что значит желтый цвет для ван гога

Жёлтый мир Ван Гога: психическая болезнь из-за травы наперстянки

Почему великий голландец Винсент Ван Гог представлял окружающую жизнь в сиянии желтых цветов? Об одной из гипотез рассказывает кандидат искусствоведения, московский специалист Нина Иваницкая.

что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть фото что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть картинку что значит желтый цвет для ван гога. Картинка про что значит желтый цвет для ван гога. Фото что значит желтый цвет для ван гога

Ван Гог прожил всего 37 лет. Впервые взял в руки карандаш в двадцатисемилетнем возрасте, а первую живописную картину создал двумя годами позже. До этого Винсент Ван Гог был церковным проповедником в небольшом голландском шахтерском городке. Задачу службы священника он понимал как помощь беднякам, что было неугодно церковному начальству. Потеряв место в церкви, он пережил тяжелый душевный кризис.

Общество относится к художникам равнодушно

Художественные пробы Ван Гога были связаны с тем, что, по мнению художника, «апостольская миссия» искусства наиболее близка религиозной традиции. Тридцатилетний провинциал Ван Гог приехал в Париж к младшему брату с целью «учиться живописи». Здесь он познакомился со знаменитыми импрессионистами. Довольно быстро Ван Гог почувствовал, что общество относится к художникам достаточно равнодушно. Его также остро ранит вражда между самими художниками. Вместе с крушением идеалов к нему приходят частые головокружения, бессонница и первые эпилептические удары.

Тяга к жёлтому цвету

Состояние здоровья заставило Ван Гога бежать на юг, в Прованс, где он поселился в уединенном городке Арль. Этот период — наиболее плодотворный для Ван Гога. Он пишет быстро и много. Ван Гог относился к породе тех художников, которые работают только с натуры.

«Я… не выдумываю всю картину целиком: напротив, я нахожу ее уже готовой в самой природе…» — написал художник в письме к брату.

Искусствоведы давно заметили тягу Ван Гога к необыкновенным оттенкам желтого цвета. На «ночных и вечерних» полотнах — звезды и месяц в желтых ореолах, «дневные» пейзажи отличает солнечный свет — им пронизан даже терпкий воздух его картин с желтыми кудрями деревьев, рыжими головками подсолнечников. Даже в картинах, сюжетно замкнутых пространством помещения, преобладает свет желтых ламп. На последней его картине «Вороны над полем пшеницы», законченной накануне гибели, изображено хлебное золотое поле.

Болезнь?

Откуда такая гиперболизация желтого цвета? Пол Вольф — ученый Калифорнийского университета, предметом научного интереса которого является зависимость творчества от состояния здоровья, первым высказал мысль о том, что возрастающая интенсивность желтого цвета на картинах Ван Гога связана с болезнью художника.

что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть фото что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть картинку что значит желтый цвет для ван гога. Картинка про что значит желтый цвет для ван гога. Фото что значит желтый цвет для ван гога

Точнее, с медицинскими препаратами, которыми его лечили. В начале XX столетия самым сильным сердечным лекарством считалась трава наперстянка. Она прописывалась при сердечной недостаточности. И действительно усиливала работу сердца и активность сердечных сокращений. В то время уже существовал и дигиталис — лекарство на основе вытяжки из наперстянки. Кстати, большинство современных препаратов, воздействующих на сердечно-сосудистую систему, тоже содержат наперстянку как один из компонентов.

Щедрые порции дигиталиса

Болезнью Ван Гога была склонность к эпилептическим припадкам, которые, правда, повторялись крайне редко. В перерывах между краткими приступами Ван Гог был совершенно нормален, дружелюбен и мягок. После приступов художник испытывал страшную слабость и ноющие загрудинные боли. Близкий друг и лечащий врач художника доктор Поль Фердинанд Гаше, на руках которого и умер Винсент Ван Гог, желая облегчить страдания, давал ему щедрые порции дигиталиса. Как казалось врачу, сила припадков уменьшалась, а последующие боли немного снижались.

