дислалия у детей код мкб
Физиологическая дислалия ( Возрастное косноязычие )
Физиологическая дислалия – это возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.
МКБ-10
Общие сведения
Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) – это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в отечественной логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения – элизии, субституции, смешения звуков – носят временный, преходящий характер.
Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи – 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия, стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.
Причины
Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу. Несовершенства звуковой стороны речи у дошкольников могут быть объяснены следующими группами факторов:
Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.
Этапы усвоения звуков
Сроки и последовательность появления звуков речи у детей обусловлены физиологической готовностью речедвигательного аппарата к их артикулированию и речеслухового анализатора к их восприятию и различению.
Таким образом, к старшему дошкольному периоду дети полностью овладевают фонемным составом родного языка. После этого возраста любые фонологические нарушения (даже единичные замены правильно произносимых звуков другими) не могут считаться вариантом нормы и нуждаются в исправлении. Также к физиологическому косноязычию не относятся звуковые искажения (межзубное, горловое, боковое и другое ненормативное произношение) – эти случаи подлежат коррекции в любом возрасте с момента выявления.
Симптомы физиологической дислалии
В период возрастного косноязычия речь ребенка звучит не очень разборчиво и четко. Это связано с недостатками произношения отдельных фонем: их отсутствием, заменами на более простые или смешением акустически и артикуляторно близких звуков, смягчением. Кроме этого, наблюдается несовершенство грамматической структуры и повествования.
Среди звуковых замен в период физиологической дислалии наиболее характерным является употребление свистящих взамен шипящих («масина» вместо «машина», «зук» вместо «жук»), переднеязычных взамен свистящих («тянки» ‒ «санки»). До определенного возраста звук «р» отсутствует совсем («ека» ‒ «река») или заменяется на [й] («йяк» ‒ «рак»), на [л] («голка» ‒ «горка»), на [в] («павк» вместо «парк»).
Среднеязычный звук [й] также может выступать заменителем сонорного [л] («йопата» ‒ «лопата»). Взамен заднеязычных часто употребляются переднеязычные («дусь» ‒ «гусь», «тубик» ‒ «кубик»). Твердые согласные обычно произносятся смягченно («зяйка» ‒ «зайка), иногда мягкие фонемы заменяются на твердые («тота» ‒ «тетя»). Дети затрудняются в произношении стечения согласных – обычно произносится один из звуков, остальные опускаются.
Безударные слоги нередко «выпадают» из слова, в новых и сложных по структуре словах отмечается перестановка звуков и слогов местами. Примерно с 3-4 лет дети осваивают правильное употребление падежных окончаний и предлогов. Связная речь формируется к 4 годам: появляются сложные предложения, ребенок может пересказать сказку, рассказать стишок. Нормой для этого возраста является нарушение логики повествования, рассказ с сокращениями или излишней детализацией, придумывание и опускание частей рассказа. Все эти недочеты при физиологической дислалии постепенно уменьшаются, и к 6 годам детская речь становится правильно оформленной в фонетическом и грамматическом плане.
Диагностика
Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии, ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:
Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.
Профилактика нарушений речи
Предпосылками к овладению нормативным звукопроизношением выступают организация правильного речевого окружения в семье и детском коллективе. С самого рождения с ребенком необходимо разговаривать, «оречевляя» свои действия и называя предметы, находящиеся в поле зрения малыша. С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка привычку смотреть на говорящего, следить за движениями его губ и языка. Речь взрослых должна быть небыстрой, фонетически и грамматически правильной. Категорически не допускается копирование неправильного детского произношения. Для развития слухового внимания и памяти полезны игры на звукоподражание, запоминание чистоговорок и стихов, чтение книг.
Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.
Дислалия
Общие сведения
Термином «дислалия» в современной медицине называют нарушение произношения звуков при нормальном слухе и адекватно функционирующей ЦНС. В свое время – примерно до середины двадцатого века – такое состояние называли косноязычием. Но и сейчас в просторечии о малыше, который неправильно произносит определенные звуки, говорят, что он картавит или шепелявит.
Говоря о том, дислалия — что это такое, следует отметить, что с греческого языка этот термин переводится как «нарушение речи». Дислалия — это нарушение звукопроизношения, и в настоящее время она является одним из наиболее распространенных нарушений речи. У детей нарушение звукопроизношения проявляется тем, что ребенок не может произнести определенный звук, вследствие чего заменяет его другим или пропускает. Специалисты определяют разные виды такого нарушения в зависимости от его особенностей. По статистике, такие нарушения речи встречаются примерно у 30% дошкольников, у 20% младших школьников и у 1% детей в более старшем возрасте. Код по МКБ-10 — F80.0 (специфическое расстройство речевой артикуляции).
Если у ребенка наблюдаются трудности с произношением тех или иных звуков, родители должны обратить на это внимание и вовремя проконсультироваться с логопедом. Возможно, понадобятся и консультации других специалистов. Но в любом случае проблему нельзя оставлять без должного внимания: дислалия у детей должна своевременно диагностироваться. Только в таком случае врач сможет подобрать оптимальные методы устранения этой проблемы у детей.
Когда следует обращаться к специалисту, и какие меры следует принимать, чтобы избавиться от проявлений дислалии, речь пойдет в этой статье.
Патогенез
Механическая дислалия развивается на фоне наличия органических дефектов периферического артикуляционного аппарата. Это могут быть аномалии губ, зубов, языка, челюстей. В частности механическая форма болезни может проявляться у детей со слишком короткой уздечкой языка или верхней губы, микроглоссии (узкий язык) или макроглоссии (слишком большой язык). На произношение могут влиять аномалии губ, дефекты челюстей и зубов (неправильный прикус, редко расположенные зубы, аномалии неба). Следовательно, патогенез этой разновидности болезни связан с нарушением формирования компонентов речевого аппарата.
Функциональная дислалия связана не с физиологическими причинами, а с факторами социального или биологического характера. Функциональная форма может быть связана с нарушенной слуховой функцией или другими нарушениями, не связанными с речевым аппаратом. Однако патогенез такой формы установлен не полностью.
Классификация
Учитывая причины развития проблемы с произношением звуков, выделяют такие разновидности этого состояния:
В свою очередь, функциональная форма подразделяется еще на несколько типов:
Существует также более детальная классификация, в которой учтена несформированность тех или иных признаков звука и особенности дефекта. Выделяются такие формы патологии:
Согласно количеству нарушенных звуков выделяют такие формы заболевания:
В зависимости от особенностей произношения выделяются:
Отдельно выделяется такое понятие как физиологическая дислалия, которая фиксируется у малышей до достижения 5-летнего возраста. Физиологическая форма присутствует на определенном этапе у всех людей.
Причины
Функциональная дислалия может развиваться под воздействием следующих причин:
Развитие механической дислалии может быть обусловлено такими причинами:
Симптомы
При дислалии дефекты произношения звуков могут проявляться в пропусках, смешениях, заменах и искажении звуков.
При функциональной форме в большинстве случаев нарушается произношение одного или нескольких звуков. При механической – неправильно произносится целая группа звуков, сходных по артикуляции звуков.
Несмотря на наличие проблем со звукопроизношением, при дислалии с лексико-грамматической стороны речь формируется соответственно возрасту. Словарный запас у ребенка достаточный, слоговая структура слова не искажена, связная речь достаточно развита.
Отдельно выделяется физиологическая форма, когда несовершенство речи связано с возрастом. В таком случае все недостатки произношения проходят до 5 лет без дополнительных мер устранения.
Чаще всего отмечаются такие нарушения звукопроизношения:
Нарушение произношения других согласных звуков встречается редко.
Анализы и диагностика
Процесс диагностики при нарушениях произношения звуков начинается со сбора информации об особенностях протекания беременности у матери, болезней ребенка, особенностей его развития. Далее врач определяет особенности артикуляционного аппарата, проводя визуальный осмотр. Также специалист оценивает, как малыш выполняет специальные упражнения по подражанию.
В ходе обследования определяется состояние звукопроизношения, а также характер его нарушения.
В итоге врач должен определить форму и вид дислалии, а также выяснить, какие именно звуки произносятся неправильно.
В процессе обследования может понадобиться консультация детского невролога (при функциональной форме) или стоматолога (при механической форме).
Лечение
Методы устранения дислалии подбирает врач в соответствии с установленным диагнозом. Процесс коррекции нарушения проводится в три этапа. Изначально проходит подготовительный этап, далее – этап формирования произносительных навыков, после чего – формируются уже коммуникативные навыки. Методы устранения дислалии у детей зависят и от ее формы и вида.
Специфические расстройства развития речи и языка (F80)
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Задержка психоречевого развития
Общая информация
Краткое описание
Протокол «Задержка психоречевого развития»
Код по МКБ:
F80.1. Задержка психоречевого развития
Расстройство экспрессивной речи (связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)
F80.2. Расстройство рецептивной речи
Связанная с развитием:
— Дисфазия или афазия рецептивного типа
F80.9 Расстройство развития речи и языка
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
— Подключено 300 клиник из 4 стран
Автоматизация клиники: быстро и недорого!
Мне интересно! Свяжитесь со мной
Классификация
Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова):
2. Сенсорная алалия.
— задержка психического развития с дисграфией;
— задержка психического развития с дислексией;
— задержка психического развития с дискалькулией;
— задержка психического развития с диспраксией;
— задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью;
— задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением.
Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян). Речевые расстройства:
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:
Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
— заикание;
— мутизм и сурдомутизм.
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)
Диагностика
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость; перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции.
Физикальное обследование: психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции.
Лабораторные исследования: в пределах нормы.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза.
Показания для консультации специалистов: логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист.
Минимум обследования при направлении в стационар:
— общий анализ крови;
Основные диагностические мероприятия:
1. Общий анализ крови.
2. Общий анализ мочи.
4. Исследование слуха.
6. КТ головного мозга.
Дополнительные диагностические мероприятия:
1. ИФА на токсоплазмоз.
2. ИФА на цитомегаловирус.
3. Анализ мочи на обменные нарушения.
4. УЗИ органов брюшной полости.
Дифференциальный диагноз
Ранний детский аутизм
Особенно нарушена коммуникативная функция речи, отмечается задержка развития речи.
Резкое нарушение фонетической стороны речи, речь отсутствует или ограничена, в словах многочисленные ошибки, звуковые замены, эхолалии.
Аутичное поведение, стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание, хлопки, «мытье рук», потирание, появляющиеся после потери целенаправленных движений рук; нарушения походки (апраксии и атаксии), выявляющиеся в возрасте 1-4 лет
Дети играют в одиночестве, стереотипно, чаще неигровыми предметами, нарушено коммуникативное поведение, стереотипный характер игр
Дети часто неусидчивы, расторможены
Неуверенность в себе, раздражительность, молчаливость
До 1 года психоречевое развитие соответствует возрасту, затем постепенная утрата ранее приобретенных навыков. Интеллект значительно снижен
Уровень интеллекта колеблется от субнормального до нормального
Задержка психического развития
Легкая задержка психического развития
Крайне ограничено понимание речи, глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи и грубая задержка психомоторного развития
Дети понимают речь окружающих
Дети не понимают речь окружающих
Дети понимают речь окружающих
Лечение
Тактика лечения
Цели лечения:
— активизация психического развития;
— пополнение пассивного и активного словарного запаса;
— повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;
— обучение навыкам самообслуживания;
Немедикаментозное лечение:
— индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;
— занятия с психологом;
— групповые занятия ЛФК;
— массаж воротниковой зоны, головы;
Медикаментозное лечение
Инстенон, таблетки (1 таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем), после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.
Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин.
Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит.
Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.
Профилактические мероприятия:
— профилактика вирусных и бактериальных инфекций.
Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский сад, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.
Основные медикаменты:
1. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг
2. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг
3. Пирацетам, ампулы 5 мл 20%
4. Пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4
5. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%
6. Пиритинол (энцефабол), драже 100 мг, суспензия (5 мл=80,0 пиритинола)
7. Тиамин хлорид, ампулы 5%, 1 мл
8. Фолиевая кислота, таблетки 0,001
9. Церебролизин, ампулы 1 мл
10. Цианокобаламин, ампулы 1 мл, 200 мкг и 500 мкг
Дополнительные медикаменты:
2. Актовегин, драже 200 мг
3. Глицин, таблетки 0,1
4. Гопантеновая кислота (пантокальцин), таблетки 0,25
5. Инстенон, таблетки
6. Магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6
7. Нейромультивит, таблетки
8. Неуробекс, таблетки
9. Ново-пассит, таблетки, раствор
10. Ноофен,таблетки 0,25
11. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 мг
12. Хлорпритиксен, 15 мг
13. Циннаризин, таблетки 25 мг
Индикаторы эффективности:
1. Улучшение внимания, памяти, работоспособности.
2. Пополнение пассивного и активного запаса слов.
3. Повышение эмоционального и психического тонуса.
Госпитализация
Показания к госпитализации (плановая): задержка психоречевого развития с рождения или приобретенная, эмоционально-волевые расстройства, общее недоразвитие речи, утрата навыков произношения и понимания речи.
Информация
Источники и литература
Информация
Список разработчиков:
Разработчик
Место работы
Должность
Кадыржанова Галия Баекеновна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3
Серова Татьяна Константиновна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №1
Мухамбетова Гульнара Амерзаевна
Кафедра нервных болезней, КазНМУ
Ассистент, кандидат медицинских наук
Балбаева Айым Сергазиевна
РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3
Специфические расстройства речи у детей. Клинические рекомендации.
Специфические расстройства речи у детей
Оглавление
Ключевые слова
Список сокращений
БДУ — без дополнительных уточнений
СРРР — специфические расстройства речевого развития
ТКМП — транскраниальная микрополяризация
ЦНС — центральная нервная система
SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи
Термины и определения
Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.
Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.
Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.
1. Краткая информация
1.1 Определение
Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.
Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.
Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией.
Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].
1.2 Этиология и патогенез
Наследственные факторы в генезе СРР
Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].
Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низкой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].
По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосоме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].
Патология перинатального периода как этиологический фактор
Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].
1.3 Эпидемиология
Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].
Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 13. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает возможность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетического и раннего гормонального воздействия [15].
1.4 Кодирование по МКБ-10
1.5 Классификация
Специфическое расстройство артикуляции
Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.
В это расстройство включаются:
— связанное с развитием физиологическое расстройство;
— расстройство развития артикуляции;
— функциональное расстройство артикуляции;
— лепет (детская форма речи);
— расстройство фонологического развития.
Из данного расстройства исключаются:
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);
— нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F 80.2);
— расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);
— расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);
— расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.
В это расстройство включаются:
— задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;
— связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
— связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
Из данного расстройства исключаются:
— первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);
— общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).
— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау—Клеффнера) (F80.3x);
— элективный мутизм (F94.0);
— умственная отсталость (F70—F79);
— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).
Расстройство рецептивной речи
В это расстройство включаются:
— дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
— афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
— не восприятие слов;
— врожденная слуховая невосприимчивость;
— афазия Вернике, связанная с развитием.
Из данного расстройства исключаются:
— приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);
— аутизм (F84.0x, F84.1x);
— элективный мутизм (F94.0);
— умственная отсталость (F70—F79);
— задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);
— дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);
— органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
— органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
— дисфазия и афазия БДУ (R47.0).
Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.
2. Диагностика
2.1 Жалобы и анамнез
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарий: Осмотр делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента.
2.2 Физикальное обследование
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарий: Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень несоответствия возрасту ребенка. Для оценки понимания обращенной речи ребенку предлагается с помощью только речевой инструкции, показать на картинке предметы, выполнить те или иные действия, постепенно усложняя задания. При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить понимание смысла предлогов, различий во времени, числе, падеже.
Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно определить действие, передать смысловые оттенки.
Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, времен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмоциональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интеллект) [16].
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: Патопсихологическое исследование включает в себя: беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.
Уровень убедительности рекомендаций С, уровень достоверности доказательств III.
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: при расстройствах речи необходимо комплексное обследование, включающее консультацию сурдолога, который оценивает слух и выявляет его проблемы, при необходимости может быть проведена аудиография.
2.3 Инструментальная диагностика
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах.
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарий: С помощью МРТ могут быть получены трехмерные изображения головы, черепа, мозга, позвоночника. Магнитно-резонансная томография, выполненная в сосудистом режиме, позволяет получить изображение сосудов, кровоснабжающих мозг. МРТ позволяет улавливать изменения в мозге, связанные с его физиологической активностью. Так, с помощью МРТ может быть определено положение у больного двигательных, зрительных или речевых центров мозга, их отношение к патологическому очагу – опухоли, гематоме (так называемая функциональная МРТ).
2.4 Дифференциальный диагноз
Умственная отсталость
Дети с СРР неудовлетворительно выполняют невербальные тесты и задания, у них недостаточно выражены познавательный интерес и стремление к общению, не проявляется активность в использовании жестов и в поддержании игр.
Аутизм
При аутизме нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, и они тоже могут обуславливать нарушение речевого развития. Речь не используется в коммуникативных целях или используется недостаточно. Отмечается неравномерность и асинхронность темпов речевого развития. Фразовая речь может формироваться с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода. Характерны эхолалия, фразы-штампы, использование глаголов в неопределенной форме или в повелительном наклонении, длительное отсутствие в речи местоимения «я», в речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, наблюдается неспособность к диалогу, дети не задают вопросов. Нарушены произношение звуков, мелодика речи, ритм, темп.
Комментарии: Если нарушение речи обусловлено аутизмом, то выражены и поведенческие нарушения ребенка: он избегает контакта «глаза в глаза», или контактирует кратковременно, может не откликаться на свое имя, не пытается привлечь внимание других к заинтересовавшему предмету, обращается к другому человеку как к неодушевленному предмету, игнорирует попытки взаимодействия или активно отвергает их [17].
Синдром Ландау—Клеффнера
Расстройство, при котором ребенок с нормальным развитием речи теряет навыки рецептивной и экспрессивной речи. Начало расстройства чаще проявляется в возрасте 3-7 лет, но может возникать в более раннем или позднем возрасте.
Основные клинические проявления связаны с приобретенной афазией и эпилептическими припадками.
В большинстве случаев нарушение речи предшествует появлению судорожных припадков и развивается в течение нескольких месяцев. Эпилептические припадки, как правило, присоединяются в течение нескольких недель после развития афазии в виде генерализованных тонико-клонических, атонических, а также парциальных приступов с вторичной генерализаций и без нее. У большинства детей приступы редкие, ночные.
По мере развития заболевания у большинства детей отмечаются нарушения поведения в виде гиперактивности, раздражительности, агрессивности. Характерно, что нарушение рецептивной речи довольно глубокое и возникает в начале заболевания.
Комментарии: Диагностика синдрома основывается на данных ЭЭГ, на которой характерными являются изменения в виде высокоамплитудных мультифокальных спайков или комплексов «пик-волна» в центровисочных и центрофронтальных отделах полушарий. Во время сна происходит активация эпилептической активности [18].
3. Лечение
3.1 Основное лечение
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарии: Занятия с логопедом, а при плохом понимании обращенной речи с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше.
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Комментарии: В первую очередь она направлена на преодоление речевого негативизма (нежелания общаться) и логофобии (боязнь общения). Ведущая роль принадлежит игровой терапии.
Уровень убедительности рекомендаций D, уровень достоверности доказательств IV.
Комментарии: Она основана на лечебном применении постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на головной мозг.
При ТКМП обеспечивается направленное воздействие на неспецифические системы головного мозга (неспецифические ядра таламуса, мезенцефалическую ретикулярную формацию) для активации не эффективно функционирующего синаптического аппарата нейронов и интенсификации процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры [19, 20].
После курса лечения ТКМП у детей с СРРР отмечалось увеличение объема активного словаря, количества слов во фразе, улучшался лексико-грамматический строй речи, усиливалось понимание обращенной речи. Звукопроизношение значимо не улучшалось [20].
3.2 Консервативное лечение
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы энцефабола в первые 7—10 дней приема.
Прием в режиме монотерапии позволяет достоверно улучшить показатели экспрессивной и импрессивной речи, речевое внимание, увеличить объем активного словаря и количество фраз в общем недоразвитии речи 1—2 уровня, обусловленном моторной алалией [1, 21].
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарии: для снижения вероятности появления побочных эффектов в начале курса рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 6—10 дней.
Анкетирование родителей показало, что у детей уменьшаются церебрастенические нарушения, моторная неловкость, гиперактивность, улучшаются внимание, эмоциональный контроль и характеристики поведения. Установлено также положительное влияние церебролизина на двигательную сферу и формирование моторных навыков [21, 22].
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Комментарии: оценка результатов клинико-нейрофизиологического применения кортексина и энцефабола выявило более высокую эффективность кортексина в лечении СРРР с преобладанием экспрессивных и импрессивно-экспрессивных нарушений речи [10].
Большинство детей чаще использовали речь для общения, повторяли фразы за взрослыми, меньше прибегали к жестам или больше сопровождали их словами.
Более выраженной положительная динамика оказалась у детей с преимущественным расстройством экспрессивной речи и с расстройством импрессивно-рецептивной речи.
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
4. Реабилитация
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
5. Профилактика и диспансерное наблюдение
Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
Критерии оценки качества медицинской помощи
Уровни достоверности доказательств
Уровни убедительности рекомендаций
Выполнено логопедическое обследование, нейропсихологическое исследование
Проведено ЭЭГ и МРТ исследование
Выполнены занятия с логопедом не позднее 7-14дней с момента обращения
Выполнено курсовое медикаментозное лечение ноотропными препаратами
Выполнен динамический осмотр при недостаточной удовлетворенности пациента или наличии нежелательных явлений и определена тактика коррекции
Список литературы
1. Заваденко, Н.Н. Дисфазия развития: оценка эффективности лекарственной терапии / Заваденко Н.Н., Козлова Е.В., Колтунов И.Е. // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2012. — № 7, вып. 2. — С. 74-76.
4. Choudhury, N. A family aggregation study: the influence of family history and other risk factors on language development / Choudhury N., Benasich A.A. //Journal of Speech, Language, and Hearing Research. — 2003. — Vol. 46. — P. 261-72.
9. Сагутдинова, Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Сагутдинова Э.Ш., Степаненко Д.Г. // Системная интеграция в здравоохранении. — 2010. — № 2 (8) — С. 32-43.
10. Чутко, Л.С. Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-метод. пособие / Чутко Л.С., Ливийская А.М.. — СПб.: Коста, 2006. — 48 с.
16. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / Калягин В.А., Овчинникова Т.С.. — СПб.: КАРО, 2004. — 432 с.
17. Башина, В.М. Аутизм в детстве / Башина В.М. — М.: Медицина, 1999. — 240 с.
18. Гузева, В.И. Федеральное руководство по детской неврологии: / под редакцией Гузевой В.И.. — М.: ООО «МК», 2016. — 656 с.:ил.
19. Пинчук, Д.Ю. Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных поляризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС: автореф. дис. … докт. мед. наук / Пинчук Д.Ю. — СПб., 1997. — 41 с.
20. Чутко, Л.С. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении специфических расстройств развития речи / Чутко Л.С., Ливийская А.М. Никишена И.С [и др.] // Вопросы курортологии и физиотерапии. — 2006. — № 6. — С. 42—44.
23. Кузенкова, Л.М. Пантогам в лечении неврологических заболеваний у детей / Кузенкова Л.М., Маслова О.И. // Практика педиатра. — 2007. — № 1. — С. 19—22.
Приложение А1. Состав рабочей группы
Батышева
Татьяна Тимофеевна
Главный врач городской психоневрологической больницы № 18 Департамента здравоохранения города Москвы
Белоусова Елена Дмитриевна
Д.м.н., профессор, руководитель отдела психоневрологии и эпилептологии МНИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий
Гузева Валентина Ивановна
Главный внештатный специалист детский невролог Минздрава России, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России
Гузева Виктория Валентиновна
Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России
Гузева Оксана Валентиновна
Д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России
Дьяконова Елена Николаевна
Доцент кафедры ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия»
Ермоленко
Наталия Александровна
Д.м.н., зав. отделением ДОКБ, гл. детский невролог Воронежской области
Заваденко
Николай Николаевич
Д.м.н., проф., зав. каф. неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России
Зыков Валерий Петрович
Д.м.н., профессор, заведующий кафедрой неврологии детского возраста ГУ ДПО РМАПО
Кузенкова
Людмила Михайловна
Д.м.н., профессор, руководитель отделения психоневрологии и психосоматической патологии, Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Левитина
Елена Владиславовна
Заведующая кафедрой нервных болезней с курсом детской неврологии ВПО «Тюменская государственная медицинская академия»
Скоромец Анна Петровна
Д.м.н. профессор кафедры неонатологии и неонатальной реанимации СПбГПМУ, ДГБ№1, главный внештатный детский специалист невролог Северо-Западного региона России
Чутко Леонид Семенович
Д.м.н. профессор руководитель Центра поведенческой неврологии, Институт Мозга Человека РАН им. Н.П. Бехтеревой
Конфликт интересов: отсутствует
Приложение А2. Методология разработки клинических рекомендаций
Целевая аудитория данных клинических рекомендаций:
В данных клинических рекомендациях все сведения ранжированы по уровню достоверности (доказательности) в зависимости от количества и качества исследований по данной проблеме (Таблица П1, Таблица П2).
Таблица П1 – Уровни достоверности доказательств
Уровень
Источник доказательств
Проспективные рандомизированные контролируемые исследования
Достаточное количество исследований с достаточной мощностью, с участием большого количества пациентов и получением большого количества данных
Как минимум одно хорошо организованное рандомизированное контролируемое исследование
Репрезентативная выборка пациентов
II (2)
Проспективные с рандомизацией или без исследования с ограниченным количеством данных
Несколько исследований с небольшим количеством пациентов
Хорошо организованное проспективное исследование когорты
Мета-анализы ограничены, но проведены на хорошем уровне
Результаты не презентативны в отношении целевой популяции
Хорошо организованные исследования «случай-контроль»
III (3)
Нерандомизированные контролируемые исследования
Исследования с недостаточным контролем
Рандомизированные клинические исследования с как минимум 1 значительной или как минимум 3 незначительными методологическими ошибками
Ретроспективные или наблюдательные исследования
Серия клинических наблюдений
Противоречивые данные, не позволяющие сформировать окончательную рекомендацию
IV (4)
Мнение эксперта/данные из отчета экспертной комиссии, экспериментально подтвержденные и теоретически обоснованные
Таблица П2 – Уровни убедительности рекомендаций
Уровень
Описание
Расшифровка
Рекомендация основана на высоком уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация I уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)
Метод/терапия первой линии; либо в сочетании со стандартной методикой/терапией
Рекомендация основана на среднем уровне доказательности (как минимум 1 убедительная публикация II уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском)
Метод/терапия второй линии; либо при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии. Рекомендуется мониторирование побочных явлений
Рекомендация основана на слабом уровне доказательности (но как минимум 1 убедительная публикация III уровня доказательности, показывающая значительное превосходство пользы над риском) или нет убедительных данных ни о пользе, ни о риске)
Нет возражений против данного метода/терапии или нет возражений против продолжения данного метода/терапии
Рекомендовано при отказе, противопоказании, или неэффективности стандартной методики/терапии, при условии отсутствия побочных эффектов
Отсутствие убедительных публикаций I, II или III уровня доказательности, показывающих значительное превосходство пользы над риском, либо убедительные публикации I, II или III уровня доказательности, показывающие значительное превосходство риска над пользой
Порядок обновления клинических рекомендаций – пересмотр 1 раз в 3 года.
Приложение А3. Связанные документы
Данные клинические рекомендации разработаны с учётом следующих нормативно-правовых документов:
Приложение Б. Алгоритмы ведения пациента
Приложение В. Информация для пациентов
Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития. Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции. Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов.
Этапы развития речи нормального ребенка.
Коррекция специфических нарушений развития речи требует профессионального подхода с участием логопеда, дефектолога, психолога, психиатра в зависимости от выраженности и типа нарушений, наличия сопутствующих психологических проблем и психопатологических расстройств.
Комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий предусматривает сочетание речевой терапии, психотерапии и симптоматического медикаментозного лечения. В образовательной системе предусмотрены следующие формы оказания помощи данному контингенту детей:
Создание для ребёнка с раннего возраста социально-психологических условий для нормального речевого развития.