фирма в рыночной экономике параметры и факторы внешней среды характеристика внутренней среды

3. Внутренняя и внешняя среда предприятия

3. Внутренняя и внешняя среда предприятия

Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.

Будучи изменчивой, полной неопределенности и налагающей ограничения, среда предприятия глубоко затрагивает жизнь фирмы.

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Элементы внутренней среды: производство (объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.), персонал (квалификация, производительность труда, «текучка» кадров, стоимость рабочей силы и др.), организация управления (структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия), маркетинг (доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование), финансы (вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия), культура и имидж (привлечение работников высокой квалификации, стимулирование потребителей к покупке товаров и т. п.).

Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Экономическое состояние в обществе оказывает влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на цены на сырье и материалы и многое др.

Политические факторы, оказывающие влияние на микросреду, как правило, зависят от правящей партии в стране, от политики президента, от наличия или отсутствия военных действий и т. д.

Культурная среда – главными ее элементами которой является образование, культура, нравственные нормы, религиозные традиции.

Внешняя среда предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии. Политические (методы реализации государственной политики), экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.), социальные (население, менталитет), технологические (развитие науки и техники).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

3. Внутренняя и внешняя среда предприятия

3. Внутренняя и внешняя среда предприятия Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых фирмы и должны разрабатывать свою деятельность.Будучи изменчивой, полной неопределенности и налагающей ограничения, среда предприятия глубоко

3. Внутренняя и внешняя среда организации

3. Внутренняя и внешняя среда организации Любая организация имеет две стороны: внутреннюю, которая характеризует ее состояние, механизм и структуру, и внешнюю, под воздействием которой развивается первая. Столь подробный анализ организации позволяет определить ее

Глава 1 Внутренняя среда человека

Глава 1 Внутренняя среда человека Понятие внутренней среды организма (le milieu interieur) ввел в обиход французский физиолог Клод Бернар (1813 – 1878). Ему принадлежит знаменитая фраза «Бактерии ничто, среда – все». Жизнь внутренней среды человека отлично показана в лекциях

4 Внутренняя конкурентоспособность

4 Внутренняя конкурентоспособность Как ни странно, анализ внутренней конкурентоспособности оказался гораздо более сложным делом, чем анализ внешней конкурентоспособности: здесь еще меньше данных, предлагаемых отечественной статистикой.Исходная мысль была такова:

5.2.1. Внешняя среда как информационный фильтр

5.2.1. Внешняя среда как информационный фильтр В гл. 2.2 было установлено, что для обеспечения эффективности стратегической реакции необходимо иметь ясное представление о вероятном будущем состоянии среды, в которой существует фирма.Первым значительным шагом к получению

32 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

32 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ Все организации являются открытыми системами. Они практически все испытывают влияние внешней среды. Менеджер должен держать в центре внимания внутренние переменные организации и оценивать состояние внешней среды.К основным

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И ИХ СВОЙСТВА, ОКРУЖАЮЩАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И ИХ СВОЙСТВА, ОКРУЖАЮЩАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА Системы могут быть физическими и абстрактными. Физические системы состоят из изделий, оборудования, людей и т. п., абстрактные отличаются тем, что в них свойства объектов существуют только в уме

Внешняя и внутренняя мотивация

Внешняя и внутренняя мотивация Эволюционные и общественные изменения последних десятилетий значительно снизили эффективность традиционных подходов к мотивации сотрудников и влиянию на них. В своей последней книге Drive: The Surprising Truth About What Motivates Us[10] Дэниел Пинк дает

ВНУТРЕННЯЯ ОТЧЕТНОСТЬ

ВНУТРЕННЯЯ ОТЧЕТНОСТЬ Внутренняя отчетность должна быть связана с общей схемой внешней отчетности, но делать больший упор на практическом использовании собранных и проанализированных данных. Информацию и деление внутреннего отчета на разделы необходимо сопоставить с

Внутренняя геймификация

Внутренняя геймификация Проект Росса Смита – пример внутренней геймификации. В таких случаях компании используют геймификацию для повышения производительности, чтобы стимулировать инновационную деятельность, усилить командный дух или каким-то другим способом

Глава 3. Внутренняя среда организации

Глава 3. Внутренняя среда организации Введение В главах 1 и 2 мы представили организацию как открытую систему, состоящую из множества частей, зависимых одна от другой и от внешнего мира. В этой главе кратко описаны важнейшие внутренние переменные организации и

Глава 4. Внешняя среда организации

Глава 4. Внешняя среда организации Введение До сих пор мы рассматривали основные внутренние переменные, влияющие на успех организации, поскольку менеджеры должны, прежде всего, думать о своей организации. Но успех любой фирмы зависит и от внешних сил, действующих в

Источник

Анализ внешней среды бизнеса

Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса.

Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение нам трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии.

При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. ( Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.

Мы будем рассматривать следующие факторы

Рассмотрим примеры вопросов для анализа технологических факторов.

При анализе внешней ситуации (с необходимостью учитывающей и политические факторы) необходимо ответить на целый ряд вопросов. Укажем основные:

При анализе изменений в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:

На демографическую ситуацию немалое влияние оказывают специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса.

При анализе демографических факторов обычно задают следующие вопросы:

Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:

Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни ваших работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр.

При анализе социальных факторов будет полезно ответить на следующие вопросы:

Источник

Фирма в рыночной экономике параметры и факторы внешней среды характеристика внутренней среды

ознакомление с основными направлениями и методами диагностики внешней и внутренней среды организации.

Задачи:

Оглавление

5.1. Общая характеристика внешней среды организации

Внешняя среда организации — это совокупность рыночных, социально-экономических, правовых, научно-технических и других факторов, оказывающих влияние на организацию, но не подконтрольных ей.

Внешняя среда организации делится на две части:

Внешняя среда организации может быть классифицирована на различные типы по уровню неопределенности. Под неопределенностью здесь понимается неоднозначность (стохастичность, непредсказуемость) результатов деятельности организации, возникающая из-за воздействия факторов внешней среды.

Уровень неопределенности среды определяется на основе анализа двух характеристик:

Сложность среды характеризуется количеством и разнообразием факторов, воздействующих на организацию (поставщики, потребители, конкуренты и т. д.). Измерение неопределенности внешней среды по признаку «простая-сложная» имеет отношение к количеству и несхожести внешних элементов, связанных с деятельностью организации: в сложной внешней среде взаимодействует множество различных внешних элементов, оказывающих влияние на организацию.

Сложность может возникать из различий в элементах внешней среды, с которыми сталкивается организация (международная организация, работающая во многих странах), а также быть результатом суммы знаний, необходимых для того, чтобы справиться с воздействием обстановки (например, аэрокосмическая компания).

Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений факторов или их характеристик. Организации могут действовать там, где изменения одного или многих факторов происходят медленно или очень быстро.

Неопределенность внешней среды возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий.

Состояние «простая-стабильная внешняя среда» предполагает наличие у организации небольшого числа относительно постоянных поставщиков, потребителей, конкурентов, не отличающихся разнообразием характеристик (запросов, видов продукции и т. д.). В данной ситуации полностью применим классический аппарат диагностики внешней среды. В среде данного типа функционируют, например, муниципальные организации, школы.

Состояние «сложная-стабильная внешняя среда» представляет более высокий уровень неопределенности. При диагностике необходимо учесть большое количество факторов, проанализировать и оценить их воздействие на эффективность организации. Однако в подобной среде внешние факторы не меняются быстро или неожиданно. Примером может быть среда университетов, компаний по производству электрооборудования, страховых компаний.

Состояние «простая—нестабильная». В такой внешней обстановке происходит дальнейшее возрастание уровня неопределенности. Хотя у организации может быть всего несколько внешних факторов воздействия, их изменения труднопредсказуемы и они неожиданно реагируют на деятельность организации. Примером может служить внешняя среда фирм-производителей модной одежды, персональных ЭВМ, шоу-бизнес. Действующие в этом секторе организации сталкиваются с постоянно меняющимися предложением и спросом. В ходе диагностики особое внимание приобретает фактор времени, так как информация быстро устаревает.

Состояние «сложная—нестабильная». Наиболее высокий уровень неопределенности. На организацию воздействует большое количество внешних факторов, они часто изменяются и резко реагируют на действия организации. Когда одновременно меняются несколько факторов, внешняя среда становится «бурлящей», или, как ее называют, турбулентной. С такой средой сталкиваются, например, электронные фирмы, авиакомпании, аэрокосмические корпорации, компании связи, фармацевтические фирмы и многие другие. Диагностика такой среды представляет значительные сложности.

5.2. Методы исследования внешней среды

Диагностика макросреды направлена на выявление основных показателей и тенденций, которые могут оказать влияние на функционирование и развитие организации. Наиболее известным инструментам исследования макросреды является PEST — анализ.

Экономические (Economical). Изучение экономических компонентов макроокружения позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы. Показатели: изучение ВВП и его динамики, темпы инфляции, уровень безработицы, уровень процентной ставки, уровень производительности труда, существующие нормы налогообложения, состояние платежного баланса, нормы накопления и т. д. Анализ экономического компонента не должен сводиться к анализу отдельных составляющих, а должен быть направлен на комплексную оценку состояния.

Политическая составляющая (Political) изучается прежде всего для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти, о тенденциях развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

Изучение социальных компонентов (Co) направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов как отношение людей к работе и качество жизни, существующие в обществе обычаи и верования, демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и тому подобные вещи.

Анализ технико-технологических компонентов позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции, совершенствования производимой продукции и модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

При изучении компонентов макроокружения следует учитывать сильное влияние компонентов макроокружения друг на друга и различие в степени воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации.

На основе выявленных факторов могут быть сформированы сценарии развития внешней среды организации.

Сценарий — упорядоченная во времени и предназначенная для освещения будущей ситуации последовательность событий, логически связанных друг с другом причинно-следственными связями. В ходе формирования сценария устанавливается логическая последовательность событий, для того, чтобы показать, как, исходя из существующей ситуации, может формироваться будущее состояние объекта исследования.

На практике по типу сценариев разрабатываются многовариантные прогнозы в отраслях экономики, в регионах и других сложных системах. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий.

Сценарий обычно имеет многовариантный характер и рассматривает три пути развития событий: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Сценарии зачастую предполагают количественную оценку вероятности реализации той или иной последовательности событий.

Основное достоинство сценарного метода в том, что он позволяет построить внутренне согласованную картину будущего развития объекта, не упустив действие многообразных факторов.

Методы построения сценариев:

Остановимся здесь на морфологическом методе. Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых систем или сама внутренняя структура этих систем. В систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и долгое время «морфологический» подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода Цвикки.

Ф. Цвикки предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования. Наибольшую известность получил метод «морфологического ящика».

Идея морфологического ящика состоит в определении всех возможных параметров, от которых может зависеть решение проблемы, и представления их в виде матриц-строк, а затем в определении в этой морфологической матрице-«ящике» всех возможных сочетаний параметров по одному из каждой строки. Полученные варианты решений подвергаются оценке и анализу с целью выбора наилучшего.

Построение и исследование морфологического ящика согласно Ф. Цвикки проводится в пять этапов:

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которой организация находится в непосредственном взаимодействии. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Важную роль в анализе непосредственного окружения играет отраслевой анализ.

Задачи анализа отрасли:

Основные показатели, характеризующие отрасль:

5.3. Методы исследования внутренней среды организации

Внутренняя среда организации – это часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый и др.

Исследование внутренней среды направлено на изучение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Для целей диагностики может быть выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации:

Общий вид матрицы первичного SWOT-анализа приведен на рис. 5.1.

фирма в рыночной экономике параметры и факторы внешней среды характеристика внутренней среды. Смотреть фото фирма в рыночной экономике параметры и факторы внешней среды характеристика внутренней среды. Смотреть картинку фирма в рыночной экономике параметры и факторы внешней среды характеристика внутренней среды. Картинка про фирма в рыночной экономике параметры и факторы внешней среды характеристика внутренней среды. Фото фирма в рыночной экономике параметры и факторы внешней среды характеристика внутренней среды

Рис. 5.1. Матрица первичного стратегического SWOT – анализа

Источник

Маркетинговая среда

Маркетинговая среда предприятия обусловливает эффективность ведения любой коммерческой деятельности. Без этого невозможно полноценно оценить влияние сторонних факторов, которые определяют принципы общения с клиентами, поставщиками, партнерами и прочими участниками рынка. Чтобы выстроить грамотную стратегию, важно понимать, как работает система, и научиться взаимодействовать с ней.

Что такое маркетинговая среда

Маркетинговая среда — это совокупность характеристик, субъектов и организационных структур, определяющих условия ведения деятельности предприятия. Это та среда, в которой компания функционирует и с условиями которой считается при принятии решений. Сюда относятся все факторы, которые оказывают влияние на возможность компании устанавливать контакты с рынком.

Это важный показатель, который необходимо проанализировать перед разработкой маркетинговой стратегии. Для этого применяются разные методы, использование которых зависит от типа анализируемых факторов: внешних или внутренних.

Внутренняя маркетинговая среда

Внутренняя маркетинговая среда организации основывается на тех потенциальных возможностях, которые имеются у предприятия в области маркетинга и производства. Смысл внутреннего управления в том, чтобы приспособить фирму к изменениям со стороны внешней среды, опираясь на имеющиеся ресурсы.

В понятие внутренней среды входят элементы, располагающиеся внутри компании:

численность персонала и его специализация;

опыт работы компании на рынке.

Внешняя маркетинговая среда

Внешние элементы маркетинговой среды разделяются на две категории, так как могут принадлежать макросреде и микросреде. Сюда входят все объекты и события, лежащие за пределами предприятия, но при этом влияющие на его работу.

Микросреда фирмы

К этому понятию относятся все контакты организации с посредниками, конкурентами, клиентами и поставщиками. Это непосредственная работа с участниками рынка, от которых зависит успешность реализации продуктов компании.

Поставщики

Сюда входят те субъекты микросреды, которые обеспечивают компанию ресурсами (товарами). Собственникам бизнеса необходимо изучать возможности разных поставщиков, чтобы выбрать самого надежного и экономически выгодного.

Конкуренты

Это те компании, которые работают в вашей нише. Они становятся соперниками для других организаций и могут изменить ситуацию на рынке через взаимодействие с поставщиками, посредниками и клиентами. Понимания маркетинговой стратегии конкурентов, знание их сильных и слабых сторон помогает спланировать стратегию развития с упором на конкурентные преимущества.

Посредники

В эту категорию входят компании или физические лица, которые занимаются продвижением, доставкой или продажей. Посредники могут предлагать свои услуги в сфере торговли, логистики, финансов, маркетинга.

Потребители

Это те, кто готов купить товар. Поведение потребителей постоянно изучается маркетологами для выработки оптимальных стратегий привлечения внимания клиентов. Именно они создают фирме прибыль, а потому лояльность покупателей ценится дорого и требует продуманной схемы организации бизнеса.

Аудитория

Это группы, интересующиеся компанией или влияющие на нее каким-либо образом. Аудитории бывают благотворные (например, спонсоры), искомые (СМИ) и нежелательные (преступные группировки). Соответственно, контактная аудитория может либо положительно способствовать усилиям предприятия, либо мешать достижению целей.

Макросреда фирмы

Это системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на фирму через ее микросреду и не подконтрольны ей. Предприятие не сталкивается с ними напрямую, но ощущает серьезное влияние на деятельность.

Основные факторы макросреды

Среда маркетинга в макрообъеме состоит из:

демографических характеристик: численности населения, разделения по возрасту и полу, географии жителей;

социально-экономических условий: скорости экономического роста, показателей доходов населения;

культурных традиций: обычаев, привычек, степени образованности граждан;

научного прогресса: достижений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы и обновлять продукты;

природных условий: местоположения компании, климатических особенностей.

Кроме того, в расчет необходимо брать налоговое законодательство, действующее в стране, правовое регулирование деятельности в вашем сегменте.

Структура анализа маркетинговой среды

В упрощенном виде она разделяется на макровнешнюю и микровнешнюю. Это помогает глубже вникнуть в происходящие процессы и провести более детальный анализ.

Анализ микровнешней среды

Под микровнешней средой понимается прямое действие всех субъектов и факторов, которые влияют на способность фирмы обслуживать потребителей. Среди показателей, анализируемых в этом направлении, можно выделить участников рынка, СМИ, организации, регулирующие исполнение законов, и саму компанию.

В том случае, когда организация становится фактором микровнешней среды, исследуется эффективность маркетингового управления, зависящая от работы других отделов фирмы.

Анализ макровнешней среды

Среда маркетинга на этом уровне представляет собой сочетание социальных и природных факторов, оказывающих влияние на элементы микровнешней среды. Они практически не поддаются коррекции, фирме остается только подстраивать свою стратегию под изменяющиеся условия рынка.

Существует несколько способов анализа:

PEST-анализ (или STEP-анализ) делит внешние факторы на такие категории, как: политические, экономические, социальные и технологические. Такая классификация довольно удобна, несмотря на то, что некоторые аспекты можно отнести к нескольким факторам сразу.

Перечень ICEDRIPS позволяет проанализировать среду более подробно. Список включает следующие факторы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *