что значит зиндик в исламе

Зиндик

Смотреть что такое «Зиндик» в других словарях:

зиндик — сущ., кол во синонимов: 1 • исмаилит (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Исламские термины — Ислам Столпы Ислама … Википедия

Ибн аль-Мукаффа Абу Мухаммед — Ибн аль Мукаффа Абу Мухаммед, Абдаллах (персидское имя до принятия ислама Розбех ибн Дадое) (720? 759, Басра), арабский писатель и переводчик. Перс по происхождению. Жил в Басре, служил секретарём при правителях. Был казнён как противник… … Большая советская энциклопедия

Ибн аль-Мукаффа — Абу Мухаммед, Абдаллах (персидское имя до принятия ислама Розбех ибн Дадое) (720? 759, Басра), арабский писатель и переводчик. Перс по происхождению. Жил в Басре, служил секретарём при правителях. Был казнён как противник арабского… … Большая советская энциклопедия

Ересь — (др. греч. αἵρεσις «выбор, направление, мнение») сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Не следует смешивать с расколом. Следует иметь в виду … Википедия

Зиндики — (мн ч. занадика, араб. زنديق‎‎, от персидского «зандик» перс. زنديک‎) интерпретирующий свободно, вольнодум) термин, обозначавший в средневековой богословской исламской литературе последователей немонотеистических религий, главным… … Википедия

Мусульманин — Категории людей в исламе Мусульмане Муслим (мусульм … Википедия

Шахид — Категории людей в исламе Мусульмане … Википедия

Ереси — Ересь (греч. αἵρεσις «выбор, направление, мнение») сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Не следует смешивать с расколом. Следует иметь в виду, что в… … Википедия

Еретики — Ересь (греч. αἵρεσις «выбор, направление, мнение») сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Не следует смешивать с расколом. Следует иметь в виду, что в… … Википедия

Источник

Исламология

что значит зиндик в исламе. Смотреть фото что значит зиндик в исламе. Смотреть картинку что значит зиндик в исламе. Картинка про что значит зиндик в исламе. Фото что значит зиндик в исламе

Исламология

ЗИНДӢК̣ (мн. ч. зана̄дик̣а) — термин, которым в богословской полемической литературе обозначали последователей немонотеистических религий, главным образом «дуалистов» — манихеев, маздакитов, хуррамитов; в более широком смысле — «неверующий в Аллаха», противоположное «верующему» (му’мин). Слово зиндик попало в ислам из иранской лексики эпохи Сасанидов: маздакиты называли зиндиками тех инакомыслящих, которые создавали новое, аллегорическое толкование Авесты. Широкое употребление термина зиндик в исламе объясняется его скорее политическим, чем религиозным характером. Зиндиками объявляли тех, чье «неверие в Аллаха» (зандака) представляло опасность в первую очередь для государственной власти, а не для веры (хотя формально зиндиков обвиняли в религиозном «заблуждении»). Факихи приравнивали зандака к поношению Пророка, что каралось смертной казнью. Первым зиндиком в исламе, казненным за пропаганду зандака (первым высказался о сотворенности Корана), был ал-Джа‘д. б. Дирхам (повешен в 742-43 г. в Ираке). В правление халифа ал-Махди (775—785) была учреждена специальная должность судьи—надсмотрщика за зиндиками (сахиб или ‘ариф аз-зандака). Одной из первых жертв этой политики стал шиитский поэт Башшар б. Бурд (уб. в 783 г. по приказу ал-Махди), обвиненный в «предпочтении огня земле» — в оправдании Иблиса, который предпочел огонь глине. Как зиндик был повешен современник Башшара, Салих б. ‘Абд ал-Куддус, проповедовавший, что мир имел два предвечных начала — Свет и Тьму, которые со временем смешались.
Ханбалиты, активно претендовавшие на роль, «ревнителей правоверия», подразделяли зиндиков на пять категорий. Они причисляли к зиндикам не только манихеев и маздакитов, обвиняя их в «дуализме», но и «крайних» шиитов, суфиев, му‘аттилитов. «Крайних» шиитов (а по аналогии с ними и «умеренных») они называли зиндиками за признание божественной эманации, суфиев — за учение о «единении» с богом, предполагающем, по мнению ханбалитов, признание равенства между творцом и сотворённым, му‘аттилитов— за отрицание творца и представление о мире как о соединении четырех элементов (стихий). Всех их, как правило, обвиняли и в стремлении освободиться от предписаний ислама.
В истории ислама было немало показательных судов против зиндиков: их устраивали маликиты — на Западе, ханафиты — при Османах. «Опровержение» зиндиков (наряду с другими «заблудшими») было распространенной темой средневековой полемической литературы. Термин зиндик употребляется и в современной публицистике: традиционалисты, или «фундаменталисты», применяют его к тем деятелям, которые, по их мнению, недостаточно заботятся об интересах ислама.

Ибн ан-Надим. Ал-Фихрист, 401—402; Бадави. Ал-Илхад, 27—40; G. Vajda. Les zindiqs en pays d’lsIam au début de la période abbaside.— RSO. 1938, 17, 173—229; Fr. Gabrieli. La «Zandaqa» au 1-er siècIe abbaside.-— Elaboration, 23 — 38: L. Massignon. Zindik.— EI, 4, 1329—1330.

Источник

Что значит зиндик в исламе

Ханбалиты, активно претендовавшие на роль «ревнителей правоверия», подразделяли зиндиков на пять категорий. Они причисляли к зиндикам не только манихеев и маздакитов, обвиняя их в дуализме, но и «крайних» шиитов, суфиев, му‘тазилитов. «Крайних» шиитов (а по аналогии с ними и «умеренных») они называли зиндиками за признание божественной эманации, суфиев — за учение о «единении» с богом, предполагающем, по мнению ханбалитов, признание равенства между творцом и сотворенным, му‘тазилитов-философов — за отрицание творца и представление о мире как соединении четырех элементов (стихий). Всех их, как правило, обвиняли и в стремлении освободиться от религиозных предписаний.

Дуализм (в виде утверждения равноправности Аллаха и Шайтана) в мусульманском мире точно был. А в условиях существования профанов и посвящённых, наверняка находились поклонники Шайтана, но это не афишировали:)

Арабы, завоевавшие Сирию и Иран, получили в качестве подданных маздакитов Азербайджана, огнепоклонников Хорасана, буддистов Средней Азии, манихеев Месопотамии и гностиков Сирии.

Исмаилиты пытались также утвердиться в Иране и Средней Азии, но натолкнулись на противодействие тюрок, сначала Махмуда Газневи, а потом сельджукских султанов. Несмотря на понесенные поражения, исмаилиты в конце XII в. держались в Иране и Сирии. Честолюбивый Хасан Саббах, чиновник канцелярии сельджукского султана Мелик-шаха, выгнанный за интриги, стал исмаилитским имамом. В 1090 г. ему удалось овладеть горной крепостью Аламут в Дейлеме, и он стал называться «Старец Горы», а позже исмаилиты приобрели и десяток крепостей в горах Ливана и Антиливана.

Зиндики (араб. Zendik — epeтик.) — apaбская секта времен калифа Мехди; не верили ни в Магомета, ни в Коран и отвергали всякую положительную религию. Общим именем З. мусульманские богословы означают многие свободомыслящие секты, из которых наиболее замечательны мотазелиты.

Багдадские теологи были убеждены, что многие иранцы-мусульмане сохраняют манихейские верования и мечтают лишь о том, чтобы с их помощью разрушить ислам.

Манихейство возникло в Иране в середине III века. Создатель учения Мани (216—276) описывал мир с помощью бинарных противопоставлений: свет — тьма, дух — материя, добро — зло и т. д. Вера в дуализм творения, сложившаяся не без влияния гностических учений (гностицизм — совокупность религиозно-философских учений, в которые формирующаяся христианская догматика включала чуждые христианству языческие верования — учения неоплатоников, пифагорейцев и т. д.), освобождала доброго Бога от ответственности за творящееся в мире зло и предоставляла человеку свободу выбора. Это на практике давало человеку право на независимый подход к исламскому вероучению. Сторонники учения Мани активно занимались прозелитизмом среди горожан и кочевников Восточного Ирана и Мавараннахра.

Термин «зиндик» (напехлеви «зандик» — «интерпретатор») применялся ортодоксальными зороастрийцами сасанидского государства по отношению к сторонникам манихейского учения за то, что они практиковали «занд» — неортодоксальное толкование священной книги зороастризма — Авесты. В исламе термин «зиндик» приобрел более широкое значение. Зиндиками-еретиками стали именовать людей, либо открыто отвергавших ислам (как это было в восточных провинциях Халифата), либо подвергавших критике некоторые его основные доктрины. Зиндик стал особенно преследуемой фигурой с середины VIII века, когда начались активные культурные контакты арабов с Ираном. И во время правления аль-Махди, и при сменивших его халифах, исламские традиционалисты воспринимали всякое проявление «зиндикизма» (под которым они чаще всего подразумевали манихейство), как враждебную исламу теологию.

В мусульманском мире не было ортодоксии в том смысле, в каком этот термин понимался в христианстве. Ислам не знал ни организованной церкви, ни, стало быть, иерархизированного духовенства, ни церковных соборов, которые могли бы выносить по спорным богословским вопросам решения, подлежавшие неукоснительному выполнению членами общины.

Характер мусульманского теократического государства позволял считать законными действия того или иного политического руководителя (халифа, наместника или военачальника, чиновника, судьи и других) лишь в том случае, если можно было доказать, что в аналогичных обстоятельствах именно так действовал сам Пророк, или что в его речах содержались соответствующие предписания. Поэтому все истории о деяниях и речениях Пророка — хадисы, собрание которых составляло сунну, тщательно фиксировались и легли в основу не только мусульманского права, но и всей жизни средневекового мусульманского общества. Последователей традиции (тех, кто в своих взглядах и действиях строго придерживался предписаний Корана и сунны) именовали салафитами (от «салафа» — «предшествовать, быть раньше») то есть традиционалистами, а в европейском понимании термина «ортодоксами». Сами традиционалисты именовали себя «сторонниками сунны и общины» (ахл ас-сунна валь-джамаа) или «людьми хадиса» (ахл аль-хадис), и их наиболее последовательные и фанатичные идеологи активно боролись против всякого отступления от буквы священной книги (Корана) и сунны и против любого проявления «зиндикизма», как они его понимали. Недоверие к новым мусульманам (мавали) было широко распространено среди теологов. В сознании традиционалистов, которые внесли свой вклад в свержение Омейядов, новая династия обязана была защищать старинные исламские традиции, истинными носителями которых могли быть, по их представлению, в первую очередь арабы. Мавали же, воспринявшие язык арабов и новую веру путем обращения, вся процедура которого сводилась лишь к простому повторению символа веры, по мнению их недоброжелателей делали это не по сердечному влечению, а лишь для того, чтобы обрести богатство и власть. Их подозревали в том, что они втайне придерживались старых верований. И действительно, во многих иранских семьях еще сохранялись традиция и практика зороастризма и манихейства.

По мнению строгих мусульман, истинное исламское благочестие было неведомо мавали. Арабский писатель и теолог аль-Джахиз (775—868) писал, что не было такого катиба (писца из мавали), который имел бы привычку держать Коран возле своей постели, то есть постоянно заниматься чтением священных текстов. При этом любопытно, что в то время как в Багдаде и вообще в Ираке в зиндикизме обвиняли за всякое проявление распущенности, в Хорасане и в других иранских областях подобное обвинение предъявлялось наоборот сторонникам крайних форм аскетизма. Особенно возмущались благочестивые традиционалисты секулярным и гедонистическим стилем жизни в столице, усвоенным под влиянием иранских придворных традиций. Они обвиняли в «зиндикизме» тех, кто, по их мнению, более всего был виновен в нарушении исламского благочестия, причем такие обвинения не всегда были связаны с теологическими принципами, но чаще они носили характер риторического осуждения распущенности нравов.

В восточных провинциях Халифата многие люди открыто отказывались принять ислам, и религиозно-политические движения не маскировались верностью учению Пророка, но вступали в вооруженную борьбу с властями. Их идеология, даже если она не была манихейством, содержала элементы манихейско-гностических и других восточных вероучений, выражавшиеся в четком дуализме и в жестких формах аскетизма.

Постепенно «зиндикизм» в разных видах стал распространяться все более открыто не только на востоке, в иранских провинциях, но и среди образованных людей Багдада, значительную часть которых составляло чиновничество из мавали. Этому способствовало возрастающее участие иранцев в администрации и культурной жизни центральных областей Халифата, которые были охвачены иранским «культурным национализмом» (шуубией). Споры о приоритете в области культуры происходили в различных литературных кружках вплоть до XI века. В этой среде и процветали различные манихейско-гностические идеи. Арабский историк и географ аль-Масуди (умер в 956 г.) свидетельствует, что произведения Мани, гностиков Бар Дайсана и Маркиона широко циркулировали в арабских переводах, об их религиозных системах писались трактаты.

В восточных частях Халифата (Иране, Мавараннахре, Закавказье) вторая половина VIII века и весь IX век прошли под знаком почти непрерывных, преимущественно крестьянских, восстаний, носивших национальный характер и направленных против арабского господства. Идеологической оболочкой этих восстаний было учение хуррамитов, которых именовали также маздакитами. Маздак (V—VI в.), зороастрийский жрец-мабед, создал учение, в котором объединил элементы зороастризма, манихейства и некоторых христианских сект. Хуррамиты восприняли учение Маздака, дополнив его идеями, позаимствованными у крайних шиитов. Именно от шиитов хуррамиты усвоили теорию о непрерывном воплощении Бога в людях, сперва в пророках от Адама до Мухаммада, а потом в хуррамитских пророках-вождях. Есть предположение, что сам термин «хуррамия» ведет свое происхождение от персидского слова «хуррем» («ясный, светлый»), или от «хур» («хвар») — «солнце, огонь». Одно из наиболее длительных хуррамитских восстаний разразилось во второй половине VIII века при халифе аль-Махди. После казни в 754 году Абу Муслима в восточных областях Халифата многие проповедники претендовали на роль его преемников. Таким был Хашим ибн Хаким, уроженец Хорасана, в прошлом один из сподвижников Абу Муслима. Хашима называли аль-Муканной (носящим покрывало), ибо он прикрывал свое лицо, как говорили его последователи, чтобы спасти своих сподвижников от непереносимого сияния, а его противники — чтобы люди не видели его безобразной внешности. Аль-Муканна был старым врагом Аббасидов и еще при халифе аль-Мансуре за свою Деятельность был схвачен в Мерве и заточен в тюрьму в Багдаде, откуда бежал.

Еще до появления аль-Муканны в Мавараннахре значительная часть Средней Азии и Северо-Восточного Ирана была охвачена антиарабским восстанием «людей в белых одеяниях», получивших такое наименование за одежду, в которую они облачались.

Прибыв в 776 году в Мавараннахр, аль-Муканна начал выступать с проповедями. Он привлек к себе множество сторонников, главным образом из числа сельских жителей, и стал во главе восстания. Себя аль-Муканна выдавал за последнее воплощение божественного духа на земле и призывал бороться с арабами и исламом. Он утверждал, что способность к пророческой деятельности эманировала от Всевышнего и сперва манифестировалась в библейских пророках, затем в Иисусе Христе и Мухаммаде, затем в Абу Муслиме, а теперь перешла к нему. В своих проповедях он учил, что извечно существует борьба добра со злом, света и тьмы, причем господствующие порядки он отождествлял со злом, а свет добра искал в патриархальном прошлом.

Восстание аль-Муканны в значительной мере инспирировалось крайними формами шиитской идеологии и подкреплялось социальными требованиями. Идеализируя прошлое, сторонники аль-Муканны представляли себе свободный общинный строй золотым веком всеобщего равенства и изобилия. Основной причиной зла они считали феодальную собственность на землю и стремились заменить ее собственностью общинной, то есть восстановить древние порядки, при которых их предки не страдали от власти землевладельцев и лихоимства сборщиков податей.

Таким образом в движении аль-Муканны сложно сочетались социальные, национальные и религиозные элементы. Но власти Багдада были склонны игнорировать социальные элементы, а в религиозных идеях видели в первую очередь угрозу господству династии и исламу, как со стороны претендовавших на власть Алидов, так и со стороны возрождающегося манихейства, элементы которого легко можно было обнаружить в проповедях аль-Муканны. Поэтому халиф начал поход против «зандака», которое понималось как манихейство, для чего учредил специальный суд или инквизицию «михну» (от глагола «махана» — «подвергать тяжелому испытанию»). Ранее обвинение в зиндикизме было предъявлено чиновнику и образованному литератору Абдаллаху ибн аль-Мукаффе. Ныне инквизиция обрушилась на Абу Убайдаллаха и других лиц с тем же обвинением.

МАЛЫШ у РС:
Насчет исмаилитов и Авиценны: Не могли бы Вы дать линк какой-нибудь. Я например до сих пор думал что его семья т.е. отец и мама (не люблю писать мать; мама красивее звучит) были просто шиитами, (возможно карматами, ибо при одном из саманидов нето Нух нето Мансур, ну тот который был в середине Х века, карматы были под протекцией.) С другой стороны интересно почему он не пошел В Египет к Фатимидам которы тоже были исмаилитами как никак, а жил при дворах иранских правителей.

В соответствии с доктриной двуплановости священного текста исмаилизм предполагал два уровня посвящения: во внешнюю, экзотерическую доктрину «захир» (общедоступное учение, известное рядовым членам секты), и во внутреннюю «батин» (эзотерическую, открывавшуюся только немногим, посвященным членам высших степеней). Каждому пункту внешней доктрины соответствовал разъяснявший его тайный смысл пункт внутренней доктрины, то есть внутренняя доктрина рассматривалась как истолкование внешней доктрины. Экзотерическая доктрина мало чем отличалась от имамитского шиизма, кроме пункта о том, что седьмым имамом был не Муса аль-Казим, а Мухаммад ибн Исмаил, после которого (в учении фатимидских исмаилитов) шли «скрытые» имамы, а после них фатимидские халифы-имамы. «Внешняя» доктрина сохраняла в качестве обязательных для всех исмаилитов низших ступеней почти все обрядовые и правовые установления шариата (молитвы, посещение мечетей, посты и т. д.). К «внешней» доктрине относилась и особая система фикха, разработанная шиитским законоведом Нуманом (умер в 974 г.).

Исмаилиты сформулировали свою макрокосмическую концепцию, которую именовали «истинной реальностью» (хакика). Это определение представляло собой исламизированную версию гностицизма (религиозно-философского учения первых веков христианства, соединявшего разнородные элементы неоплатонизма и неопифагореизма с христианскими догматическими положениями). Согласно учению исмаилитов, познание «истинной реальности», иными словами, Бога, «хикма» (греч. «гносис») есть результат «божественного призыва» (дава), который раскрывается обращаемому или уже обращенному исмаилиту по мере прохождения различных стадий испытания. Этот призыв исходит в виде откровения от истинной и целостной «духовной реальности» и обретает материальную или словесную форму. В учение исмаилитов входило и заимствованное из иудаизма и христианства представление о великой космической драме, в результате которой произошли вселенная и человек, совершилось грехопадение и которая должна завершиться конечным спасением. Согласно эзотерической доктрине исмаилитов, первопричиной всего сущего служит отождествляемый с Аллахом дух (идея), породивший эманационным путем (путем истечения творческой энергии божества) материю. По их представлениям, Аллах не имеет ни определенного образа, ни свойств и качеств и поэтому не может быть воспринят человеческим разумом.

Разработанная исмаилитскими теоретиками сложная религиозно-философская система эклектична, многие ее положения заимствованы из учений неоплатоников и гностиков и приспособлены к исмаилитской теологии. Однако элементы неоплатонизма исмаилиты усвоили не из сочинений Плотина, а из их позднейших версий, прошедших обработку у иудейских и христианских авторов. Подобно иудейско-христианским мистикам, исмаилиты восприняли из неоплатонизма понятия единства и множественности бытия видимого мира. В своей космологии они позаимствовали также неоплатоническую эманационную схему, которой они следовали, используя арабскую терминологию.

У фатимидских исмаилитов существовала разветвленная организация и семь степеней посвящения. Высшая политическая власть и духовное руководство принадлежало незначительному числу верховных учителей, якобы обладавших особенными способностями, позволявшими им понимать и воспринимать истинную суть вещей и явлений видимого мира и проникать умственным взором в мир невидимый. Для высших степеней исполнение законов шариата было необязательно. Совершенного познания можно достигнуть только путем признания «имама своего времени», то есть сделавшись исмаилитом. Среди исмаилитских проповедников (даи, мн. дуат), действовавших в Сирии в начале IX века, особенно активным был теоретик и практик движения Абдаллах ибн Маймун. Как и его отец, он был иранец родом из Хузистана и в прошлом зороастриец. Еще в Хузистане он объявил, что ведет свою пропаганду от имени «скрытого имама». Позднее он перебрался в Сирию, где создал пропагандистский центр исмаилитов в городе Саламия, откуда рассылал исмаилитских проповедников (дуат) по всему Халифату. Имя очередного исмаилитского имама и его местопребывание сообщалось только немногим исмаилитам высшего посвящения.

В конце IX века в исмаилитских кругах все надежды возлагались на незамедлительное появление махди в лице «возвратившегося» Мухаммада ибн Исмаила. Одному из наиболее усердных проповедников этой веры, даи из Ирака Хусайну аль-Ахвази в 875 году удалось вовлечь в это движение крестьянина из под Куфы по имени Хамдан Кармат, который и явился одним из основателей новой секты. Карматское движение возникло около 890 года и во времена халифа аль-Мутадида (892- 902) стало главной опасностью для аббасидской власти.

Глава карматов Хамдан Кармат и его главный сподвижник Абдан энергично действовали в районе Васита и Куфы. В 890 году Хамдан основал около Куфы свой главный центр, откуда «призыв» распространялся по всей плодородной части Южного Ирака; этот призыв возвещал скорое возвращение Мухаммада ибн Исмаила, который, наконец, установит на земле справедливость. В связи с приближающимся «концом света» исламский закон был объявлен аннулированным, о чем широко оповещалось.

Особенно успешной деятельность карматов была в Южном Ираке и в районе Бахрейна в Персидском заливе. В конце IX века Хамдан отправил в Бахрейн своего агента Абу Саида аль-Джаннаби, которому удалось образовать здесь карматское государство с центром в городе-крепости Хаджар, ставшим главным карматским опорным пунктом. Восточная Аравия стала плацдармом для набегов на соседние страны, из которых карматы возвращались с богатой добычей и пленными, обращаемыми ими в рабов. В 913 году аль-Джаннаби был убит одним из своих рабов, и власть перешла в руки его братьев, вокруг которых образовался своеобразный «совет старейшин», взявших на себя управление государством. Члены совета утверждали, что действуют от имени тайного главы секты, которого они именовали «сахиб аз-зухур» («носителем божественной манифестации»). Правители Бахрейна не признавали имамат фатимидских исмаилитов, которых обвиняли в убийстве Абдана. В 903 году карматы ворвались в Саламию и истребили семью самопровозглашенного исмаилитского имама Убайдаллаха, который сумел бежать в Египет.

Карматская пропаганда имела успех и в Южном Ираке в районе Басры, и среди бедуинов сирийской пустыни, где во главе движения стал некий Зикравайх со своими сыновьями. В 902 году карматы нанесли под Куфой поражение высланным против них халифским войскам, а в 903 году даже осадили Дамаск. Однако багдадским властям удалось справиться с карматами в Сирии, их главари были схвачены. После смерти Зикравайха в 906 году карматы появлялись в Сирии лишь эпизодически и большой роли не играли.

Опасаясь новых набегов карматов, вазир Али ибн Иса старался ладить с их главарями, но в 923 году карматы сумели захватить Басру и потребовали от халифа официального признания их господства в городе, что послужило причиной отставки вазира Али ибн Исы в Багдаде.

Карматы были разбиты в Ираке и в Сирии тюркскими гулямами, но они удержались в Бахрейне и даже на время захватили священный город арабов Мекку, увезли оттуда черный камень Каабы, который был возвращен позже за большой выкуп.

Глава карматов, Абу Тахир, приказал распились этот камень пополам и пользоваться двумя кусками, как подставками для ног в уборной. Лишь по настоянию главы всех исмаилитов, египетского халифа Мансура, «черный камень» был возвращен в Мекку за большой выкуп.

Было бы ошибкой отождествлять организацию карматов с населением Бахрейна: свободными крестьянами и ремесленниками, а также соседними бедуинами. Они были лояльны карматской общине, захватившей в 899 г. город Лахсу и удержавшей его после разгрома восстаний в Сирии и Ираке. Карматы платили за предоставленное им убежище тем, что не взимали с жителей налогов, бесплатно мололи их зерно на государственной мельнице, давали им пособия без процентов, не ограничивая тех в сроке возврата долга. Сами же карматы жили за счет военной добычи, прежде всего рабов, негров и абиссинцев, которые принадлежали не отдельным людям, а государству, причем предоставляли их жителям для отдельных работ в поле или в саду и для ремонта зданий.

Идеологическая система их была эклектична. Она состояла из весьма искаженных концепций Плотина, Платона и гностиков, дошедших до их вождей в очень неточных иудейских переводах, смешанных с чужими элементами.

Так, в середине Х в. оказалось, что в Саманидском эмирате исмаилиты занимают важные должности: военачальник саманидских войск в Хорасане, раис Бухары, сахиб хараджа (нач. фин. отдела), пославший фатимидскому халифу Кайму (934-946 гт) дотацию в 119 тысяч динаров. Исмаилитов особенно поддерживал эмир Наср II. Его сын Нух I (943-954 гг.) отрешил отца от власти, перебил захваченных исмаилитских вельмож с помощью тюркской гвардии, но при этом выяснилось, что верить можно только тюркам, которые по простодушию и необразованности были чужды гностической исмаилитской философии и мистике.

Честолюбивый Хасан Саббах, чиновник канцелярии султана Мелик-шаха, выгнанный за интриги, стал исмаилитским имамом. В 1094 г. ему удалось овладеть горной крепостью Аламут в Дейлеме и еще многими замками в разных местах Ирана и Сирии, а в 1126 г. сирийские исмаилиты приобрели крепость Баниас и десять других в горах Ливана и Антиливана.

Однако не крепости были главной опорой этих фанатиков. Большая часть подданных «старца горы» жила в городах и селах, выдавая себя за мусульман или христиан. Но по ночам они, послушные приказам своих да и, совершали тайные убийства или собирались в отряды, нападавшие даже на укрепленные замки. Мусульмане не считали их за единоверцев, и поэт XII в. рассказывает, что во время приступа его замка мать увела свою дочь на балкон над пропастью, чтобы столкнуть девушку в бездну, лишь бы она не попала в плен к исмаилитам. Попытки уничтожить этот орден были всегда неудачны, ибо каждого везира или эмира, неудобного для исмаилитов, подстерегал неотразимый кинжал явного убийцы, жертвовавшего жизнью по велению своего старца
________
Гумилёв Л.Н. «Тысячелетие вокруг Каспия».
http://kulichki.com/

ЕГИПЕТ ПРИ ФАТИМИДАХ

В 969 году исмаилиты завоевали Египет; характерно, что их армию сопровождали корабли с хлебом для голодающего населения Дельты. В манифесте к египтянам фатимидский главнокомандующий Джаухар писал об отмене несправедливых налогов, об установлении справедливости и о помощи угнетенным. Для борьбы с голодом было введено регулирование хлебных цен; купцов, спекулировавших хлебом, публично пороли плетьми.

Фатимиды облегчили налоговое бремя населения, ликвидировав злоупотребления при сборе налогов; в результате реформы, проведенной визирем Ибн Киллисом, «были схвачены за руки все чиновники и откупщики». Ибн Киллис ввел сложную систему многостороннего финансового контроля. По мнению некоторых специалистов, откупщики потеряли возможности для наживы и стали просто промежуточным звеном между налогоплательщиками и чиновниками. В итоге, налоги, уплачиваемые населением уменьшились, а доля откупщиков резко сократилась. Как отмечалось ранее, подавляющая часть земель Египта принадлежала государству, и с приходом к власти исмаилитов государственная экономика приобрела социалистический оттенок.

Государственному контролю была подчинена и ремесленная промышленность; любой товар отмечался государственным клеймом и продавался через посредство государственного маклера по установленной цене. В ткацком ремесле преобладали крупные государственные мастерские-мануфактуры, «тираз».

После исмаилитского завоевания к каждому из крупных чиновников был приставлен комиссар-«даи» из числа берберов, следивший за соблюдением «справедливости». Даи из числа сподвижников Абу Абдаллаха составляли наследственную касту, хранившую принципы исмаилистской веры. Они находились на содержании государства и вели активную пропагандистскую деятельность внутри страны и за границей. Государство Фатимидов имело идеологизированный, духовный характер; помимо агитаторов-даи оно содержало мечети и медресе, осуществлявшие функции идеологического воспитания и социальной поддержки.

Оценивая экономическое положение при первых Фатимидских халифах, специалисты пишут о резком подъеме благосостояния и о “невиданном процветании”.
________
http://www.distedu.ru/mirror/_hist/hist1.narod.ru/Science/Egipt/EgiptSV.htm

Исмаилиты тоже неоднократно претерпевали раскол. После смерти Мухаммада Ибн Исмаила часть исмаилитов сочли его последним, 7-м имамом и приняли название ‘семиричники’. В 890 г. они, под руководством Хамдана Кармата начали вооруженную борьбу против халифа ал-Мутадида. С тех пор их стали называть ‘карматы’. Наибольший успех карматы имели в Бахрейне, где в 899 г. основали свое государство. Их идеология основывалась на вере в приход махди. Они говорили: ‘Правда явилась миру, махди воскрес, власть Аббасидов, факихов, чтецов Корана и проповедников подходит к концу. Нечего больше ждать; мы пришли не для того, чтобы установить свое правление, а чтобы отменить закон’. Восток Халифата подвергся жестокому опустошению. Карматы относились к прочим мусульманам как к неверующим. В нач. 930 г. 600 всадников и 900 пеших карматов ворвались в Мекку во время паломничества и учинили там жестокое и бессмысленное избиение людей. Более 1000 человек были убиты прямо в ограде ал-Масджид ал-Харам, колодец Замзам был завален трупами. Разграбление Каабы и похищение ‘черного камня’ в должны были продемонстрировать, что бог больше не поддерживает ортодоксов. Только через двадцать лет Бахрейн вернул ‘черный камень’ Мекке за большой выкуп. Карматское государство в Бахрейне со столицей в Лахсе сохраняло свою независимость до середины XI в. Насир Хосров оставил подробное описание его в своей книге ‘Сафар-наме’. Совет из шести старейшин ведал делами общины, имущество было общим, доходы делились поровну. Ростовщичества там не было, все жители могли получать от государства беспроцентные ссуды, султанская мельница задаром молола зерно всем желающим, ремонт домов также осуществлялся бесплатно. Этот ‘коммунизм’ обеспечивался грабежом соседних территорий и трудом 30 тысяч негров-рабов. У гробницы основателя карматского государства денно и нощно стоял оседланный конь, чтобы он мог тотчас вскочить в седло, когда воскреснет.

Те из исмаилитов, кто продолжал признавать потомков Мухаммада Ибн Исмаили имамами, в конце X в. захватили власть в Египте. Их стали называть фатимидскими исмаилитами.

Замок Аламут оседлал отвесную скалу высотой более 200 м. Вся крепость длиной 400 м и несколько шагов шириной, она кажется естественной горной стеной, ослепительно белой при палящем солнце и багровой на закате. Самый доступный скон представляет собой осыпь камней, на которую до сих пор не могут подняться археологи. Внутри скалы была крутая лестница, для защиты которой достаточно было одного воина. Наверху есть источник с пресной водой. Это была недоступная цитадель, ‘пробраться в которую можно было только верхом на орле’. Там жил Хасан Ибн ас-Саббах, окруженный фидаинами, повиновавшимися ему беспрекословно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *