Для чего нужны образовательные программы

Для чего нужны образовательные программы

Статья 12. Образовательные программы

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

3. К основным образовательным программам относятся:

2) основные профессиональные образовательные программы:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

С 01.01.2023 в п. 1 ч. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Основные профессиональные образовательные программы подлежат приведению в соответствие с данными положениями (в ред. ФЗ от 26.05.2021 N 144-ФЗ) не позднее 01.09.2022.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 322-ФЗ)

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

С 01.01.2023 в ч. 15 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 30.04.2021 N 127-ФЗ).

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Источник

Роль рабочих программ учебных предметов в организации и проведении урока в соответствии с ФГОС

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Для чего нужны образовательные программы. Смотреть фото Для чего нужны образовательные программы. Смотреть картинку Для чего нужны образовательные программы. Картинка про Для чего нужны образовательные программы. Фото Для чего нужны образовательные программы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Роль рабочих программ учебных предметов в организации и проведении урока в соответствии с ФГОС Паринова Любовь Анатольевна зам. директора по УВР МКОУ Аннинской СОШ №1

Рабочая программа должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, основывающийся на авторской или примерной программе по учебному предмету. Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебной деятельностью по определенной учебной дисциплине. Задачи учебной рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебной деятельности той или иной образовательной организации и контингента обучаемых.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. 5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Процедура разработки программ Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 2. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: 1) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 2) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

Рабочие программы создаются педагогом с учетом: требований компонентов федеральных государственных образовательных стандартов; примерных и авторских образовательных программ по предмету; обязательного минимума содержания основных учебных образовательных программ; объема учебного материала для обучающихся; требований к уровню подготовки выпускников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы для реализации учебных предметов в каждом классе (параллели); когнитивных особенностей и познавательных интересов обучающихся; целей и задач образовательной программы учреждения; используемого комплекта учебно-методического обеспечения; информационно-технического оснащения учебного кабинета (образовательного процесса)

Функции рабочей программы Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Требования к программе: 1. Наличие нормативных документов 2. Учет основных положений образовательной программы школы. 3. Полнота раскрытия ценностей и целей обучения. 4. Системность и целостность содержания образования. 5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы. 6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана школы. 7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Структура рабочих программ в соответствии с ФГОС ООО 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 5. Содержание учебного предмета, курса 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи

Источник

Статья 12. Образовательные программы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

3. К основным образовательным программам относятся:

2) основные профессиональные образовательные программы:

Информация об изменениях:

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

Информация об изменениях:

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Информация об изменениях:

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Информация об изменениях:

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Информация об изменениях:

7.2. При разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Информация об изменениях:

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

Информация об изменениях:

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Информация об изменениях:

9. Примерные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Информация об изменениях:

9.1. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

ГАРАНТ:

Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ) не позднее 1 сентября 2021 г.

10. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Информация об изменениях:

11. Порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

12. К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

Информация об изменениях:

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.

Источник

Основная образовательная программа начального общего образования (стр. 1 )

Для чего нужны образовательные программы. Смотреть фото Для чего нужны образовательные программы. Смотреть картинку Для чего нужны образовательные программы. Картинка про Для чего нужны образовательные программы. Фото Для чего нужны образовательные программыИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

Для чего нужны образовательные программы. Смотреть фото Для чего нужны образовательные программы. Смотреть картинку Для чего нужны образовательные программы. Картинка про Для чего нужны образовательные программы. Фото Для чего нужны образовательные программы

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного автономного учреждения города Бузулука « Гимназия № 1 имени дважды Героя Советского Союза, лётчика – космонавта »

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Пояснительная записка.

1.1. Кому и зачем нужна образовательная программа школы.

1.2.Нормативные основы для разработки…………………………………… ……………. 5

1.3. Информация о процессе разработки, экспертизы и утверждения ООП…………………. 5

1.5. Сроки действия программы……………………………………………… ……………. 6

1.6. Главные цели обучения на ступени начального общего образования……………… 6-8

1.7. Основное содержание образовательной программы………………………………. 8-9

1.8. Особенности образовательного процесса…………………………………………….. 9

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………….12-21

III. Базисный учебный план начального общего образования ………………………………….22

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………………………………..23-54

V. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………………. 55

VI. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного

VII. Система оценки достижений планируемых результатов освоения……………………..63-71

Пояснительная записка

1.1. Кому и зачем нужна образовательная программа школы?

Школа XXI века призвана ориентировать не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащегося. Начальная школа, как базовое звено образования, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.

Настоящая программа определяет основные направления и системо-образующие принципы функционирования и развития начального общего образования гимназии, как инновационного образовательного учреждения повышенного уровня обучения.

для информирования всех участников образовательного процесса о состоянии школы, о ее достижениях и ее проблемах;

— для повышения степени открытости школы социуму.

для осмысленного изучения и использования образовательной программы, владения понятийно – терминологическим аппаратом, освоения ведущих идей ФГОС;

— для внесения изменений в образовательный процесс при формировании УУД, системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП (уметь анализировать, вычленять, спорить, а не передавать просто информацию. Информацию нужно использовать для доказательства своих доводов, уметь планировать свое образование);

— для формулирования общих критериев оценки деятельности учителя, которые входят в самооценку педагогической компетентности педагога( компетентность в области личностных качеств, в области постановки целей и задач педагогической деятельности и др.)

знакомство с программой (её фрагментами);

— для активного использования знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

для согласования позиций всех заинтересованных в образовательной деятельности школы сторон;

— для перспективного формирования социального заказа на образовательную услугу муниципалитета.

— для продвижения установок педагогического коллектива на системные изменения

— для осуществления перспективного планирования целостного образовательного процесса;

— для диссеминации педагогического опыта;- для организации взаимодействия при организации внеурочной деятельности.

— для расширения взаимодействия;

— для вложения материальных средств с целью качественного подготовленного студента.

Структурам, представляющим или отражающим мнение социума? (СМИ: муниципальная газета, Центральная печать):

— для получения общественной поддержки в решении конкретных задач, стоящих перед обществом.

— для получения информации к проведению мониторинговых исследований.

ООП школы предназначена для участников образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей, администрации школы, сотрудникам органов управления образованием, профессиональному сообществу, как документ для согласования взглядов участников образовательного процесса на миссию гимназии, цели и задачи, определения путей и способов их достижения.

ООП основана на результатах изучения социума и направлена на удовлетворение образовательных потребностей целевых групп потребителей, повышение профессиональной компетентности педагогов. Миссия гимназии заключается в том, чтобы предоставить получение начального, основного и общего (полного) среднего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности. А также:

    по отношению к учащимся и учителям – в предоставлении каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации; по отношению к родителям – в вовлечении их совместную с ОУ деятельность и готовность к конструктивному взаимодействию с ними; по отношению к социуму – в повышении культуры и расширении форм участия в образовательном процессе.

Основное направление работы педагогического коллектива направлено на создание системы обучения и воспитания, обеспечивающую выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности. Главный акцент в своей деятельности начальное звено гимназии делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Иначе говоря, образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик в силу своих возможностей был вовлечен в активную учебную деятельность, чтобы чувствовал себя в гимназии комфортно.

При формировании основной образовательной программы начального общего образования гимназия руководствуется принципами гуманизма и демократии, приоритетом общечеловеческих ценностей, светскости образования, его общедоступности и открытости, учётом профессионального определения самого ребёнка и его семьи.

Основными принципами деятельности гимназии, на которых строится работа по созданию, опытно – экспериментальной апробации и реализации гимназической образовательной программы, являются:

· принцип антропологического подхода к образованию, ставящий интересы ученика как уникальной биопсихосоциальной системы и полноправного субъекта образовательной деятельности в центр образовательного процесса;

· принцип гуманитаризации образования как принцип формирования содержания универсального образования гимназического типа на основе интеграции учебных программ вокруг проблем человека и общества;

· принцип интеллектуальной насыщенности образовательного пространства, обусловливающий повышенный уровень образования;

· принцип демократизации образовательной среды.

· принцип роста самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты от начальной к завершающей ступени обучения;

· принцип расширения образовательного пространства учеников на основе учета их способностей, интересов и склонностей;

· принцип расширения поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на следующую;

· принцип комплексного сопровождения ученика и педагога;

· принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого гимназиста: как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;

· принцип сочетания индивидуального и социального подходов в осуществлении развивающей, досуговой деятельности учеников и педагогов;

· принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;

· принцип максимальной доступности образовательных ресурсов любому ученику и педагогу;

· принцип минимизации объема репродуктивных заданий в учебном процессе;

· принцип максимальной эффективности взаимодействия ученика и педагога на уроке;

· принцип повышения объективности аттестационной практики учащихся на любом из этапов учебной деятельности.

Соблюдение этих принципов в процессе проектирования, создания, существования и развития позволит максимально эффективно воплотить в реальное образовательное пространство гимназии идею непрерывного развития образовательной мотивации учащихся, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».

Основные принципы сориентированы на целенаправленное взаимодействие содержания образования по основным образовательным областям, на свободное сотрудничество педагогов и учеников, педагогов друг с другом и родителями, учащихся друг с другом в едином образовательном, информационном и целостно – целевом пространстве.

Цель образовательного процесса в начальной школе: социально – педагогическая поддержка, воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Учить планировать этапы предстоящей работы; определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности; поиск путей преодоления ошибок. Формировать общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Формировать у обучающихся способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. Готовить ученика целенаправленно использовать знания в повседневной жизни. Развивать личность обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Воспитывать высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. Укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся.

I. Пояснительная записка

1.2.Нормативные основы для разработки

Содержание образования в школе определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.

Закон РФ «Об образовании», ст.14, п.5

Нормативными основами для разработки ООП являются:

— Конвенция о правах ребенка;

— Закон РФ «Об образовании»;

— ФГОС (утвержден приказом Минобрнауки РФ от « 6 » октября 2009 г. № 000)

— Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;

— Типовое положение об образовательном учреждении.

У любого образовательного учреждения есть определенные обязательства и функции по отношению к:

– учащимся как главным клиентам школы;

– заказчикам на образование;

– местному населению и сообществу.

I. Пояснительная записка

1.3. Информация о процессе разработки, экспертизы и утверждения ООП

    На первом этапе готовится первоначальный текст программы (группа педагогов, администрации и родителей гимназии. На втором этапе программа проходит внутреннюю и внешнюю экспертизу, по итогам которой в текст вносятся необходимые коррективы и дополнения. На третьем этапе осуществляется обсуждение и утверждение программы Педагогическим советом гимназии.

I. Пояснительная записка

1.4. Структура программы

Программа состоит из 7 основных разделов:

Раздел 1 «Пояснительная записка» содержит ответ на вопрос Кому и зачем нужна образовательная программа школы, нормативные основы для разработки ООП, информацию о процессе разработки, экспертизы и утверждения ООП,

Раздел 2 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

Раздел 3 Базисный учебный план начального общего образования ;

Раздел 4 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

Раздел 5 Программы отдельных учебных предметов, курсов;

Раздел 6 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

Раздел 7 Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

I. Пояснительная записка

1.5. Сроки действия программы

Наименование образовательных программ

Нормативный срок освоения ООП

Основная образовательная программа начального общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

1.6. Цели и задачи обучения на ступени начального общего образования

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в гимназии, расширяется сфера взаимодей­ствия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в первый класс ребёнок впервые начинает зани­маться социально значимой, общественно оцениваемой учеб­ной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним ми­ром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, гимназиста.

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащих­ся. Центральной линией развития младшего школьника явля­ется формирование интеллектуальной деятельности и произ­вольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школь­ного возраста являются: словесно-логическое мышление; про­извольная смысловая память; произвольное внимание; пись­менная речь; произвольная речь с учётом цели и условий ком­муникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексив­ные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только рус­ского народа, но и других народов России, разных стран ми­ра. Дети являются членами коллективов, в которых есть пред­ставители разных национальностей, различных конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народ­ных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов.

Современные дети значительно отличаются от тех, для ко­торых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века.

1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком ин­формации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе —несомнен­ное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой обора­чивается негативной стороной.

2. Современные дети относительно мало читают, особен­но классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют чтение как познавательную и худо­жественно-эстетическую деятельность. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обу­чения в гимназии, связанные с невозможностью смыслового ана­лиза текстов различных жанров; несформированность внутрен­него плана действий; трудности развития логического мышле­ния и воображения.

Невостребованным оказывается богатство мировой худо­жественной культуры и справочно-познавательной литературы; возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борь­бе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожа­лению, выдвигать требование научить ребёнка читать целена­правленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односто­ронняя ориентация взрослых — родителей и педагогов —на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключи­тельно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственно­му воспитанию и становлению личности.

3. Начальная школа не учитывает, что для школьника это­го возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к обучению в гимназии. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование
психологических механизмов, обеспечивающих готовность к гимназическому обучению. Сюжетно-ролевая игра и художествен­но-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в гимназии.

Результат этого — трудности обучения, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

4. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих это ста­ло «роскошью». День младшего школьника расписан по мину­там: уроки в гимназии, бассейн, языки, хореография, музыкаль­ная школа, фигурное катание. Дворы и дворовые коллекти­вы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это зна­чительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию ком­муникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

5. Большинство современных детей в отличие от детей прошедшего XX в. не участвуют в деятельности детских и под­ростковых общественных организаций и соответственно лише­ны возможности приобрести опыт коллективных взаимоотно­шений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Рост национального самосознания граждан современного общества оказывает неоднозначное воздействие на современ­ных детей, что не только способствует формированию граж­данской и этнической идентичности и толерантности в обще­нии, но и нередко приводит к детской враждебности к «чу­жим». Всё это должно учитываться гимназией при организации воспитательного процесса. Только при этом условии в процес­се обучения будет формироваться осознанная система пред­ставлений об окружающем мире, ценностных социальных и межличностных отношениях.

6. Наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей всё большее число ребят относят к группе риска —проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обу­чении, а также со «специальными нуждами». Повышенная уяз­вимость детей и подростков из группы риска требует больше­ го внимания к индивидуализации образовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенса­ции трудностей развития и обучения.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования

— становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

— формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:

умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

— духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

— укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Цели основной образовательной программы начального общего образования:

— способствовать овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной

среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

— формировать у обучающихся правильное отношение к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности;

— формировать знания, умения и способы деятельности, определяющие степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению;

— создать условия для развития у обучающихся элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Задачи основной образовательной программы начального общего образования:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, проектная деятельность).

I. Пояснительная записка

1.7. Основное содержание образовательной программы

На первой ступени обучения с целью формирования у школьников учебной

самостоятельности, положительной мотивации к разнообразной умственной деятельности, устойчивого внимания и любознательности реализуется программа образовательной системы «Школа России».

Данная программа позволяет реализовать основные принципы государственной

политики РФ в области образования. Это:

— общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся;

— гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности

— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде;

— единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство;

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Основными аспектами образовательной программы являются:

1. Знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания,

формирование навыков их читательской деятельности, культуры устной и письменной речи; овладение общением на неродном языке (на элементарном языковом материале), формирование интереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусства русского народа.

Основные содержательные линии: коммуникативная компетенция, языковая компетенция, читательская компетенция.

2. Формирование у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи; развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.

Основные содержательные линии: числа, вычисления, решение арифметических задач,

геометрические фигуры, измерение геометрических величин;

3. Интеграция знаний о природе, обществе и человеке, их взаимодействии и

взаимовлиянии; формирование целостного взгляда на мир и место в нём человека; формирование представлений о природном и социальном мире, возможностях и способностях человека; воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитее интереса к природе и обществу, истории и культуре родной страны.

Основные содержательные линии: природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы; человек и его деятельность; общество; родная страна.

4. Осознание значения трудовой деятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда. Формирование трудовых умений и навыков, необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, труд в природе), воспитание интереса и желания трудиться.

Основные содержательные линии: трудовая деятельность человека; организация и планирование труда.

5. Формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью.

Основные содержательные линии: искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство.

6. Ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности и физической культуры, овладевание разнообразными двигательными действиями и играми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности.

Основные содержательные линии: двигательные действия, телесные функции организма.

I. Пояснительная записка

1.8. Особенности образовательного процесса

Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.

Общеобразовательная программа начального общего образования МОАУ «Гимназия№1 имени » реализуется в режиме пятидневной учебной недели.

Занятия в начальной школе проводятся в две смены: с 9.00 первая смена, с 14-00 – вторая смена. Средняя наполняемость классов: 25 человек. Продолжительность уроков – 40 минут, в 1 классе — 35 минут.

Периоды промежуточной аттестации: по четвертям. В 1-2 классах безотметочное обучение. Продолжительность перемен – 10 минут после первого урока, 15 минут – после 2-4 урока. Перед началом учебных занятий для учащихся проводится гимнастическое занятие (физзарядка), продолжительностью 5 минут. Начало физзарядки – 8 часов 55 минут. На всех уроках проводятся физкультурные минутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике по рекомендуемым Санитарными правилами и нормами (СанПиН 2.«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»).

В соответствии с Уставом гимназии и Договором о взаимоотношениях с учредителями при проведении занятий по иностранному языку классы делятся на две группы.

I. Пояснительная записка

Образовательная программа обеспечивает предоставление образовательных услуг всем учащимся независимо от их социального статуса, национальной принадлежности. Образовательная программа гарантирует право обучающихся на бесплатное начальное общее образование в соответствии с ФГОС; дополнительное образование в рамках Отделения дополнительного образования детей, способствующее развитию творческих способностей учащихся, а также получение дополнительных образовательных услуг.

Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:

— педагогов – в расширении возможностей для реализации права выбора методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

— государства – в повышении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

— Бузулука в воспитании бузулучанина, способного сохранить традиции города, его материальные и духовные ценности, решать проблемы дальнейшего развития своего города.

Приём обучающихся в 1 класс осуществляется независимо от места жительства в соответствии с Уставом и Правилами приёма обучающихся.

Преимущественным правом при зачислении в образовательное учреждение

пользуются дети, проживающие в непосредственной близости от образовательного учреждения в соответствии с пунктом 2.1.6.СанПиН 2.4.2.1178-02.

Приём производится в заявительном порядке с 1 апреля текущего учебного года. В первые классы школы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей.

Приём детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Приём обучающихся в течение года производится при наличии свободных мест по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся.

Наполняемость классов устанавливается в соответствии с нормативами,

определенными Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

Для учащихся с ослабленным здоровьем, имеющих хронические заболевания,

предусмотрена возможность по медицинским показаниям обучения на дому. Создаются специальные медицинские группы для учащихся, освобожденных от занятий физической культурой по основной программе. С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся в школе постоянно

Для опекаемых детей и детей-сирот организовано постоянное взаимодействие социального педагога с семьей.

I. Пояснительная записка

1.10. Кадровый состав

Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами для реализации ООП НОО. (Приложение 1)

I. Пояснительная записка

1.11. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Гимназия как муниципальное общеобразовательное автономное учреждение имеет финансовую самостоятельность с 19 января 2011 года, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами. Бюджетное финансирование покрывает финансовые нужды ОУ по статье «заработная плата», содержание системы жизнеобеспечения (электроэнергия, вода, теплоснабжение, телефон).

Согласно лицензии источниками внебюджетного финансирования являются платные дополнительные образовательные услуги. Средства, полученные за платные дополнительные образовательные услуги, идут на реализацию основных направлений Программы развития гимназии.

Дополнительными источниками ресурсного обеспечения служат инициативы педагогического коллектива гимназии по вхождению в программы инновационной и экспериментальной деятельности, грантовые конкурсы, социальные проекты различных направлений. Финансовые средства, полученные за победы в них, направляются на достижение цели Программы развития гимназии – формирования социально-активной личности.

Одним из важных источников ресурсного обеспечения реализации Программы развития гимназии являются выделение целевых финансовых средств социальными партнерами, направленных на поддержку одаренных детей (создание фонда для участия учащихся в конкурсах, научных конференциях, олимпиадах, смотрах), учителей (возможность дистанционного обучения и выезда на курсы повышения квалификации). Таким образом, финансирование Программы развития гимназии осуществляется за счет федерального, муниципального бюджета и внебюджетного средств (аренда, спонсорские средства, доходы от дополнительных услуг, добровольных пожертвований).

Материально-техническая база реализации ООП НОО обеспечивает соблюдение:

— санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к

водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

— санитарно-бытовых условий (санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

— социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской);

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

— создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука);

— получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке);

— физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

— размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;

— проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;

— организации отдыха и питания.

Информационно-образовательная среда школы включает в себя совокупность

технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие службы поддержки применения ИКТ.

Имеется доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР),

размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами по предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы и ЭОР. Фонд дополнительной литературы включает детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программ отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

Русский язык. Родной язык:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

12.2. Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *