что значит желтый цвет в литературе
Чтение на 15 минут: «Желтый. История цвета»
Когда появился стереотип о прекрасной блондинке, как белокурые волосы связаны с социальным статусом и при чем тут средневековые куртуазные романы. В издательстве «НЛО» выходит новая книга французского историка-медиевиста Мишеля Пастуро «Желтый. История цвета» в переводе Нины Кулиш. Arzamas публикует отрывок
Миниатюра из Манесского кодекса. Около 1300 года Ruprecht-Karls-Universität Heidelberg
Тристан и Изольда. Миниатюра из «Артуриады» Мишо Гонно. 1470 год Bibliothèque nationale de France
Очень скоро белокурые волосы королевы Изольды стали легендой, превратившейся в литературный топос. Некоторые авторы рыцарских романов, воспевая дивную шевелюру из своих героинь, не сравнивают ее волосы с золотом — это было бы банально, — а утверждают, что они «сияют ярче, чем волосы Изольды Белокурой». Так поступает, в частности, Кретьен де Труа в своем романе «Эрек и Энида», написанном в 1165–1170 годах. Чтобы подчеркнуть великолепие волос Эниды, самой красивой женщины в королевстве логров (то есть в королевстве Артура), автор заявляет:
Несколько лет спустя он снова обратится к этому сравнению в романе «Клижес», описывая сияние, исходящее от белокурых волос Соредамор, сестры Гавейна и племянницы Артура:
Сэр Гавейн. Миниатюра из Кодекса Гавейна. Около 1400 года British Library
Граф де Фуа, виконт Беарнский Гастон III. Миниатюра из манускрипта «Книга об охоте». 1387–1389 годы Bibliothèque nationale de France
Что значит желтый цвет в литературе
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Символика цвета в литературе
Вы обращаете внимание на цвета в литературном произведении? Оказывается, всякий цвет также может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. Символика цвета используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, литературе и изобразительном искусстве.
В классификации, разработанной в психологии, выделяются две группы цветов: первая из них включает теплые, «стимулирующие» цвета (красный, оранжевый, желтый и белый), а вторая группа состоит из холодных цветов, соотносимых с процессами расслабления (синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет может относится к обеим группам.
Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на ее достоинство и т.д.); описательная (цветовые эпитеты привлекаются писателем, чтобы описание стало зримо, выпукло) и эмоциональная, определенным образом воздействующая на чувства.
Интересно, что у каждого народа свое «видение» символики цвета. Книжный Клуб предлагает вспомнить основные цвета и их возможные значения в литературе.
«Ему приснилось, будто он входит в пустой дом с белыми стенами, испытывая тягостное чувство, что он первое переступающее этот порог человеческое существо»
Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества»
Черный цвет имеет «отрицательное» значение, это символ смерти, зла. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.
«И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок...»
Красный цвет в белорусской и русской лингвокультуре является священным. Раньше в русском языке слово красный означало красивый, прекрасный: красно солнышко, красна девица, Красная площадь. Также означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьбу, войну, конфликты, трагедию, драму, гнев, жестокость, ярость, страсти.
«На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…»
Означает состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.
Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь. Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.
Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.
«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью,
Дарует он покой душе и зренью.
И травы зелены, и тьма в лесах,
Зеленый свет колеблется в глазах.
Зеленый цвет – наряд любого сада,
И для жасмина стебель — как награда»
Амир Хосров Дехлеви
Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав.
Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви
«Он как будто ждал гостей – по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, тоже синей и увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами в переднем углу и низкими книжными шкафами из ясени вдоль стен. И везде в комнаты празднично глядели приблизившиеся к дому разнообразно зеленые, то светлые, то темные, деревья с яркой синевой между ветвями»
«Символика желтого цвета в искусстве и литературе»
2. Что символизирует желтый цвет в культуре и литературе……………………………………. 4
3. Цветовой мир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»………………………………6
Актуальность данной работы обусловлена интересом к символике желтого цвета в литературе искусстве
— Выяснить что значит цвет.
— Узнать что символизирует желтый цвет
-Дать представление символики желтого цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и в живописи известных художников.
1.Ознакомиться с символикой цвета.
2.Изучить и проанализировать цветовой мир романа «Мастер и Маргарита»
3.Выяснить, что значит желтый цвет в искусстве (живописи)
Объектом исследования является символика желтого цвета.
Для решения поставленных задач используются наблюдение, описание. Сбор материала проводился посредством методов анализа и сравнения.
Материалом исследования стало произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», живопись известных художников.
Изначально цвет использовался в качестве простого связующего средства между объектами, затем — знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий — «самый далекий», а красный — «самый теплый». Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию в цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни людей отдельной страны или региона. [ 2]
В данной работе мы подробнее остановимся на символике желтого цвета. Мы увидим, насколько разнообразны его оттенки, попытаемся разобраться в основных символических значениях, которые несёт в себе данный цвет.
2. Что символизирует желтый цвет в культуре и литературе
Жёлтый цвет имеет следующие значения.
1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой : веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.
Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье:
Платье желтое надела — и очаровала нас
И пленила, покорила множество сердец и глаз.
В поэме Амира Хосрова Дехлеви «Восемь райских садов» главный герой — шах посещает желтый дворец в воскресенье — самый радостный день недели. В поэме воспевается хвала желтому:
Цвет благороднейший! Такого цвета
Ланиты у влюбленных без ответа.
Нас от недугов золото целит,
Поскольку цвет шафрана в нем разлит.
… и солнце, выплывая из-за гор,
Окрашивает в золото простор.
И жирный плов на блюде пахнет пряно,
Приправленный улыбкою шафрана.
2. Магическое воздействие — противопоставление смерти и бессмертия, счастье в браке, лечение болезней, вызывающих желтизну тела, знак земли и женского начала.
В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был аллегорией бессмертия. В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обеспечить себе счастье и единодушие в браке.
Лечение желтухи в древней Индии: основа магической операции состояла в том, чтобы прогнать желтый цвет с больного на желтые существа и предметы, к которым желтый цвет пристал, как, например, солнцу. (Обряд сопровождался заклинаниями, отсылавшими «желтуху на солнце»). Такая же лечебная сила приписывалась и одной желтой разновидности галок и особенно ее громадным золотистым глазам. Считалось, что если пристально вглядеться в ее глаза и птица ответит таким же взглядом, то человек будет вылечен — болезнь перейдет на птицу.
В Греции этот недуг и сейчас называется «золотой болезнью» и ее излечению якобы помогает золотой амулет или кольцо.
3. Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя, ритуальная одежда священника, знаки царской и жреческой власти — жезл, держава, крест. Здесь желтый цвет явлен на драгоценных фактурах и материалах — таких, как золото, шелк, парча, камни-самоцветы. Так, главный китайский бог-демиург (ремесленник) Хуан-ди назывлся «Желтый император».
4. Язык общения с богами и духами — слава, божественная власть, атрибут Аполлона, Зевса, китайских императоров, римских триумфаторов, жертва Аллаху, статуи Будды и его святых, одежда буддийских проповедников и монахов; свет, солнце, Бог, мудрость, праведность.
«И вот сказал Муса своему народу: Вот, Аллах приказывает вам заколоть корову Она — корова желтая, светел цвет ее, радует она смотрящих». [3]
«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично.
Золотая серьга и украшение из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха». ( Библия, Ветхий Завет, « Книга Притчей Соломоновых » ).
5. Язык ритуалов — праздники, обряды, церемонии.
Индийский обряд посвящения в ученики: в ночь накануне церемонии мальчика намазывали желтым порошком и на его чуб надевали серебряное кольцо. После этого ему приказывали провести всю ночь в абсолютном молчании. Это был мистический обряд, который приготовлял мальчика ко второму рождению. Желтый порошок символизировал нахождение в утробе, а абсолютное молчание означало, что ребенок снова как бы стал бессловесным зародышем.
В Китае праздник Земли справляли в желтых одеждах. На алтаре Земли — янтарь медового оттенка.
В Древнем Египте желтый цвет символизировал бога Ра и пустыню.
Тибетские божества («властелинов земли») размещали на круге, ориентировали по странам света и обозначали животными. В центре круга помещали желтую (золотую) обезьяну, на севере — белую черепаху, на юге — голубого дракона, на западе — красную птицу, на востоке — белого тигра.
Среди цветов ислама было три основных. Первым основным цветом в исламской символике считается белый – цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств. Второй основной цвет — желтый как символ блестящего света, солнца, золота, нетления, радости. третий основной цвет — красный, причастный к свету.
6. Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета, желтый в виде золота — знак дороговизны и высокого качества товара.
Желтая карточка — недоверие, предупреждение; «желтая акация» в языке цветов означает уход любви.
«Желтый билет» — удостоверение личности продажных женщин.
В Англии ХIХ века — желтые шляпы несостоятельных должников.
7. Негативная символика желтого и золотого — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.
Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.
Иуду Искариота изображали в желтом плаще, как предателя. Во Франции желтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев.
Ряд негативных значений желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.
Японские стихи, Манъёсю:
Ветвь, что сломал для тебя, пожелтела ;
Весна, а на ней уже осени след!
Круг от лампы желтый , шорохам внимаю.
Отчего ушел ты? Я не понимаю…
От любви твоей загадочной,
Как от боли, я кричу,
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым…
… Снова пьют здесь, дерутся и плачут
«Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрость» и «добро», а блекло-желтый — предательство и обман…»
«В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть…». [ 4]
Так, примеры и негативной, и положительной символики желтого цвета так многочисленны, что каждый сам может дополнять этот список.
3. Цветовой мир в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Есть такие художники слова, чьи книги читать не просто, для них нужен особенный настрой. Одним из таких писателей является М. А. Булгаков. Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр, автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Михаил Булгаков – один из самых интересных и загадочных писателей двадцатого столетия. Есть у этого писателя роман, который по-особенному притягивает к себе, берёт в плен миллионы читателей всего мира. Это вершинное произведение М. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни. Роман, который писатель неоднократно редактировал. Роман, имевший самые разные варианты названий, такие как «Черный маг», «Жонглер с копытом», «Гастроль», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Копыто консультанта», «Князь тьмы». Сейчас этот роман известен нам под названием «Мастер и Маргарита».
Это п роизведение наполнено фантастическими элементами, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к реальным проблемам. Но каждая деталь, даже самая несущественная, несёт в себе какой-то скрытый смысл, позволяющий понять произведение, его идею. Одной из таких символических деталей является цветовая символика. Использование символики – один из способов Булгакова донести до читателя свои мысли, видение мира. Символы очень интересны, потому что в жизни с ними сталкивается каждый из нас. К тому же, они позволяют взглянуть на мир с другой позиции, немного отойти от обыденных взглядов на вещи. Цвета многогранны в применении: они могут сообщать читателю некоторые мысли, передавать настроение, ощущения. В романе «Мастер и Маргарита» не раз встречаются синий, жёлтый, золотой, серый, зелёный, чёрный и красный цвета. Мы подробнее остановимся на желтом цвете.
Нами были выписаны все фрагменты текста романа «Мастер и Маргарита», в которых встречается упоминание о желтом цвете. В приложении к работе приведена таблица, в которой представлен контекст с упоминанием исследуемого цвета и символическое значение, которое несёт в себе желтый цвет.
Подытожив, можно сделать следующие выводы.
Кроме самого желтого, писатель приводит следующие разновидности этого цвета – рыжий и золотой.
Яркий, живой, солнечный оттенок желтого может символизировать душевную теплоту, открытость, искренность, но встречается очень редко.
Наиболее часто желтый цвет в произведении отождествляется с опасностью, символизирует брошенный вызов, тревогу, болезненность. Может символизировать выморочность, духоту жизни, невозможность дышать полной грудью, загнанность, печаль, назойливость. Рыжий также символизирует опасность, тревогу. Золотой оттенок может выражать как дороговизну, обман, власть денег, так и качество предмета, святость, мудрость и праведность.
4. Желтый цвет в искусстве.
Цвет – душа живописи. Далее мы рассмотрим несколько картин, в которых встречается и играет важную роль желтый цвет.
«Маэста» – Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311 гг.
Картина итальянского художника. Насыщена золотым цветом, который символизирует святость, непорочность.
«Благовещение» – Симоне Мартини, 1333 г.
Эта алтарная картина была создана Симоне Мартини совместно с Меммо Липпи (1291-1356) для капеллы святого Ансано в Сиенском соборе. По сторонам от сцены Благовещенья изображены святой Ансано и святая Джулитта. От архангела Гавриила, принесшего Богоматери благую весть, исходит начертанная на золоте фраза: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!». [5]
Образ молодой венецианки отличается необычайной яркостью и лиризмом. Дюрер сумел запечатлеть нежность юности и при этом уловить неповторимый, свойственный венецианской атмосфере, дух праздничности. Примечателен контрастный колорит картины: тёплые цвета – золотистые волосы девушки и расшитое золотыми нитями платье – резко выделяются на тёмном, почти чёрном фоне.
В картинах, посвящённых подсолнухам, Ван Гог словно заново открывает для себя жёлтый цвет – в нём так много жизнерадостности, открытости и энергии. Он наносит краску на холст объёмными мазками. Со временем подсолнух станосвится своеобразным символом в творчестве Ван Гога.
Ванн Гог: В «Ночном кафе» я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зелёного цвета».
Картина была названа одним из шедевров Ван Гога и получила высокую оценку критиков. В отличие от импрессионизма, в этой картине художник не восхищается красотой природы или состояния, Ван Гог передает свои эмоции и чувства, в том числе и с помощью цветового решения. Картина проникнута теплыми цветами с преобладанием жёлтого, который передает душную и прокуренную атмосферу заведения. Зелёный цвет потолка и бильярдного стола скорее передает болезненное ощущение, дополняет картину обилие красного — цвета тревоги и страсти. Стиль, в котором выполнена эта работа Ван Гога, позже будет назван экспрессионизмом .[8]
«Спальня в Арле» — Винсент Ван Гог, 1888—1889 гг.
Серия из трёх картин нидерландского живописца Ван Гога . Помимо картин, существуют два варианта в эскизах в письмах брату Тео и Гогену. Также одной из отличительных особенностей серии, является то, что художник изображает на полотнах другие свои работы.
Письмо брату Тео. Октябрь 1888 года: « Наконец-то посылаю небольшой набросок, который даст тебе хоть какое-то представление о ходе работы. Сегодня я снова взялся за нее. Глаза у меня еще побаливают, но у меня уже родился новый замысел, и вот его набросок. Холст опять размером в 30. На этот раз попросту пишу собственную спальню. Вся штука здесь в колорите, упрощая который, я придаю предметам больше стиля, с тем, чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне вообще. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток. Деревянная кровать и стулья — желтые, как свежее масло; простыня и подушки — лимонно-зеленые, очень светлые. Одеяло — ало-красное. Окно — зеленое. Умывальник — оранжевый, таз — голубой. Двери лиловые. Вот и все, что есть в этой комнате с закрытыми ставнями. Мебель — крупных размеров и всем своим видом выражает незыблемый покой. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что из одежды. Рамка — поскольку в картине нет белого — будет белой». [8]
Г. О. Танеер – американский художник — реалист. Первый из художников негритянского происхождения, добившийся международного признания. Картина также изобилует желтым, золотым цветом. Цветом подчеркнут источник света, несущий благую весть.
«Поцелуй» — Густав Климт, 1907—1908 гг.
Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета (занимает около семидесяти процентов всего полотна). Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости. На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые . [8]
В ходе работы мы попытались открыть для себя символику желтого цвета, расширили своё представление о нем. Проанализировали фрагменты великого романа М. А. Булгакова под названием «Мастер и Маргарита». Познакомились с творениями гениальных художников.
Необходимо помнить о том, что анализ смысла, который несёт в себе какой-либо цвет, позволяет понять особенность определенной ситуации, при описании которой используется данная деталь, помогает создать общую картину происходящего в том или ином произведении как литературы, так и, тем более, живописи. Исследование цветовых деталей помогает верно определить главную идею произведения.
«Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».
Что значит желтый цвет в литературе
Значение цвета в произведениях русских писателей
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Цвет – явление, которое окружает человека повсюду и вызывает особые эмоции. Каждый цвет воздействует на психологию человека и имеет свое значение. Цветовое выражение используется как символ в литературных произведениях. Используя традиционную символику цвета, авторы открывают нам свой внутренний мир и дарят удивительные, неповторимые произведения искусства. Цвет в литературе – художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем богатстве.
Цель данного исследования: Определить символику цвета в произведениях А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
Проанализировать произведения И.А.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна: «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Темные Аллеи», «О Любви», «Дом с мезонином», «Невеста», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».
Определить роль использования цвета в произведениях
Выявить количество разных цветов в творчестве И.А.Бунина, А.П.Чехова, А.И.Куприна
Провести социологический опрос
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение цветовой символики дает возможность проникнуться глубочайшим внутренним миром как героев произведений, так и самих авторов.
Новизна работы определяется попыткой рассмотреть символику цвета в контексте литературного произведения.
Практическая значимость определяется возможностью использования материалов работы на уроках литературы.
Гипотеза: «символика цвета определяет настроение и характер произведения»
Работа состоит из нескольких частей: введения, основной части, анкетирования, сравнительного анализа, заключения
Так же в процессе исследования я провела социологический опрос среди учащихся 11 классов МАОУ Домодедовской СОШ№2. К результатам опроса я буду обращаться в течение всей работы.
1. С каким цветом ассоциируется у вас творчество писателей
2. Как вы думаете, кто из перечисленных авторов чаще всего обращался к лексике, обозначающей цвет?
Бунина надо читать, изучать самостоятельно и навсегда забыть о тщетных попытках рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. Стоит подметить, что у Ивана Андреевича было редкое и безошибочное ощущение красок и освещения. Он был счастливым писателем, который с одинаковой зоркостью видел все: ««тихую, темную» избу, стекло, «холодно играющее разноцветными огоньками» и «скудные, свинцовые, спокойные» дни поздней осени».
В произведениях И.А. Бунин часто использует символику цвета, чтобы выразить душевное состояние героев.
«…И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок…»- приятные воспоминания.
«…Если же, думалось, к этому прибавить здоровую и красивую жену в праздничном уборе да поездку к обедне, а потом обед у бородатого тестя…»- мечты и желания
«…а потом удивительный обед: вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, мандарины и красный квас,- крепкий и сладкий-пресладкий…»- описание радостных чувств.
«…снова нагонял зловещие космы пепельных облаков…»- печаль
«…окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь, велишь заседлывать лошадей…»- нетерпение, восторг
«…это оттого, что дом окружён садом, а верхние стекла окон цветные: лиловые…»- умиротворение; описание уютного дома
«…и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым…»-умиротворение
«…погасал его свет, закрывалось окошечко в голубое небо…»- грусть
Произведение «Легкое дыхание»
«…сереет весеннее поле…»-грусть
«…а борода изящно разделена на две длинные части и совершенно серебряная…»- описание внешности
«…белеет облачный склон…»- грусть
«…черные, как ночь, ресницы…»- восторг
«…в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева…»-скорбь
«…глаза совсем молодые, черные…»- умиление
Произведение «Темные аллеи»
«…все меняя черные колеи. »-грусть
Цветовая деталь для Чехова – это и способ отражения внутреннего состояния героев, и способ характеристики героев. С помощью цветовой детали автор даёт читателю возможность предчувствовать дальнейшие события. Символическое значение многих деталей загадочное, позволяющее сделать оригинальные выводы. Именно поэтому можно сделать вывод, что А. П. Чехов является истинным художником слова, способным поднять цветовую гамму произведения на уровень символики.
Произведение «О Любви»
«…воспоминание о стройной белокурой женщине оставалось во мне все дни…»- образ героя
«…начинаешь тосковать по черном сюртуке…»- печаль
«…и уши краснели…с красными ушами…»- волнение, смущение
Произведение «Дом с Мезонином»
«…штанах из синей дабы…»- цвет дешевой ткани
«…увидев меня, слегка краснела…»-смущение
«…покрытая багровым облаком, восходила луна…»- грусть
«…с толпой зеленых ив…»- восторг
«…припомниться зеленый огонь…»-мимолетная радость, в тоже время и тоска
Произведение «Дама с собачкой»
Куприн — превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни, но и литературного характера: портрет, психология, речь — все проработано до мельчайших нюансов. Палитра красок достаточно разнообразна. Часто писатель вводит в текст не просто классические цвета: синий, красный, черный и т.д., – но и совершенно неожиданные цветовые оттенки, большинство из которых являются метафорами или имеют некоторый метафорический оттенок: «серебристо-стальной», «весело-синий», «густо-красный», «серебристо-зеленый», «кровавый», «жемчужный», «лиловый», «оливковый», «молочный», цвет «черного жемчуга», цвет «осеннего неба», «яблочно-зеленый», «пенно-розовый» и т.д. Они передают неповторимость пейзажа и раскрывают характеры героев, позволяют читателям глубже проникнуть в созданный автором мир, постигая его глазами художника слова, по-особому воспринимающего окружающую действительность и жизнь, созданную его воображением.
Произведение «Гранатовый браслет»
«…на его звонок отворила дверь полная, седая, сероглазая женщина…»
«…сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями…»- умиротворение