Трава-цветообман

Наперстянку — ценное лекарственное, но ядовитое растение — издавна называли «травой-цветообманом». В середине XX столетия было научно доказано, что передозировка дигиталиса вызывает цветоаномалии: в восприятии мира желтый цвет обретает удивительную эмоциональную силу. Американский исследователь Пол Вольф не без оснований полагает, что Винсент Ван Гог, принимавший препараты из наперстянки в течение нескольких лет, видел окружающую жизнь в солнечных красках. Не потому ли так много оттенков желтого на полотнах Ван Гога? Повинен в этом дигиталис или нет, но гениальные картины величайшего художника передают солнечный колорит и преклонение Винсента Ван Гога перед красотой мира. Наверняка ясно только то, что к лечению эпилепсии наперстянка никакого отношения не имеет.

Александра Голицина

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Сподвижничество к сотворению: о цветовых контрастах Ван Гога

«Только тому, кто любит цвет,

открывается его красота и внутренняя сущность.

Цветом может пользоваться каждый,

но только беззаветно преданному ему

он позволяет постичь свои тайны»

Как Чарли Чаплин мог выражать мысль через мимику, жесты, через своё актерское мастерство, как поэт властен над словом, так и художник управляет цветом, а цвет в свою очередь – человеческими чувствами.

Интересное для художника явление представляют собой цветовые синестезии, «соощущение», когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями. К примеру, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения и т. д.

В. Кандинский создал целую систему чувственного и музыкальнозвукового значения цвета, используя которую, художник общается со зрителем посредством создания цепи смысловых и цветовых ассоциаций. В разделе «Действие красок» В. Кандинский писал: «Если блуждать взглядом по палитре красок, то возникает два главных последствия — рождается чисто физическое воздействие и психическое воздействие», рождающее «вибрацию души»».

В культуре разных эпох и цивилизаций цвета имели различные символические значения. Особым мистическим смыслом наделяли цвет во времена средневековья.

Природа на картинах Ван Гога живет собственной полноценной жизнью, она постоянно пребывает в движении. Но для человека она двойственна: может быть источником жизни, а может отвернуться от человека, следуя собственному пути. Трагедию отношений мира и человека Ван Гог передает при помощи контраста желтого и зеленого, желтого и синего, желтого и фиолетового, желтого и коричневого, желтого и черного.

Синий и желтый

Контрастом желтого и синего притягивает к себе картина «Звёздная ночь».

С точки зрения психологии, синий – это цвет-антипод желтого, и как таковой, самый темный в спектре, самый печальный, серьезный, тоскливый; он действует успокаивающе, а в больших количествах – даже угнетающе.

В. Кандинский ощущает в желтом безумие, бешенство. Действительно, желтый каким-то образом связан с безумием. Он считал, что если добавить синего, то нарастает ощущение болезненности, повышенной чувствительности и раздражительности, словно красочное выражение безумия, но не меланхолии, а припадка яркого безумия. Восприятие этого цвета подобно звуку трубы.

Желтый цвет был любимым цветом Ван Гога. В конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных, хотя желтый цвет и вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить возможность раскрыться.

Небо словно отражает бурю, которая вот-вот накроет спящий город.
На переднем фоне у него нашлось место и чёрному, означаещему у Кандинского нечто мёртвое, без возможностей, бездвижное, словно труп (тело после смерти). Он символизирует вечное молчание, за которым ничего не следует, законченную паузу.

Фиолетовый и желтый

Фиолетовый – это как бы угасший красный, красный, на который набросили покров тьмы. Можно мыслить его как первый цвет, появляющийся из мрака и не знающий, в какую сторону ему развиться дальше – в сторону красного или синего. В этой двойственности фиолетового, в его темной природе – источник особенного психологического воздействия этого цвета. Фиолетовый одновременно полон жизни и возбуждает тоску и грусть, он действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа, задерживает деятельность. Но вместе с тем, фиолетовый успокаивает и даже излечивает больного, усталого человека.

Коричневый и желтый

В каждой из картин группы работ, построенных на контрасте коричневого и желтого, использовано мало цветов, даже можно сказать почти никаких, кроме разных оттенков этого же цвета. Как и сюжеты, техника живописи довольно монотонна и скучна. Это может быть следствием ощущения безнадёжности, конца, потерянности жизни, когда человеку многое вокруг становится безразличным, но не в прямом смысле, а в смысле внутренней игры с самим собой: вроде бы ничто не имеет значения, смысла, но это только лишь потому, что сам заставил себя поверить в это.

Желтый и зеленый

что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть фото что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть картинку что значит желтый цвет для ван гога. Картинка про что значит желтый цвет для ван гога. Фото что значит желтый цвет для ван гога

В психологии место зеленого совершенно исключительно. Зеленый занимает особое место в спектре солнечного света: он находится как раз посередине между возбуждающими и успокаивающими цветами, между активными и пассивными. Слева от зеленого располагаются красный, оранжевый и желтый, справа – голубой, синий, фиолетовый. Он находится между двумя этими группами и поэтому является нейтральным в смысле действия на нервную систему человека. Зеленый – один из основных цветов, он физиологически оптимален, т.к. это цвет природной среды, в условиях которой формировалось цветовое зрение человека.

Благодаря соседству с зелёным общая картина красок, нагнетающих страх и боль, приобретает очертания безысходности или даже некоторого смирения, как мне кажется. Если попытаться прорисовать эту картину в движении, то можно предположить, что сначала было стремительно наступающее чувство боли, страха, борьбы, которое постепенно затихало и перерождалось в нечто сдержанное, но давящее изнутри.

Передний план картины выдержан в чёрном цвете. Это подчёркивает трагичность и безысходность, а то обстоятельство, что именно на переднем плане Ван Гог отпустил место черному, усиливает его значение. Если задуматься над ассоциациями: чёрное небо, темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение; черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение, что само по себе грозит опасностями. Художник решительно использовал этот цвет. То, что детали картины не досконально прорисованы, внушает некую душевную усталость и желание перешагнуть поскорее через неудачный период в жизни и терзание самого себя.

Не правда ли, довольно интересно, какие чувства и эмоции стали сподвижниками к сотворению (да, именно сотворению) той или иной картины, какого-либо музыкального произведения?!

Многие события жизни человечества или отдельно взятых людей нашли отражение в изобразительном искусстве. Возможно, иногда становится просто необходимо излить разъедающую боль или всеохватывающую радость на бумагу, чтобы она не поглотила тебя целиком. Каждый в своей жизни, наверное, испытывал нечто подобное…

Как мне самой кажется, только на внутреннем, богатом мире личности может вырасти что-то, что после можно будет вылить в музыку, на холст или на лист бумаги. Ну, не создаются же от нечего делать ни совершенно простые творения, ни уж тем более шедевры! Искусство всегда несёт в себе выражение мысли, души, желаний, событий, а значит, не может существовать на пустом, равнодушном месте, ведь чувства человека и есть самая плодородная почва.

Источник

Желтый цвет в картинах Ван Гога

В своем творчестве художник может придерживаться одной стилистики, развиваться в пределах одного жанра или исполнять картины в единой цветовой гамме. Художник может даже выделить для себя какую-либо определенную краску как доминирующую, знаковую. Известный пример подобной избирательности в палитре – «голубой» и «розовый» периоды в живописи Пабло Пикассо. Но, если Пикассо с большой скоростью менял цветовые ключи, то в картинах Винсента Ван Гога желтый цвет представляется тем знаковым элементом, последовательно переходящим из одного произведения в другое.

