главный бухгалтер госсектора код в 2021
Профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять
Уже несколько лет действует профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.19 № 103н). Кто обязан его применять? Можно ли уволить бухгалтера, который не соответствует стандарту? Кого могут наказать за игнорирование стандарта? Какие должности вводит стандарт? Ответы на эти вопросы — в нашей сегодняшней статье.
Какие организации обязаны применять профстандарт
Применению профессиональных стандартов посвящена статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что если закон или другой нормативный правовой акт устанавливает какие-либо требования к квалификации работника, то работодатель обязан использовать профстандарт в части данных требований.
В настоящее время требования к квалификации главных бухгалтеров установлены несколькими законами. Так, в части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится, что главбухи ОАО (кроме кредитных организаций), страховых компаний и ряда других организаций должны иметь высшее образование и стаж работы, связанной с бухучетом, составлением отчетности или аудитом не менее 3 лет из последних 5 календарных лет. А если их образование не относится к области бухучета и аудита, профессиональный стаж должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы.
Другой пример — главбухи компаний-операторов платежной системы (не являющихся кредитными организациями). Они должны иметь высшее экономическое, юридическое образование или высшее образование в сфере информационных и коммуникационных технологий. А при наличии иного высшего образования — опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации или оператора платежной системы не менее 2 лет (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
Если не применять профстандарт в ситуации, когда этого требует закон или иные нормативные правовые акты (НПА), нарушители (организация и ее руководитель) могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Для организации штраф составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей. Санкции для руководителя такие: штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении — штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет.
Если главный бухгалтер трудится в организации, для которой законом или иным НПА не установлено требований к квалификации главбуха, то работодатель не обязан применять в отношении него профстандарт. Это же касается «простых» (т.е. не главных) бухгалтеров, а также других должностей, упомянутых в новом профстандарте (о них мы расскажем ниже). Для них профстандарт «Бухгалтер» тоже является рекомендательным.
Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту
Соответствие сотрудника профстандарту (как в случае обязательного, так и в случае добровольного применения стандарта) подтверждается оценкой квалификации. Провести такую оценку можно собственными силами, а можно привлечь независимых оценщиков (см. «Что нужно знать работодателю и работнику о независимой оценке квалификации»).
Но даже если независимая оценка покажет, что квалификация сотрудника не соответствует профстандарту, уволить человека нельзя. Дело в том, что Трудовой кодекс РФ не содержит такого основания для увольнения как «недостаточная квалификация» или «несоответствие профстандарту». Увольнение по указанным причинам недопустимо вне зависимости от того, обязан ли работодатель придерживаться профстандарта или же он делает это добровольно. Если по результатам независимой оценки квалификации окажется, что работник не соответствует установленным требованиям, можно принять более «щадящие» меры, например, направить его на курсы повышения квалификации, уменьшить премию и т.д.
Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту
Но если речь идет о кандидате на должность главбуха, то несоответствие его профстандарту может повлечь серьезные последствия. В ситуации, когда работодатель обязан применять профстандарт, он не вправе принять в штат человека, если независимая оценка квалификации не подтвердила, что кандидат соответствует требованиям профстандарта. Данный вывод можно сделать из положений пункта 6 информации Минтруда России от 05.04.16 (также см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»).
Если работодатель применяет профстандарт добровольно, то он может (но не обязан) отказать в приеме на работу кандидату, не прошедшему независимую оценку квалификации. Обратите внимание: работодателям не возбраняется устанавливать для кандидатов требования, которые являются более высокими по сравнению с требованиями профессионального стандарта.
Рассмотрим, какие правила и критерии прописаны в новом профстандарте «Бухгалтер».
Должности и трудовые функции
В предыдущем профстандарте «Бухгалтер» (действовал до 6 апреля 2019 года) говорилось о двух должностях: «бухгалтер» и «главный бухгалтер». Для каждой из них была предусмотрена обобщенная трудовая функция. Для бухгалтера — ведение бухучета, а для главного бухгалтера — составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (см. «Утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер»: какие требования теперь предъявляются к профессии»).
В действующем профстандарте перечень должностей намного шире. Кроме «простого» бухгалтера и главбуха в нем есть также бухгалтер I категории и бухгалтер II категории, начальник департамента бухгалтерского учета, директор по операционному управлению и ряд других должностей.
Расширен и список обобщенных трудовых функций. В него добавлено составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; составление и представление консолидированной отчетности; оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая обобщенная трудовая функция состоит из «обычных» трудовых функций. К примеру, составление и представление консолидированной отчетности включает в себя две функции. Первая — управление процессом методического обеспечения составления консолидированной финансовой отчетности группы организаций. Вторая — управление процессом составления и представления консолидированной финансовой отчетности.
В свою очередь каждая «обычная» трудовая функция состоит из трудовых действий. Так, управление процессом составления и представления консолидированной отчетности состоит из обеспечения выполнения процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями, из обеспечения формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности и т.д.
Кроме того, для всех обобщенных трудовых функций названы необходимые навыки и знания. В частности, бухгалтеры (в том числе I и II категории) должны уметь составлять первичные документы в электронном виде, пользоваться справочно-правовыми системам, знать законодательство РФ об архивном деле и проч.
Необходимый опыт и образование
Новый профстандарт устанавливает требования к образованию и опыту работы бухгалтеров, которые занимают те или иные должности. Примечательно, что одна и та же должность может предполагать разные уровень образования и опыт работы в зависимости от того, какая обобщенная трудовая функция выполняется. В качестве примера приведем главбуха. Если он составляет отчетность организации, не имеющей обособленных подразделений, то он может иметь среднее профессиональное образование, а опыт руководящей работы при этом не обязателен. Если же главбух составляет отчетность компании с обособленными подразделениями, то он должен иметь высшее образование и опыт работы руководителем (см. таблицу ниже; по клику откроется картинка большего размера).
Важная деталь: для всех без исключения должностей и трудовых функций введено следующее правило. Если у работника есть образование необходимого уровня, но оно не является профильным (то есть не является бухгалтерским), то плюс к нему нужно пройти программу профпереподготовки. При этом для главбухов, начальников отделов бухучета и начальников отделов консолидированной отчетности таким допобразованием являются программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
А для директоров по операционному управлению, по бухгалтерскому аутсорсингу и других «директорских» должностей — программы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Для должностей «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории» конкретных требований к допобразованию не предусмотрено.
Для наглядности мы разместили в таблице информацию об образовании, опыте и стаже работы, необходимых для каждой из должностей, предусмотренных в новом профстандарте «Бухгалтер».
Трудовые функции, образование и опыт работы для различных бухгалтерских должностей
Обобщенная трудовая функция
Должности «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории»
Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5)
Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.
Для должностей с категорией нужен опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года. Так, для бухгалтера II категории нужен опыт работы бухгалтером I категории не менее одного года.
Должности «главный бухгалтер» и «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета»
Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6)
Высшее — бакалавриат, либо среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена.
При наличии высшего образования необходим опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.
При наличии среднего профобразования — не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы.
Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7)
Высшее — магистратура или специалитет.
Не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.
Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)
Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.
При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.
Должность «начальник (руководитель, директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности»
Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8)
Высшее — магистратура или специалитет.
Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.
При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.
Должности «директор по операционному управлению», «директор по бухгалтерскому аутсорсингу», «коммерческий директор» и «директор по развитию бизнеса»
Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (уровень квалификации 8)
Высшее — магистратура или специалитет.
Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях.
При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.
О программе
Слушатели приобретут новые навыки: организуют безопасную электронную базу данных по первичным документам; разберутся, как работать с кассовыми документами и бумажными документами от контрагентов; потренируетсяна примерах составлять документы для подотчетных лиц и командировочных расходов; научитатся без ошибок отражать в регистре кассовые операции. Исправите учетные ошибки; разберутся, какие объекты отнести к непроизведенным активам, примут активы к учету; попрактикуются проводить оценку и обесценение активов; распределят нематериальные активы по группам; рассчитают первоначальную стоимость объектов; посчитают амортизацию по каждому активу; попрактикуются учитывать затраты по долговым обязательствам и госдолгу; отразят в учете процентную ставку по долгу.
Варианты обучения
Кому подойдет программа
Программа подойдет главному бухгалтеру, заместителю главного бухгалтера, начальнику финансового отдела госучреждения — практические рекомендации по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в 2021 году, собранные в одном месте!
