год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду

Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования (история создания первой программы)

Анализируясовременное состояние организации педагогичес­кого процесса и нормативно-программное обеспечение дошколь­ных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурсв ис­торию.

В 1919 годуНаркомпрос РСФСР издает «Инструкцию по ве­дениюочага и детского сада» — первый документ, в котором конкретизированы применительно к дошкольному воспитанию основные принципы «Положения о единой трудовой школе»,за­ложены основы организации жизни и работыдошкольных уч­реждений как одного из важнейших фактороввоспитания детей, раскрепощения женщины ивовлечения ее во все сферы социали­стическогостроительства. На III (1924) и на IV (1928) съездах по дошкольномувоспитанию вопрос о программе для детского садаи принципах ее построения был выделен специальным раз­делом. В 1928 году был создан проект программы,который обсуждался исследователями вобласти педагогики и психологии, атакже всеми педагогами-практиками. В 1929 году выходит методическое письмо Наркомпроса «О связидошкольных учреж­дений со школой и опланировании работы». После этого поста­новления начинается работа над созданием «Программы для дошкольных учреждений». В 1932 году такаяпрограмма выхо­дит, она была как руководство при планированииучебно-воспи­тательного процесса. Материалпрограммы распределялся по видам деятельности и по организующиммоментам. Объем уме­ний и навыков по каждомуразделу деятельности был невелик. В 1934 году была издана «Программа ивнутренний распорядок детского сада».Она отличалась от предыдущей программы по формерасположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре. В1945 году было разработано руководство для воспитателей. В 1948 году руководство былопереиздано с небольшими изменениями.

Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководстводля воспитателя детского сада», изданное в 1953 году и переизданное в 1954году.

Успехи в развитии дошкольной педагогики,детской психоло­гии и различных методикпривели к созданию более довершен­ногодокумента для практики дошкольного воспитания. В 1962году была утверждена ирекомендована киспользованию Мини­стерством просвещения РСФСР«Программа воспитания в детс­ком саду» как основнойгосударственный документ для дошколь­ныхработников. С 1962 по 1989годпрограмма переиздавалась 9 раз. Над программой работали ведущиенаучно-исследовательские институтыдошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики.

В 1978 были, внесены очередные изменения, и программа получиланазвание Типовой. (Программа была разработана институтом дошкольного воспитания, академией пед. наук СССР, Управлением по дошкольному воспитанию,Министерством просвещения РСФСР ицентральным дошкольным методическим кабинетом). В последующие годы программанесколько разпереиздавалась снекоторымиуточнениями, но принцип ее построения оставалсяпрежним.

Созданиеновой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г. под ред. Р.А.Курбатовойи Н.Н. Поддьякова) было обусловлено социальным развитиемобщества,
достижениями педагогической науки,требованиям «Основных направленийреформы общеобразовательной и профессиональной
школы. Программа разрабатывалась НИИдошкольного воспи­тания АПН СССР,Министерством просвещения СССР и управ­лениемпо дошкольному воспитанию. В подготовке этой програм­мы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина,Р.И. Жу­ковская, В.А. Запорожец, Т.С.Комарова, Т.М. Маркова, В.Г.
Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П.Сакулина, Ф.А. Сохин и дру­гиеисследователи в области дошкольного воспитания.

Наоснове «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду». (1984 г.) Сталиразрабатываться программы в союзных республиках.В РСФСР в 1985 году выходит «Програм­мавоспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васи­льевой. Она предусматривала физическое, умственное,нравствен­ное, трудовое иэстетическое воспитание и развитие дошкольни­ков в соответствии с их возрастными и индивидуальными психо­физиологическими особенностями и подготовке их кобучению в школе. В 1987 году программабыла доработана и вышло ее второе издание.

Источник

Обзор основных программ дошкольного образования

год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть картинку год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Картинка про год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду Жарова Елена
Обзор основных программ дошкольного образования

Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную любовь к обучению. Я чувствую, что детский сад-это социальный колыбель, и это тоже делает его уникальным! Наиболее важным вещам, которые они будут обучаться, это социальные навыки, которые подготовят их к достижению будущих целей. Как педагог, я думаю, что детский сад отличается тем, что мы видим в самом широком спектре способности детей. Для меня очень важно помочь детям раскрыть их собственный внутренний мир.

В этом нам помогают такие программы как:

Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаро вой

Цель программы : охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.

В 2004г. вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.

Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка, представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.

Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.

Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.

Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.

Программа «Детств о»

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель программы: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста.

Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.

Все программы рекомендованы Министерством образования РФ.

Дорогие коллеги давайте будем относиться с вниманием и любовью к нашей работе.

Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» г. Дмитров

год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть картинку год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Картинка про год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть картинку год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Картинка про год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть картинку год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Картинка про год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду

год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть картинку год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Картинка про год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском садуФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

«Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Анализ авторских программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Анализ авторских программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Музыкальному образованию и воспитанию в дошкольных учреждениях.

Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Е. В. Гроздева.

год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть картинку год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Картинка про год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском садуИспользование практического пособия «Дары Фрёбеля» в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ «Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том,.

Деятельность педагога по реализации программ дошкольного образования В своей работе руководствуюсь основной образовательной программой ДОО, составленной на основе программы «Радуга», предназначенной для работы.

год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Смотреть картинку год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Картинка про год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском саду. Фото год выхода типовой программы обучения и воспитания в детском садуОбзор поделок и аппликационных работ по теме «Мишка, мишенька, медведь». Спит медведь в своей берлоге, Не будите по тревоге. Лишь когда придёт весна, Мишке будет не до сна! Конечно,не до сна-шум,гам вокруг. Снег.

Подвижная игра как средство развития основных движений детей дошкольного возраста В настоящее время можно говорить о многолетней стойкой тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Это обусловлено многими.

Подвижные игры как средство закрепления основных движений у детей старшего дошкольного возраста Аннотация:. Статья посвящена вопросам комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста,.

Источник

Программы дошкольных образовательных учреждений 11 глава

В 1932 г. такая программа была принята Как руко­водство при планировании учебно-воспитательного про­цесса. Программа включала виды деятельности и органи­зующие моменты. Объем умений и навыков, предусмот­ренных программой по каждому разделу деятельности, был невелик.

В 1934 г. был опубликован документ «Программа и внутренний распорядок детского сада». Она отличалась от предыдущей по форме расположения материала и была гораздо проще и удобнее по структуре.

В 1945 г. было разработано руководство для воспита­телей, которые в 1948 г. переиздано с небольшими изме­нениями*

Первым документом, обязательным для выполнения, было новое «Руководство для воспитателя детского сада», изданное в 1953 г. и переизданное в 1954 г.

Успехи в развитии дошкольной педагогики, детской пси­хологии и методики привели к созданию более совершенно­го для практики дошкольного воспитания документа.

В 1962 г. была утверждена и рекомендована к ис­пользованию Министерством просвещения РСФСР как основной государственный документ для дошкольных ра­ботников «Программа воспитания в детском саду». Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и веду­щие кафедры дошкольной педагогики. С 1962 по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.

В 1978 г. были внесены очередные изменения, и про­грамма получила название Типовой. Она была разработа­на институтом дошкольного воспитания, Академией педа­гогических наук СССР, Управлением по дошкольному вос­питанию Министерства просвещения РСФСР и Централь­ным дошкольным методическим кабинетом. В последую­щие годы программа несколько раз переиздавалась с не­которыми уточнениями, но принцип ее построения оста­вался прежним.

Создание новой «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» (1984 г., под ред. Р.А. Курбато­вой и Н.Н. Поддьякова) было обусловлено социальным развитием общества, достижениями педагогической науки, требованиями «Основных направлений реформы общеоб­разовательной и профессиональной школы». Программа разрабатывалась НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. В подготовке этой программы принимали участие Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Р.Й. Жу­ковская, В.А. Запорожец, Т.С. Комарова, Т.М. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Пиньевская, Н.П. Сакулина, Ф.А. Со-хин и другие специалисты в области дошкольного воспи­тания. На основе этой программы разрабатывались про­граммы в союзных республиках.

В РСФСР в 1985 г. опубликована «Программа воспи­тания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василье­вой. Она предусматривала физическое, умственное, нрав­ственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и инди­видуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. В 1987 г. программа была доработана и вышло ее второе издание.

В 1989 г. Государственным комитетом по народному образованию СССР (в то время центральным государствен­ным органом, направляющим и регламентирующим работу всех учреждений образования), была утверждена новая Кон­цепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А, Петровский и др.). Появление Концепции положило начало активному обсуждению теоретических и практичес­ких вопросов дошкольного воспитания и образования.

В 1991 г. Постановлением Совмина РСФСР утверж­дено «Временное положение о дошкольном учреждении»-В нем, в частности отмечалось, что единая программа не­избежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуаль­ных особенностей детей. Положением отменялся порядок действия программы как обязательного единого докумен­та, т.е. дошкольному учреждению давалась возможность выбирать программу из имеющихся, вносить в нее соб­ственные дополнения, создавать авторские программы, ис­пользовать разнообразные формы работы. В Методичес­ких рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко й Н.А. Коротковой (1993), был дан анализ состояния дош­кольного воспитания в период начавшихся изменений. Авторы отмечали, что данная программа не отвечает в Полной мере требованиям обучения и воспитания ново­го поколения. Она излишне идеологизирована, включает направления деятельности и темы для изучения, не дос­тупные жизненному опыту ребенка и его возрастным воз­можностям, не учитывает региональных особенностей, име­ющих важное значение для развития ребенка и т.д.

В связи с принятием Закона РФ У ронова. В настоящее время программа сосцрит из пяти разделов и предназначена для воспитания и обучения де­тей от двух до семи лет.

Цель программы — сформировать такие качества лич­ности, как воспитанность, самостоятельность, целеустрем­ленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения. Формирование знаний, умений и навыков рас­сматривается не как самоцель, а как одно из средств вос­питания и психологического развития ребенка.

Перед воспитателями ставятся общие задачи:

создать ребенку возможность радостно и содержа­тельно прожить эти годы;

обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического)

способствовать всестороннему и своевременному пси­хическому развитию;

формировать активное и бережно-уважительное от­ношение к окружающему миру;

приобщать к основным сферам человеческой куль­туры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентиро­вана на формирование этих новообразований:

целеполагание, целенаправленность детской деятель­ности в младшем дошкольном возрасте); •

выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте);

произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте). Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических постулатов о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и ста­новлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет им искать свои пути решения. Те изменения в деятельности детей, которые можно достигнуть в возрасте четырех-пяти лет, являются естественным следствием и продолжением принципиальных изменений в деятельности ребенка, ко­торые формируются в возрасте между двумя и тремя года­ми. Именно тогда у детей появляется способность к целе-полаганию. Это значит, что до начала действий ребенок уже знает, что он хочет получить по их окончании — иными словами, у него есть какое-то представление о бу­дущем результате, какой-то образ этого результата.

Следующий шаг в становлении целеполагания — спо­собность на основе достигнутого ставить вытекающие из полученного результата новые цели. Система целей мо­жет формироваться на протяжении длительного времени. Это значит, что более общие планы фиксируются ребен­ком неделями и находят свою реализацию Способность самостоятельно развертывать систему вытекающих друг из друга целей является важным условием самостоятель­ной и творческой деятельности.

Существенным моментом в педагогической работе яв­ляется также создание мотивации, побуждающей детей овладеть тем* что взрослый хотел бы в них сформировать. При этом необходимы такие приемы, которые обеспечива­ли бы возникновение нужной мотивации у большинства детей. Авторы программы выделяют типы мотивации, с помощью которых можно побуждать детей охотно усва­ивать то новое, что им будут передавать взрослые, среди них — игровая мотивация личной заинтересованности. В «Руководстве» дается их конкретное описание приме­нительно к разным разделам работы.

Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает семь важней­ших видов деятельности детей и занятий, в процессе ко­торых происходит воспитание и развитие ребенка;.

• физическая культура (самый важный предмет —красный цвет);

игра (положенная в основу программы — оранже­вый цвет);

изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративным искусст­вом — желтый цвет);

конструирование (развитие воображения — зеленый цвет);

занятия музыкальным и пластическим искусством (формирование эстетических переживаний — голубой цвет);

занятия по развитию, речи и ознакомлению с окру­жающим миром (синий цвет);

математика (фиолетовый цвет).

Работать по программе «Радуга» предполагает прежде всего способность и желание воспитателя, педагога понять, что представляет собой ребенок данного возраста, любить его за индивидуальность, ценить его уникальность, непов­торимость, своеобразие. Разработанная научно-методичес­кая система педагогического творчества программы «Раду­га» достаточна трудоемкая, требует высокой культуры оргаг низации труда, поэтому в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное плани­рование педагогической работы на год, раскрывается содер­жание работы в течение дня: перечень и продолжитель­ность отдельных элементов режима дня, а также их методи­ческое содержание, цель и средства. Наряду с программой разработан учебно-методический комплекс, помогающий педагогам реализовать данную программу.

Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ.

(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, НА. Ноткина и др./Под редакцией ТЖ. Бабаевой, ЗА. Михайловой, Л.И. Гурович)

В 1995 г. коллективом преподавателей кафедры^дош-кольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена была разра­ботана программа «Детство».

Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребенка в период дошкольного детства: интел­лектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения уст­ного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Обучение на занятиях направлено на систематизацию, углубление и обобщение Дичного опыта ребенка. Количе­ство занятий и их продолжительность не регламентиро­ваны» Педагогу предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, спо­соб организации и место в режиме дня. ^

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел — «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока:

«Гуманное отношение» •■ «Созидание»

«Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (тре­тий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный Возраст (шестой и седьмой годы жизни).

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастно­му периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;

особенности сферы деятельности (общения, восприя­тия);

общие задачи воспитания;

уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

рекомендуемая литература для чтения, рассказыва­ния, заучивания наизусть;

рекомендуемые произведения изобразительного и му­зыкального искусства;

В помощь воспитателям, работающим по этой програм­ме, подготовлена специальная серия методической лите­ратуры — «Библиотека программы «Детство». В посо­бии «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду» (под общей редакцией З.А. Михайловбй) сформулитюваны педагогические.задачи по основным видам деятельности: природоведческой, математической, художе­ственно-творческой, речевой, социально-нравственному вос­питанию и физическому развитию. В кратком изложении представлены задачи и содержание воспитательно-образо­вательного процесса в детском саду. Авторы предполага­ют творческое отношение воспитателя к планированию своей работы.

Программа рекомендована Министерством образова­ния РФ*

(ЛА. Венгер, ОМ. Дьяченко, Н.С. Баренцева и др.)

Программа «Развитие» разработана коллективом со­трудников Учебного центра Л.А. Венгера. В основу про­граммы, как указывают авторы, положены два теоретичес­ких положения.

Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия Над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребенка мо­жет быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открываю­щим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрос­лых. Согласно этой теории основной путь развития ре­бенка — это амплификации развития, т.е. его обогащение* наполнение наиболее значимыми для дошкольника фор­мами и способами деятельности.

Второе — это концепция Л.А. Венгера о развитии спо­собностей, которые понимаются как универсальные дей­ствия ориентировки в окружающем с помощью специфи­ческих для дошкольников средств решения задач. Основ­ным при этом является построение и использование обра­зов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явле­ний, их связей и отношений. В процессе восприятия это образы, соответствующие сенсорным эталонам — обще­принятым образцам внешних свойств (формы цвета, вели­чины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения это образы, соответствующие различным ви­дам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.).

В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предпо­лагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного воз­раста.

Программа «Развитие» разработана для четырех возраст­ных групп: младшей, средней, старшей и подготовительной.

Дети младшей группы занимаются самыми важными для их возраста видами деятельности — игрой, конструи­рованием, рисованием. Кроме того, воспитатель читает им стихи, сказки, беседует о прочитанном. Большое внимание уделяется занятиям по сенсорике, на которых малыши, играя в дидактические игры, незаметно для себя овладе­вают такими свойствами окружающих предметов, как цвет, форма и величина.

В средней группе дети продолжают заниматься конст­руированием, рисованием и художественной литературой, но при этом решают более сложные задачи. Появляются новые виды занятий — знакомство с природой, математи­ка и ориентировка в пространстве. Ориентировка в про­странстве играет важную роль в развитии детей средней группы, поэтому малыши занимаются ею два раза в неде­лю. Занятия обычно проходят в форме интересных игр.

В старшей и подготовительных группах продолжаются такие занятия, как конструирование, рисование, ознакомле­ние с произведениями художественной литературы, приро­дой, ориентировка пространстве, математика, однако появ­ляются и новые виды — грамота и логика. Занятия по математике и грамоте носят не только узкопрагматичес­кий характер (научить чтению и счету), но общеразвивающий — дети пробуют проводить звуковой анализ слова, сравнивать числа между собой и т.д. Особое место занима­ет ознакомление с логическими отношениями: с помощью специальных Приемов и средств (картинки, рисунки, схемы) дети узнают о простейших логических операциях.

Кроме этих основных разделов в программе есть до­полнительные:

Занятия по этим разделам могут проводиться в зави­симости от желания детей и воспитателя.

В работе по программе предусмотрено также свобод­ное время для проведения занятий по музыке и физичес­кой культуре. К программе «Развитие» разработан целый ряд психолого-педагогических и методических пособий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *