что значит тварь я дрожащая или право имею

Тварь ли я дрожащая или право имею?

Этим вопросом задается главный герой романа Родион Раскольников, рассуждающий о себе, после убийства старухи процентщицы.

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными. Высшие люди реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь.

Раскольников относил себя к высшим людям. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).

Свидригайлов [ 1 ] рассказал Авдотье Романовне Раскольниковой, о теории ее брата, Родиона Раскольникова (ч. 6 гл. 5):

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» в тексте романа

Ссылки на слова «Тварь ли я дрожащая или право имею?» в романе «Преступление и наказание» (1866 г.).

1) Из разговора Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой

Родион Раскольников, признался Соне Мармеладовой в убийстве старухи процентщицы и Елизаветы и пояснил, почему он это сделал (ч. 5 гл. 4):

Часть пятая, глава IV:

2) Из разговора Родиона Раскольникова со следователем

Взглады Раскольникова на деление людей на низших и на высших изложены в обсуждении статьи Родина Раскольникова в (часть 3 гл. 5) между самим Раскольниковым и следователем по делу об убийстве старухи — Порфирием Петровичем:

«— Да-с, и настаиваете, что акт исполнения преступления сопровождается всегда болезнию. Очень, очень оригинально, но. меня, собственно, не эта часть вашей статейки заинтересовала, а некоторая мысль, пропущенная в конце статьи, но которую вы, к сожалению, проводите только намеком, неясно. Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут. то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан.

Раскольников усмехнулся усиленному и умышленному искажению своей идеи.

— Как? Что такое? Право на преступление? Но ведь не потому, что «заела среда»? — с каким-то даже испугом осведомился Разумихин.

— Нет, нет, не совсем потому, — ответил Порфирий. — Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь?

— Да как же это? Быть не может, чтобы так! — в недоумении бормотал Разумихин.

Раскольников усмехнулся опять. Он разом понял, в чем дело и на что его хотят натолкнуть; он помнил свою статью. Он решился принять вызов.

3) Иные упоминания в романе

Фраза «Тварь ли я дрожащая или право имею?» еще несколько раз упоминается в романе «Преступление и наказание» (1866 г.):

Часть 3, глава VI

Часть четвертая, глава IV

Родион Раскольников говорит Соне Мармеладовой:

«Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь. Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель! Помни это!»

Примечания

↑ 1) — второстепенный герой романа «Преступление и наказание» (1866 г.). Свидригайлов является знакомым и поклонником Дуни Раскольниковой, сестры главного героя, Родиона Раскольникова. Свидригайлову около 50 лет, он состоятельный дворянин «не без связей».

↑ 2) — теория, как всякая другая (франц.).

↑ 3) — Да здравствует вековечная война (франц.)

Источник

Теория Раскольникова. Цитаты из романа

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.

Суть теории Раскольникова

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:

Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).

Причины преступления

Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:

Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

Крах теории Раскольникова

Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:

Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:

О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:

В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:

Достоевский о теории Раскольникова

Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:

Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:

В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

Источник

Сочинение Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы

Роман Ф. М. Достоевского является не только социально-психологическим, но и отчасти философским. Вопрос, заданный самому себе «Кто я: тварь дрожащая или права имею?» был задан главным героем повествования Родионом Раскольниковым и наполнен глубоким смыслом. Попробуем в нём разобраться.

Если вспомнить, кем был Раскольников, то становится понятно, почему его заинтересовал этот вопрос. Являясь простым студентом, Родион жил скромно, можно даже сказать, бедно. В семье тоже не всё было благополучно. Поэтому, главный герой романа и стал прокручивать в голове собственную теорию своего существования: так кто же он на самом деле: «тварь дрожащая», то есть простой приземлённый человек, живущий по заповедям Божьим или же личность «право имеющая» совершать любые дела и не чувствовать вины за содеянное? Может ли он при этом оставаться безнаказанным и быть на высоте?

