для чего необходимы примерные программы по предмету обж
Анализ содержания примерной программы ООП ОУ основная школа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Анализ содержания примерной программы ООП ОУ основная школа
учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности
В жизни и деятельности современного человека очень часто возникают ситуации, способные нанести ему физический либо материальный ущерб. Именно с такими ситуациями, способами защиты от них, призван знакомить учащихся курс ОБЖ. Необходимо учитывать, что специфика данного предмета предусматривает не столько самих процессов и явлений, включая механизмы формирования и территориальность распределения, сколько их способность нанести вред населению, экономике.
В программе учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» четко прослеживается цель изучения и освоения программы, тем самым определяя ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.
В данной программе определяется место учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для изучения на уровне основного общего образования, а так же базовое содержание по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, что позволяет понять актуальность данного предмета, его современную нужность.
В программе дается возможность познакомиться с основными знаниями, умениями, навыками, которые обеспечивает предмет «основы безопасности жизнедеятельности», как учебный предмет.
В программе так же прослеживается возможность получения знаний через практическую деятельность, что способствует формированию у учащихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная же интеграция, представленная в данной программе курса «ОБЖ», способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим миром
Основное же содержание учебного предмета состоит из двух разделов :
Основы безопасности личности, общества и государства. Данный раздел включает:
— основы комплексной безопасности
— защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Данный раздел включает:
— основы здорового образа жизни;
— основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Таким образом, программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы; реализует систему базовых национальных ценностей и основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени основного общего образования; эффективно интегрируется в систему урочной и внеурочной деятельности.
Новая рабочая программа по ОБЖ: справляемся с трудностями преподавания
Корпорация «Российский учебник» представляет продолжение популярной линейки «Основы безопасности жизнедеятельности». Не секрет, что школа часто жертвует часами предмета «ОБЖ» в пользу общественных мероприятий и подготовки к государственным аттестациям. Объясняем, как новая программа С. В. Ким и В. А. Горского (базового уровня, для 10-11 классов) помогает справиться с актуальными трудностями преподавания ОБЖ, и как заложить необходимые знания за крайне ограниченное время.
Основы безопасности жизнедеятельности сегодня
Нынешние педагоги (и уж тем более ученики) затрудняются ответить, какими именно знаниями из сферы безопасности жизнедеятельности должен обладать выпускник. История предмета «ОБЖ» отсылает к концу Великой Отечественной войны, когда в школах ввели уроки военной подготовки. Со временем эти занятия трансформировались в известный сегодня предмет.
Уже изначально занятия по ОБЖ представляли собой смесь физкультуры, экологии, медицины и других дисциплин. Согласитесь, достаточно широкие области знаний — и объемы информации в них только растут (в геометрической прогрессии). При этом на ОБЖ большинство школ отводит 1 час в неделю (в отдельных гимназиях – 2 часа).
Авторы новой программы постарались сохранить преемственность популярного курса для 5-9 классов от заслуженного деятеля науки РФ Натальи Федоровны Виноградовой. При этом программа учитывает возраст и потребности выпускников. Например, дано много заданий для самоконтроля и четко прописаны критерии оценивания знаний, поскольку некоторые ученики 10-11 классов предпочитают изучать ОБЖ самостоятельно дома, а в школе готовиться к экзаменам. Структура УМК обеспечивает базовый уровень образования за 35 часов в год.
Помимо самого учебника, УМК включает в себя ЭФУ, а также бесплатные рабочую программу и методическое пособие.
Курс является авторским, при этом он содержит давно проверенные методики и охватывает привычные темы. Рассмотрим подробнее на примере нового УМК эффективный и актуальный подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности.
Принципы построения современного курса ОБЖ
Педагогическая модель АААА
Изучение каждой темы курса предполагает четыре важные составляющие. Они нужны для того, чтобы можно было индивидуализировать обучение в старших классах и сделать его более эффективным.
Метапредметные результаты на уроках ОБЖ
Кроме личностных качеств (они прописаны в целях) и непосредственно предметных знаний, современный курс ОБЖ должен развивать и метапредметные навыки. Рассмотрим, как это можно реализовать.
Вы можете апробировать новый электронный учебник по ОБЖ Линии УМК С. В. Ким, В. А. Горского для 10-11 классов. Для этого зарегистрируйтесь на наших сервисах (одна учетная запись для двух сайтов) и воспользуйтесь промокодом 5books на образовательной платформе LECTA.
Загляните в подборку наглядных и раздаточных материалов по ОБЖ. Все иллюстрации можно бесплатно скачать в хорошем разрешении и распечатать, оформив кабинет или разместив плакаты в школьных холлах и коридорах.
Для чего необходимы примерные программы по предмету обж
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Настоящая примерная программа определяет объем содержания образования по предмету, дает примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам курса и может использоваться в качестве основы для разработки рабочих программ. При разработке рабочих программ возможны изменения структуры примерной программы, дополнения ее содержания, изменения числа часов на изучение отдельных тем в зависимости от уровня подготовки преподавателя-орган и затора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), возрастных особенностей учащихся, а также особенностей региона в области безопасности жизнедеятельности и организации зашиты населения.
Примерная программа выполняет две основные функции.
1.Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, обшей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебных модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Цели основного общего образования:
1) формирование целостною представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков:
• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких
учебных задач, как:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
•овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
•знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
•умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
•умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
•знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
•развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в базисном учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общею образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всею 105 ч).
При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю).
Особенности содержания примерной программы
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.
Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;
• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.
Модуль I. Основы безопасности личности, общества н государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности <может изучаться в 5—9 классах).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7— 9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.
Основное содержание
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.
Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дачь-ний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения.
Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения зашиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом а Российской Федерации. Система борьбы с терроризмом. Государственная политика противодействия наркотизму.
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.
Особенности примерного тематического планирования
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению материала курса ОБЖ. Планирование представлено в двух вариантах. Первый вариант составлен из расчета часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования для 7—9 классов из расчета 1 ч в неделю (всего 105 ч).Второй вариант планирования предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5—9 классах из расчета 1 ч в неделю (всего 175 ч).
В тематическом планировании разделы программы делятся на темы, в которых содержание представлено более детально. Особенностью планирования является то, что в нем содержится описание видов деятельности учащихся в процессе освоения соответствующего содержания, направленных на достижение целей обучения. Это ориентирует на усиление деятельностного подхода к обучению, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных технологий.
При изучении тематики ОБЖ можно выделить три основных вида учебной деятельности школьников:
1. Учебно-познавательную, включающую:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическую, включающую:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическую, цель которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни; воспитание антитеррористического поведения.
Планируемые результаты освоения примерной программы
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
• систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
• наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
• основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
• законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
• правила поведения при угрозе террористическою акта;
• государственную политику противодействия наркотизму;
•основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь’.
• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
• принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной зашиты;
• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
• оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
• выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность учащихся
Внеурочные занятия по курсу ОБЖ признаны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера и индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения. Основу внеурочных занятий по курсу ОБЖ составляет подготовка и участие школьников во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», а также работа в различных кружках, секциях и клубах по программам, которые разрабатываются в регионах проживания и учитывают специфику и особенности региона в вопросах безопасности и организации зашиты населения.
Материально-техническое обеспечение курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются:
2. Аудиовидео аппаратура, проекционная аппаратура.
3. Средства программного обучения и контроля знаний.
4. Макеты, муляжи, модели.
7. Средства индивидуальной защиты.
8. Аудиовизуальные пособия.
1. Учебно-методическая литература
Нормативная и правовая литература*
• Конституция Российской Федерации
• Уголовный кодекс Российской Федерации
• Федеральный закон *0 гражданской обороне»
• Закон «Об образовании»
• Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
• Федеральный закон «О пожарной безопасности»
• Федеральный закон *0 безопасности дорожного движения»
•Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Периодические издания
•Подшивки журналов и газет «Гражданская зашита», «Ос
новы безопасности жизнедеятельности». «Служба спасения 01»,
«Спасатель» и др.
2. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
3. Средства нрограммного обучения и контроля знаний
• Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
• Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи»
• Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
• Географическая информационная система «ГЕО-ЭКС-ТРЕМУМ»
• Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
• Компьютерная игровая программа «Как Иван-царевич подземного змея победил» (действия в сейсмоопасных районах)
• Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
4. Макеты, муляжи, модели
• Milкеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоемов, убежищ и т. п.
• Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием
• Макеты потенциально опасных элементов технологического оборудовании
• Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
• Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения
• Макеты АСИО, ПР. СП и др. в разрезе
• Муляжи тела человека
5. Тренажеры
• Куклы-тренажеры для искусственного дыхания
•Фантомы-тренажеры искусственной вентиляции легких
и наружного массажа сердца
6. Стенды, плакаты
• Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
• Безопасность на улицах и дорогах
• Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури. смерчи
• Правила повеления при землетрясениях
• Наводнения и затопления
• Правила оказания медицинской помощи
• Безопасность дорожного движения
• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
7. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
• Противопылевые тканевые маски
• Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
•Противогазы (типа ГП-7. ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)
Средства защиты кожи
•Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
•Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)Средства медицинской защиты
• Аптечка индивидуальная (типа А-2 и т. п.)
• Индивидуальный перевязочный пакет и т. п.
• Противохимический пакет (типа И.ПП-8 и т. п.)
8. Аудиовизуальные пособия
• Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
• Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
• Действия населения при химически опасных авариях
• Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения