дверь крытого вагона устройство
3.1.2 Особенности конструкции кузова грузового крытого вагона
Крытый вагон общего назначения (называемый универсальным) модели 11-217 постройки Алтайского вагоностроительного завода имеет объем кузова 120 м³. Его кузов оборудован двухстворчатыми раздвижными дверями 10 (рис. 3.2), загрузочными люками в крыше 43 и в боковых стенах 6. Уширенные дверные проемы позволяют ускорить процесс производства погрузо-разгрузочных работ, что способствует сокращению простоев вагона под грузовыми операциями и повышению его производительности. Крайние верхние загрузочные люки снабжены печными разделками 42 на случай установки печей отопления при перевозке людей в зимнее время.
Рама кузова сварная, состоит из сквозной хребтовой балки 18, двух продольных боковых 4, двух шкворневых 16, двух концевых 26 поперечных балок. Между шкворневыми балками рамы расположены две поперечные основные (дверные) и семь промежуточных 14, а также продольные балки 15, предназначенные для поддержания настила пола. Под дверным проемом с каждой стороны имеются выдвижные откидывающиеся вниз подножки для обслуживающего персонала. В консольной части рамы размещены раскосы 17, а также продольные длинные 19 и короткие 20 балки. Раскосы 17 служат для передачи части продольных усилий от ударно-тяговых приборов на шкворневую балку и равномерного распределения продольной нагрузки на среднюю часть рамы кузова.
В консольной части хребтовой балки 18 установлены задние упоры 22 автосцепки, объединенные между собой усиливающей надпятниковой коробкой шкворневого узла, а также передние упоры 24, объединенные с ударной розеткой 25 автосцепки, заглубленной внутрь рамы. Между задними и передними упорами на вертикальных стенках хребтовой балки установлены предохранительные планки 23. Боковые продольные балки 4 рамы в дверном проеме усилены балками 9. По концам рама оборудована подножками 2 и поручнями 1, размещенными с каждой стороны вагона. На концевых балках 26 установлены поручни 21 и рычаг 28 расцепного привода автосцепки.
Все основные поперечные балки рамы — шкворневые 16, концевые 26 и дверные в средней части имеют большую высоту, чем в концевых частях, что приближает их к конструкции равного сопротивления изгибу и позволяет уменьшить массу; сверху на раму настлан пол 29 из досок, соединенных вчетверть и укрепленных по концам металлическим уголком 41. В зоне дверного проема настил пола покрыт металлическими листами, что предохраняет деревянные доски от повреждения при производстве погрузочно-разгрузочных работ.
Боковые и торцовые стены кузова жестко связаны с рамой. Каркас боковой стены состоит из верхней обвязки 44, двух шкворневых 5, двух дверных 11 и шести промежуточных стоек 3. Нижней обвязкой стены служит продольная боковая балка 4 рамы. Каркас снаружи обшит гофрированной металлической 12 и изнутри деревянной 13 обшивками.
В средней части боковой стены расположена двухстворчатая самоуплотняющаяся дверь, а по концам в верхней части имеются люки 6, оборудованные вентиляционными решетками. Створки двери раздвигаются в стороны и перемещаются с помощью роликов по дверному рельсу 7, расположенному в верхней части. Снизу дверь ограничивается порогом. Одна из створок двери оборудована обезгруживающим люком 8, снабженным специальным запором, объединенным с центральным запором дверей. Для облегчения открывания створок дверей при возможных заеданиях на кузове размещены специальные рейки 45, а на створках приварены скобы. С 1984 г. крытые вагоны самоуплотняющимися дверями не оборудуются, а у ранее построенных вагонов разгрузочные (обезгруживающие) люки дверей были заглушены (по указанию МПС).
Торцовая стена посредством двух угловых 30 и двух промежуточных 27 стоек снизу приварена к концевой балке 26 рамы, а сверху верхней обвязкой 34 связана с фрамугой 55 крыши. Торцовая стена имеет наружную металлическую 31 и внутреннюю деревянную 32 обшивки и оборудована скобами 33, служащими для доступа обслуживающего персонала на крышу. Цельносварная крыша оборудована трапом 36 для доступа к загрузочным люкам 43. Крыша состоит из двух фрамуг 35 и набора дуг 40, продольных боковых обвязок и продольных подкрепляющих элементов, сверху покрытых гофрированной металлической обшивкой 38. Изнутри посредством уголков 39 и скоб болтами к дугам 40 крепится подшивной потолок 37 из влагостойкой фанеры.
С целью улучшения использования возрастающей грузоподъемности и повышения эффективности в эксплуатации объем кузова современных моделей крытого вагона увеличен до 140 м³ а в перспективе повысится до 165 м³. Вместо внутренней обшивки из древесных материалов в их кузовах на внутренней поверхности металлической обшивки применяют специальное полимерное покрытие.
Крытые вагоны (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Передвижение дверей 1 и 2 (см. рис. 3.11) производится с помощью роликов 9 во рельсу 13(разрез Б—Б), приваренному к порогу 12. Ролики 9 насажены на шариковые подшипники 10, укрепленные на неподвижных осях. Дверной рельс 13 опирается на кронштейны 14, а порог 12 поддерживается балкой 15, сваренных в единое целое с боковой продольной балкой 16 рамы. Предупреждение схода роликов 9 с рельса 13 и уплотнение низа двери обеспечивается давлением сыпучего груза на панель 7 и прилеганием обвязки 11 к порогу 12, который удерживает дверь от падения.
Торцовые стены (рис. 3.12) кузова отличаются от стен вагона модели 11-217, рассмотренных выше, профилями элементов каркаса. Верхняя обвязка 3 торцовой стены выполнена из гнутого специального профиля. К ней заклепками 8 прикреплена нижняя обвязка 2 фрамуги 1 крыши. Средние стойки 4 стены выполнены из двутавра №20. Снизу они связаны с концевой балкой рамы 5 с помощью сварки и накладок 6. Нижняя обвязка стены 7 имеет гнутый Z-образный профиль. Внутренняя поверхность металлической обшивки стен покрыта полимерным материалом.
Испытания таких вагонов показали достаточную их надежность и более высокую экономичность по сравнению с вагонами, выполненными из стали. Однако, вследствие дефицитности и относительно высокой стоимости алюминиевого сплава, а также сложности оснащения ремонтной базы установками для производства сварочных работ в защитной среде инертного газа (аргона), крытые вагоны из алюминиевых сплавов пока не строят.
Конструкции кузовов специализированных крытых вагонов. Крытый вагон для легковых автомобилей модели 11-835 представляет собой этап дальнейшего развития вагонов подобного типа для повышения сохранности перевозимых автомобилей. Его характеристика приведена в табл. 3.2. Кузов вагона цельнометаллический, двухъярусный. Рама 6 (рис. 3.14) образует нижний ярус кузова. Кроме того, имеются верхний ярус 4, боковые стены 7, торцовые двери 2, крыша 1 и переездные площадки 3. Торцовые двери и переездные площадки обеспечивают беспрепятственный проезд автомобилей по всему составу. В средней части вдоль боковых стен вагона предусмотрены проемы 5, закрытые металлической сеткой.
Основа рамы кузова (рис. 3.15) — хребтовая балка 5. Она соединена с двумя боковыми 2, двумя концевыми 1 балками, двумя шкворневыми 4, девятью поперечными 8 и четырьмя продольными 6 балками, а также четырьмя раскосами 3. Хребтовая балка выполнена из двух швеллеров № 30, соединенных между собой диафрагмами. В консольной ее части установлены передние и задние упоры автосцепки, а за шкворневыми балками размещены грузы 7 общей массой 2,7 т для придания устойчивости вагону против опрокидывания от центробежной силы и ветровой нагрузки. Боковые балки рамы изготовлены из швеллера №20.
Концевые балки сварные П-образного сечения и сварены из листов толщиной 12 мм. В месте постановки ударной розетки концевая балка имеет углубление на 100 мм, позволившее уменьшить вылет автосцепки с 610 до 510 мм. Для безопасности работы составителей поездов на концевых балках установлены поручни. Шкворневые балки сварные, коробчатого сечения. В зоне пересечения с хребтовой балкой на нижних листах шкворневых балок установлены пятники, усиленные сверху надпятниковыми коробками, а на расстоянии 762 мм от продольной оси вагона снизу приварены скользуны.
Крыша кузова металлическая сварная. Каркас крыши обшит гофрированными листами 1. Каркас выполнен из двух продольных обвязок 3 и набора дуг 2 соответственно уголкового и Z-образного профилей. Дуги крыши, стойки стен и поперечные балки лежат в одной плоскости, образуя замкнутые шпангоуты.
Торцовые стены обеих сторон кузова представляют собой двустворчатые двери. Переездные площадки при закрытии дверей поднимаются в вертикальное положение. При этом нижняя площадка располагается с наружной стороны дверей, а второго яруса — с внутренней стороны кузова. Стопорное устройство нижней площадки может быть заперто навесным замком, без открытия которого нельзя опустить переездную площадку и открыть двери. Для облегчения подъема переездные площадки снабжены пружинными компенсаторами.
Закрепление автомобилей в вагоне предусматривается съемными колесными упорами (рис. 3.17). Колесный упор имеет корпус 3, внутри которого размещены винт 4 с регулировочной гайкой 5 и закидка 6. Винт шарнирно соединен с рычагом 2, заканчивающимся башмаком 1, на который опирается колесо автомобиля 10. Подошва корпуса упора крепится к полу 7 рамы двумя захватами 9 через щелевые пазы и удерживается закидкой 6, которая прижимается к полу пружиной 8. При вращении гайки винт поступательно перемещается относительно нее, тянет за нижнее плечо рычага и прижимает башмак 1 к колесу. Обжатие всех четырех колес обеспечивает надежное закрепление автомобиля на вагоне.
Специализированный крытый двухъярусный вагон модели 11-240 для скота спроектирован по габариту 1-Т. Его характеристика приведена в табл. 3.2. Максимальная вместимость вагона — овец 220 или свиней 62, а крупного рогатого скота 60.
Каркас раскосно-стоечной конструкции изнутри обшит досками толщиной 35 мм. Крыша металлическая с теплоизоляцией толщиной 50 мм и подшивкой из древесноволокнистой плиты толщиной 8 мм. Рама кузова сварная. Она имеет конструктивную схему, аналогичную раме универсального крытого вагона с деревянной обшивкой. Пол обоих ярусов из досок толщиной 55 мм. На боковых стенах кузова размещены задвижные двери облегченного типа. Размер дверного проема в свету 2000х2577 мм. Внутри вагона на каждом ярусе вдоль одной из боковых стен установлены кормушки и поилки для скота. На боковых стенах вагона каждого яруса в зоне дверных проемов укреплены двустворчатые поворотные решетчатые двери. При установке этих дверей поперек вагона каждое грузовое помещение разделяется на два отсека, что дает возможность рассредоточить скот и выделить площадку у загрузочных дверей для хранения фуража и приготовления корма. Вагон оборудован самотечной системой водоснабжения, включающей два верхних бака для хранения воды общей вместимостью 1500 л. Для вентиляции грузового помещения в боковых стенах на каждом ярусе имеются люки с откидными крышками, в которых установлены дефлекторы. В настиле второго яруса имеются задвижные люки для установки трапа для погрузки скота, а в боковых стенах каждого яруса—световые окна. Часть вагона для перевозки скота отведено под служебное помещение для проводников. Оно оборудовано спальными местами, плитой и умывальником.
Специализированный крытый вагон-хоппер для зерна модели 19-752 выпускается Крюковским вагоностроительным заводом. Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ. Его характеристика указана в табл. 3.2. Вагон цельнометаллический (рис. 3.18), саморазгружающийся, бункерного типа.
Верхний лист имеет отбортовку, которая выполняет роль верхней обвязки. В нижней части сделана фигурная выштамповка, которая, соединяясь с наклонным листом стены, образует поперечную балку коробчатого сечения. Нижний лист обшивки усилен двумя продольными 15 и одним поперечным 13 поясами и подкосами 11. Для придания консольным частям кузова достаточной прочности и жесткости каждая торцовая стена усилена двумя стойками-раскосами 14 и 16 из швеллера №14.
Специализированный крытый вагон-хоппер для цемента модели 11-715 имеет характеристику, указанную в табл. 3.2. Вагон бункерного типа служит для бестарной перевозки цемента к местам массового потребления, где имеются приемные устройства, расположенные между рельсами. Кузов цементовоза от кузова зерновоза отличается только своими размерами и числом бункеров, которых в вагоне четыре, а не шесть. Торцовые стены кузова наклонены под углом 50° к плоскости рамы.
Вагон спроектирован по габариту 1-ВМ и имеет типовые ходовые части, автосцепное устройство и тормоз. Характеристика вагона: грузоподъемность 62 т, тара 31 т, погрузочная площадь пола 35,3 м2, объем кузова 58 м3 и длина по концевым балкам рамы 13,68 м. Кузов вагона состоит из рамы 8, двух стационарных полусекций и двух съемных секций 1. Пол металлический толщиной 6 мм.
Специализированный вагон для бестарной перевозки муки (рис. 3.22) спроектирован по габариту 1-Т. Его характеристика: грузоподъемность 50 т, объем кузова 93 м3, длина по концевым балкам рамы 16,23 м. Кузов вагона состоит из рамы 1 и четырех бункеров 2 коническо-цилиндрической формы. В средней части рамы хребтовая балка отсутствует.
Цилиндрическая часть бункера имеет диаметр 3200 мм и толщину стенок 6 мм, а в нижней конической части — 8 мм. Каждый бункер закрыт штампованной самоуплотняющейся крышкой и оборудован аэризирующим устройством. На бункерах расположена горловина и патрубки для воздуховодов, установки крана аварийного сброса давления и слива конденсата. Муку загружают самотеком через верхние люки 3. Процесс разгрузки полностью автоматизирован. Со стороны разгрузки открывают крышки муковода, к соединительной горловине подключают воздуховод от стационарного источника воздуха и муковод продувают. После этого к нему присоединяют шланги для транспортировки муки в приемные устройства, а воздухопровод соединяют с центральной магистралью. Воздух подается в емкость и под аэризирующее днище. При достижении давления 0,2 МПа открывается кран-заслонка муковода, и начинается разгрузка. Производительность разгрузки 50 т/ч. Падение давления до нуля свидетельствует о том, что разгрузка закончена.
4. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОЙ
РАБОТЫ
До начала проведения занятия по выполнению лабораторной работы «Изучение конструкции крытых вагонов» студенту необходимо изучить данное методическое пособие, содержащее все необходимые сведения о изучаемой конструкции вагона. Студент, не подготовившийся к выполнению лабораторной работы, к занятиям не допускается. Предметами изучения в ходе выполнения лабораторной работы являются модели изучаемого вагона, конструктивные схемы, приведенные в данном пособии, а также рабочие чертежи узлов и деталей вагонов.
5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Целью данной лабораторной работы является изучение конструкции кузовов современных крытых вагонов. Эта цель достигается изучением описания крытых вагонов, приведенного в данном пособии и выполнением практической части лабораторной работы.
В ходе выполнения практической части работы следует:
Пользуясь описанием конструкций вагонов, приведенных в данном пособии, а также рабочими чертежами, требуется составить принципиальные конструктивные схемы кузовов четырехосных универсальных крытых вагонов моделей 11-217 и 11-260 постройки Алтайского вагоностроительного завода. По каждой модели крытого вагона должны быть составлены:
· общая принципиальная конструктивная схема кузова;
· принципиальная конструктивная схема рамы;
· принципиальная конструктивная схема боковой стены;
· принципиальная конструктивная схема торцовой стены (створок двери);
· принципиальная конструктивная крыши.
При составлении конструктивных схем элементы каркаса показывать в виде стержней. Условно изображать детали (узлы), укрепленные на элементах каркаса. На схемах указывать наименование отдельных конструктивных элементов. В табличном виде привести форму поперечных сечений элементов каркаса.
Отчет по лабораторной работе должен содержать:
· титульный лист установленного образца;
· описание цели работы;
· результаты работы в виде указанных выше конструктивных схем.
При защите лабораторной работы необходимо ответить на несколько контрольных вопросов.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Принципиальные конструктивные схемы элементов кузова и рамы в целом крытого вагона модели
2. Особенности конструкции кузова и рамы крытого вагона модели 11-066 (по сравнению с крытым вагоном модели 11-217).
3. Принципиальные конструктивные схемы элементов кузова и рамы в целом крытого вагона модели
4. Принципиальные конструктивные схемы элементов кузова и рамы в целом крытого вагона для перевозки легковых автомобилей модели
5. Особенности конструкции специальных крытых вагонов для перевозки скота модели 11-240 (по сравнению с универсальными крытыми вагонами).
6. Принципиальные конструктивные схемы элементов кузова и рамы в целом крытого вагона для перевозки зерна модели
7. Особенности конструкции крытого вагона для перевозки минеральных удобрений моделипо сравнению с специальными крытыми вагонами вагонами бункерного типа).
8. Особенности конструкции специализированного крытого вагона для бестарной перевозки муки.
9. Особенности конструкции специализированного крытого вагона для перевозки холодногнутой стали.
10. Конструктивные схемы кузовов и рам крытых вагонов.
11. Конструкция двери универсального крытого вагона.
12. Что размещено в консольных частях хребтовой балки рамы?
13. Как осуществляется герметизация дверей универсальных крытых вагонов?
14. Для чего предназначен обезгруживающий люк в одной из створок дверей универсальных крытых вагонов?
15. Каково назначение раскосов в консольных частях рам универсальных крытых вагонов моделей 11-066 и 11-217?
16. Что крепится к нижнему листу шкворневой балки рамы?
17. Что располагается в месте пересечения хребтовой и шкворневой балок?
18. Для чего предназначен амортизатор двери универсального крытого вагона?
19. Для чего предназначены люки в боковых стенах универсальных крытых вагонов?
20. Для чего предназначены люки в крыше универсального крытого вагона?
21. Для чего предназначены печные разделки в люках крыши универсального крытого вагона и чем фиксируются крышки печных разделок?
22. Из каких элементов состоит запор крышки люка крыши?
23. Как крепится крышка люка крыши и чем фиксируется?
24. Где расположен дверной рельс универсального крытого вагона модели 11-217?
25. Где расположен дверной рельс универсального крытого вагона модели 11-260?
26. Что представляет из себя внутренняя обшива кузова универсальных крытых вагонов моделей 11-066 и 11-217?
27. Что представляет из себя внутренняя обшива кузова универсального крытого вагона модели 11-260?
28. Для чего предназначено несъемное воинское оборудование универсальных крытых вагонов и где оно расположено?
29. Каково назначение и устройство колесных упоров крытого вагона для перевозки легковых автомобилей?
30. Для чего предназначены грузы в хребтовой балке рамы крытого вагона для перевозки легковых автомобилей?
31. Для чего предназначен механизм окрывания и закрывания люков бункерных вагонов и из каких элементов он состоит?
32. Для чего предусмотрены зачалочные устройства?
33. В каких целях рама крытого вагона модели 11-260 имеет усиленную консольную часть рамы?
34. Какова высота шкворневых и промежуточных поперечных балок по их длине (постоянная или переменная) и чем она обусловлена?
35. Какую роль играют гофры на обшивке кузовов?
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Общие указания по проведению лабораторной
Запорное устройство двери грузового вагона
Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта, может быть использована в конструкции вагонов для перевозки грузов и направлена на повышение защищенности запорного устройства от несанкционированного вскрытия. Запорное устройство двери грузового вагона, включает закидной элемент с запорным зубом, установленный на обвязке дверного притвора посредством оси, фигурный запорный кронштейн, неподвижно закрепленный смежном элементе дверного притвора, а также поворотный стопорный сектор. Запорный кронштейн и поворотный стопорный сектор выполнены с возможностью взаимодействия с запорным зубом накидного элемента. На обвязке дверного притвора неподвижно установлен предохранительный закрытый короб с прорезью, во внутренней полости которого расположена ось крепления закидного элемента. Закидной элемент может быть снабжен дополнительным запорным зубом, размещенным на его свободном конце.
Полезная модель относится к области железнодорожного транспорта и может быть использована в конструкции вагонов для перевозки грузов.
Известно запорное устройство двери грузового вагона, включающее закидной элемент с запорным зубом, установленный на обвязке дверного притвора посредством оси, фигурный запорный кронштейн, неподвижно закрепленный смежном элементе дверного притвора и также поворотный стопорный сектор. Поворотом стопорного сектора запорный зуб накидного элемента фиксируется в полости запорного кронштейна (А1, 1794727, 1993).
Однако ось крепления запорного элемента в известном устройстве не имеет защиты от действий криминальных лиц, которые извлекают данную ось, после чего осуществляют вскрытие вагона, а по завершению несанкционированного вскрытия вагона ось ими восстанавливается.
Заявленная полезная модель направлена на повышение защищенности запорного устройства от несанкционированного вскрытия.
Указанный технический результат достигается тес, что в запорном устройстве двери товарного вагона, включающем закидной элемент с запорным зубом, установленный на обвязке дверного притвора посредством оси, поворотный стопорный сектор и фигурный запорный кронштейн, неподвижно закрепленный смежном элементе дверного притвора, причем запорный кронштейн и поворотный стопорный сектор выполнены с возможностью взаимодействия с запорным зубом накидного элемента, на обвязке дверного притвора неподвижно установлен предохранительный закрытый короб с прорезью, во внутренней полости которого расположена ось крепления закидного элемента.
Закидной элемент может быть снабжен дополнительным запорным зубом, размещенным на его свободном конце.
Запорное устройство состоит из закидного элемента 1, шарнирно устанавливаемого на обвязке дверного притвора посредством оси 2 с фиксирующей головкой.
На смежном элементе дверного притвора неподвижно устанавливается фигурный кронштейн 3 для фиксации закидного элемента 1 в положении «закрыто», именуемый согласно существующей терминологии «пробой двери», а также стопорный поворотный сектор 4.
Фигурный кронштейн 3 выполнен с полками, располагаемыми вертикально на дверном притворе. В полке фигурного кронштейна 3, параллельной плоскости закидного элемента 1, выполнено отверстие для размещения запорно-пломбировочного устройства.
Закидной элемент 1 в средней своей части имеет запорный зуб 5 с отверстием для размещения в нем запорно-пломбирующего элемента. Свободный конец закидного элемента 1 снабжен упорной скобой 6, воздействуя на которую осуществляют поворот закидного элемента 1 в положение «открыто».
Отверстия в полке фигурного кронштейна 3 и запорном зубе 5 закидного элемента 1 выполнены соосными.
Свободный конец запорного элемента 1 может быть выполнен с дополнительным запорным зубом 9.
Устройство работает следующим образом.
После закрытия створки двери железнодорожного вагона запорный зуб 5 закидного элемента 1 поворотом последнего размещают в полости между вертикальными полками фигурного кронштейна 3, после чего поворотом
стопорного сектора 4 фиксируют закидной элемент 1 в положении «закрыто» и устанавливают запорно-пломбирующее устройство в отверстиях запорного зуба 5 и фигурного кронштейна 3.
Предохранительный короб 7 препятствует доступу к оси 2, предотвращая таким образом ее извлечение и несанкционированное вскрытие вагона.
Для обеспечения проветривания вагона во время стоянки или движения между вертикальными полками фигурного кронштейна 3 размещают дополнительный запорный зуб 9, что позволяет установить фиксированный зазор между створками двери вагона.
Отпирание запорного устройства осуществляют в следующей последовательности: после удаления запорно-пломбирующего устройства осуществляют поворот стопорного сектора 4, после чего, воздействуя на упорную скобу 6, поворотом закидного элемента 1 выводят его запорный зуб 5 из полости фигурного кронштейна 3.
Поворот закидного элемента 1 осуществляют в пределах прорези 8 предохранительного короба 7.
1. Запорное устройство двери грузового вагона, включающее закидной элемент с запорным зубом, установленный на обвязке дверного притвора посредством оси, поворотный стопорный сектор и фигурный запорный кронштейн, неподвижно закрепленный на смежном элементе дверного притвора, причем запорный кронштейн и поворотный стопорный сектор выполнены с возможностью взаимодействия с запорным зубом накидного элемента, отличающееся тем, что на обвязке дверного притвора неподвижно установлен предохранительный закрытый короб с прорезью, во внутренней полости которого расположена ось крепления закидного элемента.
2. Запорное устройство двери грузового вагона по п.1, отличающееся тем, что закидной элемент снабжен дополнительным запорным зубом, размещенным на его свободном конце.