дети с какой формой ин могут обучаться по специальной программе напишите ответ
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ
Главная > Консультации > Омбудсмен > Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ иностранным языкам имеет свою специфику. Часто даже родной язык у детей с особенностями развития вызывает трудности при обучении. Как же научить иностранному языку детей с ОВЗ? Предусмотрен ли иностранный язык, как один из основных предметов в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы?
Учителя при обучении особенных детей сталкиваются с рядом проблем: нарушения развития речи, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Нередко у детей с ОВЗ наблюдается повышенная возбудимость, трудности коммуникации, чрезмерная двигательная активность, низкий темп деятельности и т. д.
Несмотря на данные трудности, дети с ОВЗ проявляют интерес к изучению иностранного языка. Им интересно изучение другой культуры. Если в классе есть обучающийся с ОВЗ, то задачей школы становится создание индивидуализированной благоприятной среды, использование эффективных образовательных технологий, создающих ситуацию успеха у ребенка. Знание основ иностранного языка дает детям возможность социализироваться, стать более самостоятельными в общении со сверстниками, расширить кругозор. Создание «безбарьерной» образовательной среды при обучении иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса академических результатов.
Информацию о специфике примерных адаптированных программ для детей с ОВЗ можно найти в следующих нормативных актах:
Различные варианты примерных адаптированных программ предполагают в обязательной части учебного плана определенное количество часов на изучение предмета учебного предмета «Иностранный язык».
Например, примерные программы для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра по варианту 1 предполагают, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения данных АООП НОО составляет 4 года. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.
Таким образом, количество часов иностранного языка для детей с ОВЗ, которые учатся по вариантам 5.1, 7.1, 6.1, 8.1 стандартно и составляет 2 часа в неделю.
Когда обучающиеся приносят заключение ПМПК, в котором прописан 2 вариант адаптированной программы, например, 5.2, 6.2,7.2, 8.2, то в обязательной части учебного плана количество часов на изучение иностранного языка может быть сокращено.
Рассмотрим вариант примерной адаптированной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности. В учебном плане внеурочной деятельности возможно предусмотреть занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: «История и культура родного края» и др.), для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: факультатив «Иностранный язык» для обучающихся на I отделении и др. за счет введения в направления внеурочной деятельности).
На II отделении урок иностранного языка предусмотрен со 2 класса 1 раз в неделю.
Учебный предмет «Иностранный язык» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. При изучении иностранного языка дети должны научиться:
Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) также предусмотрен иностранный язык в обязательной части учебного плана, но начиная с 3 класса. Предполагается, что у обучающихся с РАС в результате изучения иностранного языка будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с РАС приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. На его изучение отводится 1 час в неделю. Специфика обучения иностранному языку детей с РАС заключается в максимальной индивидуализации процесса обучения, активного включения ребенка в урок.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нередко встречаются в массовой школе и успешно проходят обучение по адаптированным программам. По сравнению с Примерным учебным планом АООП начального общего образования обучающихся с НОДА, в классах для детей с НОДА и ЗПР предлагается ввести только 1 час иностранного языка, т. к. двигательные нарушения разной степени выраженности и задержка психического развития, осложненные дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями зрения и/или слуха затрудняют освоение основ иностранного языка. Иностранный язык может изучаться в игровой форме, как развивающий языковые возможности обучающихся. Решение об изучении учебного предмета «Иностранный язык» принимается образовательной организацией исходя из психофизических особенностей обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития. В случае исключения данного предмета из учебного плана, освободившийся час может быть добавлен на изучение какого-либо предмета из обязательной части учебного плана. При наличии запросов участников образовательных отношений и отсутствии указанного предмета в учебном плане образовательная организация предоставляет обучающимся возможность изучать иностранный язык факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Изучать иностранный язык дети с НОДА начинают со 2 класса.
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» детьми с задержкой психического развития начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. В процессе обучения иностранному языку дети с задержкой психического развития в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.
Таким образом, изучение иностранного языка неотъемлемая часть обучения детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит непростая задача обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательный процесс.
Вопросы и ответы «Обучение детей с ОВЗ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение детей с ОВЗ по АОП и АООП
Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, встречающиеся у учителей, работающих с детьми ОВЗ в общеобразовательной школе.
Место АОП и АООП в сфере общего образования
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. Адаптированная программа составляется на основе определенных нормативно-правовых документах, в которых встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «в чем принципиальная разница между АОП и АООП»? При поиске ответа на вопрос определили несколько различных позиций:
АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.
АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных ступеней общего образования.
АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.
АООП разрабатывается на каждого ребенка.
АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.
АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.
АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.
АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.
АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.
АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).
АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.
АОП – это рабочая программа учителя.
Сначала нужно разобраться с терминологией. В ФЗ №273 даны четкие определения, что такое образовательная программа, примерная основная образовательная программа и адаптированная образовательная программа. Рассмотрим их более подробно.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а так же оценочных и методических материалов. Таким образом ОП рассчитана для всех ступеней образования, т.е на всю школу. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Таким образом, АОП это тоже образовательная программа, но адаптированная для лиц с ОВЗ, поэтому и добавляется слово «адаптированная». АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1.).
( по уровням общего образования )
( для детей и взрослых )
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерная учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Таким образом, ООП составляется по ступеням образованиям. К основным образовательным программам относятся основные общеобразовательные программы (далее – ООП) – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Если к термину «основные общеобразовательные программы» добавит слово «адаптированные », то получится « адаптированные основные общеобразовательные программы». По АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст79.п.2.), а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее – ИПРА).
То есть по сути ОП и АОП, это дно и тоже, также как и ООП и АООП. А слово «основная» добавляется для того, чтобы подчеркнуть, что данные программы (ООП и АООП) относятся к основным, а не дополнительным образовательным программам.
— ОП составляется на всю школу, а АОП разрабатывается на основе ОП с учетом всех категорий детей с ОВЗ обучающихся в ОО, с ориентировкой на содержание АООП.
— ООП составляются на ступени общего образования, а АООП на категорию детей и/или разрабатываются на основе ООП, с учетом специальных требований для обучения лиц с ОВЗ.
— До 01.09.2016 г. АОП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО (дополняется раздел «Программа коррекционной работы»); с 01.09.2016 г. АОП составляются с учетом содержания примерных АООП.
На основании выше изложенного мы попытались, определили место АОП и АООП в сфере общего образования (рис 1).
Рис 1. Место АОП и АООП в сфере общего образования.
Как обеспечивается право на образование лиц с ОВЗ
в условиях общеобразовательной школы?
В ФЗ № 273 четко прописано, что «в целях обеспечения права, на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования» (ст.11.п.6).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АООП только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК 7
Введение ФГОС для детей с ОВЗ
для детей близких по своему развитию к возрастной норме, получают цензовое образование и аттестат об окончании обучения (1.1; 2.1; 3.1; 4.1; 5.1; 6.1; 7.1; 8.1);
для детей, которые не достигают уровня развития сопоставимого с возрастной нормой, получают цензовое образование, но в более пролонгированные календарные сроки и аттестат об окончании обучения(1.2; 2.2; 3.2; 4.2; 5.2; 6.2; 7.2; 8.2);
для детей с легкой умственной отсталостью, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении (1.3; 2.3; 3.3; 4.3; 6.3; 8.3);.
Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями, получают нецензовое образование и свидетельство об обучении. В этом варианте обучение осуществляется по специальной индивидуальной программой развития (далее – СИПР) (1.4; 3.4; 6.4; 8.4);.
для детей с легкой умственной отсталостью, у которых нет других нарушений (Пр.№1598. вар 1).
для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с множественными нарушениями по СИПР (Пр.№1599. вар 2).
Определение варианта АООП для обучающегося с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК). А в случае наличия у него ИПРА – с учетом ее требований и мнения родителей. В процессе реализации АООП возможен переход с одного варианта на другой в соответствии с динамикой развития ребенка и подтвержденной рекомендациями ПМПК и с учетом мнения родителей.
Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
С тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
С нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)
С задержкой психического развития (ЗПР)
С расстройствами аутистического спектра (РАС)
С легкой умственной отсталостью
С умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР)
Заключение ПМПК, подготовленные для ребенка с ОВЗ, как и ИПРА ребенка-инвалида, для родителей 9 (законных представителей) носит рекомендательный характер: они имеют право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Вместе с тем, предоставленное в ОО заключение ПМПК и /или ИПРА, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка (использование специальных образовательных программ и методов обучения; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения; предоставление услуг ассистента (помощника) и тьютора; проведение коррекционных занятий; обеспечение архитектурной доступности; и другие).
Сроки установления статуса ребенка с ОВЗ и повторного обследования в ПМПК
В приказе Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о ПМПК» в п. 23 родителей информируют о том, что «заключение комиссии….носит рекомендательный характер…» и данное «заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания». То есть если статус ребенка с ОВЗ получен в 2015 г, а родители принесли заключение ПМПК в ОО только в 2016 г, то оно уже является не действительным.
В связи с введением ФГОС ОВЗ в нормативные документы вносятся изменения, так в письме от 23.05.2016г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» прописано, что срок повторного обследования в ПМПК зависит от возраста на момент первичного обследования и характера имеющегося у него нарушения. Изменения варианта АООП высоко вероятно для обучающихся по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ. Для получивших рекомендацию обучения по варианту 2 ФГОС НОО ОВЗ срок повторного обучения должен совпадать с окончанием обучения в начальной школе. Для обучающихся по ФГОС О УО – повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок – 13 лет обучения ), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными условиями – в любое время по факту обращения.
Включение в федеральные государственные образовательные стандарты специальных требований для обеспечения образования лиц с ОВЗ
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения (абзацы второй и третий пункта 2 приказов № 1598 и № 1599). В связи, с чем в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, и основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 № 413 включены специальные требования обеспечивающие образование лиц с ОВЗ. Изменения, внесенные в стандарты, направлены на создание условий для эффективного освоения всеми обучающимися основной образовательной программы общего образования. Они допускают увеличение нормативного срока освоения основной образовательной программы общего образования обучающимися с ОВЗ и детьми – инвалидами, структура основной образовательной программы общего образования должна содержать раздел «Программа коррекционной работы». В стандарты внесены изменения к требованиям результатов (личностных, предметных и метапредметных) АОП и к структуре рабочей программы по предмету (таблица №2 «Изменения в ФГОС ООО №1897 от 17.12.2010 г.).
АОП (АООП) для обучающихся с ОВЗ имеет структуру и требования к разделам, определенную требованиями ФГОС и ФКГОС.
Таким образом, для обучения лиц с ОВЗ в ОО разрабатываются АООП в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
Образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ
ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО
ФГОС НОО и/или ФГОС О УО
ФГОС ООО и/или, ФГОС О УО
приказы Мин обр РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и/или ФГОС ООО.
приказы Мин обр РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» или от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» и/или ФГОС СОО
Получить образование дети могут в двух формах: в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий.
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств.
Форма получения образования
В организации, осуществляющей образовательную деятельность
Способ получения образования
Обучение в классе и
(домашнее обучение, надомное обучение)
Заявление от родителей (законных представителей)
Заключение медицинской организации
Отношение к контингенту школу
зачисляются на период прохождения промежуточной аттестации и ГИА
НОО ООО, ООО ООО, СОО ООО (АООП)
От объема обязательных часов
В зависимости от оказанных услуг (консультации, промежуточная аттестация и т.п.)
* Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
* Организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Образование обучающихся с ОВЗ и наименование классов
Организация обучения по индивидуальным учебным планам (далее – ИУП) может быть организовано для любого ребенка. ИУП обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Для обучения по ИУП требуется согласие родителей (законных представителей). В основном обучение по ИУП в нашей школе практикуется при обучение детей на дому (в т.ч. и лиц с ОВЗ) и при обучение детей по углубленной программе, осваивающих ООП СОО. В дальнейшем, возможно, также будет рекомендовано обучение по ИУП обучающимся не погасившим академической задолженности в назначенные сроки, либо имеющим дезадаптацию к обучению.