что значит урегулирование задолженности в налоговой
Отсрочка и рассрочка по налогам: как погасить долг перед бюджетом, если не хватает денег
Налоговая нагрузка с каждым годом растет. Если не заплатить бюджету вовремя, могут заблокировать счета или взыскать имущество. В помощь бизнесу НК РФ предусматривает возможность получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и взносов. Но воспользоваться ей непросто. Расскажем, как платить налоги частями или позже установленного срока.
Что такое рассрочка и отсрочка по налогам
Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица могут уплатить налоги, сборы и страховые взносы позже, если на это есть достаточные основания. Изменение срока возможно в двух формах:
Наталья Данилова, УФНС России по Челябинской области: «Срок, на который можно получить отсрочку или рассрочку, зависит от вида налога и бюджета, в который поступает налог. По налогам и сборам в региональные и местный бюджет — на срок не более одного года, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховым взносам — на срок не более трех лет».
Кто может получить отсрочку или рассрочку
Как отмечает Артем Балюра, УФНС России по Свердловской области, «отсрочка или рассрочка по уплате налогов, сборов, страховых взносов может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка».
Все основания, по которым бизнес может получить отсрочку или рассрочку, перечислены в п. 2 ст. 64 НК РФ:
По основанию из п. 7 ФНС может предоставить только рассрочку по уплате налога на сумму, не превышающую стоимость чистых активов, и только под банковскую гарантию. Отсрочка невозможна.
Список оснований исчерпывающий, но субъекты РФ и муниципальные образования могут предусмотреть дополнительные основания для отсрочки или рассрочки.
Любое из обстоятельств для отсрочки или рассрочки нужно подтвердить. Это непросто. Например, чтобы определить, угрожает ли компании банкротство при единовременной уплате налога, проводится финансовый анализ по методике, утвержденной приказом Минэкономразвития от 26.06.2019 № 382. Как отмечает Артем Балюра, УФНС России по Свердловской области, «целесообразно, если налогоплательщик сам проведёт такой анализ, прежде чем подавать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки».
Если хотите получить рассрочку по доначисленным в ходе налоговой проверки платежам, нужно проходить еще по нескольким критериям (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
От доли доначислений зависит срок рассрочки, ее дадут на следующий период:
Кому отсрочку и рассрочку не дадут
В Налоговом кодексе предусмотрен ряд случаев, в которых отсрочку получить точно не удастся (ст. 62 НК РФ):
Какую сумму налога можно взять в рассрочку или отсрочку
Данилова Наталья, УФНС России по Челябинской области: «Отсрочку и рассрочку можно получить на всю сумму налога или на ее часть. Но размер перенесенного платежа не может быть выше стоимости чистых активов организации. Это ограничение не применяется в случаях, когда налогоплательщик не получил бюджетное финансирование или государство не оплатило выполненный государственный (муниципальный) заказ, а также в связи с коронавирусом».
Правила оценки чистых активов утверждены приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н. Их стоимость определяется как разница между активами и обязательствами. При этом из активов исключают дебиторскую задолженность учредителей, а из обязательств — доходы будущих периодов.
Какой процент взимается в случае отсрочки или рассрочки по налогам
Процента за отсрочку и рассрочку начисляют практически во всех случаях. Но для некоторых оснований есть свои особенности.
Основание | Ставка процента |
---|---|
Ущерб в результате форс-мажора, задержка финансирования, неоплата выполненного госзаказа, коронавирус | Проценты не начисляются |
Угроза банкротства при единовременной уплате налога, сезонная деятельность, таможенные пошлины, доначисления по решению налоговой проверки | ½ ключевой ставки ЦБ РФ на остаток задолженности |
Доначисления по результатам налоговой проверки | Полная ключевая ставка ЦБ РФ |
Проценты включайте в состав внереализационных расходов. Это делается в конце каждого месяца соответствующего периода.
Как получить отсрочку или рассрочку: пошаговая инструкция
Чтобы перенести сроки уплаты налогов, понадобится собрать документы, заручиться обеспечением обязательств и получить согласие ФНС России, финансового органа субъекта, муниципального образования.
Собрать пакет документов
Чтобы перенести сроки уплаты налогов и других платежей в бюджет, нужно подготовить заявление. В нем укажите причины, по которым не можете вовремя выполнить обязательства. Рекомендуемая форма утверждена приложением № 1 к Приказу ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.
К заявлению приложите документы, перечисленные в п. 5, 5.1 ст. 64 НК РФ:
Артем Балюра, УФНС России по Свердловской области: «В приложениях к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@, приведены рекомендуемые формы представляемых документов. В частности, заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога и обязательства, предусматривающего на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки».
Больше всего вопросов возникает при подготовке документов, подтверждающих право на отсрочку (рассрочку).
«Если налогоплательщик обращается за изменением срока уплаты налога в связи с сезонностью деятельности, нужно приложить документ, который подтвердит, что доля доходов от сезонных видов деятельности не менее 50 % общей величины ваших доходов. При этом отрасль деятельности организации или ИП должна входить в Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382).
Задержку финансирования можно подтвердить гарантийными письмами главных распорядителей бюджетных средств. В них должна быть информация о задержке финансирования из бюджета конкретной бюджетной организации, а также о сумме недофинансирования на дату подачи заявления о предоставлении отсрочки по уплате налога», — поясняет Наталья Данилова, УФНС России по Челябинской области.
Подготовить обеспечение обязательств
Налоговая не переносит сроки уплаты налогов, если нет гарантии, что налогоплательщик заплатит. Обеспечить свои обязательства можно одним из трех способов: залогом имущества, банковской гарантией или через поручительство третьих лиц. Когда вы подаете заявление о рассрочке доначисленных в ходе проверки сумм, налоговая примет только банковскую гарантию. В остальных случаях уполномоченный орган может выбрать любой из этих трёх способов.
Вид обеспечения | Пояснение | Нарушение обязательств |
---|---|---|
Залог имущества | Если вы нарушите обязательства, налоговая заберет имущество, продаст его и из вырученных средств компенсирует свои убытки | |
Банковская гарантия | Банк погасит ваш долг перед налоговой, если вы не сможете сделать это вовремя. После этого вам придется рассчитываться с банком на предусмотренных договором условиях | |
Поручительство третьих лиц | Поручители несут субсидиарную ответственность вместе с налогоплательщиком, который подал заявление. | Если вы погасите обязательства не полностью, то налоговая обратит взыскание и на поручителя. Взыскание с поручителя производится в бесспорном порядке (без суда) |
Подать документы в уполномоченный орган
Собранные документы нужно в течение месяца с момента их подписания направить в уполномоченный орган. Если в них появятся какие-то изменения, у вас будет семь дней, чтобы оповестить об этом налоговую и представить новые документы.
Уполномоченный на принятие решения орган зависит от платежа, по которому вы хотите изменить срок. Для удобства эта информация приведена в таблице.
Вид налога | Уполномоченный орган | Основание (НК РФ) |
---|---|---|
Налог на прибыль организаций, НДС и прочие федеральные налоги | ФНС по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований (через УФНС по субъекту РФ) | пп. 1 п. 1 ст. 63, п. 2 ст. 63 (согласование), п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
НДФЛ, который уплачивает ИП, в части доходов, с которых налог не удерживают налоговые агенты | ||
НДФЛ, подлежащий уплате физическими лицами (не ИП), в части доходов, с которых не удерживают налог налоговые агенты | УФНС России по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований | пп. 6 п. 1 ст. 63, п. 2 ст. 63 (согласование), п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
Государственная пошлина | Органы, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате госпошлина (гл.25.3 НК РФ) | пп. 4 п. 1 ст. 63 |
Налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза | ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы | пп. 3 п. 1 ст. 63 |
Страховые взносы с 01.01.2017 | ФНС (через Управление по субъекту РФ) | пп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
Региональные налоги | УФНС по субъекту РФ по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований | пп. 2 п. 1 ст. 63, п. 3 ст. 63 (согласование), п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
Местные налоги |
Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета (п. 5 ст. 64 НК).
Срок принятия решения — 30 рабочих дней со дня получения заявления. Налогоплательщик может ходатайствовать о том, чтобы уплату налогов приостановили на время рассмотрения заявки.
Положительное решение вступает в силу со дня, который в нем указан. При этом пени, начисленные за срок просрочки, включаются в сумму долга. Когда срок переносят под залог имущества, то решение вступает в силу только после заключения договора залога.
Если налоговая откажет в предоставлении рассрочки или отсрочки, то должна назвать причину. Отказ можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (п. 9 ст. 64 НК РФ).
Инвестиционный налоговый кредит — еще один способ изменить срок уплаты налога
Инвестиционный налоговый кредит (далее — ИНК) позволяет организациям платить только часть налогов в течение срока от 1 года до 10 лет. Его можно взять на уплату налога на прибыль, региональных и местных налогов.
Платежи по налогу уменьшаются по договору на предоставление ИНК. Но есть ограничение: за каждый отчетный период платеж по налогу можно уменьшить не более чем в два раза. При этом кредит за весь налоговый период не должен быть больше 50 % от суммы налога к уплате (ст. 66 НК РФ).
Размер кредита зависит от оснований, по которым компания прибегает к ИНК (ст. 67 НК РФ). Перечень закрытый, и все причины связаны с видом деятельности компании, а не с ее финансовой ситуацией. Например, на ИНК могут рассчитывать те, кто ведёт научные исследования, создает новые технологии, выполняет гособоронзаказ и инвестирует в возобновляемые источники энергии.
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Урегулирование задолженности по налогам и сборам
Урегулирование задолженности по налогам и сборам
Похожие публикации
Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.
Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ
Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).
Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:
Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании
Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».
Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.
Что значит урегулирование задолженности в налоговой
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 г. № ГД-4-8/8658@ “Об урегулировании задолженности бюджетных учреждений”
Федеральная налоговая служба в целях совершенствования работы налоговых органов по урегулированию задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 70 Кодекса установлен трехмесячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено вышеуказанной статьей.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций в порядке и сроки, установленные статьями 46 и 47 Кодекса.
Взыскание налога за счет денежных средств на счетах (лицевых счетах), а также электронных денежных средств производится в порядке и сроки, установленные статьей 46 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.
В целях обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в соответствии со статьей 76 Кодекса.
В случае отсутствия денежных средств, электронных денежных средств на расчетных счетах бюджетных учреждений в банке, при размере недоимки менее 5 млн. рублей, взыскание осуществляется за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах открытых в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации.
При отсутствии денежных средств на счетах в банках, а также при поступлении от органа Федерального казначейства и финансового органа субъекта Российской Федерации уведомления о неисполнении решения о взыскании, налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в порядке, установленном статьей 47 Кодекса.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Порядок взыскания задолженности регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации, и не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений.
Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.
При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:
1. Не реже одного раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества бюджетных учреждений, главных распорядителей бюджетных средств, в ведении которых они находятся, а также органам региональной власти и местного самоуправления, списки бюджетных учреждений, имеющих задолженность в бюджетную систему Российской Федерации, с указанием суммы задолженности.
2. В целях урегулирования задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации бюджетных учреждений, а также исключения негативных последствий в виде невыплаты заработной платы сотрудникам учреждений, на постоянной основе проводить работу с администрациями субъектов Российской Федерации и иными органами региональной власти и местного самоуправления, путем проведения совместных совещаний по обсуждению складывающейся ситуации по неплатежам в бюджет данной категории должников.
3. Назначить ответственного за исполнением настоящего письма ФНС России заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.
Территориальным налоговым органам до применения мер по взысканию задолженности по обязательным платежам за счет денежных средств и приостановления операций по счетам бюджетных учреждений в сроки, предусмотренные Кодексом, необходимо обеспечить обязательное проведение мероприятий, направленных на информирование главных распорядителей бюджетных средств, органов региональной власти и местного самоуправления о неплатежах в бюджетную систему и суммах задолженности в отношении социально-значимых бюджетных учреждений.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | Д.Ю. Григоренко |
Обзор документа
НК РФ установлен 3-месячный срок для направления требования об уплате налога со дня выявления недоимки (по общему правилу). Взыскание задолженности в принудительном порядке осуществляется не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. С этой целью может быть применена обеспечительная мера в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика.
В случае отсутствия денежных средств на счетах при размере недоимки менее 5 млн руб. взыскание осуществляется за счет денежных средств на лицевых счетах в органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Федерации. При поступлении от них уведомления о неисполнении такого решения налоговый орган осуществляет взыскание за счет иного имущества должника в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Порядок взыскания задолженности не содержит специальных норм об особом положении бюджетных учреждений. Однако с учетом их социальной значимости налоговым органам следует не реже раза в месяц направлять в адрес учредителей и собственников имущества госучреждений, главных распорядителей бюджетных средств, региональным и муниципальным органам списки учреждений-должников. На постоянной основе должна проводиться работа с властями по обсуждению ситуации.
Задолженность по налогам и сборам: отражение в учете и урегулирование разногласий
Долги по фискальным платежам компании могут быть:
Правила бухгалтерского учета
Для отражения хозяйственных операций применяют План счетов, утвержденный Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Планом счетов предусмотрен, для того чтобы учитывать задолженность по налогам и сборам, счет 68. К нему рекомендуется открывать субсчета и обеспечивать аналитический учет по видам налоговых платежей. По кредиту счета отражается начисление налога, а по дебету его уплата или уменьшение за счет налоговых вычетов.
Бухгалтерский учет ведется методом начисления. Даты начисления и даты уплаты налогов, как правило, не совпадают. Например, налог на прибыль, начисленный к уплате за 2020 год, будет отражен по кредиту счета, а перечислить его организация обязана до 28.03.2019. Это приводит к тому, что на дату начисления налогового сбора по счету 69 возникнет кредитовое сальдо. Это текущая задолженность, она не является просроченной.
Отражение в бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность формируется по формам, утвержденным Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Задолженность по налогам и сборам в балансе отражается в составе кредиторской задолженности в разделе V:
Если величина долга перед бюджетом существенна, то компания отражает сведения о нем обособленно. Уровень существенности определяется организацией в учетной политике. В этом случае вводится в состав баланса дополнительная строка.
Материал по теме Как получить справку о состоянии расчетов с бюджетом Как сверить данные с ИФНС
Как минимум раз в год (при проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности) необходимо сверить данные компании по налоговым долгам с данными ИФНС. Рекомендуем это делать чаще. Это не сложно, особенно если у вашей организации подключен ЭДО с инспекцией или зарегистрирован личный кабинет на официальном сайте ФНС.
Для подтверждения задолженности необходимо подписать с инспекцией акты сверки по всем фискальным платежам. Это может занять некоторое время. Для оперативной проверки удобно использовать документ «Справка о состоянии расчетов». В одной форме сведены сведения о сальдо расчетов по всем платежам.
Урегулирование задолженности по налогам и сборам
Если вы обнаружили, что в регистрах ФНС отражено неверное сальдо расчетов, то его необходимо исправить. Ведь отсутствие задолженности по налогам и сборам позволяет компании получить кредит, участвовать в тендерах, заключать госконтракты. А ее наличие может привести к отказу банка в предоставлении заемных средств, а покупателей и заказчиков — от заключения контрактов.
Для исправления ошибки необходимо установить причину ее возникновения. Для этого можно заказать в ФНС «Выписку операций по расчету с бюджетом» по фискальному сбору с ошибочным сальдо. Если ИФНС неправильно отразила начисление или не отразила перечисление налогового платежа, напишите заявление о необходимости исправления и приложите подтверждающие документы. Заявление составляется в произвольной форме и предоставляется в инспекцию лично, почтой или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.