что значит затворнический образ жизни
«Не выходи из комнаты». О жизни добровольных затворников
«У затворничества есть большой плюс: меня никто не предаст»
Рик, 27 лет:
Мне с детства некомфортно в обществе, я в него просто не вписываюсь. У меня никогда не было близких отношений с «родными»: я вырос в неполной семье, моим воспитанием особо не занимались. В подростковом возрасте у меня были суицидальные наклонности и, с подачи школьного психолога, мной занимались психиатры. Меня пугает этот мир, мне не нравится, как он устроен, не нравится, что каждый человек должен жить по схеме: сад, школа, институт, работа, семья. Мир полон жестокости и эгоизма, а материальные ценности ставятся превыше всего остального.
Я общался с очень узким кругом людей, а после того, как наши пути разошлись, я осознал, что мне больше незачем соприкасаться с социумом. В 18 лет я практически перестал выходить из дома. Изредка выбирался в институт на зачеты и экзамены, и то, потому что меня заставляли. В 21 год у меня диагностировали клиническую депрессию, я какое-то время пил антидепрессанты.
Денег не хватает, но меня устраивает мой образ жизни, и я не планирую что-то менять
Сейчас я по необходимости выхожу только в магазин. Каждый выход из дома для меня большой стресс. Мне сложно решать какие-то банальные бытовые вопросы, например, не знаю, что делать и кого вызывать, если засорился унитаз. Я боюсь телефонных звонков и звонков в дверь, потому что никого не жду. Предпочитаю страдать от боли, например, зубной, чем выйти из дома в поликлинику. У моего затворничества есть большой плюс: рядом нет людей, а значит, меня никто не предаст и мне некого терять. Я никому ничем не обязан и сам решаю, что мне делать. Одному в своем мирке мне очень спокойно и уютно. Интернет полностью восполняет необходимость в общении: тут я нашел людей, которых могу назвать друзьями. Я много и активно общаюсь, организовываю разные игры по скайпу. Иногда бывает скучно, но это больше от лени. Я большой киноман, много всего смотрю, читаю, пишу стихи и рассказы, учусь играть на синтезаторе, придумываю игры и конкурсы, у меня даже есть своя команда в «Мафии».
Я не работаю, сдаю доставшуюся в наследство квартиру — на это и живу. Денег не хватает, но меня устраивает мой образ жизни, и я не планирую что-то менять.
«Любое внимание вводит меня в ступор»
Михаил, 19 лет:
Я живу в небольшом кубанском поселке. Рос тихим и спокойным ребенком, школу окончил с горем пополам. Одноклассники часто издевались надо мной: обзывали, кидали рюкзак в урну и сильно бесились, потому что не могли вывести меня из себя. После школы я пошел в колледж, но через месяц в ужасе оттуда сбежал — 57 тысяч рублей на ветер! Шум города, улицы, забитые людьми, очень пугали меня. В голове не оставалось ничего, кроме навязчивой мысли поскорее вернуться домой. Это сильно отразилось на моей успеваемости. Однажды я нечаянно порвал намокшие из-за дождя деньги и мне не на что было ехать домой. Я попытался их склеить, сунул кассирше, а она на меня так злобно посмотрела. Этого взгляда было достаточно. Несколько часов я провел на автостанции голодный, ожидая, пока меня заберут родственники. В колледж я больше не ездил, да и вообще старался без особой необходимости не выходить из дома.
Впереди маячила взрослая жизнь, а я был похож на испуганного, растерянного ребенка. Я уговорил мать отвести меня к психиатру. Он диагностировал тревожное расстройство, астено-вегетативный синдром и депрессию. Однако это никак не изменило ситуацию. Моя семья с недоверием относится к психиатрам, а психиатрия для них — псевдонаука, поэтому я для них просто жалкий тунеядец. Если бы не друзья в сети, которые меня поддерживают, мне было бы намного тяжелее. Мое добровольное затворничество свело к минимуму живое общение с людьми. Мне так спокойнее, потому что любое внимание сразу вводит меня в ступор и панику. Я социофоб, но это не значит, что я совсем не могу общаться. Мне просто нужно, чтобы в среде, где я обитаю, было минимум стресса и провокаций.
После смерти родителей я останусь без опеки, поэтому в будущем мне хотелось бы уехать из России и стать бомжом в США
После года сидения дома денег в семье стало не хватать, и мне пришлось найти подработку: я занимаюсь вырубкой деревьев и кустов, обрезаю ветки. За мной присматривает бригадир, другие люди меня не трогают, и потому нет такого сильного морального изнеможения, как на учебе, но очень тяжело физически. Я получаю совсем немного, живем на материнскую зарплату — 14 тысяч рублей. Брат — в тюрьме, отец, хоть и живет с нами, денег не дает и со мной не общается. Мне кажется, у него тоже есть какие-то психические расстройства.
После смерти родителей я останусь без опеки, поэтому в будущем мне хотелось бы уехать из России и стать бомжом в США. Это мой единственный шанс на жизнь.
«В реальной жизни я двух слов не могу связать, настолько редко общаюсь с людьми»
Окума, 23 года:
Меня зовут Okuma San, предпочитаю, чтобы меня называли именно так. Не люблю свое реальное имя. Я белая ворона с самого детства. Живу в Литве, в детском саду я была единственным русским ребенком. Мне было трудно изучать и понимать одновременно русский и литовский языки, поэтому я предпочитала молчать и слушать, что говорят другие.
В школе одноклассники часто задирали меня из-за спокойного характера и плохой успеваемости. Учителя закрывали на это глаза. Тем более что мать одного из задир работала в школе. После третьего класса родители перевели меня в другое место, чтобы избавить от придурков-одноклассников. В новой школе мне тоже было нелегко.
Когда я вошла в переходный возраст, у меня поменялись характер и вкусы. Друзьям, родителям и учителям не нравилась моя яркая одежда (я — любитель неформальной моды, яркого макияжа и необычных причесок). Мне запрещали приходить в таком виде в школу, мои друзья стали врагами, и опять началась травля. Я общалась с психологами, психотерапевтами и психиатрами, некоторое время пила прописанные мне антидепрессанты. Потом бросила. Я считаю, что каждый человек должен помочь себе сам.
В 13 лет я послала всех подальше и ушла из школы. Помню, как учителя с директором приходили ко мне домой и уговаривали вернуться, но в итоге меня перевели на домашнее обучение. С этого и началось мое затворничество. Появилось много свободного времени, которое можно потратить на себя. Поначалу было тяжело в одиночестве. Если бы не компьютер и интернет, даже не знаю, что бы со мной стало. В сети много таких же хикки, которые меня понимали. Я общалась в соцсетях с людьми из разных стран, завела друзей по переписке.
Родные смирились с моим образом жизни, только бабушка часто агитирует на прогулки
Я пыталась выучиться на стилиста-парикмахера и модельера, но моя социофобия и необщительность свела все попытки на нет. Поначалу мне было страшно выходить в мир, а теперь просто неприятно. Мне не нравится городок, в котором я живу: он такой серый, грустный и какой-то поломанный, здесь я не могу реализовать свои амбиции. В реальной жизни я двух слов не могу связать, настолько редко общаюсь с людьми, а вот в чате все норм. Я не люблю улицу и прохожих, потому что уверена, что простые обыватели меня не поймут и не примут.
Я живу за счет родных. В будущем хочу стать профессиональным видеоблогером. У меня есть канал на YouTube, которым я занимаюсь уже четвертый год: перевожу на английский японскую музыку. Подписчиков пока немного — 375, но я мечтаю, что когда-нибудь мой канал станет топовым и будет приносить деньги. А пока раз в полгода получаю по 100 баксов от рекламы.
«Я боюсь реальности, к которой меня не подготовили»
Нелли, 22 года:
Мне всегда было сложно найти общий язык с ровесниками. Я росла замкнутой, в школе у меня не было друзей. Родители всю жизнь говорили мне, что людям можно и нужно доверять, что они добрые и отзывчивые и что, когда я вырасту, у меня все будет — стоит только захотеть. Но они упустили важный момент: все будет, но этого нужно добиваться, преодолевать трудности. Жизнь поставила меня перед фактом, что хорошо живут только дети, и то — до школы, поэтому я изолировала себя от мира: отдалилась от окружающих и стараюсь не выходить на улицу. Людей я не боюсь, я боюсь реальности, к которой меня не подготовили. Я не хочу и не умею жить в обществе. Большая часть людей считает таких, как я, бездельниками и лентяями. Все, что выходит за рамки стандартов, кажется им чем-то ненормальным.
Когда задумываюсь о будущем, становится страшно
Люди всегда куда-то спешат, не замечая, что происходит вокруг. А у меня много свободного времени: захотел — поел, захотел — отдохнул, есть время подумать. Большую часть времени я провожу в интернете. Смотрю фильмы, мультфильмы, видео, концерты, слушаю музыку, пишу фанфики. Я часто переписываюсь с ролевиками и анимешниками из разных городов. Иногда, шутки ради, разговариваю с кем-то из своей коллекции игрушечных машинок-трансформеров. Они умеют слушать.
Родственники недовольны мной и постоянно говорят, что нужно найти работу. Им не нравится меня содержать. Они так достали меня этими разговорами, что я решила учиться на зоотехника и поступила на заочное отделение.
Что будет дальше, увы, не знаю. Когда задумываюсь о будущем, становится страшно.
ЗАТВОРНИЧЕСТВО
Идеал З.- исихия, поэтому нередко в аскетической письменности в качестве аналога З. говорят об исихии (или о «священном безмолвии»). Так, З. называют безмолвием преподобные Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов (подробнее см.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Н. Новг., 1998. Т. 4. С. 124).
Суть подвига З.
Положительная сторона З. определяется как равноангельская жизнь в непрестанном предстоянии Богу и непрестанной молитве. Основанием З. в этом смысле являются слова Господа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив (κλείσας) дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6. 6). Затворник занимается «умным деланием» (νοερὰ πρᾶξις), утверждающимся на двоякой основе: творении молитвы, сосредоточивающей ум, и внутреннем непрестанном внимании, «трезвении», к-рое обеспечивает чистоту молитвы. Такое «делание» предстает как непрерывный процесс приобретения духовного опыта от покаяния и борьбы со страстями до бесстрастия и созерцания нетварного света. Правила подвижнического делания в З. обобщил прп. Григорий Синаит: «Сидя в келье своей, терпеливо пребывай в молитве во исполнение заповеди апостола Павла (Рим 12. 12; Кол 4. 2). Собери ум свой в сердце и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Не поддавайся малодушию и разленению, но поболи сердцем и потруди себя телом, ища Господа в сердце» (Quomodo oporteat sedere hesychastam ad orationem nec cito assurgere. 1 // PG. 150. Col. 1329).
Правила и условия вступления в затвор
В правосл. Церкви не существует подробных канонических правил для затворников. Сохранилось лишь неск. документов, в общих чертах регламентирующих их образ жизни. Согласно новелле имп. св. Юстиниана I, касающейся церковной жизни, затворники живут обычно около мон-рей или в отдельной келье внутри мон-ря (Novell. Just. 123. 26). 41-е прав. Трулльского Собора определяет, что З. должен предшествовать 3-летний подготовительный период послушания в общежительном мон-ре, после к-рого кандидаты проходят испытание «от местнаго настоятеля», и только через год после этого могут удалиться в затвор, «ибо тогда они подадут совершенное удостоверение в том, яко не ради искания тщетныя славы, но ради самаго истиннаго блага, стремятся к сему безмолвию». Канонист патриарх К-польский Феодор IV Вальсамон, толкуя это правило, выражает современное ему отношение к З. и определяет временные рамки подвига: «Великое и дерзновенное дело безмолвствовать в уединении и, как умершему, затвориться в самом тесном обиталище на все время своей жизни» (Правила ВС с толк. С. 424).
Хотя подвиг З. не имеет четкой регламентации, однако предполагает ряд объективных и субъективных условий, выполнение к-рых всегда имелось в виду в святоотеческой традиции.
Основным объективным (т. е. не зависящим от человека) условием является призвание Божие на путь З. «Высокие подвиги,- по словам свт. Игнатия (Брянчанинова),- устроились не по случаю, не по произволу и разуму человеческому, но по особенному смотрению, определению и призванию и откровению Божиим» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. С. 49). Удаление в З. не может быть только индивидуальным желанием подвижника. В затвор человека призывает Сам Бог (на это указывает пример прп. Антония Великого или свт. Тихона Задонского). Те же подвижники, к-рые встали на путь З. самочинно, без призвания, «часто подвергались величайшим душевным бедствиям» (Там же. С. 50). Так, в Житии свт. Никиты, еп. Новгородского († 1109), рассказывается о том, как до поставления в епископы он подвизался в Киево-Печерском мон-ре; желая получить от Бога дар чудотворения, он стремился уйти в затвор, несмотря на неоднократные возражения игум. прп. Никона. Так и не получив благословения на З., Никита самовольно затворился в пещере, где уже через неск. дней был прельщен диаволом, явившимся ему в виде ангела. Во всем повинуясь диаволу, он перестал молиться, поучал приходивших к нему, пророчествовал и толковал Свящ. Писание по внушению искусителя. Только благодаря усилиям отцов мон-ря Никита осознал случившееся и вернулся к жизни в послушании, в котором так преуспел, что за чистоту сердца и смирение был впосл. избран епископом (Киево-Печерский патерик. М., 2007. С. 95).
История З.
первоначально складывалась из разрозненных упоминаний о конкретных подвижниках. В древней Церкви о затворниках повествуют мн. церковные писатели: Руфин Аквилейский ( Rufin. Hist. mon.), Палладий ( Palladius. Hist. Laus.), Феодорит, еп. Кирский ( Theodoret. Hist. rel.), свт. Афанасий I Великий ( Athanas. Alex. Vita Antonii), Иоанн Мосх ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.), блж. Иероним Стридонский ( Hieron. Vita Hilar.), Созомен ( Sozom. Hist. eccl.) и др.
Требование одиночества для затворников далеко не всегда означало их фактическое удаление от людей. Так, по свидетельству блж. Феодорита, подвижник Апексим 60 лет провел в келье, к к-рой мог подойти любой человек, однако все это время он никого не видел и ни с кем не разговаривал, «углубляясь в самого себя и созерцая Бога». Пищу он принимал через специальное отверстие в стене кельи, к-рое было «просверлено не совершенно прямо, но сделано несколько извилистым, дабы любопытствующие не могли заглянуть внутрь» ( Theodoret. Hist. rel. 5). Известный затворник Иоанн Ликопольский был доступен всем приходящим, он не отказывал во внимании нуждающимся в наставлении и даже сам писал к имп. Феодосию I Великому (Ibid. 35). Он прожил в своей келье более 48 лет и все это время ни разу не выходил из нее. С приходящими затворник общался через окно, так что к нему можно было приблизиться и видеть его лицо ( Palladius. Hist. Laus. 39).
Имея разное отношение к окружающим людям, затворники были неизменно едины в убеждении, что помощь для себя во всех искушениях тяжелого подвига они должны искать только у Бога, а не у единомышленников, братьев-монахов. Затворник отделял себя от совместного богослужения и часто не имел возможности причащаться Христовых Таин ( Lozano J. M. Eremitism // Encyclopedia of Religion. Detroit (Mich.), 2005. T. 4. Col. 2825). Напр., Житие прп. Антония Великого в описании периодов его З. не содержит намека на Евхаристию.
При сохранении единого идеала подвига З. не было однотипным и могло иметь разнообразные формы. Прежде всего удаление в затвор не всегда было пожизненным. Известны примеры, когда З. использовалось как более или менее продолжительный искус или как «духовное врачество». Пресв. Филором (сер. IV в.), ставший исповедником в гонение Юлиана Отступника, после этого 18 лет провел в подвигах строгого воздержания, ношения вериг и т. п. «А когда,- говорил он,- одолела меня чрезмерная робость, так что и днем стало мне страшно, я, чтобы избавиться от этого страха, заключился на шесть лет в гробницу» ( Palladius. Hist. Laus. 98). Иногда затвор понимался шире, чем стены кельи, но при этом сохранялись существенно важные черты З.: уединение, пространственное ограничение и др. Руфин рассказывает о некоем мон. Иоанне, к-рый в течение 3 лет без перерыва стоял под утесом и никогда не садился и не ложился: «Весь предавшись молитве, он спал лишь столько, сколько можно спать стоя на ногах» ( Rufin. Hist. mon. 15). К нему приходил пресвитер и приносил ему Св. Дары, к-рые «служили ему единственным питанием» (Ibidem). Был и еще один вариант затвора. Затворник Феона, подвизавшийся вблизи поселения, провел «тридцать лет в своей келье в глубоком безмолвии» ( Rufin. Hist. mon. 6). Народ почитал его за пророка, к нему ежедневно приходило множество больных. «Простирая к ним руку чрез оконце и возлагая на голову каждого с благословением, он исцелял их от всяких недугов» (Ibidem).
В IV-V вв. З. было распространено по всему Ближ. Востоку. Первым известным сир. затворником был прп. Евсевий, пустынник Сирийский (IV в.) ( Špidlík Th. Eusèbe de Télédan // DHGE. 1963. T. 15. Col. 1476). В «Истории боголюбцев» сообщается помимо Симеона Древнего и Апексима и о неск. др. известных сир. затворниках: Палладии ( Theodoret. Hist. rel. 7), Петре (Ibid. 9) и др. Один из основателей месопотамского монашества прп. Авраам Кидунский († ок. 360) также прославлен как затворник. В Сирии и Месопотамии З. часто принимало необычные формы: нек-рые подвижники затворялись не в кельях, а в дуплах, полых стволах или кронах деревьев. Фалалей Сирийский 10 лет провел в тесной хижине с такой низкой крышей, что внутри было невозможно стоять. Келья его представляла собой 2 колеса, скрепленных между собой неск. досками, и напоминала клетку. «Укрепив в земле три длинных кола и соединив верхние концы их между собой также деревянными досками, Фалалей водрузил на них свое сооружение, а сам поместился внутри него» (Ibid. 28). Варадат Сирийский (V в.) сначала затворился в тесной каменной келье, не имевшей ни окон, ни дверей. Потом он ушел в новый затвор: сшил себе кожаный чехол, закрывавший его с головы до ног, с небольшим отверстием для дыхания и так молился стоя с воздетыми к небу руками (Ibid. 27).
Сохранился ряд древних свидетельств о палестинском З. Так, Евагрий Схоластик описывает подвижников, к-рые «заключаются в своих хижинах поодиночке, а их хижины имеют такую ширину и высоту, что в них нельзя ни прямо стоять, ни без боязни склоняться» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 21). В мон-ре аввы Серида (возле г. Газы) духовными наставниками были преподобные Варсонофий Великий († сер. VI в.) и Иоанн Газский (VI в.). Прп. Варсонофий большую часть жизни провел в затворе и общался с братией через прп. Иоанна. В сохранившихся «Ответах» содержатся особые наставления для желающих вступить в затвор ( Варсонофий Великий, прп., Иоанн, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1855. Ответы 1-54). Из высказываний святых видно, насколько внимательно они относились к ищущим З. Так, напр., прп. Варсонофий дал благословение на З. Иоанну Миросавскому (хотя тот и испытывал потом немалые душевные трудности), но не разрешил уйти в затвор прп. Дорофею Газскому, несмотря на его совершенную жизнь и многочисленные просьбы (Там же. Ответ 311).
В процессе упорядочения монашеской жизни, начиная с устава прп. Пахомия Великого, нормой стала считаться форма общежительного мон-ря как наиболее благоприятная для духовного совершенствования. Так полагал систематизатор вост. монашества и создатель монашеских правил свт. Василий Великий. Святитель стремился согласовать общежительный и отшельнический образ жизни, избегая при этом крайностей того и другого. В монашестве он видел воплощение идеала соборности и единства Церкви, поэтому в задачу его мон-рей входила широкая благотворительность; вместе с этим рядом с киновиями он создавал места для затворнического уединения, а внутри мон-ря призывал хранить строгое безмолвие. Взаимное влияние киновийного и келиотского уставов привело к осознанию того, что общежитие является лучшей подготовкой для З. как совершенного подвига. Лавра прп. Саввы Освященного в Палестине (нач. VI в.), являющаяся классическим примером такого соотношения, имела центральный мон-рь и множество окружавших его уединенных келий, в т. ч. келий затворников.
В Византийской империи IX-XII вв. жизнь монахов отличалась разнообразием форм подвижничества ( Соколов. 2003. С. 259; Eust. Thess. Ad stylitam quemdam thessalonicensem. 47 // PG. 136. Col. 242). Колонии затворников существовали на островах Средиземного м.: Патмосе (мон-рь ап. Иоанна), Кипре (мон-рь прп. Неофита Затворника), Родосе. Селились затворники и на горе Афон. Уже из 2-го устава Лавры прп. Афанасия 971 г. следует, что на землях, принадлежавших мон-рю, находилось 5 келий затворников. Такие же исихастерии были и во владении др. мон-рей ( Соколов. С. 201).
Затворничество или наедине со всеми
…В страну Мечты и Одиночества —
Где мы — Величества, Высочества.
Марина Цветаева
Затворничество… Что это? Сознательный выбор или следствие неблагоприятного стечения обстоятельств? Пресловутый страх сцены или форма проявления социофобии?
Исследователи сходятся к мысли о том, что добровольная изоляция от общества, не связанная с физическими изъянами или какими-то другими объективными причинами, присуща, скорей всего, интровертам, людям, смотрящим в себя, а не вовне, получающим удовлетворение от погружения в свой внутренний мир и досадующим на обстоятельства, вынуждающие к расширению круга общения.
И тем не менее нельзя отрицать того факта, что и достаточно активно коммуницирующий индивид в определенный момент своей жизни может отгородиться от общества, предпочтя уход в свою индивидуальность прочим социальным радостям. Что может спровоцировать подобную перемену коммуникативных предпочтений?
Таких причин может быть масса. Предположим, что профессиональная деятельность человека изобилует контактами с клиентами, пациентами, т.е. он является представителем так называемой социономической профессии или профессии типа «человек-человек». И в данном случае изоляция от общества продиктована необходимостью сохранения собственного психического здоровья и способствует избеганию эмоционального выгорания.
Так же одной из причин может быть сложно пережитая человеком обида на кого-то из окружающих, вытесненная, но «засевшая» где-то глубоко внутри. Чье-то нелицеприятное высказывание, осуждение, негативная оценка способны очень глубоко ранить… И эта обида, или несколько подобных инцидентов могут способствовать добровольной изоляции ранее общительного человека.
Глубинные причины отшельничества родом из детства. Это может быть отражением образца типичной для родительской семьи коммуникации — когда родители избегают чрезмерного общения с миром, довольствуясь только друг другом и не допускают в свой мир посторонних. И эта модель взаимодействия с окружающими может быть усвоена ребенком как единственно верная и перенесена в дальнейшем во взрослую жизнь.
Причиной затворничества может быть и отсутствие братьев (сестер), благодаря общению с которыми ребенок получает первый опыт социализации, умения находить компромиссы и быть более ригидным (в т.ч. и во взаимодействии с противоположным полом). Способность слышать другого человека, подстраиваться под него, усмирять собственные потребности, грозящие нарушить контакт и т.д. — это те навыки, которые могут быть усвоены еще в раннем детстве и в дальнейшем стать залогом успешной адаптации в социуме.
Затворничество ребенка могут так же спровоцировать такие моменты как:
Причем очень отчетливо прослеживается взаимозависимость нежелания выходить из дома и продолжительности затворничества: чем дольше длится отшельничество, тем сложнее человеку перебороть себя, перешагнуть через свой страх и выйти в мир, который с каждым днем становится все более угрожающим. Когда человек буквально физически страдает при общении с людьми, которые, как ему кажется, имеют обыкновение подпитываться от него энергетически.
Затворник сначала придумывает всяческие оправдания, и даже перед самим собой, которые объясняют это нежелание выходить из собственного замкнутого мира: это может быть и необходимость ухода за маленьким ребенком, и боязнь оставить его на кого-то из близких, и невозможность найти работу offline и т.д.
С течением времени этих объяснений становится все меньше, затем они вообще отпадают за ненадобностью, а сам отшельник обрастает целым набором фобий, генеральной из которых является социофобия.
И в данной ситуации, если подобный образ жизни доставляет человеку дискомфорт, и он хочет собственного развития, профессионального роста, создания семьи и т.д., без специалиста не обойтись. Но речь не идет о тех индивидах, которых все устраивает в своем положении отшельника и они максимально комфортно чувствует себя именно в этой роли.
Для того, чтобы понять, каким образом бороться с затворничеством и к какому специалисту обратиться, нужно себе ответить на несколько вопросов. Один из них — «как долго у меня наблюдается это состояние?» и второй — «что послужило толчком к его запуску?». Если причины отшельничества кроются в глубоком детстве, то, скорей всего, этим специалистом будет психоаналитически ориентированный терапевт. Если же это состояние проявилось во взрослости, тогда следует посетить консультацию психолога, специализирующегося в когнитивной психологии.
Но, возможно, по какой-то причине, Вы еще не готовы к общению со специалистом, а история Вашего затворничества не очень длинна… Тогда есть возможность обойтись своими силами.
Для этого нужно вспомнить опыт преодоления собственного страха, ведь наверняка в Вашей жизни он имел место. Какими ресурсами Вы при этом пользовались? Призывали ли на выручку силу воли, уговаривали ли себя, обещали ли после удачно завершившегося преодоления страха себе какой-нибудь бонус и т.д. У каждого человека свой способ в борьбе со страхами. Ведь только мы сами знаем, что лучше всего работает в той или иной ситуации.
Кроме того, если Вы чувствуете в себе склонность к затворничеству, то оптимальным для Вас будет осуществление профессиональной деятельности в offline-режиме, т.е. для Вас крайне нежелательно работать удаленно, через Интернет, ведь это может спровоцировать уход от общения с реальным миром.
Немаловажным в вопросе затворничества является принятие себя, своей внешности, своего внутреннего мира. Но в случае, если Вы не принимаете какую-то свою черту и по этой причине ограничиваете свой круг общения, возьмитесь за ее исправление. Здесь Вам в помощь и фитнес-центры, и салоны красоты, и всевозможные курсы, тренинги (например, актерского мастерства) и т.д. Разрешите себе быть самим собой!
Так же следует отметить, что любое общение протекает легко и непринужденно, если людей сближают общие интересы. Так, например, увлеченность танцами, историческими реконструкциями, живописью и т.д. помогут побороть Вам замкнутость и обрести новый друзей. Важно, чтобы эта коммуникация не проходила в online-режиме. Только реальный мир, только живые люди!
Главное помнить, что затворничество имеет обыкновение возвращаться как непрошенный гость и, поэтому нужно быть начеку и не дать ему возможности снова поселиться в Вашей жизни. Как только Вы почувствовали, что не хочется лишний раз выходить из дома, что на звонок Вы уже не спешите открывать дверь, а прежде размышляете: «Нужно ли»… Это сигнал, которому Вы можете сказать: «Стоп!»
И не стоит забывать, что, как писал Аристотель, «человек есть общественное животное» и именно через взаимодействие с окружающими нас людьми мы глубже узнаем себя, понимаем о себе… А через познание собственного «Я» открываем и окружающий мир. Не замыкайтесь в себе, позвольте жизни быть и Вас ждет масса открытий!
© Сологубова Е.А., 2016
© Публикуется с любезного разрешения автора