что значит жить по правилам обществознание 7 класс

Что значит жить по правилам? (7 класс, обществознание)

С самого детства нас учат правилам поведения в разных ситуациях. Что значит жить по правилам и одинаковы ли они для всех людей? Попробуем ответить на эти и множество других вопросов, чтобы понять, почему нужно знать и следовать правилам и для чего они были приняты в обществе.

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

Правила вокруг нас

Чем бы мы ни занимались, нам всегда приходится выполнять какие-то обязательные требования. О них каждому человеку с самого юного возраста рассказывают дома и в школе. И люди не могут их нарушать. Иначе людей, нарушивших правила, ждет осуждение со стороны взрослых и друзей или даже какое-либо наказание.

Правила (или нормы) – это законы, которые регулируют действия людей в различных ситуациях.

Примеры таких правил:

Есть разные виды правил, которые также называют социальными нормами. В учебнике 7 класса обществознания приводятся такие классификации:

Также правила можно разделить на такие группы

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

Привычки и обычаи

Не все правила прописаны в специальных документах. Есть и такие, которые мы узнаем, когда смотрим на родителей, учителей, других людей, и пользуемся ими каждый день: например, мы приветствуем друг друга при встрече, зимой надеваем зимнюю одежду, а летом – летнюю.

Действия, которые повторяются в течение некоторого времени, называют привычкой. А если действия совершаются многими людьми, то такие привычки называют обычаями.

К первым можно отнести: зарядку по утрам, здоровое питание, регулярную уборку в своей комнате и так далее. Вторую группу составляют курение, употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, лень и другое.

Некоторые действия могут не только вредить человеку, но и быть опасными для его здоровья и даже жизни. Поэтому стоит внимательно относиться к своим привычкам.

Все действия, которые совершаются во время ритуала, принято называть обрядами.

Что такое хорошие манеры?

Часто можно услышать, как о ком-то говорят: он не умеет себя вести. Что это значит?

Оказывается, существуют особые правила поведения, которые приняты всеми людьми. Все они называются одним словом – этикет. В каждой ситуации действуют свои нормы. Например, сидя за столом, нельзя громко стучать ложкой по тарелке и разговаривать, не прожевав еду.

Манеры – это формы поведения человека, то, как он себя ведет. По ним окружающие люди оценивают человека.

Самым вежливым и воспитанным человеком при дворе Петра I считался граф Б. П. Шереметев. Его наряд, речь, поведение соответствовали принятым нормам, а его утонченность и сдержанность вызывали одобрение общества.

Что мы узнали?

Вокруг действует множество разных правил. Они регулируют наши взаимоотношения с другими людьми, контролируют поведение и не позволяют кому-либо нарушать наши права. Данные нормы являются примером, как мы должны себя вести, чтобы был порядок, а это – условие нормального существования общества. Поэтому важно соблюдать их всегда.

Источник

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 1

Вопросы для итогового повторения к главе 1

Страница 152

Вопрос 1. Что значит жить по правилам?

Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.

Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?

В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:

Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?

Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.

Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.

Вопрос 4. Какие группы прав существуют?

Существует 4 группы прав:

Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?

У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.

В качестве примера будет приведена ситуация. Человек заболел и решил отправиться на прием к доктору, ведь он имеет полное право на получение медицинской помощи. А в этот день медицинский работник решил не идти на работу, а остаться поспать подольше.

Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.

Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?

Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.

Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?

Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.

Для того чтобы подготовиться к его исполнению, нужно сначала хорошо учиться в школе, развивать в себе физические навыки и стойкий характер, а затем по достижении 18 лет пройти комиссию в военкомате и отправиться на службу.

Вопрос 8. Что такое дисциплина?

Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.

Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?

Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.

Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.

Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?

Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.

По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.

Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?

На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:

Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.

Источник

Что значит жить по правилам?

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

Всего получено оценок: 1496.

Всего получено оценок: 1496.

С самого детства нас учат правилам поведения в разных ситуациях. Что значит жить по правилам и одинаковы ли они для всех людей? Попробуем ответить на эти и множество других вопросов, чтобы понять, почему нужно знать и следовать правилам и для чего они были приняты в обществе.

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

Правила вокруг нас

Чем бы мы ни занимались, нам всегда приходится выполнять какие-то обязательные требования. О них каждому человеку с самого юного возраста рассказывают дома и в школе. И люди не могут их нарушать. Иначе людей, нарушивших правила, ждет осуждение со стороны взрослых и друзей или даже какое-либо наказание.

Правила (или социальные нормы) – это законы, которые регулируют действия людей в различных ситуациях.

Примеры таких правил:

Есть разные виды правил, которые также называют социальными нормами. В учебнике 7 класса обществознания приводятся такие классификации:

Также правила можно разделить на такие группы:

которые читают вместе с этой

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

Привычки и обычаи

Не все правила прописаны в специальных документах. Есть и такие, которые мы узнаем, когда смотрим на родителей, учителей, других людей, и пользуемся ими каждый день: например, мы приветствуем друг друга при встрече, зимой надеваем зимнюю одежду, а летом – летнюю. В данном случае мы говорим о традициях или морали.

Действия, которые повторяются в течение некоторого времени, называют привычкой. А если действия совершаются многими людьми, то такие привычки называют обычаями.

К первым можно отнести: зарядку по утрам, здоровое питание, регулярную уборку в своей комнате и так далее. Вторую группу составляют курение, употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, лень и другое.

Некоторые действия могут не только вредить человеку, но и быть опасными для его здоровья и даже жизни. Поэтому стоит внимательно относиться к своим привычкам.

Все действия, которые совершаются во время ритуала, принято называть обрядами.

Что такое хорошие манеры?

Часто можно услышать, как о ком-то говорят: он не умеет себя вести. Что это значит?

Оказывается, существуют особые правила поведения, которые приняты всеми людьми в определенных ситуациях. Все они называются одним словом – этикет. В каждой ситуации действуют свои нормы. Например, сидя за столом, нельзя громко стучать ложкой по тарелке и разговаривать, не прожевав еду.

Манеры – это внешние формы поведения человека, то, как он себя ведет. По ним окружающие люди оценивают человека.

Самым вежливым и воспитанным человеком при дворе Петра I считался граф Б. П. Шереметев. Его наряд, речь, поведение соответствовали принятым нормам, а его утонченность и сдержанность вызывали одобрение общества.

что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Смотреть картинку что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Картинка про что значит жить по правилам обществознание 7 класс. Фото что значит жить по правилам обществознание 7 класс

Что мы узнали?

Вокруг действует множество разных правил. Они регулируют наши взаимоотношения с другими людьми, контролируют поведение и не позволяют кому-либо нарушать наши права. Данные нормы являются примером того, как мы должны себя вести для того, чтобы был порядок, а это – условие нормального существования общества. Поэтому важно соблюдать их всегда.

Источник

§1. Что значит жить по правилам.

1.Какие правила поведения существуют назови как можно больше видов таких правил.

Мы живем в социальном обществе, в котором существуют разные правила. Например, правила хорошего тона, правила поведения в общественном месте, правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах: 1. Уступать место старшим в транспорте.2. Помогать тем, кто нуждается в этом. 3. Соблюдать чистоту, не мусорить. Правила поведения за столом: 1. Нужно сидеть прямо. 2. Не облокачиваться на стол. 3. Не ковыряться в зубах. Правила поведения при общении: 1. Не кричать, говорить спокойным тоном. 2. Не употреблять плохих, бранных слов в разговоре. 3. Нужно здороваться первым.

2. Что такое привычки? Приведите примеры полезных и вредных привычек.

И то, и другое передавалось из поколения поколения на протяжении многих веков, появилось вместе с образованием отдельных этносов, воплощает в себе культурные элементы той или иной общности.В современном мире они сохранились потому, что сохранились и этносы, которым они принадлежали. Так как каждый этнос стремится сохранить свою культуру, переданную от предков, он и в современной жизни сохраняет отдельные ритуалы и обычаи.

4. Зачем в обществе существуют правила этикета?

С точки зрения Духовной Этики в человеческом обществе необходимы хорошо обусловленные высшей духовной вершиной правила поведения любого человека в процессе обсуждения любой проблемы. Правила служат эталоном, образцом поведения. Также они помогают сохранять порядок в обществе. Эти правила позволяют предвидеть реакцию других людей на твои действия.

Санкция — элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Если правило, которое было нарушено, устанавливалось законом, тогда за это в качестве наказания будет санкция. Примененный вид санкции зависит от степени тяжести нарушения.

Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалочке: Я думаю что там имеется в виду то что там установляются неблагоприятные последствия.

5. Как ты думаешь, какие правила этикета появились в 20 веке и в начале 21 века? объясни причины их появления и значение в жизни людей.

1. не разговаривать громко по телефону в общественных местах 2. необходимо выключать сотовый телефон в театрах, кино и т. п. 3. звонить на телефонный номер можно 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или позднее время звонка особо.

Причина: появление средств связи Причина: соблюдение личного пространства и создание комфортных условий проживания окружающим.

Источник

Разработка урока по обществознанию 7 класс «Что значит жить по правилам»

Уроки 2. Что значит жить по правилам

Цели и задачи : познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.

Планируемые результаты : предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды; выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование : учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков : открытия нового знания.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

— Какие уроки из нее можно извлечь?

III. Введение в новый материал

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.

— Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.

Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.

Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.

IV. Работа по теме уроков

1. Многообразие правил

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)

Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В. И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.

Признаки социальной нормы:

1) это общие правила;

2) регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;

3) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

(Проверка выполнения задания.)

Задание : работая в парах, заполните таблицу.

по степени обязательности

Поведения в общественном транспорте

(Проверка выполнения задания.)

2. «Привычка свыше нам дана. »

Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.

Задание : прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии. Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» нас. 10 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Рабочий материал для первой группы

Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа

Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.

Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.

Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).

Сиеста — двухчасовой отдых или сон после обеда — культурный обычай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция — пасео — вечерняя прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.

В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.

Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.

Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.

Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.

Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.

Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.

Вопросы для первой группы

— О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?

— Какие из них вам понравились? Почему?

— Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для второй группы

Традиции, обычаи и обряды китайского народа

Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.

Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.

Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.

Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».

Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.

Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.

Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.

К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.

Важный нравственный принцип китайского общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена — прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демографической ситуации разрешается иметь только одного ребенка.

Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.

В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»

За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.

Вопросы для второй группы

— О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?

— Какие из них вам понравились? Почему?

— Какие из них не понравились? Почему?

Рабочий материал для третьей группы

В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.

Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил:

«Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».

Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.

Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье.

Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.

Красота требует жертв

В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т.д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.

Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.

В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:

— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

— Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

— Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

— Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром.

Вопросы для третьей группы

— О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?

— Какие из них вам понравились? Почему?

— Какие из них не понравились? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Привычка — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них. «Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).

Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях (дипломатический протокол).

Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).

— Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?

3. Правила этикета и хорошие манеры

Задание : выполните задание на с. 12 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Задание : изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.

Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оценивает урок — прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.

VI. Подведение итогов уроков

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)

4. Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)

5. Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)

1. Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).

2. Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека).

3. Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).

4. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).

5. Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В. Сухомлинский).

6. Ничего слишком (Солон).

7. В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью (Дж. Локк).

8. Не гляди налицо, а гляди на обычай (русская пословица).

— С какими высказываниями вы согласны? Почему?

— С какими высказываниями не согласны? Почему?

1. Прочитать § 1 учебника.

2. Выполнить одно из трех заданий на выбор:

• провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;

• провести социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;

• подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *