра­нить цело­муд­рие в мыс­лях и поступ­ках – все это кажет­ся труд­ным, почти невы­пол­ни­мым. И этот путь видит­ся напол­нен­ным тер­ни­я­ми, неве­ро­ят­но слож­ным и опас­ным. Одна­ко Гос­подь не посы­ла­ет испы­та­ний свы­ше чело­ве­че­ских сил. И истин­ной награ­дой ста­нет наше соб­ствен­ное спа­се­ние, ибо этот путь – путь к Богу.

Что такое целомудрие

Совре­мен­ные моло­дые люди ред­ко заду­мы­ва­ют­ся, а воз­мож­но, и не зна­ют, что такое цело­муд­рие. Обыч­но под ним пони­ма­ет­ся непо­роч­ность, сохра­не­ние себя в дев­ствен­ной или брач­ной чисто­те, а так­же стро­гая нрав­ствен­ность. В пра­во­слав­ном оби­хо­де это поня­тие вклю­ча­ет в себя чисто­ту нра­вов и бла­го­че­стие. Сло­во «цело­муд­рие» – цер­ков­но­сла­вян­ское и озна­ча­ет бук­валь­но «здра­во­мыс­лие»; оно про­ис­хо­дит от при­ла­га­тель­но­го «целый» (креп­кий, здо­ро­вый) и от гла­го­ла «мудр­ство­вать» (рас­суж­дать, раз­мыш­лять). Цело­муд­рие свя­за­но с верой и вер­но­стью, цель­но­стью, муд­ро­стью, любо­вью и мужеством.

Что мы под­ра­зу­ме­ва­ем, когда гово­рим «цело­муд­рен­ный чело­век»? Это зна­чит то, что, живя в семье, он верен сво­им домаш­ним, преж­де все­го супру­ге; будучи оди­но­ким, хра­нит вер­ность запо­ве­ди Божи­ей. Нару­шая цело­муд­рие, чело­век тво­рит неправ­ду перед Богом и людь­ми, забы­вая о том, что тай­ное все­гда ста­но­вит­ся явным. И нерас­ка­ян­ный грех будет все­гда довлеть над согре­шив­шим, оття­ги­вая при­не­се­ние пока­я­ния, побуж­дая ко мно­гим даль­ней­шим согрешениям.

Мно­гие счи­та­ют нару­ше­ни­ем цело­муд­рия лишь плот­ские гре­хи. Одна­ко и блуд­ные мыс­ли, и нечи­стые помыс­лы так­же явля­ют­ся изме­на­ми Богу, Церк­ви, сво­им близ­ким и род­ным. «Жить цело­муд­рен­но озна­ча­ет жить под управ­ле­ни­ем цело­го, непо­вре­жден­но­го, здра­во­го муд­ро­ва­ния, не поз­во­лять себе ника­ко­го удо­воль­ствия, кото­рое не одоб­ря­ет­ся здра­вым рас­суж­де­ни­ем, соблю­дать ум от осквер­не­ний нечи­сты­ми мыс­ля­ми, серд­це не зара­жен­ным нечи­сты­ми жела­ни­я­ми, тело не рас­тлен­ным нечи­сты­ми дела­ми», – пишет свя­ти­тель Фила­рет (Дроз­дов).

