глубокий черный цвет код
Типичные CMYK-рецептуры глубокого черного цвета
Глубокий черный цвет в полиграфии
В полиграфии есть понятие, как глубокий черный цвет. 100% Black как правило смотрится сероватым, но ни как не черным в нашем понимании, в сравнении, скажем, с черным углем. Поэтому применяют сочетание всех красок CMYK для достижения насыщенного черного цвета.
Сочетание может сильно разниться. Из опыта существуют такие схемы:
Холодный (воронье крыло) глубокий черный | Теплый глубокий черный | Нейтральный глубокий черный | |
C | 60% | 40% | 50% |
M | 40% | 60% | 40% |
Y | 30% | 40% | 20% |
K | 100% | 100% | 100% |
Данные схемы многократно зарекомендовали себя.
Причем в первых двух случаях суммарное по CMYK – 240%, в последнем – 220%. Т.е. применение 400% CMYK абсолютно не оправданно и логически не может быть объяснено.
Единственное применение 400% CMYK есть в офсетной печати, расстановка специальных меток для контроля сведения цветов печатником во время печати.
Вариантов глубокого черного цвета может быть множество, но проверить это возможно только практически и сильно зависит от конкретной печатной машины. Его применение должно быть оправдано. Нет смысла применять данное сочетание CMYK в мелких текстах/элементах, этого просто-напросто не будет видно. Хорошо смотрится глубокий черный цвет на крупных элементах – заголовках, плашках и т.д.
CMYK-рецептура глубокого чёрного цвета в триадном офсете
Глубокий чёрный («суперчёрный» или superblack) можно создать по-разному. Рассмотрим, какие варианты более удачные и почему.
Здесь собраны типичные CMYK-рецептуры «суперчёрного», которые опробованы в обычных офсетных тиражах в разных типографиях.
TIL — total ink limited (суммарное количество красок)
0-0-0-100 | Это просто 100% чёрный без добавления триадных красок. Мало того, что светлота такой плашки оставляет желать лучшего, она ещё и нетехнологична: на больших раскатах будет заметно горизонтальное и вертикальное полошение, и все пылинки с марашками словно специально соберутся именно в этом месте. | Для запечатки однородного чёрного фона такая рецептура не рекомендуется. |
50-0-0-100 | Плашка, рекомендуемая крупной журнальной типографией «Блиц-Принт» (Киев). Немного циана на чёрной достаточно, чтобы прикрыть марашки, но не хватает для серьёзного повышения контраста оттиска. | выходит очень светлой |
75-68-67-90 | Цветоделение «фотошоп по умолчанию», профиль — американский стандарт SWOP В поделённом по-американски чёрном образце есть серьёзные изъяны: высокий TIL, много светлой жёлтой краски, краски CMY неправильно сбалансированы для печати «европейской триадой» и главное — мало самой чёрной краски. Класть много триадных красок в смесь суперчёрного и забыть положить самого чёрного — плохой рецепт для настоящего Superblack. А высокий TIL неизбежно приведёт к тому, что печатник убавит подачу всех красок до нижней границы своих норм во избежание отмара и других неприятностей, и большая плашка SWOP (а не мой маленький тестовый образец) будет реально ещё на пару единиц выше по светлоте и переместится на пятое место. Стало быть, рецептуру 75-68-67-90 деления чёрного «фотошопом по умолчанию» не рекомендую. Помимо слабого чёрного, она вообще не подходит для красок с колористикой европейской триады, используемых в Европе и России. | есть серьёзные изъяны |
50-50-50-100 | Рецептура типичной плашки с одинаковыми процентами красок CMYK 50-50-50-100 далека от нейтрали. Она хоть и получилась приличной по светлоте, однако это, скорее, не чёрный, а коричнево-чёрный цвет. | Смотрится не ахти… |
60-40-30-100 | Плашка (60-40-30-100) с рекордно низким TIL = 230 вышла на второе место не случайно. В ней используется соотношение 1:0,7:0,7 плюс 10% анти-UCA жёлтой краски, она немного холодная по абсолютному оттенку, но низкая по светлоте и смотрится великолепно. Чёрный «воронье крыло», что на жёлтых, что на синих сортах бумаги, смотрится куда шикарнее тёмно-коричневого. | |
70-40-30-100 | Справедливо попала в лидеры |
Большой TIL при цветоделении — это ещё и много жёлтой краски, а как известно, жёлтый — враг чёрного. Жёлтый полупрозрачный и светлый печатается последним, лежит поверх чёрного и других красок и осветляет их. Жёлтый нужен для нейтральности баланса (суперчёрная плашка вообще без жёлтого будет несколько фиолетовой), но он совсем не добавляет черноты суперчёрному, а наоборот.
Четыре правила суперчёрного
Некоторые правила, которыми можно руководствоваться при подборе рецептуры суперчёрного.
1. Оттенок. Если нужна нейтраль, ахроматичный чёрный, то соотношение красок CMY поверх 100% чёрной заливки должно быть приблизительно 1:0,7:0,7, а не 1:0,8:0,8, как для триады без чёрного. И уж тем более не 1:0,9:0,9, как в балансе суперчёрного по американскому стандарту SWOP.
2. Жёлтой краски должно быть поменьше, она враг суперчёрного. Если не принципиально отклониться от нейтрали в цвет «воронье крыло», жёлтую всегда лучше прибрать: светлота такой плашки снизится, динамический диапазон оттиска вырастет. В глянцевом журнале на контрасте с тёплыми телесными оттенками плашка «воронье крыло» 70-40-30-100 с низкой светлотой смотрится гораздо благороднее, чем коричневая плашка типа 50-50-50-100.
3. TIL не обязательно должен быть высоким. Чем он выше и чем больше площадь запечатки, тем сильнее печатник сбавит подачу красок, и плашка получится светлее, чем хотелось бы. Кроме того, плашки с высоким TIL, даже при очень хорошем накате краски, отнюдь не рекордсмены по уровню светлоты даже на маленьких образцах. На больших раскатах они проигрывают в офсете ещё сильнее, чем на маленькой тестовой шкалке. А разница между TIL = 300 и TIL = 330 в пользу второго по уровню светлоты порой заметна только на экране. В реальной печати мы часто получаем картину с точностью до наоборот: вместо повышенной «пластики» и хороших локальных контрастов в глубоких тенях — залипшие и не «глубокие» тени при завышенном TIL. На моей памяти была отпечатана плашка с TIL = 400, чудом проскочившая два префлайта — в препрессе и типографии; рулонному офсету с горячей сушкой (heatset) и такое не страшно. Плашка на оттиске была просто коричневая. При нестандартной, завышенной светлоте L чёрной краски, триадные CMY начинают играть большую роль в светлоте суперчёрного.
4. Чем больше чёрной краски в суперчёрном, тем лучше. Однако BIL = 100 требует дополнительного пояснения. В офсете часто в составе изображений чёрный 95–98% и чёрный 100% под триадными красками практически не контрастируют друг с другом (на 100% плашке красковосприятие последующих красок хуже, чем на 95–98%). Чтобы относительный контраст сохранялся в самых глубоких тенях («разделка» в тенях), в профилях цветоделения часто устанавливают BIL 95–98. Но для плашки, создаваемой отдельно от цветоделения, можно смело задавать вручную 100% чёрного.
Существует мнение, что и на плашке в офсете точка должна быть открыта для увлажнения и плашку желательно задавать не 100, а 95–98%. Я не согласен: неоднократно наблюдал паразитные эффекты на листовых и рулонных машинах, связанные с открытой точкой на большой чёрной плашке.
Во-первых, весьма заметно шаблонирование: растровая плашка типа 95% шаблонирует куда сильнее, чем плашка 100%. Если в дизайне плашка расположена квадратной буквой О, то горизонтальные суперчёрные перекладинки будут отличаться от вертикальных заметнее на 95%, чем на 100% чёрного.
Во-вторых, если по плашке идёт вывороткой шрифт, особенно с засечками, то по плашке 95–98% он часто закатывается краской с краёв («засаливание»). Печатник кладёт много краски на плашку, чтобы получить не серый, а глубокий чёрный. Мелкие пробельные элементы 2–5% начинают затягиваться или «засаливаться» краской, вместе с ними она затекает и на края букв. На 100% плашке такого не происходит. Оба эффекта я проверял неоднократно на одном и том же кочующем из журнала в журнал макете: чёрная плашка буквой Г с текстом и картинкой в правом нижнем углу. Печатали и так, и эдак, а я наблюдал и делал выводы. Если в глубокой печати пробельные элементы на 100% плашках всё равно присутствуют в виде сетки или опорных точек, то в офсете обычно можно печатать настоящую 100% плашку без открытой точки, даже без самых мелких пробельных элементов на сколь угодно большой площади.
Рецептуры с открытой точкой в чёрном показали результаты по светлоте хуже, чем со 100% чёрной краской.
Четвёртое правило, возможно, самое важное: в суперчёрном, прежде всего, должен быть сам чёрный по максимуму, триада лишь дополняет эффект понижения светлоты чёрного и повышения контраста (динамического диапазона) оттиска. Не случайно американское цветоделение SWOP 75-68-67-90 заняло предпоследнее место по уровню светлоты: в ней TIL хоть и высокий, но мало чёрной краски. Рецептура 100-100-100-0 вообще без чёрного также не вышла бы в лидеры, я не внёс её в тест как заведомо вздорную, хотя встречал и такую рецептуру. У одного знакомого редактора был назначен отдельный цвет в шаблоне вёрстки: мелкие шрифты с засечками она оформляла стилем 100-100-100-0. Не шучу. Я даже отдельное правило написал для префлайта, где именно эта рецептура для шрифтов принудительно заменялась на 0-0-0-100, а PitStop Server исправно правило отрабатывал перед отправкой файлов в типографию. Этот курьёз и другие встреченные рецепты суперчёрного на плашках, разумного объяснения которым я не нашёл, и натолкнули на мысль написать этот текст.
Правила составления CMYK-рецептуры суперчёрного были бы иными при ином порядке наложения красок. В офсете в стародавние времена жёлтая печаталась первой, тогда она ещё была непрозрачной. В случае, если бы сегодня жёлтая в триадном офсете ложилась первой, она бы не осветляла чёрную и нетехнологичный завышенный TIL на большой рисованной чёрной плашке был бы оправдан, как он оправдан в глубокой печати. Но в современном триадном офсете, описанном стандартом, жёлтая полупрозрачная и всегда последняя, а чёрная — кроющая и всегда первая.
Черный цвет в наружной рекламе
При подготовке в печать баннеров, биллбордов и другой рекламной продукции для наружной рекламы рекомендуется черный цвет делать композитным.
Самый простой способ
Из CMYK конвертировать в RGB, а потом опять в CMYK. Но это, все же, не совсем корректно.
Рекомендуемый способ
Черный цвет сделать 30+30+30+100. В таком случае суммарное количество красок не превысит допустимый порог, а черный цвет будет насыщенным.
Перевал по CMYK
Перевал по CMYK (перелив по CMYK), не официальное название суммарно допустимого сочетания красок по CMYK в процентном соотношении.
В газетных типографиях допускается – 220-250%, на листовых машинах более высокого качества допускается – 310-340%.
Теоретически, да и практически печать 400% CMYK возможна, но есть несколько моментов, в связи с которыми этого следует избегать.
Таблица RGB-цветов
В HTML цвет чаще всего задаются RGB-кодом. Любой цвет разлагается на три основные составляющие:
Любой цвет задается сочетанием трех чисел, каждое из которых отражает долю одного из трех основных цветов. Каждая доля занимает 1 байт и может варьироваться от 00 до FF (в шестнадцатеричной системе счисления) или от 0 до 255 (в десятичной системе счисления).
Если цвет задается в шестнадцатеричном формате, то перед последовательностью шестнадцатеричных цифр ставится знак решетки ( # ). Порядок чисел, указывающих насыщенность основных цветов, должен выдерживаться строго. Сначала – красный, затем – зеленый, в конце – синий.
Если цвет задается в десятичном формате, то сначала идет ключевое слово rgb, затем в скобках через запятую десятичные числа насыщенности основных цветов.
Для наиболее популярных цветов были введены символьные имена.
Пример серебристого цвета
Подбор RGB цвета
Таблица цветов
Цветовая константа | Red | Green | Blue | Образец |
---|---|---|---|---|
alicemblue | F0 | F8 | FF | |
antiquewhite | FA | EB | D7 | |
aqua | 00 | FF | FF | |
aquamarine | 7F | FF | D4 | |
azure | F0 | FF | FF | |
beige | F5 | F5 | DC | |
bisque | FF | E4 | C4 | |
black | 00 | 00 | 00 | |
blanchedalmond | FF | EB | CD | |
blue | 00 | 00 | FF | |
blueviolet | 8A | 2B | E2 | |
brown | A5 | 2A | 2A | |
burlywood | DE | B8 | 87 | |
cadetblue | 5F | 9E | A0 | |
chartreuse | 7F | FF | 00 | |
chocolate | D2 | 69 | 1E | |
coral | FF | 7F | 50 | |
cornflowerblue | 64 | 95 | ED | |
cornsilk | FF | F8 | DC | |
crimson | DC | 14 | 3C | |
cyan | 00 | FF | FF | |
darkblue | 00 | 00 | 8B | |
darkcyan | 00 | 8B | 8B | |
darkgoldenrod | B8 | 86 | 0B | |
darkgray | A9 | A9 | A9 | |
darkgreen | 00 | 64 | 00 | |
darkkhaki | BD | B7 | 6B | |
darkmagenta | 8B | 00 | 8b | |
darkolivegreen | 55 | 6B | 2F | |
darkorange | FF | 8C | 00 | |
darkochid | 99 | 32 | CC | |
darkred | 8B | 00 | 00 | |
darksalmon | E9 | 96 | 7A | |
darkseagreen | 8F | BC | 8F | |
darkslateblue | 48 | 3D | 8B | |
darkslategray | 2F | 4F | 4F | |
darkturquoise | 00 | CE | D1 | |
darkviolet | 94 | 00 | D3 | |
deeppink | FF | 14 | 93 | |
deepskyblue | 00 | BF | FF | |
dimgray | 69 | 69 | 69 | |
dodgerblue | 1E | 90 | FF | |
firebrick | B2 | 22 | 22 | |
floralwhite | FF | FA | F0 | |
forestgreen | 22 | 8B | 22 | |
fushsia | FF | 00 | FF | |
gainsboro | DC | DC | DC | |
ghostwhite | F8 | F8 | FF | |
gold | FF | D7 | 00 | |
goldenrod | DA | A5 | 20 | |
gray | 80 | 80 | 80 | |
green | 00 | 80 | 00 | |
greenyellow | AD | FF | 2F | |
honeydew | F0 | FF | F0 | |
hotpink | FF | 69 | B4 | |
indiandred | CD | 5C | 5C | |
indigo | 4B | 00 | 82 | |
ivory | FF | FF | F0 | |
khaki | F0 | E6 | 8C | |
lavender | E6 | E6 | FA | |
lavenderblush | FF | F0 | F5 | |
lawngreen | 7C | FC | 00 | |
lemonchiffon | FF | FA | CD | |
ligtblue | AD | D8 | E6 | |
lightcoral | F0 | 80 | 80 | |
lightcyan | E0 | FF | FF | |
lightgoldenrodyellow | FA | FA | D2 | |
lightgreen | 90 | EE | 90 | |
lightgrey | D3 | D3 | D3 | |
lightpink | FF | B6 | C1 |
Цветовая константа | Red | Green | Blue | Образец |
---|---|---|---|---|
lightsalmon | FF | A0 | 7A | |
lightseagreen | 20 | B2 | AA | |
lightscyblue | 87 | CE | FA | |
lightslategray | 77 | 88 | 99 | |
lightsteelblue | B0 | C4 | DE | |
lightyellow | FF | FF | E0 | |
lime | 00 | FF | 00 | |
limegreen | 32 | CD | 32 | |
linen | FA | F0 | E6 | |
magenta | FF | 00 | FF | |
maroon | 80 | 00 | 00 | |
mediumaquamarine | 66 | CD | AA | |
mediumblue | 00 | 00 | CD | |
mediumorchid | BA | 55 | D3 | |
mediumpurple | 93 | 70 | DB | |
mediumseagreen | 3C | B3 | 71 | |
mediumslateblue | 7B | 68 | EE | |
mediumspringgreen | 00 | FA | 9A | |
mediumturquoise | 48 | D1 | CC | |
medium violetred | C7 | 15 | 85 | |
midnightblue | 19 | 19 | 70 | |
mintcream | F5 | FF | FA | |
mistyrose | FF | E4 | E1 | |
moccasin | FF | E4 | B5 | |
navajowhite | FF | DE | AD | |
navy | 00 | 00 | 80 | |
oldlace | FD | F5 | E6 | |
olive | 80 | 80 | 00 | |
olivedrab | 6B | 8E | 23 | |
orange | FF | A5 | 00 | |
orengered | FF | 45 | 00 | |
orchid | DA | 70 | D6 | |
palegoldenrod | EE | E8 | AA | |
palegreen | 98 | FB | 98 | |
paleturquose | AF | EE | EE | |
palevioletred | DB | 70 | 93 | |
papayawhop | FF | EF | D5 | |
peachpuff | FF | DA | B9 | |
peru | CD | 85 | 3F | |
pink | FF | C0 | CB | |
plum | DD | A0 | DD | |
powderblue | B0 | E0 | E6 | |
purple | 80 | 00 | 80 | |
red | FF | 00 | 00 | |
rosybrown | BC | 8F | 8F | |
royalblue | 41 | 69 | E1 | |
saddlebrown | 8B | 45 | 13 | |
salmon | FA | 80 | 72 | |
sandybrown | F4 | A4 | 60 | |
seagreen | 2E | 8B | 57 | |
seashell | FF | F5 | EE | |
sienna | A0 | 52 | 2D | |
silver | C0 | C0 | C0 | |
skyblue | 87 | CE | EB | |
slateblue | 6A | 5A | CD | |
slategray | 70 | 80 | 80 | |
snow | FF | FA | FA | |
springgreen | 00 | FF | 7F | |
steelblue | 46 | 82 | B4 | |
tan | D2 | B4 | 8C | |
teal | 00 | 80 | 80 | |
thistle | D8 | BF | D8 | |
tomato | FF | 63 | 47 | |
turquose | 40 | E0 | D0 | |
violet | EE | 82 | EE | |
wheat | F5 | DE | B3 | |
white | FF | FF | FF | |
whitesmoke | F5 | F5 | F5 | |
yellow | FF | FF | 00 | |
yellowgreen | 9A | CD | 32 |