Свои рассуждения Раскольников помещает в газету, где также говорит о том, что человек, имеющий власть, сам даёт себе право на любое преступление и не обязан ни с кем советоваться. Герой считает, что преступников ловят из-за того, что они сами трусят и идут признаваться, а человек, принадлежащий к высшему типу, оставит всё как есть. Он будет уверен в том, что сделал всё на благо людей, поэтому никогда не испытает мук совести.

Чтобы получить проверить свою теорию, Раскольников совершает два преступления и его теория почти сразу проваливается. Он понимает, что не является «право имеющим», так как муки совести терзали его всё сильнее и сильнее. Совершив убийство, он не смог остаться равнодушным. В то же время, он и не «тварь дрожащая», ведь преступление он совершил и нарушил общественные и Божественные устои. Получается, нельзя таким образом делить людей. Всё гораздо сложнее, чем думал Раскольников, и в этом ему пришлось убедиться на собственном горьком опыте.

Итак, мы увидели, что вопрос «Кто я: тварь дрожащая или права имею» является ключевым в романе и формирует собственную мировоззренческую теорию персонажа. Достоевский на протяжении всего повествования показывает, что эта теория не работает, так как вообще такое деление людей бессмысленно.

Смысл фразы Тварь я дрожащая или право имею?

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения, остающиеся самыми читаемыми в мире по сей день, меняли ход истории, заставляя миллионы задумать о своем отношении к миру. Книги Достоевского учат человеколюбию и любви к ближнему, раскрывают сложные психологические проблемы. Роман «Преступление и наказание» является лучшим произведение Федора Михайловича по мнение многих критиков как того времени, так и современности. Главный персонаж Раскольников – одна из самых запутанных личностей отечественной литературы. В каждом его монологе кроется загадка, разгадав которую, человек приходит к определенной истине, заложенной Достоевским. Именно на такой загадке во фразе «тварь ли я дрожащая или право имею?» я бы хотел остановиться в своем сочинении.

Родион Романович Раскольников – бедный студен, убивший Лизавету и старуху-процентщицу, горячо любящий свою сестру и мать и в то же время негативно настроенный по отношение к окружающему миру, полному несправедливости, подлости и неравенства. Раскольников придумывает теорию, краткая суть которой примерно такова: есть люди – «Наполеоны», которые могут убивать, чтобы вершить историю, а есть обыкновенные люди – «дрожащие твари».

Он искренно верил в собственную теорию, относя себя к «Наполеонам», именно поэтому он решается на убийство старухи-процентщицы. Но почему он задается вопросом, поставленным в названии сочинения и когда он это делает? В эпизоде с Соней Мармеладовым Раскольников произнес фразу: «тварь ли я дрожащая или право имею?» а до этого: «вошь ли я, как все, или человек?» То есть хорошо видно следование Раскольникова свое концепции. Он считает личностью, человеком только того, кто может вершить судьбы других.

Однако несостоятельность его догмы обнаруживается уже в момент преступление: он почувствовал сильное нервное и психологическое напряжение, он не может убивать спокойной, холодно, как он до этого считал. Поэтому фраза в названии сочинения есть не что иное как отражение старой позиции Раскольника, отражение его отношения к миру. Но ведь он меняется, почему? Встречая на своем пути маленьких людей: Соню, Мармеладова, Авдотью он видит, что они по его старому определи «вши», потому что они терпят, мучаются, не могу влиять не то, что на историю, на собственные положения влиять не могут.

Но с другой стороны он видит в них апогей духовности, терпя и мучаясь, они живут только ради других, ради Бога. Такая двоякость заставляет Раскольникова задуматься над своей теорией, ведь все «маленькие люди» романа представляют собой людей чистых, светлых, духовного богатых и великих. Раскольников понимает, что они личности, люди, а он грешник, он убийца! Чтобы это исправить, он решается признаться в преступление, поступая совсем не по старой концепции. Но с покаянием и признанием греха он духовно очищается, после долго мученического пути Раскольников приходит к мировоззрению настоящего христианина, он становится более человеколюбив и движется к главной христианской заповеди: к любви к ближнему в этом ему помогает Соня Мармеладова – человек живущий ради другого, христианский идеал, к которому Достоевский стремился и призывал стремиться читающую публику.

В заключении хочется отметить, что путь, проделанный Раскольниковым, должен и может проделать каждый из нас, потому если каждый будет стремиться к любви к ближнему, то счастье настанет во всем мире. Именно этого хотели все герои Достоевского: князь Мышкин, Соня Мармеладова, Ваня (из романа «Униженные и оскорбленные») и Шатов из произведения «Бесы», все они хотели, чтобы каждый человек обрел гармонию.

Также читают:

Картинка к сочинению Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы

Популярные сегодня темы

Каждый человек начинает свою жизнь в семье. С семьи начинается процесс социализации человека. Члены семьи — это самые близкие люди, которые будут поддерживать на протяжении всей жизни

В литературе Евгений Онегин иллюстрирует сложное явление девятнадцатого века, когда совсем молодые люди, не понимая, на что следует тратить жизнь, томились и скучали. Он был

Рассказ Толстого «Бедные люди» написан по одноименному стихотворению Виктора Гюго. Льву Николаевичу очень нравилось это произведение, которое он считал высшим образцом искусства.

Аглая Епанчина является одной из главных персонажей произведения. Писатель представляет Аглаю двадцатилетней девушкой, воспитанной в уважаемой генеральской семье, избалованной родительским вниманием, но при этом умной

Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, первостепенный и важный персонаж произведения. Именно благодаря нему развивается действие комедии: он сообщает чиновникам

Источник

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Источник идеи

Из романа можно понять, откуда появились истоки морального упадка главного героя. За полгода до совершения убийства бедный студент юридического факультета Родион Раскольников по поводу одной книги написал статью «О преступлении». Именно с неё, а не с убийства процентщицы и началось его духовное падение, приведшее к преступлению.

В статье студент пытается вывести некую теорию, касающуюся разделения людей на «высших» и всех остальных. В связи с этим у Раскольникова возникает вопрос: а к какой из этих двух категорий он относит себя? С него-то и начинается история душевных исканий героя, описанных в «Преступлении и наказании».

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Суть философии главного героя

Содержание статьи Раскольникова в романе не приводится. Но о нём читатель узнаёт из его разговора с Порфирием Петровичем. Согласно рассуждениям Родиона Романовича:

Герой считает, что сам относится к сильным мира сего. Но при этом хочет доказать эту причастность самому себе. Тут он и задаёт себе вопросы: «Тварь я дрожащая или право имею. Вошь я или человек?»

На грани безумия

В образе Родиона Раскольникова перед читателем предстаёт нищий студент, доведённый до отчаяния своим бедственным положением. Он до крайности истощён как физически, так и морально. Он сильно болен и находится практически на грани безумия. Раскольников мрачен и замкнут. Он проживает в крошечной тёмной клетушке шести шагов в длину, не имеет денег на её оплату, на еду и одежду. Из-за своей бедности он был вынужден бросить университет.

Мучительно ища выход из создавшейся ситуации, главный герой решается на преступление. Он думает о том, что, убив процентщицу, с помощью её денег сможет завершить образование, помогать матери и сестре. Тем более что старуху он считает кровопийцей, которую совсем не жаль.

Рассуждения Раскольникова

Прежде чем решиться на убийство процентщицы, Раскольников обосновывает этот шаг в своём внутреннем монологе. Он убеждает себя в том, что, покончив со старухой, не просто выберется из нищеты. Но подтвердит свою принадлежность к сильным личностям, которые могут себе позволить преступить закон.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Цель и средства

Рассуждая с самим собой, Раскольников приводит примеры Александра Македонского и Наполеона, которых никто не осуждает и не считает злодеями за то, что ими погублены тысячи жизней. И если бы Наполеон Бонапарт нуждался в средствах для проведения военной кампании, он ради них не остановился бы перед убийством.

И оставался бы в своём праве, так как родился для высокого предназначения. По мнению Родиона Раскольникова, законы пишутся не для подобных личностей. Обычных людей бывший студент рассматривает как «тварей дрожащих», участь которых жить в раболепии и страхе. Только для них существует запрет «не убий». На этом этапе Родион Романович себя к ним не причисляет.

