где сегодня используются qr коды
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Бунтующая Америка и послушная Европа. Как используют QR-коды зарубежные страны
В большинстве российских регионов с ноября вводят QR-коды. В Алтайском крае они заработают «в полную силу» с 15 ноября. Без кода нельзя будет попасть в фитнес-центры, бассейны, кино, театр, кафе, рестораны. С конца октября без электронного сертификата уже закрыт доступ в торговые центры. Власти не скрывают: появление QR-кодов – вынужденная мера, которая должна стимулировать население прививаться от ковида. В нескольких странах система, похожая на российскую, действует уже давно. Amic.ru изучил, как за границей вводили QR-коды, насколько долго продлился этот эксперимент и к каким результатам привёл.
Не стать людьми второго сорта
Изначально власти рассматривали QR-коды как альтернативу локдауну. По этому пути пошёл, например, Израиль. В государстве для привившихся и переболевших ещё зимой ввели «зелёные пропуска» в общественные места, так называемые ковид-сертификаты. Ими могли воспользоваться не только привитые и переболевшие, но и те, кто сдал тест на ковид не позднее трёх суток с момента обращения и получил отрицательный результат. Владельцы сертификатов могли пройти в синагоги, кафе и спортзалы. Весной в Израиле постепенно стали смягчать ограничения, а полностью систему QR-кодов отменили в начале лета. Эффективность оказалась достаточно высока: за время её действия (а это несколько месяцев) привились около 1,5 млн человек – примерно каждый седьмой житель страны.
В Евросоюзе «ковидные паспорта» начали действовать с июля 2021 года. Сначала их разработали, чтобы упростить поездки внутри ЕС, но из-за очередной волны эпидемии некоторые европейские страны решили применять сертификаты и для других целей. Так, во Франции с середины лета посещать концертные залы, кинотеатры и фестивали можно было только по так называемому паспорту здоровья. Позднее его стали использовать и для похода в кафе, бар или торговый центр. За сутки после объявления о таких жёстких мерах на прививку в стране записались рекордные 1,7 млн человек, а на следующий день вакцину получили почти 800 тысяч французов. Хотя до этого вакцинировались примерно по 550 тысяч человек ежесуточно. Прирост составил почти 50%. Кстати, похожий эффект уже наблюдается и в России. Так, по оценке Минздрава, за последние дни октября, когда стало понятно, что QR-коды введут повсеместно, темпы вакцинации в стране выросли в несколько раз по сравнению с тем, что наблюдалось в начале и середине осени.
При этом французские власти пошли дальше и с сентября повсеместно отменили бесплатные ПЦР-тесты. По словам президента страны Эммануэля Макрона, таким образом государство будет «поощрять вакцинацию, а не умножать количество тестов». Сходным с французским путём действовали в Италии: с августа «ковидный паспорт» стал необходим для посещения ресторанов, выставок и музеев, спортзалов и бассейнов, а также культурных и спортивных мероприятий, в том числе и на открытом воздухе.
Без паспорта, но с чекином
В ряде зарубежных государств паспортов вакцинации нет, но действует система check-in. Это значит, что при посещении общественных мест, например кафе или ресторанов, клиентам необходимо отметить своё нахождение.
Похожая схема с check-in применялась в Москве осенью 2020 года. Тогда особые коды получали заведения, соблюдающие противоэпидемические меры, а не посетители. Те же, кто приходил в кафе или ресторан, с помощью специального приложения регистрировали своё посещение.
Система чекинов, а точнее приложение, заработало осенью прошлого года в Англии и Уэльсе. Его скачали более 26 млн человек, или около 40% всего населения. При этом оценить эффективность системы сложно, так как не все заведения просили клиентов регистрировать своё присутствие в обязательном порядке.
Аналогичные приложения есть в Австралии и Новой Зеландии – благодаря им жители могут сообщать, где конкретно они побывали. Это помогает отслеживать, как распространялась инфекция. Сведения о вакцинации в этих странах заносятся в базу данных системы медстрахования, откуда их могут запросить власти.
Нет «цифровому концлагерю»
Своим путём пошли в США. Попытка властей внедрить паспорта вакцинации натолкнулась на активное сопротивление со стороны жителей. Население расценило это как вмешательство в частную жизнь. В итоге такие документы появились всего в нескольких штатах (например, Нью-Йорке и Калифорнии), но и там они не носят обязательный характер.
Российский опыт
В России QR-коды первыми внедрили Москва и Подмосковье. Здесь эта система заработала ещё в конце июня 2021 года. В столице коды стали обязательными для посещения кафе и ресторанов, добровольно их стали вводить театры. Однако ноу-хау продержалось всего три недели – мэр столицы Сергей Собянин вскоре отменил коды, пояснив, что они выполнили свою задачу. По оценке градоначальника, число выявляемых случаев заражения снизилось вдвое, а темпы вакцинации резко ускорились.
Теперь же спустя полгода московская практика по использованию QR-кодов становится повсеместной. Расплачиваться за эту инициативу, как и в столице, вероятно, будет бизнес: резко упавшим потоком клиентов, а значит – выручкой плюс вынужденным сокращением персонала.
Как долго продлится на этот раз эксперимент, сказать сложно. Скорее всего, отказ от кодов произойдёт только в 2022 году. Так, по мнению директора центра Гамалеи Александра Гинцбурга, пока охват вакцинацией не достигнет 80%, отменять систему QR-кодов нецелесообразно. Специалист уверен, что примерно через два месяца страна может приблизиться к этим показателям.
Политолог Илья Гращенков полагает, что QR-коды со временем могут сделать частью повседневной жизни. «Коронавирусные ограничения стали удобным поводом для введения системы цифровизации. Цифровой контроль населения – важный эксперимент для власти, так как с его помощью можно мониторить если не всю жизнь человека, то какие-то важные её части. Но это политически непопулярная мера», – рассуждает эксперт.
По мнению Гращенкова, QR-код может стать единым ID (идентификатором, – прим. ред.) для россиянина, к которому будет привязана вся информация о нём из разных баз – от банков и «Госуслуг» до МВД и спецслужб. «Тогда, по китайскому образцу, в стране смогут приступить к внедрению системы социального мониторинга, с различными уровнями благонадёжности и в зависимости от него – разным уровнем прав», – делает вывод политолог.
В российских QR-кодах содержится информация с идентификатором сертификата (о вакцинации, перенесённом COVID-19 или же результате ПЦР-теста). Проверяют код с помощью сканирования: открывают ссылку в специальном приложении или обычном браузере, сравнивают персональные данные на открывшейся странице с предъявляемым удостоверением личности (часть данных при этом скрыта). Проблема в том, что такой QR-код на практике можно «проверить» в любом браузере. Проверяющему могут подсунуть поддельный QR со ссылкой на мошеннический сайт, который будет выглядеть точь-в-точь как сайт госуслуг, даже его адрес в теории может быть похожим. Поэтому проверяющий должен либо самостоятельно каждый раз внимательно изучать ссылку, либо установить официальные приложения, которые автоматически проводят такую проверку. Но бизнесу как раз может быть выгоден нестрогий контроль: ответственность за обман будет нести их клиент, предъявивший поддельный QR-код.
Как работает QR-код?
Привет Хабр! В блоге на нашем сайте мы регулярно публикуем статьи про данные и всё, что с ними связано. Некоторые материалы оттуда публикуем и здесь.
В 2020 году многие россияне впервые столкнулись с QR-кодами — сначала они были нужны для регистрации выхода из дома, затем для входа в бар или клуб. Технология проста в использовании, но интересна изнутри, а придумали её совсем не для контроля и изоляции. «Код быстрого реагирования» появился как альтернатива штрихкоду, он может передавать до 4296 букв и цифр и при желании принимает форму можжевеловой изгороди. Представляем исчерпывающий гид по QR-кодам.
Как придумали?
Идея передавать информацию с помощью графических элементов, которые будут распознаваться автоматически, появилась еще в середине XX века. Филадельфийским торговцам продуктами очень не хватало удобной системы контроля и учета товаров, и они обратились в Дрексельский университет с просьбой разработать ее.
Cоздателя первого штрихового кода Нормана Вудланда вдохновила азбука Морзе: он объяснял, что просто расширил точки и тире, превратив их в широкие и узкие штрихи. Для их считывания предполагалось использовать технологию оптической звукозаписи. Из-за технических трудностей реализация замысла заняла двадцать лет: первый товар со штрихкодом (пачка жевательной резинки Wrigley) был продан в 1974.
Штрихкоды быстро нашли применение в промышленности: ими удобно было маркировать детали и комплектующие. Но не для всех компаний этого было достаточно. В японской Denso Wave, производящей запчасти для автомобилей, работники просили руководство разработать более эффективную систему, и в 1994 она появилась — в виде матричного (двумерного) кода. Его назвали Quick Response Code — код быстрого реагирования или QR-код.
Где используется?
Для использования QR-кода не нужно ничего, кроме смартфона с камерой и приложения (оно обычно установлено по умолчанию), поэтому черно-белые квадратики заметно облегчают жизнь там, где нужно перевести действие из офлайна в онлайн: например, быстро привести человека, увидевшего интересную вещь в реальном магазине, на сайт. Или дать ссылку на скачивание подробной инструкции прямо на коробке с товаром. А может, показать свой интернет-проект человеку, в руках у которого оказалась ваша визитка. А еще QR-коды позволяют подтвердить оригинальность электронных билетов, право на скидку или кэшбек в магазине. Музеи шифруют в QR-коды информацию, организаторы викторин и квестов прячут в них подсказки. Всё чаще QR-коды используются для онлайн-оплаты — но пока это не совсем привычно для большинства покупателей.
Сейчас о QR-кодах знают даже те, кто никогда активно не использовал онлайн-сервисы: весной в Москве они нужны были для того, чтобы выйти из дома и не заработать штраф, а сейчас, согласно указу мэра Москвы, — для регистрации посетителей ночных клубов. Каждый должен отсканировать такой код (или отправить смс, но это дольше и не так удобно), оставив таким образом свой номер телефона. Если выяснится, что кто-то из посетителей являлся носителем коронавируса, все остальные посетители постфактум получат предупреждение о возможном контакте.
Почему так выглядит и как шифрует?
У всех QR-кодов есть кое-что общее: белая рамка, три одинаковых черных квадрата по углам (каждый в двойной рамке), еще один черный квадрат (поменьше, но тоже в рамке), полосочки из черно-белых модулей. Это техническая часть кода, которая позволяет камере точно определить его расположение и оценить размер модулей. Также код содержит информацию, необходимую для его правильного распознавания: о маске, уровне коррекции и версии. Все оставшиеся поля можно использовать для передачи информации.
Каждый QR-код может содержать:
Если вы наведете на код камеру, то, скорее всего, ваш браузер откроет страницу поиска. В поисковой строке вы найдете наше послание.
Большинство популярных приложений для QR-кодов позволяет распознавать буквы, цифры и спецсимволы. Чисто технически с помощью QR-кодов можно передавать изображения и звуки, но такие форматы используются редко: и данные придется сильно сжимать, и приложения, способные их распознать, не получили большого распространения. Дать с помощью QR-кода ссылку на картинку или песню гораздо проще.
Составление QR-кода проходит в несколько этапов:
Как распознается?
Для пользователя все просто: навел камеру смартфона, получил уведомление о том, что код распознан, нажал на него — а дальше по ситуации: читаешь текст, переходишь по ссылке, добавляешь новый контакт в адресную книгу, регистрируешься в системе.
Для приложения в большинстве случаев тоже больших сложностей нет: черные и белые поля легко распознаются, квадраты в углах подсказывают, что именно нужно читать и где расположена системная информация. Затем в основной части кода белые поля превращаются в нули, черные — в единицы. Получается поток данных, из которых потом восстанавливается исходная информация.
В чём проблема?
Не всегда QR-код удается правильно распознать. Denso Wave предупреждает, что QR-код может не читаться, если был уменьшен или увеличен, если белое поле по краям заполнено буквами или изображениями, если для создания кода использованы недостаточно контрастные цвета или код нанесен на рисунок-подложку, если код нанесен на полупрозрачную или прозрачную поверхность (например, клейкую ленту). Несмотря на то, что экспериментировать с внешним видом кода можно, самым надежным остается обыкновенный черно-белый вариант.
Хотя Denso Wave и предупреждает о том, что цветные двумерные коды, коды с картинками и прочие творческие находки не соответствуют стандартам, это не мешает ими пользоваться — или, по крайней мере, «рисовать их». Тут фантазии есть, где развернуться: от цветной ёлочки Лебедева и генераторов, которые позволяют вставить в QR-код текст или картинку, сохранив читаемость, до кодов, выложенных цветами в британских магазинах Marks&Spencer или высаженных можжевельником в Китае.
Альтернативы
При всех своих достоинствах, QR-код — не единственный. Та же Denso Wave разработала Micro QR для передачи меньшего объема информации (вот тут сравнение), SQRC (код, часть информации которого доступна всем, а часть — только пользователям, у которых есть специальный ключ для расшифровки), IQR Code (может иметь разный размер и форму), Frame QR (внутрь можно вставлять изображения). Сравните их все.
Используются и коды, которые не имеют отношения к Denso Wave. Это, например, Aztec Code (его легко узнать по квадрату в центре) на авиа- и железнодорожных билетах, MaxiCode в грузоперевозках, DataMatrix в промышленности, прямоугольный PDF417 для документов.
Российская национальная система маркировки «Честный знак» использует DataMatrix. Индивидуальный код позволяет отслеживать перемещение всех товаров от поставщика к покупателю и исключает возможность появления подделок в торговых сетях. Кроме того, специальное мобильное приложение позволяет любому покупателю убедиться в подлинности товара.
QR-коды сейчас где только не встретишь: на городских достопримечательностях, футболках, в извещениях об уплате налогов. И даже на надгробиях — на случай, если кому-то захочется узнать больше об умершем человеке. Самой же технологии, несмотря на приличный по меркам IT возраст, на кладбище истории пока рано: она явно в самом расцвете сил.
Линейные штрихкоды, кстати, тоже еще вполне живы. Они используются там, где не нужно передавать большой объем информации или переводить пользователя в онлайн. В торговых сетях, библиотеках и на складах вполне достаточно кодирования 20-30 символов. Часто преимуществом линейного штрихкода становится компактность: его можно нанести и на пачку жевательной резинки, и на плату компьютера. Но дело еще и в том, что GS1, международная организация, которая занимается созданием и внедрением стандартов для бизнеса, выделяет именно линейные коды EAN для основной информации, а QR-коды — для дополнительной. Поэтому наличие зарегистрированного штрихокда EAN необходимо для работы со всеми крупными торговыми сетями.
На тот случай если вы задумали сменить сферу или повысить свою квалификацию — промокод HABR даст вам дополнительные 10 % к скидке указанной на баннере.
20 способов использования QR-кодов
Лично я узнала, что такое QR-код, год назад от одного моего бразильского приятеля. Сейчас я много где вижу эти коды, придуманные еще в 1994 году японцами, и сама иногда их использую.
Маленькая справка: QR-код- это матричный код (двумерный штрих-код), разработанный компанией «Denso Wave». Аббревиатура QR (quick response) означает «быстрый отклик». Возможность распознавания кодов сканирующим оборудованием делает их такими популярными в рекламе, торговле, производстве, логистике. В QR-код можно закодировать любую информацию, текст, URL. Для создания кодов существуют сайты-генераторы, где каждый может поэкспериментировать. А для считывания кодов необходима простая программа, которая устанавливается на более-менее современный мобильный телефон.
Вот здесь (а также на других сайтах) вы можете провести собственные эксперименты:
Несколько месяцев назад моя подруга выходила замуж, и я решила подарить новобрачным футболки из серии «Just Married», где сзади была надпись, спереди были зашифрованы мои свадебные поздравления. Сейчас я довольно часто делают такие шифровальческие подарки своим друзьям.
На самом деле, я пишу этот пост, прежде всего, чтобы разобраться, какие же еще способы применения QR-кодов существуют. Возможно, и вы возьмете что-нибудь себе на заметку!
1). Открытки, плакаты, наружная реклама, с зашифрованным сообщением или пожеланием;
2). Скидки: вы можете предъявить код с вашего телефона для сканирования в магазине, и получить скидку;
3). Ссылки для скачивания файлов, музыки, подкастов, видео, афиши. Вы не только можете скачать что-то в интернете, но и воспользоваться таким устройством, как iCandy, которое будет переключать ваши любимые караоке-мелодии сразу после сканирования штрих-кодов (http://www.youtube.com/watch?v=GPryGwdm1Sg
Недавно был опубликован пост, о том, как можно скачать афишу клуба «Космонавт», используя QR-код (http://www.lookatme.ru/flows/tehnologii/posts/104667-afisha-iz-qr-koda)
4). Зашифрованный URL: как правило, адрес того сайта, куда нас хочет привлечь рекламодатель. На сегодняшний день это самый популярный способ использования кода, после штрих-кодов;
5). Видоизмененный логотип известных брендов, который тоже может включать в себя URL;
6). Приглашение «добавить в друзья» в Facebook или другой социальной сети;
7). Часы, которые замысловатым образом показывают время;
8). Google-mapping в туризме: пишут, что использование QR-кодов, расположенных на городских достопримечательностях, и отсылающих пользователей на Google-карты места, либо рассказывающих о самом месте и указывающих на местоположение объекта, было успешно использовано в Украине, Львове. Очень удобно для туристов, которые не знают кириллицы;
9). Лоттереи: Tissot «Scan to Win» campaign, предоставляла возможность каждому, сканирующему код, зарегистрироваться и стать участником виртуальной лотереи, выигрышем которой были бы часы измвестной швейцарской марки;
10). Электронный билет: вы получаете QR-код через смс и предъвляете его на железнодорожной станции или в аэропорту;
11). Японскую визу также дополняет QR-код;
12). Визитные карточки, на которых ваши контакты также представлены в виде кода, и которые при сканировании смартфоном, добавляются в вашу адресную книгу;
13). Штрих-код на товарах-самый первый и самый распространенный способ применения;
14). Татуировка- дополнительный вариант нательного рисунка, а также возможный способ «чипирования» людей;
15). Дизайн одежды и аксессуаров;
16). Архитектурный дизайн;
В Японии (Tashikawa) решили использовать QR-коды не просто в оформлении здания, но, которые при сканированнии специальным приложением для IPhone, позволяли бы узнать всю актуальную информацию о магазине. Приложение отображало «в дополнении» силуэты людей, прогуливающихся по торговому центру; нажав на человечка пользователь мог видеть различные комментрии появляющиеся в специальных «speech bubbles» on-line. Используя
это приложение можно было узнать о распродажах, а также получить специальные купоны.
Видео о запуске этого проекта N building вы можете посмотреть здесь: http://vimeo.com/8468513
Проект дизайна бизнес-центра в ОАЭ
17). Кладбища: японцы решили почтить память своих умерших родственников и вписали всю необходимую информацию о человеке в матричный код. Возможно, это также удобно для ведения базы данных кладбища;
18). Психогеография- течение, возникшее в середине 50-х годов, берущее свое начало с Yellow Arrows. Идея состоит в том, что каждый объект городского пространства имеет определенный психологический портрет, составленный из воспоминаний, ассоциаций, событий, произошедших с людьми, рядом с этим объектом. Раньше люди оставляли желтые стрелки- как метки, а сейчас присваивают зданию, парку, или другому объекту в городе, код, а в интернете выкладывают свои истории, относящиеся к данному объекту, дополняя таким образом реальным облик виртуальным двойником. Это что-то напоминающее надписи «Вася был здесь».
19). Семапедия (www.semapedia.org): сайт, где вы также можете соединить объекты реального мира с миром виртуальным, присвоив объекту QR-код, и связав его со статьей в Википедии.
20). Объявления в газетах и журналах
После серфинга в интернете на тему QR-кодов, я пришла к выводу, что использование данной технологии на Востоке и Западе имеет разный характер. И скорее всего, это связано с особенностями в психофизиологии, культуре, менталитете разных народов. Так, «левополушарные» европейцы, используют QR-коды намного меньше, и как правило, в тех сферах, которые относятся к вербальной коммуникации, а «правополушарные» азиаты используют их не только намного чаще и больше, но даже использование кодов проникают в совершенно нестандартные области. Пожалуй, это также связано с лингвистическими особенностями каждой культуры в частности (различиями между алфавитом и иероглифами).