что значит удостоверение водителя любителя
Водительские права разделят на профессиональные и любительские
В России водительские права могут разделить на профессиональные и любительские, сообщает «Коммерсантъ». Соответствующий законопроект уже подготовил Минтранс. Ранее с такой инициативой выступили Союз автошкол Москвы и Гильдия автошкол. К каждой из категорий водителей предлагается установить свои требования. Кроме этого для них будет значительно различаться и система обучения в автошколах.
Основная цель нововведения, по словам авторов проекта, повысить уровень подготовки водителей-профессионалов. В случае если документ будет одобрен, разработкой программ обучения займется Минобрнауки. В ведомстве пообещали, что необходимые документ будут подготовлены в течение года после вступления закона в силу.
Ожидается, что для профессиональных водителей, будет введены дополнительные курсы вождения «во внештатных ситуациях», «отработкой вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», а также основам безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов. В свою очередь, для кандидатов-любителей, из программы обучения уберут «принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов», «диспетчерское руководство работой подвижного состава» и «организацию таксомоторных перевозок».
После прохождения обучения профессиональные водители получат в правах специальную отметку — код «95». Без нее устроиться на работу таксистом или дальнобойщиком будет невозможно.
В России с сентября 2016 г. вступили в силу новые правила сдачи экзаменов на водительские права. Изменения подытожили серию реформ системы подготовки водителей, которая была запущена в России два года назад, когда были утверждены новые образовательные программы и ужесточены требования к автошколам.
К примеру, неправильный ответ на вопрос теоретической части влечет за собой дополнительные вопросы, а за неверные действия во время практики ученик получает больше штрафных баллов. В то же время срок на подготовку к практическому экзамену после сдачи теории увеличился с трех до шести месяцев.
Водители получат отметку
Не успела отгреметь одна реформа подготовки водителей, как ей на смену спешит новая. Законопроект, подготовленный министерством транспорта, предполагает отделить водителей-любителей от водителей профессионалов. Это может стать полной революцией в системе подготовки водителей.
Тем, кто собирается работать водителем по найму, придется пройти именно профессиональную подготовку и получить в водительском удостоверении соответствующую отметку.
При этом водители-профессионалы должны будут раз в пять лет проходить переподготовку и сдавать экзамены в ГИБДД на права, подтверждая эту отметку. Причем это касается всех водителей, работающих по найму, независимо от того, к какой категории транспортных средств относится их машина.
И если они не подтвердят отметку, то лишатся права работать водителями. А водители грузовиков и автобусов, то есть те, у которых открыты категории «С», «СЕ», «D», «DE», лишатся права управления этими машинами без соответствующей отметки.
В личных целях можно будет управлять машинами только подкатегорий «С1», «С1Е», «D1», «D1E». То есть собственник «КАМАЗа», который возит к себе в огород грунт и навоз, не сможет этого делать, не получив профессиональной отметки в правах.
Законопроект появился не на пустом месте. Аварийность именно среди перевозчиков растет из года в год. К тому же на этом рынке активно трудятся и водители из соседних государств. Поэтому было дано поручение президента, а позже поручение правительства о принятии мер для повышения квалификации водителей-профессионалов.
Казалось бы, этот проект должен быть выгоден автошколам. Ведь водителям-профессионалам придется повторно пройти обучение, чтобы сдать экзамен в ГИБДД. А потом проходить переподготовку раз в пять лет. Кроме того, чтобы повысить квалификацию, водителю придется пройти обучение с нуля, поскольку ему потребуется перейти на программы подготовки для профессионалов.
Но и автошколы высказались против такой реформы. Ведь после принятия закона, чтобы готовить водителей-любителей, им придется получать новые лицензии. А также поменять под новые программы всю материально-техническую базу, заново согласовывать программы и получать документы о соответствии в ГИБДД. В общем, пройти заново все, что только что прошли. Надо сказать, что требования по получению отметки для категорий и подкатегорий «М», «А», «А1», «В1» и «В», а также лишение права управления категориями «С» и «D» противоречат директиве Европарламента о квалификации водителей, занятых в перевозке.
А ее можно решить менее кардинальными мерами. Представители Госавтоинспекции напомнили, что в Законе «О безопасности дорожного движения» в статье 20 есть требование об обязательном повышении квалификации водителей, которые работают по найму, раз в пять лет. При этом никаких дополнительных отметок в правах не требуется.
Минтрансу необходимо установить периодичность повышения квалификации, а также разработать соответствующие программы, поскольку водители-профессионалы, задействованные в перевозках, это его зона ответственности.
Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Содержание
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.
Категории водительских удостоверений
Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 «Категории водительских прав»). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).
Таблица 1. «Категории водительских прав»
Категория | Подкатегория | Право на управление | Для лиц | К экзаменам на получение прав соответствующей категории после подготовки допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение и достигшие |
«М» | — | Мопедами и легкими квадрициклами | Не моложе 16 лет | 16 лет |
«А» | — | Мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами | Не моложе 18 лет | 18 лет |
— | «А1» | Мотоциклами с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт | Не моложе 16 лет | 16 лет |
«В» | — | Автомобилями (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов | Не моложе 18 лет | 17 лет |
— | «В1» | Трициклами и квадрициклами | Не моложе 18 лет | 18 лет |
«ВЕ» | — | Автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев |
«С» | — | Автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 18 лет | 17 лет |
— | «С1» | Автомобилями, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобилями подкатегории «С1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 18 лет | 18 лет |
— | «С1Е» | Автомобилями подкатегории «С1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «С» или «С1» не менее 12 месяцев |
«СЕ» | — | Автомобилями категории «С», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов | Не моложе 19 лет | 19 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «С» не менее 12 месяцев |
«D» | — | Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 21 года | 21 года |
«DЕ» | — | Автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененными автобусами | Не моложе 22 лет | 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «D» не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ) |
— | «D1» | Автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов | Не моложе 21 года | 21 года |
— | «D1Е» | Автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов | Не моложе 22 года | 22 лет + имеющие право управления транспортными средствами категории «D» или «D1» не менее 12 месяцев (за исключением транспортных средств Вооруженных Сил РФ) |
«Tm» | — | Трамваями | Не моложе 21 года | 21 года |
«Tb» | — | Троллейбусами | Не моложе 21 года | 21 года |
Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.
Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.
Квадрициклы, трициклы и мопеды
Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Новый закон о водителях любителях и профессионалах
Новая отметка в правах: «Профессионал и любитель».
Министерство Транспорта РФ подготовило существенные изменения в Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года. В случае вступления в силу этих изменений, в нашей стране водителей разделят на любителей и профессионалов. Так, планируется, что водители, управляющие автомобилями, осуществляющие предпринимательскую деятельность либо работающие водителями, должны будут раз в 5 лет проходить переподготовку в автошколах и сдавать экзамены. Успешную сдачу экзаменов будет подтверждать специальная отметка в водительских правах.
То есть Минтранс РФ предлагает вернуть назад старую систему выдачи прав, разделив таким образом водительское удостоверение (права) на любителей и на профессионалов. Чтобы этот закон заработал планируется также внести поправки и в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В рамках этих поправок будут разработаны новые программы обучения для автошкол, которые будут разделены между водителями любителями и водителями профессионалами.
В частности, для водителей любителей будут разработаны облегченные программы подготовки, в рамках которых можно будет обучиться только на категории «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Чтобы получить права категории «C», «D», «Е» (и их подкатегории для транспортировки прицепов) для работы по найму, водителям будет необходимо пройти специальную программу профессиональной подготовки, а затем сдать специальные экзамены в ГИБДД получив там отметку в водительские права.
В этом случае всем профессиональным водителям необходимо будет проходить переподготовку 1 раз в 5 лет в специальном учебном учреждении, после чего сдать снова экзамены в ГИБДД. По результатам экзаменов будет проставляться новая отметка на 5 лет, которая разрешает управлять автомобилем при использовании машины в предпринимательских целях.
В настоящий момент законопроект о разделении водителей-любителей и водителей-профессионалов опубликован на Едином портале проектов правовых актов для общественного обсуждения. Мы провели традиционный анализ нового закона и решили ответить на вопросы, которые могут возникнуть у автомобилистов в связи с возможным его введением в ближайшие годы.
Можно ли будет принимать на работу водителей-любителей?
Согласно нового закона, который разработал Минтранс РФ, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть, по сути, в случае вступления закона в силу, водители, не имеющие специальную отметку в водительских правах не смогут устроиться на работу. Те же водители, кто будет работать водителем в момент вступления закона в силу скорее всего будут направлены работодателями на переподготовку в автошколу, с последующей пересдачей экзаменов, которые подтвердят профессиональную классификацию водителей работающих по найму.
Какая ответственность будет предусмотрена в случае, если водитель-любитель будет управлять автомобилем на котором осуществляется предпринимательская и трудовая деятельность?
Данный законопроект Минтранса РФ, который вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предусматривает, внесение изменений в статью 25. Так данную статью предлагается дополнить пунктом 4.1.
Вот выдержка из нового закона:
. 4.1 Право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности подтверждается водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя с указанием срока ее действия.
То есть, в случае вступления нового закона в силу управление автомобилем для предпринимательской или трудовой деятельности без специальной отметки органов ГИБДД будет запрещено. Так что запомните, в будущем подобное нарушение будет приравнено к езде без прав.
На какой срок будут выдаваться права водителя-профессионала?
Согласно законопроекта планируется, что профессиональные права будут выдаваться сроком на 5 лет. Это будет регулироваться пунктом 6.1 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения». Вот выдержка из нового закона:
. 6.1. Отметка о профессиональной компетентности водителя подтверждает право водителя на осуществление предпринимательской и трудовой деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 5 лет.
Что нужно делать водителю профессионалу после истечения 5-летнего срока?
Согласно нововведениям предусматривается, что после истечения пятилетнего срока водители-профессионалы для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем автотранспортных средств обязаны будут пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации. Затем они должны обратиться в ГИБДД предоставив туда медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для управления ТС и сдать квалификационные экзамены. После успешной сдачи экзаменов, в правах водителя-профессионала проставляется специальная отметка подтверждающая допуск водителя к управлению транспортом.
Какие категории можно открыть в правах водителю-любителю?
Согласно нового закона водитель-любитель, пройдя укороченный курс подготовки в автошколе может получить в правах следующие категории: «А», «А1», «В», «В1», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Какие категории можно открыть в правах пройдя только профессиональную подготовку в автошколе?
Согласно нового законопроекта, в случае подписания и вступления его в законную силу, чтобы открыть в правах категории «D», «DE»,»С», «CE» нужно пройти специальную подготовку в образовательном учреждении и сдать соответствующие экзамены в ГИБДД. Эти категории в правах нужно будет подтверждать каждые 5 лет проходя соответственно переобучение и пересдачу экзаменов в Госавтоинспекции.
В противном случае водитель-профессионал потеряет право управлять транспортными средствами категорий «D», «DE»,»С», «CE», и сможет сесть за руль автомобилей следующих категорий: «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Что будет с правами легковых категорий?
Согласно нового закона, для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности за рулем легкового автомобиля водители должны пройти специальное профессиональное обучение по программе подготовки к управлению автомобилями категории «В». Помимо этого, в рамках подготовки водителям будет разрешено осуществлять управление автомобилем категории «В1» в предпринимательских целях и для трудовой деятельности.
Если же водитель не собирается управлять автомобилем для осуществления предпринимательской и трудовой деятельности, то он сможет пройти упрощенный курс подготовки.
Обучение по общеразвивающим программам в сфере управления транспортными средствами проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D1», «D1E», «С1», «C1E».
Профессиональное обучение проводится для получения права на управление транспортными средствами категорий: «A1», «A», «B1», «B», «D», «DE», «C», «CE» D1″, «D1E», «С1», «C1E», «Tm», «Tb» при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.
Кстати, вот еще очень важный пункт в новом законе:
«Лица, незаконно осуществляющие предпринимательскую и трудовую деятельность, связанную с управлением транспортными средствами, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
О чем это нам говорит? О том, что если вы являетесь водителем-любителем, в правах которого нет специальной отметки о подтверждении прохождения профессиональной подготовки, будете управлять автомобилем в целях осуществления предпринимательской или трудовой деятельности, то будете привлечены к административной ответственности.
Когда новый закон о водителях-любителях и водителях-профессионалах начнет действовать?
Пока говорить об этом рано. Ведь данный законопроект только проходит общественное обсуждение и только после этого поступит на согласование в Правительство РФ и далее уже в Государственную Думу РФ. Но мы со своей стороны думаем так, что новый закон не найдет ни каких препятствий и в скором времени его примут и подпишут.
Правда в законную силу он все-равно сразу не вступит, так как согласно проекта закона, данные нововведения вступят в силу только по истечении двух лет со дня его официального опубликования.