что значит защита по требованию
требование по защите информации
2.9.2 требование по защите информации: Установленное правило или норма, которая должна быть выполнена при организации и осуществлении защиты информации, или допустимое значение показателя эффективности защиты информации.
Смотреть что такое «требование по защите информации» в других словарях:
требование по защите информации — Установленное правило или норма, которая должна быть выполнена при организации и осуществлении защиты информации, или допустимое значение показателя эффективности защиты информации. [ГОСТ Р 50922 2006] Тематики защита информации … Справочник технического переводчика
РД 21-02-2006: Типовая инструкция о защите информации в автоматизированных средствах центрального аппарата, территориальных органов и организаций федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору — Терминология РД 21 02 2006: Типовая инструкция о защите информации в автоматизированных средствах центрального аппарата, территориальных органов и организаций федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: Абонентский… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
требование — 3.1.2 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Примечания 1 Слова «обычно предполагается» означают, что это общепринятая практика организации (3.3.1),ее потребителей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 50922-2006: Защита информации. Основные термины и определения — Терминология ГОСТ Р 50922 2006: Защита информации. Основные термины и определения оригинал документа: 2.8.9 анализ информационного риска: Систематическое использование информации для выявления угроз безопасности информации, уязвимостей… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 52069.0-2003: Защита информации. Система стандартов. Основные положения — Терминология ГОСТ Р 52069.0 2003: Защита информации. Система стандартов. Основные положения оригинал документа: 3.18 документ: Зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
конфиденциальность информации — 3.8 конфиденциальность информации: Обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Конфиденциальность информации — 7) конфиденциальность информации обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;. Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N… … Официальная терминология
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ — согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора
защита — 3.25 защита (security): Сохранение информации и данных так, чтобы недопущенные к ним лица или системы не могли их читать или изменять, а допущенные лица или системы не ограничивались в доступе к ним. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 99:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Как определить уровень защищенности информационных систем
Верное определение уровня защищенности персональных данных важно для принятия адекватных мер защиты. Если уровень завышен — деньги потрачены зря. Учреждения здравоохранения используют множество информационных систем персональных данных, поэтому рассмотрим параметры определения уровня защищенности на примере медиков.
Правительство Российской Федерации устанавливает перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Таким образом, сейчас перечень обязательных организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных определяется в соответствии с установленным для информационной системы уровнем защищенности персональных данных.
В свою очередь уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах определяются исходя из следующих условий:
1) категория субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: сотрудники или иные лица;
2) количество субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: до 100 000 или более 100 000;
3) категория персональных данных, обрабатываемых в информационной системе:
4) тип актуальных угроз безопасности персональных данных:
Чем выше определен уровень защищенности персональных данных, тем больше мер по обеспечению безопасности персональных данных требуется выполнить. Если по ошибке определить более высокий уровень защищенности, то, соответственно, придется строить более дорогую систему защиты персональных данных. Рассмотрим типовые варианты информационных систем, которые используются в большинстве медицинских учреждений.
Защита типовой системы: скромно и со вкусом
Организация защиты информации в медицинском учреждении строится на общих принципах защиты ИСПДн. Например, практически в любом учреждении здравоохранения установлена типовая информационная система персональных данных для учета кадров и расчета зарплаты.
Субъекты обработки персональных данных в этом случае — сотрудники организации, а цель обработки ПДн — обеспечение соблюдения в отношении сотрудника законодательства Российской Федерации в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. В такой информационной системе не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, а значит, определение уровня защищенности будет зависеть от актуальных угроз безопасности персональных данных, определенных для данной информационной системы. В большинстве случаев для подобного рода информационных систем актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, а следовательно, в информационной системе необходимо будет обеспечить четвертый уровень защищенности персональных данных, т. е. потребуется выполнение минимального перечня организационных и технических мер.
ИС федерального масштаба: все, как у людей
Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) — система, предназначенная для сбора, хранения и обработки данных учета медицинского персонала субъектов Российской Федерации, а также для контроля распределения и перемещений медперсонала. Как и в описанной выше информационной системе, в ФРМР не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, и при схожих характеристиках в ФРМР требуется обеспечить такой же уровень защищенности.
Несмотря на то что категория субъектов ПДн и обрабатываемые данные в обеих системах практически аналогичны, объединять их в одну ИС все же не стоит, поскольку цели обработки ПДн в первом случае — это исполнение требований трудового законодательства, а во втором — требований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медицинские информационные системы: зона особого внимания
С помощью медицинских информационных систем сотрудники медицинских организаций решают целый ряд задач:
При определении уровня защиты для медицинских информационных систем следует принимать во внимание ряд факторов:
В зависимости от количества обрабатываемых субъектов персональных данных и типа актуальных угроз безопасности в МИС требуется обеспечить второй или третий уровень защищенности персональных данных.
Прочие информационные системы в сфере здравоохранения
В зависимости от инфраструктуры и задач учреждения в организации могут функционировать и иные ИС. Для них действует точно такой же алгоритм определения требуемого уровня защищенности ПДн, что и для систем, речь о которых шла выше.
Если субъекты и цель обработки ПДн в нескольких информационных системах совпадают, то их можно объединить и выстроить для них единую систему защиты персональных данных.
В заключение напомним, что уровень защищенности персональных данных в информационных системах определяется оператором персональных данных самостоятельно, а следовательно, и выбор организационных и технических мер по защите персональных данных лежит на плечах оператора. Однако не стоит забывать, что завышение уровня защищенности приведет к увеличению стоимости системы защиты персональных данных, а занижение уровня защищенности персональных данных является нарушением. Дабы не ломать себе голову вопросом «а правильно ли я классифицировал ИС?», доверьтесь профессионалам.
Максим Малкиев, эксперт по защите информационных систем персональных данных компании «СКБ Контур», проект «Контур-Безопасность»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Практика. Создание системы защиты персональных данных
Вне зависимости от того, принадлежит ли компания к большому, малому или среднему бизнесу, состоявшаяся это организация или пока еще стартап — вопрос защиты персональных данных актуален для всех. Эта статья посвящена особенностям и средствам такой защиты, а также рекомендациям, которые помогут упростить эту работу и сделать ее более эффективной.
Кто обеспечивает защиту данных?
Сфера защиты данных юридически регулируется информационным правом (одной из подотраслей административного права), нормы которого прописаны в нескольких законодательных актах. Один из основных — Федеральный закон № от 27.07.2006 «О персональных данных», цель которого заявлена как «общее обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных», таких как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Реализация мер по защите персональных данных — это зона ответственности оператора, т. е. субъекта, осуществляющего сбор и обработку данных в информационной системе. Как правило, таким субъектом выступает компания, владеющая базами данных своих сотрудников и клиентов либо сторонняя организация, уполномоченная компанией-владельцем.
При невыполнении мер защиты оператор несет законодательно установленную ответственность. Наблюдением и проверками компаний в данном случае занимается Роскомнадзор. В случае если требования законодательства нарушены, оператор несет административную ответственность и обязан заплатить штраф. С 2019 года его размер повысился до сотен тысяч (для юридических лиц — миллионов) рублей — в соответствии с недавними поправками, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Общая сумма штрафов, выписанных по итогам проверок, составила более пяти миллионов за предыдущий год.
Что защищать и от чего?
Начнем с вопроса терминологии. Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к физическому лицу, который в законе прописан как субъект персональных данных. Наиболее распространенные разновидности такой информации:
точное место жительства;
адрес электронной почты.
Фамилия, имя и отчество сами по себе тоже могут являться персональными данными. Попадание этой информации к любым третьим лицам должно быть исключено.
Кроме того, необходимо понимать, что оператор имеет право на обработку данных лишь в некоторых случаях:
если им получено согласие на обработку (необязательно письменное);
планируется заключение договора с субъектом (даже в случае оферты на веб-сайте);
обрабатываются персональные данные своих сотрудников;
в особых случаях, когда обработка нужна для защиты жизни, здоровья и прочих важных интересов человека.
Если компания-оператор не смогла доказать ни одно из перечисленных оснований обработки, на нее также налагается штраф и сбор данных считается незаконным.
Самый важный пункт здесь — само согласие на обработку. Простейший способ, которым пользуются большинство компаний — реализованная тем или иным образом форма быстрого выражения согласия. Обычно это знакомая многим «галочка» под сопровождающим ее текстом о собственно согласии.
Еще один параметр, который нужно учитывать — не стоит обрабатывать персональную информацию, не имеющую непосредственного отношения к предмету договора (скажем, для классического договора купли-продажи не имеют значения профессия, уровень образования или воинская обязанность покупателя). Излишний интерес может быть истолкован надзорными органами как нарушение.
Поскольку время от времени Роскомнадзор проводит внеплановые проверки (чаще всего, если есть жалобы конкретного лица — бывшего сотрудника, конкурирующей компании или клиента, считающего, что его права нарушены), во избежание претензий компании-оператору нужно удостовериться, что:
Политика в отношении персональных данных задокументирована и находится в публичном доступе.
Форма сбора персональных содержит разъясняющую информацию о том для чего они собираются (когда ввод персональных данных необходим для заключения договора, его текст также обязательно должен быть опубликован).
Уже собранные специальные данные человека, включая биометрические (те сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых может быть установлена его личность) не могут быть переданы заграничным компаниям.
Запросы и требования субъектов персональных данных (в том числе об уточнении, удалении, блокировании) всегда удовлетворяются.
Чаще всего проверки Роскомнадзора выявляет нарушения из этого списка. Другая распространенная претензия — недостаточный внутренний контроль за осуществлением обработки и слабая осведомленность сотрудников, которые за нее отвечают о правилах и требованиях ее проведения.
Когда обработка происходит с использованием информационных систем (а значит, и электронных устройств), появляются новые потенциальные угрозы, которые нужно свести к минимуму, а лучше и вовсе исключить. Рассмотрим их.
Угрозой информации считают возможное влияние или воздействие на автоматизированную систему обработки изнутри или извне, которое влечет за собой любые негативные последствия для субъектов этой информации. Обычно информационные системы становятся особо уязвимыми, когда:
программное обеспечение компании несовершенно, давно не обновлялось и содержит уязвимости;
некоторые процессы системы (в частности, защитные) функционируют не в полную силу;
усложнены условия эксплуатации и хранения информации.
Угрозы принято делить на несколько групп (в основе классификации лежит природа угрозы):
Объективная. Она напрямую зависит от того, насколько грамотно подобрано оборудование для хранения и обработки, работает ли должным образом защитное ПО.
неисправность технических средств,
слабые антивирусы, отсутствие шлюзов безопасности,
невозможность зрительного контроля за серверами и доступом к ним.
Предусмотреть все возможные сбои и неполадки невозможно, но важно знать где и почему они могут потенциально произойти — и подстраховаться.
Случайная. Эта группа включает в себя непредвиденные обстоятельства, различные ЧП и системные сбои. В данном случае важно быть готовыми оперативно их устранить (любые неисправности технических средств на всевозможных уровнях системы, в том числе тех, которые отвечают за контроль доступа, устаревание и износ отдельных микросхем, носителей данных, линейных соединений, неисправность в работе антивирусных, сервисных и прикладных программ).
Субъективная. Как правило, под такими угрозами понимают неправильные действия сотрудников, осуществляющих техническую обработку, хранение и защиту информации. Они могут ошибаться в соблюдении правил безопасности и допускать утечки при загрузке программного обеспечения или в момент активного использования системы, при различных манипуляциях с базами данных, при включении и выключении аппаратуры. Также к этой группе относятся неправомерные действия бывших сотрудников, у которых остался несанкционированный доступ к данным.
Специалисты компании-оператора должны учитывать все типы угроз. Во внимание следует принять критерии, которые помогут понять, какова реальная возможность угрозы того или иного типа (а также вероятность поломки или успешного обхода защитных алгоритмов):
Доступность. Этот критерий демонстрирует, насколько просто злоумышленник может получить доступ к нужной ему информации или к инфраструктуре организации, где хранятся эти данные.
Фатальность. Эта характеристика предполагает оценку степени глубины влияния угрозы на общее функционирование системы и способность специального персонала компании справиться с последствиями от влияния этого фактора.
Количество. Это параметр, подразумевающий собой определение количества потенциально уязвимых деталей системы хранения и обработки данных.
Точный расчет вероятности воздействия той или иной угрозы производится математически — это могут сделать аналитические эксперты компании. Такой самоанализ позволяет объективно оценить риски и предпринять дополнительные меры защиты: закупить более совершенное оборудование, провести дополнительное обучение работников, перераспределить права доступа и т. д.
Существует несколько других, более подробных классификаций внутренних и внешних угроз, которые будут полезны для систематизации всех факторов. Рассмотрим и их.
угроза, вызванная небрежностью сотрудников, работающих с информационной системой;
угроза, инициируемая субъектами извне с целью получения личной выгоды.
искусственная угроза, созданная при участии человека;
природная, неподконтрольная человеку (чаще всего — стихийные бедствия).
Непосредственная причина угрозы:
человек, разглашающий строго конфиденциальные сведения;
природный фактор (вне зависимости от масштаба);
специализированное вредоносное программное обеспечение, нарушающее работу системы;
удаление данных случайным путем из-за отказа техники.
Момент воздействия угрозы на информационные ресурсы:
в момент обработки информации (обычно это происходит из-за рассылок вирусных утилит);
при получении системой новой информации;
независимо от степени активности работы системы (например, при направленном взломе шифров или криптозащиты).
Существуют и другие классификации, учитывающие среди параметров возможность доступа работников к самой системе или ее элементам, способ доступа к основным частям системы и конкретные способы размещения информации.
Значительную часть всех угроз эксперты связывают с объективными внешними факторами и информационным вторжением со стороны конкурентов, злоумышленников и бывших сотрудников. Особую опасность представляют те из них, кто знаком с правилами функционирования конкретной системы, обладает знаниями на уровне разработчика программ и имеет сведения о том или ином уязвимом месте в системе.
Построение системы защиты персональных данных
Классификация уровней защиты
Информационная безопасность подразумевает четыре уровня защиты от угроз:
Первый уровень. Наиболее высокий, предполагает полную защиту специальных персональных данных (национальная и расовая принадлежность, отношение к религии, состояние здоровья и личная жизнь).
Второй уровень. Предполагает защиту биометрических данных (в том числе фотографии, отпечатки пальцев).
Третий уровень. Представляет собой защиту общедоступных данных, то есть тех, к которым полный и неограниченный доступ предоставлен самим человеком.
Четвертый уровень. Это сборная группа, в которую включают все данные, не упомянутые в предыдущих трех пунктах.
Таким образом, все данные, собранные в информационной базе компании, могут быть четко распределены по уровням защиты.
Обеспечение защиты
Защита информации по уровням в каждом случае состоит из цепочки мер.
Четвертый уровень. Означает исключение из помещения, где находится информационное оборудование, посторонних лиц, обеспечение сохранности носителей данных, утверждение четкого списка работников, которые имеют допуск к обработке данных, а также использование специальных средств защиты информации.
Третий уровень. Подразумевает выполнение всех требований, предусмотренных для предыдущего уровня, и назначение ответственного за информационную безопасность должностного лица.
Второй уровень. Помимо выполнения требований предыдущего уровня, включает в себя ограничение доступа к электронному журналу безопасности.
Первый уровень. Кроме всех требований, которым необходимо следовать на втором уровне, включает обеспечение автоматической регистрации в электронном журнале безопасности полномочий сотрудников, имеющих доступ к данным, в случае изменения этих полномочий, а также возложение ответственности за информационную безопасность на специально созданное подразделение.
Должное выполнение прописанных в законодательстве мер защиты персональных данных в соответствии с уровнями обеспечивает максимальную эффективность общей стратегии защиты информации, принятой в компании-операторе.
Средства защиты информации
Подробный список технических и организационных мер по обеспечению безопасности также определен юридически. К ним относятся процедура идентификации и аутентификации субъектов и объектов доступа, цепочка управления доступом, ограничение программной среды, надежная защита машинных носителей информации, антивирусная защита, предотвращение и обнаружение вторжений, аналитика степени защищенности среды наряду с обеспечением доступности данных и выявлением событий, которые потенциально приведут к сбоям в работе системы. Кроме того, закон обязывает в случае технической невозможности реализации каких-либо мер разрабатывать другие, компенсирующие меры по нейтрализации угроз.
Технические средства защиты также имеют отдельную классификацию и должны выбираться в зависимости от требуемого уровня защиты. Средства определены официальным документом, составленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (орган исполнительной власти, занимающийся защитой информации). Документ доступен на официальном ресурсе службы. Каждый из классов имеет минимальный набор требований по защите.
Криптографические средства защиты информации
Одним из наиболее действенных способов защиты персональных данных является использование средств криптографии. Если упростить, то речь идет о шифровании текста с помощью цифрового кода.
К криптографическим средствам относятся аппаратные, программные и комбинированные устройства и комплексы, способные реализовывать алгоритмы криптографического преобразования информации.
Они предназначены одновременно для защиты информации при передаче по каналам связи и защиты ее от неразрешенного доступа при обработке и хранении. Логика проста: злоумышленник, который не знает кода, не сможет воспользоваться данными, даже если получит к ним доступ, поскольку не прочтет их. Для него они остануться бессмысленным набором как будто случайных цифр.
Регламент использования криптографических средств определяется Федеральной службой безопасности и документирован в соответствующем приказе.
Рекомендации по защите персональных данных
Как видим, поддержание системы информационной безопасности силами отдельной компании представляется довольно трудоемкой задачей. Далеко не каждый бизнес или государственная компания могут позволить себе штат профильных специалистов. Во многих случаях проще отдать эту задачу на аутсорс, нанять сторонних специалистов, которые помогут подобрать и установить подходящее оборудование, проконсультирую персонал, окажут поддержку с написанием политики конфиденциальности и внутренних регламентов по обращению с засекреченной информацией.
Такое сотрудничество всегда требует большой вовлеченности со стороны руководящего звена компании и всех ее сотрудников. Невнимательность и недостаточно серьезное отношение к соблюдению мер защиты могут закончиться кражей данных, крупными штрафами, судебными разбирательствами и репутационными потерями.
Регулярно проводите оценку эффективности выбранных мер защиты, оперативно вносите коррективы, следите за изменениями в законодательстве. Предупредить угрозу в разы проще (и дешевле), чем бороться с ее последствиями.