что значит затворнический образ жизни

«Не выходи из комнаты». О жизни добровольных затворников

«У затворничества есть большой плюс: меня никто не предаст»

Рик, 27 лет:

Мне с детства некомфортно в обществе, я в него просто не вписываюсь. У меня никогда не было близких отношений с «родными»: я вырос в неполной семье, моим воспитанием особо не занимались. В подростковом возрасте у меня были суицидальные наклонности и, с подачи школьного психолога, мной занимались психиатры. Меня пугает этот мир, мне не нравится, как он устроен, не нравится, что каждый человек должен жить по схеме: сад, школа, институт, работа, семья. Мир полон жестокости и эгоизма, а материальные ценности ставятся превыше всего остального.

Я общался с очень узким кругом людей, а после того, как наши пути разошлись, я осознал, что мне больше незачем соприкасаться с социумом. В 18 лет я практически перестал выходить из дома. Изредка выбирался в институт на зачеты и экзамены, и то, потому что меня заставляли. В 21 год у меня диагностировали клиническую депрессию, я какое-то время пил антидепрессанты.

Денег не хватает, но меня устраивает мой образ жизни, и я не планирую что-то менять

Сейчас я по необходимости выхожу только в магазин. Каждый выход из дома для меня большой стресс. Мне сложно решать какие-то банальные бытовые вопросы, например, не знаю, что делать и кого вызывать, если засорился унитаз. Я боюсь телефонных звонков и звонков в дверь, потому что никого не жду. Предпочитаю страдать от боли, например, зубной, чем выйти из дома в поликлинику. У моего затворничества есть большой плюс: рядом нет людей, а значит, меня никто не предаст и мне некого терять. Я никому ничем не обязан и сам решаю, что мне делать. Одному в своем мирке мне очень спокойно и уютно. Интернет полностью восполняет необходимость в общении: тут я нашел людей, которых могу назвать друзьями. Я много и активно общаюсь, организовываю разные игры по скайпу. Иногда бывает скучно, но это больше от лени. Я большой киноман, много всего смотрю, читаю, пишу стихи и рассказы, учусь играть на синтезаторе, придумываю игры и конкурсы, у меня даже есть своя команда в «Мафии».

Я не работаю, сдаю доставшуюся в наследство квартиру — на это и живу. Денег не хватает, но меня устраивает мой образ жизни, и я не планирую что-то менять.

«Любое внимание вводит меня в ступор»

Михаил, 19 лет:

Я живу в небольшом кубанском поселке. Рос тихим и спокойным ребенком, школу окончил с горем пополам. Одноклассники часто издевались надо мной: обзывали, кидали рюкзак в урну и сильно бесились, потому что не могли вывести меня из себя. После школы я пошел в колледж, но через месяц в ужасе оттуда сбежал — 57 тысяч рублей на ветер! Шум города, улицы, забитые людьми, очень пугали меня. В голове не оставалось ничего, кроме навязчивой мысли поскорее вернуться домой. Это сильно отразилось на моей успеваемости. Однажды я нечаянно порвал намокшие из-за дождя деньги и мне не на что было ехать домой. Я попытался их склеить, сунул кассирше, а она на меня так злобно посмотрела. Этого взгляда было достаточно. Несколько часов я провел на автостанции голодный, ожидая, пока меня заберут родственники. В колледж я больше не ездил, да и вообще старался без особой необходимости не выходить из дома.

Впереди маячила взрослая жизнь, а я был похож на испуганного, растерянного ребенка. Я уговорил мать отвести меня к психиатру. Он диагностировал тревожное расстройство, астено-вегетативный синдром и депрессию. Однако это никак не изменило ситуацию. Моя семья с недоверием относится к психиатрам, а психиатрия для них — псевдонаука, поэтому я для них просто жалкий тунеядец. Если бы не друзья в сети, которые меня поддерживают, мне было бы намного тяжелее. Мое добровольное затворничество свело к минимуму живое общение с людьми. Мне так спокойнее, потому что любое внимание сразу вводит меня в ступор и панику. Я социофоб, но это не значит, что я совсем не могу общаться. Мне просто нужно, чтобы в среде, где я обитаю, было минимум стресса и провокаций.

После смерти родителей я останусь без опеки, поэтому в будущем мне хотелось бы уехать из России и стать бомжом в США

После года сидения дома денег в семье стало не хватать, и мне пришлось найти подработку: я занимаюсь вырубкой деревьев и кустов, обрезаю ветки. За мной присматривает бригадир, другие люди меня не трогают, и потому нет такого сильного морального изнеможения, как на учебе, но очень тяжело физически. Я получаю совсем немного, живем на материнскую зарплату — 14 тысяч рублей. Брат — в тюрьме, отец, хоть и живет с нами, денег не дает и со мной не общается. Мне кажется, у него тоже есть какие-то психические расстройства.

После смерти родителей я останусь без опеки, поэтому в будущем мне хотелось бы уехать из России и стать бомжом в США. Это мой единственный шанс на жизнь.

«В реальной жизни я двух слов не могу связать, настолько редко общаюсь с людьми»

Окума, 23 года:

Меня зовут Okuma San, предпочитаю, чтобы меня называли именно так. Не люблю свое реальное имя. Я белая ворона с самого детства. Живу в Литве, в детском саду я была единственным русским ребенком. Мне было трудно изучать и понимать одновременно русский и литовский языки, поэтому я предпочитала молчать и слушать, что говорят другие.

В школе одноклассники часто задирали меня из-за спокойного характера и плохой успеваемости. Учителя закрывали на это глаза. Тем более что мать одного из задир работала в школе. После третьего класса родители перевели меня в другое место, чтобы избавить от придурков-одноклассников. В новой школе мне тоже было нелегко.

Когда я вошла в переходный возраст, у меня поменялись характер и вкусы. Друзьям, родителям и учителям не нравилась моя яркая одежда (я — любитель неформальной моды, яркого макияжа и необычных причесок). Мне запрещали приходить в таком виде в школу, мои друзья стали врагами, и опять началась травля. Я общалась с психологами, психотерапевтами и психиатрами, некоторое время пила прописанные мне антидепрессанты. Потом бросила. Я считаю, что каждый человек должен помочь себе сам.

В 13 лет я послала всех подальше и ушла из школы. Помню, как учителя с директором приходили ко мне домой и уговаривали вернуться, но в итоге меня перевели на домашнее обучение. С этого и началось мое затворничество. Появилось много свободного времени, которое можно потратить на себя. Поначалу было тяжело в одиночестве. Если бы не компьютер и интернет, даже не знаю, что бы со мной стало. В сети много таких же хикки, которые меня понимали. Я общалась в соцсетях с людьми из разных стран, завела друзей по переписке.

Родные смирились с моим образом жизни, только бабушка часто агитирует на прогулки

Я пыталась выучиться на стилиста-парикмахера и модельера, но моя социофобия и необщительность свела все попытки на нет. Поначалу мне было страшно выходить в мир, а теперь просто неприятно. Мне не нравится городок, в котором я живу: он такой серый, грустный и какой-то поломанный, здесь я не могу реализовать свои амбиции. В реальной жизни я двух слов не могу связать, настолько редко общаюсь с людьми, а вот в чате все норм. Я не люблю улицу и прохожих, потому что уверена, что простые обыватели меня не поймут и не примут.

Я живу за счет родных. В будущем хочу стать профессиональным видеоблогером. У меня есть канал на YouTube, которым я занимаюсь уже четвертый год: перевожу на английский японскую музыку. Подписчиков пока немного — 375, но я мечтаю, что когда-нибудь мой канал станет топовым и будет приносить деньги. А пока раз в полгода получаю по 100 баксов от рекламы.

«Я боюсь реальности, к которой меня не подготовили»

Нелли, 22 года:

Мне всегда было сложно найти общий язык с ровесниками. Я росла замкнутой, в школе у меня не было друзей. Родители всю жизнь говорили мне, что людям можно и нужно доверять, что они добрые и отзывчивые и что, когда я вырасту, у меня все будет — стоит только захотеть. Но они упустили важный момент: все будет, но этого нужно добиваться, преодолевать трудности. Жизнь поставила меня перед фактом, что хорошо живут только дети, и то — до школы, поэтому я изолировала себя от мира: отдалилась от окружающих и стараюсь не выходить на улицу. Людей я не боюсь, я боюсь реальности, к которой меня не подготовили. Я не хочу и не умею жить в обществе. Большая часть людей считает таких, как я, бездельниками и лентяями. Все, что выходит за рамки стандартов, кажется им чем-то ненормальным.

Когда задумываюсь о будущем, становится страшно

Люди всегда куда-то спешат, не замечая, что происходит вокруг. А у меня много свободного времени: захотел — поел, захотел — отдохнул, есть время подумать. Большую часть времени я провожу в интернете. Смотрю фильмы, мультфильмы, видео, концерты, слушаю музыку, пишу фанфики. Я часто переписываюсь с ролевиками и анимешниками из разных городов. Иногда, шутки ради, разговариваю с кем-то из своей коллекции игрушечных машинок-трансформеров. Они умеют слушать.

Родственники недовольны мной и постоянно говорят, что нужно найти работу. Им не нравится меня содержать. Они так достали меня этими разговорами, что я решила учиться на зоотехника и поступила на заочное отделение.

Что будет дальше, увы, не знаю. Когда задумываюсь о будущем, становится страшно.

Источник

ЗАТВОРНИЧЕСТВО

что значит затворнический образ жизни. Смотреть фото что значит затворнический образ жизни. Смотреть картинку что значит затворнический образ жизни. Картинка про что значит затворнический образ жизни. Фото что значит затворнический образ жизни

Идеал З.- исихия, поэтому нередко в аскетической письменности в качестве аналога З. говорят об исихии (или о «священном безмолвии»). Так, З. называют безмолвием преподобные Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов (подробнее см.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Н. Новг., 1998. Т. 4. С. 124).

Суть подвига З.

Положительная сторона З. определяется как равноангельская жизнь в непрестанном предстоянии Богу и непрестанной молитве. Основанием З. в этом смысле являются слова Господа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив (κλείσας) дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6. 6). Затворник занимается «умным деланием» (νοερὰ πρᾶξις), утверждающимся на двоякой основе: творении молитвы, сосредоточивающей ум, и внутреннем непрестанном внимании, «трезвении», к-рое обеспечивает чистоту молитвы. Такое «делание» предстает как непрерывный процесс приобретения духовного опыта от покаяния и борьбы со страстями до бесстрастия и созерцания нетварного света. Правила подвижнического делания в З. обобщил прп. Григорий Синаит: «Сидя в келье своей, терпеливо пребывай в молитве во исполнение заповеди апостола Павла (Рим 12. 12; Кол 4. 2). Собери ум свой в сердце и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце» (Quomodo oporteat sedere hesychastam ad orationem nec cito assurgere. 1 // PG. 150. Col. 1329).

Правила и условия вступления в затвор

В правосл. Церкви не существует подробных канонических правил для затворников. Сохранилось лишь неск. документов, в общих чертах регламентирующих их образ жизни. Согласно новелле имп. св. Юстиниана I, касающейся церковной жизни, затворники живут обычно около мон-рей или в отдельной келье внутри мон-ря (Novell. Just. 123. 26). 41-е прав. Трулльского Собора определяет, что З. должен предшествовать 3-летний подготовительный период послушания в общежительном мон-ре, после к-рого кандидаты проходят испытание «от местнаго настоятеля», и только через год после этого могут удалиться в затвор, «ибо тогда они подадут совершенное удостоверение в том, яко не ради искания тщетныя славы, но ради самаго истиннаго блага, стремятся к сему безмолвию». Канонист патриарх К-польский Феодор IV Вальсамон, толкуя это правило, выражает современное ему отношение к З. и определяет временные рамки подвига: «Великое и дерзновенное дело безмолвствовать в уединении и, как умершему, затвориться в самом тесном обиталище на все время своей жизни» (Правила ВС с толк. С. 424).

Хотя подвиг З. не имеет четкой регламентации, однако предполагает ряд объективных и субъективных условий, выполнение к-рых всегда имелось в виду в святоотеческой традиции.

Основным объективным (т. е. не зависящим от человека) условием является призвание Божие на путь З. «Высокие подвиги,- по словам свт. Игнатия (Брянчанинова),- устроились не по случаю, не по произволу и разуму человеческому, но по особенному смотрению, определению и призванию и откровению Божиим» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. С. 49). Удаление в З. не может быть только индивидуальным желанием подвижника. В затвор человека призывает Сам Бог (на это указывает пример прп. Антония Великого или свт. Тихона Задонского). Те же подвижники, к-рые встали на путь З. самочинно, без призвания, «часто подвергались величайшим душевным бедствиям» (Там же. С. 50). Так, в Житии свт. Никиты, еп. Новгородского († 1109), рассказывается о том, как до поставления в епископы он подвизался в Киево-Печерском мон-ре; желая получить от Бога дар чудотворения, он стремился уйти в затвор, несмотря на неоднократные возражения игум. прп. Никона. Так и не получив благословения на З., Никита самовольно затворился в пещере, где уже через неск. дней был прельщен диаволом, явившимся ему в виде ангела. Во всем повинуясь диаволу, он перестал молиться, поучал приходивших к нему, пророчествовал и толковал Свящ. Писание по внушению искусителя. Только благодаря усилиям отцов мон-ря Никита осознал случившееся и вернулся к жизни в послушании, в котором так преуспел, что за чистоту сердца и смирение был впосл. избран епископом (Киево-Печерский патерик. М., 2007. С. 95).

История З.

первоначально складывалась из разрозненных упоминаний о конкретных подвижниках. В древней Церкви о затворниках повествуют мн. церковные писатели: Руфин Аквилейский ( Rufin. Hist. mon.), Палладий ( Palladius. Hist. Laus.), Феодорит, еп. Кирский ( Theodoret. Hist. rel.), свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Vita Antonii), Иоанн Мосх ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.), блж. Иероним Стридонский ( Hieron. Vita Hilar.), Созомен ( Sozom. Hist. eccl.) и др.

что значит затворнический образ жизни. Смотреть фото что значит затворнический образ жизни. Смотреть картинку что значит затворнический образ жизни. Картинка про что значит затворнический образ жизни. Фото что значит затворнический образ жизни

Требование одиночества для затворников далеко не всегда означало их фактическое удаление от людей. Так, по свидетельству блж. Феодорита, подвижник Апексим 60 лет провел в келье, к к-рой мог подойти любой человек, однако все это время он никого не видел и ни с кем не разговаривал, «углубляясь в самого себя и созерцая Бога». Пищу он принимал через специальное отверстие в стене кельи, к-рое было «просверлено не совершенно прямо, но сделано несколько извилистым, дабы любопытствующие не могли заглянуть внутрь» ( Theodoret. Hist. rel. 5). Известный затворник Иоанн Ликопольский был доступен всем приходящим, он не отказывал во внимании нуждающимся в наставлении и даже сам писал к имп. Феодосию I Великому (Ibid. 35). Он прожил в своей келье более 48 лет и все это время ни разу не выходил из нее. С приходящими затворник общался через окно, так что к нему можно было приблизиться и видеть его лицо ( Palladius. Hist. Laus. 39).

Имея разное отношение к окружающим людям, затворники были неизменно едины в убеждении, что помощь для себя во всех искушениях тяжелого подвига они должны искать только у Бога, а не у единомышленников, братьев-монахов. Затворник отделял себя от совместного богослужения и часто не имел возможности причащаться Христовых Таин ( Lozano J. M. Eremitism // Encyclopedia of Religion. Detroit (Mich.), 2005. T. 4. Col. 2825). Напр., Житие прп. Антония Великого в описании периодов его З. не содержит намека на Евхаристию.

При сохранении единого идеала подвига З. не было однотипным и могло иметь разнообразные формы. Прежде всего удаление в затвор не всегда было пожизненным. Известны примеры, когда З. использовалось как более или менее продолжительный искус или как «духовное врачество». Пресв. Филором (сер. IV в.), ставший исповедником в гонение Юлиана Отступника, после этого 18 лет провел в подвигах строгого воздержания, ношения вериг и т. п. «А когда,- говорил он,- одолела меня чрезмерная робость, так что и днем стало мне страшно, я, чтобы избавиться от этого страха, заключился на шесть лет в гробницу» ( Palladius. Hist. Laus. 98). Иногда затвор понимался шире, чем стены кельи, но при этом сохранялись существенно важные черты З.: уединение, пространственное ограничение и др. Руфин рассказывает о некоем мон. Иоанне, к-рый в течение 3 лет без перерыва стоял под утесом и никогда не садился и не ложился: «Весь предавшись молитве, он спал лишь столько, сколько можно спать стоя на ногах» ( Rufin. Hist. mon. 15). К нему приходил пресвитер и приносил ему Св. Дары, к-рые «служили ему единственным питанием» (Ibidem). Был и еще один вариант затвора. Затворник Феона, подвизавшийся вблизи поселения, провел «тридцать лет в своей келье в глубоком безмолвии» ( Rufin. Hist. mon. 6). Народ почитал его за пророка, к нему ежедневно приходило множество больных. «Простирая к ним руку чрез оконце и возлагая на голову каждого с благословением, он исцелял их от всяких недугов» (Ibidem).

В IV-V вв. З. было распространено по всему Ближ. Востоку. Первым известным сир. затворником был прп. Евсевий, пустынник Сирийский (IV в.) ( Špidlík Th. Eusèbe de Télédan // DHGE. 1963. T. 15. Col. 1476). В «Истории боголюбцев» сообщается помимо Симеона Древнего и Апексима и о неск. др. известных сир. затворниках: Палладии ( Theodoret. Hist. rel. 7), Петре (Ibid. 9) и др. Один из основателей месопотамского монашества прп. Авраам Кидунский († ок. 360) также прославлен как затворник. В Сирии и Месопотамии З. часто принимало необычные формы: нек-рые подвижники затворялись не в кельях, а в дуплах, полых стволах или кронах деревьев. Фалалей Сирийский 10 лет провел в тесной хижине с такой низкой крышей, что внутри было невозможно стоять. Келья его представляла собой 2 колеса, скрепленных между собой неск. досками, и напоминала клетку. «Укрепив в земле три длинных кола и соединив верхние концы их между собой также деревянными досками, Фалалей водрузил на них свое сооружение, а сам поместился внутри него» (Ibid. 28). Варадат Сирийский (V в.) сначала затворился в тесной каменной келье, не имевшей ни окон, ни дверей. Потом он ушел в новый затвор: сшил себе кожаный чехол, закрывавший его с головы до ног, с небольшим отверстием для дыхания и так молился стоя с воздетыми к небу руками (Ibid. 27).

Сохранился ряд древних свидетельств о палестинском З. Так, Евагрий Схоластик описывает подвижников, к-рые «заключаются в своих хижинах поодиночке, а их хижины имеют такую ширину и высоту, что в них нельзя ни прямо стоять, ни без боязни склоняться» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 21). В мон-ре аввы Серида (возле г. Газы) духовными наставниками были преподобные Варсонофий Великий († сер. VI в.) и Иоанн Газский (VI в.). Прп. Варсонофий большую часть жизни провел в затворе и общался с братией через прп. Иоанна. В сохранившихся «Ответах» содержатся особые наставления для желающих вступить в затвор ( Варсонофий Великий, прп., Иоанн, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1855. Ответы 1-54). Из высказываний святых видно, насколько внимательно они относились к ищущим З. Так, напр., прп. Варсонофий дал благословение на З. Иоанну Миросавскому (хотя тот и испытывал потом немалые душевные трудности), но не разрешил уйти в затвор прп. Дорофею Газскому, несмотря на его совершенную жизнь и многочисленные просьбы (Там же. Ответ 311).

В процессе упорядочения монашеской жизни, начиная с устава прп. Пахомия Великого, нормой стала считаться форма общежительного мон-ря как наиболее благоприятная для духовного совершенствования. Так полагал систематизатор вост. монашества и создатель монашеских правил свт. Василий Великий. Святитель стремился согласовать общежительный и отшельнический образ жизни, избегая при этом крайностей того и другого. В монашестве он видел воплощение идеала соборности и единства Церкви, поэтому в задачу его мон-рей входила широкая благотворительность; вместе с этим рядом с киновиями он создавал места для затворнического уединения, а внутри мон-ря призывал хранить строгое безмолвие. Взаимное влияние киновийного и келиотского уставов привело к осознанию того, что общежитие является лучшей подготовкой для З. как совершенного подвига. Лавра прп. Саввы Освященного в Палестине (нач. VI в.), являющаяся классическим примером такого соотношения, имела центральный мон-рь и множество окружавших его уединенных келий, в т. ч. келий затворников.

В Византийской империи IX-XII вв. жизнь монахов отличалась разнообразием форм подвижничества ( Соколов. 2003. С. 259; Eust. Thess. Ad stylitam quemdam thessalonicensem. 47 // PG. 136. Col. 242). Колонии затворников существовали на островах Средиземного м.: Патмосе (мон-рь ап. Иоанна), Кипре (мон-рь прп. Неофита Затворника), Родосе. Селились затворники и на горе Афон. Уже из 2-го устава Лавры прп. Афанасия 971 г. следует, что на землях, принадлежавших мон-рю, находилось 5 келий затворников. Такие же исихастерии были и во владении др. мон-рей ( Соколов. С. 201).

Источник

Затворничество или наедине со всеми

…В страну Мечты и Одиночества —
Где мы — Величества, Высочества.

Марина Цветаева

Затворничество… Что это? Сознательный выбор или следствие неблагоприятного стечения обстоятельств? Пресловутый страх сцены или форма проявления социофобии?

что значит затворнический образ жизни. Смотреть фото что значит затворнический образ жизни. Смотреть картинку что значит затворнический образ жизни. Картинка про что значит затворнический образ жизни. Фото что значит затворнический образ жизни

Исследователи сходятся к мысли о том, что добровольная изоляция от общества, не связанная с физическими изъянами или какими-то другими объективными причинами, присуща, скорей всего, интровертам, людям, смотрящим в себя, а не вовне, получающим удовлетворение от погружения в свой внутренний мир и досадующим на обстоятельства, вынуждающие к расширению круга общения.

И тем не менее нельзя отрицать того факта, что и достаточно активно коммуницирующий индивид в определенный момент своей жизни может отгородиться от общества, предпочтя уход в свою индивидуальность прочим социальным радостям. Что может спровоцировать подобную перемену коммуникативных предпочтений?

Таких причин может быть масса. Предположим, что профессиональная деятельность человека изобилует контактами с клиентами, пациентами, т.е. он является представителем так называемой социономической профессии или профессии типа «человек-человек». И в данном случае изоляция от общества продиктована необходимостью сохранения собственного психического здоровья и способствует избеганию эмоционального выгорания.

Так же одной из причин может быть сложно пережитая человеком обида на кого-то из окружающих, вытесненная, но «засевшая» где-то глубоко внутри. Чье-то нелицеприятное высказывание, осуждение, негативная оценка способны очень глубоко ранить… И эта обида, или несколько подобных инцидентов могут способствовать добровольной изоляции ранее общительного человека.

Глубинные причины отшельничества родом из детства. Это может быть отражением образца типичной для родительской семьи коммуникации — когда родители избегают чрезмерного общения с миром, довольствуясь только друг другом и не допускают в свой мир посторонних. И эта модель взаимодействия с окружающими может быть усвоена ребенком как единственно верная и перенесена в дальнейшем во взрослую жизнь.

Причиной затворничества может быть и отсутствие братьев (сестер), благодаря общению с которыми ребенок получает первый опыт социализации, умения находить компромиссы и быть более ригидным (в т.ч. и во взаимодействии с противоположным полом). Способность слышать другого человека, подстраиваться под него, усмирять собственные потребности, грозящие нарушить контакт и т.д. — это те навыки, которые могут быть усвоены еще в раннем детстве и в дальнейшем стать залогом успешной адаптации в социуме.

Затворничество ребенка могут так же спровоцировать такие моменты как:

Причем очень отчетливо прослеживается взаимозависимость нежелания выходить из дома и продолжительности затворничества: чем дольше длится отшельничество, тем сложнее человеку перебороть себя, перешагнуть через свой страх и выйти в мир, который с каждым днем становится все более угрожающим. Когда человек буквально физически страдает при общении с людьми, которые, как ему кажется, имеют обыкновение подпитываться от него энергетически.

Затворник сначала придумывает всяческие оправдания, и даже перед самим собой, которые объясняют это нежелание выходить из собственного замкнутого мира: это может быть и необходимость ухода за маленьким ребенком, и боязнь оставить его на кого-то из близких, и невозможность найти работу offline и т.д.

С течением времени этих объяснений становится все меньше, затем они вообще отпадают за ненадобностью, а сам отшельник обрастает целым набором фобий, генеральной из которых является социофобия.

И в данной ситуации, если подобный образ жизни доставляет человеку дискомфорт, и он хочет собственного развития, профессионального роста, создания семьи и т.д., без специалиста не обойтись. Но речь не идет о тех индивидах, которых все устраивает в своем положении отшельника и они максимально комфортно чувствует себя именно в этой роли.

Для того, чтобы понять, каким образом бороться с затворничеством и к какому специалисту обратиться, нужно себе ответить на несколько вопросов. Один из них — «как долго у меня наблюдается это состояние?» и второй — «что послужило толчком к его запуску?». Если причины отшельничества кроются в глубоком детстве, то, скорей всего, этим специалистом будет психоаналитически ориентированный терапевт. Если же это состояние проявилось во взрослости, тогда следует посетить консультацию психолога, специализирующегося в когнитивной психологии.

Но, возможно, по какой-то причине, Вы еще не готовы к общению со специалистом, а история Вашего затворничества не очень длинна… Тогда есть возможность обойтись своими силами.

Для этого нужно вспомнить опыт преодоления собственного страха, ведь наверняка в Вашей жизни он имел место. Какими ресурсами Вы при этом пользовались? Призывали ли на выручку силу воли, уговаривали ли себя, обещали ли после удачно завершившегося преодоления страха себе какой-нибудь бонус и т.д. У каждого человека свой способ в борьбе со страхами. Ведь только мы сами знаем, что лучше всего работает в той или иной ситуации.

Кроме того, если Вы чувствуете в себе склонность к затворничеству, то оптимальным для Вас будет осуществление профессиональной деятельности в offline-режиме, т.е. для Вас крайне нежелательно работать удаленно, через Интернет, ведь это может спровоцировать уход от общения с реальным миром.

Немаловажным в вопросе затворничества является принятие себя, своей внешности, своего внутреннего мира. Но в случае, если Вы не принимаете какую-то свою черту и по этой причине ограничиваете свой круг общения, возьмитесь за ее исправление. Здесь Вам в помощь и фитнес-центры, и салоны красоты, и всевозможные курсы, тренинги (например, актерского мастерства) и т.д. Разрешите себе быть самим собой!

Так же следует отметить, что любое общение протекает легко и непринужденно, если людей сближают общие интересы. Так, например, увлеченность танцами, историческими реконструкциями, живописью и т.д. помогут побороть Вам замкнутость и обрести новый друзей. Важно, чтобы эта коммуникация не проходила в online-режиме. Только реальный мир, только живые люди!

Главное помнить, что затворничество имеет обыкновение возвращаться как непрошенный гость и, поэтому нужно быть начеку и не дать ему возможности снова поселиться в Вашей жизни. Как только Вы почувствовали, что не хочется лишний раз выходить из дома, что на звонок Вы уже не спешите открывать дверь, а прежде размышляете: «Нужно ли»… Это сигнал, которому Вы можете сказать: «Стоп!»

И не стоит забывать, что, как писал Аристотель, «человек есть общественное животное» и именно через взаимодействие с окружающими нас людьми мы глубже узнаем себя, понимаем о себе… А через познание собственного «Я» открываем и окружающий мир. Не замыкайтесь в себе, позвольте жизни быть и Вас ждет масса открытий!

© Сологубова Е.А., 2016
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *