дацан в чите на богомягкова астролог
Читинский дацан (Дамба Брайбунлинг)
Дамба Брайбунлинг — культовое сооружение Читы. Этот монастырский комплекс занимает важное место в религиозной жизни Забайкальского края, где проживает огромное число последователей буддизма.
Читинский дацан открыт для представителей всех конфессий, здесь всегда рады гостям и готовы выслушать каждого. Туристам дацан интересен как памятник архитектуры и место, где можно приобщиться к удивительной культуре, познакомиться с традициями и философией буддизма.
История Читинского дацана
Дамба Брайбунлинг в Чите был освящен и официально открыт 15 августа 2010 года, но этому событию предшествовала долгая история.
Известно, что первый дацан, а точнее молитвенный дуган, появился в Чите в 1899 году. Располагался он в центре города, там где сегодня находится парк ОДОРА. Несмотря на то, что строительство спонсировали верующие, а проект создавали ламы Гусиноозерского дацана, сооружение выполняло скорее просветительскую функцию, а не религиозную. Официально здание, стилизованное под дуган, считалось выставочным павильоном краеведческого музея. В нем размещалась богатейшая в России коллекция предметов, посвященная буддизму.
В январе 1914 года постройка сгорела и долгие годы буддийская община Читы оставалась без дацана. О возведении нового культового сооружения начали говорить в 1994 году, но местные власти выдали разрешение на строительство лишь спустя 7 лет. Еще год ушел на выбор участка и подготовительные работы. И наконец в 2002 году был заложен первый камень Читинского дацана.
Перебои с финансированием затянули реализацию проекта почти на 8 лет, но все же Дамба Брайбунлинг удалось достроить. Открытие святыни стало настоящим праздником. В церемонии принимал участие духовный лидер российских буддистов — Хамбо-лама Аюшеев, а на городском ипподроме провели соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки.
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильный квадрат, площадью 108 на 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму смог совершить священный обход и другие традиционные для буддистов ритуалы.
Дамба Брайбунлинг окружен высоким забором, вход осуществляется через главные ворота. От них до храма протянуты гирлянды разноцветных треугольных флажков с надписями. Они называются хии-морин, или «кони ветра». Считается, что ветер шевеля флажки разносит вокруг благие пожелания.
Сразу от ворот вошедший в Читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония подразумевает обход территории слева направо, согласно движению Солнца, нечетное количество раз.
Первыми на пути появляются беседки с молитвенными барабанами которые следует вращать. Прокручивание барабанов с мантрами заменяет многократное прочтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен располагаются кафе национальной кухни и жилые домики для администрации и обитателей дацана.
Далее взору открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. По соседству с юртой находится ступа в виде остроконечной беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят вокруг, но в Читинском дацане в нее можно войти и оставить подношение.
Священный обход заканчивается у главного храма — великолепного образца старинного бурятского зодчества. Специалисты утверждают, что внешне дацан очень похож на сгоревший в 1914 году дуган. Он также имеет три яруса, черепичную крышу и обильно украшен деревянной резьбой, покрытой яркими минеральными красками. Внешний декор святыни наполнен символизмом. В центре композиции — дхармачакра — символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в Читинский дацан установлена курительница для благовоний. Возле нее часто оставляют подношения (продукты или деньги).
Внутри обители прихожанам также следует совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи пускают только монахов. Главная святыня Дамба Брайбунлинга — алтарь с 2-метровой статуей Будды. Золоченая фигура дополнена портретом Далай-ламы XIV, малой скульптурой Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленным декором.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно совершаются хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в сложных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в астрологии и врачевании.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Дамба Брайбунлинг открыт ежедневно, от восхода до заката солнца. С раннего утра желающие попасть на прием к ламам выстраиваются в очередь у домиков. Время общения не лимитировано, разговор длится столько, сколько потребуется для решения вопроса.
Службы в храме проходят по расписанию. Ознакомиться с ним можно на официальном сайта Читинского дацана.
Правила посещения
Перед визитом в дацан следует изучить несколько правил. Одно из них касается внешнего вида. Как женщинам, так и мужчинам, следует выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, майки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется надевать брюки. При входе нужно снять головной убор, разуться или надеть бахилы, стараться думать о хорошем.
На территории двора запрещено курить, ругаться, распивать алкогольные напитки, мусорить, целоваться и обниматься, кричать, переходить дорогу ламам, трогать подношения, указывать пальцем на алтарь и проч. Полный свод правил Читинского дацана доступен по ссылке.
