финансовая отчетность дает информацию по следующим параметрам организации
Финансовая отчетность организации
Что такое финансовая отчетность
Финансовая или бухгалтерская отчетность — это отчетные формы, которые содержат информацию о том, каково финансовое положение экономического субъекта, куда он тратит и откуда получает деньги, прибыльна или убыточна его деятельность.
Финансовая отчетность формируется по итогам отчетного периода на отчетную дату. Отчетный период — календарный год, а отчетная дата — 31 декабря. Основа для подготовки финансовой отчетности — данные бухгалтерского или управленческого учета, а также ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99.
Бухгалтеры организаций должны ежегодно представлять финансовую отчетность в налоговую. Но грамотно подготовленная отчетность также помогает эффективно управлять организацией.
Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией
Финансовая отчетность — основа для принятия управленческих решений. Чтобы руководитель мог понять, в каком направлении лучше развивать организацию и как скорректировать текущую стратегию, у него должна быть актуальная и достоверная информация о результатах ее деятельности и финансовом положении. Такая информация в течение года собирается в регистрах бухгалтерского учета и впоследствии отражается в финансовой отчетности.
Так как для управленческих решений важна оперативность, некоторые компании предпочитают составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность или вводят дополнительные формы из управленческого учета.
У финансовой отчетности есть внутренние и внешние пользователи. Внутренние — это сотрудники организации: экономист, бухгалтер, менеджер, гендиректор и пр. Они опираются на отчетность и учетную информацию, чтобы улучшить финансовые результаты компании.
Внешние пользователи — это кредиторы, инвесторы, контрагенты, акционеры, налоговые инспекторы и пр. По отчетности они отслеживают финансовое положение фирмы, оценивают ее надежность и платежеспособность, полноту исполнения обязательств перед бюджетом и контрагентами.
Требования к финансовой отчетности
Все требования к бухгалтерской финансовой отчетности перечислены в ПБУ 4/99. Они направлены на то, чтобы бухгалтеры составляли отчетность, которая будет давать полную и достоверную информацию об организации всем пользователям. Можно выделить шесть основных требований:
Также нужно соблюдать требования к оформлению: составлять отчетность на русском языке, в валюте РФ, соблюдать отчетные периоды и проставлять подпись руководителя, главбуха или иного лица, которое отвечает за подготовку отчетов.
Состав и формы финансовой отчетности
Состав и формы финансовой отчетности организации зависят от суммы доходов, количества сотрудников, а также наличия коммерческой составляющей в деятельности организации.
Финансовая отчетность коммерческой организации
Годовая финансовая отчетность коммерческой организации включает пять составляющих.
Отчет | Форма отчета |
---|---|
Бухгалтерский баланс | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о финансовых результатах | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет об изменениях капитала | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о движении денежных средств | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Пояснения к отчетности | Утверждена приложением № 3 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Статьи баланса и отчета о финрезультатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на раскрытие информации в графе «Пояснения».
Некоторые компании должны проходить обязательный аудит. Это нужно акционерным обществам, организациям, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, и тем, чей объем выручки за предыдущий год превысил 400 млн рублей или сумма активов на конец предыдущего года превысила 60 млн рублей.
Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, но его тоже нужно представлять в налоговую и публиковать вместе с отчетностью.
Финансовая отчетность некоммерческой организации
У некоммерческих организаций список обязательной отчетности меньше. Они сдают две формы и пояснения:
Отчет | Форма отчета |
---|---|
Бухгалтерский баланс | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о целевом использовании средств | Утверждена приложением № 2.1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о финансовых результатах | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Пояснения к отчетности (в форме текста или таблиц) | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
НКО должны сдавать отчет о финрезультатах в ситуациях, когда в отчетном периоде получен существенный доход от предпринимательской деятельности, а данных из отчета о целевом финансировании недостаточно для формирования полной картины.
Финансовая отчетность по упрощенной системе
Составлять финансовую отчетность по упрощенной схеме могут все, кто имеет право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке: субъекты малого предпринимательства и «сколковцы». К СМП относятся коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:
Упрощенная отчетность — право, а не обязанность. От нее можно отказаться и представлять отчетность в стандартном порядке.
