что значит желтая звезда у бероева
Лицо современного скудоумия
Егор Бероев, как лицо современного скудоумия. Желтая звезда (Лата, знак позора) — символ, который должны были носить евреи в период Холокоста. В концлагерях свои знаки различия были еще и у политических заключенных, цыган, свидетелей Иеговы*, гомосексуалов и прочих.
«Ни одна человеческая жизнь не может приноситься в жертву общественному благу», — сказал Бероев сразу после того, как объявил, что он не привился от коронавируса.
То есть сам Бероев легко ходит и заражает других людей, но делает это с достоинством.
Егора же просто просят не заражать других.
Его никто не вынуждает прививаться, нет, просто не допускают потенциального разносчика заразы в публичное место. И эту (совершенно правильную и нужную) меру этот милый человек сравнивает с Холокостом, нацепив на грудь желтую звезду. Действительно, если бедняга Бероев не сможет выпить кофе с круассаном, то испытает страдания, как в Освенциме, не меньше.
«Я проснулся в мире, где это (вакцинация) стало опознавательным знаком — гражданин ты или будешь находиться в резервации, можно ли тебе будет посещать учреждения и мероприятия, будешь ли ты пользоваться всеми правами и благами».
Так вот, мне кажется, что после такого заявления Егор должен проснуться в другом мире, в другой резервации, где он не будет иметь возможности принимать участия в мероприятиях, пока не извинится перед теми, чью память оскорбил своей выходкой со звездой и перед теми, кто умер или потерял родных в пандемии коронавируса из-за таких, как он.
Желтая звезда Бероева. Почему опошление символов может привести к новым трагедиям человечества
Надел, назвал
Так, например, антипрививочник Егор Бероев вышел на сцену с новым символом антипрививочного движения. Им стала, внимание, желтая звезда — символ, который носили евреи в нацистской Германии. Творец (а также его сторонники, которых немало, в том числе и в других странах), видимо, хотел сказать, что злобные власти дискриминируют его и других противников всеобщей вакцинации введением QR-кодов и другими решениями. Однако господину Бероеву, видно, невдомек, что желтая звезда — это не просто символ какой-то дискриминации. Это самый страшный символ дегуманизации, когда людей по биологическому принципу (то есть просто за то, кем они родились) лишают всех прав. Когда превращают их даже не в рабов, а в вещь, которую можно легко сломать или уничтожить в лагерях смерти. Интересующиеся в любой момент могут посмотреть «Список Шиндлера» и понять, как это было. И когда пубертатные мозгами люди напяливают на себя эту звезду, они не просто оскорбляют память всех жертв Холокоста, но ставят знак равенства между ним и нынешними коронавирусными дискриминациями. Тем самым, в полном соответствии с Окном Овертона, переводят абсолютно неприемлемое, табуированное событие (которое никогда больше не должно повторяться в человеческой истории) в разряд общебытового.
Увы, история с выхолащиванием желтой звезды — не единственный пример того, как опошляются смыслы. Еще одним случаем, до боли знакомым отечественным либеральным журналистам, является термин «иностранный агент», применяющийся к экспертам и СМИ, получающим финансирование из-за рубежа. Причем только оппозиционным экспертам и СМИ — провластные специалисты (например, Сергей Марков, по слухам активно работающий в интересах турецкого и азербайджанского посольств, таким термином не именуется). Российские власти уверяют, что термин просто скалькирован с аналогичного американского закона, однако они понимают, какую коннотацию имеет это словосочетание в умах россиян, никогда не любивших предателей. Да, часть работающих на Россию СМИ («Радио Свобода»*, «Медуза»*) действительно являются иностранными агентами в полном смысле этого слова, но абсолютное большинство других (в том числе и «Левада»*) работают на интересы своих читателей. И их можно было назвать просто «СМИ и агентства, частично финансируемые из-за рубежа», без создания ложных ассоциаций о том, что все, кто критикует власть, являются иностранными агентами. А так получается, что Старая площадь лишь работает на углубление общественного раскола, еще больше отчуждает либеральную молодежь, которая сама начинает рассматривать власть как иностранного агента.
В свою очередь, отечественные либералы тоже с упоением занимаются опошлением смыслов. Например, когда начинают сравнивать уголовные преследования оппозиции с 1937 годом, провозглашая эпоху массового террора. И дело тут же не в их исторической безграмотности (репрессии 1937 года проводились в основном не против почти несуществующей в СССР оппозиции, а были внутренней чисткой партийного и военного аппарата), а в том, что нынешние «репрессии» по масштабу и близко не стоят с 1937 годом. Если бы сейчас был 1937 год, то все отечественные оппозиционеры молчали бы в тряпочку. Не было бы никаких оппозиционных митингов, никакой свободы слова, никаких воплей и возмущений в интернетах, никакого вещания Навального из тюрьмы. В итоге получается, что в попытке заклеймить режим они умаляют ужасы 1937 года, пробивая очередное Окно Овертона и разрушая очередное ментальное табу.
Фото: Art Media/Print Collector/Getty Images
Из абсолютного преступления в банальность
Однако самым ужасным примером опошления символа являются политические игры вокруг самого страшного преступления в истории человечества — геноцида.
Что такое геноцид? Спланированная операция по физическому уничтожению народа или значительной его части (проще говоря, той, до которой получается дотянуться). Примеров подобных геноцидов было достаточно. Например, устроенный Чингисханом геноцид в Средней Азии, когда он всех вырезал по пути следования своего войска, исходя из чисто военной логики (не хотел восстаний в тылу). Еще один пример — геноцид индейцев в США, устроенный американскими властями для зачистки земель для белых поселенцев. Организован геноцид был с англосаксонской четкостью: индейцы истреблялись как физически, так и при помощи зараженного оспой постельного белья, которое продавалось племенам, не имеющим иммунитета. В итоге абсолютное большинство индейцев было уничтожено.
В XX веке были геноцид армян в Османской империи (более миллиона человек вырезали и замучили как неблагонадежных). Геноцид тутси в Руанде (когда одно племя решило вырезать другое). Геноцид Гитлера в адрес «неарийцев», не имевших права на жизнь.
Однако затем целый ряд правительств решили использовать это страшное, не имеющее никаких оправданий преступление для политической дискредитации своих противников или же в рамках собственного конструирования истории. Например, западные страны назвали «геноцидом» массовое убийство боснийских мусульман в Сребренице, где в ходе гражданской войны было уничтожено 8 тысяч боснийских мусульман. При этом речь шла о трагическом эпизоде, который часто повторяется в ходе любых гражданских войн, но отнюдь не о каком-то сербском плане по физическому уничтожению всех мусульман. Точно так же сову на глобус натягивают рисующие исторические мифы азербайджанские пропагандисты с Ходжалы — карабахской деревни, где в начале 90-х было убито около 600 человек (примерно 1/10 000 от всего населения тогдашнего Азербайджана). Отчасти для того, чтобы затмить армянский геноцид со стороны турок, а отчасти для того, чтобы как-то перекрыть совершенные самими азербайджанскими властями этнические чистки армян в Баку, Сумгаите и других городах.
Не отстает и Украина. Пытаясь на коленке рисовать историю угнетения Россией Украины, они превратили трагические события массового голода в СССР 1932–1933 годов в «Голодомор» и «геноцид украинского народа». И сейчас усиленно вбухивают этот миф в народные массы.
Почему эти натягивания опасны? Потому что мы размываем понятие «геноцид». Мы опускаем его до уровня простого убийства какого-то количества людей. Дальше что? Расстрел жителей деревни Сонгми американцами в ходе Вьетнамской войны признаем фактом геноцида вьетнамцев? Киргизско-таджикские разборки и гибель нескольких человек там тоже станет актом геноцида? Если я по пьяни убью соседа-русского — это что, будет фактом геноцида русских со стороны армян?
В итоге получается, что геноцид уже и не звучит как-то что-то ужасное и неприемлемое. Он становится нормой в обществе, а значит, растут шансы на его повторение.
* СМИ или Организация признаны Минюстом иностранным агентом.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Еврейские общины сочли акционизмом желтую звезду Бероева из-за COVID-мер
Актер Егор Бероев выступил на премии «ТЭФИ» с речью против дискриминации непривитых людей. На сцену он вышел с желтой шестиконечной звездой на костюме, а в своем тексте провел параллель ограничений с отношением к евреям времен Холокоста. В Федерации еврейских общин посчитали слова актера акционизмом, который не отвечает этическим нормам.
«Сравнивать: полететь на самолете на Сейшельские острова, пойти в ресторан с гетто, концлагерями и так далее — это, по-моему, очевидно под сомнением. Для меня это этически неприемлемо», — рассказал РБК глава департамента общественных связей в Федерации еврейских общин Борух Горин.
По его словам, человек, «который напяливает шестиконечную звезду, не совсем понимает всю абсурдность этого акта». Борух Горин сравнил такие действия с «акционизмом». «Эта задача удается, попираются очень важные вкусовые нормы в обществе. Вы не можете сравнивать власти, которые вводят ограничительные меры в пандемию, с нацистскими мерами, чтобы уничтожать народ», — сказал он.
Сам он считает, что ограничительные меры властей оправданы эпидемиологической ситуацией.
«Лично я считаю, что одна из обязанностей государства — обеспечивать максимальную безопасность граждан в случае форс-мажор ситуаций такого рода, как пандемия. Если для этого нужно вводить ограничительные меры или даже вакцинацию обязательную для слоев населения, да и вообще ограничения нахождения в общественных местах людей не вакцинированных, я считаю, что государство вправе это делать», — заявил Борух Горин.
«Никто даже не засвистел». Соцсети о жёлтой звезде Егора Бероева
Однозначный герой (или антигерой) недели в социальных сетях – актёр Егор Бероев, который выступил против обязательной вакцинации, надев на пиджак жёлтую звезду.
В ответ он получил целый шквал критики, негодования и насмешек.
Артист Егор Бероев вышел c желтой звездой в знак несогласия с тем, что непривитых (и сознательно непрививающихся) людей лишают всяких возможностей. Я сама испытываю очень двойственные чувства по поводу этих мер. Но все таки меня поражает, что за подобное обесценивание ему ничего не будет.
Шесть миллионов убитых задешево. Газовые камеры. Эксперименты над людьми. Освенцим. Майданек.
Если б он вышел не с желтой звездой «антиваксера», а с значком «Свободу Навальному», за его карьеру (как минимум) можно было б начинать беспокоиться.
Но у нас есть смелость наказуемая, и есть –приемлемая. Как у Бероева
В голове не укладывается, как нормальные, современные люди всерьез способны сравнивать трагедию Холокоста и антиковидные запреты на посещение ресторанов для тех, кто не хочет вакцинироваться. Не могу понять, зачем вообще в этом случае трогать тему Катастрофы, гибель миллионов людей, из-за того, что кого-то из антиваксеров перестанут пускать в общепит или на работу. Вы там, по-моему, с ума все посходили. Как этот Бероев, напяливший шестиконечную звезду. И как те, кто его защищает. Удивлен, насколько инфантильна здешняя аудитория, которая считает такие сравнения уместными. Не понимая, что это бестактно и недопустимо. Сравнивайте свои проблемы с чем угодно, но Холокост не трогайте.
Как насчёт того, чтобы ещё раз надеть жёлтую звезду и произнести речь об «иноагентах», «экстремизме», посадках активистов и кандидатов в депутаты? Или «это другое»?
Важно отметить, что артист не возмущен тем, что потомки победителей допустили гибель от пандемии сотен тысяч сограждан, включая ветеранов. Артист не возмущен тем, что потомки победителей последовательно лишены честных выборов, независимого суда и СМИ, свободы слова и презумпции невиновности. Артист не возмущен тем, что потомки победителей допустили навешивания ярлыков «иностранный агент», «экстремист» и «нежелательная организация» на общественных деятелей, журналистов и простых граждан. Артист не возмущен тем, что потомков победителей погрузили в мракобесие и интеллектуальную деградацию, которая не даёт осознать базовых вещей о медицине, науке, вирусе и вакцинах.
Нет, из истории Холокоста артист сделал один вывод: нельзя заставлять людей делать прививки.
Впрочем, Егор, конечно же, не в одиночестве.
У меня есть одна тяжелая для жизни черта — я автоматически начинаю сочувствовать жертве всеобщего отчуждения, если он не убийца и не растлитель малолетних.
Утром я дал небольшой комментарий про перформанс актера Егора Бероева. Безвкусный, бестактный, возмутительный. И очень глупый.
А часов через пять журналист спросил меня, собираемся ли мы подавать на Бероева в суд. Такое предположение показалось мне ещё более абсурдным, чем сам перформанс.
Потом я увидел, что многие с удовольствием бы уничтожили на данном этапе актера Бероева.
Слушайте, но это же страшнее его дурацкой выходки. Халас. Хватит.