Поиск четких красок

Винсент Ван Гог за свою недолгую жизнь написал сотни картин, по которым можно проследить историю поиска собственного голоса, обретение и следование ему. Не в одночасье желтый цвет в живописи голландского мастера обрел независимость. Ранние картины отличаются сдержанностью в выборе палитры, сюжеты и герои, выбранные из обыденной, однообразной жизни мещан и крестьян предстают в привычном окружении замыленных, нечетких оттенков («Едоки картофеля», 1885; «Женщина за шитьём», 1881). Но живые цвета находят свой путь в творчество Ван Гога. Среди них желтый – один из основных в спектре, он противополагается синему, являясь основой теплой гаммы красок.

Желтый – сильный, импульсивный цвет, длина его волн больше, чем у синего, а визуально желтые предметы будто движутся навстречу наблюдающему. На картинах Ван Гога желтый часто появляется в соединении с контрастными синим или красным («Полуденный отдых», 1890; «Ночная терраса кафе», 1888; «Ночное кафе», 1888). Работы художника конца 1880-х вообще строятся на сильных, живых, естественных красках. Изображение «изнанки жизни» обретает новый фокус: на природу, органику, наблюдение за жизнью простого народа вокруг годовых циклов, на фоне созревающих на плантациях ростков. Со всей очевидностью оттенки желтого наполняют естественный мир в глазах художника. В пространстве картин голландского живописца они становятся той основой, к которой добавляются другие краски.

Насыщенная простая жизнь

Именно лимонные и банановые иссечения пробиваются из-под наслоений холодных зелено-голубых теней («Вспаханное поле и пахарь», 1889). Изнанка земли скрывает мягкие желтые лучи, родственные солнечному свету, спускающемуся с неба. Еще необработанные плодоносящие поля же насыщенны ничем не сдерживаемым витальным золотом, им полнится земля, оно кормит человека («Урожай», 1888; «Пейзаж с домом и пахарем», 1889). Дневное освещение наполняет мир полновесными, спокойными и теплыми тонами от слоновой кости до густой охры. Этот свет как тяжелое и жаркое марево покрывает землю. Природа излучает свет, который проникает в людей и их жилища.

Мягкий охристый подтон кожи на портретах и автопортретах (вместе со своеобразными мазками) отличает творчество Ван Гога («Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице», 1890; «Автопортрет без бороды», 1889). Человек – часть природного мира, от него исходит приглушенный свет. Скромное убранство комнаты в Арле или зала ночного кафе не сияют золотом, их краски более сдержанные и отстраненные, но сохраняющие связь с естеством («Ночное кафе», 1888; «Спальня в Арле (первый вариант)», 1888). Золото уже не покидает среду обитания обычного человека, какой бы простой ни была его жизнь, оттенкам желтого находится место («Натюрморт с французскими романами и розой», 1887). Эти краски могут переплетаться со множеством контрастных оттенков, а могут растворять в себе все другие цвета, обезоруживая их («Ваза с двенадцатью подсолнухами», 1889).

Пусть этот яркий период рано оборвался вместе со смертью художника, картины, написанные во время расцвета творчества, отражают своеобразие таланта своего автора.

Читайте также:

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

дизайн интерьера жилых и коммерческих объектов

История цвета. Ван Гог, безумие и желтый хром.

Думаю, вы не сильно удивитесь, если я скажу, что Ван Гог очень любил использовать в работе желтый цвет? Знаменитые подсолнухи и желтые календулы, звезды, свет фонаря. А знаете ли вы, что художественная краска, которую он использовал, — это Желтый Хром. Ее изготавливали из оксида свинца и хрома, и была она очень токсична. При смешивании желтого хрома с кислотой можно было получить ярко-желтую краску, с щелочью – оранжевую. Свинец же в краске присутствовал всегда. Свидетели утверждают, что в конце жизни во время очередного срыва Ван Гог выдавил себе в рот тюбик такой краски. И если это действительно так, то причиной агрессии художника, бессонницы, кратковременных потерей памяти и слабости могло стать отравление свинцом. Токсин обострил состояние художника. Вокруг смерти Ван Гога ходит много легенд. Одни исследователи утверждают, что это было самоубийство, другие высказывают предположение об убийстве, так как слишком много в деле нестыковок.

что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть фото что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть картинку что значит желтый цвет для ван гога. Картинка про что значит желтый цвет для ван гога. Фото что значит желтый цвет для ван гога

Если вы еще не смотрели потрясающий фильм «Ван Гог. С любовью, Винсент», то очень рекомендую. Эстетическое удовольствие гарантировано!

С конца IXX века, уже после смерти Ван Гога в Европе стала доступна еще одна желтая масляная краска – Индийская Желтая. Долгое время существовала легенда, что она изготавливалась из выпаренной мочи коров и буйволов, которых специально для этого кормили исключительно листьями дерева манго. Дело в том, что краска имела очень специфический и не самый приятный запах. На самом же деле, некий Англичанин из Калькутты, который занимался поставками сырья для краски, придумал эту историю, что бы завысить стоимость краски и сохранить секрет ее добычи в тайне.

Жан Мериме — французский художник в книге «Искусство живописи маслом и фрески» писал: «Много лет английские торговцы снабжали нас ярким желтым пигментом, аналогов которому нет в Европе. Мне удалось выяснить, что такой цвет производит некий англичанин в Калькутте, но он держит секрет производства в строжайшей тайне. Я встретил натуралиста, путешествовавшего по Бенгалии и хорошо знавшего этот регион, который утверждал, что пигмент скорее всего добывают из дерева или крупного кустарника под названием мемецилон (memecylon tinctorium), листья которого издавна использовали местные жители. А запах пигмента, полученного из листьев, очень напоминал запах урины коров, это позволяет сделать вывод, что пигмент для цвета ‘индийский желтый’ имеет растительное происхождение.» Более поздние исследования краски тоже не нашли в ее составе следов аммиака или азота, что подтверждает версию растительного происхождения пигмента.

В наше время краска с таким названием тоже существует, но натуральный пигмент в ней уже давно заменен на синтетический.

Автор статьи: эксперт в области психологии цветовосприятия и дизайнер Зоя Ти.

Было интересно, подписывайтесь на мой инстаграм @zoya_ti_design

Источник

символика цвета в творчестве Ван Гога

Жёлтый — любимый цвет Винсента Ван Гога. Жёлтый цвет живёт в его картинах в жёлтых подсолнухах, в желтизне колосьев, в жёлтом цвете всего ландшафта во время сбора урожая, в свете солнца.

Начиная с пребывания в Арле, жёлтый цвет приобретает все большее значение в картинах художника. С одной стороны, он был задан ей самой природой юга Франции, с другой, он задавался эксцентричностью художника. В Арле Ван Гог снял небольшой дом, который он хотел и в реальной действительности покрасить в желтый цвет.

Для украшения своего жёлтого дома Ван Гог создал композицию подсолнухов — несколько картин жёлто-оранжевых цветов на сине-голубом фоне, которые сам Ван Гог называл “симфонией синего и жёлтого цвета”. Ван Гог приписывал жёлтому цвету магическое свойство вызывать в человеке чувство радости и жизнелюбия. Эмиль Бернар писал:

«Жёлтый — это был его любимый цвет, символ того света, который он мечтал увидеть не только на картинах, но и в сердцах.»

В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Разве помыкают неслыханным по интенсивности цветом “красные виноградники”, разве не активен звенящий аккорд синего кобальта в “Море в Сен-Мари”, разве не ослепительно чисты и звучны краски “Пейзажа в Овере после дождя”, рядом с которой, любая импрессионистическая картина выглядит безнадёжно блёклой?

“Красные виноградники”,1888 г.
что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть фото что значит желтый цвет для ван гога. Смотреть картинку что значит желтый цвет для ван гога. Картинка про что значит желтый цвет для ван гога. Фото что значит желтый цвет для ван гога

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *