дизайн код фасадов что это
От Петра I до Артемия Лебедева: как появился дизайн-код городов России
Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых Стандартом комплексного развития территорий, наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. Он объединяет правила размещения и оформления внешнего вида вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.
Эксперты рассказали, как появился дизайн-код российских городов и зачем он нужен.
История появления
Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной государственной культуры. «Так этот стиль оказался в основе архитектуры и планирования российских городов. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и провинциальным. Творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных артелей расширяли палитру использования образцовых проектов классицизма. Любопытно, что уходящий президент Трамп в декабре подписал указ о строительстве объектов на средства федерального бюджета исключительно в стиле классицизм», — рассказала, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.
Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ, пояснила Ксения Титова, руководитель подразделения «Градостроительство» Фонда «Дом.РФ». Она отметила, что этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.
«С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске (разработаны по поручению губернатора в преддверии саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, определяет улицы приоритетного применения дизайн-кода) и Ижевске (проект разработан лабораторией креативных технологий UP! space в 2015 году). Дизайн-код также применяется в Воронеже с 2015 года (бюро Ильи Осколкова-Ценципера, бывшего президентом Института «Стрелка» до 2012 года), в Нижнем Новгороде с 2017 года (пока действуют только муниципальные правила размещения и содержания информационных конструкций, но летом 2019 года мэр обещал презентовать единый дизайн-код Нижнего Новгорода), в Тобольске с 2019 года (дизайн-бук разработан КБ «Стрелка» при поддержке СИБУРа)», — пояснила Титова.
«Дом.РФ» в рамках пилотных проектов разработал дизайн-коды размещения вывесок, навигации, нестационарных торговых объектов и уличной мебели для Калининграда, Иваново и исторической части Сергиева Посада, пояснила эксперт. Она отметила, что были также случаи утверждения дизайн-кода на уровне городских администраций — например, в Калининграде, Иваново и Саратове.
Зачем нужен дизайн-код
Главное преимущество дизайн-кода — это его наглядность. «В отличие от правил благоустройства, прописанных в законодательстве, дизайн-код представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство», — пояснила Титова.
Дизайн-код — важный элемент целостности архитектурной ткани города. «Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города — вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Он отметил, что хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности, позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства.
Дизайн-код напрямую влияет на психоэмоциональное состояние жителей городов, подчеркнула Бурцева. Она отметила, что сегодня архитекторам приходится создавать эстетику, лавируя между СНиПами и сводами правил, которые жестко регламентируют их работу и отвечают за безопасность здания, с одной стороны, и капиталистически настроенными заказчиками, диктующими условия, с другой. «Жилая среда со своим дизайн-кодом должна раскрывать идентичность народа и рассказывать историю страны, прививать уважение к друг другу, воспитывать — она относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, а учат его уважать своего соседа», — резюмировала эксперт.
Дизайн-код в новостройках: что это, зачем он нужен и как создается
В 2010-е годы в России на уровне Минстроя России и институтов развития («Дом.РФ», КБ «Стрелка») заговорили о дизайн-коде российских городов. Сначала подобный код был создан в Москве, а затем документ, регламентирующий внешний вид новых архитектурных форм, а также оформления фасадов и улиц начали принимать в других городах России (Новосибирск и Оренбург, для примера).
С середины 2010-х о создании собственного дизайн-кода активно заговорили и девелоперы. Это понадобилось им, чтобы добавить своим новостройкам узнаваемости, сформировать и поддерживать бренд. Стандарты внешнего вида оказались важны и с точки зрения маркетинга.
Рассказываем, как сегодня девелоперы и архитекторы работают с дизайн-кодом. В каждой главе этой статьи рассматриваем конкретные строительные кейсы.
Дизайн-код, или «ПИК-Стандарт»
Дизайн-код жилых кварталов в крупнейшей по объемам строительства девелоперской компании в стране — ПИК — был разработан в 2015 году. Этот единый свод принципов и правил получил название «ПИК-Стандарт».
Один из ключевых элементов дизайн-кода ПИК — яркая архитектура домов компании. «Яркие фасады выполняют роль средообразующего элемента. Они помогают ориентироваться в пространстве и дают больше света и цвета, которых особенно не хватает в зимний период, — цветные фасады заряжают энергией и хорошим настроением», — рассказали в пресс-службе ПИК.
Дизайн-код в жилых кварталах ПИК распространяется не только на дома, но и на дворы. «Крупные деревья уравновешивают многоэтажную застройку и создают переход масштаба с домов на человека, что делает пространство более гармоничным. Использование рельефа и геопластики позволяет зонировать пространство и создавать тематические зоны для различных занятий: от работы до игр», — рассказали в компании.
За периметром дворов-парков девелопер применяет стандарты на открытых общественных пространствах — плейхабах. Дизайн-код в ПИК распространяют и на детские сады и школы. «Архитектурные решения образовательных учреждений, как правило, выполнены в соответствии с общим дизайн-кодом ЖК — детские сады и школы органично вписаны в окружающий ландшафт», — отметили в пресс-службе девелопера.
Фотогалерея: детские сады и школы, реализованные по «ПИК-Стандарту»
Фирменный стиль новостроек с точки зрения архитектора
Магда Кмита, партнер бюро Blank Architects:
— Бренд, или дизайн-код в недвижимости, безусловно, важен, поскольку он в том числе дает представление, на какую аудиторию рассчитан проект и какими будут его жители.
Наряду с фирменным стилем дизайн-код — начиная от визитки менеджера по продажам до настроения и атмосферы в лобби — позволяет сформировать представление о проекте. Разница в брендах заметна невооруженным глазом, легко считывается покупателем и позволяет уже на начальном этапе знакомства с проектом определиться с выбором.
Брендинг и дизайн-код дают необходимые ассоциации покупателям на всех этапах проекта, позволяют им найти «свой» проект. Например, в комплексе «Метрополия» MR Group, для которого Blank Architects выполнили проект дизайна лобби, каждая башня имеет название одной из мировых столиц, а в дизайне лобби с помощью фактур, цветов и принтов отражаются базовые ассоциации, возникающие с этими городами.
Фотогалерея: Айдентика и дизайн-код в проекте MR Group
Дизайн-код первых этажей в новостройках «Брусники»
Идея создать дизайн-код в девелоперской компании «Брусника» появилась в 2019 году. В отличие от ГК «ПИК», дизайн-стандарт «Брусники» носит более прикладной характер и касается, прежде всего, правил оформления торговых вывесок на первых этажах. Некоторые владельцы магазинов, стремясь выделиться с помощью разноцветных и разноформатных вывесок и кафе, порождали визуальный хаос, пояснили в компании.
«Изучив зарубежный и российской опыт, мы к 2020 году разработали свод правил по оформлению вывесок и витрин. Получилась инструкция, в которой прописаны требования к технологиям и материалам вывесок. В ней есть схемы и примеры, позволяющие бизнесу сориентироваться. Документ мы передаем собственнику помещения вместе с ключами, и он получает готовое техническое задание для дизайнера и производства. Проект визируют в отделе маркетинга и в управляющей компании», — объяснили в пресс-службе ГК «Брусника».
Фотогалерея: примеры оформления первых этажей в новостройках ГК «Брусника»
Поначалу таким нововведениям были рады не все арендаторы. Частый аргумент против дизайн-кода — единый внешний облик не позволяет привлечь большее число клиентов. Но постепенно предприниматели осознали, что качественное оформление домов на уровне человеческого взгляда позволяет повысить пешеходный трафик, стимулирует людей взаимодействовать со средой и повышает спрос на сервисы, расположенные на первых этажах, рассказали в компании.
«При кажущейся строгости дизайн-кода мы оставили предпринимателям достаточно возможностей для самовыражения. Они могут играть шрифтом вывески, размещать графику на стеклах и осветительные приборы за стеклами витрин (главное — занимать не более 80% из площади, 20% — это так называемые охранные зоны)», — пояснили в пресс-службе девелопера.
Дизайн-код — каждый раз новый
А как быть с новостройками премиального уровня? Элитные дома требуют оригинальных эксклюзивных решений с точки зрения как архитектуры, так и брендинга. Девелопер Capital Group, специализирующийся на строительстве элитного жилья, под каждый проект создает свою концепцию. «Для каждого нового проекта продумываются элементы оформления и дизайна, формируется отдельная маркетинговая стратегия — исходя из формата и функций проекта, его расположения и контекста места, целевой аудитории», — рассказал исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько.
Вне зависимости от класса недвижимости дизайн-код может применяться при разработке мастер-планов для масштабных проектов, пояснил эксперт. «В таком случае создается единая концепция, которая не лишает свободы будущих архитекторов — а их в рамках застройки крупных территорий может быть несколько. Чтобы обеспечить визуальное единство новой застройки, для всего комплекса продумывается концепция первых этажей и завершения зданий, определяется спектр материалов фасадов и предпочтительная цветовая гамма. Такой подход позволяет в то же время предусмотреть собственные концепции для отдельных зданий», — объяснил Хвесько.
Такой же подход к дизайн-коду реализуется и в Группе «Самолет». «Наш дизайн-код разрабатывается и утверждается для конкретного проекта. Мы анализируем локацию и на основании этого предлагаем варианты дизайн-кода», — рассказал руководитель управления развития продукта и аналитики Группы «Самолет» Леон Пряжников.
«Основные элементы дизайн-кода — это палитра цветов и подчинение определенной логике. Например, в одном из наших проектов мы используем дизайн-код «река» — и, соответственно, подобраны нежно-голубые цвета, в МОПах спроектирована инсталляция с волной. Таким образом, эту логику «река» мы растягиваем в проекте на элементах — на фасаде, в МОПе и в благоустройстве. Дизайн-код — это идея, которая характеризует локацию и подходит под целевую аудиторию», — привел пример Пряжников.
Способ оценки девелоперов
Портал ЕРЗ.РФ регулярно оценивает девелоперов России и составляет рейтинги застройщиков. Одним из параметров оценки компаний и жилых комплексов часто выступает дизайн-код. В разработанной совместно с застройщиками новой методологии оценки ЖК параметрам архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода отведена примерно такая же значимость — 7,5% от максимально возможной оценки ЖК.
В ЕРЗ.РФ к дизайн-коду относят (наличие или отсутствие):
Среди застройщиков, у которых оценено не менее трех ЖК, лидерами по средней оценке развития архитектуры, фасадов и формирования дизайн-кода стали три московские компании: «Галс-Девелопмент» (5,8 балла), «Стадион «Спартак» (5,3 балла) и ГК «Пионер» (5 баллов). Среди региональных застройщиков лидируют: Воронежская девелоперская компания (4,5 балла), Калининградский торгово-строительный холдинг (4,4 балла) и ИСГ «Мармакс» из Рязанской области (4,3 балла).
«Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом»
Как команда независимых дизайнеров создала уникальный образ Екатеринбурга.
Владислав Деревянных
Бренд-дизайн-директор РА «Восход». Инициатор и участник инициативного проекта независимых дизайнеров «Дизайн-код Екатеринбурга»
Начиная с 2016 года группа энтузиастов разрабатывает дизайн-код Екатеринбурга. Они создали логотип, фирменный шрифт, систему навигации и другие важные детали городской среды. Мы поговорили с Владиславом Деревянных о том, что такое дизайн-код и как команда работает над проектом такого масштаба.
Из интервью вы узнаете:
Журналистка. Пишет про дизайн во всех его проявлениях. В свободное от работы время ведёт Telegram-канал о кино «Нарушевич смотрит».
— Что такое дизайн-код и зачем он нужен?
Я считаю, что дизайн-код ― намного больше. Это всё, что касается непосредственно визуальной составляющей городской среды, начиная с вывесок и брендинга и заканчивая городской навигацией и шрифтами. Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом. То, что визуально улучшает эту городскую среду, делает её удобной для жителей и гостей города.
— Почему вы решили этим заняться?
— Всё началось пять лет назад, когда жители Екатеринбурга запустили конкурс на создание айдентики города. Администрация тогда его не поддержала и была в стороне. Но концепцию они были готовы утвердить, если она им понравится. В итоге всё было принято официально.
Объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое существует в городской айдентике.
Тогда мы создали открытую лицензию на логотип, то есть он как объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое где-то существует в городской айдентике. Логотип Екатеринбурга не принадлежит администрации. Он принадлежит горожанам. Его может использовать любой человек в любых коммерческих или личных целях.
— Над чем именно вы работали?
Следующий пункт ― это остановки и остановочные навесы. Нам нужно было оформить их в одном стиле, то же касалось и адресных табличек. Для табличек мы создали генераторы, чтобы не верстать их вручную, потому что их очень много. Когда их делают другие люди, всё получается очень плохо, даже если они работают по нашим эскизам. Так мы исключили человеческий фактор ― сейчас это всё генерируется автоматически.
Кроме того, мы сделали таблички объектов культурного наследия и разработали для города фирменный навигационный шрифт Iset Sans. Исеть ― это название реки, на которой стоит Екатеринбург.
— И администрация города включилась в процесс?
— История с логотипом подружила администрацию и независимых дизайнеров. У нас появился прямой диалог с главным художником города и ещё несколькими чиновниками, которые занимаются вопросами городского оформления.
Почему какой-то дизайнер должен решать за весь город?
Тогда мы поняли, что нам нужна команда с широким спектром экспертиз, которые позволят работать с такими глобальными задачами, как изменения визуальной среды города. Мы сформировали инициативную группу из неравнодушных людей, которые к тому же профессиональные дизайнеры. Сейчас в команде девять человек, плюс два человека из администрации.
— Как строилась работа в вашей команде? Кто за всё отвечал?
— Около года было непонятно, получится ли внедрить наши разработки в городскую среду. Также мы не понимали, как нам общаться между собой, потому что никто никому не подчиняется. У нас не было арт-директора, который командовал бы всеми, не было никаких обязанностей и ответственности друг перед другом. У нас не было никаких рычагов давления и дедлайнов.
Но через год мы поняли, что команда состоялась, что мы можем выдавать результат, несмотря на то, что делаем всё в свободное время и абсолютно бесплатно. Всё, что мы делаем, администрация автоматически внедряет в город, потому что главный художник Екатеринбурга работает с нами. Логично, что он согласен с конечным результатом, потому что он внутри процесса и курирует его.
— А как вы приходите к общему мнению внутри команды?
— У каждого из дизайнеров есть своя личная экспертиза. У нас есть промышленные дизайнеры, которые разрабатывают МАФы ― скамейки, урны, стелы, указатели. Есть дизайнер шрифта, иллюстратор, дизайнер-график. Каждый делает то, в чём хорошо разбирается.
В процессе обсуждения мы приходим к единому мнению. Если есть спорный момент, то последнее слово за специалистом непосредственно в этом вопросе. Если есть какие-то замечания, мы обязательно их учитываем — либо спорим, и рождается некое третье решение.
У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга».
У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга». Если что-то в нашей работе можно улучшить в дальнейшем, если появились новые технологии или материалы, если сменились тренды или мы поняли, что в чём-то заблуждались, то постоянно стараемся это улучшить. Такой эволюционный процесс. Нам очень нравится, например, как сейчас пиктограммы нарисованы и зафиксированы, но мы в любой момент можем вернуться к ним и что-то изменить, стилизовать по-новому.
— Что планируете менять в городе дальше?
— У нас нет комплексного подхода, мы работаем проектно, когда есть непосредственный запрос. Например, в городе сломалось несколько табличек с QR-кодами возле объектов культурного наследия, и администрации надо заменить эти таблички. Они говорят: «Ребята, мы будем менять таблички. Хотите изменить конструктив или дизайн? Это в вашей компетенции?» Мы смотрим и отвечаем: «Да, можем сделать. Какие сроки?» Нам ставят примерные сроки, мы разрабатываем. Администрации неважно, старый конструктив внедрять или новый, который мы разработали в единой системе. Сейчас мы ведём около десяти проектов. Пять мы уже сделали под ключ, и сейчас их внедряют в городскую среду.
У нас большие планы на будущее. Мы хотим набрать в команду ещё больше новых людей, чтобы можно было выполнять другие объёмы абсолютно разной работы. Те девять дизайнеров, которые были с нами с самого начала, становятся некими кураторами. Мы попробуем работать со студентами и с инициативными дизайнерами, которые хотят нам помочь.
— Когда студия Лебедева занималась дизайн-кодами, они разработали пособия по оформлению фасадов зданий. Вы будете создавать что-то подобное для Екатеринбурга?
Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось.
Мы никаких пособий не делаем. Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось. Когда у нас проект естественным путём будет подходить к финальной точке, мы сделаем руководство, которое администрация подпишет — и будет требовать соответствия этому документу от всех подрядчиков, изготовителей.
Сейчас администрация подписывает только проектные документы. Например, подрядчики делают навигацию в городе. За год в Екатеринбурге внедряется до пяти навигационных стел. Есть подрядчик, который выиграл на эту работу конкурс, мы ему выдаём техзадание: как должна выглядеть эта стела, из каких материалов, какой у неё конструктив. Он этого придерживается. Пока только так. Но в дальнейшем мы разработаем единый большой документ, который будет описывать всю систему дизайн-кода Екатеринбурга.
— Какому городу в России нужен дизайн-код на ваш взгляд?
— У всех городов должен быть дизайн-код. В первую очередь это миллионники и города с туристическим потенциалом, потому что это лицо не только города, но и всей страны. Если говорить про туристическую навигацию, то с ней всё плохо. За исключением Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, везде устанавливают единые указатели, которые рекомендовало Министерство туризма. И они сделаны максимально ужасно. Я могу подобрать любые негативные эпитеты, но это даже на десятую часть не отразит того кошмара, который сейчас внедряют по всей стране.
Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн-решения среды, то люди с удовольствием будут покупать сувениры с этой графикой.
Тут нужно подходить очень грамотно. Во многих странах дизайн-код города ― это не только про удобство для туристов, это ещё и про коммерческий потенциал. Например, как с изображением пешехода на немецких светофорах — это очень известная история, которая тиражируется в сувенирах.
Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн решения среды, то люди с удовольствием станут покупать сувениры с этой графикой. Например, дорожные люки Екатеринбурга уже перекочевали на футболки, которые с удовольствием покупаются и жителями, и гостями города. Кстати, это то, над чем мы сейчас работаем: хотим создать мерч для Екатеринбурга, построенный исключительно на визуальных работах, которые мы сделали в рамках дизайн-кода.
Каким конкретно городам нужен дизайн-код? Всем ― звучит наивно, но это так. Тем более это важно для городов с большой историей — например, таких, как Суздаль. Историю можно и нужно подчёркивать. Дизайн-код должен вливаться в единую концепцию.