что значит жить в понимании мцыри цитаты
Сочинение Что значит жить для Мцыри 8 класс
Будучи ребёнком Мцыри попал в монастырь с его жёсткими законами, где ему было даже не с кем поговорить. У юноши нет ни друзей, ни врагов и он не может открыто выражать свою неприязнь к монахам. Между монахами и Мцыри не было взаимопонимания, поскольку душа Мцыри стремилась к реальному миру, в результате чего он чувствовал себя пленником.
Положение его было безвыходным, поэтому пришлось учиться всему, что знали монахи. Но как истинное дитя природы, хотел жить совсем другой жизнью, той о которой всегда мечтал. Страдал от того, что кругом видел лишь ограничения и препятствия, поэтому пошёл на риск и покинул монастырь.
Оказавшись посреди дикой природы юноша любуется красотой леса, слушает чарующее пение птиц, в нём просыпаются инстинкты. Но сосредоточенный на внешней красоте окружающего его мира, молодой человек забывает об опасностях, на юношу нападает снежный барс. Мцыри победил в этом поединке, но был тяжело ранен. Обессиленного юношу нашли монахи, однако спасти его не смогли.
Перед смертью Мцыри вспоминает о тех счастливых днях, которые прожил за стенами монастыря. Конечно, герой этой поэмы забыл об осторожности, поскольку был очень молод и неопытен, тогда как монахи уже имели представление о всех искушениях, которые преподносит жизнь. С раннего детства мальчик мечтал вернуться в родной аул, часто вспоминал своих родителей и сестёр.
Он поклялся, что вернётся домой, но у него это не получилось. Зато всё же смог ощутить вкус свободы, хотя за пределами монастыря находился не более трёх дней. Мальчик ощущает дискомфорт от нахождения среди сумрачных стен, которые кажутся ему тюрьмой. У него нет ничего из того, что может сделать человека счастливым.
Он мечтал о человеческом взаимопонимании, соприкосновении с родственной душой, часто вспоминал свою родину. Ему чужда монастырская жизнь, поскольку из–за своей предсказуемости она напоминает стухшее болото, где уютно разве что лягушкам. Мцыри проживает не свою жизнь и поэтому сильно страдает.
Когда юноша вырвался на свободу, оказалось, что долгое проживание в плену заглушило врождённый инстинкт горца, то самое чутьё, которое может подсказать верную тропу, а без этого в лесах среди гор на Кавказе не могут выжить ни люди, ни звери. Да, ему удалось вырваться из монастырской крепости, но не из внутренней тюрьмы. Он умирает не из–за ран нанесенных барсом, а от осознания того, что вновь оказался в этом убивающем инстинкт жизни месте. Всю свою жизнь Мцыри стремился обрести собственную независимость в этом был смысл всей его жизни.
2 вариант
Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Принадлежа к народам Кавказа, он был пленен русским войском еще шестилетним мальчиком. Но в неволе заболевает и «гордо угасает». Монахи православного монастыря из сострадания взяли больного ребенка к себе, вылечили и оставили на послушание. Но за все время нахождения в стенах монастырской обители; с того времени, как он обрел в ней приют, Мцыри неизменно тоскует:
«смотрел, вздыхая, на восток,
томим неясною тоской
по стороне своей родной».
Прошли годы, и казалось, молодой человек свыкся со своим существованием в монастыре. Но однажды он исчезает. Спустя три дня его находят, умирающего, монахи обители. Перед смертью Мцыри говорит старому монаху, пришедшему его исповедовать:
Эта реплика, а также сам побег героя из монастыря убеждают читателя в том, что молодой послушник не в этом месте видит смысл жизни. Несмотря на годы, проведенные в обители, он не смог забыть своей родины, своей семьи, своего народа. Для него жизнь – это когда рядом отец, мать, сестры, память о которых он хранит в своем сердце; это горы с их ущельями и водными потоками; это стада домашних животных, простор родных полей, живое общение с сородичами и обычаи своего народа. В нем оказалась очень крепка любовь к своим корням. Без всего этого ему тоскливо и одиноко. Кроме того, будучи кавказцем, по природе своей он горяч, отважен, горд. В его сердце живет жажда борьбы, сражений и побед. Именно это ассоциируется в сознании героя поэмы с настоящей жизнью:
«скажи, мне что средь этих стен
могли бы дать вы мне взамен
той дружбы краткой, но живой
меж бурным сердцем и грозой»
Подвигнув себя на побег, Мцыри пробыл на свободе недолго, всего три дня. Но и за это небольшое время он сумел испытать все те чувства, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни: влечение к женщине, робость, радость от обретения свободы, боль, отчаяние, слезы, бессилие, борьбу, победу, голод, жажду. Молодой герой поэмы все-таки сумел прожить ту жизнь, к которой он стремился всей душой. И в этом он обрел пусть недолгое, но счастье:
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
Однако, неведомым промыслом, молодой человек не смог окончательно убежать и обрести свободу. Блуждая, он возвращается обратно, к стенам монастыря. Очертания родных горных вершин по-прежнему остаются для него недосягаемыми. Сознание невозможности воплощения своей мечты, своих душевных стремлений, приводит к его гибели. Мцыри умирает.
Герой честен перед собой. Простое существование для него неприемлемо. Жизнь, лишенная родного края, семьи, любви, надежд, подвигов, простых человеческих стремлений для него лишена всякого смысла.
8 класс. С цитатами. Что значило жить в представлении Мцыри
Также читают:
Картинка к сочинению Что значит жить для Мцыри
Популярные сегодня темы
Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.
Главная идея пьесы заключается в том, что для человека самое главное в жизни. Это может быть реальная правда или красивая ложь. Главная борьба идей происходит между Лукой и Сатиным
Весна особенно красива, когда все вокруг зацветает и благоухает ароматами первого цветения. Природа многим одарила человечество, и цветами и деревьями.
Мнения современников разделились – одни яро критиковали творчество Пушкина, другие, наоборот, хвалили. Но те и другие отмечали талантливость поэта.
Архангельск — это прекрасный город на севере России, расположенный у берегов Белого моря. Он всегда пленил меня своей красотой, чистотой, величием, великолепием.
Цитаты из произведения Мцыри (60 цитат)
Один из последних образцов русской романтической поэзии — поэма М. Ю. Лермонтова (1814-1841) «Мцыри». Насыщенное фольклорными мотивами произведение передаёт дух грузинского народного слова, прочувствованный поэтом во время службы на Кавказе. Судьба мятежного отрока, его исповедь — это ода свободе могучего духа, противостоящего стихии. В этой подборке собраны лучшие цитаты из произведения Мцыри.
Увы! — за несколько минут между крутых и темных скал,где я в ребячестве играл,я б рай и вечность променял.
Я тебя люблю,люблю как вольную струю,люблю как жизнь мою.
Меня печалит лишь одно:мой труп холодный и немой не будет тлеть в земле родной.
Дитя мое,останься здесь со мной. В воде привольное житье и холод и покой.
На мне печать свою тюрьма оставила.
Теперь один старик седой,развалин страж полуживой,людьми и смертию забыт, сметает пыль с могильных плит.
И смутно понял я тогда, что мне на родину следа.
Не проложить уж никогда.
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно,меж тем, под бременем познанья и сомненья, в бездействии состарится оно.
Ты помнишь детские года:слезы не знал я никогда. Но тут я плакал без стыда.
Холодной, вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.
Ты слушать исповедь мою сюда пришел, благодарю.
Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал.
И я как жил, в земле чужой, умру рабом и сиротой.
Увы, теперь мечтанья те погибли в полной красоте.
Тебе есть в мире что забыть,ты жил,- я также мог бы жить!
Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю.
Мне было свыше то дано! И было сердцу моему легко.
И вспомнил я наш мирный дом и пред вечерним очагом Рассказы долгие о том, Как жили люди прежних дней, когда был мир еще пышней.
Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял. И думы их я угадал: Мне было свыше то дано!
Скажи мне, что средь этих стен. Могли бы дать вы мне взамен. Той дружбы краткой, но живой. Меж бурным сердцем и грозой?
А надо мною в вышине. Волна теснилася к волне. И солнце сквозь хрусталь волны. Сияло сладостней луны.
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
Ты помнишь детские года: Слезы не знал я никогда; Но тут я плакал без стыда. Кто видеть мог? Лишь темный лес. Да месяц, плывший средь небес!
И с этой мыслью я засну, и никого не прокляну!
Все, что я чувствовал тогда. Те думы — им уж нет следа; Но я б желал их рассказать. Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
Хотел я встать — передо мной. Все закружилось с быстротой; Хотел кричать — язык сухой. Беззвучен и недвижим был.
Тогда, пустых не тратя слез. В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь. Мою пылающую грудь. Прижать с тоской к груди другой. Хоть незнакомой, но родной.
Тот край, казалось, мне знаком. И страшно было мне, понять. Не мог я долго, что опять. Вернулся я к тюрьме моей
Я тайный замысел ласкал,терпел, томился и страдал.
Что значит жить для Мцыри
– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!
С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти. В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.
Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.
Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:
– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.
Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:
«… Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром».
«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…
Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.
Что значит жить для Мцыри
Поэма Лермонтова «Мцыри» относится к романтическому направления в литературе. Главный герой поэмы, молодой послушник, выросший в монастыре, соответствует требованиям романтического героя. Он помещен в удивительную по красоте среду: сбежав из монастыря, он оказывается в горном лесу. Ему встречается дикий зверь, которого он побеждает. Он успевает встретить девушку и влюбиться. В нем присутствует некая загадочность, он молод, силен, одинок, и он погибает. Но сюжет поэмы сильно отличается от романтических произведений, созданных европейскими авторами.
Что значит жить в представлении Мцыри? По сути, в его представлениях о нормальной человеческой жизни нет ничего сверхъестественного. Он не предъявляется к судьбе завышенных требований. Юноша был увезен из родного аула в пяти-шестилетнем возрасте. Это возраст, когда ребенок осознает себя и помнит главные моменты своей детской жизни. В глубине души он сохранил воспоминания об отце, сестрах, родном ауле, и душа его рвалась
Мцыри родился и вырос в тот период, когда Кавказ был в состоянии длительной войны с оссиеРоссиейрРР Россией. Ему угрожали Иран и Турция. Многонациональное население Северного Кавказа не ладило между собой, периодически одни устраивали набеги, другие их отражали и наоборот. Наконец, освободительное движение имама Шамиля тоже вносило свою смуту в жизнь горцев. Поэтому ребенок помнил мир тревог и битв. Он не раз слышал рассказы взрослых о тех или иных удачных набегах, или защите своего аула. В его сознании именно такая жизнь была нормальной.
В 1858 году Кавказ посетил Александр Дюма-отец, автор знаменитых мушкетеров и графа Монте-Кристо. Вот один из отрывков его книги, описывающих героизм горцев:
Этот отрывок объясняет, почему у Мцыри понятия свобода и героизм равнозначны понятию жизнь. Сбежав из стен монастыря и глотнув свободы, воли, он уже никогда не смог бы жить в монастырских стенах, как прежде. И если бы он не погиб, он снова и снова пытался бы убежать.
Мцыри помнил отца, сестер, он видел, что люди, живущие за стенами монастыря, имели родных, близких, любимых.
Взамен любви к родным и близким, юноше предлагали любить одного Бога, молиться Ему, верить Ему, служить Ему. Мцыри был молодым мужчиной. Он мечтал любить живых красивых девушек, таких как его сестры. Не случайно его кровь взволновалась, когда он увидел грузинку, спустившуюся за водой. Мцыри мечтал любить и быть любимым.
Мцыри бежал из монастыря, когда разыгралась гроза, и монахи в страхе молились Богу. А юноша испытывал дикий восторг перед буйством природы. Заблудившись в лесу, он испытал настолько сильное отчаяние, что дал волю слезам, понимая, что здесь его никто не видит. Его столкновение с барсом дало возможность юноше проявить свою сноровку и силу. Он победил барса, и испытал восторг от победы. Понял, что был бы хорошим сыном своего народа. Но он не знал дороги домой, а лес упрямо не кончался.
Таким образом, жить в представлении Мцыри, значило:
По тому, насколько живописно и поэтично рассказывает Мцыри о лесе, о потоке, встретившемся на его пути, видно, что юноша умеет любить и восхищаться красотами природы. За три дня скитаний он успел увидеть и пышные поля, и причудливые горы, и лес, стоявший передним стеной.
В завершение своей исповеди юноша просит монаха похоронить его в саду, где растет душистая акация, и откуда видны вершины Кавказа.
Цитаты Мцыри о свободе
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил — клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен,—
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ — могил!
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей;
И все зачем. Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!
Прощай, отец… дай руку мне:
Ты чувствуешь, моя в огне…
Знай, этот пламень с юных дней,
Таяся, жил в груди моей;
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,