экзистенциально аксиологические параметры бытия человека в мире
Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности
1) проблема человека – фундаментальная проблема философии 20-го вв.;
2) эта проблема может решаться с помощью разных подходов (кратенький экскурс в вопрос №13);
3) экзистенциализм интересуется не сущностью, а существованием. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в этом мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести целый ряд параметров. Это аксиологические параметры.
4) Перечисляем параметры.
Ну, до 4-го пункта тут все ясно, все оговорено ранее.
Разные версии экзистенциализма акцентируют внимание на разных параметрах.
Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.
Например, проблема счастья человека. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.
Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет.
Свобода. Человек выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возможность их модифицировать. Свободный человек в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный человек – это тот, кто имеет возможность разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество человека. Таким образом, человек может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная характеристика человека, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где человек не может положиться только на разум. Свобода – это то, что человек застает, приходя в этот мир. И он вынужден в этом мире каждый момент выбирать себя.
Экзистенциализм открывает в человеке новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.
Аксиологическими (ценностными) параметрами бытия человека в мире являются свобода, смысл жизни, любовь, забота, счастье и пр. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.
Условно бытие человека можно разделить на две взаимосвязанные сферы – экзистенциальную (личностную) и социально-культурную (общественную).
Экзистенциальная проекция бытия человека предполагает акцент на его уникальных, индивидуально-личностных свойствах и характеристиках. Начало их коренится в ситуации ценностного выбора, связанного с ответом на вопрос о смысле жизни. При этом ни философия, ни культура не в состоянии дать однозначно правильного ответа, в равной мере приемлемого для всех людей и эпох. Вне зависимости от наличия множества мудрых советов по поводу того, как и во имя чего следует жить, каждый человек в той или иной форме решает этот вопрос самостоятельно, соотнося свой жизненный путь с предлагаемыми культурой и социумом ценностными ориентациями.
Есть множество концепций смысла жизни. Он может соотносится с наслаждением, долгом и т.д. Есть и такие подходы, в рамках которых наблюдаем отказ от попыток поиска универсального ответа на вопрос о смысле жизни. Экзистенциализм, например, ориентирует человека на определение смысла жизни в ситуации «здесь-и-сейчас», на осознание уникальности каждой жизни и ее отдельного момента. Любые вердикты о вынесении окончательных истин о мире или человеке изначально абсурдны, поскольку мир сам по себе не имеет никакого смысла, а алчущий смысла человек обречен на бесконечное переписывание себя, своего отношения к миру и обстоятельствам. В мире абсурда смысл может иметь лишь отдельное человеческое «Я», ищущее этот смысл, но никогда не довольствующееся уже найденным и достигнутым.
Именно феномен свободы составляет наряду с проблемами жизни и смерти еще одну сущностную экзистенциальную проекцию человеческого бытия. Уникальность каждой отдельной личности базируется на свободном выборе жизненного пути, симпатий и антипатий, решений и поступков. Казалось бы, сама природа человеческой деятельности и разума является лишь следствием глубинной свободы, позволяющей человеку преобразовывать действительность в соответствии со своим замыслом, а не пассивно «вписываться» в среду. Но не выступает ли свобода лишь прекрасной грезой человечества, ведомого жесткой необходимостью и обманывающего себя иллюзией свободного выбора. Никакие достижения прогресса не в состоянии избавить нас от смерти, самой горькой насмешки над свободой, от подчинения природным законам или включенности в социокультурный контекст. Реализуя себя как свободные личности, мы в действительности очень многого не выбираем, предоставляя право решать за нас обстоятельствам и окружению.
Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Фаталистические установки древних цивилизаций определялись соответствующим пониманием человека как органичного элемента природы и космоса, значимого не в своей отдельности и особенности, а в сопричастности единым процессам жизни. Судьба при этом выступала не только как высшая сила, определяющая все метаморфозы человеческого пути, но и как общеприродный закон, гарант космической справедливости, распределяющий благо в масштабах Универсума.
Частичное преодоление фатализма происходит в средневековой культуре, содержательно укорененной в христианском вероучении. Человек как «образ и подобие» наделяется субстанциальным свойством свободы воли как способности самостоятельного выбора между добром и злом. Эсхатологическая перспектива Страшного Суда предполагала высшую оценку человека за те поступки или проступки, которые он осуществил самостоятельно. В то же время греховность человеческой природы могла быть побеждена лишь в случае соучастия божественных сил в свободном выборе, где Провидение дает немногим избранным стойкость в осуществлении добра, обеспечивая этим их право на вечное блаженство.
Рационализм новоевропейской философии обусловил радикальную переинтерпретацию христианских идей предопределения и свободы воли. Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения, лежащего в основании любого действия или поступка. Правомерность такого выбора обеспечивается его соотнесенностью со строгими законами самого разума, выявляемыми в процессе познавательной деятельности. Средневековый символ «свободы воли», акцентировавшей ее внутреннюю иррациональную природу, сменяется в новоевропейскую эпоху спинозовской формулой свободы как «познанной необходимости». Внутренняя парадоксальность подобной интерпретации состоит в том, что разум одновременно диктует свои законы внешней действительности и оказывается у них в подчинении. Прежняя вера в неисповедимость Божественного промысла уступает место научной убежденности в возможности познания всех причинно-следственных связей бытия, что, в свою очередь, лишит человечество иллюзии свободы как особой, не укладывающейся в общее правило ситуации, но обеспечит ему власть и контроль над любой ситуацией.
Отказ от приоритетов разума и «антропологический поворот» в неклассической философии подготовили своеобразную абсолютизацию индивидуальной человеческой свободы в культуре модерна. Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Подлинная свобода возможна лишь как акт экзистенциального выбора, но не в средневековом контексте с изначально заданными абсолютами добра и зла, а в ситуации индивидуального конституирования собственной шкалы ценностей. Свобода – это творчество, обращающее человека к новому пониманию себя, других, мира, возможное в силу своего имманентного характера в любых обстоятельствах и ограниченного лишь таким же внутренним чувством ответственности.
16. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.
проблема человека – фундаментальная проблема философии 20-го вв.;
эта проблема может решаться с помощью разных подходов (кратенький экскурс в вопрос №13);
экзистенциальзм интересуется не сущностью, а существованием. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в этом мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести целый ряд параметров. Это аксиологические параметры.
Ну, до 4-го пункта тут все ясно, все говорено ранее.
Разные версии экзистенциализма акцентируют внимание на разных параметрах.
Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.
Например, проблема счастья человека. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.
Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет.
Свобода. Человек выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возможность их модифицировать. Свободный человек в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный человек – это тот, кто имеет возможность разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество человека. Таким образом, человек может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная характеристика человека, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где человек не может положиться только на разум. Свобода – это то, что человек застает, приходя в этот мир. И он вынужден в этом мире каждый момент выбирать себя.
Экзистенциализм открывает в человеке новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.
17. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.
Сознание – это многомерный феномен человеческого бытия. Сознание – это все то, что составляет наш внутренний духовный мир и духовную жизнь общества: мысли, чуства, переживания и т.д.
Классика. Субстанциональный подход. Сознанию придается самостоятельное значение, способность существовать самостоятельно. У Платона это мир эйдосов, в котором существует человеческая душа. Т.е. сознание – это особая субстанция. А это идеалистический подход. Недостаток – не ставится вопрос о генезисе сознания. А, не зная ничего о происхождении сознания, мы не можем на него повлиять. Достоинство – поскольку проблему генезиса здесь выносят за рамки рассмотрения, можно спокойно анализировать структуру сознания.
Натурал. функциональная версия. Появилась в Новое время. Сознание как результат или фрагмент естественных природных процессов. Сознание вплетено в природу. Камни тоже мыслят, только не так, как мы. Сознание понимается как особая физиологич. функция мозга, мысль – это выделение мозга. Это вульгарный материализм. Он вообще снимает основной вопрос фил-и. Дос-во – поставлена психо-физиологическая проблема. Но не рассмотрен социальный аспект сознания. Это была первая попытка опереться на данные науки.
Социо-культурный подход. Выявление влияния культуры на сознание. Версия немецкой классики (Кант, Гегель) – в восприятии мира человек предустановлен некими априорными формами чувственности, установками культуры. Введено понятие надъиндивидуального сознания – это сознание, носителем которого выступает общество в целом: религия, мораль, политика, искусство. Маркс и Энгельс рассматривали проблему генезиса и развития сознания. Не признается субстанциональность сознания. Рассматривается, что в жизни общества, прежде всего, в его экономической основе, вызывает к жизни различные формы сознания. Это классика.
Экзистенциально-фенеменологическая традиция. Не противопоставляли субъект и объект. Для них нету мышления о бытии, а есть бытие о мышлении. Вопрос о соотношении сознания и внешнего мира не ставится. Интересует сознание как отношение человека к миру. Две версии. Психо-аналитическая концепция. Фил.герменевтика – сознание воплощено в языке, и ключ к пониманию поэтому в анализе языковых структур.
Классическая психология – сознание состоит из интеллекта, эмоций, воли, внимания и памяти. Принимали во внимание, как разные выделенные фрагменты обеспечивают деятельность. В европейской традиции приоритет отдается интеллекту.
Структуру сознания разрабатывала психоаналитическая концепция. Я (ассоциируется с интеллектом), СверхЯ (культура, носящая репрессивный характер) и Оно (инстинкты человека).
Когнитивный подход. Рождается в современной науке, которая обеспечивает нас возможностью изучения интеллекта. Когнитивная психология. Когнитивная карта – это представление, задающее среду и способы в ней движения, присутствия. Ребенок в колыбели тянется к игрушке – он осваивает пространство, создает когнитивную карту пространства. Сельской бабке в автобусе в большом городе тесно, потому что она привыкла, руки растопырив, ходить. А привычный городской пацан тихонько щемится, хвост поджав, и ему нормально. Потому что привык – когнитивная карта пространства. Образование – это внедрение в человека шаблонов восприятия мира или фреймов.
Функции: познавательная, целеполагающая, креативная, регулятивная.
Целеполагание присуще только человеку, потому что есть материал для формирования цели. Цель увидеть и потрогать нельзя. Цель – это идеальная модель будущего. Развитого человека отличает целеполагание и удержание поведения, направленного на достижение цели – воля. Целеполагание может быть осуществлено только с помощью абстрактного мышления, присущего человеку.
Аксиологические параметры бытия ч. в мире. Роль дух.ценностей в форм-ии пр-м жизнед-ти личности
Аксиологические параметры бытия человека в мире. Роль духовных ценностей в формировании программ жизнедеятельности личности.
Бытие означает, что:
1) Мир есть, существует как беспредельная т непреходящая целостность;
2) Природное, духовное, индивидуальное и общественное равно существуют, хотя и в различных формах. Их существование предпосылка единства и системности мира.
3) В силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию.
Основные уровни бытия:
2. Бытие человека в мире природы
между природой и духом, индивидуальным и общественным, бытие это существование реальности.
Понятие бытие является одной из основных категорий философии. Проблема бытия занимает центральное место в философии. И у всех античных философов категория бытия наполнена различным смыслом. Парменид считал, что без бытия мысли не найти, он не видел смысла в различии бытия и мысли. Для Демокрита реально сушми оказываются и бытие (атомы) и небытие (пустоты). Платон противопоставляет истинное бытие(мир духовных сущностей) чувственному бытию. В Средневековье бытие чаще всего отождествляли с Богом. В век Просвещения философы выработали концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь 2 тенденции: 1 рассмотрение бытия как единого фактически существующего (Бэкон.Гоббс, Локк),2) строится система абсолютного бытия (Декарт, Спиноза) В западной философии проблема бытия получило выражение в иррациональных течениях. Заслуживают внимание идеи русских космистов о цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается необходимость единения людей на экологической основе
Духовная сфера и ее связь с другими сферами общественной жизни
Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в деятельности людей и их поведении.
Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания — от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное — театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т.д. К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответству ющих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.
Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. Тем самым богатство предметов и явлений духовной культуры общества выступает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека. Духовное потребление может быть в какой-то мере стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание. Индивидуальное сознание отдельных людей — это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. В механизме мотивации социальной деятельности людей большую роль играет идеология. В ней, как и в общественной психологии, выражаются объективные потребности и интересы различных социальных групп, прежде всего классов, а также национальных общностей. Однако в идеологии эти потребности и интересы осознаются на более высоком, теоретическом уровне.
Сама идеология выступает как система взглядов и установок, теоретически отражающих социально- политический строй общества, его социальную структуру, потребности и интересы различных социальных сил. В отличие от общественной психологии, которая формируется больше стихийно, чем сознательно, идеология создается идеологами вполне сознательно. Таким образом, процесс создания идеологии й ее распространения в обществе является от начала до конца осознанным и целенаправленным. Все формы общественного сознания — политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное и другие — взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодействуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются. Тем самым общественное сознание выступает как некая целостность, воспроизводящая целостность самой социальной жизни, заключающуюся в неразрывной связи всех ее сторон.
В зависимости от характера сложившихся общественных отношений в то или иное время и решаемых в обществе задач на первый план могут выходить то одна, то другая формы общественного сознания — политическое, правовое, моральное, научное или религиозное. Усложнение процессов общественного развития и повышение их динамичности, переход к новым формам жизни требуют повышения творческой активности людей. Эта активность должна быть глубоко осознанной, основываться на ясных целях и убеждениях. Тем самым возрастает значение всех форм общественного сознания, в рамках которых осмысливаются различные явления и процессы общественной жизни и вырабатываются способы активного воздействия на них.
Духовная сфера+Подитика= создание государственной идеологии
Духовная сфера+Социальная сфера=общественное сознание, доступность дух.ценностей всем классам
Духовная сфера+экономика=проблемы финансирования образования, культуры, науки; непосредственное производство и потребление дух благ.
Аксиологические параметры бытия Ч в мире. Экзистенциальный опыт личности
1) проблема Ч – фундаментальная проблема Ф 20-го вв.;
2) эта проблема может решаться с помощью разн подходов (кратенький экскурс в вопр №13);
3) экзистенциальзм интересуется не сущностью, а сущ-ем. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в эт мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести цел ряд параметров. Это аксиологические параметры.
Перечисляем параметры.Разн версии экзистенциализма акцентируют внимание на разн параметрах.
Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает чел присутствие в эт мире. Напр, проблема счастья Ч. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мир проц – это разнообразие жизни в разл ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.
Свобода. Ч выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возм-ть их модифицировать. Свободный Ч в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный Ч – это тот, кто имеет возм-ть разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество Ч. Т. о., Ч может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная хар-ка Ч, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где Ч не может положиться только на разум. Свобода – это то, что Ч застает, приходя в этот мир. И он вынужден в эт мире каждый момент выбирать себя. Экзистенциализм открывает в Че новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.