Духовные двойники

Критики отмечают, что у Раскольникова есть духовный двойник, которого они видят в Аркадии Свидригайлове. А объединяет их преступление. Согласно теории главного героя, оба они относятся к «право имеющим».

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

В этом их сходство. Но отличает их друг от друга следующее. Бывший студент, готовясь совершить преступление, сомневается в себе, собираясь проверить, действительно ли он является избранным.

В то время как Аркадий Свидригайлов не испытывает никаких угрызений совести, творя злодеяния. Совершив убийство, он спокойно живёт дальше, относясь к этому хладнокровно. Для него преступление является средством достижения целей. После смерти Свидригайлова Раскольников понимает, что он также погиб, убив не старуху-процентщицу, а самого себя.

Теория и действительность

И вот герой уже приравнял себя к Наполеону и ему подобным личностям. Тем не менее то спокойствие, которое, по его разумению, должно быть в нём как в человеке «право имеющем», в Раскольникове напрочь отсутствует. Выясняется, что между замыслом и его реализацией лежит глубокая пропасть.

То, что в теории казалось таким простым и логичным, в реальности обернулось непосильной ношей, зловещим деянием. Выстраивая свои умозаключения, Родион Раскольников не предполагал, что все его существо воспротивится рассудку. При мыслях о задуманном его охватывает отвращение.

После убийства

После совершения преступления к Раскольникову приходит понимание, что он и его кумиры — совершенно разные люди. Жить спокойно после совершенного кровопролития он не в состоянии. Ночью его охватывает ужас, усиливший душевное расстройство героя. Мечась в лихорадке по комнате, он делает попытку сосредоточиться и разобраться в ситуации, но совладать со своими страхами и галлюцинациями он не в состоянии.

После того как первое волнение отступило, Родион испытывает страшное одиночество, разобщение и с самыми близкими людьми, и со всем миром. Перед сестрой и матерью он скрывает истинные чувства, окончательно замкнувшись в себе.

Убил самого себя

При этом Раскольникова гнетёт мысль о смерти от его рук невинной Лизаветы, сестры процентщицы. Он не знает, как можно оправдать эту жертву. Тем не менее от своей теории на данном этапе Родион Раскольников ещё не отказался.

Исповедь перед Сонечкой

Уже через две недели после совершения преступления Раскольников признаётся в нём Соне Мармеладовой. Ей он объясняет, что на самом деле пошёл убивать не для того, чтобы помочь матери или, получив средства, облагодетельствовать других людей.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Это Родион называет вздором. Не деньги нужны были ему.

Он хотел узнать поскорее, вошь он или человек. Сможет он переступить черту или нет. Смысл изучаемой фразы, произнесённой Раскольниковым именно во время признания Соне, теперь становится понятным. И главный герой делает вывод, что он не Наполеон, а такой же, как и все остальные.

Роль проводника

Для неё переступить заповедь «не убий» невозможно. Постепенно именно она выведет Раскольникова из хаоса, в который он погрузил сам себя. Даст ему шанс спастись и вновь обрести себя. Она станет его маяком, проводником во тьме его души. И произойдёт это через посредство принятия им религиозных истин, ранее отрицаемых.

Душевная чистота

С помощью образа Сонечки Мармеладовой Достоевский показывает позицию, прямо противоположную теории Родиона Раскольникова. Им владеют бунтарские идеи, тогда как ею — христианское смирение:

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

То есть с Раскольниковым они существуют в разных мирах. Благодаря присущему девушке сочувствию и состраданию, ей удаётся уберечь свою душу, оставшись человеком чистым и искренним вопреки той страшной реальности, в которой она существует. Ведь ей приходится продавать себя, чтобы содержать семью.

Внутренний ад

Под влиянием Сонечки и собственной мучительной душевной работы к Родиону Раскольникову пришло осознание того, что, совершив убийство, он поставил себя вне общества, вне его нравственных законов. Те самым он «убил себя». Его настигло наказание, о котором он раньше не задумывался, это его внутренний ад, его собственный суд.

