дейнека картина на балконе
Дейнека Александр Александрович (602 работ)
Разрешение картинок от 320x237px до 1000x1500px
Российский живописец и график, народный художник СССР(1963), действительный член Академии художеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах).
Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-1917). В 1919-1920 руководил студией при Курском политическом управлении, выезжал на фронт как художник агиттеатра, участвовал в обороне Курска от белых войск. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-1925), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей ОСТ а.
Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля».
Дейнека картина на балконе
12 октября 2015 года произошло довольно яркое событие в истории продаж искусства советского периода: картина Александра Дейнеки «За занавеской» была продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов, то есть 3,5 млн долларов. Инсайдеры утверждают, что эта покупка говорит о взлёте интереса к советскому искусству.
За подобную сумму можно прикупить три неплохих домика в Нью-Йорке или его окрестностях или два с половиной дома аналогичного качества в Лондоне. Почему анонимному покупателю шедевра захотелось выложить столь круглую сумму? Арт-дилеры аргументируют оправданность цены просто: вместо привычной картины в стиле «Советская дольче вита» Дейнека изобразил «за занавеской» нечто совершенно не укладывающееся в его творческую канву.
На картине изображена обнажённая девушка вполне лёгких, как кажется, нравов. Написанная в 1933 году, она была подарена орденоносным художником коллеге Фёдору Богородскому, также работавшему в стиле социалистического реализма. Далее полотно попало в руки европейского коллекционера, который в итоге решил расстаться с уникальной работой и, судя по цене, на довольно выгодных условиях.
Но что действительно впечатляет – не этот локальный успех, а общая динамика цен на советское искусство. В начале 1990-х годов работы Дейнеки и некоторых других художников, датированные сталинским периодом, можно было приобрести за десятки тысяч долларов (иногда даже менее), а живопись постсталинского периода уходила за суммы, не превышающие 10 тыс. долларов. Если же говорить о настоящем, то цена не только редкого полотна Дейнеки, но и вполне типичных работ его современника, советского импрессиониста Юрия Пименова зашкаливает за миллион – не только долларов, но и фунтов.
Тем временем работы других соцреалистов были проданы за гораздо более «спокойные» деньги. Например, «Письмо с фронта» 1947 года ученика Константина Коровина Николая Терпсихорова купили за 111 тысяч фунтов, «Лотосы» Константина Максимова – за 251 тысячу, «Девушку на балконе» Александра Лабаса – за 100 тысяч. В общей сложности последние торги принесли аукциону 3,9 млн фунтов, оценённые представителями MacDougall’s как большой успех.
Британский аукционный дом был основан супругами МакДугалл. Уильям – британец русского происхождения, его жена Екатерина – русская. После нескольких лет работы с ценными бумагами супруги начали собирать коллекцию русского искусства для себя. Когда же дела пошли в гору, они решили открыть аукционный дом. На сегодняшний день MacDougall’s занимает третье место в мире по объёму продаж русского искусства.
Коллекционер Андрей Филатов – один из тех, кто предпочитает вкладывать деньги именно в советское искусство, – утверждает, что «произведения советского революционного романтизма могут принести значительно большую прибыль, чем такие мастера, как Пабло Пикассо или Поль Гоген».
Конечно, современному россиянину любоваться на такие картины, как «Новая Москва» Пименова, гораздо комфортнее: приятно видеть родной город (а не Париж или Ниццу), переливающийся радужными красками. С этим полностью солидарен банкир Алексей Ананьев, который в 2011 году открыл свой собственный музей «Институт русского реалистического искусства», где представлены около 500 работ художников вышеозначенного направления.
Недавно состоялась ещё одна крупная сделка. Российский предприниматель, основатель Skate Capital Сергей Скатерщиков приобрел старейший влиятельный журнал об искусстве ARTnews – очень дальновидный шаг для «долгоиграющего» воздействия на арт-рынок.
Тем временем торговый дом MacDougall’s решил к летним и зимним прибавить и межсезонные торги. Эту новость некоторые бизнес-аналитики определяют как показатель успеха. Сама директор аукционного дома Екатерина МакДугалл считает нововведение необходимым: «Если продавать русское искусство только два раза в год, покупатели могут позабыть про него».
Впрочем, нью-йоркский коллекционер и арт-дилер Грегори Винницкий в эксклюзивном интервью прокомментировал эту ситуацию так: «Случайная работа Дейнеки не является показателем уровня рынка. Можно проследить, сколько лотов они продали. Этот аукцион был ориентирован только на определенную группу людей – покупателей коммерческого искусства. Межсезонные торги сделаны MacDougall’s с целью компенсации упадка цен, им просто необходимо увеличить уровень продаж или хотя бы не дать ему упасть».
Как известно, цены на русское искусство упали в 2011 году и с тех пор не поднимались, несмотря на все ухищрения многочисленных аукционных домов и частных дилеров. В ситуации низких цен большинство владельцев не желают расставаться с особо ценными экземплярами коллекций. Таким образом, на рынке русского искусства сейчас редко появляются по-настоящему ценные работы, и, соответственно, малое количество действительно серьёзных коллекционеров стремятся вложить свой капитал.
Спрос на художников сталинской эпохи, конечно, есть. По успеху одной работы Дейнеки, которая составила 60% дохода аукциона, трудно судить об общей картине рынка. Однако со свойственным соцреализму оптимизмом давайте и мы посмотрим в светлое будущее, где русскому искусству не потребуется стыдливо прятаться за занавеской.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Дейнека Александр Александрович (1899-1969)
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
Лыжники
Девушки бегущие по воде
Оборона Петрограда.
В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре «Эстрадный танец» (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна «Оборона Петрограда» (1928) перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера «Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г.»
Спящий ребенок с васильками.
Под Курском. Река Тускарь.
Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают «ориентацию на художественную молодежь». Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению «примет XX столетия», воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта («В Донбассе», 1925, «Перед спуском в шахту», «На стройке новых цехов», «Лыжники», 1926, «Текстильщицы», 1927).
Пирс
Москва
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки («Сам батюшка пожаловал», «Святые прозорливцы», «Чудодейница», 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков, интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах («Тоска по изящной жизни», 1927). Однако работа художника в «Безбожнике» и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов («Постановили единогласно», «На производстве. Женское собрание», «Паровой молот на Коломенском заводе», 1925, «Рабочий и крестьянин», «Футбол», «Спортплощадка. У финиша», 1927).
Американский пейзаж
Прогулка
Окно в мастерской.
Юность
Филадельфия. Старая площадь
Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал «Даёшь», в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из «Безбожника». У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ («Ударник, будь физкультурником», «Мы требуем всеобщего обязательного обучения!», «Китай на пути освобождения от империализма», «Механизируем Донбасс!», «Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства», 1930).
Мать
Вашингтон. Капитолий.
Беседа колхозной бригады
Вечер на даче.
Будущие летчики
Натурщица
Отдыхающие дети
Стахановцы.
Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной, и лишь в 1943 году откроется станция «Новокузнецкая» с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей.
Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года
В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно «Знатные люди Страны Советов» приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки. А в 1939 архитектурный проект станции «Маяковская» (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции «Метрокомната») берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.
Музей Леже в Антибе.
В 1941 году Дейнека создаёт картину «Левый марш», мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта («Владимир Маяковский в РОСТА», 1941).
Осень.Водопой
Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первой значительной работой становится «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени («Площадь Свердлова в декабре 1941 года», «Манеж», 1941). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. От города живописец переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны («Сгоревшая деревня», 1942). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые («Сбитый ас», 1943, «Парашютный десант на Днепре», 1944).
Оборона Севастополя.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…» Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно «Оборона Севастополя» (1942), страшное и величественное.
Севастополь. Порт.
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы («Раздолье», «Портрет Мирель Шагинян», 1944). Победа вдохновляет его на серию акварелей с видами на взятый Берлин (под общим названием «Берлин. 1945»), на изображение освобождённых просторов родной земли («Под Курском. Река Тускорь», 1945).
Кто кого?
У моря
За мозаичные работы «Хорошее утро» (1959-1960) и «Хоккеисты» (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.
Севастополь. У мола
Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968).
Сирень
12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
День Гагарина в Париже.
Девочка с букетом и пара на балконе: главные экспонаты выставки «Окна в Россию»
В Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) открывается совместная с Третьяковской галереей выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». В экспозицию вошли полотна ключевых отечественных художников ХХ века — Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Таира Салахова. Все работы объединены темой окна. Это красноречивая метафора надежды и взгляда, направленного в будущее.
Выставка проделала большое путешествие с запада России на восток. Ее видели зрители в Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Владивостоке и Сочи. В Москве выставка откроется 19 мая — в этот день вход в ИРРИ будет бесплатным.
Сокуратором выставки вместе с хранителем отдела живописи ХХ века Третьяковской галереи Ольгой Полянской и арт-директором ИРРИ Надеждой Степановой выступил искусствовед Анастасия Сиренко. По просьбе mos.ru она рассказала о главных, на ее взгляд, экспонатах выставки.
«Лунная ночь. Сирень» Юрия Кугача
Это, наверное, самая актуальная на момент открытия выставки картина — недавно в Москве повсюду зацвела сирень. Раскидистые ветви, которые изобразил Юрий Кугач, — мотив практически обязательный для любого русского живописца — от Михаила Врубеля до Константина Коровина.
Причина такой любви художников к этому растению проста. Сирень, или же, как ее сперва называли, «синель», появилась в России еще в конце XVIII века. Вскоре она стала неотъемлемой частью дворянского сада — особенно ценились французские сорта, выведенные биологами Виктором Лемуаном и его сыном Эмилем. Сегодня некоторые исторические сорта сирени этих селекционеров можно увидеть в ботаническом саду МГУ.
«Москва. Стадион “Динамо”» Георгия Нисского
В картине «Москва. Стадион “Динамо”» Георгий Нисский изобразил окрестности городка художников на Нижней Масловке, где жил и работал. Этот архитектурный комплекс в виде огромного «корабля искусств», задуманный Максимом Горьким и Игорем Грабарем в 1920-х годах, стал домом для многих художников и их семей.
Помимо жилых помещений, для художников были предусмотрены мастерские, столовые, клубы, для их детей — детский сад. Сегодня, кстати, в городке на Нижней Масловке продолжают жить художники, а истории и легенды о прежних обитателях продолжают жить в стенах этих домов.
Нисский был не только художником, но и прекрасным спортсменом, влюбленным в риск и скорость. Он ходил на руках по парапету на высоте восьмого этажа, прыгал с парашютом, водил яхту по Москве-реке. Его учитель и друг Александр Дейнека, не раз ходивший с ним в плавание, отмечал его «жизнелюбие, лукавый и добрый взгляд, обветренное лицо яхтсмена, лыжника, гонщика и путешественника».
«Восстановление Ростсельмаша» Александра Дейнеки
Эта графическая работа создана в конце 1940-х годов и посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники — Ростсельмаша. Во время Великой Отечественной войны завод успели эвакуировать в Ташкент за несколько дней до оккупации Ростова-на-Дону фашистскими войсками. Но уже через 10 дней после освобождения города завод начал свою работу, а к ноябрю 1948 года Ростсельмаш был полностью восстановлен. Функционирует он и по сей день — сегодня компания «Ростсельмаш» занимает пятое место в мире по производству сельскохозяйственной техники.
Александр Дейнека, пожалуй, один из самых известных художников XX века. Он был лидером общества станковистов, сторонником здорового духа в здоровом теле и автором замечательных мозаик в Московском метрополитене. Его произведения — лучшее воплощение пафоса раннего этапа советской истории.
«Утро в городе» Юрия Пименова
Все работы Пименова, связанные с жизнью города, — романтичные, свежие. И выглядят они вполне современно. На выставке представлено несколько его картин, но хочется сказать именно об «Утре в городе». Эта картина участвовала в выставке «Оттепель» в Третьяковской галерее. Мы с радостью отметили для себя, что она, такая маленькая, особенно на фоне монументальных шедевров, была замечена зрителями — по крайней мере, судя по социальным сетям: ее часто фотографировали и публиковали.
Пименов с энтузиазмом воспринял расширение городов. Он любил гулять среди строящихся домов, восхищался простой, легкой архитектурой советского модернизма. И конечно, размышлял о людях, которые скоро переедут в эти кварталы. Художник говорил: «Для меня новые кварталы — это вовсе не планы или чертежи. Для меня это просто люди, которые переезжают в новые дома. Это новоселья, свадьбы, какие-то свидания у новых дверей, вообще — прогулки по новым районам. Это новый воздух — воздух новых, хороших, свежих домов».
«Девочка с цветами» Бориса Иогансона
Во время подготовки каталога выставки у нас не было сомнений, какую работу поместить на обложку. Конечно, «Девочку с цветами» Иогансона — яркую, сочную картину, в которой явственно ощущается дух того времени. Эта работа прибыла на выставку из собрания Третьяковской галереи. Она открывает нам соцреалиста Бориса Иогансона, президента Академии художеств СССР, с новой стороны — как художника-лирика, мастера пленэрной живописи.
Среди специалистов до сих пор ведется спор о том, кто изображен на картине. По одной из версий, задумавшаяся у окна девочка — внучка художника.
«Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова» Петра Вильямса
Эта картина появилась в экспозиции почти случайно: на ее месте должна была быть знаменитая картина Татьяны Яблонской «Утро», но Третьяковская галерея отправляет ее на давно запланированную выставку в Казахстан. Сокуратор выставки «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» Ольга Полянская нашла, на наш взгляд, совершенно замечательную замену.
Судьбы Анны Мартинсон и Алексея Понсова тесно связаны с театром. Дочь известного актера Сергея Мартинсона была театральным художником-декоратором. Работала она и в кино — как художник по костюмам. Мартинсон создала образы героев дипломного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960).
Анна Мартинсон, вероятно, часто бывала у Петра Вильямса, с 1937 года служившего главным художником в Большом театре. Алексей Понсов был учеником Вильямса и продолжателем его дела — работал театральным художником во МХАТе. Но связывали ли романтические чувства этих двух молодых людей, не известно.
Дейнека картина на балконе
Дейнека очень любил Крым за его особенную атмосферу и легкость. Поэтому, когда он увидел в немецкой газете снимок разрушенного города, захваченного врагом – картина была практически готова. Осталось ее только написать.
Александр Дейнека – «Оборона Севастополя», 1942
«Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».
По-хорошему, стоит погуглить предыдущие картины автора с Крымом. Тогда вы сможете заметить эту трансформацию (прямо как у Пименова), как светлый и воздушный город становится адом на земле с грудами металла и телами вокруг.
Александр Дейнека – «Будущие летчики», 1938
А написать это та еще наука. Натурщиков то нет, все на войне. Художник решил проблему изящно: позвал знакомую девушку-спортсменку с крепкой фигурой и написал с нее своего известного матроса в центре.
Остальные детали тоже не пришли сами по себе. Дейнека часто ездил по городам и к фронту, постоянно делая зарисовки и наброски. Как раз вся эта коллекция чуть позже использовалась им при написании полотна.
Еще один эскиз к картине:
А вот как все выглядит в финальном варианте:
Как и всегда у Дейнеки, картина явно содержит в себе некоторую плакатность и символизм. Немцы изображены схематически, без званий и знаков опознавания, даже без лиц.
Все дело в высшей идее. На картине будто бы схлестнулось добро (бравые матросы с лицами и в белом) и зло (зеленые немцы-захватчики). Обратите внимание, советские защитники несколько выше и могуче. За ними правда.
Но при этом он не опустился до карикатур в отношении немцев, их он тоже изобразил обычными людьми, как фриц на первом плане. Все-таки, война не щадит никого.
Сильная картина. Вряд ли я смогу подытожить лучше самого Дейнеки: «Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Необычные автопортреты художников
Многие слышали про фреску Микеланджело «Страшный суд». Микеланджело среди прочих святых показал Варфоломея, держащего шкуру грешника. И в этой шкуре, по мнению большинства искусствоведов, он изобразил себя!
Возникает вопрос – а зачем? Вот тут единения мнений как раз нет. Одни говорят про нежелание мастера заниматься этой фреской, ну и вот что вы со мной сделали, дорогие заказчики.
Другая версия подразумевает истинно христианское самобичевание Микеланджело – мол, получу за все грехи и в рай.
А еще говорят, что так он изобразил свое опустошение и тяжесть труда: по рассказам его учеников, автор изредка ел, только чтобы не умереть, и спал прямо в рабочей одежде – не хватало сил раздеться. Несколько раз, когда подручные стаскивали с него сапоги, они слезали вместе с кожей.
Возможно, тут зарыт конфликт – Варфоломей очень уж напоминает Пьетро Аретино, известного публициста своего времени и одного из главнейших критиков художника. Так его достал этот злодей, что шкуру спустил.
Но самый простой вариант объяснения – просто традиция так изображать святого и отсутствие натурщика под рукой. Хлоп – и изобразил себя куском кожи.
А мы теперь гадаем – синие занавески или тайный смысл?
Другой хитрец, живший в 19 и 20 веках, тоже оставил странный автопортрет с христианскими отсылочками. Дело было так. В 1889 году Поль Гоген тусил с друзьями в небольшой гостинице в Ле Пудальдю. Хозяин узнал про гостей-художников и упросил их украсить интерьер, ну и добавить изюминки. Гоген выбрал себе для творчества дубовый шкаф, написав на нем свой автопортрет.
Как правило Гоген просто изображал себя серьезным и задумчивым мастером, но тут разыгрался с символами. Самое очевидное – христианские отсылочки. Над головой у художника висит нимб (мол, он святой или выбран судьбой), но одновременно с этим в руках змея и яблочки рядом. Намек на грех и скорое падение? А уж зная биографию и проделки художника, все сомнения отпадают.
Снова крутанемся во времени назад, на очереди мой любимый Караваджо. Он несколько раз писал сюжет про Давида и Голиафа, но этот вариант самый интересный. Здесь все не так просто, как кажется.
Голова Голиафа, висящая в руке юноши, безусловно принадлежит самому Караваджо. А вот кому принадлежит другая, целая и невредимая головушка?
Караваджо – «Давид с головой Голиафа», 1610
Тут начинаются версии. Философская догадка предполагает, что это двойной автопортрет. Мол молодой Караваджо смотрит на себя старого и думы его сумрачны, посмотрите на его лицо. На мече в руке Давида красуются буквы H-AS OS, которые интерпретировали как сокращение латинского выражения «смирение убивает гордыню». Зная ухабистую биографию художника, невольно задумаешься о глубоком символизме.
На момент создания картины Караваджо был в уголовном розыске за убийство, и его собирались помиловать папские чиновники. Тут художник как бы и шедевр пишет, и показывает свое раскаянье. Правда, не судьба – по дороге к помилованию при малоизвестных обстоятельствах разгульный мастер умер.
Вот эти буквы на клинке:
Казалось бы, дело раскрыто? Не торопитесь, Ватсон, есть еще пара деталек. Время романтической версии.
Юноша на картине также смахивает на Чекко, подмастерье и предполагаемого любовника Караваджо. А помимо этого томного взгляда (теперь он стал томным, не правда ли?) меч уходит между ног молодого Давида, аля фаллический символ. Караваджо, этот умный пройдоха, обожал добавлять намеки и хитрые детали в свои работы.
В общем, Караваджо гений, снова переиграл нас. За это его и любим.
Рана во лбу есть (все каноны Библии соблюдены), а заодно и сходство с собой:
А завершить пост я бы хотел на спорте, а не отрезанной головой.
На момент написания автопортрета Дайнеке было 49 лет. Какая удивительная у него форма, молодец – скажите вы. Нуууу…
Автор, в молодости бывший поджарым боксером, немного приукрасил, в 49 лет такого пресса кубиками у него уже, увы, не было. Но сделал он не для саморекламы перед товарищами женщинами, а по идейным соображениям.
Дейнека, большой патриот и видный представитель соцреализма, хотел привносить в искусство красоту. Поэтому он часто немного приукрашивал советскую действительность. Даже если это касалось количества кубиков на животе.
Александр Дейнека – «Автопортрет», 1948
А чего он вышел в боксерский трусах? Ну, во-первых, раз уж изображаешь всю страну молодецкой и спортивной, изволь соответствовать: снимай деловой костюм и ну качать советские мышцы во славу Родины.
А во-вторых, это еще и ответ критикам – художник готов бороться с недоброжелателями. В 1948 году Дейнека потерял пост руководителя Московского института прикладного и декоративного искусства, его обвиняли в формализме и считали картины идейно несостоятельными. Короче, явно кому-то он насолил.
Но автопортрет художника показал – он будет бороться. Борьба удалась – художник не попал в ссылки, тюрьмы и расстрелы, не эмигрировал, а вполне успешно дожил партийным товарищем во всевозможных президиумах. И своим талантом вошел в историю русского искусства)
Тайное увлечение Дейнеки. Художник и его самолеты
Строители социалистического будущего на монументальных полотнах Александра Дейнеки обычно занимаются спортом или отдыхают, залитые солнцем. И часто делают это без одежды. Что отвлекает нас от главного — самолётов!
Мэтр изображал самые разные транспортные средства. Но к авиации у него была подлинная страсть, и летательные аппараты на его картинах появляются чаще, чем прочая техника. Если рассматривать произведения Дейнеки в хронологическом порядке, то можно запросто составить презентацию на тему «История авиации Черноморского флота в картинках».
Более того, есть в творчестве художника и загадки, связанные именно с авиатехникой.
Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сей день.
А. Дейнека, «Бегущие девушки». Фрагмент
Паровоз Эу, памятник на ст. Долинская, Кировоградская обл., Украина (фото: Источник)
Но если паровозы, а также автомобили и прочие пароходы у Дейнеки обычно лишь часть фона, то самолёты часто становятся центральными элементами картин художника. На 30-е годы пришёлся пик интереса Александра Александровича не просто к авиации, а к гидроавиации. Наступила золотая эра гидропланов, и все полагали, что за ними будущее, а сухопутные самолёты и дирижабли — это так, побаловаться. Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Только к концу десятилетия гидропланы постепенно сходят с его полотен, уступая место самолётам сухопутного базирования.
Пока одни пользователи Facebook комментировали героинь картины «Бегущие девушки», а другие участвовали в дискуссии о паровозе, автора этой заметки заинтересовало другое: а что за птица летает на известном полотне Дейнеки «Будущие лётчики»? Картина написана в 1937 году, изображает трёх пионеров, сидящих на мраморной набережной летнего приморского города, один из них, на вид постарше, указывает другим на парящий в небе белый гидроплан. Какой?
А. Дейнека, «Будущие лётчики». Фрагмент
Вскоре, хвала гуглу, выяснилось: изящный биплан с толкающим винтом и хвостовым оперением в виде лепестка — это Savoia-Marchetti S.62, лёгкий итальянский разведывательный гидросамолёт. И тут оказалось, что исполненный романтики классический шедевр соцреализма скрывает за собой забавную страницу истории отечественной авиации.
Savoia-Marchetti S.62 (производился в СССР по лицензии как МБР-4)
Самолёт, как уже было сказано, итальянский, а Италия в те годы была… ну вы поняли, фашистская она была. Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали). А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг.) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S.55. Кстати, этому самолёту своим рождением обязан… Комсомольск-на-Амуре. Именно на S.55 к месту постройки будущего города прилетела комиссия, которая этим вопросом занималась.
Плакат, посвящённый международному перелёту Рим-Чикаго (1933). Гламурный фашизм как он есть
Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом. В конце 20-х годов Советский союз сделал заказ на постройку в Италии 50-ти S.62 и купил лицензию на их производство. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков. Тогда на одном из официальных приемов советский военно-воздушный атташе подкатил к маршалу Бальбо и пожаловался: мол, облётывать машины некому, помогите. «Не вопрос», — ответил фашист № 2. И со следующего дня испытанием построенных самолётов занимались его подчинённые из итальянских ВВС.
К моменту появления картины «Будущие летчики» лодка S.62 постепенно уходила в прошлое — в 1936 году машины передали в учебные части, а вскоре летающие лодки вообще были сняты с вооружения. Правда, Дейнека изображал «савойю» и раньше — известны ещё три работы, где она запечатлена.
А. Дейнека, «Гидропланы над кораблями». Фрагмент
А. Дейнека, «Пионер». Фрагмент
А. Дейнека, «Севастополь». Фрагмент
Но не только S.62 славна авиационная составляющая работ Дейнеки. Александр Александрович писал и другие военные гидропланы Черноморского флота: посмотрите на Dornier Wal (акварель «Гидропланы», 1934), поплавковую версию АНТ-7 («Этюд с гидропланами» того же года), МБР-2 (картина «Летающая лодка», 1940) и другие.
А теперь загадка. На картине «Севастополь. Водная станция „Динамо“» (1934) изображён автожир, причём, без всякого сомнения, это А-7 конструкции Николая Камова. Уж больно характерные у него законцовки крыльев. Внимательным был Александр Александрович к деталям летательных аппаратов.
А. Дейнека, «Севастополь. Водная станция „Динамо“». Фрагмент
Но А-7 на картине просто не могло быть! В мае 34-го в ЦАГИ закончили постройку первого экземпляра и передали его для наземных испытаний. В воздух самолёт впервые поднялся лишь в сентябре и никуда из Москвы не улетал. Остаётся только гадать, как А-7 появился на картине, посвящённой летнему Севастополю. Возможно, Дейнека был на аэродроме, где испытывался автожир, и, вдохновлённый необычным летательным аппаратом, решил поместить его на одно из своих свежих полотен.
С годами самолётов на картинах Дейнеки становится всё меньше, но за несколько лет до смерти мэтр решил вспомнить былые навыки. Вероятно, он стал самым именитым советским художником, изобразившим Ил-62. Но Ил-62 ли?
Комментарий Евгения Башина-Разумовского, эксперта по историческим вопросам:
Эта картина — вторая авиационная загадка Дейнеки. Она написана в 1964 году, к сожалению, более точной датировки наш искусствовед не предоставил. Проблема в том, что Ил-62 в 1964 был в виде двух проходивших испытания прототипов, и встанет он на линии два года спустя, в 1966-м. Весной того же 1964 года на линии вышел британец Vickers VC-10 с идентичным расположением моторов, вот и гадай, то ли мастер увидел в аэропорту английского гостя, то ли подсмотрел за испытаниями нового советского лайнера? А может, и то, и то верно?
А. Дейнека, «Все флаги в гости будут к нам». Фрагмент
Так что вовсе не обнаженными юношами и девушками славно творчество одного из самых известных советских художников, а самолётами, у каждого из которых своя удивительная история.
20 мая родился один из самых значительных деятелей советского искусства, «Маяковский в живописи»,профессор Александр Александрович Дейнека
В 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал «Даёшь», в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из «Безбожника». У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ
Мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами он пишет идейные и трагические картины и вместе с тем продолжает рисовать плакаты.
Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы.
А в 1939 архитектурный проект станции «Маяковская» (мозаики были воспроизведены в натуральном размере в мультимедийной инсталляции «Метрокомната») берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке.
В 1941 году Дейнека создаёт картину «Левый марш», мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. От города живописец переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны.
Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…» Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно «Оборона Севастополя».
Победа вдохновляет его на серию акварелей с видами на взятый Берлин (под общим названием «Берлин. 1945»), на изображение освобождённых просторов родной земли.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров.
За мозаичные работы «Хорошее утро» и «Хоккеисты» Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию.
В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.
Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием. Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума, вице-президентом, академиком-секретарем.