что значит зафук в шашках
Правила игры в шашки зафук
В эту популярную настольную игру для двух игроков в Южной Европе играли еще в средние века, но, судя по всему, ее заимствовали из гораздо более древних игр, распространенных на Ближнем Востоке.
Каждый игрок старается «взять» (захватить и снять с доски) шашки своего противника либо же запереть их так, чтобы они не могли ходить.
Доска.
В шашки играют на квадратной доске со стороной от 37 до 41 см, сделанной из дерева, пластика или картона. Она разделена на 64 квадрата, по восемь с каждой стороны.
Светлые квадраты чередуются темными (обычно это черные и белые, иногда черные и красные или красные и белые).
Игра ведется только на квадратах одного цвета — обычно темного.
Шашки.
У каждого игрока имеется комплект из 12 шашек — деревянных или пластмассовых дисков диаметром от 3 до 4 см и толщиной примерно 1 см. Один комплект обычно белый, а другой — красный или черный.
Цель игры.
Игрок стремится взять все шашки своего противника или расположить собственные шашки так, чтобы противник не смог сделать ни одного хода.
Начало игры.
Игроки садятся друг напротив друга и ставят доску так, чтобы игровые квадраты находились с левого края первого ряда. Чтобы определить, кто в первой партии будет играть темными, тянется жребий. Затем игроки в последующих партиях играют темными по очереди.
Перед началом игры каждый игрок расставляет свои шашки на игровых квадратах на трех ближайших к нему рядах. Первый ход в партии всегда делают темные.
Ходы.
Каждый игрок может по очереди сделать лишь один ход. Так как игра ведется на квадратах только одного цвета, все ходы делаются по диагонали. Обычные шашки (а) можно двигать только вперед; двойные шашки, или дамки, можно двигать и вперед, и назад (б). Шашку можно передвигать лишь на свободный квадрат.
«Тронул — ходи».
За исключением тех случаев, когда игрок уведомил о желании упорядочить расположение шашек на квадратах, он должен, делая ход. двигать первую шашку, до которой дотронулся. Если игрок первой коснулся шашки, которая не может ходить, ему сначала делают предупреждение, а при повторном нарушении засчитывают поражение.
Ходы и лимит времени.
Если в течение пяти минут игрок не сделал ход. специально назначенный хронометрист должен объявить: «Время!» После этого участник игры обязан сделать ход в течение одной минуты либо признать поражение вследствие цейтнота (в ряде турниров гроссмейстерского уровня игроки обязаны сделать определенное количество ходов за установленное время).
Ход без взятия шашки противника.
За исключением тех ходов, когда игрок берет шашку противника, он может передвинуть свою шашку лишь на смежный игровой квадрат.
Ход с взятием шашки противника.
Одной из целей игры является взятие (захват и удаление с поля) шашек противника. Шашку можно взять, если она находится на смежном с ходящей шашкой квадрате, а квадрат непосредственно за ней свободен (1).
За один ход можно взять несколько шашек при условии, что за каждой имеется свободный квадрат (2).
При любом удобном случае игрок должен брать шашки (даже если это приведет к тому, что его собственная шашка будет взята), а не совершать простые ходы. Если игрок может выбирать, сколько шашек он может взять в разных вариантах ходов, он вправе предпочесть взять меньшее количество (За), но если он начал ход, позволяющий ему взять больше шашек, он обязан продолжать его до тех пор, пока возьмет все доступные шашки (36).
Невзятие берущейся шашки.
Если игрок не берет шашку, когда ему предоставляется эта возможность (1а), то, по современным турнирным правилам, его соперник обязан указать ему на ошибку вынуждая вернуть на прежнее место шашку и сделать ход со взятием (16).
Это правило заменило старое правило «фука», когда игрок лишался шашки, сделавшей ошибочный ход без взятия шашки соперника.
Проход в дамки.
Когда шашка достигает последнего ряда доски (известного как «коронный»), она становится дамкой и «коронуется» помещением сверху другой шашки того же цвета (2). После превращения шашки в дамку ход игрока всегда заканчивается.
Ничья имеет место, когда никто из игроков не способен взять все шашки противника или запереть их (За, 36), Если один игрок оказывается в более выгодной позиции, от него могут потребовать реализовать выигрыш в течение 40 собственных ходов либо же установить неоспоримое преимущество над соперником. Если ему это не удается, игра считается ничьей.
Правила игры в классические русские шашки
Ознакомившись с правилами игры в шашки что детально расписаны на этой страницы, вы сможете спокойно играть в классические русские шашки и поддавки. Правила игры в шашки очень просты, прочитав их один раз, вы научитесь играть в них на всю жизнь.
Игровая доска и шашки
В шашки играют на той же доске что и в шахматы, купить ее не составит труда она продается в сувенирных или спортивных магазинах. Кстати, доску и шашки можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Доску можно расчертить на бумаге, картоне или тонкой фанере, а фигурки (шашки) вырезать с толстого картона, резины, фанеры, или использовать монетки. Просто включите фантазию 🙂
Сколько клеток и рядов на доске для шашек?
В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.
Сколько шашек в шашках?
Для игры в русские шашки в наборе должно быть ровно 24 шашки, 12 белых и 12 тёмных.
Как расставить шашки на доске?
Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.
Кто первый ходит в шашках?
Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить кто играет какими шашками, один с игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.
Как ходят и бьют шашки
Шашки ходят на одну клетку з ход и только по черным клеткам что находятся рядом по диагонали и ходят шашки только вперед, назад шашки не ходят. На изображении внизу показано что у белой шашки есть два варианта куда походить.
В русских шашках, шашки могут бить как вперед, так и назад.
Шашка может бить вперед и назад
За один ход шашка может побить сколько вражеских фигур сколько это возможно. Например, на нижнем изображении показано как шашка бьёт зразу две вражеские фигуры за один ход.
Обязательно ли бить шашки?
Да, бить вражескую шашку обязательно, если есть несколько вариантов взятия вражеских шашек, игрок сам определяет какую именно бить ему шашку. Бывает так, что игрок не увидел что ему нужно бить, тогда противник должен обязательно ему показать где он должен бить.
Как ходит и бьет дамка в шашках?
Дамка самая сильная фигура в шашках, чтобы ее получить простая шашка должна дойти до последней черной клетки на стороне противника, тогда шашку переворачивают чтобы обозначить ее как дамка. Когда простая шашка стает дамкой она продолжает ход по правилам дамки. Дамок у игрока может быть 12 штук. Их количество зависит от того сколько простых шашек игроку получится довести до последнего ряда противника.
Дамка ходит и бьет на любое расстояние по диагонали. Внизу пример как дамка бьет зразу две фигуры соперника.
Что делать если в шашках некуда ходить?
Игрок, который не может походить, проиграл. Часто бывают ситуации когда на доске есть еще шашки, но походить или бить они не могут, так как заблокированы шашками соперника, в таких ситуациях проигрывает тот, кто не может сделать свой ход.
Как играть в Поддавки?
Поддавки — это русские шашки только наоборот, это значит что правила в поддавках как в русских шашках, только побеждает здесь тот, кто первым сдаст свои шашки противнику или заблокирует их. В поддавки интересно играть и за их простоты и быстрых партий, они очень популярны на территории России, Украины и Белоруссии.
Теорию вы освоили, теперь примените свои знания правил шашек в игре против реальных людей, слабо!!
Правила игры в шашки
Доска для игры в русские шашки состоит из 64 клеток и полностью совпадает с шахматной. В отличие от шахмат, где каждая клетка может быть использована для хода, в шашках игровыми являются только черные клетки. В среде шашистов доску иногда называют шашечницей, подчеркивая тем самым, что она используется именно для игры в шашки.
Доска во время игры располагается так, чтобы крайняя клетка возле левой руки играющего оказалась черной, а крайняя правая — белой. Таким образом, самая длинная диагональ черных клеток начинается от левого нижнего угла доски и простирается к верхнему правому. Поскольку шашки ходят именно в диагональных направлениях, особое значение в шашечной науке придается черным диагоналям, которые даже имеют собственные имена.
Ход игры.
Начальный этап игры в шашки (также именуемый дебютом) обычно длится 7-10 ходов.
В начале игры каждый игрок располагает двенадцатью равноценными шашками, которые располагаются по черным клеткам на трех ближних к игроку горизонталях. Таким образом, в середине поля остаются незанятыми две горизонтали черных клеток, на которых и начинается борьба.
Право первого хода принадлежит белым шашкам. Определение игрока, который играет белыми, в классических шашечных правилах производится посредством жребия.
Поскольку в шашках нельзя сделать больше одного хода подряд, возможны ситуации, в которых происходит размен шашками (их взаимное уничтожение): шашка, «съевшая» вражескую, попадает под бой и сама оказывается съеденной на следующем ходу.
Ударный ход может быть связан со взятием не только одной шашки, но и большего количества. Если шашка, перепрыгнувшая через вражескую, оказалась в ударной позиции, она должна продолжать бой до тех пор, пока не уничтожит все попавшие под бой шашки соперника. Следует также помнить, что шашка, производящая бой, должна обязательно встать на незанятую клетку после того, как перепрыгнула через вражескую. То есть, нельзя уничтожить две или более шашки, стоящие в ряд на соседних клетках.
Окончание партии.
Цель игры — уничтожить или запереть все шашки противника, что эффективнее всего достигается при помощи одной или нескольких дамок.
Также в шашках нередки ничьи, которые происходят в следующих ситуациях:
– троекратный повтор одной позиции;
– взаимная договоренность игроков;
– в течение 15 ходов участники делали ходы дамками без боя и ни разу не использовали простые шашки.
Словари
240 фук
Шашка, которую снимают у противника при его ошибке в игре.
Глухой отрывистый звук.
О действии при игре в шашки (когда у соперника снимают шашку из-за его ошибки).
Обозначение тушения чего-либо, сопровождающегося глухим отрывистым звуком, как действия.
Употребляется при обозначении, при передаче глухого отрывистого звука при тушении чего-либо.
2. Шашка, которую фукнул партнер (см. фукнуть во 2 знач.). Взять фук.
междом. в знач. сказ. разг.
Употребляется по значению глаголов: фукнуть (во 2 знач.) и фукать.
В шашечной игре: шашка, которую снимает партнер за недосмотр в игре.
Пустить фука. Жарг. угол. Поджечь что-л. СРВС 3, 15.
1. фу́к, фу́ки, фу́ка, фу́ков, фу́ку, фу́кам, фу́к, фу́ки, фу́ком, фу́ками, фу́ке, фу́ках
— Наказание в шашках.
ФУ́КА, фуки, жен. То же, что фук 2 во 2 знач.
ФУКА, фукнуть, см. фу.
сущ., кол-во синонимов: 3
прил., кол-во синонимов: 11
сущ., кол-во синонимов: 1
1. процесс действия по гл. фукать I
2. Звук, возникающий в процессе такого действия.
1. процесс действия по гл. фукать II
2. Звук, возникающий в процессе такого действия.
1. процесс действия по гл. фукать IV 1.
2. Результат такого действия.
сущ., кол-во синонимов: 2
сдувание, фук, зевание
I несов. неперех. разг.
1. Дуть, производя глухой отрывистый звук.
2. Произносить «фу» с целью погасить или охладить что-либо.
3. С шумом выпускать воздух, пар и т.п. (о машине, моторе и т.п.).
II несов. неперех. разг.
Произносить «фу» с целью прогнать, выгнать кого-либо.
III несов. перех. разг.
Снимать у противника с доски шашку при его ошибке в игре.
IV несов. неперех. разг.
1. Вспыхнув, гаснуть.
Быстро расходовать, тратить.
фу́кать, фу́каю, фу́каем, фу́каешь, фу́каете, фу́кает, фу́кают, фу́кая, фу́кал, фу́кала, фу́кало, фу́кали, фу́кай, фу́кайте, фу́кающий, фу́кающая, фу́кающее, фу́кающие, фу́кающего, фу́кающей, фу́кающих, фу́кающему, фу́кающим, фу́кающую, фу́кающею, фу́кающими, фу́кающем, фу́кавший, фу́кавшая, фу́кавшее, фу́кавшие, фу́кавшего, фу́кавшей, фу́кавших, фу́кавшему, фу́кавшим, фу́кавшую, фу́кавшею, фу́кавшими, фу́кавшем
зевать, дуть, сдувать, выбрасывать, выкидывать
дуть, производя глухой отрывистый звук
произносить «фу» с целью погасить или охладить что-либо
с шумом выпускать воздух, пар и т. п. (о машине, моторе и т. п.)
произносить «фу» с целью прогнать, выгнать кого-либо
снимать у противника с доски шашку при его ошибке в игре
быстро расходовать, тратить
укр. фу́кати «фыркать, бранить, кричать», болг. фу́кам, сврш. фу́кнъ «сдувать (о ветре), отбрасывать», сербохорв. фу̑ка̑м, фу́кати «шипеть, шумно есть», словен. fȗkati «шмыгать, дышать, свистеть», чеш. foukati «дуть, веять, ругать», слвц. fúkаt᾽ «дуть», польск. fukać «ругать, накинуться», в.-луж. fukać «шмыгнуть, скользнуть», н.-луж. fukaś «дуть, дурачить, надувать». От звукоподражательного *fu; см. Бернекер I, 286.
прил., кол-во синонимов: 6
зевающий, дующий, выбрасывающий
сущ., кол-во синонимов: 1
— Суперинтендант финансов Франции в ранние годы правления Людовика XIV с 1653 по 1661 год, один из самых могущественных и богатых людей Франции.
— Французский живописец эпохи Раннего Возрождения, автор портрета Карла VII.
— Этот всесильный суперинтендант финансов так лихо заведовал казной Людовика XIV, что угодил в Бастилию.
Фуке́ (Fouque) Фридрих де ла Мотт (de la Motte) (17771843), барон, немецкий писатель. Рыцарские романы; драматическая трилогия «Герой севера» (18081810). Романтическая повесть «Ундина» (1814), известная в России в переложении В. А. Жуковского.
Фуке́ (Fouquet, Foucquet) Никола виконт де Во (de Vaux), маркиз де Бель-Иль (de Belle-Isle) (16151680), генеральный контролёр (министр финансов) Франции в 16531661. В период Фронды поддерживал Дж. Мазарини. В 1664 обвинён в заговоре, хищении государственных средств. Умер в заключении.
ФУКЕ Жан (Fouquet, Jean)
ЖАН ФУКЕ. МИНИАТЮРА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАРЛА V
ЖАН ФУКЕ. ЭТЬЕН ШЕВАЛЬЕ И СВ. СТЕФАН
Золотова Е.Ю. Жан Фуке. М., 1984
В период Фронды (см. ФРОНДА) Никола Фуке был интендантом провинции и выдвинулся, поддерживая кардинала Мазарини (см. МАЗАРИНИ Джулио), который ввел его в Государственный совет, сделал министром и главным директором Компании островов Америки. С 1653 года Фуке занял пост генерального контролера финансов (до 1659 совместно с А. Сервьеном, затем единолично). Фуке стремился по примеру Ришелье и Мазарини сконцентрировать в своих руках реальную власть над Францией. Вокруг него сформировался ряд влиятельных лиц, обогащавшихся за счет усилившейся при Фуке системы откупов и займов. В Бретани генеральный контролер купил остров Бель-Иль и превратил его в настоящую крепость. Все это встревожило Людовика XIV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), не забывавшего Фронды и боявшегося, что Фуке может встать на путь борьбы с королевским абсолютизмом. Не без влияния Жан-Батиста Кольбера (см. КОЛЬБЕР Жан Батист) Фуке в сентябре 1661 был арестован в Нанте и в 1664 осужден по обвинению в заговоре и в хищении государственных средств. Его имущество было конфисковано и последние 15 лет жизни Никола Фуке провел в заключении в замке Пиньероль.
Фуке́ Фридрих де ла Мотт ((Fouqué de la Motte) (1777-1843), немецкий писатель. Рыцарские романы («Волшебное кольцо», 1813); в драматической трилогии «Герой Севера» (1808-1810) использованы мотивы скандинавского эпоса. Романтическая повесть «Ундина» (1814), известная в России в переложении В. А. Жуковского.
сущ., кол-во синонимов: 1
сущ., кол-во синонимов: 1
— Короткая бамбуковая трубка с отравленной стрелкой, спрятанная во рту.
Некоторые факты биографии писателя можно реконструировать, исходя из текста «Истории»: он учился в Афинах у оратора Антифонта и был близок к кругу софиста Протагора (см. ПРОТАГОР), в первые годы Пелопоннесской войны находился в Афинах, был свидетелем борьбы политических партий и мнений, слушал речи Перикла (см. ПЕРИКЛ), сторонником которого являлся. Вместе с афинянами пережил тяжелейшую эпидемию чумы, во время которой скончался Перикл. Событиям начала войны Фукидид посвятил 1-ую и 2-ую книги «Истории».
В 424 Фукидид был избран стратегом и командовал афинской эскадрой у берегов Фракии. В период действий при Амфиполе Фукидид допустил непростительное промедление, из-за которого спартанскому полководцу Брасиду удалось захватить город. О своей неудаче писатель кратко сообщает в 4-й книге «Истории», ничем не стараясь оправдать себя.
Во введении к своему труду Фукидид указывает, что приступил к рассказу о Пелопоннесской войне сразу же после начала военных действий, полагая, что эта война станет самым значительным событием всей греческой истории. Ход войны Фукидид прослеживает в строго хронологическом порядке по летним и зимним военным кампаниям, проявляя высокий профессионализм как в описании военных действий, так и в анализе факторов, приведших к той или иной победе или поражению.
Повествование основано на детальном изучении текстов договоров, декретов, надписей, точность передачи которых подтверждена последующими эпиграфическими находками; в ряд книг историк включил речи полководцев и государственных деятелей, построенные с соблюдением всех правил ораторского искусства. Фукидид восстанавливает события прошедших эпох по сохранившимся старинным обычаям и древним памятникам, предвосхищая возникновение метода исторической реконструкции.
Строгий и беспристрастный способ фиксации действительности, разработанный естественнонаучной школой Гиппократа (см. ГИППОКРАТ (врач)), Фукидид переносит на изложение событий истории, стараясь найти рациональное объяснение их причинам и следствиям. Он старается воздерживаться от эмоциональной оценки происходящего или упоминания случайных подробностей, утверждая, что его произведение призвано служить не развлечению читателя, но быть достоянием веков (I, 22).
Подобно афинским мыслителям 5 в. до н. э., Фукидид ставит в своем труде важнейшие вопросы этики и политики; по мнению автора, «История» призвана служить великим уроком для человечества, поскольку все изложенное в ее книгах, по свойству природы людей, может неоднократно повториться (I, 22). Уже в античности труд Фукидида считался непревзойденным по глубине анализа исторических событий; продолжателями великого историка были Ксенофонт (см. КСЕНОФОНТ), Феопомп и Кратипп (полностью дошла до нас только «Греческая история» Ксенофонта). Влияние Фукидида испытали римские историки Саллюстий (см. САЛЛЮСТИЙ) и Тацит (см. ТАЦИТ).
Текст «Истории» сохранился в греческих рукописях 10-12 веков и небольших папирусных отрывках. «История», разделенная в древности на 8 книг, написана на аттическом диалекте; ее сжатый и емкий слог делает Фукидида наиболее трудным для перевода греческим писателем. В 1452 итальянский гуманист Лоренцо Валла перевел сочинение Фукидида на латинский язык. Первое печатное издание «Истории» вышло в Венеции в типографии Альда Мануция в 1502.
Фукидид. История. М., 1993
Греческий историк. Во время Пелопонесской войны являлся военачальником. После поражения в битве за Амфиполь в 424 был изгнан на 20 лет из Афин во Фракию. Фукидид считается основателем прагматической историографии. Автор «Истории» в 8 книгах, посвященной Пелопоннесской войне (до 411 до н. э.), считающейся вершиной античной историографии. В Европе стал известен благодаря латинскому переводу Лоренцо Валлы и английскому Гоббса.
Люди негодуют на несправедливость равных себе более, чем на насилия своих властелинов.
Господство знати предоставляет массе участие в опасностях; сама знать не только извлекает наибольшую часть выгоды, но и всю ее прибирает к рукам.
Для граждан гораздо полезнее, когда все государство процветает, чем когда отдельные лица живут в довольстве, целое же разрушается.
Большая часть людей слишком ленивы для того, чтобы докапываться до истины; они довольствуются первым же попавшимся им авторитетным мнением.
Начиная войну, люди сразу же приступают к действиям, с которыми следовало бы повременить, и уж после неудач обращаются к рассуждениям.
Не следует строить расчеты на ожидаемых ошибках противника.
Никто (…) не бывает равно предусмотрительным, задумывая план и приводя его в исполнение. В рассуждениях мы тверды, а в действиях уступаем страху.
Очень редко войну ведут по заранее определенному плану, но чаще война сама выбирает пути и средства в зависимости от обстоятельств.
Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении.
Люди с большим воодушевлением принимают решение воевать, чем на деле ведут войну, и меняют свое настроение с переменой военного счастья.
Вещи существуют для людей, а не люди для них.
Рассудительность и полная казна важнее всего для военного успеха.
Люди верят в истинность похвал, воздаваемых другим, лишь до такой степени, в какой они считают себя способными совершить подобные подвиги. А все, что свыше их возможностей, тотчас же вызывает зависть и недоверие.
При жизни доблестные люди возбуждают зависть, мертвым же (они ведь не являются уже соперниками) воздают почет без зависти.
Та женщина заслуживает величайшего уважения, о которой меньше всего говорят среди мужчин, в порицание или в похвалу.
Процветание города в целом принесет больше пользы отдельным гражданам, чем благополучие немногих лиц при всеобщем упадке.
Страх отнимает память.
Только взаимный страх делает союз надежным.
Все люди склонны совершать недозволенные проступки как в частной, так и в общественной жизни, и никакой закон не удержит их от этого. Государства испробовали всевозможные карательные меры, все время усиливая их. (…) Со временем почти все наказания были заменены смертной казнью. (…) Однако и от этой меры преступления не уменьшились. Итак, следовало бы либо придумать еще более страшные кары, либо признать, что вообще никаким наказанием преступника не устрашить.
… Война, учитель насилия.
Большинство людей предпочитает слыть ловкими плутами, нежели честными глупцами.
Стрелы ценились бы гораздо дороже, если бы умели отличать людей доблестных. (Ответ пленного афинянина на насмешливый вопрос победителя, были ли павшие в бою людьми доблестными.)
Я упрекаю не тех, кто стремится к господству, а тех, кто слишком поспешно готов этому подчиниться. Ведь человек по своей натуре всегда желает властвовать над теми, кто ему покоряется.
Будущее (…) исполнено неопределенности, но (…) эта обманчивость будущего (…) является величайшим благом.
В человеческих взаимоотношениях право имеет смысл только тогда, когда при равенстве сил обе стороны признают общую для той и другой стороны необходимость. В противном случае более сильный требует возможного, а слабый вынужден подчиниться.
Надежда по природе расточительна.
Для тирана и для могущественного города, господствующего над другими городами, все, что выгодно, то и разумно.
Не должно гордиться случайными неудачами противника. Уверенность в себе следует питать тогда только, когда превзойдены планы его.
Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным.
Фукидид (460-396 до н. э.)
— «Истории» этого автора считается вершиной античной историографии.