Как добраться
Дамба Брайбунлинг находится в Центральном районе Читы. Точный адрес: улица Богомягкова, 72. Прямо у главных ворот располагается остановка «Госпиталь ветеранов», где ходят автобусы № 9, 30, 41 и маршрутки № 3, 26, 28, 38, 47, 136.
Остановочных комплексов нет, чтобы не проехать остановку предупредите водителя или кондуктора.
Главные ворота дацана и парковка на google-панораме:
Добраться до святыни быстро и с комфортом поможет такси. В Чите работают известные компании Maxim, Яндекс Go и Gett.
Читинский дацан – место, где обретаешь гармонию души
Открыт Читинский дацан, получивший название «Дамба Брайбунлинг», был семь лет назад. Дословно с тибетского его название переводится как «место, где собран рис учения Будды». То есть место, где собрано все святое, и где люди могут приобщиться к учению Будды.
До этого в Забайкалье никогда не было буддийского дацана. Однако в 1899 году в саду имени Жуковского, в настоящем это парк ОДОРА, был построен дацан-музей «Буддийский культ». Официально он считался выставочным павильоном, возведенным в рамках Сельскохозяйственной и промышленной выставки, и никогда не был действующим. Построен он был для того, чтобы разместить в одном месте предметы буддийского культа, поступившие в городской краеведческий музей. В коллекции было 1625 предметов, и она считалась не только лучшей в России, но и в мире. В 1914 году модель дацана сгорела при невыясненных обстоятельствах. С тех пор религия в нашей стране претерпела неоднократные гонения, и начала возрождаться только во второй половине 20 века.
Об идее строительства читинского дацана заговорили еще в 90-х годах, но получить согласие на постройку и поддержку местных властей удалось только в 2001 году. Долго выбиралось место для возведения святыни. Было предложено несколько вариантов, и ДидХамбо лама по Забайкальскому краю Цырен-лама даже проводил гадание Мо, бросая буддийские кости, которые показали, где наиболее благоприятная территория. Так было решено расположить дацан на улице Богомягкова, 72, в центре города, но вдали от шума и суеты, среди ароматных и величественных многовековых сосен. Летом 2002 года был заложен первый камень строительства. Позже роль сыграли финансовые трудности, и лишь 15 августа 2010 года состоялось официальное открытие «Дамба Брайбунлинг». В этот день его освятил Хамбо Лама – глава буддизма в России.
Территория дацана представляет собой идеальный квадрат 108 на 108 метров. Это не просто число, оно несет сакральный смысл. К примеру, буддийские четки имеют 108 бусин. Посетителей встречают ворота с остроконечной крышей, напоминающей китайскую архитектуру. В центре ансамбля стоит квадратное здание молитвенного храма. Это место прославления и проповедования учения Будды. Здесь регулярно проходят буддистские молебны-хуралы.
Астролог Читинского дацана Радна Лама рассказал, что главный храм «Дамба Брайбунлинг» был построен по образцу того самого сгоревшего в прошлом веке дацана-музея. Он также имеет три яруса, резные элементы, черепичную крышу. Кстати, три этажа храма символизируют три сущности Будды: Ум, Слово и Тело. Но современный дацан получился уникальным за счет того, что здесь старинное бурятское зодчество сочетаются с передовыми технологиями. Архитектурный комплекс снабжен всеми коммуникациями: теплом, электричеством, водой. Радна Лама говорит, что в других дацанах такое сделать просто невозможно, так как они обычно находятся за пределами городов.
В центре храма дацана восседает в позе лотоса двухметровая и двухсоткилограммовая позолоченная статуя Будды Шакьямуни, ее доставили сюда из Улан-Уде. Также бурятскими мастерами были сделаны чугунные фигуры львов и жертвенная курительница весом 800 килограммов. Хотя буддизм мирная религия, но львы и позолоченные драконы на крыше – это защитники от злых сил. Статуи и курительница стоят перед центральным входом в храм. Походя мимо их, всегда чувствуешь едкий, но сладковатый запах дыма. Над входом возвышается золотое «Колесо учения» окруженное двумя ланями. Колесо символизирует солнце, восемь спиц – это Восьмеричный, ведущий к прекращению страданий. А лани по преданию были первыми слушателями Будды.
В архитектуре «Дамба Брайбунлинг» много ярких красок, которые создают праздничное и радостное настроение. Если присмотреться, то вокруг можно увидеть три стиля: классический тибетский, бурятский и русский. Даже в этом есть символ того, что дацан создан для объединения всех людей. Работа над святилищем была очень кропотливой: проделывались чеканка по латуни, резные работы по дереву. Роспись по дереву выполнялась долговечными минеральными красками. Каждый символ росписи имеет свое значение.
Вокруг центрального здания расположились небольшие желтые домики, в которых живут ламы. Среди них есть астрологи, лекари, которые могут не только лечить травами и предсказаниями, но и оказать квалифицированную помощь. Каждый день к домам лам выстраиваются очереди людей, желающих поделиться своими переживаниями и получить совет. Сейчас на территории дацана проживают восемь лам.
На самом деле, забайкальцы, независимо от вероисповедания, в любой трудной ситуации приходят в дацан, чтобы попросить высшие силы о помощи. Для этого достаточно совершить некоторые обряды. В первую очередь, оказавшись на территории святыни, необходимо выполнить обряд гооро – поклонение матери Земле. Для этого нужно обойти периметр дацана по ходу часовой стрелки – по движению солнца. На своем пути вы встретите разнообразные молитвенные барабаны — мани хурды, в которых нанизаны мантры. Для улучшения кармы необходимо вращать эти барабаны по часовой стрелке. Одно вращение соизмеримо со 100-кратным произношением молитвы. Этот обряд очищает не только вас, но и ваших близких. Также вы увидите остроконечные ступы – субурган. На них ни в коем случае нельзя класть деньги, рис и другие подношения, достаточно поклониться и обойти вокруг.
Перед входом в молитвенный храм необходимо соединить ладони, согнув большие пальцы внутрь. Таким образом, из своих рук вы получаете что-то похожее на цветок лотоса, внутри которого находится трон Будды. Именно туда надо нашептывать свои прошения. Причем в буддизме не принято просить за себя. В помещении храма, поражающего яркими красками убранства, также необходимо двигаться по направлению солнца. В знак почтения снимите головной убор. При выходе пятьтесь спиной. Женщине не следует приходить в храм в брюках. На выходе можно заказать молебен за здравие и благополучие, указав не только свое имя, но и всех близких. И это далеко не все обряды дацана.
Радна Лама успокоил тем, что если вы незнакомы с обрядами – это не так страшно: «Незнание не наказуемо. Желательно, конечно, подковаться какими-то знаниями. Можно найти информацию в Интернете или спросить у нас».
Для людей незнакомых с буддизмом, посещение «Дамба Брайбунлинг» станет настоящим экзотическим путешествием, которое откроет для вас новые мысли и архитектурные формы. На территории дацана можно посетить кафе и отведать наивкуснейшие буузы – традиционное бурятское блюдо.
Помните, перед посещением дацана нельзя употреблять алкоголь, курить, сквернословить. И лучше всего избавиться от дурных мыслей.
Читинский Дацан
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
Дулма Баирова запись закреплена
Расписание хуралов (молебнов) на ноябрь месяц (первый зимний месяц-желтоватая свинья) в Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг»
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Во главе с Дид-Хамба ламой по Забайкальскому краю Цырен лама Дондугбаевым были в Читинском дацане и гости посетели музеи г. Читы. Съездили в Агинский дацан и Цугольский дацан.
Во все времена буддисты России и Индии были в самых дружественных отношениях, поддерживали культурную и религиозную связь, что доказывает посещение нынешней делегации.
После посещения Москвы, С-Петербурга, Калмыкии, Тывы, Иркутска и Бурятии делегация приезжала с двухдневным визитом в Забайкальском крае.
Дулма Баирова запись закреплена
ПАДМАСАМБХАВА О БОЛЕЗНЯХ
Что касается очищения таких препятствий, как телесные недомогания и болезни, то здесь имеется пять моментов:
• место пребывания болезни,
• причина проявления болезни,
• способствующие этому обстоятельства,
Показать полностью.
• созревание болезни и
• способ ее излечения.
Пять составляющих болезни
Во всякой болезни присутствуют такие пять составляющих:
• скрытая основа, неблагая карма как причина,
• клеши как обстоятельства,
• рассудочное мышление как связующее звено,
• ветер как завершающий, всё объединяющий элемент, а
• боги и демоны как элемент поддерживающий.
Сходным образом,
• семя гнева как причина
• пробуждается обстоятельством сильного гнева и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Всё это приводит к расстройству «ветра, распределяющего огонь»,
• что лишает тебя защиты от злых духов мужского рода,
а следствием становится болезнь жара.
• Семя неведения как причина
• пробуждается обстоятельством сильного проявления неведения и
• связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «равнопребывающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от злых «духов земли»,
а следствием становятся болезни бекен (слизи).
• Семя зависти как причина
• пробуждается обстоятельством сильной зависти
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «ветра, поддерживающего жизнь»,
• что лишает тебя защиты от класса цен,
вследствие чего возникают недуги, связанные с болями.
• Семя гордости как причина
• пробуждается обстоятельством сильного самодовольства
• и связующим элементом рассудочного мышления.
• Это вызывает расстройство «всепроникающего ветра»,
• что лишает тебя защиты от класса гялпо,
вследствие чего возникают болезни опухолей.
(Пятое) Способ излечения
В первом случае:
• Не принимай ни единой дозы лекарства.
• Не произноси ни единого звука молитв ритуала исцеления.
• Не считай болезнь ни пороком, ни достоинством.
• Оставь ум в спонтанном и естественном состоянии.
• Полностью предоставь ему пребывать в свободном от мыслей естественном состоянии простоты.
Благодаря этому пресекается поток рассудочного мышления, возникает свободная от мыслей пробужденность и болезнь устраняется. Болезнь и мысль освобождаются одновременно.
Иначе говоря,
• в качестве подготовки не гонись за болезнью,
• в качестве главной части не усугубляй болезнь, а
• в завершение не привязывайся к ощущению себя больным.
Благодаря этому избавишься от старой болезни и оградишь себя от новых.
Во втором случае, где дело касается изгнания и медитации, есть три части:
• преобразование напастей,
• прямое отсечение и
• уравнивание.
В первой части относись к болезни с благодарностью, постоянно возвращаясь к мысли: «Как прекрасно, что благодаря тебе, болезнь, я могу отсечь представления о демонах!» Пусть ум твой будет радостен. Ешь то, что вредит болезни и поступай ей наперекор.
Затем съешь свежего «твердого благовония», еще теплого, но уже без пара. Выпей теплого, дымящегося «жидкого благовония». Благодаря созерцанию праны болезнь верхней части тела выходит наружу с рвотой, а болезнь нижней части выходит через кишечник. Такой процесс изгнания болезни есть лекарство отсечения.
Что касается второй части, прямого отсечения, сделай безмятежное лицо и перестань ныть. Мысленно отсеки прямо все тревоги, надежды и страхи, выражающиеся в таких мыслях: «Что мне делать, ведь я так болен и слаб, а вдруг я умру?» Полностью презрев все эти тревоги, отбрось их подальше.
Третья часть, уравнивание. Как только несчастья возникнут, следует использовать их как путь. Проясни осознанность и напомни себе о духовной практике. Не медитируй, визуализируя какое-то средство от болезни, и не применяй никакого ритуала исцеления и медицинского лечения, а вглядись в того, кто чувствует себя больным! Благодаря пребыванию в таком непрерывном состоянии, переживание, возникая, исчезает само собой, а когда происходит реализация, она возникает как способность пустоты познавать. По крайней мере, тебе не придется страдать от мысли, что ты болен.
В третьем случае: что касается метода визуализации, зароди бодхичитту, прими позу со скрещенными ногами и представь, что ты йидам.
• В своем сердечном центре представь синий ХУМ размером с ячменное зерно.
• Если речь идет о болезни сердца, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит белый ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по верхней части твоего туловища. Он полностью вытягивает все болезни, как магнит собирает иголки. Выйдя через макушку, он исчезает в пространстве. Представляя это, подтягивай ветры вверх.
• Если речь идет о «болезни холода», представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит красный ХУМ размером с ячменное зерно и кружит по нижней части твоего тела. Представляй, что, выйдя через нижнее отверстие, он исчезает в центре земли.
• Если страдаешь болезнью рук и ног, например, нарывами или опухолями, представляй в месте, где гнездится болезнь, черный ХУМ. Представляй, что он собирает всю болезнь и выводит ее через нарыв или через кончики пальцев.
• При болезнях, диагноз которых неизвестен, представляй, что из ХУМ в сердечном центре выходит синий ХУМ. Он собирает всю болезнь по всему телу и исчезает в воздухе, выходя через ту ноздрю, через которую происходит выдох.
Дулма Баирова запись закреплена
Не считайте ни одно живое существо своим врагом: это всего лишь заблуждение вашего ума. Не добывайте еду и питье обманом и ложью. В этой жизни вы набьете брюхо, а тяжесть ощутите в будущей.
Не занимайтесь делами ради наживы и барышей: обычно это только отвлекает и себя, и других. Не придавайте значения богатству, потому что оно враг медитации и практики Дхармы.
Если вами овладеет самодовольство, ваши заслуги уменьшатся, поэтому отбросьте заносчивость и высокомерие. Если вас постигнет разочарование и одолеет уныние, будьте сами себе утешителем и советчиком. Вернитесь на путь.
Если вы хотите по-настоящему практиковать Дхарму, руководствуйтесь добродетелью даже в самом малом. Откажитесь от дурного, даже в самом мелком поступке. Огромный океан складывается из капель воды, и даже гора Сумеру и четыре континента состоят из мельчайших атомов.
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Бэлигтэ Мункуев запись закреплена
Запись и пожертвования производятся по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
г. Чита, ул. Богомягкова, 72.
Читинский Дацан запись закреплена
Далай-лама
Далай-лама. Как обрести покой ума
Мы, люди, все хотим быть счастливыми. Его Святейшество Далай-лама уверен, что ключ к счастью — это обретение покоя ума. В этом коротком ролике он рассказывает, как разрушительные эмоции нарушают наш внутренний покой и что надо делать, чтобы его сохранить.
Нашла интересную статью о Хамба-ламе Калмыкии, почитайте, если интересно, ссылку оставлю
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
БУРЯТСКИЕ БЫТОВЫЕ ЗАПРЕТЫ
— Нельзя лежать, спать, вытянув ноги в сторону божницы и очага.
— Нельзя наступать на упавшую шапку или переступать через нее. Также не переступают через вещи, особенно через книги. Книги, различные буклеты и календари с изображением Будды и Бодхисаттв помещают на верхних полках (выше пояса).
Показать полностью.
— Нельзя бросать в огонь мусор, заливать водой. Это может разгневать и Духа огня и Духа воды. При тушении остатков мусора со двора или огорода надо капнуть в воду молоко.
— Нельзя рубить топором что-либо у огня. Считается, что так топор рубит голову огню.
— Часто можно видеть, как «умные» водители моют свои машины рядом с озером, рекой, когда грязная вода обратно стекается в водоем. Гнев Духа воды Лусуд Хана бывает жестким и неизбежным. Человека начнут преследовать болезни, неудачи.
— Помните о том, что человек почти на 80 процентов состоит из воды, так что Лусуд Хану ничего не стоит «поймать» таких нерадивых водителей, — всех тех, кто загрязняет водоемы. Женщинам в определенные дни не стоит купаться.
— У целебного источника, «аршана» нельзя мыть грязные вещи, плеваться.
— Нельзя убивать животных для своего удовольствия, без нужды рвать растения и цветы, рубить деревья. Нельзя срубать одиноко стоящее дерево в степи или в лесу. Обычно внутри таких деревьев живут разные духи. Понятно, что оскорбившись, они могут навредить человеку.
— На охоте запрещается убивать животных с детенышами, а также беременных самок.
— Запрещается убивать змей. Считается, что змея является хозяином различных невидимых духов, поэтому духи могут разгневаться и отомстить обидчику.
— Нельзя давать детям спиртное. Детский организм ответит стрессом и болезнями.
— Нельзя заставлять других пить спиртное. Раньше такое давление на гостей приравнивалось к оскорблению. Нынче, похоже, все в порядке вещей. Хозяева начинают давить, приговаривая: «Если уважаешь – выпьешь», «Зло не оставляй» и так далее.
— Когда приходит гость, при нем не производят уборку, не выносят мусор.
— Заходя в дом, нельзя наступать на порог. На пороге также запрещается сидеть, стоять, разговаривать.
— Нельзя заходить в гости с пустой посудой. В крайнем случае, на крышку или в саму посуду кладут что-нибудь. Также нельзя возвращать пустые емкости, сумку – обязательно положите монетку, конфеты и т.д.
— Нельзя давать пищу гостю в чашке с разбитым и отломленным краем. Когда дают угощение, его всегда берут двумя руками.
— В сумерках, в темное время суток нельзя окликать человека по имени – считается, что зловредные духи, бодрствующие в это время, могут навредить человеку, узнав его имя.
— Также в темное время категорически воспрещается колоть дрова, качать воду, шуметь на улице. Голодные духи могут прийти к вам во двор на звуки и остаться у вас надолго.
— Нельзя переходить дорогу перед монахами, пожилыми людьми. В транспорте надо всегда уступать место пожилым, женщинам. Когда сами постареете, вам также будут уступать места.
Читинский Дацан запись закреплена
Антонио Маргаретти
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Пабонка Ринпоче
Освобождение на вашей ладони
Читинский Дацан запись закреплена
Янгажинский Дацан «ДАШИ ШАРВАВЛИН»
Идамы и год рождения
Конечно, возможность обратиться к Учителю для определения покровителя существует далеко не у каждого. В этом случае вполне можно руководствоваться своеобразными «буддийскими гороскопами» – таблицами, которые соотносят год рождения человека и его Идама. Одним из наиболее распространенных является девятилетний тибетский цикл, рассчитанный на период 1928—2035 годов:
Показать полностью.
Манджушри — 1928, 1937, 1946, 1955, 1964, 1973, 1982, 1991, 2000, 2009, 2018, 2027;
Будда Шакьямуни — 1929, 1938, 1947, 1956, 1965, 1974, 1983, 1992, 2001, 2010, 2019, 2028;
Зеленая Тара — 1930, 1939, 1948, 1957, 1966, 1975, 1984, 1993, 2002, 2011, 2020, 2029;
Будда Медицины — 1931, 1940, 1949, 1958, 1967, 1976, 1985, 1994, 2003, 2012, 2021, 2030;
Будда Шакьямуни — 1932, 1941, 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995, 2004, 2013, 2022, 2031;
Ваджрапани — 1933, 1942, 1951, 1960, 1969, 1978, 1987, 1996, 2005, 2014, 2023, 2032;
Ваджрасаттва — 1934, 1943, 1952, 1961, 1970, 1979, 1988, 1997, 2006, 2015, 2024, 2033;
Ваджрапани — 1935, 1944, 1953, 1962, 1971, 1980, 1989, 1998, 2007, 2016, 2025, 2034;
Авалокитешвара – 1936, 1945, 1954, 1963, 1972, 1981, 1990, 1999, 2008, 2017, 2026, 2035.
Отсчет начинается с 1928 года, а Идамы чередуются каждые 9 лет. При этом некоторые из них встречаются чаще других (по несколько раз). Это связано с тем, что они имеют множество форм и воплощений и могут приходить разным людям в разном обличии.
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета
Мы втиснулись в маленькую темную комнату и сидели плечом к плечу. Потолок был покрыт такой многолетней копотью, что образовались черные сталактиты. Глаза слезились от дыма благовоний и тлеющих лепешек яка, которые используют здесь в качестве топлива.
Показать полностью. Свет, проникающий через дверь выхватывал из темноты пожилое лицо, несущее отпечаток суровой тибетской жизни на высоте свыше 4200 метров. Там, в углу, в коробке для медитации сидела Шераб Зангмо, она крутила молитвенный барабан.
Когда Шераб Зангмо была молодой монахиней, она отправилась в темный ретрит на 49 суток, практикуя Дзогчен в полной темноте. В это время у нее было видение Еше Цогьял, супруги Гуру Падмасамбхавы.
«Она три раза показала мне мудры, а затем превратилась в Цанг Янг Гьямцо (ученик первого Цокни Ринпоче, основавшего женский монастырь Гетчак). Он переместился на макушку моей головы, а затем растворился в моем теле, речи и уме. Мы стали единым целым. Я плакала и плакала. В тот момент я напрямую постигла природу ума. Я пережила многое – хорошее и плохое, но мой ум всегда оставался стабильным – ни хорошо, ни плохо».
Когда мы уезжали молитвенный барабан Шераб Зангмо продолжал крутиться, а она начитывала Стослоговую мантру Ваджрасаттвы, порождая молитву, наполненную спокойствием и силой практики длиною в жизнь.
Источник: Lion’s Roar
Великая йогиня Шераб Зангмо ушла из жизни в просветленной старости в возрасте примерно 86 лет.
Некоторое время она болела, но потом её состояние улучшилось, она была бодра духом и в эти дни давала монахиням наставления по медитации и часто пела молитву «Призывание ламы издалека».
Незадолго до смерти её тело и лицо помолодели и уменьшились до размера ребенка. Она сказала тем, кто был с ней рядом, что может ясно видеть Джецун Тару и что она направляется в Девачен, Чистую Землю Будды Амитабхи. Она посоветовала монахиням усердно служить своим наставникам и жить в гармонии друг с другом, а также не переживать, т.к. их ждет хорошее будущее.
Весь день после её смерти небо было по утреннему ясным. В посмертной медитации «тукдам» она пребывала 6 дней.
Читинский Дацан запись закреплена
Буддизм шаг за шагом.
Размышления о семейной жизни
54
Семья — основная, наиболее значимая ячейка общества. Если в семье царит согласие и дух уважения к общечеловеческим ценностям, то счастливая жизнь и лад обеспечены не только родителям, но и детям, внукам, а может быть, даже следующим поколениям. Если они почитают религию, то и дети, несомненно, унаследуют это почитание.
Показать полностью. Если между родителями царит ласковое обращение, если их поведение нравственно1, если они любят и уважают друг друга, помогают нуждающимся и заботятся об окружающих, то им предоставляются все возможности для того, чтобы и их дети поступали так же и сами несли ответственность за себя и других. Напротив, если мать и отец постоянно враждуют и злословят в адрес друг друга, если они позволяют себе все, не считаясь с окружающими, они не только никогда не обретут счастья, но и, несомненно, лишат этого дара своих детей.
[1] Под нравственным поведением в буддистской традиции, развиваемой Далай-Ламой, понимается поведение, предписывающее воздерживаться от любых поступков, которые могут причинить зло другим.
55
Как последователь буддизма, я часто напоминаю жителям Тибета, что, если есть место, где им надлежит сосредоточить все усилия для восстановления и развития учения Будды, то таким местом является именно семья. Именно в рамках семьи родители должны насаждать свою веру, воспитывать детей, становясь для них истинными духовными наставниками. Родителям недостаточно лишь показывать детям картинки, рассказывая о том, что на них изображено то или иное божество. Родителям надлежит разъяснять большее: вот это божество олицетворяет сострадание, это — высшую мудрость и так далее. Чем больше родители будут проникаться заповедями Будды, тем более ощутимое положительное воздействие они смогут оказывать на детей. Очевидно, что это также приемлемо и для людей, являющихся наследниками других духовных традиций или религиозных верований.
56
Одна семья передаст свой опыт другой, та, в свою очередь, — следующей, та — еще десяти, сотне, тысяче семей — и все человечество в конце концов сможет приблизиться к лучшей жизни.
57
Когда некоторые утверждают, что люди утратили уважение ко всему, тогда как в обществах, которых в меньшей степени коснулось влияние технического прогресса, люди ведут себя зачастую более сознательно, — необходимо смягчить это суждение. Индийские поселения в Гималаях, например, труднодоступны и еще более труднодосягаемы для веяний технического прогресса. Действительно, там почти не совершается краж и убийств, ибо люди привыкли довольствоваться тем, что имеют. Есть даже местности, где обычай предписывает оставлять дверь открытой, уходя из дома, для того, чтобы вероятные случайные прохожие могли войти, расположиться в доме и подкрепиться в ожидании возвращения хозяина. Напротив, в крупных городах, таких, как Дели, многочисленны преступления, людям свойственно постоянное недовольство жизнью, — а это создает многочисленные трудности. Но я полагаю, что неверным было бы, исходя из этих трудностей, говорить о неблагоприятном уровне экономического развития и о необходимости возврата в прошлое.
58
Доверие и уважительное отношение к другим, присущие традиционным формам общественного уклада, часто проистекают из требований выживания и, по предполагаемому незнанию, из представлений о том, что существуют какие-то иные возможные стили жизни. Спросите тибетских кочевников, не стремятся ли они к тому, чтобы чувствовать себя более защищенными от зимних холодов, располагать источниками тепла, не дающими копоти, оставляющей черный налет на стенах жилища и на предметах домашней утвари? Не хотят ли они получать надежную медицинскую помощь в случае болезни или иметь возможность наблюдать за тем, что происходит на другом конце Земли с помощью телевизионного приемника? Я заранее знаю их ответ.
59
Экономический и технический прогресс благоприятен и необходим. Он зависит от множества факторов, о сложности которых мы не задумываемся, и было бы наивным полагать, что, внезапно затормозив его, можно будет разом решить все проблемы. Но развитие не может быть пущено на самотек. Техническое и экономическое развитие общества неотделимы от стремления к нравственному совершенствованию. Наш долг, долг всех живущих на Земле — заботиться о разрешении этих двух связанных друг с другом проблем сообща. Это ключ к нашему будущему. Лишь общество, в котором материальное благосостояние и нравственное развитие дополняют друг друга, может считаться счастливым.
60
Семья призвана играть свою основополагающую роль. Если в семьях царит истинный мир, если семья является не только оплотом и источником передачи жизненного опыта, но и истинных духовных ценностей, если в семье возможно непосредственно приобщиться к опыту посредством отношений, основанных на искренности и любви к ближнему, — то становится возможным довести общество до его совершенного состояния. Для меня семья — это, прежде всего, сообщество, основанное на громадной ответственности.
61
Главное, чтобы именно в семье дети по-настоящему развивались, приобретали и совершенствовали заложенные в их натуре основополагающие человеческие качества, достойно вели себя, дабы духовные силы помогали им морально поддерживать друг друга. Дети должны быть небезразличны к тому, что происходит вокруг, и служить примером для остальных. В дальнейшем такие дети смогут полностью посвятить себя избранному жизненному пути, подавая пример последующим поколениям. Я убежден, что даже если они превратятся в стариков-профессоров, смотрящих на мир сквозь толстые линзы своих очков, они смогут сохранить благородные привычки, заложенные в юные годы.
62
Чтобы семья могла успешно справляться с этой возложенной на нее задачей, необходимо, чтобы с самого начала союз мужчины и женщины основывался не на простом влечении к физическому совершенству друг друга, упоении звуком голоса или прочих внешних проявлениях. Мужчине и женщине необходимо сначала научиться пристально изучить себя и друг друга. Если каждый находит в своем спутнике определенные достоинства, если чувства мужчины и женщины взаимны, то их союз, основанный на взаимном уважении и снисхождении, сможет с большой долей вероятности продлиться долгие годы и принести истинное счастье.
63
Если же, напротив, людей связывает простое стремление к удовлетворению полового влечения, биологическая привязанность, сродни стремлению торговать своим собственным телом, исключающие интерес к душевным качествам друг друга, взаимное уважение, то они будут связаны друг с другом лишь до тех пор, пока в них сильно сексуальное влечение. Но если чувство взаимной привязанности не подкреплено чувством глубокого взаимного уважения, то, как только пройдет лихорадочное возбуждение от внезапно нахлынувшей страсти, совместная счастливая жизнь станет невозможной. Эту любовь называют слепой. Спустя некоторое время такая любовь часто превращается в свою противоположность. Если у супружеской пары есть дети, то они, в свою очередь, рискуют лишиться родительской любви. Очень важно подумать об этом, прежде чем принимать решение связать свою жизнь с кем-либо.
64
Однажды в Сан-Франциско я встретил христианского священника, помогавшего молодым найти свою пару. Всем он рассказывал, что им необходимо познакомиться с большим числом молодых людей или девушек, прежде чем сделать окончательный выбор. Принимая поспешное решение о заключении брака сразу же после первой встречи, они сами становились жертвой собственных заблуждений. Я посчитал, что иначе и быть не могло.
65
Не следует забывать, что с момента заключения брака двое составляют единое целое. Даже когда мы одни, то, о чем мы думаем с утра, может противоречить тому, о чем мы думаем вечером. Излишне говорить, что у двух людей, живущих вместе, разногласия могут возникать в любой момент. Если каждый из супругов интересуется лишь собственными мыслями и не принимает во внимание мысли своей «половины», то такие люди не могут жить вместе.
66
С того самого момента, как мы приняли решение связать свою жизнь с кем-то, мы приняли на себя обязанность трепетно заботиться о нем и проявлять внимание к ходу его мыслей. Что бы ни случилось, каждый из супругов обязан нести свою долю ответственности. Совместная жизнь двоих не может быть делом лишь кого-то одного.
67
Мужчина призван удовлетворять потребности женщины, и женщина призвана удовлетворять потребности мужчины. Если ни один, ни другой не выполняют своего долга, единственный возможный выход— размолвка и расставание. Если у супругов нет детей, в этом нет ничего страшного. Судебная тяжба, оформление документов — простое изведение бумаги. Но если в семье есть дети, то у них на всю жизнь останется чувство горькой обиды.
68
Многие супружеские пары распадаются. Часто для этого есть веские основания. Но все же, по моему убеждению, сначала необходимо, чтобы они сделали все возможное для того, чтобы продолжить счастливую совместную жизнь. Конечно, это требует определенных усилий и размышлений. Если же разрыв неминуем, то главное — не принимать скоропалительных решений, дабы не причинять друг другу непоправимого зла.
69
Если вы решите связать свою жизнь с кем-либо, примите это решение серьезно и неторопливо. Если вы уже живете вместе, подумайте об ответственности, которую возлагает семейная жизнь на каждого из вас Создание семьи — серьезный, ответственный шаг. Сделайте все для того, чтобы создать счастливую семью, чтобы уметь удовлетворять ее потребности, воспитывать детей, обеспечивая им счастливую жизнь в будущем.
70
Предпочитайте количеству качество. Это правило применимо ко всем жизненным ситуациям. Предпочтительнее, чтобы в монастыре было меньше монахов, но чтобы они относились к жизни серьезно. В школе важно не большое количество учеников, а качество образования. В семье важно не большое количество детей, а высокий уровень их физического и нравственного совершенства.