Цело­муд­рие – дра­го­цен­ное сокро­ви­ще, кото­рое так лег­ко поте­рять и кото­рое сто­ит хра­нить, хотя ино­гда это и кажет­ся невоз­мож­ным. Нару­ше­ние цело­муд­рия пона­ча­лу боль­но ранит совесть, а при повто­ре­нии гре­ха заглу­ша­ет ее голос как ничто дру­гое. «Цер­ковь про­по­ве­ду­ет цело­муд­рие, – гово­рит про­то­и­е­рей Нико­лай Бала­шов, – а не «сво­бод­ную любовь», то есть вре­мен­ную телес­ную бли­зость, осво­бож­ден­ную от вер­но­сти, от лич­ност­ной и духов­ной общ­но­сти, то есть в конеч­ном сче­те – от самой люб­ви. Ина­че гово­ря, Цер­ковь высту­па­ет за отказ от минут­ных ими­та­ций люб­ви, неиз­беж­но рож­да­ю­щих лишь чув­ства сты­да, разо­ча­ро­ва­ния и уста­ло­сти, – ради люб­ви насто­я­щей, един­ствен­ной, веч­ной и все­це­лой, захва­ты­ва­ю­щей душу и тело чело­ве­ка. В том и заклю­ча­ет­ся целост­ная муд­рость, что­бы обре­сти бес­цен­ную жем­чу­жи­ну, раз и навсе­гда отмах­нув­шись от ее деше­вых под­де­лок, – пото­му что одно и дру­гое про­сто несовместимы».

Во все вре­ме­на моло­дым до бра­ка пред­пи­сы­ва­лось цело­муд­рие, хотя обще­ствен­ное мне­ние лег­че про­ща­ло юно­шу и стро­же спра­ши­ва­ло с девушки.

Вплоть до кон­ца XIX в. цело­муд­рие соблю­да­лось в сре­де кре­стьян­ства и в мень­шей мере – сре­ди дру­гих сло­ев рус­ско­го обще­ства. Добрач­ные свя­зи реши­тель­но осуж­да­лись. Роди­те­ли доволь­но стро­го сле­ди­ли за тем, что­бы дело во вза­им­ных отно­ше­ни­ях моло­дых не дошло до поло­вой свя­зи, так как это ста­но­ви­лось позо­ром не толь­ко для самой девуш­ки, но и для роди­те­лей, вос­пи­тав­ших ее. Край­нюю сте­пень позо­ра и бес­че­стия для роди­те­лей состав­ля­ла бере­мен­ность девушки.

Окру­жа­ю­щие пори­ца­ли девуш­ку, утра­тив­шую честь. К девуш­ке, поте­ряв­шей невин­ность, отно­си­лись с пре­не­бре­же­ни­ем, ее обхо­ди­ли выбо­ром жени­хи. Даже если дур­ная сла­ва и напрас­ная, и то стра­да­ет вся семья, осо­бен­но млад­шие сест­ры. Предо­су­ди­тель­ной счи­та­лась и супру­же­ская невер­ность. При этом кре­стьяне более жест­ко осуж­да­ли невер­ность жены, чем мужа. Зача­стую обще­ствен­ное мне­ние обхо­ди­лось с не соблю­дав­ши­ми цело­муд­рие доволь­но жесто­ко. Воро­та, выма­зан­ные дег­тем, озна­ча­ли позор для всей семьи, и преж­де все­го для девуш­ки, кото­рая жила в этом доме. После это­го она под­вер­га­лась насмеш­кам, пре­зре­нию, оскорб­ле­ни­ям и, как пра­ви­ло, не мог­ла вый­ти замуж.

Поче­му же имен­но с жен­щи­ны спра­ши­ва­лось стро­же? Все дело здесь в том, что био­ло­ги­че­скую ответ­ствен­ность за интим­ную связь несет жен­щи­на. Ей рожать, ей вос­пи­ты­вать ребен­ка, если отец отка­жет­ся от него. Сама при­ро­да нало­жи­ла боль­шую ответ­ствен­ность на девуш­ку, обо­зна­чив дев­ствен­ность даже анатомически.

Цело­муд­рие – это доб­ро­де­тель, кото­рая сми­ря­ет и под­чи­ня­ет чув­ства разу­му, хра­нит в чисто­те и душу, и тело. Эта чисто­та явля­ет­ся при­зна­ком здо­ро­вой души, источ­ни­ком духов­ной радо­сти. Про­ти­во­по­лож­но­стью цело­муд­рен­но­го состо­я­ния явля­ет­ся нрав­ствен­ная рас­пу­щен­ность, блуд­ная жизнь. Ведь что бы ни гово­ри­ли о пре­иму­ще­ствах «сво­бод­ной люб­ви», – блуд (имен­но это сло­во наи­бо­лее пра­виль­но харак­те­ри­зу­ет «сво­бод­ную любовь») не оста­ет­ся без послед­ствий, неиз­беж­но раз­ру­ша­ет гар­мо­нию и целост­ность души. Не мно­гие гре­хи нано­сят столь же тяж­кий урон духов­но­му здо­ро­вью лич­но­сти. «Бегай­те блу­да, – писал апо­стол Павел. – Вся­кий грех, какой дела­ет чело­век, есть вне тела, а блуд­ник гре­шит про­тив соб­ствен­но­го тела» ( 1Кор. 6:18 ), то есть раз­ру­ша­ет само­го себя. «Как при­вле­ка­те­лен, как пре­кра­сен тип чело­ве­ка, муж­чи­ны или жен­щи­ны, не под­пав­ших иску­ше­ни­ям рас­пут­ства! – писал мит­ро­по­лит Анто­ний (Хра­по­виц­кий). – Вид их бод­рый, лицо моло­жа­вое, взор сме­лый и спо­кой­ный. Как бла­го­дар­ны они Богу, что свое­вре­мен­но побо­ро­ли иску­ше­ние». «В чисто­те оби­та­ет вели­кий свет, и радость, и мир, и тер­пе­ние, а в блу­де оби­та­ют печаль, уны­ние, нена­сыт­ный сон и густая тьма», – гово­рил пре­по­доб­ный Ефрем Сирин.

О необ­хо­ди­мо­сти хра­нить цело­муд­рие гово­рят и совре­мен­ные пас­ты­ри. Осо­бен­но важ­но это для юной души. «Раз­врат преж­де все­го отра­жа­ет­ся на скла­де чело­ве­че­ской души, – пишет про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров, – душа теря­ет при­род­ные, Богом дан­ные доб­ро­де­те­ли: ясность ума, уме­ние схва­ты­вать изу­ча­е­мый мате­ри­ал на лету, про­ни­ца­тель­ность, свой­ствен­ную дет­ской пси­хо­ло­гии, радость серд­ца и пере­жи­ва­ние каж­до­го мига как пол­но­ты бытия – все то, что, соб­ствен­но, и дела­ет дет­ство счаст­ли­вым. О нрав­ствен­ных послед­стви­ях осо­бен­но крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ет цинизм. Цинизм – неве­рие в свя­тое – не может обой­тись без оне­гин­ско­го спли­на, печа­ли, тос­ки, уны­ния, дохо­дя­ще­го мало-пома­лу до отча­я­ния и суи­ци­даль­но­го ком­плек­са. Когда мы, свя­щен­ни­ки, на испо­ве­ди узна­ем о попыт­ках само­убий­ства, то убеж­да­ем­ся: как пра­ви­ло, нало­же­ние на себя рук про­во­ци­ру­ет­ся блуд­ны­ми дра­ма­ми и паде­ни­я­ми, кото­ры­ми, к сожа­ле­нию, пол­на жизнь совре­мен­но­го чело­ве­ка. Нрав­ствен­ные послед­ствия гре­хов­но­го обра­за мыс­лей и жиз­ни ска­зы­ва­ют­ся в одер­жи­мо­сти, кото­рую фран­цу­зы назы­ва­ют «obsession» – «одер­жи­мость стра­стью». Чело­век не вла­де­ет собой, голос разу­ма смол­ка­ет; похоть, заби­ра­ясь в свя­ти­ли­ще души, при­во­дит к агрес­сии, без­об­раз­ным сце­нам, кото­рые пре­вра­ща­ют место собра­ний таких одер­жи­мых в сваль­ный грех».