Упрощенная отчетность включает в себя бухбаланс и отчет о финансовых результатах по форме, утвержденной в приложении № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Они отличаются от стандартных форм тем, что некоторые статьи объединены в группы.
Отчеты об изменениях капитала и денежных средств включать в состав упрощенной отчетности нужно тогда, когда они имеют важное значение для оценки финансового положения и результатов деятельности. Заполнять эти формы можно только самой важной информацией.
Периодичность составления финансовой отчетности
Все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность. Она включает показатели за полный календарный год работы — с 1 января по 31 декабря. Сдавать такую отчетность в ИФНС необходимо только в электронной форме до 31 марта года, следующего за отчетным.
Для случаев создания, реорганизации и ликвидации юрлица предусмотрены другие правила. Так, организации, которые зарегистрированы 1 октября или позднее, могут самостоятельно выбрать период, по итогам которого будет подготовлена и сдана первая финансовая отчетность:
Срок сдачи отчета не меняется — до 31 марта.
Некоторые организации также составляют промежуточную финансовую отчетность — нарастающим итогом ежемесячно или ежеквартально. Это обязательно только в том случае, когда прописано в законе, учредительных документах или решении собственника организации. Сдавать промежуточную отчетность в налоговую не нужно, достаточно передать собственникам, учредителям или акционерам по требованию.
Подготовка финансовой отчетности с Экстерном
С 2020 года организации должны сдавать финансовую отчетность только в электронном виде. Это можно сделать через официальный сайт ФНС, но все цифры придется вбивать вручную, что нередко приводит к ошибкам. К тому же все равно придется потратиться на выпуск электронной подписи.
Бесплатно сдать отчетность через интернет могут все новые пользователи Экстерна, пока действует акция «Тест-драйв». Для этого понадобится только регистрация в сервисе и электронная подпись. Экстерн позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР, РПН и ЦБ РФ.
Чтобы подготовить финансовую отчетность, перейдите в раздел «ФНС → Создать новый → Формы № 1-6 Бухгалтерская отчетность». Заполните отчетность в интерфейсе системы и пройдите автоматическую проверку. Если Экстерн найдет ошибки, то подсветит их и попросит исправить перед отправкой. Пояснения к отчетности можно сформировать с помощью сервиса «Эксперт», он помогает с аналитической частью: данными о финансовом положении, сопоставимостью данных за отчетный и предшествующий годы и пр. Готовый отчет подпишите электронной подписью и направьте в налоговую.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность
Финансовая (или бухгалтерская) отчетность организации – это структурированная информация о ее имущественном положении и финансовом состоянии. Бухгалтерская отчетность составляется на базе российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), а отчетность, составленная по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), называется финансовой отчетностью. Оба стандарта РСБУ и МСФО регламентируют отчетность из основных отчетов: баланс (отражает финансовое положение), отчет о прибылях и убытках (отражает финансовый результат), отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала.
Элементы бухгалтерской отчетности
Ожидания инвесторов и кредиторов зависят от их оценки деятельности руководства по управлению ресурсами и оценки перспектив развития предприятия. Существующие и потенциальные инвесторы и кредиторы нуждаются в информации, которая поможет им сделать такую оценку.
Для оценки финансового состояния предприятия необходима информация:
Активы, обязательства и собственный капитал – относятся к финансовому положению.
Экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий.
Обязанность организации передать экономический ресурс, возникшая в результате прошлых событий.
Остаточная доля в активах организации после вычета всех ее обязательств.
Изменения в ресурсах и правах, отражающие финансовые результаты
Увеличение активов или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала.
Уменьшение активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала.
Экономический ресурс – это право, которое обладает потенциалом создания экономических выгод.
К обязанностям передать экономический ресурс относятся:
Если у одной стороны есть обязанность передать экономический ресурс, следовательно, у другой стороны есть право получить этот ресурс.
Обязанности возникают в силу договора (договор купли-продажи, трудовой договор) или требований законодательства (уплата налогов).
Взносы в собственный капитал не являются доходами, а распределение дивидендов не является расходами.
Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности
Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности
Бухгалтерская отчетность содержит нужную информацию в разных бухгалтерских отчетах. Данные о финансовом положении, а именно информация об ресурсах и источниках их финансирования содержится в бухгалтерском балансе. Информация о достигнутых финансовых результатах содержится в отчете о прибылях и убытках. Информация о денежных потоках показана в отчете о движении денежных средств. Все финансовые отчеты взаимосвязаны между собой и показывают, как хозяйственные операции изменяют финансовое положение предприятия.
Полный комплект бухгалтерской отчетности включает:
Промежуточная бухгалтерская отчетность (за месяц или квартал), а также упрощенная бухгалтерская отчетность (для малых предприятий) ограничивается первыми двумя или тремя отчетами.
По ссылке можно скачать примеры годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ и финансовой отчетности по МСФО ПАО «Аэрофлот» за 2018 год, а также посмотреть табличную форму и оригиналы этих отчетов по отдельности в соответствующих разделах.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – экономическая группировка имущества по его составу и источникам финансирования. Баланс показывает финансовое положение организации на отчетную дату.
Информация об экономических ресурсах и правах требования помогает пользователям определить сильные и слабые стороны отчитывающейся организации с финансовой точки зрения. Эта информация поможет оценить ликвидность и платежеспособность, потребность в источниках финансирования и вероятность их получения, а также оценить эффективность управления ресурсами.
Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. В верхней части баланса показывается имущество по составу и размещению (активы баланса), а в нижней части отображаются источники формирования этого имущества (пассивы баланса).
Также возможен вариант, если активы расположены в левой части таблицы, а пассивы – в правой.
Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.
Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны разделяться в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства считаются краткосрочными, если их срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты или они являются частью операционного цикла, даже если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства считаются долгосрочными.
Более подробно бухгалтерский баланс с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>
Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках)
Отчет о прибылях и убытках показывает финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Финансовый результат показывает разницу между доходами и расходами. Если доходов больше – получается прибыль, расходов больше – убыток. Отчет содержит данные о доходах и расходах нарастающим итогом с начала периода до отчетной даты.
В отчете доходы и расходы отражаются без НДС и делятся на обычные и прочие.
Отчет о финансовых результатах помогает понять, какую отдачу организация получила от имеющихся у нее экономических ресурсов. Эта информация поможет оценить эффективность управления ресурсами.
Более подробно отчет о финансовых результатах с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>
Отчет о движении денежных средств (ДДС)
Информация о денежных потоках помогает оценить способность предприятия генерировать чистые поступления денежных средств и управление ресурсами. Отчет показывает, как отчитывающаяся организация получает и расходует денежные средства, включая информацию о ее заимствованиях и погашении задолженности, дивидендах и прочих факторах, которые влияют на ликвидность и платежеспособность. Информация о денежных потоках помогает понять осуществляемые операции, дать оценку финансовой и инвестиционной деятельности, оценить ее ликвидность или платежеспособность.
Структура отчета о движении денежных средств классифицирует денежные потоки по видам деятельности:
Операционная деятельность показывает способность предприятия быть на самофинансировании.
Инвестиционная деятельность показывает денежные потоки во внеоборотные активы.
Финансовая деятельность показывает денежными потоки в собственный и заемный капитал.
Более подробно отчет о движении денежных средств с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>
Отчет о движении собственного капитала
В отчете раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Изменения в капитале предприятия между двумя отчетными датами отражают увеличение или уменьшения его чистых активов за этот период.
Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Помимо финансовой отчетности предприятия представляют пояснительную записку с примечаниями, в которой описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов и финансового положения предприятия.
Предприятие должно раскрыть примечаниях более подробную разбивку статей с использованием классификации, которая подходит для деятельности предприятия.
представлять информацию об используемой учетной политике
раскрывать информацию, которая не представлена в отчетности
Стандарты и регулирование
Бухгалтерская отчетность регламентируется международными и национальными стандартами.
Для России национальными стандартами являются Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), которые регулируются Положениями о бухгалтерском учете (ПБУ) и Законом о бухгалтерском учете. Информацию о всех действующих ПБУ и законах можно посмотреть здесь >>.
Также многие организации (кредитные, страховые, публичные и т.д.) должны дополнительно публиковать бухгалтерскую отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Требования к финансовой (бухгалтерской) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.
Бухгалтерская отчетность должна предоставить сравнительную информацию по крайней мере за один предшествующий отчетный период с целью выявить и оценить изменения и тренды.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах могут приводиться в бухгалтерской отчетности общей суммой, если каждый из этих показателей несущественен, и должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности.
Консолидированная финансовая отчетность
Консолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах материнской компании и ее дочерних компаний как единой отчитывающейся организации. Такая информация полезна для инвесторов и кредиторов материнской организации при оценке перспектив будущих поступлений денежных средств в материнскую компанию.
Неконсолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах отдельной компании, но не ее дочерних компаний.
Принципы составления бухгалтерской отчетности
Достоверное представление и соответствие. Финансовая отчетность должна достоверно и правдиво отражать финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.
Непрерывность деятельности. Если руководство располагает информацией о серьезных сомнениях в способности предприятия непрерывно осуществлять свою деятельность в дальнейшем, то эта информация должна быть раскрыта в отчетности.
Учет на основе принципа начисления. Предприятие должно составлять финансовую отчетность на основе принципа начисления в отношении активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, за исключением информации о движении денежных средств.
Существенность и агрегирование. Предприятие должно представлять отличающиеся по характеру или функции статьи отдельно в финансовой отчетности, за исключением, когда они несущественны.
Взаимозачет. Предприятие отражает активы, обязательства, а также доходы и расходы по отдельности. Оценка на нетто-основе не считается свернутым представлением.
Периодичность представления отчетности. Предприятие представляет полный комплект финансовой отчетности как минимум на ежегодной основе.
Сравнительная информация. По всем суммам, отраженным в финансовой отчетности за текущий период, должна представляться сравнительная информация за предшествующий период.
Последовательность в представлении. Предприятие должно оставлять неизменными представление и классификацию статей в финансовой отчетности от периода к периоду.
Проведен семинар «Управление затратами. Калькулирование себестоимости» для сотрудников экономического управления Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».
Школа бизнеса Альфа провела корпоративный семинар «Управление дебиторской задолженностью» для сотрудников дистрибуторской компании «Лит Трейдинг».
О том, как меняется спрос на корпоративное дистанционное обучение и о тенденциях в бизнес-образовании, рассказала Сообществу менеджеров портала Executive.ru директор Школы бизнеса «Альфа» Алла Уварова.
В Москве прошел семинар «Планирование и бюджетирование: лучшие практики на предприятиях ТЭК» для представителей финансово-экономических служб корпорации «Газпром».
В Рязани состоялся семинар по финансовому анализу для экономистов Рязанского конструкторского бюро «Глобус».
Школа бизнеса Альфа провела семинар «Финансы для нефинансистов» для директоров филиалов АО «Росжелдорпроект».
Состоялся семинар по ценообразованию для сотрудников коммерческого и финансово-экономического подразделений Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка РФ.
В Москве прошли семинары по бюджетированию и управлению казначейством для представителей финансово-экономических служб предприятий корпораций «Газпром» и «Роснефть».
Отзывы участников семинаров:
Финансовая отчетность компании
Статья подготовлена на основе лекции Алексея Петрова, эксперта в области внутреннего контроля, налогового, финансового, управленческого консалтинга, преподавателя Русской Школы Управления.
Современный руководитель обязан уметь читать финансовую отчетность. Бывает, топ-менеджер утверждает, что и слышать о ней не хочет, потому что у него хороший финансовый директор. Но современный менеджер, отказываясь разбираться в финансовой отчетности своего бизнеса, лишается возможности понимать, что происходит с его компанией. Он доверяет чужому мнению и не может объективно оценивать ситуацию.
Содержание финансовой отчетности
Один из универсальных показателей, который нужно знать для управления бизнесом, — это коэффициент ROI (возврат прибыли на инвестиции). Он может применяться любыми организациями, демонстрируя отношение чистой прибыли к балансовой величине собственного капитала — разнице между активами и долгами (обязательствами) бизнеса. Откуда же берутся показатели, позволяющие управлять бизнесом, как найти их источники? Этому поможет финансовая отчетность.
Финансовая отчетность — документ, содержащий правдивую, надежную, достоверную, информацию об активах, капитале и обязательствах бизнеса.
Он состоит из нескольких блоков.
Бухгалтерский баланс — сведения об активах и обязательствах компании. Разница этих показателей может быть как положительной, так и отрицательной. Эта величина капитала нужна в том числе для определения показателя рентабельности инвестиций.
Отчет о финансовых результатах — доходы, расходы, прибыль за определенный период.
Отчет о движении денежных средств. Их приток и отток в результате операционной, инвестиционной, финансовой деятельности.
Приложения к бухгалтерской отчетности, отчет о движении капитала и другие документы.
Руководитель обязательно должен разбираться в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств.
Финансовый отчет — это источник данных, который нужен многим. Кроме руководителя им интересуются:
Кроме финансовой, существует еще налоговая и управленческая отчетность. Финансовая отчетность готовится для внешних и внутренних пользователей (международные, национальные). Налоговая — для государственных органов. Управленческая отчетность — для внутренних пользователей в соответствии с корпоративными правилами.
Смотрите также: Управленческий учет. Практика применения
Как правило, отчетность готовят по методу начисления. Результаты операций и любых событий отражаются по факту их свершения, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Доходы признаются в тот момент, когда они заработаны, а расходы — когда понесены. Денежные средства признаются в момент их получения или выплаты.
Это значит, что миллионы, указанные в отчете, — не реальные деньги, а некий расчетный показатель. Например, вы подписали акт выполненных работ в октябре, а заплатят вам по условиям договора в марте следующего года. Значит, доход появится не в марте, а в ноябре — когда работа выполнена. И в этом заключается метод начисления. У вас может быть много денег, но маленькая прибыль. Или, наоборот, нет денег совсем, но прибыль будет числиться большой. Потому что денежный поток движется в отрыве от финансовой отчетности, и для него придуман специальный отчет о движении денежных средств.
Именно поэтому анализировать нужно три документа финансовой отчетности:
Отчет о финансовых результатах.
Отчет о движении денежных средств.
Однако чаще всего используется именно учет по методу начисления: результаты операций и прочих событий отражаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Доходы признаются, когда они выплачены, а затраты — когда они понесены. Денежные средства признаются в момент их получения или выплаты.
Основные элементы финансовой отчетности
Основные элементы отчетности одинаковы в любой юрисдикции. Активы, то есть то, что существует физически (деньги, дебиторские задолженности, запасы на складах, векселя, незавершенное капитальное строительство и прочее) складываются из нескольких составляющих. Собственный капитал — это то, что дал вам собственник (в виде акционерного или уставного капитала). Разница между доходами и расходами представляет собой прибыль. Сложив эти три компонента, мы выйдем на сумму активов.
Активы = Обязательства + Собственный капитал + Прибыль = Обязательства + Собственный капитал + (Доходы и Расходы)
В итоге мы должны выйти на балансовое равенство, которое выглядит так:
Активы = Собственный капитал + Обязательства
Активы — это то, чем владеет бизнес. Пассивы — то, что явилось источником того, чем владеет бизнес.
Любой финансовый, бухгалтерский баланс складывается из нескольких блоков.
Цель анализа активов — понять направленность инвестиционной политики компании.
В пассиве можно увидеть источники финансирования, срочность погашения. Цель анализа пассивов — оценить риски, связанные с видом источников финансирования (собственные/заемные), срочностью погашения обязательств.
Баланс — это важнейший документ, который показывает, чего вы достигли за отчетный период.
Оценивая баланс, можно понять стратегию компании и увидеть существующие проблемы. По доле собственного и заемного капитала можно увидеть, сколько в бизнесе своих средств. Потому что из всей суммы «свое» — это капитал, а все остальное — долг.
Так можно оценить динамику, сопоставив цифры отчета в прошлом году, например, и в текущем. Баланс показывает, что у вас есть в последний день отчетного периода и как это появилось — за счет собственных (своего капитала) или заемных денег. Наблюдая динамику статей, их взаимодействие, вы можете оценить: куда тратятся деньги, каковы проблемы с платежеспособностью, за счет чего все происходит, сколько надо отдать денег в срок до года и после года.
Больше информации — на курсах Русской Школы Управления по финансам и экономике. Узнать подробности и зарегистрироваться → Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления