что значит юридический и фактический адрес организации
Что такое юридический адрес?
Термин юридический адрес определяется законодательством РФ, как фактическое местонахождение ЮЛ. Отмечается в Едином Государственном реестре (ЕГРЮЛ) и используется при подаче заявления на открытие ООО или АО.
Понятие не используется в законодательных документах. Это формальное местоположение, по которому организация регистрируется в государственных органах и ФНС.
Место нахождения и адрес юридического лица
Нередко возникают случаи, при которых юридическое и фактическое местонахождение не совпадают. Например, новая компания еще не арендовала помещение для оборудования рабочего пространства.
Разрешено использовать место проживания руководителя организации или учредителя. Первичная регистрация без проблем оформляется в налоговой службе. Для оформления нужна копия паспорта и право собственности на жилье, заверенное нотариусом.
За несовпадение не установлено штрафных санкций. Однако, необходимо встать на налоговый учет. В случае несоблюдения, инспекция вправе выписать штраф на 5000 рублей. Штрафа не будет только в случае, если фактическое и юридическое местоположение относятся к одной налоговой инспекции.
Предоставление юр.адреса: перечень обязательной документации
Собрать пакет документов для регистрации можно в течение одного дня.
Юр.адрес позволяет зарегистрировать организацию и начать ведение деятельности. К основным способам получения относятся:
Перед регистрацией юридического адреса необходимо проверить его на массовую регистрацию ЮЛ. Налоговая инспекция относится к таким вариантам с подозрением, также возможен отказ в регистрации.
Нашли свою организацию в каталоге?
Получите возможность размещать дополнительную информацию в карточке своей компании
Юридический адрес ООО
Требования к ООО в вопросах их идентификации мало отличаются от требований к физическим лицам. И те, и другие должны обладать уникальным идентификационным номером и уникальным набором регистрационных (личных) данных. Кроме того, и те, и другие для нормального функционирования должны иметь место прописки. Эквивалентом места прописки для ООО является его юридический адрес.
Подготовка к регистрации
Отсутствие юридического адреса либо отсутствие гарантийного письма о предоставлении юридического адреса будет безусловным основанием для отказа в регистрации ООО.
Поэтому, прежде чем обратиться в налоговые органы с заявлением об инициации процедуры регистрации, следует озаботиться вопросами, связанными с обеспечением ООО юридическим адресом.
Уточним, что юридический адрес – это не только обязательный реквизит ООО
Юридический адрес определяет территориальную подведомственность регистрирующих органов, поскольку регистрация осуществляется в той налоговой инспекции, в ведении которой находится место расположения юридического адреса.
То есть, говоря упрощенно, юридический адрес – это физический адрес некоего жилого или нежилого помещения, выбранного предпринимателем в качестве места пребывания или места получения почтово-секретарского обслуживания.
Варианты юридического адреса
Существует достаточно широкий спектр возможностей в выборе юридического адреса. Так, потенциальные ООО могут:
Выбор одной из перечисленных опций – это всецело прерогатива предпринимателя, определяющего нужный ему вариант исходя из собственных возможностей и интересов.
Оценка вариантов
Юридический адрес – это помещение, из которого осуществляется связь юридического лица с внешним миром вообще, с государственными органами в частности. По юридическому адресу доставляется корреспонденция, осуществляются проверки и контроли налоговых и иных органов.
При этом следует учитывать, что юридический адрес – это не обязательно место деятельности юридического лица, хотя и может быть таковым. То есть вполне возможен вариант, при котором производственная деятельность юридического лица будет осуществляться либо на неких производственных площадях, либо по месту жительства учредителя, либо вообще в чистом поле.
Таким образом, критериями оценки целесообразности выбора того или иного вида юридического адреса могут быть следующими:
Вне зависимости от сделанного выбора будущее ООО должно быть уверено, что его общение с государственными органами будет стабильным. Стабильность, в данном случае, обозначает, что факсы будут своевременно приняты, повестки в суд получены, а правоохранительным органам не придется объявлять директора ООО в розыск.
Почтово-секретарское обслуживание
Существует огромное число компаний, за вознаграждение предоставляющих юридическим лицам своего рода виртуальный юридический адрес, то есть некое реально существующее помещение, в которое ООО никогда не вселится.
На этот адрес будет приходить почта, и по этому адресу будут звонить контролирующие и иные органы. Это не означает, что в офисе будет сидеть работник и расписываться в приеме почтовой корреспонденции.
Иногда виртуальный юридический адрес будет действительно виртуальным, и никаких секретарей в нем не будет. В этом случае юридическому лицу потребуется воспользоваться услугами Почты России, с оформлением или без оформления абонентского ящика.
Для этого будет необходимо обратиться к руководителю почтового отделения, обслуживающего территорию, на которой расположен юридический адрес и написать заявление о хранении всей поступающей в адрес юридического лица корреспонденции непосредственно в почтовом отделении непосредственно в почтовом отделении на условиях услуги «до востребования».
Вариант виртуального юридического адреса без почтово-секретарского обслуживания является наименее затратным, однако имеет и свои минусы. Так:
Если бегать на почту не хочется, то можно заключить с собственником юридического адреса договор о почтово-секретарском обслуживании (ПСО). Предполагается, что собственник примет на себя договорную обязанность принимать входящие звонки и почтовую корреспонденцию, приходящую на имя юридического лица, вести ее учет и своевременно извещать его о поступлении почты или о иных событиях, связанных с юридическим адресом.
Более того, собственник юридического адреса по договору о ПСО может предоставить ООО также и курьерские услуги.
Черный список адресов
Любое правовое явление имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Предоставление виртуальных юридических адресов давно превратилось в бизнес, а цель любого бизнеса – это получение прибыли.
Соответственно, компании и граждане, предоставляющие такие юридические адреса, стремятся оказать свои услуги как можно большему количеству юридических лиц. Это приводит к тому, что по одному адресу регистрируются десятки и даже сотни ООО.
Само собой, что эта порочная практика попала в поле зрения ФНС. Проанализировав это явление, ФНС создала так называемый список адресов, по которым производятся массовые регистрации, и ограничило право ООО получать юридические адреса в подобных местах.
Проще говоря, ФНС откажет ООО в регистрации, если адрес находится в «черном списке». Поэтому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, рекомендуем проверить «виртуальный» адрес на предмет его принадлежности к местам массовой регистрации. Услугу по проверке предлагает официальный сайт ФНС.
Офис дома
Регистрация юридического адреса по домашнему адресу учредителя может иметь смысл только в случае, если ООО не собирается в квартире или частном доме открывать, к примеру, массажный салон или студию звукозаписи.
Дело в том, что налоговики зачастую отказывают в регистрации юридического адресу по месту жительства на том основании, что это может привести к использованию жилого помещения не по назначению.
Если же квартира или дом предполагаются к использованию только как офис, то проблем не возникнет, особенно, если сам учредитель является собственником. В ИФНС потребуется предоставить копию свидетельства о праве собственности на жилое помещение.
Если же собственником жилого помещения является иное лицо, то потребуется предоставить в ИФНС не только копию свидетельства о праве собственности, но и письменное согласие собственника на использование его жилья в качестве юридического адреса. Форма письменного согласия является произвольной.
Вполне допустима регистрация юридического адреса в жилом помещении, занимаемом на условиях социального найма. В данном случае потребуется письменное согласие муниципальных органов.
Аренда и гарант
Перечень документов, которые предприниматель должен предоставить для последующей регистрации ООО, регламентирован Законом РФ «О регистрации юридических лиц и ИП» и в этом законе нет ни слова о письмах, содержащих гарантию предоставления помещения под юридический адрес. То есть гарантийные письма – это всецело прихоть ФНС, которая, как бы то ни было, обязательна для исполнения.
При этом наличие или отсутствие договора аренды для ИФНС не имеет значения. Более того, налоговики не возлагают на ООО обязанность в будущем заключить этот договор.
Форма гарантии не регламентирована, а значит, содержание ее определяется способностями автора. В регистрирующий орган письмо подается вместе с копией документа, подтверждающего право собственности гаранта на помещение.
Почти наверняка юридический адрес будет проверен, поэтому нет смысла рисковать и предоставлять недостоверные письма.
Так, в регистрации будет отказано, если выяснится, что:
Способов, посредством которых налоговики проверяют юридические адреса, существует множество и о большинстве из этих способов знают только инспекторы ФНС. Наиболее часто используемый способ – это звонок собственнику и выяснение, действительно ли именно он составил письмо и осознает ли он последствия своих действий.
Энциклопедия решений. Последствия несовпадения юридического и фактического адреса юридического лица
Последствия несовпадения юридического и фактического адреса юридического лица
С 1 сентября 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ разделены понятия местонахождения юридического лица и его адреса.
Под адресом юридического лица с 1 сентября 2014 г. понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.
Внимание
С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации).
В ранее сложившейся практике было принято разделять:
— юридический адрес (указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ);
— фактический адрес юридического лица (где в действительности ведется его финансово-хозяйственная деятельность).
Российское законодательство не содержит определений юридического и фактического адреса юридического лица.
Регистрирующий орган был не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, находящееся по юридическому адресу, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Однако на основе пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации сложилась определенная судебная практика (см. подробнее Постановление N 61), которая и легла в основу нового законодательного регулирования места нахождения (адреса) юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.) (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 Постановления N 61). Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Внимание
Основанием для такой проверки могут быть как заявления заинтересованных лиц о недостоверности данных, включенных в ЕГРЮЛ, так и любая другая информация о том, что сведения в реестре противоречат документально подтверждённым сведениям, полученным регистрирующим органом уже после регистрации (п. 4.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, п. 4 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@).
При этом ФНС России вправе пользоваться всеми имеющимися у нее сведениями, в т.ч. поступившими в связи с осуществлением полномочий в иных сферах деятельности (п. 10 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@, письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-01-10/48518).
Если по итогам проверки будет установлено, что сведения об адресе юридического лица (то есть предусмотренные пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации) недостоверны, ФНС направляет юридическому лицу уведомление о необходимости представить либо новые достоверные сведения, либо доказательства достоверности прежних сведений. Если таковые не представлены (либо доказательства неубедительны), то ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений, предусмотренных пп.»в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации, о данной организации (п. 6 ст. 11 Закона о госрегистрации, п. 18 Приложения N 1 к Приказу N ММВ-7-14/72@).
Внесение записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ вызывает ряд неблагоприятных последствий как для самой организации, к которой относится запись, так и для связанных с этой организацией лиц.
ФНС вправе отказать в государственной регистрации, связанных с включением в ЕГРЮЛ сведений об участнике (учредителе) организации или о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, если:
— данное лицо имеет право без доверенности действовать от имени такой организации, в отношении которой уже содержится запись о недостоверности сведений об адресе (абз. четвёртый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации);
— данное лицо владеет 50% и более голосов от общего количества голосов в ООО, о котором в ЕГРЮЛ уже содержится запись о недостоверности сведений об адресе (абз. пятый пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).
Указанные записи о недостоверности не влекут отказа в государственной регистрации, если им более трех лет (на момент подачи документов в ФНС), либо они были внесены по заявлению о недостоверности, то есть без проверки (п. 5 ст. 11 Закона о госрегистрации).
С 01.09.2017 при наличии в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ регистрирующим органом (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»):
Запись о недостоверности сведений о юридическом лице также обязательно вносится в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (пп. «з.1» п. 7 ст. 7.1 Закона о госрегистрации).
При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 Постановления N 61).
Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует, являются открытой информацией, размещаемой на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. Такие сведения могут приниматься к сведению контрагентами юридических лиц.
Кроме того, за предоставление регистрирующему органу заведомо недостоверных сведений (а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для ЕГРЮЛ сведений) предусмотрена административная ответственность по ч.ч.3-5 ст. 14.25 КоАП РФ.
Юридический и фактический адрес
Современные реалии ведения бизнеса таковы, что до сих пор достаточно распространенной является ситуация, когда юридическое лицо зарегистрировано по одному адресу, а фактически находится в другом районе Москвы. По этому фактическому адресу находятся например, арендные площади – офис и склады, используется кассовый аппарат. А регистрация по фактическому месту нахождения отсутствует. И нам часто задают одни и те же вопросы:
Отвечаем!
Однако, организациям не запрещается иметь и другие адреса, которые могут относиться к ее филиалам (представительствам), обособленным подразделениям, торговым объектам и пр.
В настоящее время Высший арбитражный суд РФ (далее ВАС РФ) сформулировал свое мнение по вопросам судебной практики, которые связаны с достоверностью адресов юридических лиц (Постановление Пленума ВАС РФ № 61 от 30 июля 2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):
ВАС РФ говорит о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
Если ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).
Помимо этого, при выявлении недостоверных адресов ФНС России рекомендует инспекциям предпринимать следующие меры:
Есть ли риски для организации в случае, если она не перерегистрируется в ИФНС по фактическому местопребыванию? Конечно.
Каковы они? Читайте далее:
1. Штрафы:
При обнаружении факта отсутствия организации по месту ее регистрации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности:
Следует обратить внимание и на то, что к административной ответственности теперь могут быть также привлечены учредители (участники) юридических лиц (за нарушения по ст. 14.25 КоАП РФ они несут ответственность как должностные лица). Данное дополнение включено в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.
Важно! Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Но при длящемся административном правонарушении (выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом) указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Кроме того, осуществление деятельности в любом территориально обособленном от организации подразделении, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, приводит к образованию обособленных подразделений. В случае если налогоплательщик письменно не сообщит об этом в налоговый орган в течение одного месяца с момента их создания, может наступить ответственность:
2. Внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений
С 01.01.2016 г. регистрирующий орган может вносить записи о недостоверности сведений о юридическом лице самостоятельно без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов.
Запись о недостоверности сведений о юридическом лице может быть внесена в отношении сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (то есть в отношении сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица).
3. Ликвидация
С 01.01.2016 юридическое лицо, принявшее решение об изменении своего места нахождения, прежде чем подать документы для государственной регистрации изменения места нахождения, должно позаботиться о том, чтобы в ЕГРЮЛ появилась информация о готовящейся смене места нахождения. Для этого в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об изменении места нахождения в ФНС по текущему месту нахождения следует подать соответствующее заявление с приложением к нему решения и документов, подтверждающих наличие права пользования, например, у юридического лица, в отношении объекта недвижимости, находящегося по адресу, относящемуся к новому месту нахождения. Только через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в налоговую инспекцию можно будет представить документы для указания в реестре нового места нахождения организации.
Важно! На юридических лиц возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщать об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Поэтому целесообразно, как минимум, письменно проинформировать инспекцию о реальном адресе компании. Более того, логично принять меры к внесению изменений в учредительные документы.
Если реакции на уведомление не последует, то ФНС России советует инспекциям обращаться в суд с требованием ликвидировать «молчуна» (п. 5 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).
А мы советуем не дожидаться санкций, а своевременно обратиться к нашим юристам!
Юридический адрес: новые правила и нюансы
Проблема юридических и фактических адресов существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда под силу, то сейчас у них появились для этого новые инструменты.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).
Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).
…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…
Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.
При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения
Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.
Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.
Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации
Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.
Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.
На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.
Что разъяснил Пленум
Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61).
Судьи в первую очередь отметили, что поскольку адрес местонахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).
Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).
Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru.
При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).
По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию
У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть договоры аренды помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.
Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).
Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).
Чем грозит недостоверный адрес
Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:
Ликвидация юридического лица
Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 постановления № 61);
Расторжение договора банковского счета
Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);
Неполучение документов от налоговых органов
Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);
Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков
Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.
Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует «перерегистрироваться» по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.
Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.
Юлия Синицына, ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»
Процесс госрегистрации без труда
С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Узнайте больше >>