Раскольникова охватили муки совести, ставшие тем великим началом, которое в результате вновь объединило его с человечеством. При этом крах философии главного героя и его возрождение к жизни проходили столь мучительно, что даже каторга не стала для него более тяжёлым наказанием.

Замысел писателя

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Таким образом, Фёдор Достоевский, показывая сложный духовный путь героя, в своём сочинении развенчивает его теорию деления людей на сильных, которым позволено всё, и на «тварей дрожащих». Эта теория имеет созвучие с философией Ницше, который:

Немецкий мыслитель описывает сверхчеловека, новую, сильную личность, о которой рассуждает и Раскольников. На примере главного героя «Преступления и наказания» великий писатель предостерегает людей от попрания христианских ценностей, которое не могут оправдать никакие благие цели.

Источник

В чем смысл фразы «Тварь я дрожащая или права имею?»

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

В романе «Преступление и наказание» все подчинено раскрытию и осмыслению глубокой нравственной идеи. Ни один вопрос не заслуживает однозначного ответа. В своем признании главный герой восклицает в душе: «Я тварь трепещущая или имею право?» Может ли человек вторгаться в чужую жизнь ради победы над злом мира и во имя всеобщего счастья? Ответ кажется очевидным. Но почему-то даже сегодня, спустя полтора века после выхода гениальной работы, вопрос не теряет своей актуальности.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Мотив преступления

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Исповедь

Пройдет всего две недели с момента совершения преступления, и Раскольников признается в своем злодеянии Соне Мармеладовой. На вопрос «Я тварь дрожащая или имею право?» тогда у него еще не будет ответа. Он так и не смог осуществить свой аморальный план, несмотря на высокую цель и благие намерения. Соня поможет ему понять его ужасный поступок, но покаяние придет намного позже, с принудительными работами.

В день встречи с Соней его ужасно тревожит предстоящий разговор, так как он уже чувствует, что его душа раскололась на две части. Он совершил убийство, но не может использовать деньги, полученные в результате этого злодеяния. Никто не делал его судьей и не давал ему права решать, кому жить, а кому умереть. Но он считает, что нет смысла давать признательные показания следователю. Там его не поймут, а будут только смеяться: он его ограбил, а денег не взял.

Между тем, судебному приставу-исполнителю было известно имя преступника. Единственным доказательством этого стала статья, написанная Раскольниковым незадолго до описываемых событий. Эта статья не имела бы веса в суде. Но что-то в ней указывало на то, что убийца рано или поздно сознается сам.

Статья Раскольникова

Все начинается с этой композиции. В нем Раскольников пытался доказать существование «высших людей» и их право на преступление. Сильные личности двигают миром, другие — только материал в руках сильнейших. Все люди в своей статье Раскольников делятся на два типа — нижние и верхние. Люди второго типа по природе своей разрушители. Но они разрушают настоящее во имя будущего. А если сильному человеку нужно перешагнуть через труп или кровь, то разрешение на этот поступок дается само. Такой человек имеет право на все.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Раскольников несомненно считает себя во второй мировой. Но здесь у него есть вполне логичная потребность доказать себе эту причастность. Возникает вопрос: «Я тварь дрожащая или имею на это право?» Откуда пришла эта уверенность в том, что ему позволили нарушить закон, если он не сделал этого раньше? Итак, убийство старухи — это не только способ выбраться из нищеты, но и подтвердить себе право на преступление, а значит, участие сильных людей, которым разрешено все.

Следователь и преступник: психологический поединок

Порфирий Петрович назвал статью Раскольникова абсурдной и фантастической. Но искренность ее автора не оставила равнодушным следователя.

У него нет доказательств, но то, как было совершено преступление, говорит об пылкости и нестабильности убийцы. Преступником движет не только жажда наживы, что опытный следователь видит уже на первом этапе расследования. Стиль, в котором было совершено ограбление, указывает на то, что преступник может сделать первый шаг, но на этом он останавливается. Его мотивы — сны, не имеющие ничего общего с реальностью (он совершает убийство, но не закрывает дверь; прячет деньги, но возвращается на место преступления). Как будто он хотел что-то себе доказать, как будто спрашивал: «Я тварь дрожащая или имею право?» Автор утопической статьи тоже думает о правах. И уверен, что для умных и сильных личностей все справедливо. Порфирий Петрович понимает, что автор статьи и убийца ростовщика — одно лицо. Правда, теоретические рассуждения на практике оказались неприменимы. Создатель теории не учел наличие других ценностей: добродетели, любви, самопожертвования.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Лизавета — случайная жертва

Свидригайлов

Раскольникова и Свидригайлова критики называют духовными двойниками. Их объединяет преступность. Оба, по их оценке, «имеют право». Их судьбы похожи. Но если бедный школьник, идя на преступление, задает вопрос «Я тварь трепещущая или имею право?», Значение которого имеет глубокий оттенок и связано с постоянными муками совести, то Свидригайлов совершает зверства без всяких угрызений совести. Он продолжает жить, очень холодно воспринимает убийство. Для него преступление — это средство, с помощью которого он может жить, как ему заблагорассудится. В его душе нет места хорошим мыслям и борьбе с несправедливостью. В этом просто ничего нет. И он умирает от собственной духовной пустоты.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Сонечка Мармеладова

С помощью этого образа Достоевский выражает мнение, противоречащее теории Раскольникова. Софья Мармеладова — олицетворение надежды и любви. Для нее все люди одинаковые. И главное убеждение этого персонажа в том, что преступлением невозможно достичь счастья.

Раскольников и Мармеладова живут в разных мирах. Он руководствуется идеей духовного бунта, он — христианским смирением. Через сострадание и сочувствие она защищает свою душу и остается чистым и искренним человеком, несмотря на моральную и моральную нечистоту, которая ее окружает. Признавшись в убийстве Соне, Раскольников растерянно приводит причины, побудившие его совершить преступление. Среди них — нежелание видеть страдания матери и сестры, и обостренное чувство справедливости, и желание получить образование и врываться в людей. «Я тварь дрожащая или у меня есть права?» — задает вопрос, который теперь стал риторическим, потому что благодаря Соне она понимает, что она не лучше и не хуже других. Судьба каждому прописала свой путь, и от одного человека ничего не зависит. Только от Бога.

Лавры маленького корсиканца

Раскольников хочет понять, кто он, задавая вопрос: «Я тварь дрожащая или прав?» Измученный в поисках истины, он выдвигает чудовищную идею. Наполеон стал его кумиром. И это не случайно. Этот человек был культовой фигурой 19 века. Создавая свою жестокую философию, Родион Романович постоянно оглядывается на Бонапарта, нарушителя моральных норм и общественного порядка. Наполеон пожертвовал всем, чтобы утолить жажду власти, на его счету сотни человеческих жизней. И сделал он это хладнокровно, спокойно, равнодушно.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

Семья Мармеладовых жила в нечеловеческих условиях за счет дочери, которую заставили продать себя. Раскольников пожертвовал им все свои деньги. Но он не мог использовать украденные.

Раскольниковы в мировой истории

«Я тварь дрожащая или имею на это право?» — цитата, которая при ближайшем рассмотрении связана с самыми ужасными лозунгами в истории человечества. Разделение людей на «трясущихся существ» и «подходящих» напоминает теорию высшей расы, созданную немецкими нацистами. Раскольникова часто связывают с теорией «сверхчеловека» Фридриха Ницше. Такое созвучие не случайно.

что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть фото что значит тварь я дрожащая или право имею. Смотреть картинку что значит тварь я дрожащая или право имею. Картинка про что значит тварь я дрожащая или право имею. Фото что значит тварь я дрожащая или право имею

В своем романе Достоевский постарался донести до своих читателей, что зло не может принести пользу никому, и особенно тем, кто его совершил. Знаменитый вопрос Раскольникова остается открытым только для тех, кто не разделяет философско-нравственную позицию писателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *