что значит звездочка в расписании автобусов
Новые номера маршрутов
Как менялась маршрутная сеть и нумерация в последние годы
Маршрутная сеть постоянно меняется, особенно последние 10 лет. С расширением города появлялись новые маршруты, менялись старые. Когда граница Москвы совпадала с МКАДом, в городе существовала простая нумерация: маршруты с номерами 1–299 и 600–899 были городскими, а с номерами 300–599 — пригородными.
В середине 2016 года в Москве исчезли маршрутки, их заменили сотни новых городских маршрутов, которым потребовались новые обозначения. Многие из них получили номера в диапазоне 300–499.
Позже в центре Москвы появилась «Магистраль», она соединила центр с другими районами прямыми и быстрыми маршрутами. В номерах маршрутов стали использовать букву «м», например, м1 от Сокола до Ленинского проспекта.
С 2018 года в городе работают электробусы. Нумерация автобусных и электробусных маршрутов стала общей, и потому снова потребовались новые номера.
Почему городу нужны новые номера?
Номера маршрутов, которые сейчас есть в городе, сложились исторически и давно не менялись. Новым маршрутам присваивают новые номера или освободившиеся номера отменённых маршрутов.
Если вы давно живёте в районе, то уже запомнили номера нужных маршрутов, но если оказываетесь в другой части города, номера перестают о чём-либо говорить: в них нет никакой логики. Чтобы сориентироваться, нужно заходить в интернет или спрашивать других пассажиров. Такие номера без логики сложно запоминать.
При обновлении маршрутной сети мы решили заняться и нумерацией. Новая нумерация разработана на основе международного опыта и даёт больше информации, чем старая. Теперь по номеру маршрута можно будет узнать его направление и примерный интервал движения.
Международный опыт нумерации маршрутов
Во многих городах используют систему нумерации по секторам. Город условно разделяют на части, каждой из них присваивается своя цифра. Эта цифра фигурирует в номерах маршрутов и указывает на принадлежность маршрута конкретной части города. Такая система нумерации помогает проще ориентироваться в городе и узнавать направление маршрута и примерный интервал движения на нём.
В Нью-Йорке районы обозначают буквами, которые добавляют перед номером: Qx — Квинс, M — Манхеттен и так далее.
В Сеуле районы маркируют цифрами и, если маршрут проходит между двумя районами, то цифры обоих отражаются в его номере: маршрут 6514 начинается в зоне 6, заканчивается в зоне 5, а его порядковый номер 14.
В Берлине средняя цифра в номере обозначает зону обслуживания.
Новые номера маршрутов в Москве
Мы выбирали, какая цифра должна обозначать зону в Москве: первая или вторая.
Чтобы определиться, провели исследование, где показывали людям схемы маршрутов с разной нумерацией. Оказалось, что обозначение зон по первой цифре понятнее всего. За это проголосовало 88% участников.
Основываясь на международном опыте, новые номера маршрутов подсказывают пассажирам две вещи: интервал и район.
Как выбирали номера и буквы для новых маршрутов автобусов?
Как выбирали номера и буквы для новых маршрутов автобусов?
Номер и направление — это самая важная информация выборе автобуса. Так мы понимаем, что садимся на нужный маршрут и едем в нужную сторону.
Однако номера московских маршрутов сегодня — это случайные числа. Их выбор напоминает работу игрового автомата.
Вместе с международными экспертами наша команда проанализировала автобусные системы Европы, Австралии и Азии. Эта работа стала основой для новой навигации на автобусах Москвы.
Номер маршрута в других городах — это дополнительная подсказка о трассе или интервале
В Копенгагене маршруты с коротким интервалом обозначают буквой «А», а экспрессы в пригород — «S».
В Сиднее по первой цифре можно понять, в каком районе работает автобус. Например, автобусы 300-399 ездят на востоке города.
В Берлине маршруты с коротким интервалом обозначены буквой «M», экспрессы — «X», а цифра посередине обозначает район. Например, в районе Шпандау у всех автобусов есть цифра «3»: М37, Х37, 137 и 337.
Номера маршрутов в Москве сейчас рандомные
экспресс-автобусы легко перепутать с обычными
по одной улице едут разные маршруты с одним номером
используются символы, не понятные носителям латиницы
Теперь отличить экспресс-автобусы будет проще от обычных
Часть экспрессов сегодня обозначаются номерами 901-911, а номера других ничем не отличаются от обычных автобусов: м7, 144, 400э, 433 и 858. В новой сети маршрутов мы выделяем экспрессы буквой «е».
Каждому маршруту — уникальный номер
Сейчас через Таганскую площадь ездят автобусы т27 и м27, а через Ленинский проспект — м4 и т4. Некоторые пассажиры путаются и садятся не на тот маршрут. Поэтому в новой сети номера не повторяются.
Как обычно описывают свою поездку пассажиры и т27, и м27
Новые номера — понятны не только местным, но и туристам, экспатам
По данным Википедии, кириллицу используют приблизительно 250 миллионов человек, а латиницу — более 2 миллиардов.
Мы используем только общие буквы для кириллицы и латиницы, например, «е» или «к».
Как узнать интервал по номеру автобуса?
В новой сети все маршруты поделены на три категории от частых к редким: магистральные, районные и социальные. Эти категории теперь легко определить по букве в номере маршрута.
Что означает звездочка у номера поезда?
Звездочка возле номера поезда в проездном документе (билете) говорит о том, что поезд на промежуточной станции меняет свой номер, вернее четность, например № 177 на № 178. Это делается из-за специфики системы «Экспресс», которая выдает билеты и оперирует с номерами поездов, которые меняют по своему ходу следования номер/четность.
Раньше кассиры вручную ставили пометку на билете, чтобы пассажиры не путались при объявлении посадки на поезд с изменившимся номером.
Звездочка означает, что поезд меняет свой номер. Вот я села в 49 поезд, а приехала 50 поездом. Люди, которые покупали билет на поздних станциях, имели в номере поезда цифру 50 и звездочку, а в моем билете было 49.
Станица Боковская небольшой поселок-сельский районный центр расположена на крайнем северо-востоке Ростовской области. Ближайшая железнодорожная станция Обливская находится в ста километрах от Боковской, а ближайший город Миллерово в ста сорока километрах, областной центр-Ростов-на-Дону и того дальше-340 километров. Но добраться в Боковскую можно без проблем, каждый день из Москвы в станицу ходит прямой автобус, он называется Москва-Вешенская, на нем и можно доехать до Боковской и обратно. Отправляется автобус с московского автовокзала «Южные Ворота» в семь (девятнадцать) часов вечера, а утром в восемь часов вы будите на боковском автовокзале. Цена билета вам обойдется в 1700 рублей. Так что быстрее и дешевле из Москвы в станицу Боковскую можно добраться на комфортабельном рейсовом автобусе. Всем добро пожаловать в шолоховские места. В Боковской живут потомки казаков-чирцов, о которых неоднократно упоминается в романе Шолохова «Тихий Дон», это донские казаки, а Чир, это река-правый приток Дона.
«Какая-то диверсия, честное слово». Зачем в Москве поменяли 200 автобусных маршрутов и что теперь делать. Инструкция
Что случилось?
В Москве поменяли 200 автобусных маршрутов: теперь у них другие номера, а у некоторых — новые траектории движения. Для удобства маршруты разделили на три группы:
По другому стали называться и остановки. В Департаменте транспорта это объяснили тем, что во многих названиях упоминались объекты, которых больше нет. Например, одна из остановок в Зябликово называлась «Госсанэпиднадзор» (так организацию перестали называть еще в 2004 году), а теперь будет — «Роспотребнадзор». Некоторые остановки «пропали» — их «перераспределили» по городу так, чтобы добираться до них было удобно большему числу людей.
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»
Как найти свой маршрут?
Еще одно важное нововведение — Москву поделили на девять секторов. Как это поможет ориентироваться, попытался объяснить замруководителя Дептранса Алексей Митяев: «У тебя есть сектор № 1 — давайте возьмем какой-то один район. В нем все автобусы начинаются на цифру 1. Магистральные и экспресс-маршруты — двузначные. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126». Он добавил, что раньше номера автобусам присваивали «в хаотичном порядке», поэтому в нумерации «отсутствовала система».
Зачем все это нужно?
Проект «Магистраль», в рамках которого меняют маршруты, запустили еще в 2016 году. Главная его цель, как объясняют в Дептрансе, сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться по городу «быстрее и предсказуемее»: « Строятся новые дома, меняется инфраструктура района, открываются новые социальные и другие точки притяжения выделенные полосы, чтобы на общественном транспорте люди не стояли в пробках ». Благодаря нововведениям время в пути сократится на 30–40%, а ходить транспорт теперь будет строго по расписанию, обещают в ведомстве.
Как на нововведения реагируют пассажиры?
Москвичам «реорганизация движения» не понравилась. Одни делятся в соцсетях историями опозданий, другие шутят о том, как старые маршруты отображаются на «Яндекс.Картах»:
Больше всего возмущены те, чьи автобусы или остановки просто «пропали». В комментариях под постомДептранса о новых маршрутах есть, например, такие комментарии:
Замруководителя Дептранса Алексей Митяев считает, что эмоции людей понятны, и добавляет, что запустить проект полностью московские власти планируют уже к середине 2022 года.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
За что автобусам дают звезды
Для производителей автобусов дальнего следования понятие комфорта никогда не было абстрактным. Но чуть более 30 лет назад была введена единая классификация оснащения пассажирских машин. Подобно отелям уровень комфорта приравняли к звездам: чем их больше, тем лайнер лучше. И если первые два уровня оснащения анонсировать на кузове автобуса не принято, трех-, четырех- и пятизвездные символы перевозчики охотно наносят на боковины и кормовую часть. Это своего рода реклама. При этом вводить туристов в заблуждение не принято: опытные пассажиры легко распознают обман. Итак, посмотрим, за что автобусам дают звезды.
В программе присвоения звезд пассажирским машинам участвуют около 500 производителей автобусов, от крупных компаний до небольших кузовных ателье. Программа называется Gutezeichen RAL Buskomfort. Критерии «звездности» были разработаны специалистами немецкого института защиты и маркировки Deutschen Institut für Gütesicherung und Kennzeichnung (RAL). Главным критерием выбран комфорт и удобство посадки, а также свобода перемещения ног, определяемая компоновкой кузова и размещения кресел. Наряду с этим важнейшим параметром признан угол наклона спинки сиденья: больше угол – выше класс. Дополнением к базовому показателю служат сервисные возможности лайнера. Звезды присваивают за наличие туалетной кабины, бортовой кухни, климатической установки.
Классификация подтверждается ежегодно сертификационной организацией вроде TÜV или DEKRA. Самостоятельно эти звезды на лайнеры никто не вешает – критерии и правила для всех одни. Расстояние между сиденьями меряется в горизонтальной плоскости на уровне 620 мм от поверхности пола (контрольный параметр А). И на этом же уровне определяется толщина спинки кресла (контрольный параметр В).
Метод замера расстояний определяется по европейскому правилу 2001/85/EG. По нему туристский лайнер класса трех звезд должен предоставлять интервал между креслами рядов на расстоянии 68 см. Для пассажирских машин уровня четырех и пяти звезд к этому значению нужно прибавить соответственно 6 и 13 см. Для автобуса класса «3 звезды» толщина спинки сиденья должна быть не меньше 3 см, а для «4 звезды» и «5 звезд» – 4 см и 5 см соответственно.
Читайте также:
Стандартный класс ★
Автобусы для коротких поездок
Эти пассажирские машины оснащают микрофонами для экскурсовода и объявлений водителя. В них имеется радиоподготовка и, как правило, бортовая автомагнитола. Оснащение предусматривает наличие централизованного обогрева, вентиляции и ночного освещения. Кресла не выдвигаются в проход и не имеют подлокотников. В общем, уровень комфорта минимальный.
Туристский класс ★★
Автобусы для непродолжительных экскурсий
В дополнение к оснащению автобусов стандарт-класса имеются противосолнечные шторы на боковых окнах. Остекление одинарное. Есть открытая багажная полка для личных вещей из расчета 15 л на каждого пассажира. Кресла тоже без подлокотников и без подставок для ног, без развитых подголовников и ручек, за которые можно держаться. Сиденья центрального прохода не имеют механизма выдвижения в сторону.
Комфорт-класс ★★★
Автобусы для комфортабельных туров
Расстояние между креслами 68 см, толщина спинки сиденья 3 см. Кресла с подлокотниками и подставками для ног, спинки оборудованы откидными столиками, подголовниками и ручками. Автобус с двойным остеклением, кондиционером и лампами для чтения. Обязательно наличие туалета с рукомойником. Возможно наличие кофе-машины или аппарата для разогрева полуфабрикатов.
Первый класс ★★★★
Автобусы для длительных путешествий
Расстояние между креслами 74 см, толщина спинки сиденья 4 см. Оборудование такое же, как на лайнерах класса «3 звезды», но число мест в салоне меньше за счет увеличенного расстояния между сиденьями. Кресла внутреннего ряда смещаются в проход. Обязательно наличие встроенного холодильника, места гида или второго водителя. Возможна встроенная мини-кухня, гардероб и другое оборудование.
Класс «люкс» ★★★★★
Автобусы для поездок с максимальным уровнем комфорта
Расстояние между креслами 81 см, толщина спинки сиденья 5 см. Самый высокий уровень оснащения с максимальным пространством для отдыха пассажиров. Наибольший угол наклона спинки кресла, лучшая система индивидуального освещения и кондиционирования воздуха, большие багажные отсеки. Идеальное транспортное средство для взыскательных путешественников.