Преимущества обучения
Удобный гибкий график обучения
Дистанционный формат обучения позволяет слушателю самому подбирать удобный график обучения. Также возможно учиться без отрыва от работы и без привязки к расписанию.
Получение практических навыков
В программе разбираются практические примеры и реальные кейсы из повседневной работы бухгалтеров. Во многих уроках есть интерактивное домашнее задание, помогающее тренировать навыки. Готовые шаблоны, образцы и формулировки помогают быстро применить в работе полученные знания.
Конспекты уроков разработаны и составлены при участии ведущих специалистов Минфин, ФАС и Казначейства, а также экспертов-практиков в области бухгалтерского учета
Персональный тьютор
Это личный куратор, который помогает с загрузкой документов, учит быстрее ориентироваться в уроке и найти ответ на рабочий вопрос. Поможет в выполнении домашнего задания, пришлет обратную связь
Онлайн-чат со специалистами Школы
Доступ в закрытый чат со специалистами Школы и другим слушателями потока, где ученики могут консультироваться по рабочим вопросам.
Новостной канал в Телеграм
Канал с новостями в сфере бухгалтерского учета и изменений в программе Школы
Соответствие качества обучения международным стандартам
Международный стандарт качества ISO 9001:2015. Европейский образовательный стандарт EQAVET
Единый реестр аттестованных бухгалтеров бюджетной сферы
Каждый выпускник Школы Главбуха госучреждения автоматически попадает в Единый реестр аттестованных бухгалтеров бюджетной сферы.
Программа обучения
Учебные модули программы:
1. Документооборот:
Как вести электронный документооборот с контрагентами и сотрудниками по новым правилам
Как оформлять новые формы первичных документов
Как формировать новые регистры бухгалтерского учета
2. Учет имущества и обязательств:
Новый стандарт «Непроизведенные активы»
Новый стандарт «Нематериальные активы»
Новый стандарт «Затраты по заимствованиям»
Какие сложности приводят к ошибкам в бухгалтерском (бюджетном) учете
3. Отчетность:
Новый стандарт «Информация о связанных сторонах»
Какие есть сложности в отчетных формах бюджетных и автономных учреждений
Как правильно составить бюджетную отчетность казенным учреждениям
Что изменилось в налоговой отчетности
4. Расчеты с персоналом:
Новый стандарт «Выплаты персоналу»
Какие изменения в Трудовом кодексе повлияют на работу бухгалтера
5. Контроль:
Как организовать систему внутреннего финансового контроля по новым стандартам
Как подготовиться к проверкам и победить в спорах с ревизорами
Отзывы
Об этом учебном заведении пока никто не оставил отзыв. Станьте первым!
ГЛАВБУХ
ГОССЕКТОРА 2021
Призы победителям Всероссийского конкурса
Главбух Госсектора 2021
Торжественная церемония награждения победителей состоится на XXIX Всероссийской конференции для государственных (муниципальных) учреждений.
В жюри конкурса приглашены
Елена Борисовна Чернышева редакционный директор Группы Госфинансы и Госзаказ
Наталия Владимировна Илюшина главный редактор Редакции изданий Госфинансы
Ольга Александровна Березина главный редактор Системы Госфинансы
Марина Юрьевна Уткина руководитель образовательных проектов
Татьяна Васильевна Саакян действительный государственный советник РФ 3-го класса, директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России
Елена Семеновна Калашникова начальник контрольно-ревизионного отдела департамента контроля и кадров Минкультуры России
Гусева Наталия Михайловна директор Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса
Кравченко Елена Павловна член методического совета по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности при Минфине УР
Бычков Станислав Сергеевич заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
ГЛАВБУХ
ГОССЕКТОРА 2021
Призы победителям Всероссийского конкурса
Главбух Госсектора 2021
Торжественная церемония награждения победителей состоится на XXIX Всероссийской конференции для государственных (муниципальных) учреждений.
В жюри конкурса приглашены
Елена Борисовна Чернышева редакционный директор Группы Госфинансы и Госзаказ
Наталия Владимировна Илюшина главный редактор Редакции изданий Госфинансы
Ольга Александровна Березина главный редактор Системы Госфинансы
Марина Юрьевна Уткина руководитель образовательных проектов
Татьяна Васильевна Саакян действительный государственный советник РФ 3-го класса, директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России
Елена Семеновна Калашникова начальник контрольно-ревизионного отдела департамента контроля и кадров Минкультуры России
Гусева Наталия Михайловна директор Центра образования и внутреннего контроля ИДПО «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса
Кравченко Елена Павловна член методического совета по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности при Минфине УР
Бычков Станислав Сергеевич заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Дайджест для бухгалтера госсектора за сентябрь
эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе
5 главных изменений в учете
Шесть новых КВР с 2021 года
Приказ Минфина России от 08.06.2020 № 98н
Законодатели добавили в Порядок применения КБК № 85н шесть новых кодов видов расходов.
Пожалуй, самый значимый из них — 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2021 года по этому КВР нужно отражать расходы на поставку электроэнергии, газа, теплоснабжения и транспортировку по сетям. Еще по этому коду проходит оплата просроченной задолженности по указанным ресурсам. По КВР 247 перечень ресурсов закрытый. Поэтому горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) продолжайте оплачивать по КВР 244.
Еще из новых — КВР 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» и коды для выплаты субсидий в социальной сфере: 614, 624, 635 и 816.
Также законодатели скорректировали некоторые действующие КВР: 113, 214, 215, 241, 242, 340, 632, 812 и 831. Например, из КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» исключили расходы на создание, развитие и вывод из эксплуатации информационных систем для госуслуг и госконтроля. Эти расходы будут оплачивать по КВР 246.
Важно. Учитывайте новые КВР в Плане ФХД на следующий год.
Новые формы первичных документов и регистров учета в Приказе № 52н
Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н
Минфин внес обширные правки в Приказ № 52н. В первую очередь изменения для учреждений, которые работают через систему электронного документооборота. Для них семь новых электронных форм первички:
А также два новых электронных регистра бухучета:
Важно. Учреждения должны ввести новые документы по мере организационно-технической готовности, но не позже 1 января 2021 года.
Кроме этого, законодатели добавили в Приказ № 52н два новых журнала операций (ф. 0504071): по исправлению ошибок прошлых лет и для операций межотчетного периода. Также скорректировали методические указания по заполнению некоторых форм, например извещения (ф. 0504805), бухгалтерской справки (ф. 0504833), инвентарных карточек (ф. 0504031, 0504032).
Новые правила в ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»
Приказ Минфина России от 30.06.2020 № 130н
Первичные документы
Поправки в стандарт основ бухучета и отчетности, который утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, связаны с новыми электронными формами. Законодатели уточнили:
Стоимость активов и обязательств
В п. 52 Стандарта добавили новые абзацы по определению стоимости для учета имущества и обязательств. Активы, которые получили по необменным операциям, можно принять к учету по справедливой стоимости, а также по цене, которая указана в передаточных документах. Если невозможно определить справедливую стоимость и ее нет в документах на прием-передачу актива, учет ведут по данным от предыдущего владельца. Если нет этих данных, объекты учитывают в условной оценке: один объект, один рубль.
Активы и обязательства, которые поступают в учреждение от учредителя или других организаций госсектора, учитывают по стоимости, которая указана в передаточных документах. Если имущество переходит от учреждения не в пользу бюджетной сферы (например, продается коммерческой организации), его нужно переоценить до справедливой стоимости.
Для учреждений госсектора некоторые правила уже не новые. Часть из них прописана в других стандартах, например «Основные средства» и «Запасы», а также в Инструкции № 157н.
С 1 октября в федеральных учреждениях повышают зарплату
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2020 № 2250-р
Ежегодную индексацию зарплат на 3% с 1 октября 2020 года получат:
План ФХД — 2021: новые формы и порядок для федеральных бюджетных и автономных учреждений
Приказ Минфина России от 17.08.2020 № 168н
Общие требования к Плану ФХД, которые утверждены Приказом от 31.08.2018 № 186н, продолжают действовать. Но федеральные учреждения с ПФХД на 2021 год также будут руководствоваться новым Приказом № 168н.
В приказе не только правила, как составлять и вести план в следующем году, но и рекомендуемые формы ПФХД и обоснований (расчетов) плановых показателей по доходам и расходам.