что значит закатать в асфальт
Кадр из фильма «Закатать в асфальт» / kinopoisk.ru
Вон (как и «сестра Декстера» Дженнифер Карпентер) уже снимался у Залера в тюремном экшене «Драка в блоке 99». Под ручку с Удо Киром актеры перекочевали и в следующий проект, а Гибсону оставалось только сбрить бороду и подровнять усы — персонаж Бретт Риджманн написан явно под этого выбравшегося из опалы австралийца. Пожилой полицейский, который все еще умеет делать свою работу, совсем не похож на Мартина Риггса из «Смертельного оружия». Без шуточек, конечно, не обходится, но это прежде всего горький юмор. Риджманну очень нужно вывезти семью из неблагополучного района: взрослеющая дочь постоянно становится объектом нападок со стороны чернокожих подростков, больная жена не может зарабатывать, зато все больше нервничает. Напарник Бретта, Тони Лурасетти, столь глобальными проблемами не обременен, но сомневается, что девушка, которую он выбрал в невесты, ответит ему согласием. Особенно после того, как обоих героев отстраняют от службы за грубое задержание преступника. Видеоролик об этом попадает в СМИ, полицейским предстоит служебное расследование, за которым может последовать что угодно. Оправдываясь статусом «обычного гражданина», Бретт решает экспроприировать незаконно нажитое у гангстеров, а напарник не находит в себе сил просто развернуться и уйти. Хотя такой шанс представляется не единожды.
Режиссер не боится стереотипов, иногда используя их даже чересчур открыто — персонажам очень нужна мощная мотивация, чтобы они просто не разошлись по домам.
Параллельно Залер в том же неспешном темпе рассказывает историю мелкого чернокожего преступника Генри, который выходит из тюрьмы и обнаруживает, что у него дома тоже далеко не все в порядке. Режиссер не боится стереотипов, иногда используя их даже чересчур открыто — персонажам очень нужна мощная мотивация, чтобы они просто не разошлись по домам. Именно поэтому люди гибнут за металл, а не за пошлые бумажки с водяными знаками: ставки должны быть предельно высоки и метафоричны. В итоге выходит так, что у криминального треугольника две неплохих вершины и одна вполне себе суперзлодейская. Пока копы договариваются с собственной совестью, а их афроамериканские визави придумывают, как выжить в этой все более опасной заварушке, настоящие плохие парни ведут себя соответственно. Лязгает автомат, гибнут случайные свидетели, а встать на пути у убийц некому. Риджман и Лурасетти олицетворяют собой действенную сторону закона, у которой временно связаны (и благодаря этому развязаны) руки. Залер позволяет персонажам третьего плана втягиваться в основной сюжет и даже отвлекается, чтобы рассказывать про них небольшие истории, потому что мораль моралью, но от судьбы тоже не уйдешь.
Все это время зритель наблюдает главным образом за диалогами. «Закатать в асфальт» вообще не богат на перестрелки, а вместо умопомрачительных погонь здесь царит медленная слежка. Герои Гибсона и Вона перебрасываются фразочками, как и положено хорошо знакомым друг с другом взрослым мужчинам: в меру иронии, в меру издевки, в меру заботы. Редкому режиссеру в наши дни удалось бы преподать материал в таком духе и не заставить публику скучать. Залер справляется, сделав ставку на актерский талант. Фильм вызывает очередной приступ сожаления насчет того, что Гибсон оказался на несколько лет за голливудским бортом, а Вон потратил столько времени на нелепые комедии. В разговорах вырастают живые люди. О Риджмане, к примеру, можно понять очень многое по итогам короткой беседы с женой. Он, по сути, предупреждает супругу о том, что ради семейного блага готов пойти на все — правда, оттуда может и не вернуться. Она, по сути, благословляет мужа на опасное и незаконное предприятие. Выбирать между близкими не хочется, но приходится, и безопасность дочери ожидаемо побеждает. Лурасетти тоже обозначает предстоящее дело намеками в разговоре с возлюбленной, но в ответ получает только обидное предостережение — и это несерьезное отношение в том числе и не позволяет ему сдать назад.
Два профессионала, вместо того чтобы оберегать город от распространителей наркотиков и банковских грабителей, пытаются на них заработать.
Фильм начинается с полицейской операции, а заканчивается компьютерной игрой. Что ж, не все мужские забавы предельно опасны. Бретт и Тони к нападению на плохих парней готовятся обстоятельно. И чем больше они говорят о предосторожности, тем отчетливее становится понятно, что все пойдет не по плану. Залер забавляется с образами: белые полицейские, преступая закон, надевают черные маски, чернокожие преступники, наоборот, выбеливают себе лица. Режиссер не боится рассуждать о том, что излишняя борьба за чьи бы то ни было права далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам. Вот и два профессионала, вместо того чтобы оберегать город от распространителей наркотиков и банковских грабителей, пытаются на них заработать. Устами Риджмана и Лурасетти Залер произносит вслух то, что можно было бы принять за старческое брюзжание, да вот только постановщику не исполнилось еще и 50 лет. И все же он явно скучает по старым временам, в том числе и в кинематографе — когда условностей и нюансов было меньше, а положительные персонажи творили добро, даже если для этого приходилось пускать в ход кулаки. Герой Гибсона чувствует себя не в своей тарелке не только в том районе, где его угораздило поселиться, а вообще в мире, где за выполнение работы следует не поощрение, а взыскание.
Кадр из фильма «Закатать в асфальт» / kinopoisk.ru
Быть свидетелем развития этих событий крайне интересно. Особенно если не ожидать, что герои развяжут на улицах стандартную для боевика военную операцию между полицейскими и ворами. Залер готовит персонажам схожую участь с разными причинами: одного губит недоверие, другой, наоборот, в нужный момент утрачивает чувство опасности. «Закатать в асфальт» предельно реалистичен, и пули, попадая в людей, ничего хорошего им не обещают. Режиссер, конечно, может позволить себе короткое издевательство над шаблонной предсмертной речью, но сам же и прерывает ее автоматной очередью — здесь все-таки творятся очень серьезные дела. Местной полиции в концовке остается только посочувствовать — расследовать обстоятельства случившегося будет практически невозможно. Но кое-кому удастся начать новую жизнь — правда, перед этим нужно будет похоронить павших. В фильме Залера, как ни странно, очень мало фатализма. Гораздо больше зависит от решений и поступков. И из внезапного ощущения тревоги, которое возникает утром перед выходом на работу, можно извлечь много пользы. Достаточно только к нему как следует прислушаться.
По асфальту белым Мелом Расизм, кастрация, копы в огне: Гибсон и Вон в новой провокации автора «Костяного томагавка»
Кадр: фильм «Закатать в асфальт»
В прокате — «Закатать в асфальт», новый фильм главного бруталиста в современном жанровом кино С. Крэйга Залера, автора каннибал-вестерна «Костяной томагавк» и тюремной мясорубки «Бойня в блоке 99». «Асфальт» — почти трехчасовой полицейский триллер с Мелом Гибсоном и Винсом Воном смотрится самым амбициозным его фильмом.
«Закатать в асфальт» начинается с двух — в равной степени эффектных и отталкивающе излишних — демонстраций мужественности, бравурных мачистских эскапад. Вот Генри Джонс (Тори Киттлз), впервые зайдя домой после отсидки на зоне, бейсбольной битой выгоняет из спальни матери клиента — в его отсутствие (и несмотря на прикованного к инвалидному креслу младшего сына в соседней комнате) мама стала оплачивать проституцией свою героиновую зависимость. Генри, конечно, прочитает родительнице отповедь. И вот в то же время будут обмениваться остроумными и решительно неполиткорректными репликами пара копов — почти пожилой уже циник Риджман (Мел Гибсон) и его более молодой напарник Тони (Винс Вон) — одновременно втаптывая ботинком в пол голову драгдилера-латиноамериканца и унижая и запугивая его полуголую невесту.
Кадр: фильм «Закатать в асфальт»
Маскулинные понты в современном мире стоят несколько дороже, чем еще два-три десятилетия назад (как, например, в семидесятых, полицейское кино которых с его блеклой эмоциональной палитрой и беззастенчивым мужицким пафосом не раз вспоминается при просмотре «Закатать в асфальт»). Так что чрезмерная борзота при задержании барыги, попав на камеру ошарашенного прохожего, обойдется Риджману с Тони отстранением на полтора месяца — как бы сочувственно лейтенант (Дон Джонсон) ни сокрушался о чертовых временах «политкорректности и соцсетей», забирая у напарников значки и лишая их зарплаты, пусть одному и надо вывезти семью из дурного, полного делинквентов района, а другой собрался делать предложение невесте. Нет легкого решения финансовых проблем родных и у экс-зэка Генри Джонса, тем не менее давшего слово позаботиться о матери и брате.
Логично, то есть, что эта подчеркнутая сценаристом нужда и жанровая природа фильма Залера подтолкнут всех троих центральных персонажей на кривую дорожку, повороты которой подразумевают в определенный момент их встречу лицом к лицу: когда решившие поправить свое финансовое положение отъемом заработков у барыги-гастролера копы-напарники вместо этого станут свидетелями ограбления, соучастником которого окажется Генри. Куда необычнее для стандартного жанрового фильма то, как широко растянет эту простую по фабуле историю Залер, — с хронометражем в два часа сорок минут «Закатать в асфальт» метит в такие криминальные эпосы, как «Схватка» или «Славные парни». В этом преступном клинче, впрочем, нет и следа романтического пафоса, каким были преисполнены фильмы Манна и Скорсезе, как бы ни бравировали крутизной герои Гибсона, Вона и в меньшей степени Киттлза.
Кадр: фильм «Закатать в асфальт»
Ханеке оценил бы и то презрение к политкорректности и прочим веяниям времени, которым Залер наделяет своих героев: что Риджман, что Тони, что даже второстепенные персонажи в их орбите брызжут откровенно расистскими или сексистскими ремарками; Залер еще и предоставляет им достаточно экранного времени, чтобы успеть возмутиться такими реалиями жизни в 2010-х, как стирание гендерных барьеров, андрогинность поп-музыки и институт онлайн-репутации. Режиссер так демонстративно дает своим обиженным на времена и общество героям проворчаться и отъязвиться, что кажется, и его самого легко можно было бы обвинить в симпатии тем консервативным, шовинистским идеалам, которые исповедуют его персонажи. Впрочем, это слияние голоса автора и голосов его лирических героев было бы наивным: архаичность мировоззрений героев Гибсона и Вона (еще и подчеркнутая актерской органикой, особенно ощутимой в случае многократно попадавшегося на свинских тирадах Гибсона) нужна Залеру вовсе не для того, чтобы воспеть умирающие времена настоящих мужиков и удобных, универсальных стереотипов.
Но нет, «Закатать в асфальт» — не ода уходящей натуре и ее мачо-проповедникам, а отповедь, прощальный пинок под зад. Залер не симпатизирует своим героям, он просто обходится без прямого их осуждения, — предпочитая дать им самим за два с половиной часа наговорить и натворить достаточно зла, чтобы пули в их телах уже не могли вызывать у наблюдающего почти никакого сочувствия. К тому же эффекту стремится и подробная, пошаговая экспликация картины мира, который создают вокруг себя подобные мачо с полицейским значком и нечистой совестью или, наоборот, эдиповым комплексом, минусовой эмпатией и криминальным талантом. Мир «Закатать в асфальте» — это мир даже не токсичной, а перезрелой, прокисшей маскулинности, набухшей настолько, что рано или поздно она неизбежно лопнет, как гнойный нарыв. Если Залер здесь чем-то и упивается, то эффектностью этой давно напрашивавшейся операции.
