достоевский что написал школьная программа

Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы

Преамбула

Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.

Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.

Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.

Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.

На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.

Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.

Источник

Как говорить о Достоевском в школе? Точки входа в текст, неудобные вопросы и другие тонкости

11 ноября Россия и мир отмечают 200-летие со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. И можно долго спорить, готовы ли подростки к тому, чтобы понять его произведения, но факт остается фактом: тексты Достоевского — важная часть школьной программы. Мы поговорили с педагогами о том, как сделать разговор о Достоевском в школе не протокольным.

Роман Дощинский, начальник методического отдела Московского центра качества образования:

Уверен, что в юбилейный для писателя год у учителей-словесников есть повод задуматься над тем, насколько разнообразно было творчество Достоевского, что оно не ограничивалось одной заветной темой преступления и наказания, что, быть может, имеет смысл какие-то произведения автора изучать чуть раньше 10-го класса.

В методике преподавания накоплен колоссальный опыт изучения уже в 5–6-х классах рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Тем более это произведение входит в так называемый цикл рождественских рассказов русских писателей — вместе с «Чудесным доктором» А. Куприна, «Ангелочком» Л. Андреева, «Ванькой» А. Чехова и др. Есть где развернуться, есть что с чем сравнивать.

Сложилась и традиция изучения фрагмента «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» в 7-м классе. Этот фрагмент хорошо укладывается в цикл произведений о детстве: «Детство» Л. Толстого, «Детство» М. Горького, «Детство Никиты» А. Толстого и др.

В 8–9-х классах школьники способны читать и разбирать такие не столь большие произведения писателя, как повесть «Белые ночи» (для демонстрации соединения в одном тексте и признаков романтизма, и признаков реализма) или роман «Бедные люди» (для демонстрации типичных и индивидуальных черт «маленького человека» в русской литературе).

Конечно, основным этапом изучения жизни и творчества Достоевского является 10-й класс. Для чтения и подробного текстуального анализа предлагается роман «Преступление и наказание». Обзорно по традиции даётся представление о романе «Идиот». В 11-м классе Достоевский не забывается, к нему мы возвращаемся вновь и вновь при изучении, например, произведений М. Горького, М. Булгакова и др.

Антон Скулачев, учитель русского языка и литературы школы № 1514, председатель Гильдии словесников, и Ольга Вахитова, учитель русского языка и литературы школы № 117:

В любом возрасте, читая Достоевского (как и любого другого непростого писателя), надо не бояться задавать вопросы тексту, останавливаться, не торопиться, учителю надо не спешить пройти программу, а «задержаться, прочитать и перечесть», удивляться, фиксировать свои «точки удивления» и непонимания и не останавливаться на первом впечатлении, а двигаться вглубь: Достоевский — писатель многоуровневого текста.

Важно понимать, что «сострадать по Достоевскому», — это не только собирать деньги на лечение больного ребенка, это попробовать понять его изнутри, пропустить через себя. Это понимание, что мир сложен и люди в нем все разные. Нет единых рецептов в оценке человека, нет единого «правильного» мнения. Человек-Космос Достоевского — это возможность широкого взгляда на себя и окружающих людей.

Также хочется отметить, что для Достоевского важен разговор о теории и живой жизни, о том, как жизнь оказывается богаче любой схемы и идеологии. А разговор Достоевского с читателем — это разговор о преодолении личной замкнутости в диалоге — с другим, миром, Богом; о спасительной силе встречи, разговора, внутренней свободы. Поэтому надо быть готовым к тому, что Достоевский меняет читателя, трансформирует его прямо в процессе чтения, он задаёт нам неудобные вопросы и практически заставляет нас встретиться с собой настоящими, вне схем, моделей и проекций.

Темы, которые затрагивает Достоевский в своих произведениях, очень «внутренние», глубинные, и они требуют предельно честного разговора с самим собой. Поэтому ученику важно честно рефлексировать свой процесс чтения: «как мне сейчас? на что я обращаю внимание? с чем спорю? что со мной происходит?»

Читая «Преступление и наказание», десятиклассники учатся именно этому. На вопросы Достоевского нет и не может быть однозначного ответа, но в этом и есть интерес. Писатель дает простор в оценке и понимании глубин человеческого совершенства и несовершенства. Он не учит, а сопереживает, не ставит себя или героя в пример, а сомневается, и этим он по-настоящему современен.

Пусть у учеников будут разные «точки входа» в текст: для кого-то это странности в первом предложении, для другого — атмосфера Петербурга, для третьего — внутренний конфликт героя, для четвёртого — надрыв Мармеладова. Кстати, возможны и разные маршруты учеников, связанные, например, с индивидуальными темами проектных (к примеру, эскизы к мультфильму) или исследовательских работ, с разным выбираемым уровнем сложности.

Мария Еремина, учитель русского языка и литературы школы № 2200, призёр конкурса «Молодые педагоги — московскому образованию» 2019 года:

Широта взглядов писателя, диапазон его интересов и философских взглядов заставляют нас, педагогов, находить все новые и новые способы знакомства школьников с творчеством классика. Тема духовного очищения и просветления не всегда понятна современным подросткам, а христианские мотивы в творчестве писателя остаются загадкой. При изучении жанрового своеобразия святочного рассказа, представленного в творчестве русских и зарубежных писателей, возможно обращение к произведению Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе», Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказу Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Через творчество английского писателя, основоположника жанра рождественского рассказа, происходит выделение его особенностей. При знакомстве со сказкой Андерсена прослеживается реформа жанра, отказ от счастливого в традиционном смысле финала, минимализация фантастического и усиление драматичности произведения. На третьем этапе изучения темы подростки, обращаясь к произведению Ф. М. Достоевского, способны к более глубокому анализу художественного текста, так как обладают знаниями, полученными при работе с тестами других авторов. Метод сопоставления произведений и авторской манеры приводит учащихся к пониманию идеи Достоевского: обретение покоя возможно при чистоте человеческой души и соблюдении христианской добродетели, счастье возможно в единении с Богом. В произведениях Достоевского следует уделять внимание художественным деталям, роли портрета, интерьера в создании образа героя, приему «говорящих» фамилий и локусу. Ярким примером последнего является место жительства главного героя романа «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Такая работа по изучению творчества Федора Михайловича готовит школьников к более глубокому знакомству с философскими и религиозными воззрениями автора, предлагаемыми для изучения в старших классах.

Источник

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

Литература, 9 класс: список произведений на лето

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

Литература, 10 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Список литературы на лето для 10 класса:

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Источник

В каком классе проходят Достоевского, какие изучают произведения?

Прошу не путать с вопросами о конкретных произведениях Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание», «Идиот».

В каком классе проходят Достоевского «Бесы»?

В каком классе проходят Достоевского «Белые ночи»?

В каком классе изучают Достоевского «Белые ночи»?

В каком классе проходят Достоевского?

В каком классе изучают Достоевского?

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Без изучения произведений Ф. М. Достоевского трудно представить себе современные школьные программы. Но так было не всегда. На протяжении ХХ века изучение творчества этого писателя то вводилось в программы, то исключалось, то снова вводилось.

Официальное марксистско-ленинско­ е литературоведение советской эпохи довольно прохладно относилось к Достоевскому и его произведениям, так как они не вписывались в его жёсткие рамки. Но как бы там ни было, а статья о творчестве писателя впервые появилась в учебнике литературы для школьников в 1935 году (это, кстати, был 1-й школьный советский учебник литературы). Что было в этой статье, мне неведомо: не пришлось даже листать – не то что читать этот учебник. Предполагаю – общий обзор творчества, краткий, конечно. А до года 1935 не редки были случаи абсолютного отрицания значимости творческого наследия писателя.

Фёдора Михайловича исключили из списка изучаемых в школе писателей во 2-м школьном учебнике литературы Страны Советов, издававшемся незадолго до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн, в 1938–1940 годах. Мало того, почти на пару десятилетий Достоевский не только исчез из школьных программ, но и в вузах перестали изучать его творчество.

Реабилитация писателя и его творчества произошла без малого через 20 лет, в начале 2-й половин 50-х годов и не без влияния его огромной популярности среди западно-европейских и американских (США) читателей. Вот тогда-то творчество Фёдора Михайловича и было возвращено в программы и учебники для вузов и школ.

Что именно из произведений Достоевского и в каком классе изучали после реабилитации его творчества? Роман «Преступление и наказание» в 9-м классе (ныне это 10-й класс). Конечно, учебная статья представляла собой в первую очередь краткий обзор творчества писателя с указанием проблематики таких произведений, как

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

а уже потом следовали история создания и анализ «Преступления и наказания».

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Изучались все эти произведения + романы «Идиот», «Бесы» только на филологических факультетах вузов.

Когда в 80-е годы начала воплощаться в жизнь идея создания альтернативных учебников, в один из них был включён рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (7-й класс), в другой – повесть «Мальчики», являющаяся

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Сейчас у нас много альтернативных учебников и, соответственно, программ по литературе.

Одни из них предполагают текстуальное изучение уже названных мной романа «Преступление и наказание» (10-й класс) и рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»» (7-й класс).

В других список изучаемых произведений Достоевского расширен:

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Таким образом, в лучшем случае наши школьники текстуально изучают такие произведения Достоевского:

При этом из обзорной статьи учебника литературы за 10-й класс школьники знают, что у писателя есть романы:

В худшем случае предполагается текстуальное изучение только двух произведений:

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Романы «Идиот» и «Бесы» в школе никогда не изучались и сейчас не изучаются. Они слишком сложны для подростков.

Источник

Что проходят по литературе в 10 и 11 гуманитарных классах

Список произведений для 10 и 11 классов, летнее чтение

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Школьная программа по литературе, список для 10 класса

А.Н. Островский. «Гроза»

И.С. Тургенев. «Записки охотника» (рассказы по выбору учителя) «Отцы и дети» + еще один роман по выбору учителя

И.А. Гончаров. «Обломов»

Ф.И. Тютчев. Лирика («Полдень», «Весенние воды», «Silentium», «Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Весь день она лежала в забытьи…», «Я очи знал – о, эти очи!» «Она сидела на полу…», «Ты, волна моя морская…», «К.Б.»)

А.А. Фет. Лирика («Одним толчком согнать ладью живую…», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Сияли ночь. Луной был полон сад…», «Шепот. Робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…», «Осень», «Прости – и все забудь…», «Вечер», «Кот поет, глаза прищуря…», «Хоть счастие судьбой даровано не мне…»

Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика («Вчерашний день, часу в шестом…», «Родина», «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда», «В дороге», «Железная дорога», «О погоде», «Умру я скоро…»)

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» (по выбору учителя)

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы по выбору учителя)

Н.А. Добролюбов. Статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»

Д.И. Писарев. Статьи «Базаров», «Мотивы русской драмы», «Роман И. А. Гончарова ‘Обломов’», «Борьба за жизнь», «Старое барство»

М.А. Антонович. Статья «Асмодей нашего времени».

Русская литература для внеклассного чтения, 10 класс

А.Н. Островский. «Бесприданница», «Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»

И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Новь», «Рассказ отца Алексея», «Собака», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Степной король Лир»

И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обрыв»

Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Село Степанчиково и ее обитатели», «Кроткая», «Бедные люди»

Л.Н. Толстой. «Анна Каренина», «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер», «Отец Сергий»

А.И. Герцен. «Кто виноват?», «Сорока-воровка»

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головл?вы»

Сочинения Козьмы Пруткова

Зарубежная литература для 10 гуманитарного класса

Из Библии – «Книга Иова», «Песнь песней», «Евангелие от Иоанна»

Ч. Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба». «Тайна Эдвина Друда»

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»

У. Коллинз. «Женщина в белом». «Лунный камень»

Г. Джеймс. «Поворот винта». «Дейзи Миллер»

У. Голдинг. «Наследники». «Шпиль». «Бог-скорпион»

Р. Киплинг. «Ким». «Свет погас». Лирика

Э. Золя. «Тереза Ракен». «Карьера Ругонов»

Г. Флобер. «Госпожа Бовари». «Саламбо». «Воспитание чувств»

Г. де Мопассан. «Жизнь». «Пышка» и другие новеллы

Г. Ибсен. «Пер Гюнт», «Нора»

М. Митчелл. «Унесенные ветром»

Ф.С. Фитцджеральд. «Великий Гэтсби». «Загадочная история Бенджамина Баттона»

Т. Драйзер. «Сестра Кэрри». «Американская трагедия»

Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра».

достоевский что написал школьная программа. Смотреть фото достоевский что написал школьная программа. Смотреть картинку достоевский что написал школьная программа. Картинка про достоевский что написал школьная программа. Фото достоевский что написал школьная программа

Список литературы по школьной программе для 11 класса

А.П. Чехов. Рассказы («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», «Студент», «Дом с мезонином», «Спать хочется», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Попрыгунья» и другие – по выбору учителя), комедия «Вишн?вый сад»

И.А. Бунин. Рассказы («Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Холодная осень», «Чистый понедельник» и другие – по выбору учителя)

А.И. Куприн. Рассказы и повести («Гранатовый браслет», «Олеся» и другие – по выбору учителя)

Л.Н. Андреев. «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»

Максим Горький. Рассказы («Макар Чудра», «Челкаш», Старуха Изергиль»), драма «На дне»

Лирика Серебряного века (стихотворения И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, З. Гиппиус, А. Белого, В. Соловьева, Ф. Сологуба, В. Хлебникова, И. Северянина, В. Ходасевича, Н. Гумилева, Вяч. Иванова, М. Волошина, М. Цветаевой и других – по выбору учителя)

А.А. Блок. Лирика («Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «Я пригвожден к трактирной стойке…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «На поле Куликовом»), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (по выбору учителя)

С.А. Есенин. Лирика («Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Собаке Качалова», «Неуютная жидкая лунность…»), поэмы «Черный человек», «Анна Снегина»

В.В. Маяковский. Лирика («Послушайте!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой»), поэма «Облако в штанах», пьесы «Клоп», «Баня»

А.А. Ахматова. Лирика («Мне голос был…», «Мужество», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Вечером», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Небывалая осень построила купол высокий…», «Приморский сонет», «Родная земля»), поэма «Реквием»

Б.Л. Пастернак. Лирика («Февраль. Достать чернил и плакать. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Никого не будет в доме. «, «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест. «, «Сосны», «Иней», «Июль»). Роман «Доктор Живаго» (главы «Лесное воинство», Рябина в сахаре»)

Внеклассное чтение для 11 гуманитарного класса

А.П. Чехов. «Черный монах», «Анна на шее», «Степь», «Учитель словесности». «Чайка». «Три сестры», «Дядя Ваня». Максим Горький. «Мещане». «Дело Артамоновых».

И.А. Бунин. «Старуха», «Сосны», «Сны Чанга», «Солнечный удар», «Митина любовь». «Жизнь Арсеньева»

А.И. Куприн. «Яма», «Поединок», «Молох», «Изумруд», «Суламифь», «Гамбринус», Штабскапитан Рыбников»

В.В. Набоков. «Защита Лужина». «Приглашение на казнь»

В.Я. Брюсов. «Огненный ангел»

Д.С. Мережковский. «П?тр и Алексей». «14 декабря»

В.В. Маяковский. «Флейта-позвоночник». «Про это». «Во весь голос»

А.А. Ахматова. «Поэма без героя»

Андрей Платонов. «Усомнившийся Макар». «Фро». «Епифанские шлюзы». «Чевенгур»

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев». «Золотой теленок»

И.Э. Бабель. «Одесские рассказы»

Ю.В. Трифонов. «Дом на набережной». «Старик»

Г.Н. Владимов. «Верный Руслан». «Генерал и его армия»

В.В. Быков. «Сотников». «Дожить до рассвета». «Мертвым не больно».

Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»

А.Н. и Б.Н. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Гадкие лебеди». «Попытка к бегству»

С.Д. Довлатов. «Зона». «Заповедник». «Компромисс»

Саша Соколов. «Школа для дураков»

В.О. Пелевин. «Жизнь насекомых». «Чапаев и Пустота»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *