дизайн код города ижевска
«Дизайн-код»: каким станет Ижевск?
Власти вводят правила оформления вывесок и фасадов.
Власти города «сдули пыль» со старой идеи – привести наружную рекламу, вывески и оформление фасадов к единому стилю. «Дизайн-код» (требования к оформлению) для Ижевска разработали еще в 2015 году, а заработать документ может уже в этом году.
«Визуальный мусор»
Согласно новым правилам, все магазины, аптеки, кафе и так далее должны будут «причесать» свои вывески так, чтобы они гармонировали и с самим зданием, и с другими вывесками. Сначала изменения должны коснуться улицы Пушкинской (от Центральной площади до улицы Советской), затем, если опыт будет положительным, распространятся на другие улицы.
– По примерным подсчетам, изменения затронут 1,5 тысячи предпринимателей. Но мы максимально проработали этот вопрос, чтобы они не понесли особых затрат. Первое время (о каких именно сроках идет речь, пока неизвестно. – Прим. ред.) мы будем лояльно относиться к предпринимателям, которые не успеют вовремя заменить свои вывески. И пока не будем их штрафовать (штрафы еще тоже не утверждены. – Прим. ред.), – отметил первый вице-премьер Удмуртии Александр Свинин.
Свои «Дизайн-коды» уже несколько лет работают в таких городах, как Казань и Уфа. А вот ижевские улицы часто критикуют за «визуальный мусор».
– Сейчас у нас на фасадах существует хаос, когда одна вывеска перебивает другую. Люди не могут найти вход в организацию из-за избытка визуальной информации, – рассказала автор проекта Марина Нургалиева.
Что дальше?
Изменения уже внесли в Правила благоустройства города, и проект отправили на рассмотрение в Гордуму. Но «Дизайн-код» еще надо обсудить с городскими депутатами и самими горожанами.
– 8 февраля пройдут публичные слушания, где все желающие смогут высказать свои пожелания. Если горожанам что-то не понравится, то их пожелания примут на рассмотрение, – объяснил глава Ижевска Юрий Тюрин.
По предварительным планам, весь пакет документов может быть принят в феврале, тогда к 30 сентября они начнут работать в центре и к 30 июня 2019 года во всем Ижевске.
Изменение позитивное, но…
По словам разработчиков «Дизайн-кода», требования по формату вывесок и фасадов будут достаточно лояльные, но для предпринимателей это все равно станет головной болью.
– Позитивно отношусь к таким начинаниям, – считает Софья Зеленская, руководитель кафе «Клевер» на Пушкинской. – Пора привести все к единому концепту, чтобы было приятно смотреть по сторонам. Но это достаточно накладное мероприятие как по финансовым, так и по временным затратам: разработка дизайна, согласование дизайна с «городом», изготовление вывески, монтаж, думаю, все эти мероприятия растянутся на месяц-полтора.
– Предприниматель волен сам выбирать, как рекламироваться, – готов спорить Юрий Сергеев, руководитель Shaverma №1 на улице Пушкинской. – Все заведения должны отличаться друг от друга, чтобы прохожие могли видеть и отличать их издалека.
– Если потребуется заменить, мы сделаем, – говорит Илья Колесник, руководитель «Фидель Бар». – Главное – четкое понимание властей, чего они хотят в итоге, чтобы нам не пришлось снова переделывать вывеску в случае дополнительных изменений через полгода-год.
Еще один предприниматель, офис которого расположен на улице Пушкинской, против внедрения «Дизайн-кода». Он подчеркнул, что его компания вложила в вывеску более 200 тыс. рублей.
Дизайн код города ижевска
С одной стороны, все гораздо проще. Объектами регулирования будут вывески, таблички, витрины и кронштейны.
Здесь все зависит от того, где размещен объект.
До 30 июля 2018 года – это культурно-историческая зона.
До 30 сентября 2018 года – это зона центральной части Ижевска.
До 30 июня 2019 года года – это периферийная часть Ижевска.
Для наглядности вот вам еще одна схема. То есть к середине 2019 года абсолютно все вывески должны будут приведены к единому исполнению.
Улицы города перестанут быть красочными и реклама перестанет привлекать внимание?
Нет. Речь идет не только о цветах. Точнее, вообще не о них. Инициаторы всей задумки хотят придать красоту внешнему облику Ижевска и упорядочить те вывески, которые сейчас хаотично расположены на фасадах домов.
А с горожанами и бизнесом посоветуются?
Да. Депутатам предстоит большая работа в комиссиях. Также будут проведены общественные слушания, где каждый желающий сможет внести свои предложения. Первые слушания ориентировочно состоятся 8 февраля.
Также вопрос будет вынесен на заседание ближайшего совета по развитию предпринимательства при главе Удмуртии Александре Бречалове. Соответственно, все предприниматели сообщества могут подготовить свои предложения. Также не стоит забывать про сайт design-code.izh.ru, где есть раздел «обратная связь». Пишите. Вас обязательно услышат.
А кто за это все будет платить?
Платить будут сами предприниматели. Но! Ижевский Полиграфкомбинат будет предоставлять возможность сделать вывеску по низким ценам. Это нужно для того, чтобы сдерживать рынок в целом и не превратить его в «дикий». При этом комбинат ни в коем случае не будет монополистом. Предприниматель может обратиться в любую другую компанию.
«Мы действительно не понимаем, для чего этот дизайн-код, в чем мы виноваты перед вами»
Ижевские предприниматели просят больше времени на замену вывесок под новые требования
С момента внедрения в Ижевске дизайн-кода по вывескам прошел год, однако центральный квадрат города до сих пор не приведен в соответствие с его требованиями. Предприниматели обращают внимание на неоправданные убытки, которые им приходится нести, нередко о новых правилах бизнес узнает, уже получая предписания. На круглом столе, организованном Общественной палатой города, участники рынка просили отложить введение штрафных санкций. Кроме того, они считают логичным сначала ввести дизайн-код для фасадов зданий, чтобы не пришлось при ремонте демонтировать новые вывески. Подробнее — в материале «Реального времени».
«Видно, как дизайн-код меняет облик города»
Дизайн-код, в котором закреплены требования к информационным вывескам, устанавливаемым на фасадах зданий, был утвержден в Ижевске почти год назад. Он начал действовать в центральном квадрате столицы Удмуртии с 30 июля 2018 года, а к 30 июня 2019 года привести свои вывески в соответствии с ним должны уже по всему городу. О том, как идет внедрение новых правил, обсудили на круглом столе в пресс-центре медиагруппы «Центр», организованном Общественной палатой Ижевска.
Как пояснила автор дизайн-кода, руководитель Центра развития городской среды УР Марина Нургалиева, новые требования к вывескам разработаны для того, чтобы навести порядок в облике города и очистить фасады исторических зданий от информационных конструкций, портящих вид. В принятых правилах четко прописано, где и какого размера могут быть вывески, насколько они могут выдаваться вперед и т. п. Однако пока внедрение дизайн-кода идет сложно из-за нежелания предпринимателей менять вывески. Приводить их в соответствие они должны за свой счет.
Как пояснила Марина Нургалиева, новые требования к вывескам разработаны для того, чтобы навести порядок в облике города и очистить фасады исторических зданий от информационных конструкций, портящих вид
— Мы договаривались изначально с бизнесом, что у нас до конца 2018 года действуют некоторые каникулы, чтобы бизнес смог адаптироваться, — отметил советник главы Удмуртии Вячеслав Правдзинский. — А с января 2019 года администрация города начала пристально следить, как исполняется дизайн-код. На улице Пушкинской уже видно, как дизайн-код меняет облик города. Следующий шаг, запланированный на этот год, — это приведение в порядок территории вокруг Центральной площади, реконструкцию которой мы завершим в этом году. Так что более пристальное внимание будем уделять тому, чтобы привести в порядок фасады зданий вокруг Центральной площади.
«Надо относиться к предпринимателю с позиции win-win, чтобы выигрывали все»
Однако представители бизнеса, участвовавшие в круглом столе, отметили, что к внедрению дизайн-кода оказались не готовы сами городские власти. Как рассказал один из владельцев сети кафе Алексей Кононов, они еще в августе прошлого года обращались в управление архитектуры, чтобы согласовать вывеску для нового кафе, однако там им, по его словам, ответили, что сами еще не знают всех требований.
— Мы летом пытались согласовать вывеску под кафе, но нам никто не перезвонил. Нам нужно открываться очень быстро. Мы теряем деньги, если что-то затягивается. А сейчас подключили уже репрессивные органы. С одной стороны, мы за то, чтобы поменять дизайн-код города. Это треш, что происходит в нашем городе. Но все-таки — зачем так жестоко? К предпринимателю тоже надо относиться с позиции win-win, чтобы выигрывали все. Штрафами дисциплинировать на первом этапе — это как-то жестоко, — высказался Кононов.
По его словам, предписание о замене вывесок им выдали в февральские морозы. Заместитель начальника главного управления архитектуры и градостроительства администрации Ижевска Сергей Ларионов сообщил, что с начала внедрения дизайн-кода было согласовано 245 информационных конструкций. Сейчас планируется предоставить возможность направлять эскизы через онлайн-сервис.
Сергей Ларионов сообщил, что с начала внедрения дизайн-кода было согласовано 245 информационных конструкций. Фото izh.ru
«Полтора года назад я делал для себя вывеску, сейчас ее требуют демонтировать»
Ряд предпринимателей выразили мнение, что на внедрение новых требований к вывескам дали слишком мало времени. Года недостаточно, чтобы малому бизнесу выделить средства на установку новой конструкции.
— У меня магазин находится на Пушкинской. Полтора года назад я делал для себя вывеску, она стоила больше ста тысяч рублей. Амортизация по ней длится 5 лет, — рассказал один из предпринимателей. — Сейчас у меня эту вывеску требуют демонтировать. Просто чуть-чуть изменить конструкцию вывески не получится. Деньги, которые я потратил, — это мой чистый убыток. Но у меня вывеска была согласована до того, как был принят дизайн-код.
Другой представитель бизнеса, собственник сдаваемых в аренду помещений, отметил, что такие расходы должен компенсировать город.
— Если речь идет о старых вывесках — это ответственность города. Город принимает новое решение, значит, и расходы должны быть городские. Тот, кто понес расходы ранее, не должен отвечать за то, что кто-то что-то решил изменить, даже если это нужно городу, — считает предприниматель.
Ряд предпринимателей выразили мнение, что на внедрение новых требований к вывескам дали слишком мало времени
«Мы действительно не понимаем, для чего этот дизайн-код, в чем мы виноваты перед вами»
Бизнес обязывают произвести изменения за свой счет, вместо того, чтобы способствовать его развитию, власти предпринимают новые усилия, чтобы его добить, отметила представитель общественной организации «Деловая Россия» Ирина Пономарева.
— Тут позиция «вы должны сделать, и все», а что город взамен предоставит бизнесу — этого нет, — говорит представитель магазина фототоваров Андрей Логинов. — Я говорил и Свинину (первый заместитель председателя правительства УР Александр Свинин, — прим. ред.) в обсуждениях, если эту проблему решить, то все пойдет гораздо проще, потому что мы действительно не понимаем, для чего этот дизайн-код, в чем мы виноваты перед вами. У нас у магазина огромные лужи на тротуаре. Какой смысл менять вывески, если к магазину не пройти. Сделайте тротуар хотя бы за счет города.
По мнению начальника управления муниципальной милиции администрации Ижевска Дмитрия Шуклина, у бизнеса было достаточно времени, чтобы привести информационные конструкции в соответствие с новыми требованиями, однако активности за год он не увидел. Сейчас, как он отметил, в городе «тишина», а «шумно» станет, когда сотрудники ведомства отправятся в рейды после 30 июня.
Он сказал, что во время еженедельных рейдов сотрудники управления выявили 534 нарушения порядка размещения и эксплуатации информационных конструкций. Собственники 262 объектов привлечены к административной ответственности, по 205 объектам в настоящее время устанавливаются владельцы, 67 предпринимателей устранили нарушения, не дожидаясь штрафов.
По мнению Дмитрия Шуклина, у бизнеса было достаточно времени, чтобы привести информационные конструкции в соответствие с новыми требованиями, однако активности за год он не увидел. Фото izh.ru
«Он зарабатывает себе что-то на жизнь и вообще не интересуется, что там наверху происходит»
Однако представители бизнеса, в свою очередь, посетовали, что городские власти недостаточно информировали предпринимательское сообщество об изменениях.
— Я хочу обратить ваше внимание на совсем мелкий бизнес, когда сам предприниматель стоит за прилавком. Он зарабатывает себе что-то на жизнь и вообще не интересуется, что там наверху происходит. А затем к нему являются люди в погонах и говорят, что ему срочно нужно сменить вывеску. Где он тут же найдет 50—60 тысяч рублей на новую? — высказалась член Общественной палаты Ижевска, предприниматель Лариса Курбанова.
Другой участник дискуссии отметил, что когда в прошлом году шли обсуждения с бизнесом с участием Свинина, обещали, что дойдут до каждого предпринимателя и расскажут о новых требованиях к вывескам. Однако многие до сих пор не в курсе, хотя власти могли бы просто разослать всем информацию по дизайн-коду.
Предприниматель, член Общественной палаты Ижевска Александр Сурнин отметил, что об особенностях требований дизайн-кода не знают и рекламные агентства, которые, собственно, и разрабатывают дизайн вывесок. Однако представитель одного из таких агентств отметила, что на самом деле сейчас своим клиентам они говорят о дизайн-коде, подводят его пожелания под новые требования к вывескам.
«Мы снимаем старые вывески, но получается, что оголяется старый фасад, становится еще хуже»
С другой стороны, участники круглого стола обратили внимание и на дальнейшие планы городских властей по внедрению дизайн-кода для фасадов зданий. Вроде бы логичнее сначала привести в соответствие фасады, а затем уже вывески, отметили представители бизнеса. При ремонте фасадов установленные по новым правилам вывески нужно будет вновь демонтировать, высок риск их повреждения. На это Вячеслав Правдзинский ответил, что за сохранность вывесок будет в любом случае отвечать подрядчик, ремонтирующий фасад.
По словам и. о. министра Дмитрия Сурнина, всего на 12 домов требуется порядка 60—80 млн рублей. Фото izh.ru
Решение начать с вывесок он объяснил тем, что по фасадам больше сложностей и затрат. Особенно это касается исторических зданий на Пушкинской и Советской, являющихся объектами культурного наследия. Собственники этих многоквартирных домов просто не в состоянии накопить на текущий ремонт достаточно средств, чтобы обновить фасады с лепниной и балкончиками. При этом всем понятно, что эти дома являются лицом Ижевска и ремонтировать их нужно. Варианты прорабатываются Минстроем республики. По словам и. о. министра Дмитрия Сурнина, всего на 12 домов требуется порядка 60—80 млн рублей.
Однако замена старых объемных вывесок и баннеров на информационные конструкции поменьше, соответствующие дизайн-коду, как отметили участники встречи, порой приводит к тому, что бизнесу приходится нести дополнительные расходы на косметический ремонт части фасада.
— Мы сейчас снимаем старые вывески и устанавливаем новые под требования дизайн-кода, но получается, что оголяется старый фасад, становится еще хуже, — рассказала начальник отдела продаж рекламного агентства Ольга Бродовских. — Поэтому у нас было предложение обновлять фасад и вывески одновременно. То есть меняем вывеску, где это можно, а если фасад находится действительно в аварийном состоянии, то уже позднее с ремонтом фасада.
Она привела пример с вывеской оператора кабельного ТВ на перекрестке улиц Пушкинской и Советской, где по новым требованиям нужно было демонтировать длинную панель на стене, однако под ней оказалась полоса грязного фасада, на который новую вывеску просто не повесишь. Производить какие-то работы по косметическому ремонту сейчас, в весеннюю непогоду, бессмысленно, отметила она.
Один магазин сам подкрасил часть фасада под вывеской, подобрав колер под цвет здания, другой же разместил информационную конструкцию поверх отшелушивающейся старой краски в качестве «показательной порки муниципальных структур»
Сергей Ларионов на это заметил, что покрасить фасад для собственника магазина — это небольшие затраты, и в свою очередь привел пример двух подходов предпринимателей, обозначившихся на той же улице Пушкинской. Речь идет о магазинах парфюмерии двух крупных федеральных сетей. В обоих случаях при демонтаже старой вывески обнажился старый обшарпанный фасад. Один магазин сам подкрасил часть фасада под вывеской, подобрав колер под цвет здания, другой же разместил информационную конструкцию поверх отшелушивающейся старой краски в качестве «показательной порки муниципальных структур».
Подводя итог дискуссии, зампредседателя Общественной палаты Ижевска Олег Вылегжанин призвал бизнес занять более активную позицию в обсуждении городских инициатив, касающихся их непосредственно, так как на публичных слушаниях по дизайн-коду год назад мнение бизнеса не прозвучало. В то же время он предложил обратиться к депутатам Гордумы с просьбой отсрочить введение штрафных санкций при несоблюдении новых требований к вывескам, чтобы у предпринимателей было больше времени на приведение их в соответствие.
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ИЖЕВСК
Настройки шрифта:
Выбор цветовой схемы:
Совещание от 11.04.2019 г.
Совещание от 06.03.2019 г.
Совещание от 05.03.2019 г.
Совещание от 18.01.2019 г.
В рамках первого этапа реализации программы «Дизайн-Код. Ижевск» в части приведения фасадов нежилых помещений, расположенных в Центральной части города, в соответствие с Порядком размещения и эксплуатации информационных конструкций в городе Ижевске (утвержденным решением Городской думы г. Ижевска №520 от 19 апреля 2018 года) 18 января 2019 года проведено совещание с собственниками информационных конструкций, расположенных на зданиях по адресам: ул. Пушкинская, 182, 183, 184, 185, 186.
По итогам совещания разработана архитектурно-художественная концепция внешнего облика зданий по данным адресам.
В приложении представлен полный текст протокола совещания.
Информационное сообщение от 17.01.2019 г.
Продолжается внедрение программы Дизайн-код. Ижевск. На сегодняшний день Главное управление архитектуры и градостроительства совместно с Управлением муниципальной милиции провели три рейда с целью выявления нарушений действующего Порядка размещения и эксплуатации информационных конструкций в городе Ижевске.
Рейды прошли по улице Пушкинской от ул. Кирова до ул. Ленина и далее по ул. Ленина до ул. Карла Маркса. В ближайшее время предстоит выявить все нарушения требований программы Дизайн-код в центральных районах города Ижевска.
Заключения об уже зафиксированных нарушениях переданы Управлению муниципальной милиции для дальнейшей работы по привлечению собственников информационных конструкций к ответственности за нарушение требований Дизайн-кода.
В настоящее время идет процесс привлечения нарушителей к административной ответственности.
Совещание 13.09.2018 г.
13.09.2018 г Главное управление архитектуры и градостроительства провело очередную встречу с собственниками и арендаторами нежилых помещений расположенных в центральной части города Ижевска.
В целях приведения фасадов нежилых помещений, расположенных в Центральной части города, в соответствие с Порядком размещения и эксплуатации информационных конструкций в городе Ижевске (утвержденным решением Городской думы г. Ижевска №520 от 19 апреля 2018 года) арендаторам нежилых помещений, расположенных по адресам Пушкинская 198, 213, 215 и 217 была представлена архитектурно-художественная концепция внешнего облика этих зданий.
Данная концепция утверждена Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска и собственниками является руководством к дальнейшей работе в рамках реализации программы «Дизайн-Код. Ижевск».
В приложении представлен протокол совещания и архитектурно-художественные концепции внешнего облика зданий по адресам ул. Пушкинская 198, 213, 215, 217, 202.