«Закатать в асфальте» уже вышел в российский прокат
О «закатывании в асфальт» протестующего населения
В последнее время среди многих моих давних знакомых стало популярна идея, что все зло от «неравнодушных», которые (по разным причинам, но больше всего из-за «подрывной» деятельности русофобов) ставят под сомнение как словом, так и действием нынешний российский государственный порядок. И если всех этих «неравнодушных» закатать в асфальт (вот как Лукашенко делает при помощи своего ОМОНа, но недостаточно), то страна войдет в нормальное состояние, где будет сохраняться «естественный порядок вещей», сложившийся после распада СССР. Плох он или хорош – это не нам судить, но все остальные варианты «еще хуже». Поэтому всеми силами необходимо препятствовать «либеральной заразе» от кого бы она не исходила и чем бы не мотивировалась.
Вот только мало кого это уберегло. За всю многотысячелетнюю историю практически никому не удалось удержать «статус-кво» на более менее продолжительное время. А Правители прошлого, надо отметить, совсем не ограничивали себя в средствах борьбы, скажем по-современному, с инакомыслием. На этом поприще крови было пролито много, головы так и летели с плах, а «социально неравнодушные» массово отправлялись на каторги и в тюрьмы. Но не проходило и нескольких лет «победы» над одними «неравнодушными» как появлялись другие, еще более «неравнодушные», которые зачастую сносили напрочь старых «царей горы» и, как правило, сами ими становились. И все начиналось сызнова…
И на этом историческом фоне странно слышать от некоторых любителей «повторить», что прошлые как-то «не дожали», не проявили достаточной твердости в усмирении нарушителей порядка. А они-то уж точно «дожмут» и закатают всех этих «егоровжуковых» и «алексеевнавальных» в асфальт высокого качества и износостойкости. Ведь у нынешних «вершителей порядка» все есть – и власть, и материальные средства, и современная пропаганда со всеми техническими инновациями, и глубокое желание «не отдавать».
Вот только как-то смущает несколько, что у предыдущих все это было даже в большем избытке, правда, без инноваций в масс-медиа, но и без всяких «гуманитарных ограничений» так свойственных настоящему времени. И не вышло.
С вероятностью 100% не выйдет и у нынешних.
Нет, все что «положено» они сделают. Закатают массу людей в асфальт, подавят особо рьяных, установят режим страха и подозрительности, постараются разрушить низовую солидарность и внесистемную политическую деятельность.. Что говорить, опыта в этом отношении накоплено достаточно.
А может не стоит каждый раз думать, прыгая с 20 этажа вниз головой, что именно вам «повезет», а 100500 трупов прыгнувших таким же образом раньше «не ваш случай»? Вас-то «пронесет»…
Не поймите превратно, я совсем не покушаюсь на чье-то «понимание жизни». У нас свобода выбора и всякий имеет право сломать себе шею, так сказать, по своему желанию и согласно своим представлениям о прекрасном. Просто обращаю внимание…
Может оглянуться вокруг, реформы какие-никакие «замутить». Авось и получится как у элит других стран, которые поступились некоторыми своими привилегиями, но обеспечили более менее безопасную и нормальную жизнь как себе, так и своим потомкам. Или там с «королевой Англии» посоветоваться. У её трона богатый опыт самосохранения.
«Закатать в асфальт» с Мэлом Гибсоном: взгляд из прошлого века на наши проблемы
Мы не помешались: это фильм, а не оперирующие его журналисты, настаивает на детализации фотороботов местных преступников и их жертв. Герой Гибсона — расист без предыстории, но его вышедшая на пенсию жена — некогда «самый либеральный коп в участке», ставшая расистом после переезда в гетто. Героя Вона волнуют другие вопросы. «Пол перестал существовать, когда мужчины начали говорить: «Мы беременны», хотя беременны, вообще говоря, их подружки», — чеканит он, когда напарник интересуется, кто это там поет по радио — мужик или баба. На заднем плане тем временем идут передачи про царство животных, намекая зрителю на то, что никакой цивилизации не под силу отменить законы борьбы за жизненное пространство. Мальчишка в инвалидном кресле, ловко завалив льва на виртуальном сафари, говорит, что ни за что не стал бы делать это в реальной жизни, ведь такая охота — удел богатых белых моральных уродов. Тем не менее все герои «Закатать в асфальт» так или иначе охотятся — кто-то открыто, а кто-то — дожидаясь добычи в засаде. Как и в предыдущих двух фильмах — мистическом вестерне «Костяной томагавк» и брутальном тюремном слешере «Драка в блоке 99», — режиссер С. Крейг Залер интересуется только поведением хищников. И сталкивает их так часто, что некоторые из них сами превращаются в дичь. «Закатать в асфальт» может показаться старомодным бадди-боевиком в духе «Смертельного оружия» (на стене в участке даже мелькнет фото молодого Мэла Гибсона в форме), но тот жанр всегда обещал зрителю и смачные перестрелки, и скупой юмор, и хеппи-энд. «Закатать в асфальт», напротив, не дает никаких гарантий, что все закончится хорошо. А шутки, хоть их здесь и предостаточно, получаются особенно нервными и злыми — как у приговоренных к смерти. И да, перестрелок почти не будет — зато будет много прозябания в засаде.
Но будь этот фильм настолько реакционным, его бы не показали вне конкурса на кинофестивале в Венеции — хоть бы даже в год, когда в основной программе оказались несколько скептично настроенная к движению #MeToo «Фаворитка» и юридическая драма «22 июля», ставящая под вопрос целесообразность гуманного обращения с террористом. Предупреждаем: Залер все еще сидит в засаде и проверяет, воодушевит ли кого-то то, что он говорит. Из всех персонажей фильма только жена главного героя находит время и силы объяснить свои взгляды. И признается, что превратилась из защитника в ненавистника в тот момент, когда к ее дочери привязались подонки с черным цветом кожи. В другом районе города у этих подонков был бы другой цвет кожи, но фильм наглядно показывает: убеждения — результат прецедентов. Именно поэтому за 160 минут ленты в ней происходит очень много разных прецедентов — чтобы зритель прошел проверку на прочность. Два года назад подобный фокус, говорят, стоил фильму «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» главного «Оскара». Тогда многих возмутило, как легко режиссер дает индульгенцию белому копу — расисту, гомофобу и психопату — после того, как тот начинает исправляться.
Впрочем, если у «Закатать в асфальт» и есть какие-то фильмы-побратимы, то это не нуары про преданных напарников и не остросоциальное «оскаровское» кино, а циничные эпосы братьев Коэнов про деньги и рок. И ближайший из этих родственников — «Старикам тут не место», в котором герой Томми Ли Джонса тоже должен был уступить вахту молодым волкам и здорово сокрушался по поводу того, как измельчал человек. В истории Коэнов неплохой мужик увидел сумку с мешками и навлек на себя древнее проклятие с рыбьим взглядом Хавьера Бардема. В истории Залера два хороших копа со скверными характерами долго не замечали, что карма играет на их стороне, — и хапнули лишнего. Ну и началось.
Что значит закатать в асфальт
С. Крэйг Залер известен как режиссер хоррор-вестерна с Куртом Расселом «Костяной томагавк» и оды тюремному мордобитию под названием «Драка в блоке 99», где Винс Вон топтал головы врагов, словно помидоры. Но на этом таланты Залера не заканчиваются. Он также стал вполне успешным писателем, чьи произведения «Духи рваной земли» (жестокий вестерн в духе работ Кормака Маккарти) и «Мерзкие дела на Норт-Гансон-стрит» (мрачная полицейская сага о том, как злоупотребление властью рушит жизни всех вокруг) даже были изданы в России. И на них, как и на его фильмы, стоит обратить внимание.
Залер известен тем, что очень любит фокусироваться на жестокости (иногда так сильно, что происходящее напоминает трэшовый ужастик) и не торопить события, рассказывая историю очень-очень медленно. И если в новом фильме в плане жестокости он пошел на попятную и уменьшил ее дозы, то скорость он замедлил еще сильнее.
Раньше это была черепаха, а теперь это черепаха с тремя отстреленными лапами. Но самое удивительное — это ничуть не навредило фильму. Кино получилось очень хорошим, можно сказать — лучшим в его фильмографии, максимально близкое по духу к культовому сериалу HBO «Прослушка». Медленно, чернушно, остросоциально и очень реалистично.
Фильм состоит из трех параллельно развивающихся сюжетных линий. Пара полицейских Бретт (Мэл Гибсон) и Тони (Винс Вон) во время задержания одного наркоторговца позволяют себе немного больше, чем положено офицерам полиции. Они попадают в объектив одного из соседей подозреваемого, который, конечно, решает поделиться материалами с телевизионщиками. Результат очевиден — напарников отстраняют от службы.
И если для Тони, передвигающегося на хорошей машине и встречающегося с обеспеченной женщиной, это не конец света, то для Бретта, живущего с больной женой и постоянно подвергающейся унижениям девочкой-подростком в ужасном нищем районе — это просто катастрофа. И он подбивает напарника на авантюру. Суть ее проста: Бретт получает наводку на какого-нибудь темного дельца, и они его грабят. Если бы все было так просто!
Одновременно с этим из тюрьмы выходит темнокожий парень по имени Генри (Тори Киттлз), желающий вместе со своим другом детства Бискитом (Майкл Джей Уайт) раздобыть средства на улучшение жизни матери-наркоманки и брата-инвалида. Естественно, незаконным путем.
Где-то фоном по городу ходит таинственный человек в черном, убивающий и грабящий всех подряд. В определенный момент все эти линии сойдутся, и зритель поймет, что к чему. Но путь к этому будет очень долгий. Как же хорошо, что по дороге нам предстоит увидеть замечательную актерскую игру и великолепные диалоги.
Благодаря почти трехчасовому хронометражу фильм успевает очень детально раскрыть всех основных действующих лиц. У Гибсона и Вона такая внушительная химия, что даже хочется, чтобы это была серия комедийных боевиков — фильма три-четыре.
Между Тори и Джей Уайтом довольно трогательные отношения. Майкл ненадолго отошел от амплуа брутального героя боевиков и тут смотрится больше напуганным участником, нежели бывалым бандитом. Режиссер смог добиться того, что начинаешь сопереживать абсолютно всем основным героям. Но прекрасно осознаешь, что у всех все не может быть хорошо. Уж больно глубокой оказывается выгребная яма, в которую они решили забраться ради наживы.
Кроме диалогов и актерских работ одним из главных достоинств стал не самый типичный посыл. Фильм с огромным трудом можно назвать политкорректным. Тут есть критика в адрес либеральных СМИ, которые сами проявляют нетерпимость, когда надо в кого-нибудь вцепиться. Один из персонажей даже говорит, что проживание в черном районе вообще превращает его в расиста. Плюс небольшая линия с успешной независимой женщиной, которая, родив ребенка, больше не хочет быть главной по зарабатыванию денег в семье, а муж наоборот заставляет ее идти на работу, так как его зарплата гораздо ниже.
Фильм полон дельных мыслей и острых фраз. Юмор очень помогает картине не провиснуть. Даже чудовищная по своей сути сцена, где персонаж Вона минуты 3-4 просто ест сэндвич, идеально сглаживается последующим диалогом, оправдывающим существование всего этого эпизода. Залеру великолепно удается писать разговоры между копами — это было видно по его книге «Мерзкие дела на Норт-Гансон-стрит».
Как и то, что он очень любит, чтобы финальный экшен был тактическим. Так происходит и в «Закатать в асфальт». Фактически единственная перестрелка — это неспешная игра в шахматы в минималистских декорациях, а не эффектная мясорубка.
Несмотря на вышесказанное, недостатками фильм не обделен. Одним из них стала картинка. Залер никогда не был визуалистом, но тут она совсем блеклая. Иногда в кадре так паршиво с освещением, что когда в следующей сцене показывают дневное время суток, это просто атака на глаза. Фильму не помешали бы хоть пара эффектных моментов. Вторая проблема — продолжительность. Интересно смотреть первый раз, но пересмотр очень сомнителен. И, наконец, финальные минуты, оставляющие очень спорное впечатление. Слишком силен контраст с тем, что было до. В остальном жаловаться не на что.
«Закатать в асфальт» — феноменально медленный, но очень реалистичный полицейский триллер, где хороший сценарий и сильная актерская игра нивелируют почти полное отсутствие динамики и скучноватую картинку.