Цело­муд­рие пред­по­ла­га­ет чисто­ту отно­ше­ний меж­ду юно­шей и девуш­кой до бра­ка. Ведь само сло­во «неве­ста» ука­зы­ва­ет на то, что оба всту­па­ю­щие в брак долж­ны быть цело­муд­рен­ны­ми: девуш­ка «неве­до­ма» для жени­ха до сва­дьбы. Более того, на ней лежит осо­бая ответ­ствен­ность – ведь имен­но девуш­ка уста­нав­ли­ва­ет для юно­ши гра­ни­цу допу­сти­мых отно­ше­ний. От нее зави­сит, будут ли они цело­муд­рен­ны­ми, пере­рас­тут ли в истин­ную любовь и бла­го­сло­вен­ный брак или сни­зой­дут до уров­ня при­ми­тив­но­го плот­ско­го гре­ха и блуд­но­го сожительства.

Источник

Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие»

Приблизительное время чтения: 9 мин.

В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие. Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

что значит целомудрие в браке. Смотреть фото что значит целомудрие в браке. Смотреть картинку что значит целомудрие в браке. Картинка про что значит целомудрие в браке. Фото что значит целомудрие в браке

Целомудрие — это про сексуальную жизнь?

Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.

Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.

При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.

Что же лежит в основе этого умения?

Первое — это душевная и телесная чистота.

Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья.

Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего.

Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7:19).

Достижение же целостности — в умении плотское подчинить духовному. Быть целомудренным в этом смысле — значит снова собрать себя воедино, воспитать волю — иметь силы на борьбу со грехом.

Как в повседневной жизни проявляется нарушение этой целостности?

Каждый из нас, к примеру, сталкивается с тем, что не находит времени и сил для молитвы, а главное, духовно не участвует в ней. Человеческое сознание стало клиповым, то есть не способным воспринимать длинные тексты. Мы постоянно отвлекаемся на звонки, сообщения, уведомления и не можем сосредоточиться, довести хотя бы одно дело до конца.

Живя в таком состоянии, современный человек очень слаб в собирании своего сознания. Сколько он сможет удержать внимание на словах молитвы? Если сможет минуту — уже подвиг. Повторю, целомудрие — это о концентрации на том, что действительно важно. О собирании себя вокруг стержня.

Но ведь слово «целомудрие» чаще звучит в разговорах не о молитве, а о межполовых отношениях. Почему?

Потому что в них наше неумение управлять своими чувствами, волей и разумом сказывается в повседневной жизни болезненнее всего.

В чем именно проявляется эта болезненность?

Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.

Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.

Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.

Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.

Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.

что значит целомудрие в браке. Смотреть фото что значит целомудрие в браке. Смотреть картинку что значит целомудрие в браке. Картинка про что значит целомудрие в браке. Фото что значит целомудрие в браке

В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.

В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.

Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.

Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.

А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.

Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.

Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?

Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».

что значит целомудрие в браке. Смотреть фото что значит целомудрие в браке. Смотреть картинку что значит целомудрие в браке. Картинка про что значит целомудрие в браке. Фото что значит целомудрие в браке

Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.

А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.

Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?

Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.

Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.

Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.

И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.

Выходит, сохранять целомудрие верующие могут либо в браке, либо в монастыре. А как же быть людям-одиночкам?

Ошибочно полагать, что целомудрие достижимо только в браке или в монашестве. Есть много целомудренных людей, живущих вне брака или монастыря: это люди, которые так возлюбили Бога, что не используют свое законное право на супружескую жизнь, а все свое время и силы тратят на служение Богу и ближним. И есть люди, которым Бог Своим Промыслом не дал семьи, и они приняли это.

Но чтобы достичь целомудрия в миру вне брака, нужно стяжать еще одну добродетель — смиренномудрие, то есть умение со смирением принять волю Божию о своем пути и предназначении.

Как смирение сочетается с обретением внутреннего стержня? Разве этот стрежень не предполагает самоуверенности?

В Евангелие от Марка сказано: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк 12:30). Ключевое в контексте нашей темы здесь «крепостию» — то есть аскезой, волей, хоть и малым, но подвижничеством. В житии преподобного Антония Великого был эпизод: одного мученика заставляли сочетаться с блудницей — он откусил свой язык и плюнул ей в лицо. На этом примере можно представить, что значит любить Бога «крепостию».

Крепость — противостояние греху и тот самый внутренний стержень, на который человек опирается, который помогает человеку жить по Божьим заповедям. Такой стержень не имеет отношения к самоуверенности, потому что внутренняя крепость идет в первую очередь от смирения — одной из главных добродетелей.

Но достижима ли эта целостность в условиях современного мира, установки на многозадачность, когда времени на собирание себя у многих просто нет?

Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви, — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести, это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру. Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление “плюрализма”. Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий».

Да, сегодня жизнь людей часто заточена на многозадачность в условиях дефицита времени, и при этом мы не всегда выбираем, чем нам заниматься. Другой вопрос — может ли человек осветить этот список дел молитвой, служением Богу и ближнему? Если в жизни Бог будет на первом месте, а все остальное — на своем, не будет и внутренней раздробленности.

Источник

«Брак честен и ложе непорочно». Размышления о супружеском целомудрии

На прошедшей презентации книги «Двое во едину плоть, или о любви, сексе и религии» в числе прочих работ о семье и супружеской жизни критически упоминалась и статья диакона Михаила Таганова. Публикуем текст статьи о.Михаила и приглашаем читателей к обсуждению.

что значит целомудрие в браке. Смотреть фото что значит целомудрие в браке. Смотреть картинку что значит целомудрие в браке. Картинка про что значит целомудрие в браке. Фото что значит целомудрие в браке

Диакон Михаил Таганов

— Отец Михаил, какое место в жизни человека занимает половое влечение, естественно ли оно, по мнению Церкви?

— Таинство брака освящает родовую жизнь человечества, и неотъемлемой частью этой жизни, ее физиологической основой, конечно же, являются половые отношения супругов. Психология полового поведения – важная составляющая человеческого поведения в целом. Самая распространенная точка зрения здесь, наверное, будет звучать так: «Это же все естественно! Следовательно…» И следуют обычно весьма практические выводы.

Однако, если посмотреть на эту сторону человеческой жизни более пристально, с точки зрения Божественного Откровения и новозаветной этики, то это будет весьма странная «естественность».

Например, при всем желании половое влечение трудно поставить в один ряд с другими естественными потребностями человека – потребностями в воздухе, в пище, в воде, в отдыхе и т.д. Подлинно естественные потребности проявляют себя в организме столь могущественно, что, пренебрегая ими, человек попросту умирает — от голода и жажды, от истощения… Но никто и никогда еще не слышал о человеке, который умер бы от неудовлетворенного полового влечения!

Другой пример: удовлетворение человеческой потребности в пище может быть, например, публичным, и в этом нет абсолютно ничего предосудительного. Напротив, тут сформировалась особая сфера человеческой культуры, в том числе и культуры церковной: в монастырях мы слышим, например, что «трапеза есть продолжение молитвы»… Иное дело с половыми потребностями. Их сокровенная суть настолько не публична, что любая попытка хоть в какой-то степени их обнаружить, обнародовать вызывает чувство стыда (конечно, при условии, что человек еще сохранил в себе эту благотворную способность…).

А стыд – это важнейшая функция нашего нравственного сознания, своего рода «охранная сигнализация» нашей души. Именно стыд от своей наготы впервые испытали Адам и Ева в раю, сшив себе из листьев опоясания (см. Быт. 3). Таким образом, инстинкт продолжения рода и половое влечение стоят особняком в ряду других потребностей человека, и святые отцы всегда связывали это явление с последствиями грехопадения в человеческой природе.

— Но сейчас Вы сказали о родовых отношениях в целом. Но ведь брак задуман и благословен Самим Богом, причем, еще в раю, до грехопадения, когда, по словам Библии, все было «хорошо весьма». Получается, что и половое влечение тоже «хорошо», а Церковь, освящая брак, освящает, в том числе, и его физиологическую составляющую?

— Действительно, брак задуман и благословлен Богом в раю, но, увы, осуществляется он после грехопадения, а значит, между замыслом и его осуществлением стоит некая греховная перемена… К человеческому естеству, говоря святоотеческим языком, «приразилась» блудная страсть. Есть на этот счет замечательная антропологическая концепция преподобного Максима Исповедника (VII в.). Он полагал, что человек изначально был сотворен Богом нейтральным по отношению к страданиям и к удовольствиям, но в своем стремлении к райскому «запретному плоду» — т.е. греховному удовольствию в широком смысле – он одновременно стал причастен и страданиям… Еще древние эпикурейцы, как раз и пытавшиеся на глубоких философских основаниях жить ради плотских удовольствий, заметили — удовольствие бывает одно, а страданий всегда два: до удовольствия (желание) и после него (лишение).

И вообще, страданий в мире гораздо больше, чем наслаждений. Эту мысль подтверждает и то, что сама этимология слов «страсть» и «страдание» во многих языках одинакова (ср. лат. Passio).

Как много этих греховных страстей-страданий возникает вокруг самых, казалось бы, невинных пожеланий, услаждающих наше падшее «я»! Что уж тогда говорить о страданиях так называемой «страстной любви», если вся мировая художественная литература переполнена сюжетами такого рода.

Страсть блуда совсем не обязательно проявляется только в грехе прелюбодеяния. В браке она может обнаруживаться в безграничном телесном самоугождении и в эгоистичном отношении к человеку другого пола – ослепленные страстью, мы не видим в нем личности, живой души; он превращается в орудие нашего удовлетворения. Объект страстной любви становится в своем роде предметом собственности, а отсюда, даже в освященном Церковью союзе, проистекают многие трагедии.

— Каковы же были отношения полов до грехопадения?

— Мне представляется, что можно вообразить себе отношения полов до грехопадения, если посмотреть … на животный мир. Ведь тварь, по мысли апостола Павла, «покорилась суете не добровольно», она «совокупно стенает и мучится доныне» и ждет «избавления от рабства тлению» (Рим. 8:19-22), в которое она попала как раз по вине человека… Несомненно, животные в чем-то очень близки к Богу, к Его первоначальному замыслу о них.

Так вот, у высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимают очень важное место. Но при этом собственно физиологические отношения носят чаще всего сезонный характер. Они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. И тут некоторые животные (например, волки, еноты) могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных «воцерковленных православных»…

Если мы посмотрим на евангельский образ Иисуса Христа, то нам станет очевидно, что на всем Своем земном пути Он совершенно не соприкасался со стихией родовой жизни человечества. Спаситель имел всю полноту человеческой природы и первым Своим чудом благословил брак. Но при этом Его собственное рождение – безсеменное, Его Мать – Приснодева.

В воплощении Он принял на Себя мужской пол, но ни в одном каноническом Евангелии мы не найдем примеров Его собственно «мужского», так сказать, «гендерного» поведения. Все лукавые попытки найти такие примеры и приписать Спасителю некое «тайное» плотское родство не выдерживают критики и давно осуждены Церковью (от древних гностиков до «Кода Да Винчи» включительно). Да и Сам Господь Иисус Христос, как видно из Евангелия, пресекал попытки навязать ему сугубо человеческие отношения (Лк. 8:19-21). Он показывает, что вся эта половая, родовая стихия имеет мало общего с грядущим Царством (Мф. 22:29), за исключением, может быть, самого образа брака, который приобретает в Евангелии совершенно небесные черты. Более того!

Чтобы войти в это мессианское Царство, требуется иное, духовное рождение (беседа с Никодимом в Евангелии от Иоанна), так как рождение по плоти приводит человечество только к умножению греха… Замечательно говорит об этой проблеме и о необходимости духовного рождения святитель Николай (Велимирович) в своих философско-этических эссе «Мысли о добре и зле».

— Все-таки из Ваших слов можно сделать вывод о природной греховности половых отношений в браке, если они явились результатом грехопадения…

— Церковь никогда не соглашалась с точкой зрения дуалистических сект, паразитировавших на ее аскетическом идеале, что тело и все его отправления – это зло, и, следовательно, брак и половая жизнь греховны по своей природе. Это, конечно, не так. Вы сами заметили, что брак установлен Богом – а все созданное Им «добро зело». В таинстве венчания Церковь, помимо других сторон брачной жизни, недвусмысленно благословляет именно «телесное сопряжение». Но эта физиологическая сторона брака – это, видимо, некое Божественное снисхождение к нашей греховной страстности, окрашенное Его непостижимой любовью.

что значит целомудрие в браке. Смотреть фото что значит целомудрие в браке. Смотреть картинку что значит целомудрие в браке. Картинка про что значит целомудрие в браке. Фото что значит целомудрие в браке

На мой взгляд, плотская брачная жизнь представляет собой некий этап, ступеньку в индивидуальном духовном развитии. Плотские радости «адресованы» Богом самому молодому человеческому возрасту, там они желанны, необходимы, многократно воспеты в искусстве и в литературе. Их естественный итог – рождение детей, а это событие ставит юношу или девушку на качественно иной уровень нравственного развития. Отцовство, материнство — некоторые святые отцы видели в способности деторождения проявление образа Божия в человеке, некое сотворчество человека Богу в произведении на свет новых людей.

Иные сильные души минуют брачную жизнь вовсе, сразу устремляясь к Богу и принимая монашеский чин. Этот путь, институционально оформившийся в IV в., тоже был предсказан и благословлен Христом (Мф. 19:11-12). Но живя в падшем мире, в браке или вне брака, каждый христианин так или иначе призван совершить победу над своим падшим естеством, а значит, и над блудной страстью. Если для монаха – в силу его обета — эта победа означает полное воздержание, причем не только на физическом, но и на мысленном уровне, то для семейного человека это стяжание целомудрия в браке. В одной из своих проповедей святитель Филарет Московский сказал так «Брак и девство – не для всех, но целомудрие – для всех».

— Современные люди редко слышат подобные слова. Что значит «стяжать целомудрие в браке»?

— Добродетель целомудрия – это целостный, личностный подход к своему супругу и к самому себе, основанный на том, что все мы являемся образом Божиим. Целомудрие предполагает чистый, не затуманенный похотью взгляд на человеческое естество. В браке это означает, что прежде всего нужно сохранить супружескую верность, не стать рабом своему страстному началу, не воспринимать супруга как «сексуального партнера» и не «заиграться» в юношеские игры до той поры, когда стареющее тело будет просить пощады, а развращенный ум поведет его за собой на все новые и новые плотские «подвиги»… Плохо, если, вступив на эту ступень в начале семейной жизни, человек так и остается на ней, и начинает, скажем, рассуждать о «свободной и ничем не ограниченной радости» полового общения.

Гораздо ближе к христианскому нравственному идеалу трезвое решение отдать должное своему «плотскому человеку», а затем по собственной воле ослабить эту зависимость и сознательно устремиться к лучшему и большему. Из агиографии мы знаем о таких святых супружествах, где раньше или позже, плотские отношения были сознательно отвергнуты. Разве кто-то дерзнет сказать, что этот подвиг так уж омрачил их жизнь, лишил взаимной радости или затруднил спасение в «супружеском чине»? Вовсе нет.

— Как поступать православным супругам во время церковных постов?

— Весь наш церковный Устав (в той части, где он говорит о постах и о времени совершения таинства венчания), а также свод канонических правил направлены на ненавязчивое воспитание в чадах Церкви именно такого, умеренного, бесстрастного взгляда на телесные супружеские отношения.

Теперь, наверное, уже всем известно, что таинство венчания не совершается в период любого из четырех постов и даже накануне постных дней любой седмицы. Иные не слишком «воцерковленные» женихи и невесты, зарегистрировавшись в загсе, нетерпеливо ждут праздника, чтобы повенчаться. Но причина такой «отсрочки» не только и не столько в невозможности организовать для молодоженов «брачный пир», как можно подумать… Дело именно в телесной близости, обычно следующей вскоре за брачной трапезой.

Эта естественная радость и, в каком-то смысле, награда молодоженов за непорочную жизнь до брака, по мысли Устава, все же несовместима с требованиями поста.

Но это касается не только молодоженов — женатые люди, живущие церковной жизнью, во все постные дни тоже призваны соблюдать супружеское воздержание! И таких дней в году набирается довольно много… Увы, об этом нынче многие склонны «забывать», а ведь это обязательный элемент каждого поста. Церковь удерживает своих чад от избыточных телесных радостей, направляет их энергию на покаяние и на духовные дела.

Но только ли в посте тут дело? Оказывается, нет. Вот наступает праздник Пасхи или Рождества, все радостно разговляются. А Устав, как ни это странно, по-прежнему предписывает супружеское воздержание! Браки не венчаются ни на Светлой седмице, ни на Святках. Почему же? Это тоже приоритет брачного целомудрия. Причина в том, что праздник такого масштаба и причащение в эти дни Святых Таин несоизмеримы с нашим «плотским мудрованием»: увлекшись телесными утешениями, человек неизбежно теряет чистоту помыслов и становится недостоин радости духовной.

Неспроста Православная Церковь сохранила в своем обиходе и ветхозаветное понятие о «ритуальной чистоте». Человек, предававшийся любовным утехам накануне посещения храма, не может сразу же приступать к таинствам, прикладываться к мощам и святыням, причащаться Тела и Крови Христовых. Он должен привести себя в трезвенное, «чистое» состояние. Священник во время «Херувимской песни» читает в алтаре молитву, призывающую всех нас к безупречной плотской чистоте: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы»…

— Почему Церковь признает лишь три брака?

— Этот же целомудренный подход к супружеским отношениям лежит в основе канонического признания Церковью только трех браков. Есть мудрая народная поговорка: «Первый брак от Бога, второй — от людей, третий – от лукавого». В ней есть большая доля истины.

Но вот третий брак – это уже своего рода сигнал о том, что человек настроен на служение собственной плоти, что он не умеет или не хочет расстаться с плотским образом мышления, смиренно принять свое вдовство или вынужденное одиночество как волю Божию. Это некий предел, за которым уже нет подлинно христианской духовной жизни.

Русский православный философ Б.Вышеславцев, видный мыслитель русской эмиграции, ученик Н.О.Лосского, написал замечательный труд «Этика преображенного эроса». В нем он на примерах из Священного Писания и святоотеческой традиции убедительно показывает, что «вектор» нравственного развития человека в сфере чувственности должен быть направлен от страстного «первобытного» эроса к столь же пламенной и неутолимой, но бесстрастной любви к Богу. Этот процесс он называет «сублимацией».

Начало развития – это страстное влечение к противоположному полу, которое, в принципе, может воспитать в человеке немало хороших качеств. По мере преодоления страстного начала человек возрастает духовно, наступает единственное верное завершение этого процесса – чистое влечение человеческой души к Своему Создателю, таинственное общение, единение с Ним. Так на путях Промысла Божия человеческая душа возрастает в любви.

Святитель Иоанн Златоуст – величайший знаток и учитель христианской нравственности. Его перу принадлежат возвышеннейшие высказывания и многочисленные сочинения на тему супружеской любви и христианского брака. Давайте завершим этот разговор именно его словами: «Не будем же пренебрегать своим спасением, и отдавать душу диаволу через грех [блуда]. Отсюда происходит множество бедствий, разрушающих домы, и множество раздоров; от этого иссякает любовь и исчезает благорасположение… От целомудрия рождается любовь, а от любви – бесчисленное множество благ»*.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *