дени лейн и пол маккартни
Дени лейн и пол маккартни
Пол: «Мне всегда нравился его голос и песни, поэтому я и решил, что это подходящий человек для совместной работы. Наши голоса как бы дополняли друг друга».
29 октября 1944 года, на пассажирском теплоходе у берегов острова Нью-Джерси, родился Брайен Артур Хайнс, известный нам как Денни Лейн.
В сентябре 1962 года Денни и его друг Bev Bevan организовали группу «Denny Laine & Diplomats»:
Denny Laine (guitar, vocals)
Phil Ackrill (guitar, vocals)
Steve Horton (bass)
Bev Bevan (drums)
Они играли блюзы, было сделано множество записей, но ни одна не была выпущена. Денни покинул группу в мае 1964 года, чтобы организовать историческую группу «The Moody Blues». Группа была основана Денни и Майком Пиндером:
Ray Thomas (vocals, harmonica)
Denny Laine (guitar, vocals)
Clint Warwick (bass)
Mike Pinder (keyboards)
Graeme Edge (drums)
В этом составе с сентября 1964 по январь 1967 было выпущено семь синглов и только один альбом «The magnificent Moodies». В ноябре 1966 года Денни Лейн и Клинт Уорвик покинули группу.
После ухода из «The Moody Blues», Денни занялся сольной карьерой и выпустил два сингла:
«Say you don’t mind / Ask the people» (Apr 67, Deram)
«Too much in love / Catherine’s wheel» (Jan 68, Deram)
В июне 1967 года в составе «Denny Laine Electric String Band», Денни выступал в Saville Theatre наряду с «Jimi Hendrix Experience» и «Procol Harum»:
Denny Laine (guitar, vocals)
Trevor Burton (guitar)
Viv Prince (drums)
После неудач со своей собственной группой, летом 1969 года Денни вошел в качестве бас-гитариста в группу «Balls»:
Steve Gibbons (vocals)
Trevor Burton (guitar)
Denny Laine (bass, vocals)
Richard Tandy (keyboards)
Keith Smart (drums)
В феврале 1971 года группа распалась.
В августе 1971 года Денни вошел в группу Пола Маккартни:
Paul McCartney (vocals, bass, guitar)
Denny Laine (guitar, vocals)
Linda McCartney (keyboards, vocals)
Denny Seiwell (drums, vocals)
В дальнейшем состав «Wings» неоднократно менялся, однако наряду с Полом и Линдой, Денни всегда был непременным участником группы.
Скряга Пол и нищий Лейн
Росс БЕНСОН, «Пол Маккартни. Личность и миф». М., Новости, 1993
Многие любители рока считают Денни Лэйна «ещё одним» из Wings, группы Пола Маккартни, которую он создал вместе с женой Линдой Маккартни после распада The Beatles.
Однако Лэйн начал свою карьеру ещё в 60-е годы как основатель группы Moody Blues. Лэйн исполнял хит Moodys’ 1965 года «Go Now!».
«Я хочу сказать, мы годами работали как сольные исполнители или в группах. И затем, разумеется, вы переходите в стадию, когда всё выходит за предельные рамки, вот что и произошло в Лондоне.
«Все группы, приехавшие в Лондон, начиная с The Beatles, Animals, Rolling Stones, Рода Стюарта, The Who, все эти группы начали примерно в одно и тоже время. В те дни мы стали словно друзьями. Это было некоторое подобие дружеского соперничества между всеми этими группами. Обычно мы всегда посещали одни и те же клубы. И поскольку мы все начинали вместе, всё строилось на взаимопомощи и поддержке.
«То есть вот так я и познакомился с The Beatles. Вот так я подружился с Полом, и вот так образовались Wings, главным образом, из-за той ранней дружбы».
Лэйн вспоминает, что не знал, что Маккартни подыскивал гитариста для новой группы, когда ему позвонил экс-битл в 1971 году.
62-летний певец и гитарист рассказывает: «Однажду Пол мне позвонил, и это был как гром среди ясного неба. И он сказал: «Слушай, а ты бы не хотел создать совместную группу?»‘
Лэйн считает, что он получил это приглашение, благодаря особенно успешному концерту, который он раннее отыграл, и на котором присутствовали Маккартни и Джон Леннон.
«Так что Пол помнил об этом, я думаю, когда позвонил мне. Частично это было причиной его звонка, потому что он знал, что я стремлюсь делать что-то изобретательное, пытаюсь пробовать что-то новое, пытаюсь идти на опережение всего. Вот так совершенно неожиданно он мне и позвонил.
Удалённое расположение помогло сплотиться, наряду с основанием Wings, как считает Лэйн.
«Благодаря всей этой уединённости, находясь в Шотландии, без прессы,преследующей каждого из нас, мы чувствовали настоящий глоток естественной свободы. Вот так всё развивалось. После этого я пригласил свого друга Хенри Маккалога из группы Джо Кокера Grease Band. Вот так и родилась первая реинкарнация Wings».
Дени лейн и пол маккартни
Пролог. «Till There Was You»
С годами «The Beatles» делают все меньше и меньше
Я никогда не мог заставить себя любить Пола Маккартни. Однако он не относится к тем из мириад поп–звезд, кого я ненавижу; я признаю, что он добился многого — как автор рок–баллад или как представитель «окультуренного» современного попа. Более того, сумев провести свой корабль сквозь самые сильные штормы поп–музыки, он привык выносить любые удары — особенно когда критики ровняли его с землей. Ему можно простить почти все хотя бы за то, что он многие годы продолжает бороться за права животных.
Возможно, одна из причин, почему меня нельзя назвать его поклонником, — та, что из всех «The Beatles» Пол был единственным, кому я, будь моя воля, отказал бы в женском внимании. Джон был женат, Джордж был тихоней, а Ринго вообще не шел ни в какое сравнение с тремя вышеперечисленными персонажами. Кроме того, Пол спел «Till There Was You», «And I Love Her» и еще множество красивых безделушек, от которых девицы бились в экстазе. Самый слащавый из «The Beatles», он получал сто очков вперед благодаря своей мальчишеской улыбке и большей склонности к общению с публикой, чем, скажем, угрюмый старина Джон.
И все же я не стал бы отпускать дурацкие шуточки в адрес Пола, так как в рамках писательского ремесла я придерживаюсь определенных принципов. Если вы спросите кого–нибудь из тех рассерженных специалистов по переизданию пластинок, которые обращались ко мне за хвалебными комментариями на обложки своих дисков, вам ответят, что я не пишу того, что не совпадает с моей собственной точкой зрения. Более того, я должен испытывать некоторую симпатию по отношению к артисту, чтобы начать о нем что–либо писать. Маккартни вполне отвечает этому требованию. Хотя я не считаю Пола супергением, как думают о нем многие, я понимаю, что не его вина в том, что его настолько переоценивают; я согласен с Ником Карви (который записал партию бас–гитары на одном из сольных альбомов Пола после распада «Wings»), утверждавшим, что «…Полу досталось гораздо больше, чем Джорджу или Ринго».
Безусловно, эта книга не является первым литературным трудом, посвященным Маккартни; она даже не была моим дебютом в качестве неофициального «хроникера» «The Beatles». Например, биографии Харрисона и Старра — «остальных двоих» — я подготовил для другого издательства более десяти лет назад, и, естественно, они подверглись переработке и обросли многочисленными дополнениями. В таком виде они и были выпущены издательством Sanctuary.
Я изменил свой исследовательский подход к более прославленному Маккартни во многом из–за того, что границы между его жизнью и судьбами Харрисона и Старра — да и Леннона — с годами все больше размываются. Вместо того чтобы описывать его жизненный путь, который любой битломан и фанат Маккартни знает наизусть, я сконцентрировал свое внимание на тех аспектах, которые интересовали лично меня, и попытался представить его в политическом, социальном и культурном контекстах, оказавших на него влияние или, наоборот, подвергшихся значительным изменениям при его непосредственном участии.
Тем не менее я прекрасно осознаю, что окунулся в аналитические дебри поп–журналистики, где интеллектуализируется неинтеллектуальное, дорогие духи отдают тухлым яйцом, Грейл Маркус выражает свое мнение по поводу «Band on the Run», а Саймон Фрит пытается объяснить, что тот имеет в виду. Почему я должен отличаться от других, отказываясь разбирать Пола Маккартни по частям, чтобы снова собрать его воедино? И все же я не начал бы заниматься этим проектом, если бы считал его лишь попыткой показать всем, какой я умный, или, как могли бы заключить наиболее циничные из вас, желал получить остатки своего гонорара.
Выражаясь метафорически, я не побоюсь забить гол в свои ворота, сказав, что любой, кто собирается серьезно изучать творчество Маккартни, в первую и последнюю очередь должен обратиться к «Paul McCartney Encyclopaedia» («Энциклопедия Пола Маккартни») Билла Харри, в которой дается наиболее полная и достоверная информация об этом парне. Более того, если вас интересует конструктивный анализ музыки «The Beatles», возьмите «Paul McCartney: The Songs He Was Singing» («Пол Маккартни: песни, которые он пел») Джона Блэйни.
Однако, как предостерегает нас Гораций, «quandoque bonus dormitat Homerus», что можно вольно перевести как «даже умнейшим свойственно ошибаться» — это свойственно даже Барри Майлзу, автору официальной биографии Пола Маккартни, «Many Years from Now» («Много лет тому назад»), в которой он излагает один весьма распространенный миф о том, что якобы «The Beatles» и другие команды Мерсисайда имели неоспоримое преимущество перед их коллегами из других регионов: они чаще приобретали пластинки у американских моряков, чем в местных музыкальных магазинах.
«У каждого был или брат, или отец, или какой–либо другой родственник, служивший в торговом флоте, — уверяет нас Барри, — и, возвращаясь из плавания, они привозили с собой [еще неизвестные в Англии] рок–н–ролльные пластинки».
Хотя в мои намерения и входит уточнять, поправлять и разоблачать, основная цель, которую я преследую в данной монографии, — побудить вас оторваться от кресла и послушать музыку. Не знаю, удалось ли мне это или нет, но я все же надеюсь, что вы увлекательно проведете время, — однако не забывайте, что при всей дотошности анализа я высказываю лишь собственные мнения (и зачастую не самые субъективные) — о вещах, доступных любому обывателю. Ваши мысли по поводу «I Saw Her Standing There», «Give Ireland Back to the Irish», «Liverpool Oratorio» и прочих творениях Маккартни имеют такое же право на существование, как и мои; и, ко всему прочему, единственную серьезную апробацию, которая нужна любому исполнителю, проводим мы с вами — те, кто покупает альбомы и билеты на концерты.
В течение тридцати с лишним лет я записывал альбомы, сочинял музыку, выступал и писал статьи и исследования на музыкальные темы. За это время я пришел к выводу, что музыкальная индустрия (будь то национальная или всемирная) представляет собой не столько узкий, сколько ограниченный круг лиц; благодаря этому я познакомился со многими, кто, обладая разной степенью осведомленности, предоставлял мне достоверную и часто уникальную информацию.
За примерами далеко ходить не надо. Вы вправе считать, что я все это выдумал сам, но Денни Лейн, тогда еще не ставший правой рукой Пола Маккартни в «Wings», расписался на обратной стороне карточки бутика Lord John, когда я поймал его на выходе из табачного магазинчика на Карнаби–стрит весной 1965 года — тогда его «Moody Blues» постепенно исчезала из чартов. Тогда моя макушка едва доходила до его плеча, зато когда мы снова встретились на благотворительном концерте недалеко о Фарнэма в феврале 1996 года, задирать голову пришлось Денни.
«Go Now» был лучшим хитом команды, познавшей за время своей карьеры оглушительный успех и не менее громкий провал. Объяснение этому следует искать в характере неугомонного Денни.
«Вот как это было, — вспоминает Лейн. — Я приходил в группу, впрягался в работу, а затем через какое–то время мне хотелось уйти. Так было со мной и в «Moody Blues», и в «Wings». Я чувствовал, что пресытился. Я начал заниматься вещами, которые не мог себе позволить, играя в группе».
Я благодарен Денни — а также Клиффу Беннетту, Роду Дэвису, Биллу Харри, Нейлу Иннесу, Джону Даффу Лоу, Джерри Марсдену, Рут Маккартни, Тони Шеридану и Вивиану Стэншеллу за беседы и интервью, которые я провел с ними перед тем, как начать этот проект.
DENNY LAINE
Денни Лэйн (чье настоящее имя Брайан Артур Хайнс) родился в Бирмингеме 29 октября 1944 года. В то время как сверстники Денни брались за гитару, услышав Чака Берри, Бадди Холли или Скотти Мура, он освоил инструмент под влиянием Джанго Рейнхардта. Как бы то ни было, когда наступила эпоха бита, Лэйн не остался в стороне и, притворившись Джонни Дином, встал во главе ансамбля «Johnny Dean & The Dominators». Позже он взял на сопровождение другую бирмингемскую команду «The Senators», переделал ее название на «Denny Laine And The Diplomats» и в 1962 году начал профессиональную карьеру музыканта. Группа не оставила после себя официальных записей, но зато имела честь выступать вместе с «Beatles». Со временем в коллективе появился еще один лидер, элвисоподобный Ники Джеймс, и, возложив на него всю ответственность, в апреле 1964-го Денни покинул «дипломатический» проект.
Не прошло и месяца, как Лэйн стал сооснователем «Moody Blues», а спустя полгода он наслаждался с ними хитом «Go Now», в котором ему принадлежала ведущая вокальная партия. К сожалению, закрепить успех сразу не удалось, и в 1966-м разочарованный Денни покинул команду, уступив место Джастину Хейварду. Его новый проект, созданный в конце года назывался «Electric String Band» и делал ту музыку, которую впоследствии исполняли «Electric Light Orchestra».
Разница заключалась лишь в том, что «ELO» стали популярными, а «ESB» – нет. В конце 60-х время «струнного рок-н-ролла», видимо, еще не пришло, и поэтому ансамбль быстро распался. Сделав пару коротких остановок в командах «Balls» и «Ginger Baker’s Airforce», Лэйн наконец-то выбрался из грязи в князи – его взял в свою группу сам МакКартни. Интересно, что наряду с Полом и Линдой Денни оказался единственным бессменным участником «Wings» – он прошел с «крыльями» весь путь от начала до конца. Лэйн не только отвечал за гитару, клавиши, бас, духовые и вокал, но и принимал активное участие в создании репертуара группы, являясь соавтором многих вещей, в том числе и такого хита как «Mull Of Kintyre». Иногда (как например, во время тура «Wings Over America») ему предоставлялась возможность и посолировать, а, кроме того, в период пребывания в «Wings» Денни выпустил пару собственных пластинок.
Диск «Ahh. Laine» содержал оригинальный материал, похожий на творчество «крыльев» (хотя ряд вещей на нем был написан еще до знакомства с МакКартни), а альбом «Holly Days» являлся трибьютом Бадди Холли. Конец «Wings» наступил неожиданно – Пола поймали с марихуаной в токийском аэропорту, и запланированное турне было сорвано. Ввиду этих обстоятельств группа развалилась, но МакКартни и Лэйн сохранили дружеские отношения и в дальнейшем помогали записывать друг другу альбомы.
Реакцию японских фанов на отмену концертов «Wings» Денни передал в песне «Japanese Tears», которая стала главным треком одноименной полнометражки. Другие номера, вошедшие в этот альбом, имели куда более раннюю дату создания, а наиболее глубоко Лэйн копнул, сделав римейк на «Go Now». Если на четвертом студийнике сочетались рэгги, хард и фолк-рок, то во второй половине 80-х Лэйн переключился на типичный для того времени поп-рок с синтетическими бодрячками и балладами (при этом его работы отличались относительно минималистичным звучанием). Нарушил вереницу достаточно однообразных альбомов инструментальный диск «Master Suite», на котором доминировала нью-эйджевая акустическая гитара. Закрыв декаду опять же с полусинтетическим «All I Want Is Freedom», Денни перестал поставлять на рынок свои пластинки, но в 1996-м вернулся с программой «Reborn», выдержанной в традициях Стива Мариотта и Стива Уинвуда.
Спустя пару лет музыкант опубликовал записи 20-летней давности «Arctic Song», в которых рассказывалось о том, как пара инопланетян помогала землянам решать экологические проблемы. Пластинка быстро стала мегараритетной, а вот трибьют «Wings At The Sound Of Denny Laine» был издан куда большим тиражом. Где-то во второй половине нулевых Лэйн возвестил, что у него на подходе альбом «Valley Of Dreams», но выход диска сильно затянулся.
Дени лейн и пол маккартни
Обаянию Маккартни, который все еще сохранял волосы на голове, фирменную улыбку и некоторое мальчишество, могла противостоять лишь небольшая часть женского пола («простите–девушки–он–женат»), которую так не любил шаловливый Джон Леннон, до того как встретил Йоко, когда «впервые почувствовал, что такое любовь».
Пол был тоже счастлив в браке и, как и Джон, пытался привлечь свою вторую половину к делам группы. Линда, как послушный ребенок, покорно выносила занятия по фортепиано, однако со временем возненавидела дисциплину, которую ей навязывал ее учитель. И все же она была вполне самодостаточным человеком, чтобы не ассоциировать музыку с ежедневными утомительными экзерсисами. И в самом деле, когда закончился тяжелый период обучения, Линда и ее бывшие одноклассники для собственного удовольствия пели на несколько голосов хиты пятидесятых — «Earth Angel» («The Penguins»), «Chimes» («The Pelicans») и «I Only Have Eyes For You» («The Flamingos»).
Многие другие команды того же розлива любили давать себе орнитологические названия — «The Crows» («Вороны»), «The Orioles» («Иволги»), «The Feathers» («Перья»), «The Robins» («Малиновки») и все в таком же духе. Очевидно, наслушавшись в свое время этого щебета, Линда, беременная третьим ребенком, предложила сократить предложенное Полом название «Wings Of Angels» до просто «Wings» — Маккартни решил создать группу для работы на сцене и в студии. Как в случае с «Procol Harum» и, с 1969 года, с «Pink Floyd», было модно писать название группы без определенного артикля «the». To, что в Америке уже существовала группа с таким же названием, подписанная на один из местных лейблов, мало кого волновало.
Оправившись от преждевременных родов — в семье Маккартни появилась дочь Стелла, названная в честь одной из ее прапрабабушек по материнской линии, — в Лондоне 13 сентября 1971 года, Линда начала свою карьеру в «Wings»; под ее началом теперь были клавишные и бэк–вокал. В отличие от Йоко Леннон она вела себя достаточно скромно и поначалу не хотела играть ни на каком инструменте.
«Я действительно пыталась убедить Пола, что не хочу этого делать, — протестовала Линда. — Если бы он меня не уговорил, я бы ни за что не взялась».
Остальные члены группы, гораздо более опытные музыканты, разделяли ее сомнения:
«У Линды была прекрасная способность подбирать музыку, но она не умела играть свободно. Если бы у нас кроме нее был еще один клавишник, все было бы замечательно, но на Линду слишком много взвалили. Хотя, несмотря ни на что, она все–таки была профессионалом и получала столько же, сколько каждый из нас».
Так считал Денни Лейн, который был занят собственным альбомом, когда Пол пригласил его на запись «Mull Of Kintyre» в августе 1971 года. Кроме того, он принимал участие в наивной попытке собрать «супергруппу» из участников других супергрупп, с Джорджем Харрисоном, Эриком Клэптоном, Риком Гричем из «Blind Faith» и Аланом Уайтом из «Plastic Ono Band». Это произошло как раз между распадом «Balls» и появлением «Airforce». Когда в 1970 году вышла «Man Of Constant Sorrows», биг–бэнд Джинджера Бейкера окончательно пошел ко дну — во многом из–за героиновой зависимости лидера группы, который по совместительству был барабанщиком.
«Джинджеру пришлось ретироваться, — вздыхал Денни, — а меня выкинули после того, как Тони Секунда сделал ставку на «Т Rex» и устроил им контракт в Америке. А через пару месяцев был звонок от Пола».
Маккартни впервые встретил своего будущего коллегу, когда «Denny Laine And The Diplomats» разогревали «The Beatles» в Old Hill Plaza, недалеко от Дадли, 11 января 1962 года. С тех пор Пол и Денни поддерживали связь, и «…Пол всегда знал, что я могу петь, сочинять и играть, и поэтому он остановил свой выбор на мне. Я был слегка ошарашен, так как не привык быть вторым, однако я всегда восхищался Полом. Впервые я стал играть в группе, более популярной, чем я сам».
«Wings» была также и первой группой, где играл его тезка. За барабанами несколько месяцев до прихода Лейна сидел Денни Сайуэлл, которого Маккартни нашел в Нью–Йорке; Сайуэлл переживал не лучшие времена — он только что уволился из военного оркестра, где он играл что–то среднее между Джоном Филипом Сауса и «The Black Dyke Mills Band». На момент демобилизации Денни обитал сначала в Чикаго, а затем в Нью–Йорке, где он молотил по барабанам в джаз–клубах и время от времени подрабатывал в качестве сессионного музыканта; разносторонний Сайуэлл чувствовал себя прекрасно в любой сфере, будь то страдальческие стенания «крестного отца соула» Джеймса Брауна или легкий кантри–рок Джона Денвера. К 1970 году он, однако, еле–еле сводил концы с концами в Нью–Йорке, где чета Маккартни якобы и обнаружила его, когда Сайуэлл отстукивал нехитрые ритмы на одном из тротуаров Бронкса.
Дэнни Сейуэлл
Дэнни Сейуэлл
Wings | |
Wings, 1976. Генри Маккалох (слева) и Пол Маккартни | |
---|---|
Годы |